Научная статья на тему 'Состав профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису и туризму'

Состав профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису и туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентность / компетентностный подход / профессиональные компетенции / идеальный специалист / Skills / Competence / competence approach / Professional competence / ideal specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Леонидовна

В статье рассматриваются понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход». Приводятся данные исследования представлений руководителей московских предпри- ятий сервиса и туризма об идеальном специалисте, на основании которых автор выстраивает перечень важных профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису и туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the concepts of «skills», «competence», «competence approach». Author presents the data of the research the leaders of Moscow enterprises of service and tourism about the ideal specialist, basing on that the author builds a list of important professional skills of a specialist in social and cultural service and tourism.

Текст научной работы на тему «Состав профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису и туризму»

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

УДК 378

I СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА I ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ СЕРВИСУ И ТУРИЗМУ

Фролова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук,

главный специалист учебно-методического отдела, [email protected],

Институт сервиса (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The article examines the concepts of «skills», «competence», «competence approach». Author presents the data of the research the leaders of Moscow enterprises of service and tourism about the ideal specialist, basing on that the author builds a list of important professional skills of a specialist in social and cultural service and tourism.

В статье рассматриваются понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход». Приводятся данные исследования представлений руководителей московских предприятий сервиса и туризма об идеальном специалисте, на основании которых автор выстраивает перечень важных профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису и туризму.

Key words: skills, competence, competence approach, professional competence, ideal specialist

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональные компетенции, идеальный специалист

Сегодня одним из самых обсуждаемых в диссертационных советах всех регионов России является компетентностный подход, включение которого в высшее профессиональное образование нашло отражение в директивных установках: Макете федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 года и др. [7, 8]. Научные статьи ведущих ученых страны в последнее время посвящены характеристике компетентного подхода, а также разъяснению понятий «компетенция» и «компетентность» (В.И. Байденко, А.Г. Бер-мус, И.А. Зимняя, И.Г. Галямина, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

В традиционном понимании компетенция (лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [12. С. 214], а компетентность — 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [12. С. 214].

Однако в рамках компетентностного подхода к высшему профессиональному образо-

ванию термины «компетенция» и «компетентность» приобрели дополнительные значения. Так, в макете образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения компетенция трактуется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [8], а в Стратегии модернизации содержания общего образования понятие компетентность включает в себя «результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.» [13].

Многие научные школы и коллективы также вносят вклад в разъяснение этих ключевых в рамках компетентностного подхода дефиниций. Так, И.А. Зимняя рассматривает компетентность как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [5].

А.В. Хуторской, объясняя разницу между понятиями, пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению

22 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 1

Состав профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису...

к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [17].

В одной из первых научных статей, посвященных компетентностной модели образовательной программы, авторы определяют компетентность с экзистенциальных позиций, как «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости» [2].

По мнению В.И. Байденко, компетенции — это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также са-мооценивать результаты своей деятельности [1].

Способность и готовность — ключевые определения в трактовке понятия «компетенция». И.Г. Галямина и В.И. Байденко определяют компетенцию как способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях — как в конкретной области знаний, так и в областях, слабо привязанных к конкретным объектам, т. е. способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях труда, а компетентность как владение определенными компетенциями [3].

Категория «профессиональная компетентность» по Б.С. Гершунскому определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу [4. С. 65].

Анализ работ, посвященных проблеме значения и соотношения понятий компетенция // компетентность, позволил выделить общее, на что указывают все исследователи: компетенция — это знание в действии:

1) компетенция — это умение применить то или иное знание на практике для решения определенной стандартной (штатной) задачи;

2) компетенция — это способность к переносу знаний из одной сферы деятельности в другую и умение творчески применить знание для решения нетрадиционной (нештатной) задачи.

Таким образом, компетентность рассматривается как сложное интегративное свойство человека, включающее в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты и позволяющее ему качественно исполнять профессиональные обязанности, самостоятельно решать производственные проблемы и брать на себя ответственность за принятое решение. Очевидно, что компетентность представляет собой совокупность компетенций.

«Именно компетентность будущего специалиста должна выступать сегодня в качестве основного образовательного конструкта модели выпускника», — считает М.Д. Илья-зова [6].

Вхождение понятий «компетенция» и «компетентность» в активную языковую практику вполне отвечает общим тенденциям развития современного русского языка, который стремится к обозначению понятия одним словом. В этом смысле компетенция, используемая вместо «знания, умения, владения», и компетентность, используемая вместо «способность и готовность к выполнению определенных профессиональных функций», как нельзя лучше подходят для образовательной практики.

Компетентностный подход, по мнению ученых, на первое место ставит не информированность учащегося в том или ином вопросе, а его умение находить решения проблем, возникающих в профессиональных и житейских ситуациях, например:

• в познании и объяснении явлений окружающей действительности,

• во взаимодействии и взаимоотношениях с людьми,

• в этической оценке собственных поступков и поступков других людей,

• в практической жизни при выполнении различных социальных ролей,

• в выборе того или иного стиля (манеры) поведения и ответственности за сделанный выбор.

23

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

Компетентностный подход за несколько лет до его директивного включения в образовательный процесс упоминался в различных научных публикациях. Так, В. И. Байденко указывает, что в проектах государственного образовательного стандарта (ГОС) основного общего и среднего (полного) общего образования активно использовался термин «компетенция».

В начале 90-х годов вышли две монографии: «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» Н.В. Кузьминой и «Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг» Л.А. Петровской, в которых рассматриваются компетентности как «свойства личности». Чуть позже, в 1996 году, А. К. Маркова издает «Психологию профессионализма», в которой детально анализирует понятия «компетентность» и «компетенция», подчеркивает разницу в их значении и составляет классификацию компетенций.

Сейчас существует огромное количество классификаций компетенций/компетентно -стей, поскольку образовательные учреждения активно разрабатывают компетентностные модели своих выпускников, однако в основе большинства разработок лежат общеизвестные классификации [5, 8, 9, 10, 11].

В рамках исследования, посвященного разработке модели специалиста как образа профессионального идеала, проведенного в Институте сервиса (г. Москва), филиале ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», в целях наполнения содержания модели в ее предметно-практическом аспекте была поставлена задача изучения компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса и туризма [14, 15, 16].

Анализ представлений об идеальном специалисте руководителей и сотрудников предприятий, с которыми сотрудничает Институт сервиса, позволил сделать вывод, что идеал специалиста существует в сознании респондентов как эмоционально окрашенный качественный образ. Описывая идеального специалиста, респонденты говорили, каким он должен быть, называли его профессионально важные и личностные качества: коммуникабельность, общительность, эмпатия, креативность, воспитанность, ответственность, любознательность,

умение расположить к себе, наблюдательность, стремление к самообразованию, оригинальность, трудолюбие, культура речи, эрудированность, широкий кругозор, аналитический ум, здоровый образ жизни и др.

На вопрос интервью о наличии профессионального идеала и необходимости его иметь все респонденты дали утвердительный ответ, называя в качестве идеала либо конкретное лицо (чаще всего руководителя своего предприятия), либо собирательный образ, содержащий вышеперечисленные качества.

Наиболее сложным респондентам показался вопрос о том, какими компетенциями должен владеть специалист, чтобы соответствовать всем требованиям профессии. Исследование показало, что в представлениях наших респондентов компетентностный образ профессионала еще не сложился, большинство респондентов продолжает мыслить категориями, представленными в стандартах второго поколения, т. е. «специалист должен знать... уметь...». Только после истолкования интервьюером понятия «компетенция» как «знание в действии» были получены развернутые ответы.

Приведем некоторые из них.

«Примерно 90% работников пришли не из сферы туризма. Если человек знает, что это его дело, то он научится очень быстро. Одни из первых работников сферы туризма начали с нуля и очень быстро поднялись благодаря своим личностным качествам, а не профессиональным компетенциям. Но, конечно, важны такие компетенции, как умение общаться, умение слушать, а это далеко не каждый может делать правильно. Конечно, специалист должен знать компьютер, уметь выразить словом и рисунком мысль. Приходится разрабатывать новые туры, поэтому нужно много читать, наблюдать, нестандартно мыслить. Необходимо знание иностранных языков» (заместитель директора московского филиала ЗАО «Фирма Нева» С.В. Дроздова).

«Навыки общения, умение рассчитать тур до мельчайших подробностей, умение вести диалог как по телефону, так и в офисе, умение учиться, пользоваться Интернетом, много читать. Профессионал должен постоянно пополнять багаж знаний, не останавливаться на достигнутом, всегда верить, что может стать руководителем, значит, ему понадобятся знания по менеджменту» (директор программ ООО «ДИ-Трэвел» Л.Ю. Абдюшева).

24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 1

Состав профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису...

«Новый век сулит много неизвестного. Никогда не знаешь, что может пригодиться. Нужно быть готовым ко всему. Главное — умение учиться. Постоянно пополнять багаж знаний. Приходится работать с людьми, поэтому компетенции общения необыкновенно важны для специалиста указанного профиля. Хотелось бы отметить компетенции, связанные с управлением, планированием, расстановкой кадров. Но все-таки главное — уметь ориентироваться в ситуации на рынке и вовремя получать необходимые знания» (руководитель ООО Образовательно-консультационный центр «Стадия»

О.А. Белостоцкая).

«Умение правильно изъясняться, иметь базовые психологические знания. Знать иностранные языки, знать компьютер, суметь заменить заболевшего сотрудника, поэтому хорошо знать всю организационную структуру фирмы, много читать, много знать, в том числе знать другую культуру. Интересоваться новым, нестандартным и с нестандартных позиций подходить к решению проблем. Научить можно всему, главное, чтобы человек сам хотел учиться» (генеральный директор ООО «Кот-Турс» Т.В. Муратова).

В исследовании представлений об идеальном специалисте сферы сервиса и туризма и его компетентностной характеристике участвовали руководители и сотрудники следующих предприятий (всего 66 человек):

• ООО «Лентур» (г. Москва, Генерала Кузнецова ул., д. 28, корп. 1);

• ООО «ГарантОптим» (г. Москва, Привольная ул., д. 61, корп. 1);

• ООО «Ветер Перемен» (г. Москва, Привольная ул., д. 65/32, офис 9);

• ЗАО «Фирма НЕВА» (г. Москва, Таганская ул., д. 7, строен. 1);

• ООО «ДИ-Трэвел» (г. Москва, Косыгина ул., д. 15);

• ООО «Кот-Турс» (г. Москва, Старомонетный переулок, д. 10, стр. 3, офис 401);

• ООО Образовательно-консультационный центр «Стадия» (г. Москва, 3-й Павловский пер., д. 12).

Методом ранжирования был получен перечень ключевых компетенций специалиста по социально-культурному сервису и туризму. Для научной обработки формулировок использовались классификация компетенций А.К. Марковой [9] и частично И.А. Зимней [5].

Перечислим компетенции, необходимые специалисту по социально-культурному сервису и туризму:

• умение находить общий язык с людьми и устанавливать взаимовыгодные контакты;

• знание иностранных языков;

• знание культурных традиций;

• способность к творчеству, оригинальность и нетрадиционный подход к решению профессиональных задач;

• способность к анализу обстановки и быстрому принятию решений;

• хорошие пользовательские умения;

• способность к продолжению образования, желание учиться;

• управленческие способности: умение

управлять людьми, прогнозирование, планирование;

• установка на здоровый образ жизни.

Приведенный перечень включает в себя

представления только потенциальных работодателей, потому что их мнение наиболее значимо для строительства модели специалиста.

Разработка перечня (состава) профессиональных компетенций специалиста — это лишь первый и, как нам кажется, самый простой шаг на пути к реализации требований директивных и нормативных документов системы российского образования. Гораздо более сложными являются вопросы, как формировать компетенции (технологический аспект) и как установить степень сформированности компетенций (контрольный аспект).

Решение указанных вопросов — одна из важнейших задач современной науки и практики.

Литература

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3—13.

2. Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

3. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2005. 104 с.

25

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

4. Гершунский Б. С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. уч. зав. М.: Моск. психолого-социальный институт, 1998. 432 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—42.

6. Ильязова М. Д. Методологические аспекты проблемы формирования модели выпускника вуза // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6. С. 76—79.

7. Концепция модернизации российского образования до 2010 года http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393. html#1 (дата обращения: 22.08.2010).

8. Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/db/por tal/spe/3v/220207m. htm (дата обращения: 22.08.2010).

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.

10. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс: отчет проекта (TUNING PROJECT). Socrates-Tempus. 2004. 130 с.

11. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: [Пер. с англ.] М.: Когито-Центр, 2002. 394 с.

12. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1987. 608 с.

13. Стратегия модернизации содержания общего образования. [Электронный ресурс]: Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию. URL: http://www.ed.gov.ru/(дата обращения:

05.08.2009) .

14. Фролова С.Л. Инновационное понимание модели специалиста как образа профессионального идеала // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 122—129.

15. Фролова С.Л. Практика создания модели специалиста как образа профессионального идеала // Преподаватель 21 века. 2009. № 4. С. 28—35.

16. Фролова С.Л. Технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала // Человек и образование. 2009. № 4. С. 113—118.

17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения:

01.02.2010) .

26 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.