Научная статья на тему 'Практика создания модели специалиста как образа профессионального идеала'

Практика создания модели специалиста как образа профессионального идеала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ИДЕАЛООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Леонидовна

В статье раскрывается понятие «модель специалиста» с позиций идеалоориентированного подхода к высшему профессиональному образованию. Описывается практика создания модели специалиста как образа профессионального идеала для профессий типа «человек человек», «человек художественный образ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика создания модели специалиста как образа профессионального идеала»

ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА КАК ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА

С.Л. Фролова

Аннотация. В статье раскрывается понятие «модель специалиста» с позиций идеалоориентированного подхода к высшему профессиональному образованию. Описывается практика создания модели специалиста как образа профессионального идеала для профессий типа «человек - человек», «человек - художественный образ».

Ключевые слова: профессиональный идеал, идеалоориентированное образование, модель специалиста, профессиональные компетенции, профессионально важные качества, профессионально значимые ценности.

Summary. The article defines a «model professional» approach to the position based on the ideal of higher professional education. Describes the practice of creating a model professional as a way professional ideal for professions such as «man - a man», «man - the artistic image».

Keywords: professional ideal, education focused on the ideal model of a specialist, professional competence, professionally important quality, professionally meaningful values.

28

Проблема моделирования личности выпускника высших учебных заведений активно разрабатывалась в 70-80-е годы прошлого века (Г.Н. Александров, Ф.В. Анисимов, Б.С. Гершун-ский, А.А. Кирсанов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.Е. Пантина, Н.С. Пе-ченюк, А.Я. Савельев, Е.Э. Смирнова, Н.Ф. Талызина, Д.В. Чернилевский, Г.Н. Шарипов и др.), что было обусловлено переосмыслением целей высшего образования и смещением приоритетов со знаниевого подхода, усматривающего цели в «весьма общей форме: дать прочные знания, научить творчески применять их на практике» [4, 4], на компетентностный подход, при котором решаются задачи формирования профессиональных ком-

петенций (знаний в действии), необходимых для успешного решения профессиональных задач, эффективного осуществления профессиональной деятельности, профессионального самосовершенствования и образования в течение всей жизни.

Сегодня указанная проблема приобрела первостепенную важность в связи с переходом Российской Федерации на двухуровневую систему высшего профессионального образования и необходимостью разработки идеальных моделей выпускников высших учебных заведений в рамках компетентностного подхода.

В традиционном понимании модель специалиста — это развернутый документ, содержащий перечень необ-

Преподаватель XXI

4 / 2009

ходимых профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций и профессионально важных качеств, которыми должен обладать специалист, чтобы заниматься той или иной профессиональной деятельностью [4, 7, 8, 9]. Выполняя важные педагогические функции, а именно направляющую, ориентирующую, программную, прогностическую и контрольную, модель специалиста тем не менее не является стимулом и мотивом для повышения качества образования, поскольку не может в силу своей отчужденности от субъекта выступать как личностно значимая цель.

Изучение и анализ философско-педагогических концепций идеала, признаваемого учеными главным регулятором деятельности человека, действенным стимулом и мощным мотивом самосовершенствования, позволили сформулировать инновационное понимание модели специалиста как образа профессионального идеала и разработать технологию создания модели [10], с успехом апробированную в Институте сервиса, Московском филиале ФГОУ ВПО «Российский университет туризма и сервиса», Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, ГОУ ВПО «Государственный университет управления», НОУ ВПО «Международный независимый эколого-политологический университет» (специальности «Социально-культурный сервис и туризм», «Реклама», «Менеджмент организации»).

Инновационное понимание модели специалиста в рамках концепции идеалоориентированного образования заключается в том, что она должна выполнять стимулирующую и мотивирующую функции, должна быть включе-

на в учебно-воспитательный процесс, именно поэтому модель специалиста понимается как образ профессионального идеала, т.е. целостный совершенный образ специалиста с высшим образованием, где под словом «целостный» понимается совокупность профессионально значимых ценностей, профессионально важных личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста, необходимых для решения профессиональных задач, а под словом «идеальный» подразумевается высокий уровень профессионально-нравственной воспитанности и профессиональной компетентности, что определяет конкурентоспособность и востребованность специалиста на рынке труда, экзистенциальную удовлетворенность личности собой, результатами своей деятельности и в целом окружающей действительностью, что придает уверенность в завтрашнем дне и формирует оптимистичное и творчески ориентированное мировосприятие.

Отбор методов исследования осуществлялся с позиций рефлексивного подхода, требующего обращения к внутреннему миру личности, стимулирующего поиск личностных смыслов, значений и целей профессиональной деятельности, побуждающего к строительству профессионального идеала и дальнейшему самостроительству личности в соответствии с ним. В соответствии с требованием «ингерентности» модели, т.е. «согласованности создаваемой модели со средой» [5], сбор материала осуществлялся в трех группах респондентов, представляющих субъектов образовательной среды вуза:

1) работодатели и успешные сотрудники компаний, в том числе выпускники вуза;

2) преподаватели вуза;

29

30

3) студенты старших курсов, уже прошедшие производственную практику.

Ключевыми вопросами в интервью, беседах и анкетах, проводимых в комплексе, были рефлексивные вопросы, связанные с представлением респондентов об идеальном специалисте.

Вопросы к работодателям:

• Любая профессиональная деятельность имеет ценностное содержание, т.е. характеризуется с позиций нравственных ценностей. Как Вы считаете, какие ценности являются наиболее значимыми для специалиста вашей сферы? Как Вы понимаете сущность и содержание указанных Вами ценностей?

• Какими профессиональными качествами должен обладать специалист, чтобы соответствовать профессиональным требованиям и требованиям корпоративной культуры вашей компании?

• Какие профессиональные компетенции определяют успешность специалиста в профессиональной деятельности?

• Есть ли у Вас представление об идеальном специалисте? Опишите его.

• Каких молодых специалистов (выпускников вузов) Вы ждете в своей компании?

Вопросы к успешным сотрудникам компаний:

• Любая профессиональная деятельность имеет ценностное содержание, т.е. характеризуется с позиций нравственных ценностей. Как Вы считаете, какие ценности являются наиболее значимыми для специалиста вашей сферы? Как Вы понимаете сущность и содержание указанных Вами ценностей?

• Какие профессиональные компетенции и профессионально важные качества позволили Вам добиться успеха в карьере?

• Есть ли у Вас профессиональный идеал? Охарактеризуйте его.

• Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой?

• Были ли у Вас примеры для подражания в профессиональной карьере, или Вы сами строили свой профессиональный идеал?

• Как Вы считаете, нужен ли человеку профессиональный идеал?

• Что Вы могли бы посоветовать выпускнику вуза, заканчивающему учебу в текущем году?

Вопросы к преподавателям вуза:

• Какими качествами и профессиональными компетенциями должен, по Вашему мнению, обладать выпускник вуза? Создайте «портрет» идеального специалиста, используя выражения «должен знать», «должен уметь», «должен обладать», «должен быть».

• Каким воспитательным потенциалом обладает содержание учебного материала читаемой Вами дисциплины? Какие профессионально значимые ценности Вы формируете у студентов средствами дисциплины?

Студентам предлагалось создать образ выбранной профессии и профессиональной карьеры, сформулировать цели профессиональной деятельности, выбрать из перечня и ранжировать профессионально важные качества специалиста, определить необходимые профессиональные умения, т.е. создать целостный вербальный образ профессионального идеала. Для проверки объективности полученных в ходе анкетирования

Преподаватель |_

4 / 2009

данных респондентам третьей группы предлагалось написать сочинение на тему: «Каким я хочу стать специалистом?» или «Я — профессионал» по примерному плану:

1. Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой?

2. Какими качествами Вы должны обладать, чтобы достичь поставленных целей?

3. Какими знаниями и умениями Вы должны овладеть, чтобы стать компетентным специалистом?

4. В чем Вы видите смысл выбранной профессиональной деятельности?

В ходе исследования было установлено, что идеальный специалист

Таблица.

Выбор профессионально важных качеств

рисуется в представлении респондентов как совершенный образ представителя профессии. Его качественные характеристики в основном сходны во всех трех группах респондентов. Различия касались распределения приоритетов среди значимых целей и предпочитаемых ценностей, качеств и компетенций.

Сфера профессионально важных качеств идеального специалиста была охарактеризована примерно одинаково во всех группах респондентов. Важно отметить, что преподавателям вуза не был предложен перечень качеств для выбора, однако они сформулировали те же качества, что и респонденты первой и третьей групп,

респондентами трех групп

Работодатели, сотрудники Преподаватели Студенты

1. Коммуникабельность 1. Стремление к знаниям 1. Коммуникабельность

2. Умение расположить к себе 2. Коммуникабельность, 2. Стрессоустойчивость

3. Толерантность общительность 3. Креативность

4. Речевая культура 3. Стремление к профес- 4. Толерантность

5. Эмпатия сиональному самосо- 5. Широкий кругозор

6. Любознательность вершенствованию 6. Изобретательность

7. Сообразительность 4. Креативность 7. Уверенность в себе

8. Аналитический склад ума 5. Языковые способнос- 8. Умение расположить к себе

9. Креативность ти, грамотность, начи- 9. Аналитический склад ума

10. Стрессоустойчивость танность 10. Оригинальность

11. Наблюдательность 6. Эрудиция 11. Наблюдательность

12. Эрудированность 7. Толерантность 12. Предприимчивость

13. Уверенность в себе 8. Трудолюбие 13. Эмпатия

14. Стремление к постоянному 9. Ответственность 14. Речевая культура

самообразованию 10. Обаятельность 15. Сообразительность

15. Трудолюбие 1 1. Гуманность, добро-

16. Оригинальность та, отзывчивость

17. Воспитанность 12. Внимательность

18. Изобретательность 13. Воспитанность

19. Ответственность 14. Умственные способ-

20. Смекалка ности

21. Самообладание 15. Умение управлять

собой

16. Настойчивость

17. Самостоятельность

18. Целеустремленность

31

Рис. 1. Выбор профессионально значимых ценностей респондентами первой экспериментальной группы

/

рГ 4Г г ¿г У

32

Рис. 2. Выбор профессионально значимых ценностей респондентами второй экспериментальной группы

Преподаватель

Рис. 3. Профессиональные цели студентов

1111

1 1 -о 3 Й 2 I >3 л с а § ! ¡1 к. §

а 5, о = 1Г Е а й, .2 8 < о

4 / 2009

что свидетельствует о достоверности и точности полученных данных. Рейтинг предпочитаемых профессионально важных качеств представлен в таблице.

Определение профессиональных компетенций, которыми должен обладать идеальный специалист, у всех исследуемых вызвало затруднения. Это объясняется тем, что в индивидуальном представлении образ профессионала рисуется как качественный, а не деятельностный, т.е. в первую очередь человек представляет, каким должен быть специалист, а затем, что он должен уметь делать. Сложность в определении профессиональных компетенций объясняется также тем, что респондентам не был дан список компетенций для выбора. Ситуация свободного выбора и свободной формулировки необходимых специалисту профессиональных компетенций позволила установить степень адекватности понимания респондентами содержания профессиональной деятельности указанных специальностей, которые в соответствии с классификацией Е.А. Климова можно отнести к профессиям типа «человек — человек», «человек — художественный образ» [3].

Полученные в ходе сбора материала данные сопоставлялись с классификациями профессий (Е.А. Климов [3], К.М. Гуревич [1], Д. Сьюпер [11] и др.), квалификационными характеристиками [2, 6], профессиограмма-ми специалистов указанного профиля [12] и требованиями ныне действующих ГОС ВПО к уровню подготовки выпускников.

В ходе сопоставления выяснилось, что представления респондентов об

идеальном специалисте в содержательном аспекте менее объемны, но более конкретны, характеризуются образностью, эмоциональной окрашенностью, ориентацией на ценностную и качественную характеристику профессии.

Итогом научно-экспериментальной работы стала интегрированная, т.е. содержащая совокупное представление об идеальном специалисте всех субъектов образовательной среды, сферная, т.е. характеризующая важные сферы личности, которыми управляет идеал, модель специалиста как образ профессионального идеала для профессий типа «человек — человек» и «человек — художественный образ».

Потребностно-мотивационная сфера личности профессионала. Профессионально значимые цели: 1) профессиональное совершенствование, 2) конкурентоспособность, 3) востребованность, 4) удовлетворенность профессией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экзистенциальная сфера личности профессионала (сфера ценностей, смыслов, значений).

Наиболее значимыми профессиональными ценностями для профессии типа «человек — человек» и «человек — художественный образ» являются ОБЩЕНИЕ, ЧЕЛОВЕК, ЗНАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО.

Сфера профессионально важных качеств как интерпретация содержания ценностей и характеристика ценностного поля профессии:

ОБЩЕНИЕ

1. Коммуникабельность

2. Умение расположить к себе

3. Речевая культура

4. Стрессоустойчивость

5. Самообладание

33

34

ЧЕЛОВЕК

1. Толерантность

2. Воспитанность

3. Эмпатия

4. Ответственность

5. Уверенность в себе ЗНАНИЕ

1. Любознательность

2. Стремление к самообразованию

3. Аналитический склад ума

4. Эрудированность

5. Сообразительность ТВОРЧЕСТВО

1. Креативность

2. Наблюдательность

3. Трудолюбие

4. Оригинальность

5. Изобретательность

Предметно-практическая сфера (сфера профессиональных компетенций).

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Владение русским литературным языком и его разными стилями.

2. Владение всеми видами речевой деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение.

3. Умение организовать процесс эффективной речевой коммуникации, в том числе на иностранном языке. ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры.

2. Знание и соблюдение отечественных традиций, ритуала, этикета.

3. Знание и уважение обычаев других стран и народов.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Знание возможностей современных информационных технологий и умение самостоятельно искать, анали-

Преподаватель

зировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

2. Владение пакетом прикладных программ.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Умение планировать, прогнозировать и совершенствовать деятельность служб сервиса.

2. Способность принимать управленческие решения.

3. Умение осуществлять связи с общественностью.

ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Умение выразить идею в образе, творческая установка, сознательное профессиональное творчество, отказ от старого ради нового.

2. Разработка нового продукта, умение находить нестандартное решение.

КОМПЕТЕНЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

1. Понимание необходимости постоянного самосовершенствования. Высокая степень действенности профессионального идеала.

2. Владение умениями и навыками физического самосовершенствования.

3. Умение выдвигать перспективные цели и разрабатывать программу их реализации.

4. Владение рефлексивными умениями: самоанализ, самооценка, саморегуляция, самокоррекция.

КОМПЕТЕНЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ

1. Понимание необходимости непрерывного образования и умение организовать процесс самообразования.

2. Умение подбирать литературу на заданную тему; умение работать с

4 / 2009

разными источниками и с каталогами библиотеки.

3. Владение общими учебными умениями и навыками: сравнение, анализ и синтез, обобщение и систематизация.

4. Построение сценариев карьеры. Созданная интегрированная

сферная модель специалиста как образ профессионального идеала отвечает требованиям, предъявляемым к образовательным моделям: 1) требование «ингерентности» модели, т.е. «согласованности создаваемой модели со средой», 2) «простота модели», 3) «адекватность модели» [5], поэтому органично вписывается в образовательный процесс, способствуя его интеграции на целевом, содержательном и деятельностном уровнях.

В ходе анализа эмпирического материала было установлено понимание респондентами важности поднятой проблемы и необходимости разработки модели специалиста как интегрирующей стратегической цели образования, детерминанты образовательного процесса и основы для формирования индивидуальных профессиональных идеалов студентов как действенных стимулов и мотивов самообразования и самовоспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. — М.: Наука, 1970. — 272 с.

2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 320 с.

3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 222 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). [Электронный ресурс] / Сайт «Педагогическая библиотека». URL: http://www.pedlib. ru/Books/3/0234/3_0234-37.shtml (дата обращения: 01.02.2010)

6. Новый квалифицированный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: с учетом последних изменений. — М.: Эксмо, 2009. — 425 с.

7. Смирнова Е.Э. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: Сборник типовых методик. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. — 198 с.

8. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. — М.: Знание, 1986.

9. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987.

10. Фролова С.Л. Технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала / / Человек и образование. — 2009. — № 4.

11. Super D.E. The psychology of careers. — N.Y., 1957.

12. Поисковая профессиография [Электронный ресурс] / Сайт PSYBERIA.RU. URL: http://psyberia.ru/soft/professio (дата обращения: 01.02.2010)^

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.