УДК 378.6
С. Л. Фролова
Москва
ИННОВАЦИОННОЕ ПОНИМАНИЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА КАК ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональный идеал; модель специалиста; компетенция; компетентность; профессиональное образование.
АННОТАЦИЯ. Раскрываются понятия «компетенция», «компетентность», «модель специалиста» с позиций идеалоориентированного подхода. Вводится понятие «профессиональный идеал» как конечная цель профессионального образования и один из критериев его качества. Даются рекомендации по созданию модели специалиста как образа профессионального идеала, представлена модель специалиста сферы сервиса.
S. L. Frolova
Moscow
UNDERSTANDING INNOVATION AS A MODEL OF PROFESSIONAL IMAGE PROFESSIONAL IDEAL
KEY WORDS: a professional ideal; a model of the expert; the competence; vocational training.
ABSTRACT. The article explains the innovative model of professional understanding of how the image of the professional ideal, reveals the concept of "competence", "competence" in terms of approach based on the ideal. Empirically grounded model of the specialist areas of service.
Направленность российской образовательной политики на повышение уровня подготовки и конкурентоспособности выпускников актуализировала проблемы целей образования и критериев его качества. В современный педагогический словарь прочно вошло понятие «компетентный специалист» как конечный результат высшего и среднего профессионального образования. Однако частотность употребления слов
«компетенция», «компетентность» не способствует прояснению их сущности для непосредственных участников образовательного процесса и заказчиков образовательных услуг. Исследование, организованное с целью разработки модели специалиста как образа профессионального идеала, проведенное в Институте сервиса (московский филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»), показало,
что формулировка профессиональных компетенций будущих специалистов, занятых в сфере сервиса, вызвало затруднения у преподавателей, студентов и, что самое важное, самих работодателей. По-прежнему в обиходном профессиональном словаре продолжают употребляться понятия «знания», «умения», «навыки». Многим представителям служб по подбору персонала приходилось объяснять, что такое компетенция. Причем следует отметить, что наиболее понятным и приемлемым явилось истолкование «компетенций» как «знаний в действии», а «компетентности» как «совокупности компетенций». Такое понимание компетенций и компетентности не противоречит трактовке терминов родоначальниками компетентностного подхода в образовании (А. К. Маркова,
Н. Т. Печенюк, Е. Э. Смирнова, Н. Ф. Талызина и др.).
В макете федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [1]. В этой трактовке, что весьма ценно для реализации концепции идеалоориентированного образования, заложено понимание мотивации качества профессиональной деятельности. Способность человека успешно выполнять те или иные профессиональные действия, решать те или иные профессиональные задачи означает, что он готов это делать не только потому, что обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и потому, что желает заниматься указанной профессиональной деятельностью и совершенствовать свое мастерство.
Учитывая обиходное понимание и научное толкование компетенций, их можно считать не только усвоенными, но и присвоенными знаниями. Присвоение же знаний, по мнению психологов, проис-
ходит только тогда, когда они имеют для человека личностную значимость, наполнены личностным смыслом. Сказанное выше актуализирует задачу формирования у студентов стойкой профессиональной направленности, выражающейся в устойчивом интересе к профессии и желании осваивать ее, в правильном представлении образа профессии и образа «Я — профессионал», в позитивной оценке будущей профессиональной деятельности и видении профессиональных перспектив и профессиональной ниши. Формирование профессиональной направленности осуществляется одновременно со становлением профессионального идеала, составляющего основу профессионального мировоззрения специалиста.
Сформированный профессиональный идеал характеризуется: 1) устойчивой профессиональной направленностью личности, 2) высоким уровнем профессиональных притязаний, 3) высокой мотивацией успеха в профессиональной карьере, 4) ориентацией на профессиональную самореализацию и самосовершенствование, что в свою очередь является характеристикой компетентного специалиста, поскольку, согласно требованиям Болонской декларации, образование должно осуществляться по индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни, а значит, человек должен быть мотивирован к постоянному учению и повышению уровня образования и компетентности.
Отсюда следует, что основной целью профессионального образования является формирование профессионального идеала специалиста как действенного стимула и мотива самообразования, залога его успешности в карьере и жизни и реализации основных требований Болонской декларации. В научной литературе в контексте профессионального становления личности имеется много упоминаний о профессиональном идеале, однако сущность и содержание его как педагогической катего-
рии, педагогические функции и механизм формирования и функционирования в индивидуальном сознании личности остаются нераскрытыми по сей день.
Исходя из содержания составляющих понятие профессиональный идеал терминов, его можно определить как идеальный, привлекательный и желанный для носителя идеала образ конкурентоспособного, востребованного на рынке труда, материально стабильного специалиста-профессионала; как образ профессионального совершенства. В узком педагогическом смысле профессиональный идеал — это конечная идеальная цель профессионального образования, один из критериев проявления качества профессионального образования и воспитания.
Учитывая особенности развития сознания личности, которое осуществляется в становлении идеалов: 1) вначале поиск и конструирование идеального образа, отражающего привлекательные личностные черты, значимые цели и потребности личности; 2) затем вербализация этого образа и закрепление в сознании; 3) сопоставление идеального образа с одним или несколькими реальными лицами из ближнего или дальнего окружения; 4) обогащение и корректировка содержания идеала под влиянием значимых лиц из внешнего социума; 5) авто-номизация идеала (отрыв от конкретных лиц) и абстрактизация его сущности и содержания в виде осознаваемых, но трудно вербализуемых целей и установок — на этапе активизации сознания мы демонстрируем студентам модель специалиста как вербализованный образ профессионального идеала.
Инновационное понимание «модели специалиста» в рамках концепции идеалоориентированного образования заключается в том, что она должна выполнять стимулирующую и мотивирующую функции, должна быть включена в учебно-воспитательный процесс, именно поэтому модель специалиста — это образ
профессионального идеала, т. е. целостный совершенный образ специалиста с высшим образованием, где под словом «целостный» понимается совокупность профессиональных целей и ценностей, профессионально важных личностных качеств и компетенций специалиста, необходимых для решения профессиональных задач, а под словом «идеальный» подразумевается высокий уровень профессионально-нравственной воспитанности и высшая степень владения компетенциями, что определяет конкурентоспособность и востребованность специалиста на рынке труда, экзистенциальную удовлетворенность личности собой, результатами своей деятельности и, в целом, окружающей действительностью, что придает уверенность в завтрашнем дне и формирует оптимистичное и творчески ориентированное мировосприятие.
Модель специалиста как образ профессионального идеала играет положительную роль и выполняет следующие важные функции в учебно-воспитательном процессе вуза.
Во-первых, определяет стратегию развития вуза на основе интересов и потребностей социальных заказчиков (работодателей) и с учетом динамики развития тех сфер, для которых вуз готовит специалистов.
Во-вторых, ориентация на модель специалиста, учитывающую запросы работодателей, способствует реализации принципа связи обучения с практикой.
В-третьих, содержание модели специалиста служит основой для разработки образовательных программ, рабочих учебных планов, учебно-методических комплексов дисциплин, концепций воспитательной работы со студентами и позволяет согласовать конечные цели всех субъектов образовательного процесса.
В-четвертых, устремленность к единой цели, в качестве которой выступает модель специалиста как образ профессио-
нального идеала, делает учебно-воспитательный процесс более осмысленным, упорядоченным, рефлексивным, а значит, более эффективным.
В-пятых, наличие общей цели способствует интеграции усилий субъектов образовательного процесса по ее реализации и является одним из условий, обеспечивающих возможность синергизма образовательной системы.
В-шестых, осознание причастности к общему важному делу по реализации модели специалиста обеспечивает активное включение всех субъектов в образовательный процесс и увеличивает степень их ответственности за результат.
И наконец, главное — модель специалиста, представляющая собой совокупное представление субъектов образовательного пространства об идеальном специалисте, служит эталоном качества подготовки выпускника, ценностной целью профессионального образования, что позволяет использовать модель как действенный стимул и мотив самообразования и самовоспитания студентов.
Таким образом, модель специалиста, выполняя направляющую, ориентирующую, программную, интегрирующую, прогностическую, стимулирующую, мотивирующую и контрольную функции, является необходимым компонентом образовательного процесса и используется как основа для построения индивидуальной образовательной траектории и средство формирования индивидуального профессионального идеала.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА КАК ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА:
• интегративный подход, требующий участия в сборе материала для содержательного компонента модели всех субъектов образовательного пространства, чтобы модель отражала совокупное представление об идеальном специалисте и была личност-но значима для каждого;
• рефлексивный подход, требующий использования рефлексивных методик для сбора информации.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА:
1. Теоретический этап, целью которого является изучение научной литературы по проблеме модели специалиста, теоретический анализ и синтез психолого-педагогических концепций и определение собственных подходов к моделированию специалиста.
2. Эвристический этап, цель которого выбор методов исследования, подбор и адаптация рефлексивных методик и разработка методического инструментария исследования.
3. Исследовательский этап, или этап сбора информации по проблеме исследования.
4. Аналитический этап, цель которого обработка, анализ информации по проблеме исследования и интерпретация результатов.
5. Моделирующий этап, на котором происходит строительство модели специалиста как образа профессионального идеала.
6. Этап принятия модели специалиста как образа профессионального идеала в качестве стратегической и тактической цели образовательного процесса в вузе и включение ее в образовательный процесс.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
— эмпирические: изучение педагогической практики использования моделей специалиста в системе подготовки кадров в вузе, опроснодиагностические методы: анкетирование, интервьюирование, беседа, сочинение, метод экспертных оценок;
— статистические: ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Сбор информации для создания модели специалиста как образа профессио-
нального идеала осуществлялся в трех группах респондентов:
1) работодатели и успешные сотрудники компаний, в том числе выпускники вуза,
2) преподаватели вуза,
3) студенты старших курсов, уже прошедшие производственную практику.
Ключевыми вопросами в интервью, беседах и анкетах были вопросы, связанные с представлением респондентов об идеальном специалисте.
Вопросы к работодателям:
• Любая профессиональная деятельность имеет ценностное содержание, т. е. характеризуется с позиций нравственных ценностей. Как Вы считаете, какие ценности являются наиболее значимыми для специалиста сферы сервиса? Как Вы понимаете сущность и содержание указанных Вами ценностей?
• Какими профессиональными качествами должен обладать специалист, чтобы соответствовать профессиональным требованиям и требованиям корпоративной культуры вашей компании?
• Какие профессиональные компетенции определяют успешность специалиста в профессиональной деятельности?
• Есть ли у Вас представление об идеальном специалисте? Опишите его.
• Каких молодых специалистов (выпускников вузов) Вы ждете в своей компании?
Вопросы к успешным сотрудникам компаний:
• Любая профессиональная деятельность имеет ценностное содержание, т. е. характеризуется с позиций нравственных ценностей. Как Вы считаете, какие ценности являются наиболее значимыми для специалиста сферы сервиса? Как Вы понимаете сущность и содержание указанных Вами ценностей?
• Какие профессиональные компетенции и профессионально важные качества позволили Вам добиться успеха в карьере?
• Есть ли у Вас профессиональный идеал? Охарактеризуйте его.
• Удовлетворены ли Вы своим профессиональным статусом?
• Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой?
• Были ли у Вас примеры для подражания в профессиональной карьере, или Вы сами строили свой профессиональный идеал?
• Как Вы считаете, нужен ли человеку профессиональный идеал?
• Что Вы могли бы посоветовать выпускнику вуза, заканчивающему учебу в текущем году?
Вопросы к преподавателям вуза:
• Какими качествами и профессиональными компетенциями должен, по Вашему мнению, обладать специалист сферы сервиса? Создайте «портрет» идеального специалиста, используя выражения «должен знать», «должен уметь», «должен обладать», «должен быть».
• Какой вклад в профессиональное становление специалиста можете внести Вы?
• Какую (-ие) дисциплину (-ы) для каких специальностей Вы читаете?
• Какое значение для формирования профессиональных знаний, умений, качеств, ценностей имеет читаемая Вами дисциплина?
• Каким воспитательным потенциалом обладает содержание учебного материала читаемой Вами дисциплины?
Студентам предлагалось выбрать из перечня разнообразных личностных качеств и ранжировать профессионально важные качества специалиста, таким образом они создали вербальный образ профессионального идеала. Для проверки объективности полученных данных
респондентам третьей группы предлагалось написать сочинение «Каким я хочу стать специалистом?» («Я — профессионал») по примерному плану:
1. Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой?
2. Какими качествами Вы должны обладать, чтобы достичь поставленных целей?
3. Какими умениями Вы должны овладеть, чтобы стать компетентным специалистом?
Полученные в ходе сбора материала данные сопоставлялись с известными классификациями профессий, квалификационными характеристиками, профес-сиограммами специалистов указанного профиля и требованиями ГОС ВПО к уровню подготовки выпускников по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». В ходе сопоставления выяснилось, что представления респондентов об идеальном специалисте намного объемнее и полнее по содержанию, характеризуются образностью, ориентацией на ценностную и качественную характеристику профессии.
С определением профессиональных компетенций все исследуемые встретили затруднения. Это объясняется тем, что в индивидуальном представлении образ профессионала существует как качественный, а не деятельностный, т. е. в первую очередь человек представляет, каким должен быть специалист, а затем, что он должен уметь делать.
Сложность в определении профессиональных компетенций объясняется также тем, что респондентам не был представлен список компетенций для выбора. Ситуация свободного выбора и свободной формулировки необходимых специалисту профессиональных компетенций позволила установить степень соответствия понимания респондентами ценностного содержания профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса, совокупности профессио-
нально важных качеств и профессиональных компетенций.
На основании полученных данных была построена модель специалиста как образ профессионального идеала:
1. Потребностно-мотивационная сфера личности профессионала. Профессионально значимые цели: 1) профессиональное совершенствование, 2) конкурентоспособность, 3) востребованность,
4) удовлетворенность профессией.
2. Экзистенциальная сфера личности профессионала (сфера ценностей, смыслов, значений).
Наиболее значимыми профессиональными ценностями для специалиста сферы сервиса являются: ОБЩЕНИЕ, ЧЕЛОВЕК, ЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
3. Сфера профессионально важных качеств как интерпретация содержания ценностей и характеристика ценностного поля профессии:
ОБЩЕНИЕ
• Коммуникабельность
• Умение расположить к себе
• Речевая культура
• Стрессоустойчивость
• Самообладание ЧЕЛОВЕК
• Толерантность
• Воспитанность
• Эмпатия
• Ответственность
• Уверенность в себе ЗНАНИЕ
• Любознательность
• Стремление к самообразованию
• Аналитический склад ума
• Эрудированность
• Сообразительность ТВОРЧЕСТВО
• Креативность
• Наблюдательность
• Трудолюбие
• Оригинальность
• Изобретательность
4. Предметно-практическая сфера (сфера профессиональных компетенций).
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
1. Владение русским литературным языком и его разными стилями.
2. Владение всеми видами речевой деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение.
3. Умение организовать процесс эффективной речевой коммуникации, в том числе на иностранном языке.
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
1. Знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры.
2. Знание и соблюдение отечественных традиций, ритуала, этикета.
3. Знание и уважение обычаев других стран и народов.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ
1. Знание возможностей современных информационных технологий и умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
2. Владение пакетом прикладных программ.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ
1. Умение планировать, прогнозировать и совершенствовать деятельность служб сервиса.
2. Способность принимать управленческие решения.
3. Умение осуществлять связи с общественностью.
ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
1. Умение выразить идею в образе, творческая установка, сознательное профессиональное творчество, отказ от старого ради нового.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Разработка нового продукта, умение находить нестандартное решение.
КОМПЕТЕНЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. Понимание необходимости постоянного самосовершенствования. Высокая степень действенности профессионального идеала.
2. Владение умениями и навыками физического самосовершенствования.
3. Умение выдвигать перспективные цели и разрабатывать программу их реализации.
4. Владение рефлексивными умениями: самоанализ, самооценка, саморегуляция, самокоррекция.
КОМПЕТЕНЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Понимание необходимости непрерывного образования и умение организовать процесс самообразования.
2. Умение подбирать литературу на заданную тему; умение работать с разными источниками и с каталогами библиотеки.
3. Владение общими учебными умениями и навыками: сравнение, анализ и синтез, обобщение и систематизация.
4. Построение сценариев карьеры.
Анализ эмпирического материала показал понимание респондентами важности поднятой проблемы и необходимости разработки модели специалиста как интегрирующей стратегической цели образования, детерминанты образовательного процесса, критерия качества образования и основы для формирования индивидуального профессионального идеала студентов — действенного стимула и мотива самообразования и самовоспитания.
1. МАКЕТ федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования // Сайт «Российское образование : федеральный портал». — URL: http: // www.edu.ru/db/portal/spe/3 v /220207 m. htm, свободный.
2. МАРКОВА, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.
3. СМИРНОВА, Е. Э. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: сб. типовых методик / Е. Э. Смирнова; ЛГУ им. А. А. Жданова, НИИ комплекс. социал. ис-след.; [Ред. Е. Э. Смирнова]. — Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1984.
4. ТАЛЫЗИНА, Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина. —
М. : Знание, 1986.
5. ТАЛЫЗИНА, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский ; под ред. Н. Ф. Талызиной. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987.
LIST OF LITERATURE
1. A BREADBOARD model of the federal state educational standard of the higher vocational training / the Site «The Russian education: a federal portal». — the Mode of access: <http: //www.edu.ru / db/portal/spe/3 v/220207 m.htm>, free.
2. MARKOVA, A. K. Psychology of professionalism/ A. K. Markova. — M., 1996.
3. SMIRNOVA, E. E. Formation of model of activity of the expert with higher education / E. E. Smir-
nova. — Tomsk, 1984.
4. TALYZINA, N. F. Theoretical fundamentals of development of model of the expert / N. F. Talyzina. — М., 1986.
5. TALYZINA, N. F. Ways of development of a structure of the expert / N. F. Talyzina, N. G. Pechenyuk, L. B. Khikhlovsky. — Saratov, 1987.
Получено 30.12.09 © Фролова С. Л., 2010