СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
УДК 378.147
DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(5).834-841
С. Н. АПЕНЬКО
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация Е. И. ЕРЕМЕНКО Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗОВ
Аннотация. Программы дополнительной подготовки управленческих кадров позиционируются в статье как элементы системы непрерывного многоуровневого образования, при этом организация обучения осуществляется с использованием компетентностного подхода, предполагающего формирование и оценку профессиональных управленческих компетенций. Отмечаются особенности трактовки компетентностного подхода в управлении персоналом предприятий и в образовании, доказывается, что на программах дополнительной подготовки должна в полной мере использоваться деятельност-но-компетентностная модель, заключающаяся в развитии, прежде всего, определенного поведения руководителей. В соответствии с обозначенным подходом для обучения руководителей предлагаются инновационные технологии формирования и оценки управленческих профессиональных компетенций. В статье предложены определения инновационных технологий, выделены критерии их инновационно-сти и приведены примеры инновационных технологий формирования и оценки управленческих профессиональных компетенций.
Ключевые слова. Профессиональные управленческие компетенции; компетентностный подход; программы дополнительного образования; инновационные технологии; формирование и оценка компетенций. Информация о статье. Дата поступления 13 июля 2015 г.; дата принятия к печати 6 августа 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 октября 2015 г.
S. N. APENKO
Omsk State University n.a. F. M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation E. I. EREMENKO Omsk State University n.a. F. M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMATION AND ASSESSMENT OF PROFESSIONAL MANAGERIAL COMPETENCES OF STUDENTS TAKING ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN UNIVERSITIES
Abstract. Additional educational programs intended for administrative personnel are perceived in the article as elements of the system of continuous multilevel education. The training process within the framework of such programs uses the competence - based approach that implies formation and assessment of professional managerial skills. The authors define the differences in the interpretations of the competence approach in enterprises personnel management and in education. It is proved that additional educational programs should use an effective - competency model involving development, mainly of certain patterns of conduct of leaders. In accordance with the outlined approach, innovative technologies for formation and evaluation of professional competences in leadership training are offered. The definitions of innovative technologies and the criteria for their innovativeness are provided. The examples of innovative technologies use in managerial competences assessment and formation are given.
Keywords. Professional managerial competences; competence-based approach; additional educational
program; innovational technologies; competences formation and assessment.
Article info. Received July 13, 2015; accepted August 6, 2015; available online October 30, 2015.
© С. Н. Апенько, Е. И. Еременко, 2015
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 834-841. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 834-841. ISSN 1993-3541
S. N. APENKO, E. I. EREMENKO
В последние годы в российских высших учебных заведениях апробируются варианты реализации концепции непрерывного многоуровневого образования, основанной на компетентностном подходе. В рамках данной концепции значительная роль отведена системе дополнительного профессионального образования как одному из этапов развития профессиональных компетенций работников и условию обеспечения непрерывности этого развития.
Особо значима задача многоступенчатого и систематического формирования и развития профессиональных компетенций руководителей. Управленческие кадры являются основной группой потребителей образовательных услуг программ дополнительной подготовки в вузах. В этой связи активно исследуется проблема формирования наиболее востребованных управленческих компетенций, в том числе в рамках дополнительного образования. Предлагаются различные решения вопросов, касающихся удовлетворения актуальных потребностей рынка труда в высококвалифицированных управленческих кадрах, однако в этих решениях акцент делается чаще на составе и содержании управленческих компетенций [8; 9]. Реже предлагаются инновационные методы формирования и оценки управленческих компетенций [5-7]. В меньшей степени проработан вопрос о том, как учесть в инновационных методах формирования и оценки компетенций специфику, характерную для программ дополнительной профессиональной подготовки руководителей. При этом задача оценки изменений профессиональных компетенций, происходящих на всем протяжении обучения слушателей, остается мало исследованной. На практике предпринимаются попытки оценивать «входной» и «выходной» уровень сформиро-ванности управленческих компетенций с целью анализа эффективности программ дополнительной подготовки, но поиск новых качественных технологий, методик формирования и оценки управленческих компетенций продолжает оставаться актуальной научно-практической задачей. В данной работе предлагаются некоторые новые технологии и методы, с помощью которых можно одновременно оценивать и формировать управленческие компетенции на протяжении всего периода обучения слушателей на программах дополнительной подготовки.
Методология исследования базируется на компетентностном подходе, в частности, его использовании в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации управлен-
ческих кадров на программах дополнительного профессионального образования. Компетент-ностный подход предполагает формирование, развитие и оценку профессиональных и личностных компетенций посредством различных инструментов, технологий, приемов и средств [3; 12]. При этом под компетенциями понимается необходимая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, личностных качеств, а также мотивация, нужная для высокоэффективного выполнения профессиональной деятельности и измеряемая через наблюдаемое поведение [3, с. 34; 13].
В рамках компетентностного подхода вопросы формирования и оценки профессиональных компетенций персонала активно исследуются такими авторами, как В. И. Байденко, И. В. Би-зюкова, Е. А. Борисова, Ч. Вудраф, И. Б. Дура-кова, С. В. Иванова, Л. В. Ивановская, Дж. Иван-цевич, М. В. Красностанова, М. Б. Курбатова, М. И. Магура, В. И. Матирко, Т. Г. Озерникова, Г. Г. Руденко, М. Г. Сазонова, А. В. Стадник, Р. А. Толмачев, Т. В. Хлопова, В. Е. Хруцкий и др. Однако каждый автор, раскрывая предметную область оценки персонала, касается профессиональных компетенций, но не исследует их в преломлении к особенностям программ дополнительной подготовки управленческих кадров. В этой связи необходимы некоторые пояснения по поводу специфики формирования и оценки компетенций слушателей программ дополнительной подготовки.
Принципиальным является понимание, что компетенции — это свойства личности, проявляющиеся в поведении, которые могут быть измерены [1]. Например, в теории и практике управления персоналом под компетенциями понимаются качества личности, важные для успешного, результативного выполнения профессиональной деятельности на соответствующей позиции, которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение. В образовании же выдвигается тезис о том, что элементы компетенции (знания, умения, навыки, личностные качества и т. д.) формируют требуемые поведенческие модели и являются условием необходимого поведения при выполнении профессиональных задач. Однако поведенческие модели рассматриваются не как сущность компетенции, а как результат (следствие) ее наличия или один из составных элементов наряду с прочими, поэтому считается, что судить о компетенциях можно только лишь по знаниям, умениям, навыкам, способностям и другим качествам
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 834-841. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 834-841. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
личности [4; 12; 24]. В этом случае правильнее было бы применять термин «компетентность», означающий способность выполнить задание, наличие знаний и умений для осуществления функций [2]. Отчасти такой подход оправдан для таких ступеней непрерывного образования, как бакалавриат и магистратура, так как студент на этом этапе профессиональной подготовки ограничен в возможностях продемонстрировать модели поведения в процессе решения профессиональных задач, это можно сделать только в период практики или научно-исследовательской работы на предприятии. Вместе с тем, в последние годы появляются интересные исследования, в которых разрабатывается деятельностно-компетентностный подход к построению и реализации образовательных программ, он акцентирует внимание на ключевой роли поведения в структуре компетенций.
В период получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки, развитие поведенческих моделей, максимально приближенных к специфике профессиональной деятельности слушателя, является обязательным принципом. Данный принцип предопределяет соответствующие технологии, методы и приемы формирования и оценки профессиональных компетенций посредством обучения. Особое значение имеет деятельностно-компетентностный подход при формировании компетенций руководителей, так как именно у этой профессионально-должностной группы персонала поведенческие модели и стандарты играют решающую роль в обеспечении эффективности труда.
В этой связи предлагается несколько новых технологий формирования и оценки профессиональных управленческих компетенций, которые апробированы в системе дополнительного профессионального образования и относятся к инновационным. Инновационные технологии — это набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность [10]. В данном случае свойствами инноваций обладает сама технология, т. е. если в программе дополнительного профессионального образования реализуется деятельность по формированию и оценке управленческих компетенций, отличающаяся признаками новизны, то эта деятельность причисляется к инновационным технологиям. Например, организация работы слушателей в виде проектной деятельности может считаться инновационной технологией фор-
мирования управленческих профессиональных компетенций.
С другой стороны, инновационная технология может трактоваться как комплекс методов, направленных на поддержание этапов внедрения и реализации конкретного нововведения (инновации). В этом случае под инновационной технологией понимается деятельность по созданию инновации. В частности, в программе дополнительного профессионального образования в результате инновационных технологий создается такая инновация, как принципиально новая система управленческих компетенций слушателей, модернизируются и преобразуются имеющиеся компетенции в наиболее актуальные профессиональные компетенции.
Технологии формирования и оценки управленческих профессиональных компетенций можно считать инновационными, потому что они обладают следующими признаками:
- новизна (набор признаков и характеристик методов формирования и оценки компетенций, ранее не проявляемых в данных или подобных образовательных программах);
- оптимальность (приемлемость именно в данных условиях к данным задачам образовательного процесса и образовательных программ);
- преимущества в сравнении с другими технологиями, положительные перспективы использования и ожидаемый позитивный эффект [14].
Кроме того, эти технологии должны иметь спрос как со стороны слушателей программ, так и со стороны их заказчиков, также они должны быть рентабельными и превышать эффект от их применения над всевозможными затратами.
Таким образом, под инновационными технологиями понимаются приемы и инструменты обучения актуальные для задач формирования и оценки профессиональных компетенций, обладающие признаками новизны для большей части образовательных учреждений и структур, в том числе, занимающихся дополнительным профессиональным образованием. Как правило, к инновационным относят интерактивные технологии, предполагающие активное вовлечение слушателей в обучающий процесс, а также значительное повышение доли их активных действий и реакций.
На сегодняшний день предлагается множество подобного рода технологий и методов формирования и оценки управленческих профессиональных компетенций. Некоторые из них
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 834-841. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 834-841. ISSN 1993-3541
S. N. APENKO, E. I. EREMENKO
непосредственно прошли экспериментальную проверку в педагогической деятельности. Эти технологии обладают обозначенными ранее признаками новизны и ориентированы на формирование управленческих компетенций и их диагностику через поведение слушателей программ дополнительной подготовки.
К инновационным можно отнести следующие технологии:
1. Деловая или ролевая игра, представляющая собой совместную деятельность группы обучающихся и преподавателя с целью решения профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценить и развить умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
2. Кейс-задание — это проблемное задание, в котором слушателю предлагается осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию и решить связанную с ней проблему.
3. Портфолио — целевая подборка работ слушателя, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.
4. Проект — конечный продукт, полученный в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить и сформировать умения слушателей самостоятельно конструировать знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве. Формирует аналитические, исследовательские навыки, навыки практического и творческого мышления, способности использовать методологию и инструменты проектного менеджмента.
5. Круглый стол, полемика, диспут, дебаты — все это оценочные средства, позволяющие включить слушателей в процесс обсуждения спорного вопроса или проблемы, и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.
6. Тренинг — создание преподавателем ситуаций, в которых слушатели развивают различные навыки профессиональной деятельности посредством опробирования и коррекции своих способностей (тренинг принятия управленческих решений, выбора стиля лидерского поведения, стратегического мышления, коммуникативных навыков, поведения в ситуации конфликта и т. д.).
Таким образом, можно заметить некоторую условность отнесения технологий к иннова-
ционным. Например, тренинг — это традиционный прием обучения в психологии, однако для преподавателей, не являющихся психологами, это инновационная технология. Следовательно, тренинги, направленные на формирование не психологических, а управленческих способностей, относятся к инновационным интерактивным технологиям. Также диспуты, коллективные обсуждения вопросов представляют собой классическую технологию обучения, но в данном случае появляются инновационные методы и приемы. Например, дискурс-раунд — особая технология проведения дискуссии, при которой ведущий предлагает участникам-экспертам обсудить актуальные темы, высказаться, формируя напряженную динамику через столкновение позиций, создание конфликта интересов участников, а также вовлечение в дискуссию наблюдателей. Примером могут служить также новые приемы полемики и переговоров — управленческие поединки. Они представляют собой технологию обучения умениям и навыкам принимать решения и вести эффективную коммуникацию в заданной преподавателем управленческой ситуации с заранее определенными для участников ролями [15].
Более подробно следует остановиться еще на двух технологиях коллективного обсуждения проблем в ходе обучения слушателей по программам дополнительной подготовки, которые активно используются и имеют высокую эффективность: технология «мировое кафе» — «world-cafe» и технология «открытый микрофон» — «open-mind».
Технология «world-cafe» известна с 1995 г. Она представляет собой простой и очень эффективный метод создания атмосферы, необходимой для плодотворного обсуждения важных вопросов [1], позволяет вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект и располагает к полномасштабному, многоуровневому диалогу. Этот метод предполагает моделирование обстановки кафе — расставляются столики и стулья, включается тихая музыка. За каждым столиком 4-5 участников, для обсуждения им дается вопрос, который анализируется около 20-30 мин. Время, затраченное на анализ вопроса, называется раунд. В конце раунда за каждым столиком остается только один член команды — так называемый «хозяин стола», остальные участники по возможности переходят за разные столы и анализируют другие вопросы. Так происходит до тех пор, пока участники не обсудят вопросы за всеми
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 834-841. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 834-841. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
столами. Ответы фиксируются на листах, после чего происходит коллективный анализ предложенных идей.
Технология «open-mind». Обучающиеся делятся на группы, каждой из которых дается определенный вопрос. В течение заданного времени участники одной группы получают ответы у других групп. Поиск ответов происходит следующим образом: например, участник первой группы, готовый отвечать, ищет свободного участника другой группы, они задают друг другу свои вопросы и фиксируют ответы, затем оба переходят к участникам других групп и т. д. Задача — получить как можно больше ответов на вопрос. Далее все участники возвращаются в свои группы, полученные ответы анализируются и представляются в общей презентации.
Преимущества данных технологий заключаются в том, что они позволяют в максимально короткие сроки получить информацию от достаточно большого количества людей.
Использование названных и иных инновационных технологий формирования и оценки профессиональных управленческих компетенций слушателей программ дополнительной подготовки предполагает моделирование учебного занятия с высокой долей их интерактивности.
Такие методы моделирования учебных занятий, как анализ кейсов и выполнение проекта также являются востребованными.
Кейс — это проблемное задание, в котором слушателю предлагается осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию и решить связанную с ней проблему. Кейс описывает ситуацию, взятую из реальной практики, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например, деловой игры. Кейсы могут быть представлены в различных видах: печатном (объем составляет 25-30 с.), аудио, видео, мультимедиа.
В учебно-методическое обеспечение занятия с использованием кейсов рекомендуется включать:
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- рекомендации по работе с кейсом;
- литературу для подготовки к работе с кейсом;
- критерии оценки работы с кейсом, если предусмотрены этапы, то критерии оценки по этапам.
Модель занятия с использованием кейса состоит из трех модулей-этапов:
1. Подготовка к работе с кейсом (предварительная работа преподавателя): разработка учебно-методического обеспечения, выдача слушателям необходимой литературы для подготовки к работе с кейсом, предоставление теоретического материала, инструктирование по порядку работы и по критериям оценивания результата.
2. Работа слушателей с кейсом: обратная связь на понимание инструкций по работе и критериев оценки, освоение литературы и теоретического материала, непосредственно работа с кейсом.
3. Оценивание и защита результатов работы с кейсом (заключительная совместная работа преподавателя и слушателей).
Особое внимание должно быть уделено оцениванию компетенций слушателей. Оценка может быть комплексной, в целом по работе с кейсом, либо возможны промежуточные оценки по этапам работы (формулировка цели решения поставленной проблемы; нахождение и сбор различной информации; выдвижение гипотез и выработка вариантов решения проблемы; формулировка выводов; обоснование оптимального решения ситуации).
Кроме того, проводится оценка по выработанным критериям следующих управленческих профессиональных компетенций:
- анализ различных профессиональных ситуаций;
- умение работать с информацией, в том числе умение затребовать дополнительную информацию;
- моделирование решений и обоснование различных планов действий;
- принятие наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
- умение четко и точно излагать собственную позицию в устной и письменной форме, отстаивать точку зрения;
- способность к самоанализу, самоконтролю и самооценке, а также умение критически оценивать другие точки зрения.
Еще одной технологией с соответствующим методическим инструментарием является проект. Данная технология позволяет оценить и сформировать многие управленческие компетенции; в последние годы она активно используется на проектно-ориентированных программах подготовки управленческих кадров.
Необходимо отметить, что существует множество понятий проекта, в частности, в качестве проекта можно обозначить:
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 834-841. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 834-841. ISSN 1993-3541
S. N. APENKO, E. I. EREMENKO
- форму обучения (действия слушателей, направленные на получение определенного результата, при этом слушатель выполняет учебные и исследовательские задачи);
- результат обучения (документальное представление результатов процесса обучения по отдельным темам осваиваемых дисциплин или выпускной проект);
- форму организации деятельности на предприятии по производству новых продуктов, услуг, технологий, систем (слушатель разрабатывает элементы системы управления проектом, документы, связанные с проектным менеджментом).
Проект, как вид учебной деятельности — это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. В отличие от иных письменных работ, проект направлен на самостоятельный сбор данных и их анализ, разработку и обоснование решений комплексной управленческой проблемы. С помощью проекта оцениваются умения использовать полученные знания для решения практических задач и уровень владения практическими методами, технологиями и приемами.
Проект, как результат учебной деятельности — это конечный продукт, получаемый в ходе планирования и выполнения комплекса учебных заданий. В этом случае проект предполагает выполнение в письменном виде комплекса расчет-но-аналитических, организационно-управленческих, методических, нормативно-документальных и иных разработок, взаимосвязанных одной целью, по прикладной теме или совокупности тем изучаемой дисциплины.
Проект выполняется, как правило, на основе освоения блока тем одной или нескольких дисциплин и по завершении должен быть защищен. Выполнение и защита проекта позволяют оценить целую совокупность компетенций: стратегическое и творческое мышление, инновационный потенциал, аналитические способности, владе-
ние инструментами проектного менеджмента, умение разрабатывать документы по управлению проектом и т. д.
Выполняется проект внеаудиторно при консультационной поддержке преподавателя одним слушателем или группой. Если проект выполняется группой слушателей, то это позволяет оценить коммуникативные, лидерские, командные и другие компетенции, проявляющиеся во взаимодействии с людьми. В этом случае к консультационной функции преподавателя добавляется функция по координации работы группы.
Защиту проекта целесообразно назначать на последних этапах освоения дисциплины или блока дисциплин. По результатам защиты можно предусмотреть корректирующие меры, направленные на дальнейшее формирование недостаточно развитых компетенций. Однако предпочтительно систематически проводить текущий контроль выполнения частей проекта, что позволит отслеживать степень освоения компетенций по мере выполнения проектных заданий и своевременно корректировать траекторию их формирования.
Таким образом, инновационные технологии формирования и оценки управленческих компетенций становятся все более актуальными в программах дополнительной подготовки руководителей. В настоящее время деятельност-но-компетентностный подход признан базовой методологией организации процесса повышения квалификации, а также подготовки и переподготовки управленческого персонала. Данный подход заставляет искать такие технологии и приемы обучения, которые были бы направлены на развитие именно поведенческих моделей, приводящих к повышению эффективности управленческого труда. Несмотря на то, что многие инновационные технологии прошли апробацию в образовательных учреждениях, тем не менее, они требуют дальнейшего развития в связи с изменяющимися задачами формирования и оценки управленческих компетенций.
Список использованной литературы
1. Апенько С. Н. Компетентностно-ориентированное обучение новым методам управленческого консультирования / С. Н. Апенько, М. Н. Шавровская // Вестник Омского университета. Серия Экономика. — 2012. — Вып. 4. — С. 138-143.
2. Апенько С. Н. Оценка компетенций магистров и бакалавров в системе менеджмента образовательных услуг/ С. Н. Апенько // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2009. — № 4. — С. 88-92.
3. Апенько С. Н. Формирование и оценка профессиональных компетенций специалистов по управленческому консультированию / С. Н. Апенько, Ж. А. Макарова, О. В. Попова. — Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. — 224 с.
4. Баева О. Н. Оценка состояния системы высшего и послевузовского профессионального образования в Прибайкальском регионе на основе имеющейся информационной базы / О. Н. Баева // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. — 2014. — № 1. — С. 163-171.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 834-841. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 834-841. ISSN 1993-3541
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND EDUCATION
5. Беркутова Т. А. Оценка персонала как управленческая задача: эффективность, компетенции, деловые коммуникации : монография / Т. А. Беркутова. — Екатеринбург : Изд-во Ин-та экономики УрО РАН, 2007. — 370 с.
6. Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка / И. В. Бизюкова. — М. : Академия, 2004. —312 с.
7. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции профессионала как конкурентное преимущество на рынке труда / О. М. Бобиенко // Современная конкуренция. — 2008. — № 4. — С. 96-104.
8. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы : пер. с англ. / Р. Бояцис. — М. : HIPPO, 2008. — 352 с.
9. Ветошкина Т. Роль компетенций в управлении персоналом / Т. Ветошкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2008. — № 3. — C. 11-18.
10. Кудрявцева Е. И. Инновационные технологии в кадровом менеджменте / Е. И. Кудрявцева, В. М. Голянич // Управленческое консультирование. — 2013. —№ 2. — С. 5-16.
11. Озерникова Т. Г. Значение оценки компетенций персонала в системе высшего образования / Т. Г. Озерникова, Е. А. Жиперина // Управление человеческими ресурсами в условиях модернизации экономики : материалы интер-нет-конф. 4-го Байкал. кадр. Форума / под ред. М. А. Винокурова, Т. Г. Озерниковой, Н. Г. Солодовой. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. —С. 206-211.
12. Озерникова Т. Г. Качество образования: подходы к определению / Т. Г. Озерникова, Д. В. Братищенко // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докл. по материалам 11-й Всерос. науч.-практ. Интернет-конф., 29-30 октября 2014 г. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. — Кн. 1. — С. 154-165.
13. Половинко В. С. Система оценки персонала в концепции управления по результатам : монография / В. С. По-ловинко, М. Г. Сазонова. — Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. — 255 с.
14. Пученко А. С. Использование инновационных технологий предоставления услуг по управленческому консультированию в консалтинговом проекте / А. С. Пученко // Модернизационные процессы развития экономики : сб. науч. тр. молодых ученых / отв. ред. А. Е. Миллер. — Омск : Изд-во Ом. гос. техн. ун-та, 2014. — С. 147-150.
15. Тарасов В. К. Управленческая элита: как мы ее отбираем и готовим / В. К. Тарасов. — М. : Добрая книга, 2010. — 496 с.
References
1. Apen'ko S. N., Shavrovskaya M. N. Competence - based learning of new methods of management consulting. Vest-nik Omskogo universiteta. Seriya Ekonomika = Herald of Omsk University. Series Economics, 2012, iss. 4, pp. 138-143. (In Russian).
2. Apen'ko S. N. Master's and Bachelors' competency estimation in the system of educational services management. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2009, no. 4, pp. 88-92. (In Russian).
3. Apen'ko S. N., Makarova Zh. A., Popova O. V. Formirovanie i otsenka professional'nykh kompetentsii spetsialistov po upravlencheskomu konsul'tirovaniyu [Formation and evaluation of professional competencies of experts in management consulting]. Omsk State University Publ., 2014. 224 p.
4. Baeva O. N. Evaluation of the system of higher and postgraduate education in Baikal region on the basis of the available information base. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i upravleniya = East Siberia State University of Tehnolodgy and Management Bulletin (SSUTM Bulletin), 2014, no. 1, pp. 163-171. (In Russian).
5. Berkutova T. A. Otsenka personala kak upravlencheskaya zadacha: effektivnost', kompetentsii, delovye kommu-nikatsii [Staff evaluation as a management task: efficiency, competence, business communication]. Ekaterinburg, Institute of Economic, The Ural Branch of Russian Academy of Sciences Publ., 2007. 370 p.
6. Bizyukova I. V. Kadry upravleniya: podbor i otsenka [Senior management: personnel selection and evaluation]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 312 p.
7. Bobienko O. M. Key professional competences as a competitive advantage in the labor market. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of Modern Competition, 2008, no. 4, pp. 96-104. (In Russian).
8. Boyatzis R. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. John Wiley & Sons, 1982. (Russian ed.: Boyatsis R. Kompetentnyi menedzher. Model' effektivnoi raboty. Moscow, HIPPO Publ., 2008. 352 p.
9. Vetoshkina T. The role of competencies in personnel management. Kadrovik. Kadrovyi menedzhment = A HR Manager. HR Management, 2008, no. 3, pp. 11-18. (In Russian).
10. Kudryavtseva E. I., Golyanich V. M. Innovative technologies in personnel management. Upravlencheskoe konsul'tiro-vanie = Administrative Consulting, 2013, no. 2, pp. 5-16. (In Russian).
11. Ozernikova T. G., Zhiperina E. A. The value of personnel competencies assessment in higher education. In Vinokurov M. A., Ozernikova T. G., Solodova N. G. (eds). Upravlenie chelovecheskimi resursami v usloviyakh modernizatsii ekonomi-ki. Materialy internet-konferentsii 4-go Baykalskogo kadrovogo foruma [Human resources management in the conditions of economic modernization: proceedings of the 4th Baikal Personnel Forum's internet-conference]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2012, pp. 26-211. (In Russian).
12. Ozernikova T. G., Bratishchenko D. V. Quality of education: approaches to defining. In Gurtov V. A. (ed.). Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v regionakh Rossii. Cbornik dokladov po materialam 11-i Vse-rossiiskoi nauchno-prakticheskoi Internet-konferentsii, 29—30 oktyabrya 2014 g. [Supply and demand in the labor market and the market of educational services in the regions of Russia. The collection of reports on the materials of the 11th All-Rus-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 834-841. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 834-841. ISSN 1993-3541
S. N. APENKO, E. I. EREMENKO
sian Research and Practical Internet - Conference, October 29-30, 2014). Petrozavodsk State University Publ., 2014, book 1, pp. 154-165. (In Russian).
13. Polovinko V. S., Sazonova M. G. Sistema otsenki personala v kontseptsii upravleniya po rezul'tatam [The system of personnel evaluation in the concept of performance management]. Omsk State University Publ., 2008. 255 p.
14. Puchenko A. S. Using innovative technologies of providing management consulting services in a consulting project. In Miller A. E. (ed.). Modernizatsionnye protsessy razvitiya ekonomiki. Sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh [Modernization processes of economic development. Collection of scientific works of young scientists]. Omsk State Technical University Publ., 2014, pp. 147-150. (In Russian).
15. Tarasov V. K. Upravlencheskaya elita: kak my ee otbiraem i gotovim [Administrative elite: how we select it and train]. Moscow, Dobraya kniga Publ., 2010. 496 p.
Информация об авторах Апенько Светлана Николаевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационного и проектного управления, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, г. Омск, ул. Нефтезаводская, 11, e-mail: apenkosn@yandex.ru.
Еременко Елена Ивановна — директор Центра делового образования, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, г. Омск, ул. Нефтезаводская, 11, e-mail: director@cdo.omsu.ru.
Библиографическое описание статьи Апенько С. Н. Инновационные технологии формирования и оценки профессиональных управленческих компетенций слушателей программ дополнительного образования вузов / С. Н. Апенько, Е. И. Еременко // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — № 5. — С. 834-841. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(5).834-841.
Authors
Svetlana N. Apenko — Doctor habil. (Economics), Professor and Chair, Department of Innovational and Project Management, Omsk State University n.a. F. M. Dos-toevsky, 11, Neftezavodskaya St., 644077, Omsk, Russian Federation, e-mail: apenkosn@yandex.ru.
Elena I. Eremenko — Director of the Center of Business Education, Omsk State University n.a. F. M. Dostoevsky, 11 Neftezavodskaya St., 644077, Omsk, Russian Federation, e-mail: director@cdo.omsu.ru.
Reference to article
Apenko S. N., Eremenko E. I. Innovative technologies of formation and assessment of professional managerial competences of students taking additional educational programs in universities. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5. pp. 834-841. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(5).834-841. (In Russian).