Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность специалистов в сфере туристического обслуживания'

Профессиональная компетентность специалистов в сфере туристического обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2433
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Competence / Professional competence / professional qualification / Образование / компетенция / компетентность / профессиональная компетент- ность / профессиональная квалификация / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недкова Антонина Стоянова

В статье рассматриваются категории компетенции и компетентности, в том числе профес- сиональной. Выясняется содержание компетентностного подхода с точки зрения специфических характеристик специалистов в сфере туристического обслуживания, от которого зависит каче- ство туристического продукта и его конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the category of competence, including professional. It turns out the content of the competence-based approach from the point of view of the specific characteristics of the specialists in the sphere of tourist services, of which depends on the quality of the tourist product and its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность специалистов в сфере туристического обслуживания»

Профессиональная компетентность специалистов в сфере туристического обслуживания

4. Василенко О.Ю. Пути совершенствования стимулирования труда преподавателей вузов. Дис... канд. экон. наук. Омск, 2002.

5. Виноградова Е.Б. структурные преобразования в системе управления подготовкой научно-педагогических кадров: концепция, методология, практика. Автореф. дис. д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2009.

6. Воронцов С. Рабочее и внерабочее время научных работников//Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 9.

7. Гуськова Н., Краковская И. Реализация инновационной стратегии вуза: программа инвестиций в человеческий капитал//Проблемы теории и практики управления. 2010. № 12.

8. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Федоров И.В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров. Тамбов: ТГТУ, 2009.

9. К вопросу актуальности стимулирования преподавателей российской высшей школы//Управление персоналом. 2008. № 21.

10. Калашников А.А., Ловянников Д.Г. Формы и структура управления инновационной деятельностью//Регио-нальная экономика: теория и практика. 2010. № 4374 (172).

11. Королева В., Логунова О., Белявский А. Управление подготовкой специалистов в области информационных технологий: компетентностный подход//Проблемы теории и практики управления. 2010. № 12.

12. Материалы круглого стола журнала «Инновации» на тему проекта «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»//http://www.copah.info/articles/opimon/proekt-innovatsionnaya-rossiya-2020-soslagatelnost-i-refleksiya (дата обращения: 09.10.2011).

13. Политика развития образования Республики Казахстан «Информационное общество-2030». Проект к обсуждению. Алматы, 2010.

14. Право и управление научными организациями/Под ред. В.А. Рассудовского, В.П. Рассохина. М., 1980.

15. Рассудовский В.А. Право и научно-техническое творчество. М., 1975.

16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. М.:Росстат, 2010.

17. Стратегия навырост//http://www.ng.m/science/2009-10-14/10_strategy. html (дата обращения: 09.10.2011).

18. Трушин А. Выбор кадров//Прямые инвестиции. 2007. № 9 (65).

19. Фомин В.Г. Бюджет времени научных работников. Новосибирск, 1967.

20. http: //www.medicfactory.ru/iqtrud. htm (дата обращения: 09.10.2011).

21. http: //www.i-u.ru/biblio/archive/allahverdjan_psihologija/01.aspx (дата обращения: 09.10.2011).

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Недкова Антонина Стоянова, доктор педагогических наук, [email protected], университет имени профессора Асена Златарова, Колледж по туризму, г. Бургас, Болгария

The article considers the category of competence, including professional. It turns out the content of the competence-based approach from the point of view of the specific characteristics of the specialists in the sphere of tourist services, of which depends on the quality of the tourist product and its competitiveness.

В статье рассматриваются категории компетенции и компетентности, в том числе профессиональной. Выясняется содержание компетентностного подхода с точки зрения специфических характеристик специалистов в сфере туристического обслуживания, от которого зависит качество туристического продукта и его конкурентоспособность.

Keywords: education, competence, professional competence, professional qualification

Ключевые слова: образование, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная квалификация

27

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Динамичный характер сферы туризма зависит от постоянно растущих требований к профессиональной квалификации и подготовке туристических кадров. Многообразие видов туризма требует адекватного образовательного уровня и профессиональной квалификации будущих специалистов и менеджеров. Их профессиональная подготовка начинается с профессиональных училищ, продолжается в колледжах, затем в высших школах по туризму с целью их утверждения в процессе реализации и карьерного развития.

Профессиональные компетенции являются определяющим фактором для эффективного профессионального поведения и конкурентоспособности на туристическом рынке. Они способствуют поддержанию традиционного ритма туристической деятельности, а также принятию нестандартных решений в проблемных ситуациях.

Компетенция в высшем образовании определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешного выполнения деятельности в различных областях. Компетентность включает полученные результаты проведенного обучения (усвоение знаний и полученных умений, формирование ценностной системы и навыков).

А.В. Хуторский определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), заданных по отношению к определенным предметам и процессам, а также необходимой для них качественной продуктивной деятельности. Автор рассматривает компетентность как обладание компетенцией человеком, которая включает его личное отношение к ней и ее предметной деятельности [13].

По мнению В.И. Байденко, компетенция есть готовность и способность действовать целесообразно в соответствии с поставленными требованиями для самостоятельного и методически организованного решения задачи, для самооценки результатов собственной деятельности [1]. И.Г. Галямина и В.И. Байденко определяют компетенцию как проявление гибкости и мобильности в изменяющихся условиях труда.

Компетенция может характеризоваться как способность последовательно выполнять серию задач и производственных операций при строгом соблюдении введенных стандартов [9]. Ей присущи: а) тщательно подобранные поведенческие акты, которые делают вы-

полнение точным; б) поведение, отражающее целенаправленно сформированные индивидуально-личностные качества.

По мнению Светланы Фроловой [12], компетенция — это знание в действии, например, компетенция может рассматриваться как умение применять знания на практике для решения определенных стандартных задач или как способность переносить знания из одной сферы деятельности в другую, умение творчески применять знания для решения нестандартных задач.

Компетентность рассматривается как сложное интегративное свойство человека, включающее в себя как содержательные (знания), так и процессуальные (умения) компоненты, которые позволяют ему эффективно выполнять профессиональную деятельность, самостоятельно решать производственные задачи, давать ответ на поставленный вопрос. Следовательно, компетентность есть совокупность компетенций.

И.А. Зимняя рассматривает компетентность как основную базу теоретических знаний и практических умений, интеллектуально и личностно обусловленный опыт в социально-профессиональной и жизненной деятельности человека [4].

Компетентность — необходимое качество любой личности в определенной производственной, культурной, научной, образовательной и других областях. Она является результатом усвоенных знаний и практического опыта человека. Специалисты в области туристической индустрии определяют компетентность как индивидуально-интегративное свойство личности, которое выражается в специфике организации и использования различных знаний и умений, позволяет принимать эффективные решения и обусловливает поведение в различных ситуациях [7]. По мнению П. Радева, компетентность стоит над обыкновенными умениями, она есть движение в сторону экспертности и мастерства [11]. Компетентность дает возможность свободному проявлению личности, уверенности в собственных профессиональных умениях, качеству и эффективности выполненной работы. Она является залогом и предпосылкой для творческого, креативного и оригинального проявления личности, которая обоснована богатым практическим опытом, высоким уровнем эрудиции и профессиональной подготовки [7].

28 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4

Профессиональная компетентность специалистов в сфере туристического обслуживания

Компетентность может иметь приоритетно-интеллектуальные измерения, формироваться и развиваться в результате усвоенных теоретических знаний и умений, продолжительного профессионального практического опыта. Для руководящих туристических кадров компетентность имеет ключевое значение при правильном планировании, управлении и организации туристической деятельности с целью достижения максимальной эффективности, а подчиненному персоналу она обеспечивает высококачественное профессиональное обслуживание, формирование и развитие социальных умений в общении, умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Компетентность кадров в системе туризма обусловливается, в основном, наличием необходимых знаний (специализированных в зависимости от конкретной профессиональной деятельности), умений (интеллектуального и практического характера) и стремления к престижной профессиональной позиции.

Формирование компетентности, в том числе профессиональной, является стихийным процессом, неизбежно определяемым практикой в результате многолетнего обучения и профессиональной деятельности [7].

Категорию «профессиональная компетентность» Б.С. Гершунский определяет как главный образ, уровень собственного профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самоусовершенствованию, творческому и ответственному отношению к работе [2].

Под профессиональной компетентностью студента, будущего специалиста в области туристического обслуживания, понимаются качества, соответствующие требованиям, которые современное общество предъявляет к специалисту данной профессии; успешно влияют на учебную деятельность; обеспечивают возможность для его реализации и развития; обеспечивают высокое качество его профессиональной квалификации [3].

Формирование профессиональной компетенции будущих туристических кадров обусловливается следующими компонентами:

• целевой компонент предполагает достижение конкретных результатов при формировании профессиональной компетенции специалистов в области туристического

обслуживания (коммуникативные умения, инициативность, творчество в рассуждениях, самостоятельность, способность прогнозировать и анализировать предоставленную информацию и т.д.), путь к адекватной реализации в педагогических условиях, которые включены в содержание и технологию данной образовательной модели;

• деятельностный компонент влючает действия, операции, технику выполнения практической деятельности, связанной с алгоритмом учебных производственных задач;

• содержательный компонент представляет в общепрофессиональном блоке учебные дисциплины. Компенсирует недостатки, актуализирует и систематизирует знания и умения, направленные на формирование необходимых профессиональных качеств, что является основной целью дисциплины. Ее структура составлена в виде взаимосвязанных блоков и модулей, теоретических и практических блоков, а также блоков для самостоятельной работы;

• технологический компонент включает в себя методы, средства и организационные формы обучения, способствует большей эффективности процесса формирования профессиональных компетенций будущих специалистов (объяснение, проблемное изложение учебного содержания, исследовательская работа, моделирование и импровизация профессиональной деятельности, анализ конкретных ситуаций профессиональной деятельности). Подобные методы и техника обучения, включенные в преподавание дисциплин, обеспечат достижение конечных целей обучения — подготовку дипломированных специалистов, способных эффективно применять усвоенные знания, профессиональные умения и навыки в сложной системе общественных социальноэкономических отношений;

• оценочный компонент предполагает разграничение критериев, и на их основе определение уровня сформированных профессиональных компетенций будущих туристических кадров, в том числе коммуникативные (владение коммуникативными, организаторскими умениями и навыками делового общения); когнитивно-креативные (проявление самостоятельности при принятии решения, умение оперировать предоставленной информацией, усвоение новых знаний, творческое отношение к выполняемой деятельности); оценочные (понимание целей профессиональной деятель-

29

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

ности, осознание своей ценностной системы и отношение к самому себе).

На основе теоретических разработок по вопросу профессионального образования специалистов в сфере туристического обслуживания (В.Г. Гуляев, И.В. Зорин, В.А. Квар-тальнов) и исследований в области профессиональной компетенции (О.А. Кудряшов, И.Н. Горностаева, О.А. Шушерина, Т.А. Строкова, и др.), Н.Р. Кельчевская определяет основные компетенции будущих специалистов в области туризма [6].

По мнению автора, в состав профессиональных компетенций входят:

• комуникативные компетенции: умение работать с людьми (коммуникативность, умение общаться с клиентами, способность руководить и управлять собой и другими, гибкость поведения, умение оценивать внутреннее состояние человека); эмоциональность, деликатность; доброжелательность, вежливость, экстравертность; организаторские умения (умение убеждать, уверенность, активность, лидерские умения); эмоциональная устойчивость; эмпатия;

• креативные компетенции: познавательная активность, способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию, способность сбора данных из различных областей; самостоятельность принятия решения; способность реализовать свои цели; инициативность; умение действовать в предложенных обстоятельствах;

• ценностно-смысловые (ценностные) компетенции: отношение к профессиональной деятельности, упорство, постоянство, ответственность, добросовестность, работоспособность, дисциплинированность, исполнительность, удовлетворение собственной деятельностью; ценное отношение к клиентам, адекватная самооценка.

Компетентностный подход, по мнению русских ученых-педагогов, на первое место ставит не осведомленность учащегося, а его способность найти решение проблемы, которая возникла в профессиональных и житейских ситуациях:

• в познании и объяснении явлений окружающей действительности;

• взаимодействии и взаимоотношении с людьми;

• этической оценке собственных поступков и поступков других;

• выборе стиля поведения и ответственность за сделанный выбор.

Профессиональные компетенции являются основными элементами личностной структуры, они целенаправленно формируются в процессе профессиональной подготовки учащихся в системе специально созданных педагогических условий [14]. Для эффективности процесса формирования профессиональных компетенций специалистов в сфере туристического обслуживания необходимы инновационные усилия в следующих педагогических аспектах:

1) целевые (выбор содержания, методов, технологий обучения с целью эффективного формирования профессиональных компетенций будущих туристических кадров). Реализация целенаправленных условий требует переработки программ общепрофессионального блока, разработки учебного содержания дисциплин, способствующих целенаправленному и эффективному формированию профессиональной компетентности специалистов. На основе анализа государственных образовательных и европейских стандартов программы представленного блока можно констатировать, что их содержание направлено на систематизированное и последовательное усвоение студентами теоретических знаний;

2) содержательные (переработка программ учебных дисциплин в общепрофессиональном блоке, где учитываются требования к специалисту; разработка учебного содержания изучаемых дисциплин и внедрение в учебный процесс, целенаправленное формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся, их сознательного отношения к будущей профессиональной деятельности, заинтересованности в повышении профессиональной квалификации и подготовки);

3) технологические (реализация идеи через применение личностно-ориентированного подхода, проектирование процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с использованием активных методов обучения, моделирование профессиональной деятельности).

По мнению автора, профессиональные компетенции специалистов в Колледже по туризму по профессиональной квалификации «организатор средств размещения и питания» [9] включают:

30 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4

Профессиональная компетентность специалистов в сфере туристического обслуживания

^ теоретические знания:

— нормативно-правового законодательства в туризме;

— основной технологической деятельности практического характера (в гостинице и ресторане), в том числе турагентской, операторской, деятельности гида, туристической анимации;

— применения, совершенствования и адаптации к соответствующей деятельности в туризме компьютерных информационных систем;

— иностранного языка — с целью активной профессиональной реализации, которые дают возможность для коммуникации и мобильности;

^ практические умения:

— в области организации и управления туризмом;

— в области технологических производств в различных секторах туристической индустрии: гостиница, ресторан, турагентская деятельность, транспортная деятельность, туристическая анимация;

— умение работать в группе в местной и интернациональной среде;

— знание и использование минимум двух иностранных языков для преодоления языкового и культурного барьеров;

— работа с информационными системами в туризме.

В Высшей школе по туризму важными для будущих менеджеров являются следующие компетенции:

^ компетенции интеграции — структурные знания в сфере туризма, актуализация знаний для собственной туристической деятельности и тенденции развития индустрии;

^ компетенции гражданственности — знания законов и других нормативных документов в области туризма;

^ компетенции собственого развития как субъекта жизнедеятельности, регулирование своего эмоционального состояния, рефлексия, профессиональное развитие в сфере туризма, усовершенствование знаний собственного языка и владение иностранными языками.

К компетенциям, относящимся к межличностным взаимодействиям, относятся:

^ компетенции — социальные и профессиональные взаимодействия с трудовыми коллективами, партнерами, клиентами, умение разрешать конфликты, умение работать

в группе, знание и соблюдение корпоративной культуры, уважение, этнические особенности, социальная мобильность;

^ компетенции в профессиональном общении с клиентами, коллегами, партнерами, знание технологии продаж, соблюдение этикета.

Выполняя лидерские функции, менеджеры в туризме должны обладать следующими компетенциями, относящимися к профессиональной деятельности:

^ компетенциями познавательно-аналитической деятельности: умением разрешать проблемные ситуации и исследовать рынок, умением использовать конкурентные преимущества, учитывать слабые и сильные стороны предприятия, определять принадлежность потребителя к сегменту рынка, умение выбирать деловых партнеров;

^ компетенциями профессиональной деятельности в туризме: планирование, проектная деятельность фирмы, управление, моделирование рыночных ситуаций, прогнозирование развития туристической фирмы и тенденции развития туризма, ориентация в турагентской деятельности, знание туристических особенностей, связанных с пребыванием туристов за границей;

^ компетенциями информационных технологий в туризме: умение обрабатывать информацию, знание специализированных компьютерных программ, находящих применение в сфере туризма, владение и развитие дигитальных умений.

Многообразие видов туризма создает предпосылки для прогнозирования перспективы будущей деятельности, обусловливая специфические особенности организации и содержание профессионального обучения в колледжах и высших школах по туризму. К ним относятся: необходимость активной познавательной деятельности учащихся, содействие развитию их познавательных возможностей, стремление обучающихся к непрерывному обогащению и оптимизации своих профессиональных знаний, умений и практического опыта, расширение профессионально-личностного кругозора.

Важным компонентом в профессиональной подготовке студентов по специальностям, связанным с туристическим обслужванием, является использование в процессе обучения профессионально-ориентированных технологий, применение учебных заданий с элемента-

31

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

ми деловых игр по профессиональной деятельности, анализ производственных ситуаций. Приемлемыми для этого метода обучения являются следующие: деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, симуляционные игры и т.д., использование групповых форм работы. Таким образом стимулируется познавательная мотивация учащихся при осуществлении профессиональной деятельности, развиваются полученные профессиональные умения и навыки, которые гарантируют их успешную реализацию при выполнении должностных обя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

занностей и в системе управления; повышается уровень их профессиональной квалификации и подготовки.

По мнению исследователей-педагогов, отношение к будущей специальности определяет характер учебной работы, которая моделирует образ будущей професииональной деятельности. Изменения в организации учебного процесса должны обеспечить переход учащихся с позиции студента на позицию специалиста, а также трансформацию учебной деятельности в профессиональную [8].

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхо-да)//Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3—13.

2. Гершунский Б. С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. уч. зав. М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 1998. С. 432.

3. Журавская Н.Т. Активизация камостоятельной работы студентов как фактор формирования их инновационного мышления// Вестник Том.Гос. Пед. ун-та. 2010. № 4. С. 30—33.

4. Зимная И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Капинова. Е. Деловите игри в обучението по професионално общуване. Колеж по туризъм. Бургас, 2000.

6. Кельчевская Н.Р. Формирование иновационной стратегии образовательных учреждений в системе вуз-предприятие: Дис..д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2004. С. 357.

7. Лазаров Пл. За професионалната компетентност на туристическите кадри, сп. Посоки. 2010. № 2.

8. Мартыненко О. О. Инновационные решения в организации образовательного процесса вузе// Университетское управление практика и анализ. 2005. № 2. С. 24-34.

9. Недкова А. Современные требования к обучению и квалификации туристических кадров. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 1.

10. Недкова А. Екипна форма за обучение на студенти от Колеж по туризъм-монография, изд. екс-прес. Габро-во, 2011.

11. Радев Пл. Общоучилищна дидактика. Пловдив. 2005.

12. Фролова С.Л. Инновационное понимание модели специалиста как образа профессионального идеала//Пе-дагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 122-129.

13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдос» 2002. URL. www. eidos.ru//journal/2002. (дата обращения: 25.09.2011)

14. Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентноспособности выпусника вуза//Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2010. № 4. С. 39-45.

УДК 316.3

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА: АРГУМЕНТЫ К ОБОСНОВАНИЮ ИНТЕГРАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The analysis of the data of employment structure in the tourist sphere in the Russian Federation, cited in the article, allows us to formulate the thesis of the importance of account of the dominant gender identificationin

32 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.