Научная статья на тему 'Теоретические аспекты применения компетентностного подхода в системе образования'

Теоретические аспекты применения компетентностного подхода в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ELECTRONIC PORTFOLIO / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / UNIVERSAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л. В., Осинцева Л. М.

В статье рассматривается компетентностный подход как альтернатива традиционному образованию, ориентированному на нормирование содержательных единиц. Подробно разбирается определение термина «компетенция» и «компетентность». Схематично дается классификация универсальных компетенций, профессиональных компетенций по виду и уровню, а также прослеживается переход от традиционной системы образования к компетентностному подходу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Л. В., Осинцева Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF APPLICATION OF THE COMPETENCY APPROACH IN THE SYSTEM OF EDUCATION

The article considers the competence approach as an alternative to traditional education, oriented to the standardization of co-ownership units. The definition of the term "competence" and "competence" is examined in detail. Schematically, the classification of universal competencies, professional competences by type and level is given, and the transition from the traditional education system to the competence approach is traced.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты применения компетентностного подхода в системе образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Кузнецова, д-р пед. наук, профессор Л.М. Осинцева, преподаватель

Барнаульский юридический институт МВД России (Россия, г. Барнаул)

Аннотация. В статье рассматривается компетентностный подход как альтернатива традиционному образованию, ориентированному на нормирование содержательных единиц. Подробно разбирается определение термина «компетенция.» и «компетентность». Схематично дается классификация универсальных компетенций, профессиональных компетенций по виду и уровню, а также прослеживается переход от традиционной системы образования к компетентностному подходу.

Ключевые слова: компетентностный подход, образовательная деятельность, электронное портфолио, профессионализм, универсальные компетенции.

Анализ опубликованных материалов, посвященных компетентностному подходу показал, что большинство работ относится к общеобразовательной школе. Но, не смотря на специфику и отличительные черты высшего образования, ему присущи все закономерности процесса обучения, поэтому применение компетентностного подхода в полной мере применяется и в высшем образовании. Современное общество выдвигает ряд требований к воспитанию современного, конкурентноспособного человека, поэтому процессы обучения и воспитания рассматриваются как средства развития человека не только как индивида, но и как члена социума.

В отечественной науке ряд ученых (Загвозкин В.К., Зимняя И.А., Каспржак А.Г. и др.) компетентностный подход определяют как способ достижения нового качества образования. В странах Евросоюза компетентностный подход получил широкое распространение и в большинстве европейских стран реализован на уровне национальных образовательных стандартов.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации И.А. Зимняя выделила три этапа в развитии компетентностного подхода:

I этап - (1959-70 гг.) в научных кругах используется категория «компетенция», создаются предпосылки разделе-

ния понятий компетентность и компетенция, а также разрабатывается модель понятия «социальные компетенции» и «социальные компетентности».

В 1959 году, чтобы описать индивидуальные особенности человека Р. Уайт вводит в обиход термин «компетенция», как эффективное взаимодействие человека с окружающей средой. А в 1965 г. профессор лингвистики Массачусетско-го технологического института Н. Хомский вводит понятие компетентности в теорию языка [1].

II этап - (1970-90 гг.) в сфере менеджмента и управления уже активно используются категории компетентность и компетенция, на что указывает работа Р. Бояциса «Компетентностный менеджер» [2].

В этот же период времени (1984 г.) Дж. Равен, выпускает работу «Компетентность в современном обществе», в которой автор разделяет виды компе-тентностей и осуществляет их классификацию. Джон Равен трактует компетентность как жизненный успех в социально значимой области: «Компетентность - явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, . это компоненты могут заменять друг друга

в качестве составляющих эффективного поведения»[3, с. 253].

III этап - (1990-01 гг.) уже в образовательном процессе активно используются категории компетентность и компетенции, утверждается компетентно-стный подход. В материалах ЮНЕСКО приводится круг компетенций, которые рассматриваются как желаемый результат образования. В этот же период Совет Европы вводит понятие «ключевые компетенции», которые должны способствовать сохранению демократического общества, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям.

В то же время в России ведутся исследования «компетентности», как научной категории применительно к образованию, начинают разрабатываться образовательные программы на основе понятия о компетентности. Компетент-ностный подход для российской образовательной системы не является принципиально новым, так как его прообразом считаются идеи личностного и общего развития, сформулированные в контексте развивающего и личностно-ориентированного образования.

В 2001 году правительственной «Программой модернизации российского образования до 2010 года» в России нормативно закреплен переход на ком-петентностно-ориентированное образование.

В 2003 году в пределах формирования единого европейского пространства высшего образования (Болонский процесс) Россия взяла на себя обязательства по присоединению, в том числе, по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.

Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования А.В. Хуторской обозначает, что при введении в практику обучения понятия «компетенция» позволит решить проблему в российской высшей школе, так как обучающиеся овладев теоретическими знаниями, не могут реализовать их на практике. Компе-тентностный подход в образовательном

процессе понимается не просто как усвоение обучающимися знаниями, умениями и навыками, а как процесс развития разносторонней личности, обретения себя в мире духовных ценностей, реализации определенных социальных ролей. Отличия компетентностей от традиционных знаний, умений и навыков заключается в том, что компетентность обязательно включает в себя личностные качества (коммуникабельность, целеустремленность, дисциплинированность и др.) - способы действия и черты характера[4]. Отсюда следует, что образовательная компетенция подразумевает не только усвоение обучающимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т.е. его развития и роста в процессе усвоения определенного социального опыта. Таким образом, компетенция включает в себя: знания, умения и навыки, личностные особенности, способности, а также ценности и мотивацию.

Прежде чем говорить о компетентно-стном подходе в образовательном процессе, разберем понятия «компетенция» и «компетентность». Мы часто в повседневной жизни употребляем такие выражения, как «я не компетентен», «не в моей компетенции», которые кажутся нам понятными. Однако обобщение научной литературы по этой проблеме, показывает, что общепринятого их определения нет, трактовка их чрезвычайно разнообразна. Термин «компетенция» имеет более 50-ти определений, но по своей сути все эти определения сводятся к одному: компетенция - это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профес-

сионального образования закреплено именно это определение.

Разобрав определение термина «компетенция» сразу же возникает вопрос, что же такое компетентность? Компетентность — предполагает знание существа проблемы и умение её решать, т.е. потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты.

Человек, обладающий определенной компетенцией, т.е. знаниями, умением и опытом собственной деятельности, выносящий объективные суждения и принимающий точные, эффективные решения - считается компетентным.

Рассмотрев более подробно термин «компетентность», можно заметить, что у него много общего с термином «профессионализм», который определяется

Ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) умения и способности человека, позволяющие ему в условиях современного общества достигать высоких результатов в личной и профессиональной жизни. Ключевые компетенции опираются на универсальные средства, способы, приемы и методы достижения поставленных человеком целей. Они составляют основу

как высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное профессиональное исполнение своей работы. Из этого сразу же встает вопрос, а зачем тогда водить термины «компетентность» и «компетенция», если уже есть «профессионализм» и «профессиональные качества». Термин «профессиональные качества» - это качества важные для определенной профессии, а термин «компетенции» обозначает качества, важные для эффективной работы профессионала.

Исследователи, изучающие понятия компетенций и их виды, отмечают их системный, многосторонний и разноплановый характер. При всем многообразии компетенций исследователи их классифицируют по виду и уровню (рис. 1):

жизнедеятельности человека и и носят надпрофессинальный и надпредметный характер. Отсюда следует, что владеть ключевыми компетенциями должен каждый член общества.

На Совете Европы были определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» (табл. 1).

Ключевые компетенции М ета п р е дм етн ы е компетенции Предметные компетенции

V V7 V

универсальные общепрофессиональные Специальные (определенный предмет]

базовые надпредметные

элементарные

Рис. 1. Классификация компетенций по виду и уровню

Таблица 1

1. Политические и социальные Способность брать ответственность на себя, принимать участие в групповых решениях, разрешать конфликты мирным путем, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов

2. Межкультурные компетенции Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (толерантность, принятие различий между людьми, уважение других, способность уживаться с представителями других культур, языков и религий).

3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией Людям не владеющим этими коммуникациями, угрожает социальная изоляция (в наше время особое значение приобретает владение более чем одним языком)

4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества Владение информационными технологиями, понимание их применения, способности к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ

5. Компетенции непрерывного обучения Способность учиться на протяжении жизни как основа непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единое определение «ключевых компетенций». Более того, у различных авторов встречается от 3 до 140 компетенций, да и в различных источниках они по-разному именуются.

По мнению многочисленных экспертов, наиболее комплексно виды профессиональных компетенций определены И.А. Зимней. Она выделяет три группы

Отечественный исследователь

(А.В. Хуторской) представляет следующую классификацию ключевых компетенции (рис. 2):

профессиональных компетенций, так же каждая группа предусматривает свои виды ключевых компетенций (рис. 3, 4,

5):

с амосовер ше нство вания

Рис. 2 Классификация ключевых компетенций отечественных ученых

Рис. 3. Категории, относящиеся к первой группе ключевых компетенций

Рис. 4. Навыки, относящиеся ко второй группе ключевых компетенций

Рис. 5. Компетенции, относящиеся к третьей группе ключевых компетенций

Ключевые компетенции, характеризующие личные особенности человека ценятся практически везде, это и увлеченность своей работой, организованность, умение доводить дело до конца, коммуникативная адекватность и др. Но есть и другая группа компетенций, актуальных в рамках определенной профессиональной деятельности - профессиональные компетенции.

Профессиональные компетенции подразделяются на базовые (ключевые) и функциональные. Базовые компетенции, востребованы сразу во многих областях профессиональной деятельности, а функциональные, применимы только в определенной профессии, специальности, например педагогические компетенции.

На сегодняшний день уровень образованности с позиции компетентност-

ного подхода определяется способно- ционных испытаний, предполагающих стью решать проблемы различной выявление объема и качества усвоен-сложности на основе приобретенных ных знаний, оценка компетенций ори-знаний. Компетентностный подход не в ентирована на приоритетное использо-коем случает, не отрицает значение вание объективных методов диагности-знаний, он акцентирует внимание на ки деятельности обучающихся (защита способности использования получен- портфолио, экспертиза продуктов про-ных знаний и умений. Отсюда можно фессиональной деятельности и др.). От-сделать вывод, что компетентностный сюда следует, что уровень образованно-подход, отражает новые цели образова- сти с позиции компетентностного под-ния, которые описываются в терминах, хода не определяется объемом знаний, а отражающих возможности обучающих- определяется способностью использо-ся, рост их личностного потенциала. вать имеющиеся знания для решения Так как при традиционном подходе це- возникающих проблем различной ли будут отвечать на вопрос: что нового сложности. Из чего можно сделать вы-узнал обучающий? При компетентност- вод, что с позиции компетентностного ному подходе вопросе будет: чему он подхода основным непосредственным научился?[5] результатом образовательной деятель-

Таким образом, многими учеными ности становится формирование ключе-компетентностный подход рассматри- вых (универсальных) компетенций, что вается как альтернатива традиционному и относится к требованиям федерально-образованию, ориентированному на го государственного образовательного нормирование содержательных единиц. стандарта. В отличие от традиционных экзамена-

Библиографический список

1. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. - М., 1972.

2. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М.: Изд-во: ГИППО, 2008. С. 340.

3. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: «Когито-Центр», 2002. С. 396.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО, 23.04.02. «Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. №5. С. 3-12.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эйдос: Интернет журнал, 2006. - [Электронный ресурс]. -http://www.eidos.ru

7. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007.

8. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим / Е.О. Иванова // Эйдос: Интернетжурнал. -2007. - [Электронный ресурс]. - http://www.eidos.ru

9. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании / Г.А. Сергеев. -Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010.

10. СергеевИ.С.Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. - М.: АРКТИ, 2007.

11. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. Модель максимальной эффективности работы. Пер. с англ. А. Яковенко. - М.: HIPPO, 2005. С. 384.

12. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3). http:// минобрнауки. рф/документы/336

THEORETICAL ASPECTS OF APPLICATION OF THE COMPETENCY APPROACH IN THE SYSTEM OF EDUCATION

L.V. Kuznetsova, doctor of pedagogical sciences, professor L.M. Osintseva, lecturer

Barnaul law institute of the ministry of internal affairs of Russia (Russia, Barnaul)

Abstract. The article considers the competence approach as an alternative to traditional education, oriented to the standardization of co-ownership units. The definition of the term "competence" and "competence" is examined in detail. Schematically, the classification of universal competencies, professional competences by type and level is given, and the transition from the traditional education system to the competence approach is traced.

Keywords: competence approach, educational activity, electronic portfolio, professionalism, universal competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.