Научная статья на тему 'Образовательные проблемы студентов колледжа по туризму'

Образовательные проблемы студентов колледжа по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / профессиональная реализация / карьерное развитие / professional training / professional realization / career development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недкова Антонина Стоянова

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с формированиемпрофессиональных компетентностей будущих специалистов в сфере туристическогообслуживания и услуг. Основной акцент ставится на получении качественногоиндивидуально-личностного образования учащимися, а также на повторное открытиеновых перспективных возможностей для профессиональной реализации и карьерногоразвития в различных секторах индустрии туризма. Автором представлена сущностьучебно-производственной практики, выявлена ее значимая роль в профессиональнойподготовке учащихся по специальности «Организация и технология туристическогообслуживания» в Колледже по туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROBLEMS OF STUDENTS AT THE COLLEGE OF TOURISM

The article considers the formation of professional competence of the future experts in tourism and services as the current challenge. Receiving of quality individual and personal education, as well as the re-opening of new promising opportunities for professional realization and career development in different sectors of the tourism industry, are specially accented in the article. The essence of training and production practices is presented, its significant role in the training of students on the specialty "Organization and technology of tourism service" at the College of Tourism is revealed.

Текст научной работы на тему «Образовательные проблемы студентов колледжа по туризму»

стр. 177 из 184

ОБЗОРЫ

УДК 37.01

DOI: 10.12737/16096

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПО ТУРИЗМУ

Недкова Антонина Стоянова, доктор по педагогике,

Университет имени профессора Асена Златарова, Колледж по туризму,

redkollegiamgus@mail.ru

г. Бургас, Болгария

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с формированием профессиональных компетентностей будущих специалистов в сфере туристического обслуживания и услуг. Основной акцент ставится на получении качественного индивидуально-личностного образования учащимися, а также на повторное открытие новых перспективных возможностей для профессиональной реализации и карьерного развития в различных секторах индустрии туризма. Автором представлена сущность учебно-производственной практики, выявлена ее значимая роль в профессиональной подготовке учащихся по специальности «Организация и технология туристического обслуживания» в Колледже по туризму.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная реализация, карьерное развитие

В современных учебных планах и образовательных программах в колледжах по туризму заложены основы профессионального обучения формированию индивидуальноличностных качеств учащихся, овладение трудовыми навыками, накопление практического опыта. В профессиональную подготовку студентов Колледжа по туризму входит получение специфических теоретических знаний, овладение практическими профессиональными умениями, формирование навыков в профилированной

специальности. В проведенном лекционном курсе обучения будущие туристические кадры получают углубленные знания по дисциплине «Технология туристического обслуживания в гостинице и ресторане», знакомятся с методологией производства конкретных туристических услуг и практических видов деятельности, со средствами и технологией эффективности продаж разнообразных туристических услуг, а также с организацией конференц-обслуживания в гостинице. Студенты изучают такие учебные дисциплины, как «Технология кулинарной продукции», «Технологическое оснащение гостиницы и ресторана», «Товароведение продуктов питания», «Бухгалтерский учет», «Анимация» и т.д. Обучение надстраивается изучением свободно выбираемых дисциплин,

стр. 178 из 184

среди которых можно указать на следующие: «Обслуживание по протоколу», «Забота о клиенте», «Хорошие производственные практики», «Организация и обслуживание в гостинице и ресторане», «Быт и традиции», «Кеттеринг», «Сомельерство», «Барменство» и т. д.

Студентам необходимы углубленные знания и овладение практическими умениями применения автоматизированных систем в управлении действующими туристическими предприятиями. Обслуживание потребителей туристических услуг сегодня требует от персонала высокого профессионализма. Современный специалист должен углубленно и систематизированно изучать технологию обслуживания, а также овладевать знаниями и умениями, связанными с финансовыми механизмами управления и функционирования туристических организаций. Будущий профессионал должен иметь более широкие представления о туристической отрасли, ему необходимо знать её прошлое, следует реализовывать её настоящее и уметь определять перспективные направления её развития в будущем. Специфика турбизнеса состоит в качественном обслуживании потребителей и выполнении связанных с ним профессионально-производственных видов деятельности. В реальной практике обслуживающий персонал должен проявлять ряд социальнокоммуникативных качеств, таких как вежливость, учтивость, доброжелательность, общительность. С нашей точки зрения, высокий уровень профессиональной подготовки специалиста в сфере туристического обслуживания и услуг определяется не только его индивидуально-личностными качествами, но и организацией учебно-воспитательного процесса. Особенно значимыми для профессиональной подготовки учащихся к их реализации в различных секторах туристической индустрии считаются практическое обучение в специализированных кабинетах и учебно-производственная практика.

Практическое занятие является формой организации в образовательном процессе, несет обучающий характер, направленный на формирование определенных практических умений и трудовых навыков. Практическое занятие - связующее звено между самостоятельно теоретически усвоенной учащимся научной дисциплиной и её применением на практике. Значимость практического занятия состоит в том, что на нём осуществляется оперативная обратная связь и вносятся необходимые коррективы. Практическое занятие развивает умения самостоятельного и творческого мышления, поиска альтернативных решений проблемы в нестандартных ситуациях. В. Гюрова [3] определяет следующие образовательные вклады, которые студенты получают в процессе своей профессиональной подготовки:

стр. 179 из 184

— переосмысление практического применения учебного содержания на лекционных занятиях;

— развитие умений решать проблемы, раскрывать причинно-следственные связи, принимать обоснованные решения, воспринимать концептуальные теоретические знания и находить им применение;

— овладение практическими умениями использования профессиональных техник и методов критического мышления;

— обеспечение условий полноценного общения и социальных коммуникаций;

— создание условий для удовлетворения индивидуальных особенностей учащихся, развития креативности;

— овладение способами и умениями учебы, характерными для взрослых, связанными с чувством личной ответственности к собственной учебе.

Организация и проведение практических занятий протекает в следующей последовательности:

— планирование и подготовка практических занятий;

— организация студенческой группы;

— проведение практического занятия: распределение учебных задач, групповая или индивидуальная работа для их решения, текущий контроль, обобщение достигнутых результатов, оценка и коррективы преподавателем.

Производственная практика - «внеаудиторная» специфическая форма обучения, тесно связанная с изучаемыми учебными дисциплинами. Обучаемые применяют на практике усвоенные практические умения в реальной рабочей среде. Основной целью является применение теоретических знаний, закрепление трудовых профессиональных навыков, накопление богатого практического опыта. Производственная практика обладает следующими дидактическими характеристиками:

— проводится в реальных условиях профессиональной деятельности;

— закрепляет профессиональные и коммуникативные умения;

— ставит высокие требования к профессиональной компетенции и личностным качествам обучаемых;

— осуществляет системный и целенаправленный мониторинг и персональную оценку каждого обучающегося;

стр. 180 из 184

— предполагает преодоление многих трудностей в организации и планировании, а также на каждом этапе ее реализации.

Производственная практика оптимизирует практическую подготовку учащихся, выраженную в следующих профессиональных направлениях:

— изучение условий на рабочих местах разных должностных лиц, связанных с подготовкой и организацией обслуживания в гостиницах и в заведениях общественного питания и развлечений;

— участие в производстве и реализация кулинарной продукции;

— контроль организации и управления туристическим объектом.

На производственной практике учащиеся повышают свою профессиональную квалификацию и подготовку, выражающуюся в следующем:

— расширение и закрепление основных теоретических знаний;

— закрепление и развитие профессиональных практических умений и трудовых навыков;

— овладение навыками самостоятельного и в команде выполнения оперативных функций;

— отработка умений в обработке отчетной бухгалтерской информации с помощью автоматизированных систем управления.

Производственная практика обеспечивает каждому учащемуся возможность: закрепления своих теоретических познаний в действующих туристических организациях; создания подходящих условий для реализации связанных с этими познаниями профессиональных умений и трудовых навыков; поддержки целостной личности специалиста в её профессиональном формировании и самоутверждения; содействия развитию профессиональных интересов и мотивации учащихся к выбранной профилированной специальности.

Учебно-производственная практика является незаменимым элементом образования и воспитания студентов, включая их в активную творческую деятельность, а также школой социальной и профессиональной адаптации к реальным и стрессовым ситуациям в профессиональной деятельности и в жизни современного общества. Она не только знакомит со спецификой турдеятельности и обслуживания, которые сопутствуют профессиональной подготовке учащихся, но при хорошей организации оставляет глубокие следы в последующей реализации будущих специалистов. В принципе, у нее

стр. 181 из 184

творческий, ищущий и развивающий характер. В ее основе лежит специфическое профессиональное общение.

При проведении производственной практики студенты должны [4]:

— соблюдать внутренние правила в соответствии с действующими нормами трудового законодательства;

— соблюдать требования к охране труда и рабочему режиму, действующему в данной туристической организации;

— нести ответственность за выполнение порученной работы и ее результаты;

— выполнять конкретные виды работы сообразно рабочим местам для учебной практики;

— составить отчет в соответствии с требованиями учебной организации в указанные

сроки.

Директор туристического объекта обязан:

— ознакомиться с содержанием производственной практики и способствовать ее выполнению предоставлением подходящих рабочих мест;

— ознакомить студентов с внутренними правилами;

— предоставить максимальную информацию, необходимую для выполнения заданий производственной практики;

— при необходимости вводить коррективы в содержание и организацию выполнения производственной практики;

— давать отзывы о студентах и оценивать их работу за отчетный период производственной практики.

При «Защите производственной практики» студентам необходимо ответить на следующие профессиональные вопросы.

Каковы профессиональные обязанности (должностная характеристика)

специалиста по организации и обслуживанию в туристическом объекте?

Какие знания, умения и навыки необходимы специалисту и менеджеру?

Каковы права специалиста и менеджера?

Как планируется работа специалиста?

Формы поощрения работы специалиста?

Повышение квалификации специалиста.

Программные продукты, используемые в работе специалиста и менеджера в туристическом обслуживании и услугах.

стр. 182 из 184

Стратегии обслуживания различных видов клиентов.

Качество обслуживания клиентов и способы регулирования.

Профессионально-квалификационная характеристика туристического объекта.

Организация работы на туристическом объекте.

Коммуникативные технологии обслуживающего персонала с потребителями туристических услуг.

Учебно-производственная практика является важным и значимым этапом профессионального формирования студентов путем осуществления туристической деятельности и предоставления услуг в реальных условиях. С учётом специфических требований туристического обслуживания особое значение имеет творческое воплощение этих требований в реальной производственной деятельности. Текущий контроль данного процесса и своевременные оценки являются обязанностью преподавателя совместно с руководителем конкретной туристической организации. Производственная практика открывает новые перспективы и образовательные возможности для студентов в будущей профессиональной реализации [5]. Обучающиеся впервые применяют свои знания о структуре, функциях и специфике различных организаций, занимающихся туристической деятельностью [2], закрепляют умения и навыки, являющиеся специфическими для туристической деятельности и услуг, а также знакомятся с современными технологиями и коммуникациями в этих видах деятельности. Во время учебных и производственных практик студенты анализируют и учатся применять новые информационные и социальные технологии при принятии управленческих и прочих решений в туристической деятельности, прилагают усилия по редуцированию старых коммуникативных практик и формированию современных умений общения на рынке туристического обслуживания. Практикующие в туристической деятельности студенты лучше понимают суть и социальную значимость своей будущей профессии, осознают её место в целостной деятельности общества. Они изучают нормативно-правовые положения и документы, которые регулируют основные виды деятельности туристического предприятия, реализуют законные права, соблюдают запреты, несут ответственность в конкретных условиях выполнения туристических услуг [5]. При этом практикующие студенты неизменно используют различные софтверные продукты и компьютерные технологии, обогащают свои умения самостоятельно открывать всё новые и новые возможности использования информационных технологий для самопознания и самоконтроля.

стр. 183 из 184

Литература

1. Ветров Ю.В., Клушина Н.Н. Организация производственных практик в вузах. -М., 2006. - 159 с.

2. Годник С.М. Производственная практика. - М.: Академия, 2004. - 148 с.

3. Гюрова В. Методическое руководство для обучения взрослых. Проект по программе Фар. Профессиональная квалификация, 2006

4. Жуков А.А. Технология и организация операторских и агентских услуг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Туризм». - М.: Академия, 2011. - 208 с.

5. Недкова А. Производственная практика в образовании в колледжах по туризму: материалы Международной научной конференции «Образование, наука, экономика и технологии» (25-26.06.2015). - Б., ФОН, 2015.

EDUCATIONAL PROBLEMS OF STUDENTS AT THE COLLEGE OF TOURISM

Antonina Nedkova, PhD (Dr.Sc.) in Pedagogics, redkollegiamgus@mail.ru University "Prof, d-r Asen Zlatarov", College of Tourism

Burgas, Bulgaria

The article considers the formation of professional competence of the future experts in tourism and services as the current challenge. Receiving of quality individual and personal education, as well as the re-opening of new promising opportunities for professional realization and career development in different sectors of the tourism industry, are specially accented in the article. The essence of training and production practices is presented, its significant role in the training of students on the specialty "Organization and technology of tourism service" at the College of Tourism is revealed.

Keywords: professional training, professional realization, career development

References

1. Vetrov Ju.V., Klushina N.N. Organizacija proizvodstvennyh praktik v vuzah [Organization of practical training at universities]. Мoscow, 2006. 159 p.

2. Godnik S.M. Proizvodstvennaja praktika [Production practice]. Мoscow: Akademia, 2004. 148 p.

3. Gjurova V. Metodicheskoe rukovodstvo dlja obuchenija vzroslyh. Proekt po programme Far. Professional'naja kvalifikacija [Methodological guidance for adult education. The project on Phare program. Professional qualifications]. 2006.

4. Zhukov A.A. Tehnologija i organizacija operatorskih i agentskih uslug: uchebnik dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po napravleniju «Turizm» [Technology and organization of

стр. 184 из 184

operators and agency services: a textbook for students, studying at specialties “Tourism”]. Moscow: Akademia, 2011. 208 p.

5. Nedkova A. Proizvodstvennaja praktika v obrazovanii v kolledzhah po turizmu [Production practice in education at college of tourism] / Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Obrazovanie, nauka, ekonomika i tehnologii» [Education, science, economics and technology]. B., FON, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.