Научная статья на тему 'Актуализация учебных программ в Колледже по туризму'

Актуализация учебных программ в Колледже по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / КВАЛИФИКАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / LABOR MARKET / CAREER DEVELOPMENT / SKILLS / TRAINING PROGRAMS / MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недкова Антонина Стояновна

Статья представляет собой альтернативную модель актуализации учебных программ в Кол ледже по туризму в соответствии с требованиями рынка труда. Основной целью модели является достижение профессиональным образованием уровня необходимой адекватности социально-экономическим потребностям общества, государственным образовательным требованиям и европейским стандартам. В статье характеризуется ряд мер и процедур с целью повышения качества обучения, а также квалификации будущих туристических ка дров в сфере обслуживания и услуг. Для этой цели предлагается перманентная разработка и внедрение образовательных концепций по следующим направлениям: актуализация учебных программ с применением практических казусов по разным учебным дисциплинам; постановка задач, которые предполагают творчество при принятии решения в нестандартных ситуаци ях; формирование у студентов умений работать в команде; повышение качества теорети ческой подготовки студентов; широкая интеграция в образовательный процесс информаци онно-коммуникативных технологий; более высокое качество преподавания, предполагающее использование интерактивных методов, которые обеспечивают познавательную активность студентов в процессе обучения; активное использование материально-технической базы в це лях повышения эффективности обучения; использование библиотечного фонда, компьюте ров и интернет-связей в целях повышения активности студентов на семинарских занятиях. В соответствии с разработанной моделью актуализация учебных программ осуществляет ся ежегодно и связана с необходимостью достижения совместимости между требованиями рынка труда в лице работодателей и уровнем квалификации заканчивающих образовательные институции студентов. Существенной компонентой модели является получение профессио нальной квалификации студентами путем использования практического опыта, получения специфических профессиональных знаний, овладения практическими умениями и навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недкова Антонина Стояновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE COLLEGE OF TOURISM

The article presents an alternative model for updating curricula in the College of Tourism, in accordance with the requirements of the labor market. The main purpose of the model is to achieve a level of professional education necessary for and adequate to socio-economic needs of the society, the state educational requirements and European standards. The article characterizes a number of measures and procedures to improve the quality of training and qualifications for future tourism personnel in the service sector. For this purpose the author proposes permanent development and implementation of educational concepts in the following areas: updating curricula with practical application of cases of different academic disciplines; setting tasks that involve creativity when there is a decision-making process in unusual situations; development of students’ ability to work in a team; improving the quality of the theoretical training of students; a wider integration in the educational process of information and communication technologies; higher quality of teaching which include the use of interactive methods that provide the cognitive activity of students in the learning process; an active use of the material and technical basis in order to increase the effectiveness of training; use of the library fund, computers and Internet connections in order to improve the students’ activity during lessons. In line with the model updating educational programs is conducted annually and is associated with the need to achieve compatibility between the requirements of the labor market in the face of employers and the skill level of students graduating from educational institutions. Essential component of the model is obtaining professional qualifications for students through the use of practical experience, obtaining specific professional knowledge, practical skills and betterment of skills.

Текст научной работы на тему «Актуализация учебных программ в Колледже по туризму»

МНЕНИЕ

УДК 37 DOI: 10.12737/6481

I АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В КОЛЛЕДЖЕ ПО ТУРИЗМУ

Недкова Антонина Стояновна, доктор по педагогике, redkollegiamgus@mail.ru,

Университет имени профессора Асена Златарова, Колледж по туризму, г. Бургас, Болгария

Статья представляет собой альтернативную модель актуализации учебных программ в Колледже по туризму в соответствии с требованиями рынка труда. Основной целью модели является достижение профессиональным образованием уровня необходимой адекватности социально-экономическим потребностям общества, государственным образовательным требованиям и европейским стандартам. В статье характеризуется ряд мер и процедур с целью повышения качества обучения, а также квалификации будущих туристических кадров в сфере обслуживания и услуг. Для этой цели предлагается перманентная разработка и внедрение образовательных концепций по следующим направлениям: актуализация учебных программ с применением практических казусов по разным учебным дисциплинам; постановка задач, которые предполагают творчество при принятии решения в нестандартных ситуациях; формирование у студентов умений работать в команде; повышение качества теоретической подготовки студентов; широкая интеграция в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий; более высокое качество преподавания, предполагающее использование интерактивных методов, которые обеспечивают познавательную активность студентов в процессе обучения; активное использование материально-технической базы в целях повышения эффективности обучения; использование библиотечного фонда, компьютеров и интернет-связей в целях повышения активности студентов на семинарских занятиях. В соответствии с разработанной моделью актуализация учебных программ осуществляется ежегодно и связана с необходимостью достижения совместимости между требованиями рынка труда в лице работодателей и уровнем квалификации заканчивающих образовательные институции студентов. Существенной компонентой модели является получение профессиональной квалификации студентами путем использования практического опыта, получения специфических профессиональных знаний, овладения практическими умениями и навыками.

Ключевые слова: рынок труда, квалификация, учебные программы, реализация, карьерный рост

Как в любом образовательном институте, обучение в Колледже по туризму основывается на альтернативной образовательной модели, адекватной социально-экономическим потребностям нашего общества, согласно государственным образовательным требованиям и европейским стандартам. Актуализация учебных программ в соответствии с потребностями рынка труда предполагает оптимизацию качества обучения и подготовки будущих кадров сферы туризма, более успешную социальную и трудовую реализацию и карьерный рост.

Основной целью образовательной модели является обеспечение туристического бизнеса конкурентоспособными специалистами, которые будут осуществлять квалифицированные виды профессио-

нальной деятельности в сфере обслуживания и услуг.

Динамично изменяющийся современный бизнес требует высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным потребностям рынка труда. В сфере туристического обслуживания и услуг это требует быстрого гибкого обновления и переструктурирования учебных планов и программ, по которым осуществляется обучение будущих туристических кадров. Подготовить высококвалифицированных специалистов — это значит удовлетворить требования работодателей и самих учащихся, а также их ожидания от будущей профессиональной реализации. В этой связи необходимо создать прочные партнерские отношения между учебными структурами

100 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Актуализация учебных программ в колледже по туризму

Колледжа, с одной стороны, и организаци-ями-работодателями и ключевыми бизнес-экспертами, с другой. Необходимо планировать активное участие представителей туристического бизнеса в образовательном процессе с целью реализовать адекватное обучение, чтобы овладеть новыми практическими умениями и компетенциями, которые студенты должны усвоить с введением обновленных учебных планов и программ. Для этой цели студенты проводят часть своих занятий в реальной рабочей среде в виде производственной базовой практики. Актуализация учебных программ в соответствии с потребностями рынка труда предполагает оптимизацию качества обучения и подготовки будущих кадров сферы туризма, более успешную социальную и трудовую реализацию и карьерный рост. Для этой цели необходимы перманентная разработка и внедрение образовательных концепций по следующим направлениям:

• внедрить комбинированные учебные программы, в которых увеличены часы для практического обучения и базовой производственной практики;

• улучшить социальный диалог в момент заключения коллективного трудового договора в период стажировки учащихся в туристических объектах, регламентированный европейскими образовательными условиями и стандартами;

• предоставить необходимую информационно-коммуникативную базу для эффективного участия социальных партнеров в деятельности по управлению бизнесом и человеческими ресурсами;

• создать и внедрить эффективные формы двухстороннего сотрудничества между образовательными институтами и бизнес-работодателями;

• создать необходимые условия решения приоритетных проблем, связанных с концепцией обучения в течение всей жизни. Актуализация учебных программ в колледжах и высшей школе включает разработку и обновление учебного содержания по разным учебным дисциплинам. Возникает необходимость во внедрении информационно-технических средств с целью получения новых теоретических знаний, овладения специфическими практическими умениями и приобретения профессионального

опыта. Использование подходящих методов и образовательных технологий повысят качество обучения в Колледже, если будут приняты следующие мероприятия в сфере образования.

1. Актуализация учебных программ с применением практических казусов по разным учебным дисциплинам. Разработанные с учебной целью, они должны решать реальные проблемы в производственной рабочей среде. Поставленные казусы можно определять как самостоятельные дидактические задачи для работы, учитывая индивидуальные интересы студентов в определенной научной области. Анализ самостоятельной работы студентов дает возможность сформировать команды с близкими интересами и потребностями, которые будут решать в команде поставленные задачи, когда решения принимаются на основании групповых обсуждений и мозгового штурма.

2. Постановка задач, которые предполагают творчество при принятии решения в нестандартных ситуациях. Требуют от студентов новых идей, нестандартных решений, креативности, использования уже известных методов, являющихся эффективными при принятии решений, но в других областях.

3. Формирование у студентов умений работать в команде. В условиях обучения в команде студенты чаще прибегают к самоанализу и самооценке. Заново открывают свои природные данные, способности и интересы, а также по-новому принимают определенные роли в команде, такие как роль лидера, координатора, исполнителя. Согласно анализам в педагогической литературе, работа в команде меняет мышление личности, ценностную ориентацию, стимулирует ее интеллектуальное развитие. Интерес к знаниям приобретает аналитико-систематический характер. Общение между участниками команды развивает способность к адекватному принятию решения и форме поведения в критических проблемных ситуациях. В качестве современной формы обучения работа в команде развивает креативное мышление, сотрудничество и толерантность.

4. Основным приоритетом в процессе актуализации учебных программ является увеличение объема самостоятельной работы студентов по разным учебным дисцип-

101

МНЕНИЕ

линам. Самоподготовка — это неизменная часть любого обучения и является основой для индивидуально-личностных достижений. Постановка индивидуальных задач, проектов, рефератов, курсовых работ и внеаудиторные курсы повышают личную успеваемость студентов, развивают способность к учебе путем анализа предоставленной информации, стимулируют к поиску возможных решений задачи экспериментального характера. Контролировать самоподготовку студентов можно через разные дидактические методы оценки.

5. Теоретическая подготовка студентов. Предлагаемую информацию об учебном содержании необходимо предоставить, используя возможности информационно-коммуникативных технологий. Более высокое качество преподавания предполагает использование интерактивных методов, которые обеспечивают познавательную активность студентов в процессе обучения. Независимо от ведущей роли преподавателя, интерактивное преподавание обеспечивает организацию и развитие диалога как между преподавателями и учащимися, так и между самими учащимися. Благодаря методу диалогического обучения, студентам предоставляется возможность участвовать в групповых дискуссиях, обсуждать альтернативные мнения, находиться в ситуациях, где они могут играть разные профессиональные роли. Возможность студентов выразить разные точки зрения по проблемным ситуациям повышает их мотивацию к учебе, а также интерес к получению новых теоретических знаний. Мозговой штурм и ситуационные задачи являются альтернативными методами, доказавшими свою эффективность в педагогической практике. Проведенные педагогические исследования доказывают, что использование интерактивных методов повышает активность студентов, обеспечивает перманентную обратную связь в процессе диалогического общения и коммуникации.

6. Использование материально-технической базы в целях повышения эффективности обучения. Использование библиотечного фонда, компьютеров и интернет-связи играет особую роль в повышении активности студентов на семинарских занятиях, это также является частью самостоятельной подготовки и интерактивной коммуника-

ции. Разные болгарские и иностранные сайты предоставляют возможность получить богатую электронную информацию научного содержания, которая помогает при самоподготовке учащихся, расширяет их научный кругозор, удовлетворяет их научные интересы и потребности.

7. Ежегодная актуализация учебных программ в Колледже и высшей школе, вызванная вхождением информационно-коммуникативных технологий в работу институций и бизнес-организаций. Этим достигается совместимость между требованиями рынка труда в лице работодателей и уровнем квалификации заканчивающих образовательные институции студентов.

8. Получение профессиональной квалификации студентов путем использования практического опыта. Профессиональная подготовка учащихся выражается в получении специфических профессиональных знаний, в овладении практическими умениями и навыками, необходимыми для выполнения определенного вида трудовой деятельности. Процесс получения данной профессии не может заключаться только в обучении в высшей школе. Необходимо, чтобы работодатели обеспечили условия для профессионального производственного стажа и практической подготовки будущих кадров сферы туризма.

9. Ежегодное использование тестов по направлениям и специальностям, с помощью которых проверяется динамика академического развития студентов. Стандартизированные тесты являются наилучшим индикатором во время оценки знаний учащихся. Полученные данные особенно полезны в процессе установления индивидуального прогресса студентов за определенный период времени. Вместе с другими индикаторами эти тесты являются хорошим источником информации относительно образовательных результатов между сильными и слабыми студентами и образовательными институциями. Использование стандартизированных тестов помогает определить уровень коммуникационных и презентационных умений, комбинативное мышление, аналогичный подход к нестандартным ситуациям, креативности и прочие приобретения в Колледже.

10. Особое значение в процессе актуализации учебных программ имеют следующие мероприятия:

102 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Актуализация учебных программ в колледже по туризму

• возможность продолжительного и эффективного изучения, как минимум, двух западных языков;

• возможность полноценной внеаудиторной занятости студентов;

• возможность использования альтернативных методов и технологий в процессе обучения;

• оптимизация предлагаемых свободно и в обязательном порядке избираемых дисциплин и факультативных курсов, которые дополнят и обогатят полученные знания и профессиональные умения;

• индивидуальная подготовка студентов, которая должна сопровождаться и научно обогащаться путем использования онлайн-материалов, электронных учебников и учебных пособий для дистанционного обучения;

• введение новых дисциплин, связанных с управлением проектами, фирмами, с участием в европейских образовательных программах и пр.;

• ежегодная актуализация литературных источников, включенных в программы, а также тем, отражающих новейшие достижения науки в практике.

11. Актуализация методов преподавания, проявляющая в увеличении следующих форм и методов:

• формальная групповая практика, имитирующая реальную рабочую среду;

• формулирование и переформулирование проблем и казусов из производственной практики;

• использование в процессе обучения технологических карточек по учебным дисциплинам;

• использование карточек с альтернативными предложениями и идеями при принятии решения в нестандартных ситуациях.

12. Разработка электронных учебных курсов. Это предоставляет большие возможности для интерактивности, ссылок, множества вариантов тестов, которые помогут учащимся полноценнее усвоить учебное содержание.

13. Создание образовательного портала. Его основная цель — помочь, используя современные возможности, процессу обучения в Колледже. Он может предоставить широкие возможности всем участникам образовательного процесса: студентам, препо-

давателям, администрации, работодателям, институциям при возможности одновременного доступа многим потребителям. Здесь разные потребители смогут найти электронные учебные курсы, тесты для внутренней оценки, электронную учебную документацию, широкий круг информации. Образовательный портал открывает учащимся широкие возможности для общения на разных тематических форумах, предоставляет доступ к электронным страницам всех видов ВШ в стране, а также и к реестрам Министерства образования и науки, возможность пользоваться разными информационно-поисковыми системами. Преподаватели могут общаться со своими студентами, а они со своей стороны — поддерживать постоянную обратную связь с Колледжем. Портал можно постоянно развивать и обогащать как с точки зрения содержания, так и функциональности, включительно с участием отдельных потребителей. Он может превратиться в систему для осуществления постоянной коммуникации, диалога и сотрудничества с отраслевыми организациями и работодателями с целью развития форм подготовки, профессиональной ориентации и реализации. Образовательный портал можно успешно использовать и для установления договорных отношений с внешними партнерами, с целью трудоустройства выпускников и использования результатов научных исследований, а также дипломных разработок. Портал может поддерживать сайт для общения и объединения интересов уже дипломированных студентов, получать информацию об их реализации. В перспективе портал можно включить в национальную и международную образовательную сеть.

14. Мультимедийное интерактивное обучение. Используя запрограммированные инструкции, студент может овладевать последовательно определенными частями знаний и умений по данной проблематике в удобное для него время и в удобном месте. Материально-техническая база) должна предлагать все условия для проведения мультимедийных презентаций. Она позволяет сочетать разнообразные медийные форматы: текст, звук, графику, видео в одном интерактивном образовательном продукте.

15. Обеспечение программными продуктами, дающими возможность решать

103

МНЕНИЕ

проблемы путем введения в ситуации, которые представляют сложности для студентов.

16. Использование текстообрабатывающих систем, позволяющих успешно редактировать текст с целью добавить новые идеи в любое время, дает возможность работать с текстом одновременно нескольким студентам. С помощью текстообрабатывающих программ создаются профессионально оформленные продукты, что повышает профессиональную самооценку студентов и мотивацию к освоению специальности.

17. Использование электронных таблиц для автоматизации вычислений и проведения анализов с использованием таблиц. Они облегчают эксперименты с числовыми данными, что дает возможность учащимся пробовать разные гипотезы, проводить анализы, а также показывать данные, используя таблицы и диаграммы.

18. Использование возможностей Интернета. Это позволяет осуществлять коммуникацию с разными народами и культурами, развивать информационные умения путем поиска, обработки и критической оценки электронной информации. Интернет предлагает возможности для участия студентов в международных проектах, форумах, онлайн-дискуссиях, для дистанционного обучения, обмена идеями и практическим опытом, для создания электронных дневников (blog).

19. Использование программных продуктов, с помощью которых создаются технологические «идейные» карты (визуальная техника интеллектуальной работы, которая

стимулирует создание, расширение и разработку идей, представленных визуально). Благодаря этим продуктам студенты думают и учатся визуально, им дается возможность представить и генерировать свои идеи и мысли. Таким образом, обеспечивается интегрированная среда для того, чтобы эти идеи смогли «перейти» в письменные документы. Названные карты позволяют комбинировать ключевые слова, символы, цвета, графики с целью создания нелинейных сетей возможных идей и мыслей.

20. Использование компьютерных залов как для лекций, так и для проведения экзаменов. Использование симулятивных игр в учебных программах требует, чтобы каждый студент и преподаватель располагали компьютером в академических аудиториях.

21. Улучшение академической организации работы в Колледже. Включает информированность студентов в лекционной аудитории о содержании учебного материала, датах проведения экзаменов, способах оценивания, курсовых работах и баллах, которые они приносят студенту в зависимости от характера учебной дисциплины.

Перманентная актуализация учебных планов и программ предполагает повышение качества академического образования в Колледже по туризму. Учащиеся приобретут новые специфические умения, отвечающие требованиям бизнеса, повысится их мотивация к работе в сфере туризма, они станут более конкурентоспособными участниками на рынке труда.

Литература

1. Недкова, А. Образовательные стратегии профессиональной подготовки будущих менеджеров и специалистов в сфере туризма. С., i-Период учебы, октябрь-декабрь 2010 г., 22 кн. http://www.diuu.bg/ispisanie/ broi22/22kt/22kt5.htm (дата обращения: 02.10.2014).

2. Недкова, А. Основные проблемы в процессе подготовки конкурентоспособных туристических кадров. i-Период учебы. Октябрь-декабрь 2012 г., 30 кн. http://www.diuu.bg/ispisanie/broi30/22kt/22kt5.htm (дата обращения: 02.10.2014).

3. Проект № BG051P0001-3.1.07-0016 «Актуализация учебных программ согласно требованиям рынка труда в Колледже по экономике и администрации», 2013, cea.bg/web/ptoekti-i-programi Aktualizirane (дата обращения: 02.10.2014).

104 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Актуализация учебных программ в колледже по туризму

UPDATING EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE COLLEGE OF TOURISM

Nedkova Antonina Stoyanova, Doctor of pedagogy, redkollegiamgus@mail.ru,

University Professor Asen Zlatarov, College of Tourism, Burgas, Bulgaria

The article presents an alternative modelfor updating curricula in the College of Tourism, in accordance with the requirements of the labor market. The main purpose of the model is to achieve a level of professional education necessary for and adequate to socio-economic needs of the society, the state educational requirements and European standards. The article characterizes a number of measures and procedures to improve the quality of training and qualifications for future tourism personnel in the service sector. For this purpose the author proposes permanent development and implementation of educational concepts in the following areas: updating curricula with practical application of cases of different academic disciplines; setting tasks that involve creativity when there is a decision-making process in unusual situations; development of students’ ability to work in a team; improving the quality of the theoretical training of students; a wider integration in the educational process of information and communication technologies; higher quality of teaching which include the use of interactive methods that provide the cognitive activity of students in the learning process; an active use of the material and technical basis in order to increase the effectiveness of training; use of the library fund, computers and Internet connections in order to improve the students’ activity during lessons. In line with the model updating educational programs is conducted annually and is associated with the need to achieve compatibility between the requirements of the labor market in the face of employers and the skill level of students graduating from educational institutions. Essential component of the model is obtaining professional qualifications for students through the use of practical experience, obtaining specific professional knowledge, practical skills and betterment of skills.

Keywords: labor market, skills, training programs, marketing, career development

References

1. Nedkova, A. Obrazovatel’nye strategii professional’noi podgotovki budushchikh menedzherov i spetsialistov v sfere turizma [Educational strategies for training future managers and specialists in the field of tourism]. S., i-Period ucheby, oktiabr’-dekabr’ 2010 g., 22 kn. http://www.diuu.bg/ispisanie/broi22/22kt/22kt5.htm (Accessed on 02.10.2014).

2. Nedkova, A. Osnovnye problemy v protsesse podgotovki konkurentosposobnykh turisticheskikh kadrov. i-Period ucheby [The main problems in the training of competitive tourist personnel]. Oktiabr’-dekabr’ 2012 g., 30 kn. http://www.diuu.bg/ispisanie/broi30/22kt/22kt5.htm (Accessed on 02.10.2014).

3. Proekt # BG051P0001-3.1.07-0016 „Aktualizatsiia uchebnykh programm soglasno trebovaniiam rynka truda v Kolledzhe po ekonomike i administratsii [Mainstreaming training programs according to the requirements of the labor market in the College of Economics and Administration], 2013, cea.bg/web/ptoekti-i-programi Aktualizirane (Accessed on 02.10.2014).

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.