Научная статья на тему 'Современные требования к обучению и квалификации туристических кадров'

Современные требования к обучению и квалификации туристических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / профессиональный / Лидерство / конкурентоспособность / quality / Professional / Leadership / Competitiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недкова Антонина

Туризм как динамическая сфера человеческой деятельности является ведущей отраслью совре- менной экономики и глобализирующегося мира. По сравнению с другими отраслями экономики человеческий фактор в туризме является определяющим относительно основных характерис- тик туристического продукта. В связи с этим несоответствие качества подготовки будущих специалистов и менеджеров потребностям и перспективам развития туристического сектора, а также европейским образовательным стандартам негативно отражается на качестве ту- ристического продукта и его конкурентной способности. Непрерывно повышающиеся требования к качественному уровню подготовки будущих специалистов и менеджеров со стороны работода- теля определяют актуализацию содержания, методов и технологий в профессиональном образо- вании в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism as dynamic sphere of human activity is leading branch of modern economy and the globalizing world. In comparison with other branches of economy the human factor in tourism is defining concerning the basic characteristics of a tourist product. In this regard, lack of quality training for future professionals and managers to the needs and perspectives of the tourism sector, as well as European educational standards, reflects negatively not only on the quality of tourist product, but also on its competitiveness. Continuously raising requirements to high-quality level of training of future professionals and managers from the employer define actualization of the maintenance, methods and technologies in professional vocational training in tourism.

Текст научной работы на тему «Современные требования к обучению и квалификации туристических кадров»

Современные требования к обучению и квалификации туристических кадров

3. Иванов В. В., Волов А. Б. Гостиничный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2007. 528 с.

4. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. А.Л. Лесника, А.В. Чернышева М.: Изд. дом «АЛЬПИНА», 2001. Т. 2. 576 с.

5. Управление человеческими ресурсами на предприятиях индустрии гостеприимства: Учебно-методическое пособие. М.: ГАО «Москва», 2007.

6. Чернышев А. В. Подготовка специалистов индустрии гостеприимства (теория, практика, документы) / А.В. Чернышев, А.А. Кокорина. М.: ООО «АС Плюс», 2006.

УДК 338.467.6

I СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ И КВАЛИФИКАЦИИ I ТУРИСТИЧЕСКИХ КАДРОВ

Недкова Антонина, кандидат педагогических наук, antonina.nedkova@abv.bg,

Университет «Профессор доктор Ас. Златаров», г. Бургас, Болгария

Tourism as dynamic sphere of human activity is leading branch of modern economy and the globalizing world. In comparison with other branches of economy the human factor in tourism is defining concerning the basic characteristics of a tourist product. In this regard, lack of quality training for future professionals and managers to the needs and perspectives of the tourism sector, as well as European educational standards, reflects negatively not only on the quality of tourist product, but also on its competitiveness. Continuously raising requirements to high-quality level of training offutureprofessionals and managers from the employer define actualization of the maintenance, methods and technologies in professional vocational training in tourism.

Туризм как динамическая сфера человеческой деятельности является ведущей отраслью современной экономики и глобализирующегося мира. По сравнению с другими отраслями экономики человеческий фактор в туризме является определяющим относительно основных характеристик туристического продукта. В связи с этим несоответствие качества подготовки будущих специалистов и менеджеров потребностям и перспективам развития туристического сектора, а также европейским образовательным стандартам негативно отражается на качестве туристического продукта и его конкурентной способности. Непрерывно повышающиеся требования к качественному уровню подготовки будущих специалистов и менеджеров со стороны работодателя определяют актуализацию содержания, методов и технологий в профессиональном образовании в туризме.

Key words: quality, professional, leadership, competitiveness

Ключевые слова: качество, профессиональный, лидерство, конкурентоспособность

Туризм как динамическая сфера человеческой деятельности является ведущей отраслью современной экономики и глобализирующегося мира.

Наблюдения и результаты некоторых исследований показывают, с одной стороны, нехватку квалифицированных кадров, а, с другой — недостаток профессиональных и личностных качеств у специалистов и менеджеров

[9]. Вот почему Всемирная организация по туризму (ВОТ), региональные и национальные туристические организации и их звенья разрабатывают, обосновывают, рекомендуют и внедряют требования и правила, связанные с оптимизацией подготовки туристических кадров. Вся эта деятельность осуществляется, в основном, в профессиональной сфере. Наблюдаются известные отклонения, связанные с проблема-

17

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

ми комплексной образовательной подготовки учащихся, их общей культуры и личной ответственности. Это определяется необходимостью непрерывного обновления образовательной парадигмы, ориентированной на формирование лидерских и исполнительских качеств.

Как указывает П. Лазаров, именно эти образовательные приоритеты являются той основой, на которой работающие в системе туризма расширяют свои профессиональные умения и опыт, развивают и утверждают свои индивидуальные и групповые качества [1].

На успешное функционирование туристической деятельности оказывает влияние ряд факторов: природные условия, культурная деятельность и не на последнем месте уровень подготовки туристических кадров [2]. По сравнению с другими отраслями экономики человеческий фактор в туризме является определяющим относительно основных характеристик туристического продукта. В связи с этим несоответствие качества подготовки будущих специалистов и менеджеров потребностям и перспективам развития туристического сектора, а также европейским образовательным стандартам отражается негативно на качестве туристического продукта и его конкурентной способности.

Целью статьи является исследование системы образования и поиск наиболее оптимальных решений, направлений системы.

Известно, что в основе туристического менеджмента лежит управление человеческими ресурсами [7]. Оно характеризуется современной управленческой культурой менеджера и его лидерским поведением: возлагать, определять и распределять роли, организовывать и контролировать как в культурно-развлекательной, так и в самой туристической деятельности.

Конкуренция в туристической деятельности во многом зависит от различных специалистов, от их знаний, практических профессиональных умений, трудовых навыков и лидерского поведения. Предприниматели и менеджеры стремятся оптимизировать технологии так называемого «туристического продукта», увеличить прибыль путем квалификации туристических кадров. Именно человеческий фактор является тем звеном, которое объединяет материальные, финансовые и информационные ресурсы в туристический продукт. По мнению М. Рыбова и П. Лазарова,

«человеческие ресурсы делают чудеса не только с остальными ресурсами, но и с фирмой, с ее конкурентной способностью на туристическом рынке...».

В решении экономического и социального совета1 [10] среди многих накопившихся проблем в болгарской туристической индустрии определяется необходимость построения единой и эффективной системы учебноквалификационных степеней для обучения туристических кадров (среднее образование, колледжи, бакалавры, магистры, причем особое внимание уделяется учебным программам, где теоретические знания переплетаются с практическими умениями) [11]. Рекомендуется разработать единые государственные образовательные требования для получения квалификации по профессиональному направлению «Туризм» в соответствии с потребностями и перспективами развития туристического сектора сообразно европейским образовательным стандартам. Предполагается, что будет создан новый тип взаимоотношений между образовательной системой и секторами отрасли, который позволит повысить качество профессионального образования, стимулирования производственной и учебной практик в реальной среде.

Основным приоритетом Национальной стратегии устойчивого развития туризма в Болгарии в период 2008—2013 годов [3] является стимулирование роли туризма как решающего фактора развития рынка труда, внедрения современных требований к обучению и квалификации кадров:

• развитие разнообразных туристических услуг, базирующихся на современных знаниях и технологиях;

• более широкое использование в туризме современных коммуникационных технологий и средств;

• улучшение качества обучения и профессиональной квалификации туристических кадров на всех уровнях — обслуживание, маркетинг, управление и пр.;

• мониторинг системы обучения и квалификации человеческих ресурсов и разработка механизмов постоянного сотрудничества между обучающими институциями и бизнесом;

1 Тринадцатая пленарная сессия Экономического и социального совета, проведенная 21 июля 2005 года. Мнение по теме «Вызовы болгарскому туризму в процессе Европейской интеграции».

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 1

Современные требования к обучению и квалификации туристических кадров

• акцентирование на альтернативных методах обучения и образования (дистанционное, мультимедийное и интерактивное обучение).

Эти новые стратегические цели определяют причины неудовлетворительной подготовки кадров в туризме. Перечислим наиболее существенные:

• содержание учебных планов и программ не всегда соответствует потребностям и требованиям реального туристического бизнеса;

• не хватает важных условий для полноценного проведения учебной практики обучаемых в реальной рабочей среде;

• не в полной мере применяются интерактивные формы обучения — презентации со средствами визуализации, тесты, дискуссии, case-study, деловые игры, тренинги, самостоятельная работа в небольших группах, решение практических задач и т. д.;

• недостаток в учебных пособиях и дидактических материалах для практико-прикладного обучения туристическим профессиям и специальностям;

• неудовлетворительная мотивация подготавливающихся специалистов для профессиональной реализации в туристическом бизнесе [5].

Необходима углубленная специализация студентов в теории и практике туристической деятельности.

Модернизация профессионального образования предполагает соответствие образовательным требованиям, более полному удовлетворению потребностей общества, современным условиям. В связи с этим одной из первостепенных задач улучшения организации учебного процесса является формирование новых специфических и разнообразных профессиональных компетенций будущих специалистов и менеджеров. Это определяет применение альтернативных и гибких моделей, модулей обучения в профессиональном образовании по туризму, которые должны отвечать современным государственным и европейским стандартам, должны обеспечивать динамичную связь между специализированными образовательными заведениями и рынком образовательных услуг [6].

Полноценное функционирование современной образовательной системы требует новых дидактических технологий развития деловых, коммуникативных, творческих и профессиональных умений путем включе-

ния потенциальных «многовариантностей» в содержание и организацию образовательного процесса [6].

Цель профессионального образования — формировать социальные и профессиональные качества обучающихся. Туристическое образование обогащает учащихся в плане построения системы ценностей, норм, мотивов поведения. Этому способствуют:

• туристическо-экономическая деятельность и технологии;

• культурно-развлекательная деятельность (анимация);

• осуществление многовариантного выбора идей;

• постоянные инновации в процессе реализации непосредственной туристической деятельности.

Оптимизация педагогического профессионального туристического образования и его компонентов (цели, средства, результаты) может быть достигнута с помощью решения следующих взаимосвязанных проблем: моделирование форм обучения, программы, анализ сложных ситуаций; усиление влияния следующих факторов: определение стратегических целей, а также выбор строго оперативных способов, форм и средств целого комплекса педагогики в туризме.

Основными мотивами профессионального образования в сфере туризма являются профессионально-творческие функции и личностные интересы, направление учащихся, развитие их физических, интеллектуальных и духовно-культурных качеств, как специали-ста-менеджера, так и исполнителя.

Учебное содержание профессионального и туристического образования рассматривается в работах российских исследователей В.К. Фе-дорченко, Н.А. Фоменко, М.И. Скрипника, Т.С. Цехмистровой. Предлагаются инновации в образовательной и педагогической парадигме, в новых стандартах профессионального содержания, ориентированных на специфические требования различной деятельности. Это требует обособления «педагогики в туризме» как интегрированной системы, которая включается в научно-методические исследования в философии, психологии, социологии и дидактике [6. С. 8].

Особенности подготовки специалиста в сфере туризма определяют специфические потребности в организации учебного процесса.

19

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

Будущий специалист с высоким потенциалом управленческих и исполнительских качеств реализуется в системе управления в различных направлениях туристической индустрии: руководитель, консультант, аналитик, исследователь, исполнитель, проектировщик, функционер. Ему необходимо уметь ориентироваться в разнообразных проблемах социально-экономических и организационно-технических ситуаций, быть предпринимателем, иметь навыки аналитической оценки ситуаций, быть инициативным и социально активным, знать психологию человека.

По мнению М.И. Пальчука [7], к основным квалификационным характеристикам про-фессионала-менеджера относятся:

• систематическое усвоение и повышение современного экономического знания;

• уровень профессиональной подготовки (умение планировать предстоящую деятельность, отчитывать выполнение возложенных задач, контролировать качество выполнения деятельности, иметь управленческо-организаторские умения, анализировать процессы экономической деятельности и ее результаты);

• развитие экономически значимых личностных качеств (предпринимательство, гостеприимство, организованность, деловитость, творческое отношение к работе, ответственность);

• степень социально-психологической готовности (наличие внутренней убежденности, ценностная ориентация, стремление к постоянному профессиональному росту).

Специфическое содержание профессиональной подготовки в туризме заключается в определенных квалификационных потребностях менеджера и его соответствии профессиональным стандартам.

Профессия менеджера в туризме, согласно типологии Е.Н. Климова, относится к профессиональной деятельности «человек — человек». Подобный тип профессии развивает у большинства людей проницательность, навыки общения, убедительность во время коммуникации. Менеджеру необходимы организационные, коммуникативные способности, инициативность в групповой работе, эмпатия, рефлексия, толерантность, стремление к саморазвитию.

Исходя из основных потребностей и развития рынка труда и профессий, на основании

разработанной в исследованиях А.М. Новикова [4] парадигме, профессиональное образование включает в себя следующие качественные показатели, характеризующие современную профессиональную подготовку:

• умение трансформировать усвоенные теоретические знания и приложение их на практике;

• умение коммуникации в различных видах туристической деятельности;

• умение адаптации в профессиональной деятельности, обусловленной способностью решения проблемных и творческих задач, активное участие в дискуссиях;

• умение проводить самооценку поставленных целей, определение будущей профессиональной карьеры;

• умение эффективно работать в команде;

• умение оказывать влияние (проявление лидерства).

Для улучшения организации учебного процесса особое значение имеют разнообразные формы самостоятельной работы студентов:

• контрольные работы, рефераты, курсовые работы, дидактические тесты, разработка тематических проектов;

• включение студентов в научно-исследовательскую работу в рамках процесса обучения;

• раскрытие творческого характера содержания учебных дисциплин и их междисциплинарных связей.

Возникает потребность в создании методических и содержательно-адаптированных программ обучения, которые бы помогали решению профессиональных и творческих задач. Подобные целевые программы благоприятно отражаются на эффективности профессиональной подготовки специалистов и менеджеров в туризме. Важно, чтобы в системе преподавательской деятельности более полно нашли свое отражение [6] следующие факторы:

• диалог в дискуссионных ситуациях, основанных на конкретных знаниях, связанных с индивидуальными и групповыми решениями проблем при нестандартных ситуациях;

• тренинговые занятия, которые помогают студентам трансформировать полученные знания в умения решать реальные житейские ситуации;

• дидактические игры и упражнения для повышения интереса и для закрепления знаний и поддерживания мотивации студентов к учебе;

20 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 1

Современные требования к обучению и квалификации туристических кадров

• разработка проектов, связанных с новыми стратегиями профессиональной подготовки менеджера для туризма, с особенностями его социального и интеллектуального развития.

Переход высшего образования на европейские стандарты выводит на особое место значимость методики обучения, направленной на то, чтобы студенты получали современные знания и умения для самообразования и последующего развития в течение всей своей жизни.

Это является современной миссией университетского образования. Образование — непрерывный процесс, который продолжается всю профессиональную жизнь. Данная особенность имеет объективный характер. Она связана с динамичными переменами в самом туристическом бизнесе и затрагивает как производственный, так и управленческий процесс.

Все более усиливается консультационная роль преподавателя, интерактивный характер обучения, обогащение обучения дискуссиями, деловыми играми, бизнес-симуляциями, реальными проектами — групповыми и индивидуальными, сотрудничество между туристическим бизнесом и академическими институциями [7].

Инновационные интерактивные формы и методы обучения определяют новую позицию студента как субъекта в учебном процессе, формируют качественно новую, меж-

субъектную структуру социального и педагогического общения между преподавателями и студентами [5].

На этой основе и реализуются цели, связанные с будущей профессиональной деятельностью:

• динамическая профессиональная и социальная коммуникация;

• связи между образовательными институциями и туристическими фирмами, также и организациями туристического сектора;

• актуализация программ профессионально-педагогического, профессионально-личностного и методического обучения специалистов в профессиональных гимназиях, колледжах и высших учебных заведениях;

• создание специализированных учебных заведений, учебно-методических пособий по туризму, бизнес-психологии и педагогике профессиональной ориентации и подготовки.

Профессионально-образовательная парадигма в сфере туризма нуждается в перманентном обновлении и развитии. Приоритетом профессионального образования в сфере туризма является приобретение студентами совокупности специфических знаний, практических профессиональных умений в соответствии с осовремененными учебными планами, программами, государственными и европейскими образовательными стандартами.

Литература

1. Болгарская гостиничная и ресторанная ассоциация. Концепция учреждения Нац. центра профессионального обучения и повышения квалификации в туризме, 2001.

2. ЛазаровП. Состояние и проблемы туризма в Болгарии. София, 2005.

3. Национальная стратегия устойчивого развития туризма в Болгарии (2008—2013 годы), проект Государственного Агентства по туризму.

4. Новикова А.М. Педагогические основы формирования трудовых умений. М. Высшая школа, 1989. 187 с.

5. ПазенокB.C., Федорченко В.К. Философия туризма. Киев: Кондор, 2004.

6. Пальчук М. Психолого-педагогические аспекты профессионального образования в сфере туризма. Киев, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Пальчук М. Инновационные технологии обучения в профессиональном образовании в сфере туризма, www.nbuv.gov.ua (дата обращения 03.03.2007).

8. Попова Н. Основные проблемы и направления развития высшего образования по туризму в Болгарии в связи с внедрением европейских стандартов о высшем образовании, 2008.

9. Проблемы профессионального образования и обучение в туризме // INFTOUMZM.bg, (дата обращения

21.06.2005) .

10. Заключение о вызове болгарскому туризму в процессе Европейской интеграции, 21 июля 2005 г.

11. Современная прессконференция руководства БХРА — по вопросам развития туризма в Болгарии, май 2002.

12. Туристический бизнес стоит в стороне от подготовки кадров // Газета «Фактор ONLINE» (дата обращения 28.05.2009).

13. ДЕНЬГИ. Интервью «Миллионы новых рабочих мест в туризме каждый год» // econ.bg (дата обращения

13.11.2006) .

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.