Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки менеджеров туризма в Республике Дагестан'

Особенности профессиональной подготовки менеджеров туризма в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕНЕДЖЕР ТУРИЗМА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Зумруд Запировна, Исаева Загидат Набигуллаевна

Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма, в частности, содержание и формирование системы непрерывного образования в подготовке специалистов туристической сферы. Обосновывается комплексная личностно и профессионально ориентированная программа, включающая в себя вариативные этапы и учитывающие запросы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки менеджеров туризма в Республике Дагестан»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

©2°і2 Сулейманова 3.3., Исаева З.Н.*

Дагестанский государственный педагогический университет * Туристическое агентство ООО «Эмеральд»

Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма, в частности, содержание и формирование системы непрерывного образования в подготовке специалистов туристической сферы. Обосновывается комплексная личностно и профессионально ориентированная программа, включающая в себя вариативные этапы и учитывающие запросы региона.

The article deals with the problem of future tourism managers’ professional training, in particular the content and forming the continuous education system in the training of specialists in the tourist sphere. The authors substantiate the comprehensive personally and professionally focused program, including the variative stages and considering the inquiries in the region.

Ключевые слова: Дагестан, туризм, профессиональная подготовка, менеджер туризма, непрерывное образование.

Keywords: Dagestan, tourism, professional training, tourism manager, continuous education.

Природно-климатические условия и историко-этническое наследие Дагестана предоставляют уникальные возможности для развития здесь всех видов туризма: пляжного и водного, горнолыжного и экстремального, этнического и исторического, экологического и лечебно-оздоровительного. Кроме того, неповторимы и своеобразны культура и искусство народов нашей республики, поскольку каждый народ сохранил свои давние традиции, обычаи, промыслы и др.

Туристские маршруты к историческим поселениям, где сохранились объекты культурного наследия, представляют собой большую историческую, культурную и научную ценность и вызывают огромный интерес у туристов и отдыхающих. В Дагестане более шести тысяч памятников истории, наиболее значительным из которых является архитектурный комплекс цитадель Нарын-кала (VI в.), древняя часть и крепостные сооружения города Дербента, включенные в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Однако анализ современного состояния внутреннего туризма выявил целый ряд факторов сдерживающих развитие туризма в Дагестане, к которым отнесем: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию, негативная информация в средствах

массовой информации о криминальной ситуации в республике, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей, бедность ассортимента предлагаемых услуг, неудовлетворительная работа транспортных предприятий, непроработанность нормативно-правовой базы туризма.

Стремительное развитие мирового туризма, ежегодное увеличение количества путешествий выдвигают новые требования в Дагестане к системе туристического образования в целом и туристическому менеджменту в частности. При этом важными характеристиками личности менеджера туризма становятся: эрудированность, целеустремленность, новаторство, гибкость, мобильность, а также готовность к творческому осуществлению профессиональной.

Следует отметить, что и проблема трудоустройства уже подготовленных специалистов остается актуальной: к ним не проявляют должного интереса многие турфирмы и гостиницы республики, в них продолжают трудиться в основном так называемые практики, нередко персонал фирм состоит из случайных людей.

Подготовку туристских кадров в Дагестане осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса», отделение социально-культурного сервиса и туризма географического факультета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», а также социально-гуманитарный факультет ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», где обучение строится на основе концепции многоступенчатой системы подготовки специалистов туристской сферы по программам нескольких уровней, в частности в ФГБО ВПО «РГУТиС»: на базе среднего общего образования по пятилетней программе обучения с присвоением квалификационной степени «специалист»; на базе среднего общего образования по четырехгодичной программе обучения с присвоением квалификационной степени «бакалавр»; на базе высшего профессионального образования по программе «повышение и переквалификация специалистов по туризму». Четырехгодичная программа обучения «бакалавриат» в филиале реализуется на специализациях: сервис (100100); гостиничный сервис (101101); туризм (101400).

При разработке методических аспектов профессиональной подготовки менеджеров в условиях республики использовался опыт работы по организации профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом. Изучение системы профессионального образования, включая содержание, методы и формы обучения, осуществлялось на принципах педагогической дидактики, с учетом современного подхода к развитию образовательных услуг в процессе подготовки будущего менеджера туризма: качество образования является самым эффективным средством удовлетворения потребностей общества, государства, региона и самого человека. С позиции всеобщего менеджмента качество можно определить как совокупность характеристик продукта или услуги, соответствие самого процесса труда и его результата некоторым заданным стандартам.

С целью выяснения практического состояния профессиональной подготовки студентов - будущих менеджеров туризма обратимся к содержанию обучения в перечисленных вузах Дагестана. Типовые учебные планы вузов предусматривают изучение программ «Основы

туристско-экскурсионной деятельности», «Обеспечение безопасности в туризме», «Виды и тенденции развития туризма», «Менеджмент туризма», «Документационное обеспечение туристской деятельности», «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма», «Технология внутреннего туризма», «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме», «Туристические формальности» и др.

Как показал анализ программ, можно выделить следующие составляющие профессиональной подготовки менеджера туризма: социальную,

направленную на формирование ответственности, толерантности, решительности, культуры, языка и знаний религии наров мира, этического поведения; информационную, формирующую навыки владения новыми информационными технологиями, достоверной информацией по интересующим вопросам, иностранными языками; экологическую, направленную на формирование знаний общих законов развития общества и природы, взаимосвязи человека и окружающей среды, развитие экологически чистого пространства, экологической ответственности за профессиональную деятельность; аутокомпетентностную, включающую в себя формирование навыков управления и саморегулирования волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления «профессионального сгорания».

Однако туризм в России развивается так стремительно, что система профессионального образования не успевает адаптироваться к новым туристским реалиям и разрабатывать нормы и стандарты, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым к работникам дагестанской туристической сферы.

По нашему мнению, необходима комплексная программа по обеспечению кадрами региональной туристской отрасли, которая должна базироваться на реализации модели непрерывного туристского образования с учетом реальных потребностей и специфики туристской отрасли региона. В основе модели ступенчатая система образования, начиная от образовательных программ туристского профиля в колледже и заканчивая получением высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Туризм». Содержание - устойчивый и вариативный набор учебных дисциплин, оптимальное сочетание объемов общенаучных и общепрофессиональных разделов знаний, с включением цикла специальных дисциплин о культуре и традициях народов Дагестана.

Разработка программы предусматривает вариативные этапы, которые учитывают запросы региона, являются личностно и профессионально ориентированными, включая в себя профессиональное самоопределение специалиста и самоутверждение личности обучаемого менеджменту туризма.

Кроме того, программу профессиональной подготовки можно классифицировать: по возрасту обучаемых (учащиеся колледжа, студенты вуза, обучающиеся лица третьего возраста); по сфере обучения: начальное образование (учебно-производственный комбинат), специальное среднее профессиональное образование (колледж), высшее профессиональное образование менеджеров в туризме (вуз), краткосрочные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере туризма; по перечню специальных дисциплин: знания в области работы с людьми, валеологии, обеспечении безопасности жизнедеятельности в туризме, рекреационных ресурсов, истории развития туризма и гостеприимства, международный туризм, нормативно-правовая база туризма, экскурсионная деятельность и т. д.; специфике объектов и методов обучения: дисциплины федерального, общепрофессионального, специального и регионального блока,

факультативы.

Программа профессиональной подготовки специалистов сферы туризма основывается на следующих принципах:

- принцип научности, предполагающий обновление содержания программы и реализующийся через учебные, рабочие программы, а также в отборе изучаемого материала;

- принцип целостности, представляющий собой внутреннее единство составляющих компонентов программы и их гармоническое взаимодействие и взаимообусловленность;

- принцип преемственности, предполагающий учет социальных и

культурных, нравственных ценностей, переходящих от поколения к поколению, а также самобытность и менталитет республики. В свете

требований непрерывного образования ни один уровень обучения не может рассматриваться как замкнутый, изолированный от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного увеличения знаний, овладения новыми умениями и навыками, должна пересекаться с

горизонтальными структурами, представляющими собой научные дисциплины и связи между ними;

- принцип общедоступности, обеспечивающий общедоступность и

бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального

образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского

профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- принцип демократичности, предполагающий развитие всех субъектов образовательного пространства, переход от централизованной модели управления к децентрализованной, предполагающей передачу или делегирование ответственное™ за принятие ряда решений и соответствующих прав на управляющий совет школы, совет старшеклассников, студенческий комитет;

- принцип вариативности, основанный на комплексном образовании и предоставляющий возможность самоопределения выпускникам, поэтому системой обучения и программ должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы, интегрирован принцип вариативности программ и учебной литературы;

- принцип индивидуализации, предполагающий всесторонний учет уровня развития способностей каждой личности, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого обучающегося.

Следует отметить, что основой концепции взаимодействия этапов непрерывного профессионального образования колледж - вуз служат представления о среднем специальном образовательном учреждении и вузе как о двух равноправных партнерах, усилия которых направлены на решение общей проблемы образованности молодого поколения, формирования его культуры, личностного самоопределения, осознания себя в профессии.

Такой подход требует глубокого содержательного сотрудничества образовательных учреждений, основной целью которого является не решение формальных вопросов поступления в вузы, а подготовка молодых квалифицированных специалистов, способных адекватно продолжить обучение и овладеть избранной специальностью в рамках продолжения непрерывного образования в вузе.

Колледж выявляет склонности и интересы молодых людей к будущей профессиональной деятельности, поскольку абитуриенты, поступившие в колледж, имеют самые поверхностные понятия о будущей специальности. Формирование будущих специалистов - дело сложное, поэтому очень важна ранняя профориентация, которая возможна не только через систему преподавания предметов специализации. Основными аспектами работы по данному направлению являются: организационная работа,

профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, дает возможность сделать осознанный выбор будущей специальности и определить себя в ней как будущего специалиста уже на ранних этапах профессиональной подготовки. Кроме того получив диплом о среднем профессиональном образовании выпускники получают конкурентное преимущество: возможность найти работу по специальности раньше своих сверстников и одновременно продолжить свое профессиональное образования на заочных и вечерних формах обучения в вузе.

Проанализировав уровень подготовки выпускников колледжа, решивших продолжить свое образования в ФГБОУ ВПО «РГУТиС», мы выявили, что они имеют четкое представление о будущей профессиональной деятельности; на протяжении всего периода обучения в вузе они составляют, как правило, интеллектуальное ядро студенческих групп; обладают личностно ориентированной установкой на качественное получение знаний; показывают достаточно высокий уровень успеваемости и самый низкий процент отчислений; являются победителями вузовских олимпиад и конференций российского уровня, чаще других становятся стипендиатами различных фоццов, что влечет повышенную востребованность таких выпускников на рынке труда.

Таким образом, профессиональное образование студентов - будущих менеджеров туризма отвечает потребностям страны и региона, является составной частью целостной образовательной системы. В качестве перспективных направлений дальнейшего исследования проблемы можно отнести: совершенствование педагогической деятельности за счет

включения в нее специалистов курортно-туристского комплекса, потенциальных работодателей, менеджеров по управлению; налаживание стратегического взаимодействия вуза, колледжа с предприятиями -социальными партнерами: гостиницами, санаториями, туристскими фирмами, СМИ, рекламными агентствами, учреждениями образования других регионов.

Примечания

1. Зорин И. В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие. М. : Советский спорт, 2000. 224 с. 2. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998. 3. Маринин М. М. Туристский бизнес и государство // Актуальные проблемы туризма 2001. 4. Концепция развития туризма. М. : РИБ «Турист», 2001. С. 55-60. 5. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. 640 с.

Статья поступила в редакцию 12.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.