УДК 378.14
С. Л. Фролова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИДЕАЛООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональный идеал; компетенция; мотивация; идеалоориентированный образовательный процесс.
АННОТАЦИЯ. Вводится понятие «профессиональный идеал» как педагогическая категория, анализируются воспитательные функции профессионального идеала, даются рекомендации по организации образовательного процесса в вузе, ориентированного на профессиональный идеал.
S. L. Frolova
KEY WORDS: professional ideal; competence; motivation; idealoorientiro-vanny educational process.
ABSTRACT. The article introduces the concept of «professional ideal» as a pedagogical category, analyzed the educational function of the professional ideal, makes recommendations on the organization of educational process in university-based professional ideal.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOCUSED IN AN IDEAL IN HIGH SCHOOL
предприятиях ждут профессионально компетентных, устойчивых в социальном и нравственном смысле специалистов.
образованию является компетентност-ный подход, суть которого заключается в формировании у студентов необходимых компетенций для успешного осуществления профессиональной деятельности. По данным исследования, проведенного студентами Института сервиса (московского филиала ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса») в крупных московских экономических компаниях и туристических фирмах, таких как Strategy Partners, аудиторско-консалтинговая фирма ФБК, «Кот-турс», «Нева», «Свет», «ДИ ТРЭВЕЛ» и др., сегодня на
Компетентный специалист, на подготовку которого ориентированы новые образовательные стандарты, — это не только обладающий прочными профессиональными знаниями выпускник вуза, умеющий эффективно решать профессиональные задачи в стандартной и нестандартной ситуации, способный к творческой преобразующей деятельности в рамках своей компетентности, но и мотивированный к совершенствованию себя как личности и профессионала в
течение всей жизни в процессе самообразования. Если первые задачи можно считать дидактическими, то последняя — воспитательная, и эта задача главная, поскольку без внутренней мотивации учения и самовоспитания образовательный процесс бесперспективен.
Возможность поступления в вуз на коммерческой основе и демографический кризис привели к тому, что в высшие учебные заведения массово поступают не подготовленные и зачатую не мотивированные к продолжению образования выпускники школ.
В условиях советской воспитательной системы целенаправленно проводилась профориентационная работа, школьников побуждали задумываться над вопросом: кем быть? — и они, выбирая профессию, руководствовались интересом и призванием к ней. После выбора профессии подбиралось учебное заведение. Сейчас ситуация противоположная: главный вопрос, который решают в семье выпускника школы: куда поступить? Причем критерии выбора вуза следующие: 1) место в рейтинге, 2) стоимость обучения, 3) месторасположение, 4) наличие военной кафедры (для мальчиков), 5) простые условия зачисления. Часто профессию выбирают, руководствуясь материальными соображениями.
Утилитарные мотивы: материальный достаток, собственная квартира, машина и т. п. — можно использовать в мотивации самостоятельной познавательной деятельности студентов, однако степень их действенности все же намного ниже по сравнению с гуманистическими и социально ценностными мотивами, такими, как самореализация, самоактуализация, общественное признание, общественная польза, творчество, преобразование профессии и др.
Для того чтобы человек стремился к познанию и качественному преобразованию самого себя в профессии посред-
ством нового знания, материальных стимулов недостаточно. В этом смысле человек должен руководствоваться профессиональным идеалом как высшей ценностной профессиональной целью, причем цель должна быть четко осознана, конкретизирована. Отсюда следует, что профессиональное воспитание должно идти впереди профессионального обучения, т. е. сначала нужно создать условия для формирования профессионального идеала, играющего роль основного мотива учения и являющегося источником активности студентов по овладению совокупностью универсальных и профессиональных компетенций.
Поскольку понятие «компетенция» в макете стандарта ВПО третьего поколения трактуется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [3], а под способностью понимается «состояние, качество, свойство, дающее возможность производить те или иные действия, исполнять ту или иную работу» [5], то мы вправе считать профессиональный идеал первичным по отношению к компетентности.
Для того чтобы человек достиг состояния, дающего возможность производить те или иные действия, он должен захотеть научиться их производить, а, овладев определенными знаниями, умениями и навыками, захотеть их совершенствовать, чтобы еще более качественно выполнять работу и добиваться лучших результатов. Желание в данном случае выступает как мотив деятельности, а мотив есть, по А. Н. Леонтьеву, «опредмеченная» потребность [2]. Итак, «предмет», в котором испытывает потребность человек, становится источником активности по удовлетворению потребности, а «предметом» в профессиональном образовании выступает образ успешного специалиста, конкурентного, востребованного, высокооплачиваемого. Этот образ есть желанная профессио-
нальная цель, т. е. профессиональный идеал.
Таким образом, мы приходим к самоочевидной мысли: образовательный
процесс в вузе должен быть устремлен к профессиональному идеалу как стратегической цели профессионального образования. Профессиональный идеал становится системообразующей идеей образовательного процесса, его детерминантом.
Если абитуриенты поступают в вуз по призванию, они уже профессионально ориентированы и мотивированы, у них, как правило, уже на том или ином уровне сформирован профессиональный идеал. В этом случае применяется гуманистическая модель профессионального воспитания, преследующая цель развития и обогащения содержания профессионального идеала, повышения степени его действенности и усиления профессиональной направленности. Такие студенты активно включены в образовательный процесс, выступают как его субъекты и уже на ранних этапах обучения в вузе четко осознают свою профессиональную нишу. Однако, как было сказано выше, поступающих в вуз по интересам и склонностям к профессии, к сожалению, незначительная часть. Большинство студентов первого курса очень смутно представляют или совсем не представляют свою будущую профессию. В этом случае задача преподавателей усложняется, потому что вначале нужно сформировать у студентов образ профессии и заинтересовать ею. Вуз выполняет в этом случае функции школы по профессиональной ориентации обучающихся. Если цель профессиональной ориентации будет достигнута и студенты на первых курсах не разочаруются в выборе профессии, начинается строительство профессионального идеала. При правильной организации учебно-воспитательного процесса, смещении приоритетов в плоскость воспитания изначаль-
но слабо профессионально ориентированные студенты могут успешно осваивать образовательную программу и формировать необходимые профессиональные компетенции. Таким образом, при формировании профессионального
идеала реализуется идея полимодельно-сти профессионального воспитания.
Реализация той или иной модели воспитания при формировании профессионального идеала предполагает использование разных приемов и стимулов воспитания, разных форм обучающего рефлексивного диалога со студентами. При этом совокупность и последовательность методов воспитания будет следующей:
• активизация сознания в поиске профессионального идеала;
• демонстрация модели специалиста как образа профессионального идеала и основы для строительства индивидуального профессионального идеала;
• информация о содержании профессионального идеала;
• рефлексия и самоанализ деятельности по формированию профессионального идеала.
Строительство индивидуального профессионального идеала начинается с «укола сознания», поскольку идеал — это структурный компонент ценностного сознания личности. В ходе рефлексивной диагностики профессиональных идеалов, которая, помимо контрольной, выполняет и воспитательную функцию, студенту задаются вопросы о профессиональном идеале, его содержании, его роли в профессиональной карьере, и он вынужден задумываться над ними, вынужден искать и строить идеал как цель профессионального образования. Если студент понимает, зачем он учится, мобилизация его усилий, направленных на достижение поставленной цели, будет оптимальной. Если при этом цель профессиональной деятельности представ-
лена в наглядных привлекательных желанных образах, то начинают активно работать механизмы внутренней мотивации реализации образов в действительности. Студент сам ставит ближние и перспективные задачи профессионального развития, разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут и программу самовоспитания.
Таким образом, наглядно представленная, желанная мотивирующая цель, чем является профессиональный идеал, выступает в качестве мощного действенного мотива профессионального самосовершенствования и образования в течение всей жизни. Профессиональный идеал выполняет функцию целеполага-ния и, что особенно важно, прогностическую и программную функции, потому что в его содержании есть не только ответ на вопрос «Чего я хочу добиться в профессиональной деятельности?», но и ответ на вопрос «Как этого добиться?», поскольку профессиональный идеал как сложное интегрированное мировоззренческое образование включает в себя несколько содержательных аспектов или компонентов, в частности, наряду с перспективной стратегической профессиональной целью осознаются ближние, более легко реализуемые цели и задачи. Мотивирующая и стимулирующая профессиональное самосовершенствование функции идеала вытекают из его определения. Согласно философской энциклопедии, идеал — это образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса [6. С. 195]. Вызывая стремление реализовать «идеальный образ» в жизни, идеал становится мощным стимулом активности и мотивом деятельности по реализации замышленного. Постепенное воплощение задуманного, как бы частичная реализация идеала, вызывает яркие положительные эмоции и укрепляет желание и потребность совершенствоваться далее.
По сути, профессиональное образование есть не что иное, как разомкнутый во времени процесс формирования профессионального идеала, занимающего главное место в иерархии жизненных идеалов личности и интегрирующего в себе содержание значимых для личности профессионально важных ценностей и качеств. По мере развития профессиональный идеал становится детерминантом сознания личности, поэтому для настоящих профессионалов профессия становится образом жизни, а сами они становятся творцами и преобразователями профессии, определяя ее дальнейшее совершенствование.
Основную часть информации о профессиональном идеале студенты получают в процессе освоения дисциплин рабочего учебного плана. Поскольку главным средством обучения и воспитания в высшем учебном заведении является содержание учебного процесса, то в целях формирования профессионального идеала необходимо актуализировать воспитательный потенциал учебных дисциплин. Актуализация воспитательного потенциала дисциплины требует корректировки всего учебно-методического комплекса и ориентации его на профессиональный идеал.
Работу над учебно-методическим комплексом можно проводить по следующему алгоритму:
1. Внимательное изучение документов, определяющих программу подготовки и требования к уровню подготовки специалистов: Государственный образовательный стандарт ВПО специальности; модель подготовки специалиста (если есть), модель личности специалиста (если есть), рабочий учебный план.
2. Определение целей дисциплины в рамках компетентностного и идеалоориентированного подхода, т. е. с учетом формирования необходимых универсальных и профессиональных компетенций, профессионально важных качеств,
профессионально значимых ценностей, социальных и нравственных качеств личности студента, составляющих содержание его профессионального идеала.
3. Определение роли, значения, места и связи дисциплины с другими дисциплинами учебного плана в системе подготовки специалистов указанного профиля.
4. Формулировка дидактических, воспитательных и развивающих целей дисциплины.
5. Отбор учебного содержания дисциплины с учетом поставленных целей и в соответствии с нормативными документами (см. п. 1).
6. Выделение и характеристика наиболее значимых, или ключевых, тем курса в реализации поставленных образовательных целей.
7. Определение списка универсальных и профессиональных компетенций и профессионально важных качеств студентов, формируемых в процессе изучения дисциплины.
8. Разработка контрольно-измерительных материалов для текущей диагностики и итогового контроля уровня сформированности компетенций и качеств студентов в ходе изучения дисциплины.
9. Разработка и написание входящих в состав УМК элементов: рабочей учебной программы и приложений к программе, а именно: методических указаний для самостоятельной работы студентов и методических рекомендаций для преподавателя.
На примере дисциплины «Русский язык и культура речи» покажем, как организовать воспитывающее обучение студентов. Основная задача названного курса — формирование коммуникативной компетентности, являющейся составной частью содержания профессионального идеала. От преподавателя требуется использовать воспитательный потенциал дисциплины за счет усиления ее практической направленности, эмо-
ционально-ценностного воздействия на студентов в ходе работы над текстами, использования диалоговых форм обучающего общения.
При составлении рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи» преподаватель должен сделать акцент на тех темах, которые наиболее важны для формирования профессионального идеала, а именно его коммуникативной составляющей. Это такие темы, как «Функциональные разновидности русского языка», «Функциональные стили русского языка», «Официально-деловой стиль. Требования к языку деловых бумаг», «Научный стиль речи. Виды переработки научного текста», «Публицистический стиль речи. Эмоциональные средства в публицистическом стиле», «Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение». «Жанровое разнообразие текстов», «Ораторское искусство», «Нормативный аспект культуры речи», «Коммуникативный аспект культуры речи», «Речевой этикет».
Изучение указанных тем должно быть аудиторным: на лекциях, семинарах,
практикумах, тренингах. Формирование в ядре ценностного поля личности такой ценности, как общение, означает воспитание ценностного отношения к языку посредством организации работы студентов с текстами высокой художественной значимости. Тщательно подбирая тексты разных стилей для анализа, нужно стараться вызвать у студентов чувство восхищения художественным, научным, деловым и публицистическим словом. Восприятие мастерски написанных текстов сопровождается сильными положительными эмоциями, переживание которых может стать потребностью, на основе которой формируется отношение к языку и общению как духовным ценностям. Через эстетические переживания, положительные эмоции воспитывается любовь к родному языку, а значит, фор-
мируется мотивация к его дальнейшему изучению.
Для домашней самостоятельной работы нужно предлагать студентам не только высокохудожественные, но и актуальные для их возраста тексты. Например, тексты популярных песен 8о-х гг. XX в. и тексты хитов начала XXI в. Замечено, что при выполнении таких заданий достигается интересный воспитательный эффект: студенты, которые с удовольствием на досуге слушают хиты, изумляются невыразительности, скудости, примитивности словаря современных текстов, их приближенности к языку бытового общения. Подобные задания можно давать на примере и прозаических текстов с одинаковой темой. Эти упражнения формируют языковой вкус студентов.
При разработке системы заданий для самостоятельной работы студентов нужно, помимо дидактических, ставить воспитательные цели: формирование интереса к русской классической литературе, формирование ценностного отношения к языку как национальному достоянию и др. Например, выучите наизусть стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык». Как вы понимаете смысл и значение эпитетов в этом стихотворении? Докажите актуальность стихотворения И. С. Тургенева для нашего времени.
Поскольку курс «Русский язык и культура речи» изучается на младших курсах вуза, студенты очень хорошо воспринимают задания типа школьных: «выучите», «прочитайте», «подберите», «выпишите», «проанализируйте», «обобщите», «классифицируйте» и т. п. Педагог высшей школы должен пользоваться позитивным настроем студентов, их желанием получить одобрение и стимулировать самостоятельную работу отметками, комментариями, выставлением зачетов.
Чтобы усилить практическую направленность курса, можно приглашать на
занятия представителей организаций, с которыми сотрудничает вуз, бывших выпускников, успешно работающих на производстве, которые смогут мотивировать студентов конкретными примерами из своей производственной практики, поскольку трудно отыскать профессию, где не требовались бы коммуникативные компетенции.
Немаловажное значение в формировании коммуникативной компетентности как одного из содержательных аспектов профессионального идеала имеют инновационные формы обучающего общения со студентами: эвристические беседы, лекции с элементами беседы, исследовательско-поисковая самостоятельная работа, практикумы, речевые тренинги, защита проектов, аудиторные просмотры телепередач с последующим анализом речевой ситуации, мастерские устного и письменного слова.
Важной частью идеалоориентированного образовательного процесса является диагностика профессиональных идеалов студентов, которая преследует несколько целей, во-первых, контроль качества образования; во-вторых, профессиональную ориентацию студентов; в-третьих, формирование устойчивых профессиональных интересов и устойчивой профессиональной направленности личности. Таким образом, помимо контрольной функции, диагностика профессиональных идеалов выполняет воспитательную функцию.
При составлении программы изучения профессиональных идеалов и разработке инструментария необходимо исходить из понимания идеала как структурного компонента сознания и интегрированного мировоззренческого образования, формирующегося под влиянием всех факторов социальной среды, поэтому нужно использовать рефлексивные методики. Обращаясь к себе самому посредством вопросов, предлагаемых в анкетах, опросниках, тестах и т. п., студент
попадает в ситуацию поиска смыслов, в ситуацию конкретизации целей своей деятельности. Он вынужден последовательно строить свой идеал и сопоставлять/сравнивать себя настоящего с собой будущим, т. е. со своим идеалом. Таким образом осуществляется внутренняя сознательная работа студента по формированию личностного профессионального идеала: от поиска смыслов и целей к их осмыслению, от осмысления к вербализации, от вербализации к реализации, от реализации к новому поиску и так до бесконечности.
Диагностика профессиональных идеалов проводится поэтапно. На первом этапе (первый — второй курсы вуза) используются следующие методики:
1. Анкета о детских интересах и играх.
2. Методика «Незаконченный тезис» [7].
3. Анкета-тест о нравственных идеалах [1. С. 194—198].
Диагностики №1 и 2 могут проводиться одновременно. Между диагностиками №1, 2 и диагностикой №3 должно пройти не менее 10 дней.
Второй этап (третий-четвертый курсы вуза) включает в себя следующие методики:
4. Методика ценностных ориентаций М. Рокича [4].
5. Сочинение «Мой профессиональный идеал».
6. Самооценка профессионально важных качеств.
Инструкция по второму этапу: диагностики №4 и 5 могут проводиться одновременно. Между диагностиками №4, 5 и диагностикой №6 должно пройти не менее 7 дней.
Третий этап диагностики (конец четвертого — пятый курсы вуза):
7. Анкета-тест о профессиональном идеале.
8. Сочинение «Я — профессионал».
9. Сочинение для выпускников «Путь
моего профессионального становления в вузе».
Инструкция по третьему этапу: между диагностиками №7 и 8 должно пройти не менее 10 дней. Диагностика №9 выполняется в домашних условиях (по желанию выпускника).
На первом этапе диагностику профессиональных идеалов проводят кураторы групп, на втором и третьем этапах она проводится сотрудниками отдела воспитательной работы, также к проведению диагностики привлекается профессорско-преподавательский состав вуза. С результатами диагностики знакомятся на кафедральных заседаниях, научно-практических конференциях, советах факультета, чтобы своевременно вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, формирование профессиональных идеалов студентов является стратегической целью высшего профессионального образования, а идея профессионального идеала — смыслообразующим ядром концепции идеалоориентированного образования и детерминантом образовательного процесса.
Организация идеалоориентированного образовательного процесса в вузе предполагает:
1) разработку и демонстрацию модели специалиста как образа профессионального идеала, на основе которой студенты строят индивидуальный профессиональный идеал;
2) актуализацию воспитательного потенциала учебного содержания дисциплин с ориентацией на модель специалиста как образ профессионального идеала;
3) организацию воспитывающего учебного рефлексивно-ценностного диалога;
4) воспитывающий мониторинг профессиональных идеалов студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТОМЫСЛОВА, С. Л. Формирование нравственных идеалов старших школьников в условиях воспитательной среды общеобразовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Л. Гостомыслова. — Киров, 2004.
2. ЛЕОНТЬЕВ, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975.
3. МАКЕТ федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Сайт «Российское образование : федеральный портал». — Режим доступа : http: //www.edu.ru/db/portal/spe/3 v/220207 m.htm, свободный.
4. РОКИЧ, М. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс] / М. Рокич ; Сайт «Psy-Lib.MyWord.ruArchive». — Режим доступа : http://www.pk.mcdir.ru/lib1/inf0/2305.html, свободный.
5. ТОЛКОВО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ словарь [Электронный ресурс] / Сайт «ГРАМОТА. РУ». — Режим доступа : http : //www.gramota.ru/slovari/, свободный.
6. ФИЛОСОФСКАЯ энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. Ф. В. Константинов. — М. : Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2.
7. ЩУРКОВА, Н. Е. Диагностика воспитанности : педагогические методики / Н. Е. Щуркова ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. — М. , 1992.
LIST OF THE LITERATURE
1. GOSTOMYSLOVA, S. L. Formation of moral ideals of the senior schoolboys in conditions of the educational environment general educational establishments : the dissertation. The candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / S. L. Gostomyslova. — Kirov, 2004.
2. LEONTEV, A. N. Activity. Consciousness. The person / A. N. Leontev. — M., 1975.
3. A BREADBOARD model of the federal state educational standard of the higher vocational training. [an electronic resource] / the Site «The Russian education: a federal portal». — the Mode of access: <http: //www.edu.ru/db/portal/spe/3 v/220207 m.htm>,free.
4. ROKICH, M. The Technique «Valuable orientations» [the Electronic resource] / the Site «PsyLib. MyWord.ru Archive».— the Mode of access: http: //www.pk.mcdir.ru/lib1/info/2305.html, free.
5. AN EXPLANATORY dictionary-word-formation [an electronic resource] / the Site «ГРАМОТА. РУ».— the Mode of access: <http: // www.gramota.ru/slovari/>, free.
6. THE PHILOSOPHICAL encyclopedia : in 5 vol. — M., 1962. — Vol. 2.
7. SHCHURKOVA, N. E. Diagnostics of good breeding : pedagogical techniques / Н. E. Shchurkova. —
М., 1992.
Получено 17.0 6.0 9 © Фролова С. Л., 200 9