APPLICATION OF HYPOVENTILATING MODES OF BREATH IN TRAINING OF ATHLETES-THROWERS
V. Chemov, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences,
Volgograd state academy of physical education.
Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
Effects of the directed influences on respiratory function in the form of the dosed out delays of breath of athletes-throwers for the purpose of optimization of activity both the most respiratory system, and perfection of physical readiness of sportsmen are analysed.
Keywords: ergogenic means, a breath delay, physical readiness, training process, athletes-throwers.
УДК 378.1
место управленческих компетенций в системе компетентностно-ориентированного подхода в российском образовании
Старший преподаватель Е. В. Василенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Перспективы интеграции российского образования в европейскую систему во многом связаны с активным внедрением в последние несколько лет идеи компетентностного подхода. в различных подходах к определению компетенции/компетентности отмечается и профессиональный аспект. Желаемый результат профессионального образования описывается различными компетенциями, в том числе и управленческими, реализация которых в педагогическом процессе может выступить дополнительным фактором модернизации подготовки специалистов и улучшения качества их подготовки.
Ключевые слова: компетент-ностный подход, компетенция,
компетентность, ключевые компетенции, профессиональные компетенции, управленческие компетенции.
В современной отечественной педагогике известно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как известные, давно устоявшиеся подходы, так и новые, недавно вошедшие в педагогическую теорию и практику. К последним относится и компетентностный подход.
В современной России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году в Концепции модернизации российского образования на пери-
од до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 году. После публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», а также в контексте Болон-ского процесса в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентность^ подход в образовании.
Изучив современные теоретические источники, можно отметить, что понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. В. В. Сериков трактует компетент-ностный подход как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
По мнению И. А. Зимней, этот подход понимается как направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе (3).
О. Ю. Кузьмина отмечает, что компетентностный подход - это одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Он предполагает переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний на создание условий для овладения обучающимися комплексом компетенций, определяющих интеллектуальный и трудовой потенциал, способности выпускника (7).
Внедрение компетентностного подхода, утверждает А. А. Вербицкий, не только меняет результативно-целевую основу образования, но и сам тип обучения с иными формами, методами, средствами, организацией соответствующей образовательной среды и деятельности в ней обучающих и обучающихся (2).
Базовыми категориями компетентностного подхода являются понятия «компетентность» и «компетенция». Сравнение многочисленных публикаций, использующих различные трактовки этих понятий, позволяет сделать вывод об отсутствии в настоящее время единого, устоявшегося определения этих концептов.
Наиболее полно трактовка компетентности как личностного качества была представлена разработчиками «Стратегии модернизации содержания общего образования». Было подчеркнуто, что «это понятие шире понятия знание, или умение, или навык, оно включает их в себя... Это понятие иного смыслового ряда. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» (10).
Эта трактовка представлена также в работах А. В. Хуторского, Ю. В. Фролова, Д. А. Махотина, Ю. Г. Татура и др.
И. А. Зимняя отмечает, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Согласно первому варианту, наиболее эксплицитно представленному в Глоссарии терминов ЕФО (1997), компетенция определяется как:
1) способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3) способность выполнять особые трудовые функции.
Там же отмечается, что «... термин компетентность используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане».
Позиция отождествления понятий компетенция/ компетентность характерна и для большинства зарубежных исследователей этой проблемы.
Доктор педагогических наук Г. К. Селевко, разграничивая понятия «компетенция/компетентность», придерживается следующего мнения: компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т. д.); компетентность - качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Природа компетентности такова, что, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием развития, саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятель-ностного и личностного опыта.
Проведенный анализ различных подходов к определению компетенций (компетентностей), подчеркивает И. А. Зимняя, позволил сделать несколько выводов.
Во-первых, исследователи отмечают деятельност-ную, актуальную сущность компетентности, подчеркивая, что в отличие от знаниевой характеристики, т. е. характеристики «что», здесь акцентируется способ и характер действия «как».
Во-вторых, большинство исследователей отмечают личностную, в частности, мотивационную характеристику компетентности, готовность человека, его интерес, отношение.
В-третьих, исследователи фиксируют сложный характер этого явления как в его определении, так и в оценке (4).
Анализ литературы, свидетельствуя о развитии компетентностного подхода, в то же время показывает, что в настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятия ключевых компетенций, но и самих
оснований их разграничения, классификации. В последние годы в ходе разработки ГОС ВПО нового поколения принято несколько типов классификаций компетенций. В. И. Байденко предлагает интегрированную классификацию, разделив компетенции на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назвать предметно-специализированными (профессиональными). Обе группы соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности.
А. В. Хуторской, А. А. Карманов, И. А. Зимняя считают, что ключевые компетенции относятся к метапред-метному содержанию образования, конкретизируют уровень образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени (12).
А. А. Вербицкий обращает внимание на то, что «даже поверхностное знакомство с перечнями разного рода компетенций/компетентностей показывает, что они не сводятся к конкретным ЗУНам, попредметно сформированным в рамках отдельных дисциплин учебного плана вуза, а отличаются от них тем, что характеризуются: социальностью, культуросообразностью, системностью, ситуативностью, межпредметностью, надпредметностью, практикоориентированностью, мотивированностью использования» (2).
Анализируя различные подходы к определению компетенции/компетентности, можно отметить и их профессиональный аспект. По Э. Ф. Зееру, профессионально компетентный работник - это специалист, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, индивидуальным стилем деятельности (5).
Л. М. Митина под профессиональной компетентностью понимает «индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии, психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеческой способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» (9).
А. К. Маркова предлагает рассматривать профессиональную компетентность как «сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции».
Практически все исследователи компетентностного подхода стремятся описать желаемый результат образования не одной, а несколькими компетенциями.
Общеизвестно, что обучение в вузе в настоящее время дает возможность не только получить любую профессию, но и научиться руководить, управлять людьми. Мировая практика подтверждает, что управление - это сфера деятельности, которой нужно и можно учиться, как и всякой другой.
Круг полномочий в сфере управленческой деятельности определяет профессионально-управленческая
компетентность. В более узком понимании под профессионально-управленческой компетентностью понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, отражающими социально-профессиональный статус и управленческую квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные особенности (способности) для реализации определенной профессиональной деятельности.
А. В. Козлов «управленческой компетентностью» считает интегральное динамическое качество личности, характеризующееся совокупностью специальных компетенций (профессиональной, организационной), которые определяют способность личностного совершенствования в использовании управленческих знаний, умений, навыков и опыта для осуществления эффективной трудовой деятельности.
Большинство исследователей под словосочетанием «управленческая компетенция» понимают личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную управленческую задачу и добиваться высоких результатов.
Опираясь на эту модель, А. А. Урбанович определяет следующие ключевые компетенции современного менеджера:
- понимание особенностей бизнеса и системный взгляд на него;
- лидерство, включающее в себя осознанную и ответственную «Я»-позицию, умение видеть будущее и побуждать других идти за ним;
- коммуникативная компетенция, умение взаимодействовать с разными людьми;
- способность к саморазвитию и самообучению;
- креативность, умение видеть и преодолевать ограничения и находить нестандартные пути решения стоящих задач;
- гибкость и готовность к постоянным изменениям, умение инициировать эти изменения и управлять ими;
- эмоциональная компетентность, состоящая в умении осознавать свои чувства и эмоции, понимать их причину и управлять своим эмоциональным состоянием, в эмпатии по отношению к другим людям и умении влиять на их эмоциональное состояние;
- умение видеть возможности и ресурсы сотрудников, уметь их взращивать и развивать;
- толерантность к неопределенности и умение принимать решения в ситуациях недостатка информации и временных ресурсов;
- умение работать с информацией, отбирать и синтезировать ее в соответствии с приоритетами;
- умение предлагать комплексные решения с учетом интересов всех сторон;
- предпринимательское мышление, сфокусированное на умении видеть возможности и сосредотачивать ресурсы в нужное время в нужном месте (11).
Энциклопедия практической психологии приводит следующие примеры управленческих компетен-
ций: умение отдавать распоряжения; способность решать конфликты между сотрудниками; готовность принимать решения; ориентация на результат; умение работать в команде; делегирование полномочий; мотивация сотрудников; тайм-менеджмент.
Результатом исследований Р. Бояциса стало определение девятнадцати менеджерских компетенций, которые он описал так:
- ориентация на эффективность (желание сделать что-то как можно лучше);
- проактивность (намерение предпринять действие, направленное на выполнение задачи);
- диагностическое использование концепций (способ мышления, при котором используются определенные модели и концепции для объяснения происходящих событий);
- стремление оказывать влияние;
- уверенность в себе;
- использование устных презентаций (эффективность коммуникаций);
- логическое мышление (мыслительный процесс, при котором одни события рассматриваются в причинно-следственной связи от других событий);
- концептуализация (способность создать собственную концепцию, описывающую какое-либо событие);
- использование социального влияния (использование своего влияния для создания команды, альянса, сети, коалиции);
- позитивное отношение (доверие к людям);
- управление групповым процессом;
- точная самооценка;
- развитие других;
- одностороннее использование власти (директив-ность);
- спонтанность (способность легко и свободно выражать себя в определенных условиях);
- самоконтроль (подчинение собственных желаний потребностям организации);
- объективность восприятия;
- внутренняя устойчивость и адаптивность (терпение к работе и правильное понимание перемен в жизни и организации);
- нацеленность на отношения (стремление строить отношения с окружающими) (1).
Известной консалтинговой компанией «Assessment & Development Consultants Ltd.» применяется схема управленческих компетенций, включающая 34 компетенции, сгруппированные в 5 разделов (8) (табл).
Известен профильный круг управленческих компетенций, разработанный консалтинговой компанией ProfilorWheel, который применяется для определения требований к компетенциям для различных компаний. В профильный круг вошло около пятидесяти элементов. Весь массив требуемых для успешной управленческой деятельности и профессионального развития качеств делится на девять основных групп факторов, это:
- лидерские качества (Leadership Faktor);
- административные способности (Administrative Faktor);
- организационная стратегия (Orqanizational Strateqk Faktor);
- организационные знания (Orqanizational Knowledqe Faktor);
- факторы мышления (Thinkinq Faktor);
- факторы мотивации (Motivation Faktor);
- самоуправление (Self-manaqement Faktor);
- коммуникационные способности (Communication Faktor);
- факторы межличностного общения (interpersonal Faktor).
Перечень подобных наборов компетенций и личностных качеств можно продолжить. В целом,
Таблица
Управленческие компетенции по схеме «Assessment & Development Consultants Ltd.»
№ Наименование № Наименование № Наименование № Наименование № Наименование
Управление собой Управление другими Принятие решений Взаимодействие Мотивация
1 Стрессоус-тойчивость 8 Планирование и организация 14 Рациональность 21 Сбор информации 28 Инициативность
2 Гибкость 9 Управленческий контроль 15 Анализ проблем 22 Убедительность в общении 29 Устойчивость
3 Адаптивность 10 Делегирование 16 Решительность 23 Письменная коммуникация 30 Энергичность
4 Настойчивость 11 Лидерство 17 Инновативность 24 Межличностное понимание 31 Стандарты работы
5 Независимость 12 Развитие подчиненных 18 Анализ числовой информации 25 Влияние 32 Приверженность компании
6 Следование нормам 13 Понимание организации 19 Понимание бизнеса 26 Общительность 33 Нацеленность на достижение
7 Внимание к деталям 20 Готовность к риску 27 Работа в команде 34 Ориентация на клиента
несмотря на то что выделенные различными учеными и практиками управленческие компетенции могут быть расплывчатыми и не всегда конструктивными, предполагаемые перечни могут быть критериальной основой для подготовки современных управленцев.
Вышеуказанные качества формируются у человека на протяжении всей его жизни, «фундамент» для их развития закладывается в юности, когда человек получает образование, готовит себя к профессиональной деятельности. Очень многое зависит от самой личности.
По мнению О. В. Долженко, «распространено мнение, что окончание вуза делает человека образованным. Ошибка... Можно подготовить человека знающего, умеющего решать тот или иной класс задач, но сделать человека образованным вузу не по силам. Сделать себя образованным по силам только самому человеку» (6).
Тем не менее, период обучения в вузе - это период становления и формирования будущего специалиста в условиях педагогического процесса, организация и содержание которого должны создавать возможности по формированию управленческой компетентности будущего специалиста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бояцис, Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / пер. с англ. - М., 2008. - 64 с.
2. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методического семинара 16.11.2004 г. - М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. - 11 с.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006.
- 5 мая. - http: //www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. - 15 с.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - С. 32.
6. Долженко, О. Университет в условиях цивилизационно-го зазора // Вестник высшей школь. - 2007. - № 5. - 17 с.
7. Кузьмина, Ю. О. Компетентностный подход в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 11. - 22 с.
8. Кляйман, М. Ассесмент-Центр // М. Кляйман. - Харьков: Издательство «Гуманитарный центр», 2004. - 46 с.
9. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ, 2002. - 34 с.
10. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001. - С.15, 34.
11. Урбанович, А. А. Психология управления: учебное пособие. - Мн.: Харверст. - 2007. - 432 с.
12. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос».
- 2005. - 12 декабря. - http: //www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm
PLACE OF MANAGEMENT COMPETENCES IN THE SYSTEM OF COMPETENCE ORIENTED APPROACH OF RUSSIAN EDUCATION
E. Vasilenko, Senior lecturer,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
Prospects of integration of Russian education into European system are connected mainly with active intrusion of idea of competence approach for several last years. Professional aspect is also marked in various approaches to determination of competence. The desired result of professional education is described by various competences, including management ones,
which realization in pedagogical process may perform an additional factor of modernization in preparation of specialists and improvement of preparation quality.
Key words: competence approach, competence, key competences, professional competences, management competences.