ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ГЕОГРАФИЯ, БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ)
УДК 378:37.01/.09:004+338.48:008
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА
Т.В. ЗУБЕХИНА
ЧВУЗ «Академия рекреационных технологий», г. Луцк, Украина
Для Украины проблема совершенствования системы подготовки кадров для сферы туризма имеет особое значение в связи с тем, что активное развитие внутреннего и въездного туризма на современном этапе требует наличия специалистов высокой квалификации. Темпы роста рынка туристических услуг в Украине за последние годы резко возросли, и сегодня спрос на профессионально подготовленные кадры превышает предложение. Причем основная проблема заключается не в недостаточном количестве выпускников профильных учебных заведений, а в уровне их подготовки. Система подготовки специалистов сферы туризма находится на стадии становления и предусматривает решение многих важных задач, которые связаны с многоплановостью туристической отрасли и полидисциплинарной структурой туристического образования. Эта система должна быть гибкой, мобильной, чтобы в короткие сроки реагировать на любые изменения туристического рынка, чтобы стать одной из самых прибыльных отраслей национальной экономики. Система подготовки специалистов для сферы туризма должна также базироваться на новейших приоритетах и принципах современного профессионального образования, используя его общие закономерности и учитывая при этом местные особенности тех регионов, для которых осуществляется подготовка специалистов.
Важной составляющей подготовки студентов, в том числе студентов-туристов, является формирование информационной культуры личности. В современных психолого-педагогических исследованиях этой проблеме уделяется значительное внимание. В частности, вопрос определения сути информационной культуры и ее места в образовании изучали В.П. Андрущенко, А.А. Веряев, Л.В. Гуперський, Н.Б. Крылова, В.М. Розин, И.К. Шалаев и др. Вместе с тем работы Л.Г. Агафоновой, С.И. Байлик, М.П. Мальской, С.В. Мельниченко, А.П. Олейник, В.В. Худо, направленные на исследование теоретических аспектов проблемы, не учитывают особенности профессиональной деятельности в сфере туризма и специфику практической профессиональной подготовки бакалавров по туризму.
Цель статьи - научно обосновать роль практической подготовки бакалавров по туризму в формировании информационной культуры.
Туристическое образование в Украине - сравнительно новое направление в сфере высшего образования. Существующая до этого времени система подготовки специалистов по туризму была, прежде всего, связана с повышением их квалификации. Однако без фундаментального образования повышение квалификации не решает кадровых проблем туристических предприятий. В связи с этим возникают противоречия между потребностями туристической отрасли в высококвалифицированных специалистах и реалиями их подготовки в Украине. Разрешение таких противоречий активизирует вопросы анализа современных проблем профессиональной практической подготовки будущих специалистов по туризму в высших учебных заведениях Украины.
В таких условиях существенно повышаются требования к формированию определенных личностных качеств будущих специалистов сферы туризма, таких как профессионализм, ответственность, инициативность, коммуникабельность, креативность, нравственность и т.п.
В то же время, как отмечает С. П. Фокин, новые проблемы поднимает глобализация: увеличение туристских потоков в объединенной Европе предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристической деятельности во всех странах-членах Европейского Союза, то есть
знание языка, культуры, экономики, правовой системы стран-партнеров, соблюдение единых технологических и гуманитарных норм. Учитывая стремление Украины присоединится к Европейскому Союзу, содержание национального профессионального туристического образования должно соответствовать тенденциям дальнейшего развития отечественного туризма на уровне европейских стран. По мнению ученого, это обеспечивается корпоративностью профессионального туристического образования, когда в процессе обучения формируются будущие корпоративные связи (технологические стандарты гостиничных и туристских цепочек, франшизные отношения, нормы лицензирования и сертификации и т.д.) [5].
Одной из проблем туристического образования в Украине, по мнению Г. Черния, является отсутствие в нем системности и единства, что без надлежащей материальной базы приводит к неконкурентоспособности украинского образования в сфере туризма и обслуживания на мировом рынке [7, с.545-547].
Главную проблему в подготовке специалистов по туризму В. Е. Егоров видит в чрезмерной академичности профильного высшего образования при очевидном недостатке практических навыков и знаний у выпускников; сектор подготовки специалистов по туризму не соответствует нуждам туристической индустрии как в количественном, так и в качественном отношении [2, с. 14].
К проблемам сферы туризма Я. Л. Казарницкова относит низкий уровень услуг из-за непрофессиональности кадров. Туристическим учреждениям не хватает хорошо подготовленных специалистов, которые бы умели использовать полученные теоретические знания на практике. Исследовательница полагает, что только специалист с высоким уровнем профессионализма сможет быть конкурентоспособным на туристическом рынке, способным к активной работе, постоянному самоусовершенствованию, глубокому анализу рыночной ситуации. В качестве источника профессиональной подготовки, обновления знаний и переподготовки кадров важно систематически учитывать тенденции, которые возникают на рынке труда, а также в сферах экономики, права, гостиничного хозяйства, менеджмента и т.д. [3].
В основе формирования содержания профессионального туристического образования, по мнению В. К. Федорченко, лежит интегративная личностно ориентированная парадигма образования и общепедагогичсекие принципы: содержательно-структурный принцип построения системы непрерывного профессионального образования; принцип многоуровневой профессиональной образовательной программы, который предполагает подготовку кадров на основе различных образовательных и образовательно-квалификационных уровней и степеней; принцип дополнительного последипломного профессионального обучения; принцип маневренности образовательно-профессиональных программ, возможности получения параллельного профессионального образования; принцип индивидуализации профессионального образования; принцип ступенчатости профессиональных образовательных программ; принцип интеграции образовательных структур, создание учебных научно-производственных комплексов, ассоциаций учебных заведений разных уровней аккредитации одного профессионального направления; принцип системности и последовательности как общединамический принцип оформления профессионального туристического образования [4, с.5-9].
М. Б. Черезова считает, что современная система профессионального обучения студентов-туристов сосредоточена на создании фундамента для становления студента как будущего профессионала, которому свойственны компетентность, высокая духовная культура, мобильность, умение свободно ориетироваться в новейших достижениях теоретической науки и практики, высокий уровень развития морально-этических качеств и профессиональной этики [6].
Сегодня профессиональная подготовка специалистов по туризму, подчеркивает К.С. Воронова, как никакая другая отрасль профессионального образования, требует теоретического осмысления системной связи между идеями педагогических наук и путями усовершенствования практической туристической подготовки. Современный вуз стремится к более выраженной свободе действий в процессе предоставления образовательных услуг. На этом фоне возникает столкновение интересов: точное соблюдения стандартов и учебных планов, с одной стороны, и индивидуализация учебного процесса, с другой [1].
По нашему мнению, наиболее перспективными средствами повышения качества профессиональной подготовки специалистов по туризму являются:
- практически-ориентированный подход к обучению, который обеспечивает использование предпринимательской базы специальности;
- погружение в производственную среду на базе высшего учебного заведения в специализированных кабинетах и лабораториях;
- привлечение специалистов-практиков к преподаванию основных профильных дисциплин;
- необходимость связей практики с профессионально-ориентированными учебными дисциплинами;
- создание информационной базы специальности, которая соответствует современным требованиям.
К основным требованиям, предъявляемым к современному специалисту по туризму рынком туристической индустрии, относим следующие: профессиональная компетентность, высокий уровень подготовки в сфере менеджмента, осведомленность в теоретических вопросах туризма и экономики, умение самостоятельно и оперативно принимать правильные решения, учитывая инновационные процессы и новейшие тенденции развития бизнеса; отношение работника к делу, его личная ответственность, умение работать в коллективе, исполнять дополнительные функции по собственной инициативе, гибкость в понимании своих функциональных обязанностей, участие в принятии решений, готовность к переменам, осведомленность в информационных потоках и тому подобное.
Подчеркнем, что специфические особенности создания и реализации туристических услуг (большое количество участников и их значительная географическая разъединенность, разветвленная система отношений субъектов туристического рынка, территориальная дифференциация туристического продукта, отдаленность места реализации туристических услуг от места их получения) обусловливают необходимость повышения уровня обеспечения туристической сферы современными информационными технологиями.
Важную роль в формировании информационной культуры специалиста играют также стандарты, квалификационные требования и характеристики. Анализируя квалификационные характеристики специалиста сферы туризма важно определить те особенности, которые отличают их структуру и содержание от других. Это поможет создать модель современного специалиста сферы туризма.
С целью развития необходимых профессиональных и личных качеств, углубления и проверки теоретических знаний, формирования информационной культуры, профессиональных умений и навыков, студенты проходят производственную практику (на четвертом курсе). Производственная студенческая практика - неотъемлемая часть учебного процесса, эффективная форма закрепления знаний, полученных при изучении фундаментальных дисциплин. В то же время практика является подготовительной базой для изучения профильных дисциплин. Производственная практика проводится на оборудованных соответствующим образом базах учебных заведений - туристических предприятиях, для получения необходимой суммы практических знаний и умений применять информационные технологии в профессиональной деятельности.
Во время производственной практики особое внимание уделяется современным методам организации и автоматизации технологических и бизнес-процессов, работе современных автоматизированных систем бронирования и резервирования, возможностям Интернет-рекламы для продвижения турпродукта и э-коммерции, методам управления технологическими процессами на туристическом предприятии и приобретению навыков управленческой деятельности, углублению знаний по теоретическим дисциплинам.
Целью производственной практики является изучение производственной деятельности туристических предприятий; налаживание сотрудничества с поставщиками туристических услуг; документное оформление туров; приобретение практических навыков работы по бронированию туров; практическое применение умений работать с клиентами-туристами; закрепление теоретических знаний.
Достижение цели предполагает практическое решение ряда задач:
- ознакомиться с организационной и производственной структурой туристического предприятия;
- ознакомиться с компьютерным обеспечением туристического предприятия;
- овладеть знаниями про возможности Интернет-технологий при разработке туристического продукта;
- овладеть навыками процессов сбора, хранения, обработки, передачи и использования туристической информации с помощью Интернет-ресурсов;
- научиться пользоваться системой бронирования и резервирования;
- овладеть техникой общения с клиентом-туристом лично и в режиме он-лайн;
- усовершенствовать знания про визовый режим стран и их инфраструктурную базу;
- научиться самостоятельно разрабатывать и организовывать транспортные поездки.
Производственная практика студентов проводится непосредственно на туристических предприятиях г. Луцк, в частности на ЧП «Мир путешествий», ТА «Море туров», ТА «Первое туристическое агентство», ГП «Луцкое бюро путешествий и экскурсий», ЧАО «Волыньтурист», а также в гостиничном комплексе «Виктория » (с. Воловец, Закарпатская обл.).
Во время производственной практики студенты получают электронные индивидуальные задания:
- разработать детскую автобусную экскурсию по определенному маршруту, собрать путевую информацию, документно оформить экскурсию;
- составить схему и документально оформить индивидуальный тур на остров Санторини;
- разработать экскурсионный маршрут по «Старому городу» Луцка и электронный «портфель экскурсовода» по городу;
- используя электронные и спутниковые карты, разработать пешеходный маршрут в пределах области;
- разработать слайд-шоу на тему «Необычные и экстремальные отели планеты»;
- разработать экскурсионный маршрут «Луцк-Житомир-Винница-Умань», подготовить фильм или презентацию про этот маршрут;
- провести исследование на тему «Самый дорогие отели мира» и подготовить презентацию;
- подготовить презентацию или фильм о туристических достопримечательностях исторической Волыни;
- с помощью поисковых систем описать экзотические отели мира, составить их рейтинг и подготовить фильм или фотопрезентацию;
- проанализоровать Карпатский туристический регион Украины и представить в виде мультимедийной презентации или фильма;
- используя туристические форумы и сообщества, сделать анализ наиболее популярных среди украинцев курортов, представить фильмом или презентацией.
По окончании производственной практики студенты отчитываются о выполнении программы и индивидуального задания. Форма отчетности студента за практику - это представление письменного отчета, подписанного самим студентом и руководителем базы практики, а также оформленного надлежащим образом дневника с необходимыми подписями и печатями от учебного заведения и от предприятия. Письменный отчет вместе с дневником подаются на рецензирование руководителю практики, назначенному кафедрой.
Отчет должен иметь четкую структуру, логическую последовательность аргументов, правильное оформление. Он должен содержать сведения о выполнении студентом всех разделов программы практики и индивидуального задания с обоснованными выводами и рекомендациями, отражать опыт организационной работы по вопросам экскурсионной деятельности, список использованной литературы и другие необходимые ведомости.
Таким образом, производственная практика является связующим звеном между обучением и самостоятельной работой студентов. Производственная практика, предполагающая творческую работу с использованием современных информационных технологий, позволяет студентам овладеть актуальными навыками и умениями, применить знания, приобретенные в процессе обучения, развить эстетический вкус. Работа на туристических предприятиях учит студентов самостоятельно принимать решения, позволяет усовершенствовать навыки организаторской работы в коллективе, повысить свой культурный уровень, в целом, и информационно-культурный, в частности.
Список цитированных источников
1. Воронова, К.С. Професшна тдготовка фаивщв в галузi туризму в рамках осв^шх стандарив третього поколшня [Електронний ресурс] / К.С. Воронова. - Режим доступа : http: //www .confcontact.com. - Заголовок с экрана.
2. Егоров, В.Е. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма: инновационный подход к их решению / В.Е. Егоров // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 16-19.
3. Казарницькова, Я.Л. Модель сучасного фахiвця туристично! шдустри та його професшна компетентнють [Електронний ресурс] / Я.Л. Казарницькова. - Режим доступа : nvd.luguniv.edu.ua/archiv. - Заголовок с экрана.
4. Федорченко, В.К. Теоретичш та методолопчш засади шдготовки фахiвцiв для сфери туризму / В.К. Федорченко. - Кшв : Вид. дiм «Слово», 2004. - С.5-9.
5. Фокин, С.П. Педагогические аспекты подготовки специалистов туризма в высших учебных заведениях Украины / С.П. Фокин, О.Н. Гаевая // Институт международных отношений Национального авиационного университета. - 2013. - С. 154-158.
6. Черезова, М.В. Формування культури спшкування майбутшх фахiвцiв сфери туризму у нав-чально-виховному процес коледжу/ М.В. Черезова. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://tourlib.net/statti_ukr/cherezova2.htm. - Заголовок с экрана.
7. Чернш, Г.В. Досвщ шдготовки майбутшх фахiвцiв туристично! сфери в Укра1ш та свт / Г.В. Чернш. - Зб. наук. пр. - Ки!в : Тонар, 2009. - С.545-547.
PRACTICAL EXPERIENCE OF FORMATION INFORMATION CULTURE
AT BACHELORS OF TOURISM
T. V. ZUBEKHINA Summary
Tourism education in Ukraine is a comparatively new direction in the field of higher education. The hitherto existing system of tourism specialists training has been associated first of all with their skills increasing, but such measures do not solve the staff problem without fundamental education. So there are contradictions between tourism area needs in professional specialists and other realities of their training in Ukraine. Their solving intensifies items of analysis of current problems of professional practical training of future tourism specialists in higher educational establishments of Ukraine.
Статья поступила 4 октября 2016г.