Научная статья на тему 'Роль психодиагностических компетенций в формировании профессионального мышления студентов'

Роль психодиагностических компетенций в формировании профессионального мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / COMPETENCE-BASED APPROACH TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Малохат Эргашевна, Шодиева Райхон Сайдуллаевна

В статье анализируется компетентностный подход, представленный в зарубежной и отечественной педагогике и психологии, приводятся определения формирований психодиагностических компетенций и состав ведущих конструктов содержания профессионального образования: базовых компетентностей, ключевых компетенций. Под психодиагностической компетентностью нами понимается анализировать, обеспечивающее возможность ставить и эффективно решать проблемы разного уровня сложности, готовность мобилизовать свои интеллектуальные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль психодиагностических компетенций в формировании профессионального мышления студентов»

РОЛЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ 1 2 Ахмедова М.Э. , Шодиева Р.С.

Email: Akhmedova658@scientifictext.ru

1Ахмедова Малохат Эргашевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии;

2Шодиева Райхон Сайдуллаевна - докторант PhD, Ташкентский государственный технический университет им. И. Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется компетентностный подход, представленный в зарубежной и отечественной педагогике и психологии, приводятся определения формирований психодиагностических компетенций и состав ведущих конструктов содержания профессионального образования: базовых компетентностей, ключевых компетенций. Под психодиагностической компетентностью нами понимается анализировать, обеспечивающее возможность ставить и эффективно решать проблемы разного уровня сложности, готовность мобилизовать свои интеллектуальные компетенции.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональные знания, компетентностный подход к образованию.

THE ROLE OF PSYCHODIAGNOSTIC COMPETENCE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING OF STUDENTS Akhmedova M.E.1, Shodieva R.S.2

1Akhmedova Malokhat Ergashevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY; 2Shodiyeva Rayhon Saydullayevna - PhD doctoral Candidate, I. KARIMOV TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the competence approach presented in foreign and domestic pedagogy and psychology, provides definitions of the formations of psychodiagnostic competencies and the composition of the leading constructs of the content of vocational education: basic competencies, key competencies. Under the psychodiagnostic competence, we mean to analyze, providing the opportunity to pose and effectively solve problems of different levels of complexity, the willingness to mobilize their intellectual competences. Keywords: professional competence, professional knowledge, competence-based approach to education.

УДК 37.025.7

На современном этапе развития высшего социально-гуманитарного образования в системе подготовки специалистов педагогического и психологического направления доминирующие позиции занимает профильно-компетентностный подход в обучении как основополагающих подходов в процессе профессионального обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Введение в профессиональное образование, помимо знаний, умений и навыков, новых образовательных конструктов - компетентностей, компетенций и ключевых квалификаций - научно обосновано учеными стран Европейского Союза в середине 80-х гг. теперь уже прошлого столетия (Д. Мертенс, Б. Оскарсон, А. Шелтен, Р. Бадер, Саймон Шо и др.).

В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в работах В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, А. М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишова.

Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах К.М. Абдуллаева, Н.А. Муслимова, Ш.С. Шарипова, М.Б. Уразова, О.А. Куйсинова и также из зарубежных отечественных психологов В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, В.Д. Шадрикова, П.М. Эрдниева, И. С. Якиманской. Ориентация на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности была ведущей в их работах. При этом следует отметить, что в их развивающих моделях обучения были представлены также содержание учебных материалов и технологий формирования этих обобщенных единиц обучения.

Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным [1].

Наиболее точные толкования этих понятий, с нашей точки зрения, даются А.В. Хуторским [2]. Приведём их характеристику.

Компетентность - совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание обучаемым соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

А.А. Черемисина в работе «Формирование правовой компетентности старших школьников» рассматривает компетентность, как «устойчивую способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания сущности выполняемых задач и разрешаемых проблем, хорошего знания и опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями, умениями выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, чувства ответственности за достигнутые результаты» [3].

И.А. Зимняя: «Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [4].

Г.А. Сергеев: «Компетенция понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определённому кругу предметов или процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность определяется как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, компетенции выступают как цели образовательного процесса, а компетентность - как результат, совокупность личностных качеств специалиста» [5].

Психодиагностика, становясь все более востребованной частью психологического знания в сфере образования, призвана учитывать его инновационные тенденции развития. Методы диагностики номинируются как важные компоненты такого развития, а своевременное получение качественных знаний о субъективном восприятии происходящего, личностных смыслах, аффективных переживаниях предполагает преодоление инновационных барьеров и минимизацию психологических рисков субъектами образовательной среды. Тем не менее, известные концепции и модели инновационного образования далеки от методологического и теоретического завершения принципиально новых диагностических методов и

перспектив их развития. По-прежнему в теории и практике научных исследований диагностика исполняет свою традиционную роль, выявляя состояния, отдельные характеристики, качества развития личности, показатели которых имеют дискретный и некоторый финальный характер.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика развития. Она является первым и очень важным этапом в системе обучение. Именно психодиагностика позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

Диагностика достижений учащегося происходит на каждом уровне и во всех областях, относящихся к той или иной компетенции. Как видно из приведенных фрагментов программы, учащийся должен подтвердить, что он овладел требуемыми умениями.

Учащийся участвует в групповой дискуссии или «один на один», представляет свой анализ прочитанных документов, демонстрирует свои умения руководить проектом или участвовать в нем, используя для этого соответствующие компетенции.

Список литературы /References

1. Иванов ^Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6 (12)). Стр. 6.

2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.eidos.ru / journal. 2005 .1212.htm/ (дата обращения: 28.02.2019).

3. Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: дис. канд. пед. наук. М., 2003.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Эйдос: Интернет_журнал. 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/ (дата обращения: 28.02.2019).

5. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании. Владимир: Изд-во Владимирского Государственного Университета, 2010. Стр. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.