Научная статья на тему 'Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования'

Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВАЯ / БАЗОВАЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / VALUE / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / KEY / BASIC AND SPECIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родиков Александр Степанович

Статья «Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования» посвящена такой актуальной проблематике современной педагогической науки как ценностное пространство ком-петентностного подхода. Автором научной публикации рассматриваются различные точки зрения на природу компетентностного подхода, а также на его базовые ценности, характеристики и опции. Многосложный процесс трансформации ценностного пространства педагогов в условиях модернизационных изменений образования представляет собой осмысление и актуализацию ценностей, характеристик и опций компетентностного подхода в процессе педагогической деятельности. Ценностный анализ компетентностного подхода осуществлен на основании научных теорий ценностей Т. Хаггарда, И. Канта, М. Шелера, Э. Фромма, А. Швейцера, М. Вебера, Б. Шледера. Автором научной статьи убедительно доказывается, что приоритетной актуальной ценностью современного образования становится компетентность. Очень важным для понимания является обозначение различий между такими научно-прикладными категориями как «квалификация» и «компетенция». Под классической, традиционной «квалификацией» подразумевается функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводится к усвоению более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков. «Компетенция» же предполагает развитие в человеке более сложной способности ориентироваться в системе координат разнообразия сложных, чрезвычайных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях собственной деятельности, а также готовность нести за них ответственность. Применение компетентностного подхода и выявление характерологических особенностей профессиональной компетентности субъектов образовательной деятельности дает возможность определить ее сформированность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE AS LEADING FACTOR OF PROFESSIONAL ACTIVITY SUCCESS IN EDUCATION SYSTEM

The article "Competence as leading factor of professional activity success in education system" is devoted to such topical issues of modern pedagogy as the value space of competence approach. The author of a scientific publication discusses various perspectives on the nature of competence approach, and also on its basic values, characteristics and options. Highly complex process of transformation of valuable space of teachers in the conditions of modernization changes of education is understanding and updating of values, characteristics and options of competence approach in teaching. The value analysis of competence approach was done on the basis of scientific theories of values of T. Haggard, I. Kant, M. Scheler, E. Fromm, A. Schweitzer, M. Weber, B. Shleder. The scientific article author proves that the current priority value of modern education is competence. And it is important to understand the difference between the designation of such scientific and applied categories as "qualifications" and "competence". Classical, traditional "qualification" means a functional correspondence between the demands of the workplace and the objectives of education, and training is reduced to the assimilation of more or less knowledge and skills standard set. "Competence" also involves the development of a man by more sophisticated ability to navigate in coordinate system of variety of complex, emergency and unpredictable situations, be aware of the consequences of its own activities, as well as readiness to take responsibility. The use of competence approach and identification of characteristic features of professional competence of educational activity subjects makes it possible to determine its formation as a leading factor in professional activity success in the education system.

Текст научной работы на тему «Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования»

УДК: 37.01 ББК: 74.00

РОДИКОВ Александр Степанович, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия го^коу-аз@уа^ех. ги

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья «Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования» посвящена такой актуальной проблематике современной педагогической науки как ценностное пространство ком-петентностного подхода. Автором научной публикации рассматриваются различные точки зрения на природу компетентностного подхода, а также на его базовые ценности, характеристики и опции. Многосложный процесс трансформации ценностного пространства педагогов в условиях модернизационных изменений образования представляет собой осмысление и актуализацию ценностей, характеристик и опций компетентностного подхода в процессе педагогической деятельности. Ценностный анализ компетентностного подхода осуществлен на основании научных теорий ценностей Т. Хаггарда, И. Канта, М. Шелера, Э. Фромма, А. Швейцера, М. Вебера, Б. Шледера. Автором научной статьи убедительно доказывается, что приоритетной актуальной ценностью современного образования становится компетентность. Очень важным для понимания является обозначение различий между такими научно-прикладными категориями как «квалификация» и «компетенция». Под классической, традиционной «квалификацией» подразумевается функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводится к усвоению более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков. «Компетенция» же предполагает развитие в человеке более сложной способности ориентироваться в системе координат разнообразия сложных, чрезвычайных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях собственной деятельности, а также готовность нести за них ответственность. Применение компетент-ностного подхода и выявление характерологических особенностей профессиональной компетентности субъектов образовательной деятельности дает возможность определить ее сформированность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-142-148

RODIKOV Alexander S., Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia rodi kov-as@yandex. ru

COMPETENCE AS LEADING FACTOR OF PROFESSIONAL ACTIVITY SUCCESS IN EDUCATION SYSTEM

The article "Competence as leading factor of professional activity success in education system" is devoted to such topical issues of modern pedagogy as the value space of competence approach. The author of a scientific publication discusses various perspectives on the nature of competence approach, and also on its basic values, characteristics and options. Highly complex process of transformation of valuable space of teachers in the conditions of modernization changes of education is understanding and updating of values, characteristics and options of competence approach in teaching. The value analysis of competence approach was done on the basis of scientific theories of values of T. Haggard, I. Kant, M. Scheler, E. Fromm, A. Schweitzer, M. Weber, B. Shleder. The scientific article author proves that the current priority value of modern education is competence. And it is important to understand the difference between the designation of such scientific and applied categories as "qualifications" and "competence". Classical, traditional "qualification" means a functional correspondence between the demands of the workplace and the objectives of education, and training is reduced to the assimilation of more or less knowledge and skills standard set. "Competence" also involves the development of a man by more sophisticated ability to navigate in coordinate system of variety of complex, emergency and unpredictable situations, be aware of the consequences of its own activities, as well as readiness to take responsibility. The use of competence approach and identification of characteristic features of professional competence of educational activity subjects makes it possible to determine its formation as a leading factor in professional activity success in the education system.

Ключевые слова: ценность, компетентностный подход, ком- Keywords: value, competence approach, competence, петентность, компетенция, профессиональная компетент- professional competence, key, basic and special compe-ность, ключевая, базовая, специальная компетентности. tence

Поиск ответов на вопросы, возникающие в связи с новыми направлениями развития общества, привели нас к необходимости выявления новых подходов к реформированию системы образования. В последнее время в обществе наблюдается ценностная ориентация, а в образовании аксиологический (ценностный) подход как один из путей гуманизации образования. В исследовании ставится цель обосновать использование ценностного подхода и определить роль компетентности в системе образования.

Тенденции развития современного общества (глобализация, информатизация, се-тевизм) предполагают ценностную переориентацию общественного сознания. Оценивая социальные изменения, происходящие в современном мире, Н.С. Розов отмечает ценностное сознание в качестве ведущей формы мировоззрения [17].

И. Кантом впервые было определено понятие «ценность». Согласно его учению, «ценность как противопоставление сферы нравственности (свободы) сфере природы (необходимости) сама по себе не имеет бытия, у нее есть только значимость: она суть требования, обра-

щенная к воле, цели, поставленной перед ней. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [8, с. 347]

Э. Фром, описывая проблемы бытия человека в современном обществе, отмечает, что «бессознательные ценности, служащие непосредственными мотивами человеческого поведения, - это ценности, порожденные социальной системой индустриального общества: собственность, потребление, общественное положение, развлечения, сильные ощущения» [21].

Е.В. Бондаревская определяет ценность как «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. По мнению исследователя, «ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» [3].

Анализ категории ценности в условиях преобразований дал возможность использовать аксиологический подход применительно к системе образования. Применение ценностного подхода дало возможность обосновать в системе образования его сущностные категории и определить полипарадигмальный феномен современной педагогики (работы Ш.А. Амонашвили, Ю.В. Громыко, И.А. Колесниковой, Н.С. Ладыжец, О.Г. Прикота, В.М. Розина, Е.А. Ямбурга и

др.).

В этой связи стало возможным говорить об изменении цели образования. Так, например: согласно С.И. Гессену, «она состоит в овладении человеком системой культурных ценностей» [5, с. 373]; в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - это «развитие человеческого потенциала», что должно обеспечивать возможности «доступа к национальным и мировым культурным ценностям» [12]; в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г.) образование рассматривается как целенаправленный процесс, в котором одним из важных компонентов выступают «ценностные установки» [20].

Таким образом, основой стратегии реформирования современного образования в России, определяющей главные направления изменений, становится феноменология ценностей.

Параллельно, в качестве одной из стратегических целей государственной политики в области образования, выделяется «обеспечение компетентностного подхода» (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). В его основе формирование у обучаемых компетентности (компетенций). Следовательно, обращение к целям современного образования актуализировало применение термина «компетентность».

Нами был проведен ценностный анализ компетентностного подхода, результаты которого отражены в таблице 1.

Анализ соотношений философии ценностей, ведущих идей и базовых ценностей компе-тентностного подхода позволил выявить, что компетентность на современном этапе развития общества является ценностью, имеет ее свойства, особенности и структуру. Отсюда можно утверждать, что компетентность является ценностью и современного образования, то есть она становится приоритетным выбором при определении целей образования в условиях развития современного общества. Результатами образования, являющимися значимой общественной ценностью, согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», и их составной частью становятся «компетенции определенных объема и сложности» [20].

Понятие компетентности имеет сегодня разнообразное содержание.

Таблица 1 Ценностный анализ компетентностного подхода Table 1 Value analysis of competence approach

Философия ценностей Ведущие идеи компетентностного подхода Базовые ценности компетентностного подхода

Т. Хаггард: глобальное мышление во имя мира Общество глобальной компетентности [4] Знания и опыт, необходимые на протяжении всей жизни, а также системы образования, необходимые для их приобретения [10, с. 15]

И. Кант: ценность как выражение воли и принципа всеобщего законодательства Образование как базовая ценность XXI века Образование играет важную роль в будущем материальном благополучии человека - его способности зарабатывать средства на рынке труда, жить дольше и более полноценной жизнью [14]

М. Шелер: приоритет ценности над волей, целью Ценностные основания создания европейского образовательного пространства Ценность учения; информация, руководство и консультирование; инвестиция времени и денег в обучение; соединение учащихся и учебных возможностей; базовые умения; инновационная педагогика, а также активная гражданская позиция, личностное развитие и безопасная социальная включенность в жизнь общества [2]

М. Шелер: предпочтения ценностей Базовые принципы непрерывного образования 1) новые базовые знания и навыки для всех; 2) увеличение инвестиций в человеческие ресурсы; 3) инновационные методики преподавания и учения; 4) новая система оценки полученного образования; 5) развитие наставничества и консультирования; 6) приближение образования к дому [23]

Э. Фром, А. Швейцер: осмысленность бытия и поиск смысла жизни Компетентность Компетентность - подтвержденная в действии комбинация знаний, квалификаций (умений) и отношений, которые соотносятся с контекстом ситуации [26]

М. Вебер: соотношение познания и ценности Ключевые компетенции [24] Компетентность определяется как явление, которое состоит из большого числа компонентов; представляет собой способность решать задачи, корреспондирующие с реальными жизненными ситуациями [15]

А. Швейцер: ценностные предпочтения «живого бытия» Ключевые компетентности Ключевые компетентности - многофункциональный пакет знания, способности и отношений, которые требуются каждому человеку (personal competences) для полноценной личной жизни и работы, активного гражданства и эффективного включения в жизнь общества [26]

Б. Шледер: концепция желаемого и структура ценностных ориен-таций «Определение и выбор компетенций: теоретические и концептуальные основы» Компетенции рассматриваются не с точки зрения простого функционирования общества и выживания индивидуумов, а относительно хорошо функционирующего общества и успешной жизни в нем каждого [27]

Б. Шледер: концепция желаемого и структура ценностных ориен-таций Ограниченность собственных знаний и суждений; планирование мер по преодолению этой ограниченности Классификация ключевых компетенций: • способность использовать широкий набор инструментов для взаимодействия с физическими, информационными и социокультурными объектами; • способность взаимодействовать с другими в различных диапазонах жизни и работы; • способность действовать автономно и принять ответственность за управление собственной жизнью в широком общественном контексте [25]

Компетенция - латин. Competentia - 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право) [19].

В системе образования разнообразное содержание понятия «компетентность» отражается в представлении о ней как об образовательной или профессиональной компетентности. Так, В.В. Краевский говорит об образовательной компетентности [13, с. 9-10]. С точки зрения исследователя, «образовательная компетенция» - уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования, «образовательная компетентность» - способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности [Там же].

Для того, чтобы обеспечить условия становления образовательной компетентности учащегося, необходимо иметь в первую очередь соответствующие педагогические кадры, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности. Н.Ф. Радионова и А.П. Тряпици-на рассматривают профессиональную компетентность учителя как «интегративную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [16, с. 8]. Давая характеристику профессиональной компетентности, авторы определяют профессиональную компетентность как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций» [Там же, с. 9]. По их мнению, ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в обществе и профессиональной деятельности. Они отражают способность решать профессиональные задачи вообще. Базовые компетенции нужны для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями времени, они отражают специфику определенной сферы профессиональной де-

ятельности. Специфику профессиональной деятельности в конкретных условиях отражают специальные компетенции [Там же, с. 9].

Применительно к педагогическому образованию компетентностный подход нами рассматривается как профессиональная подготовка современного педагога, которая строится в логике данного подхода. Концептуальной основой нашего исследования является его ценностно-целевое назначение, то есть выявление изменений, которые могут быть реализованы в профессиональном педобразовании, где главной целью становится подготовка педагогов к выполнению стратегических задач реформирования образования.

С точки зрения М.С. Кагана, каждый субъект воспринимает окружающую действительность в зависимости от сформированных в нем представлений о ценностях. Общенаучной ценностью, по мнению ученого, является целостность и единство окружающего мира [8, с. 52]. В качестве ключевой компетентности определяется способность успешно решать профессиональные задачи [11, с. 9]. Когда речь идет о профессиональной компетентности, то оценка уровня профессиональной деятельности связана с базовой компетентностью, отражающей специфику определенной профессиональной деятельности (предметной или надпредметной сферы). Специальные компетентности представляются через ключевые и базовые компетентности в области учебного предмета, определенной области профессиональной деятельности [11, с. 10].

Р.М. Грановская под картиной мира понимает систему актуально включенных в структуру жизнедеятельности человека значимостей, которые выделяет в сознании как жизненно важные параметры объективной реальности [6]. Этот аспект ценностной деятельности связан с ключевой, базовой и специальной уровнями профессиональной компетентности педагога.

П.А. Баранов ценность рассматривает с точки зрения проявления ее в поступке индивида. Ученый выделяет уровни осмысления поступка индивидом [1, c. 151]. Эти уровни соотносимы с уровнями профессиональной компетентности: ключевыми, базовыми и специальными компетенциями.

В случае оценки профессиональной компетентности педагога актуальная значимость его деятельности определяется отбором содержания профподготовки, к которому ряд исследователей относят принципы социо-культуросообразности и практикоориентированности. Сегодня в русле данных принципов и развивается профессионально-педагогическое образование.

На современном этапе совершенствования системы образования в России происходят серьезные изменения. В основе ее модернизации лежит компетентностный подход. Переориентация на оценку качества образования через компетенции дает возможность выделить приоритетные ценности для Российского образования, представленные в Болонской декларации. Согласно Болонским документам, сегодня необходимо инвестировать средства в человеческий капитал, представляющий собой знания, навыки, определенный практический опыт. Ведущая роль в этом отводится системе образования, которая нуждается в реформировании, в структурном и содержательном обновлении.

Базовые ценности образования были заявлены в «Совместной декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Италию и Францию (Сорбонна, 25 мая 1998 года)». К основным из них отнесены: ликвидация преград и разработка фор обучения, которые сделали бы сотрудничество более мобильным и близким; сближение систем образования; повышение новизны и гибкости через семестры и кредиты; стремление сделать схемы российского высшего образования ясными для других стран; единство государств - членов Союза и остальных европейских стран в достижения этой цели [18, с. 20-23].

С целью совершенствования профессиональной компетентности нашего педагога необходимо разрешение противоречий в подготовке квалифицированных кадров:

a) «между увеличивающимся объемом научной информации и традиционным способом ее предъявления;

b) между растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их квалификации;

c) между ростом объективной значимости профессии учителя и фактической недооценкой его труда обществом» [11, с. 242].

H.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной предлагается также формат оценки профессиональной компетентности будущего учителя, включающей в себя следующее:

I. Видеть ученика в образовательном процессе.

2. Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы.

3. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса.

4. Создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности.

5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [16, с. 3]. Таким образом, к базовым ценностям профессиональной деятельности можно отнести:

- способность успешно работать в поле проблем профессионально-педагогической деятельности;

- способность к рефлексии собственного педагогического опыта как индивидуального, так и коллективного;

- стремление к освоению нового опыта в области профессионально-педагогической деятельности;

- способность к саморазвитию и самосозиданию в рамках новых задач реформирования образования.

Сегодня исследователи проблемы профессионализма напрямую связывают ее с профессиональной компетентностью, с ее формированием в системе образования. Об этом свидетельствуют труды С.А. Дружилова, Е.А.Климова, Л.М.Митиной, Н.С. Пряжникова и др. Все больший акцент в образовательной деятельности стал делаться на подготовку человека, специалиста, успешного в профессиональной деятельности и в целом по жизни.

В этой связи рассмотрение проблем формирования профессиональной компетентности субъекта образовательной деятельности (педагога, руководителя) выступает как фактор успешности. Это обусловлено тем, что в системе образования только успешная личность может позитивно воздействовать на участников образовательного процесса, стимулировать желание достигать успехов в учебной деятельности и в жизни в целом. С.А. Дружилов подчеркивает в своих исследования, что «для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма» [7, с. 26]. Данная точка зрения поддержана и многими отечественными учеными (Б.Г. Ананьевым, Е.А. Климовым, А.К. Марковой, А.В. Хуторским, В.Д. Шадриковым). При этом, говоря о «Структуре и содержании компетенции успеха в образовании», А.В. Хуторской отмечает необходимость научного рассмотрения различных сфер бытия человека. Главное внимание должно быть уделено его образованию [22].

Таким образом, анализ ценностных ориентаций современного общества позволяет сделать вывод, что приоритетной ценностью современного образования становится компетентность. Применение компетентностного подхода и выявление характерологических особенностей профессиональной компетентности субъектов образовательной деятельности (педагогов, учителей) дает возможность определить ее сформированность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Баранов П.А. Дифференцированный подход в постдипломном педагогическом образовании. Монография. -СПб.: СПб ГУМП, 2003. - 368 с.

2. Болонский процесс в документах и статьях [Электронный ресурс] - URL: http://www.rumi.ru (дата обращения: 19.09.2015).

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. -№ 1. - С. 29-36.

4. Всемирный доклад по образованию 1998 года: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. -Барселона: Юнеско, 1998. -176 с.

5. Гэссен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

6. Гоановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: OMS, 1994. - 180 с.

7. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность

8. и профессионализм педагога: психологический подход

9. // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк. - 2005.

- Вып. 8. - С. 26-44.

10. Каган М.С. Наука и ценности. Проблема интеграции естественного и социогуманитарного знания. - Л., 1990. -184 с.

11. Кант И. Соч.: В 6. т. - М., 1965. - Т. 4 (1). - 347с.

12. Качественное образование для всей молодежи: вызовы, тенденции и приоритеты / Международная конференция по образованию. 47-я сессия. Международный центр конференций, Женева 8-11 сентября 2004 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.ibe.unesco.org/International/ICE47/English /Wdocs/docs/confinted%2047-3%20RUS.pdf (дата обращения: 3.10.2015).

13. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.

14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития

15. Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] -URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3450# (дата обращения: 20.10.2015).

16. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). [Электронный ресурс] - URL: http://www.eidos.ru/conf/ (дата обращения: 21.10.2015).

17. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, 1999 г.

18. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002. - 111 с.

19. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. - №4, 5. - 2006. - С. 7-18.

20. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. - 292 с.

21. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Италию и Францию (Сорбонна, 25 мая 1998 года) // Joint Declaration on Harmonisation of the Architecture of the European Higher Education System by the four Ministers in charge for France, Germany, Italy and the United Kingdom. - 3 с.

22. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935- 940.

23. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.10.2015).

24. Фром Э. Быть или не быть? - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

25. Хуторской А.В., Король А..Д, Андрианова Г.А. Компетенции успеха в образовании [Электронный ресурс] - URL: http://www.eidos.ru/journal/2011/ htm. 1023-10 (дата обращения: 02.10.2015).

26. eLearning - Планирование завтрашнего образования, Сообщение Комиссии Европейского Сообщества, COM (2000)318 final. Ключевая документация eLearning. [Электронный ресурс] - URL: http://europa.eu.int/comm/information_society/ europe/ documentation/ index_en.htm (дата обращения: 28.09.2015).

27. Hutmacher W. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996.

28. Key competencies for a successful life and a well-functioning society, 2003.

29. Recommendations on the application of the Training degree profiles and competences for the purpose of international credential evaluation, 2006 [Электронный ресурс] - URL: http://www.enic-naric.net (дата обращения: 22.10.2015).

30. Selection of key competencies, Executive Summary-DeSeCo Project Web. [Электронный ресурс] - URL: www.oecd.org/edu/statistics/deseco (дата обращения: 12.10.2015).

REFERENCES

1. Baranov P. A. Differentiated approach in postgraduate pedagogical education. Monograph. [Differencirovannyj podhod v postdiplomnom pedagogicheskom obrazovanii. Monografija]. SPb.: SPb GUMP, 2003. - 368 p

2. Bologna process documents and articles. [Bolonskij process v dokumentah i stat'jah], Available at: URL: http://www.rumi.ru (accessed: 19.09.2015).

3. Bondarevskaya E. V. Valuable grounds of personal-oriented education. [Cennostnye osnovanija lichnostnogo orientirovannogo vospitanija]. Pedagogics. 1995. No. 1. Pp. 29-36.

4. World education report 1998: Teachers, teaching and new technologies. Barcelona: UNESCO, 1998. -176 p.

5. Gessen S. I. Fundamentals of pedagogy. Introduction to applied philosophy. [Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuju filosofiju. Otv. red. i sost. P.V. Alekseev.]. Resp. ed. and comp. P. V. Alekseev. M.: School-Press, 1995. 448 p.

6. Granovskaya R. M. Creativity and overcoming stereotypes. [Tvorchestvo i preodolenie stereotipov]. SPb.: OMS, 1994. 180 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Druzhilov C. A. Professional competence

8. and the professionalism of the teacher: a psychological approach

9. [Professional'naja kompetentnost' i professionalizm pedagoga: psihologicheskij podhod]. Siberia. Philosophy. Education. - Scientific-publicistic almanac: WITH RAO, IPK, Novokuznetsk. 2005. Vol. 8. PP. 26-44.

10. Kagan M. S. Science and values. The problem of integration of natural and social Sciences and Humanities. Leningrad, 1990. 184 p.

11. Kant I. Soch.: 6. T. M., 1965. - Vol. 4 (1). 347p.

12. Quality education for all young people: challenges, trends and priorities.[Kachestvennoe obrazovanie dlja vsej mo-lodezhi: vyzovy, tendencii i prioritety]. International conference on education. 47th session. The international conference centre, Geneva 8-11 September 2004. Available at: URL: http://www.ibe.unesco.org/International/ICE47/English /Wdocs/docs/confinted%2047-3%20RUS.pdf (accessed: 3.10.2015).

13. Competence approach in pedagogical education: the Collective monograph. Under the editorship of Professor A. V. Kozyrev, Professor N. F. Radionova and A. P. Tryapitsyna. [Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaja monografija. Pod red. prof. V.A. Kozyreva, prof. N.F. Radionovoj i prof. A.P. Trjapicynoj.]. SPb.: Publishing house of RSPU named after. A. I. Gercena, 2005. 392 p.

14. The concept of long term socio-economic development

15.

16.

17.

18. 19.

20.

21. 22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Of the Russian Federation for the period up to 2020. Available at: URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3450# (accessed: 20.10.2015).

Kraevskij, V. V. Culturological and competence-based approaches to the formation of educational content.[ O kul'turologicheskom i kompetentnostnom podhodah k formirovaniju soderzhanija obrazovanija]. The Reports of the 4th all-Russian distant pedagogical conference in August "renovation of Russian school" (August 26 - September 10, 2002). Available at: URL: http://www.eidos.ru/conf/ (accessed: 21.10.2015). Memorandum nepreryvnogo obrazovanija Evropejskogo Sojuza, 1999 g.

Raven D. Kompetentnost' v sovremennom obshhestve. Vyjavlenie, razvitie i realizacija. M, 2002. P. Radionova N. F., Trapezina, A. P. Perspectives of development of pedagogical education: the competence approach. [Perspektivy razvitija pedagogicheskogo obrazovanija: kompetentnostnyj podhod]. Man and education. 2006. №4, 5. pp. 7-18

Rozov N. S. Values in the problematic world: philosophical foundations and social applications of constructive axiology. [Cennosti v problemnom mire: filosofskie osnovanija i social'nye prilozhenija konstruktivnoj aksiologii]. Novosibirsk: Publishing house of Novosibirsk University, 1998. 292 p.

Joint Declaration on Harmonisation of the Architecture of the European Higher Education System by the four Ministers in charge for France, Germany, Italy and the United Kingdom. (Sorbonne, may 25). 3 p.

Explanatory dictionary of Russian language: In 4 volumes Under the editorship of D. N. Ushakov. Moscow: GOS. in-t "Soviet encyclopedia"; ogiz; State. publishing house of foreign. and NAT. words., 1935. 940p

Federal law of the Russian Federation of 29 December 2012 N 273-FZ "On education in Russian Federation".Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed: 20.10.2015). From Je. To be or not to be? M.: Progress, 1990. - 336.p

Khutorskoj A.V., Korol' A..D., Andrianova G.A. Competences of educational success. [Kompetencii uspeha v obra-

zovanii]. Available at: URL: http://www.eidos.ru/journal/2011/ htm. 1023-10 (accessed: 02.10.2015).

eLearning - Planning for tomorrow's education, communication from the Commission of the European Communities,

COM (2000)318 final. Key documentation eLearning. Available at: URL:

http://europa.eu.int/comm/information_society/ europe/ documentation/ index_en.htm (accessed: 28.09.2015).

Hutmacher W. Key competencies for Europe.Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996.

Key competencies for a successful life and a well-functioning society, 2003.

Recommendations on the application of the Training degree profiles and competences for the purpose of international credential evaluation, 2006. Available at: URL: http://www.enic-naric.net (accessed: 22.10.2015). Selection of key competencies, Executive Summary-DeSeCo Project Web. Available at: URL: www.oecd.org/edu/statistics/deseco (accessed: 12.10.2015).

Information about the author

Информация об авторе

Родиков Александр Степанович, кандидат педагогических наук доцент, кафедра дополнительного образования, декан факультета дополнительного образования, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия rodikov-as@yandex.ru

Rodikov Alexander S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Supplementary Education Department, Dean of Supplementary Education Faculty, Nizhnevartovsk State University Nizhnevartovsk, Russia rodikov-as@yandex.ru

Получена:19.12.2015

Received:19.12.2015

Для цитирования статьи: Родиков А.С. Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 8. с. 142-148.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-142-148

For article citation: Rodikov A.S. Competence as leading factor of professional activity success in education system. [Kompetentnost' kak ve-dushchiy faktor uspeshnosti professional'noy deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No. 8. Pp. 142-148. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-8-142-148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.