ного процесса системы профессионального образования и повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования, демонстрирующая механизмы функционирования и развития региональной модели на основе личностно-деятельностного, компетентностного, семантического и других подходов и технологии решения проблем содержит в себе способы и инструментарий самопреобразования личности, самоконс-труирования профессиональной компетентности через рефлексию, индивидуально-личностное самоопределение в учебно-моделирующих ситуациях, освоение и развитие практики мыслепостроения и мыследействия посредством усвоения категорий и понятий теории деятельности и овладения механизмом саморазвития.
4. Система дидактических и диагностических средств, призванных повысить качество высшего и дополнительного профессионального образования вне зависимости от формы его организации включает: принцип дополнительности в отношениях противоположностей, синергетический принцип «выращивания» нового состояния и профессиональных компетенций у обучающихся, новое толкование исследовательского и проблемного методов обучения, схемотехнику, организационно-мыслительные и орга-нйзационно-деятельностиые игры, проектные и проективные технологии; методики определения сущности затруднений педагогов, диагностики уровней развития профессиональной компетентности, интегративным показателем которой выступает понятие «личностно-значимая профессиональная деятельность».
УДК 371,0: 378
С. Л. Фролова
ИДЕАЛООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Проблема качества профессионального образования приобрела в настоящее время особую актуальность, поскольку в условиях демографического кризиса и коммерциализации профессионального образования поступление в высшие учебные заведения гарантировано каждому желающему. Ни для кого не секрет, что в вузы сегодня поступают не только не подготовленные, потому что не обладают необходимыми для этого общими учебными умениями и навыками, но зачастую немотивированные к продолжению образования выпускники школ.
Еще не так давно основными мотивами выбора высшего учебного заведения были интерес к будущей профессии и желание реализовать в профессиональной деятельности природные задатки и способности. Сегодня выпускники средних общеобразовательных школ при выборе профессии в первую очередь руководствуются материальными соображениями; далее следуют перспективы трудоустройства, положительные отзывы родственников и знакомых о вузе, стоимость обучения, наличие в вузе военной кафедры, место вуза в рейтингах, уровень сложности вступительных испытаний, близость вуза к месту жительства.
Данные мотивы являются утилитарно-практическими, а значит, малодейственными для самообразования и самовоспитания обучающейся молодежи. В сложившейся ситуации одной из главных задач, которую необходимо решать на пути к реализации перспектив развития российского образования, является мотивация учения и самовоспитания школьников и студентов. Наверное, в истории отечественной школы мы не найдем время, когда бы данная задача не была актуальной и трудно решаемой, но особенно сложной она является сейчас, в условиях девальвации традиционных духовных российских ценностей: груда, знания, образованности, чести, бескорыстия. Ориентация подавляющей части российского населения, в том числе молодежи, на материальные ценности - факт неоднократно подтвержденный социологическими и психолого-педагогическими исследованиями. Некоторые педагоги, ученые и практики, считают, что «не так уж плохо, что молодежь материально ориентированна и прагматична», что «это свидетельствует о ее социальной адаптации». Нам кажется, что социально адаптированный человек не только ощущает уверенность в завтрашнем дне, поскольку доволен своим материальным положением, но испытывает ощущение полноты бытия, т. е. моральную удовлетворенность профессиональным, социальным и жизненным статусом. Говоря словами Л. Маслоу, социально адаптированный человек - это «самоактуализирующийся» человек. И задача образовательного учреждения - создать условия для формирования самоактуализирующейся личности, внутренне мотивированной на достижение экзистенциальной удовлетворенности.
Пожалуй, никогда еще до сих пор не было в педагогической среде такого плюрализма мнений относительно целей образования: «Чему учить? К какой жизни готовить? Какие жизненные ценности и идеалы формировать? И формировать ли?» В данной ситуации весьма полезно обратиться к истории отечественной педагогики.
Традиции отечественной школы сложились так, что основной целью образования всегда выступал образовательно-воспитательный идеал, изменяющийся со временем по форме, но не по сути, которая в основе оставалась духовно-нравственной. Сейчас многие педагоги и психологи, ученые и практики, высказывают сомнение в том, чтобы формировать у обучающихся
идеалы, поскольку никогда недостижимый идеал якобы служит источником разных комплексов. Данная позиция отрицает веками существовавшую идею воспитывать подрастающее поколение по образцу, т. е. по идеалу, поскольку основное значение понятия «идеал» связано со словом «образ», а отглагольное существительное образ-ова-ни-е (корень «образ») включает в себя значение «формирование по образу».
В российской дореволюционной школе в качестве абсолютного нравственного идеала признавался образ Иисуса Христа. Этот традиционный ориентир определял характер и содержание воспитания в России преимущественно в религиозно-нравственном ключе. Содержание идеала составляли общеизвестные христианские заповеди и православные ценности, а в качестве идеальных нравственных черт личности назывались такие, как смирение, терпение, незлобивость, доброта, душевная щедрость, любовь к ближнему, готовность прийти на помощь, стремление к нравственному очищению и совершенству. Во всех школах изучался Закон Божий, и придавалось большое значение преподаванию истории и литературы, поскольку считалось, что историко-литературное образование могло дать ученикам образцы для подражания и правильное представление о нравственных идеалах. Семейное воспитание также было ориентировано на религиозно-православные ценности, на формирование у подрастающего поколения целостного представления об идеальной личности Иисуса Христа. Наличие в доме икон, чтение молитв, совершение религиозных обрядов, посещение церкви, почитание старших - все это способствовало ориентации школьников на христианский идеал.
Серьезные изменения в традиционных представлениях о нравственном идеале человека в русской педагогике произошли в начале XX в. Это было связано с изменившимися социально-политическими условиями и распространением материализма и атеизма. Революционно настроенные материалисты предложили новый идеал человека - героя-революционера, самоотверженно борющегося за свои права и права трудящихся. Следует отметить, что в содержании данного героизированного идеала отсутствовали требования доброты к окружающим людям и нравственного внутреннего самосовершенствования. Впоследствии, как покажет история, этот идеал наделал очень много бед, поскольку следование этому идеалу порождало фанатизм и радикализм поступков его приверженцев. Нередко за революционную идею проливалась кровь невинных людей.
Русские религиозные философы и солидарные с ними педагоги продолжали отстаивать христианско-православный нравственный идеал человека, резко выступали против нового классового идеала, считая его глубоко безнравственным,
Таким образом, в российской педагогике начала XX в. оформились противоположные направления: от отстаивания традиционного христианско-
православного идеала до полного отрицания всякого заранее заданного для личности идеала-образца. Сторонники третьего педагогического направления старались преодолеть эти крайности. Так, К. Д. Ушинский и его последователи сочетали в образовательном процессе светские и православно-христианские традиции. Их идеалом стала свободно развивающаяся личность, ориентированная на нравственные христианские ценности, а целью воспитания - нравственное усовершенствование личности.
В революционную эпоху и в первые годы социалистического строительства сложился коммунистический идеал, который в течение ряда десятилетий господствовал в отечественной педагогике, определяя цели, задачи и содержание воспитания и образования в целом.
Черты коммунистического идеала и принципы поведения были отражены в моральном кодексе строителей коммунизма. В 50-е - 80-е годы XX в. изучению идеалов учащейся молодежи уделялось самое пристальное внимание. Количество диссертационных исследований, посвященных этой проблеме, исчислялось десятками. Удивляло поразительное однообразие идеалов молодежи. Наиболее распространенными были конкретные идеалы: политические деятели (В. И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Э. Дзержинский, Н. К. Крупская, Э. Тельман, Ф. Кастро, С. М. Киров и др.), герои войны (В. Чапаев, А. Матросов, 3. Космодемьянская, Е. Чайкина и др.), герои труда и героических профессий (П. Ангелина, Ю. Гагарин, Г. Титов, В. Чкалов и др.), люди науки и искусства (Л. Ландау, Д. И. Менделеев, В. Маяковский, Э. Асадов и др.), литературные герои (А. Маресьев, П. Корчагин, Спартак, Данко, Овод, молодогвардейцы, Макар Нагульнов, Семен Давыдов и др.)
Содержание нравственного идеала 50-х - 80-х годов прошлого века определялось такими качествами, как верность долгу, гражданственность, коммунистическая убежденность, готовность помочь людям, мужество, организаторские способности, ответственность, патриотизм, сила воли, смелость, стойкость, трудолюбие, честность, целеустремленность.
Возникает вопрос, почему в течение нескольких десятилетий учащиеся разного возраста и проживающие в разных уголках СССР называли в качестве своих идеалов одних и тех же лиц, а в числе предпочитаемых качеств характера идеального образца одни и те же качества. Выбор учащихся объясняется тем, что в советской школе доминировал единый для всех воспитательный идеал - моральный кодекс строителя коммунизма. Анализируя условия нравственного воспитания и идеалы школьников советского периода, В. Н. Соболев писал: «Эта жесткая, до предела заорганизованная воспитательная система нуждалась в таких же жестких эталонах и критериях поведения, регламентированных в решениях съездов КПСС, которая отражалась в лозунгах или моральном кодексе строителя коммунизма. Свобода выбора образа жизни или образа поведения, примера для подражания
или идеала самовоспитания была предельно ограничена и максимально регламентирована». [1, с. 23] Создаваемый и пропагандируемый в течение нескольких десятилетий, коммунистический идеал разрушился в считанные годы, и причиной этому было не содержание идеала, а формализм в воспитании, подмена дела словами, разлад между идеалом и действительностью, игнорирование возрастных особенностей школьников и меняющихся социальных условий, царившие в годы застоя.
На какое-то время школа осталась без идеала как стратегической, контролируемой государством цели и главного критерия качества образования. Но отсутствие идеала противоречит традициям отечественного образования и ставит в недоумение педагогов, поэтому школы, руководствуясь нормативными документами в сфере образования, стали сами создавать образовательно-воспитательный идеал в виде «модели выпускника» или «модели специалиста». Несмотря на достаточно большое количество работ по проблеме модели специалиста (Б. С. Гершунекий, Л. В. Макарова, Е. Э. Смирнова, Н. Ф. Талызина и др.), до сих пор отсутствует массовая практика внедрения модели в образовательный процесс. Однако не только этот факт осложняет принятие модели специалиста в качестве стратегической цели образования. Главная ущербность подхода к целям образования с позиции модели специалиста заключается в том, что модель, какой бы содержательной и обоснованной она ни была, не может быть принята обучающимися как личностно значимая, а значит, модель специалиста не обладает мотивирующим и стимулирующим действием. Чаще всего по форме модель представляет перечень профессионально важных качеств и совокупность профессиональных задач и умений, необходимых для их решения. Модель не учитывает и не может учитывать индивидуальные психические особенности индивидов: она надындивидуальна. В образовательном процессе модель можно и нужно использовать как ориентир, основу для построения образовательного маршрута и критерий качества образования, иными словами, модель выпускника нужна в первую очередь организаторам образовательного процесса, но не самим обучающимся: они, к сожалению, остаются по отношению к модели совершенно индифферентными. Однако одним из важнейших положений личностно ориентированного образования является требование личностно значимой цели. Чем значимей для личности цель, тем осмысленнее и эффективнее деятельность, направленная на реализацию принятой цели, потому что обучающийся не только четко знает, чему и зачем учится, но и желает этому учиться.
Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу о целях образования и мотивах учения. В качестве личностно значимой цели и действенного мотива учения и самовоспитания традиционно выступает идеал, поскольку идеалы составляют основу ценностного сознания личности, которое определяет бытие индивида. Но, как было сказано выше, в настоящее время
образовательно-воспитательный идеал не декларируется государством, и вообще российское общество еще не оправилось от духовно-нравственного кризиса, поразившего его в конце 90-х годов XX в. В стране до сих пор не сложился общественный идеал, подобный по своей значимости, распространенности и авторитетности коммунистическому идеалу, охарактеризованному в огромном количестве научной, научно-популярной, общественно-политической, общественно-публицистической литературы (С. Н. Иконникова, Э. В. Ильенков, Ю. В. Согомонов, Д. С. Черкашин, О. П. Целикова и др.) и господствовавшему во всех сферах общественной жизни, определяя их развитие.
В условиях ценностной нестабильности и разобщенности россиян, когда значительная часть населения всех возрастных групп ориентирована на материальные ценности и узкоэгоистические интересы, единственно приемлемой целью образования, и в первую очередь профессионального, может стать профессиональный идеал.
Понятие «профессиональный идеал» достаточно часто употребляется в научной и научно-популярной литературе, однако четкого толкования сути и содержания этой педагогической категории до сих пор нет. Возможно, это связано с проблемой классификации идеалов, также до сих пор не решенной, и неоднозначностью входящих в категорию «профессиональный идеал» значений терминов.
Под профессиональным идеалом в широком педагогическом смысле слова понимается представление носителя идеала о высококвалифицированном специалисте, конкурентоспособном и востребованном на рынке труда той или иной отрасли профессиональной деятельности, высшая ценностная профессиональная цель, т. е. цель профессиональных целей; в узком педагогическом смысле профессиональный идеал - это конечная идеальная цель профессионального образования; один из критериев проявления качества профессионального образования и воспитания.
Если идеал, согласно философской трактовке этого понятия, образ совершенства, то профессиональный идеал в философском смысле - образ профессионального совершенства.
Профессиональная деятельность - основная в жизни человека, поэтому профессиональный идеал, который определяет образ профессионала и является высшей профессиональной целью, занимает доминирующее положение в иерархии жизненных идеалов личности и обладает экзистенциальной сущностью, поскольку лежит в основе карьеро- я жизнестроительства. Экзистенциальная сущность профессионального идеала, синтез духовных и материальных ценностей в его содержании определяет его высокую степень действенности по сравнению с другими регуляторами деятельности человека.
Профессиональный идеал, в отличие от индифферентной по отношению к конкретному человеку модели специалиста, является структурным элементом ценностного сознания личности и выполняет важнейшие педагогические функции - стимулирующую и мотивирующую, поэтому его целесообразно рассматривать как цель образования, поскольку одна из основных характеристик цели как феномена образовательного процесса - задавать направление деятельности и стимулировать к достижению результата. В данном случае функции цели и профессионального идеала сливаются, что позволяет считать профессиональный идеал целью, а цель называть профессиональным идеалом,
Модель специалиста выступает как развернутая характеристика цели, но отсутствие в ней эмоционального компонента лишает ее возможности стать стимулом и мотивом самообразовательной и самовоспитывающей деятельности студентов.
Таким образом, модель личности выступает как некий объект по отношению к личности, а профессиональный идеал - это собственность сознания личности, ее субъективная ценность. На основе модели специалиста при педагогически целесообразно организованном образовательном процессе в индивидуальном сознании личности студента формируется профессиональный идеал, который приобретает статус личностно значимой цели и становится мотивом учения и стимулом профессионального самовоспитания. Поскольку профессиональный идеал - это собственность сознания индивида, в качестве конечной цели профессионального образования лучше рассматривать не модель специалиста и не сам профессиональный идеал, а образ профессионального идеала.
Образ профессионального идеала, в отличие от прежних образовательновоспитательных идеалов, не обладает признаком всеобщности, поскольку профессиональные идеалы, в основе своей, разумеется, одинаковые в нравственном значении, в различных образовательных учреждениях отличаются самобытностью, продиктованной спецификой профессиональной деятельности спектра специальностей и особенностями внутренней и внешней среды вуза,
В настоящее время весьма актуальными являются проблемы разработки технологии формирования образа профессионального идеала и разработки концепции идеалоориентированного образования на основе лучших традиций дореволюционной и советской школы.
Библиографический список
1. Соболев, В. Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Соболев. — Минск, 1994. - 165 с.