УДК 37.014 ББК 74.023 X 16
М.М. Хакунова
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего лабораторией мониторинга состояния здоровья Адыгейского государственного университета E-mail: [email protected]
Р.А. Ахтаов
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ -СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
( Рецензирована )
Аннотация. На современном этане происходит модернизация многих социальных институтов, и в первую очередь, системы образования. В связи с этим одной из основных задач, наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования у выпускника общеобразовательного учреждения определенных компетенций. Владение компетенциями - это то, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов в жизни, как может использовать сформированные компетенции в различных жизненно важных ситуациях, а также высказывать суждения, аргументации и делать выводы.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, образование знания, личность, коммуникация, образовательное пространство.
М.М. Khakunova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of Laboratory of Monitoring of the State of Health, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
R.A. Akhtaov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Social Technologies and Tourism, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION -THE SOCIAL ORDER OF THE RUSSIAN MODERN
SOCIETY
Abstract. The present stage is noted for a modernization of many social institutes, and first of all, education system. In this regard one of the major challenges, along with formation of harmoniously developed person, is the formation at the graduate of educational institution of definite competences. Possession of competences means what he can do, what skills he acquired, to what he is ready in life, how he can use the created competences in various vital situations, state judgments, arguments and draw conclusions.
Keywords: competence, competency, formation of knowledge, person, communication, educational space.
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник общеобразовательного учреждения. Сегодня такой подход оказался недостаточным. В Федеральном законе «Об Образовании», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 г., говорится: «Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [4].
Социуму нужны выпускники общеобразовательных учреждений, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. А это во многом зависит как от полученных знаний, умений и навыков, так и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в современную образовательную среду требует изменения содержания и методов образования, которыми должны овладеть обучающиеся к окончанию образования и при изучении отдельных дисциплин.
В материалах модернизации образования провозглашается ком-петентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. В стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций в интеллектуальной,
правовой, информационной и других сферах» [9].
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность», при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [8].
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. В этом подходе понимание знания как наращивания суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях [8].
Б.Д. Эльконин пишет: «Мы отказались не от знания как культурного «предмета», а от определенной формы знаний (знания «на всякий случай», то есть сведения). Что такое знание в нашем подходе? Что такое понятие?
1. Знание - это не сведения.
2. Знание - средство преобразования ситуации.
3. Если знание - средство мысленного преобразования ситуации, тогда это понятие. Мы пытаемся строить понятия так, чтобы они
стали средствами преобразования ситуаций действия» [12].
В.П. Зинченко противопоставляет знание и информацию: «Информация захлестнула человечество. Не избежало этой участи и образование, которое все чаще строится по типу «шведского стола знаний» (выражение Э. Фромма). Сплошь и рядом происходит смешение подлинного понимания, эрудированности и информированности. Грани между ними все больше размываются, как и грани между знанием и информацией [2].
Прообраз современных представлений компетентностного подхода - это продолжение идеи общего и личностного развития, сформулированной в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. В этой связи компетенции рассматриваются как интегрирующие традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения [8].
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций. Этот наработанный комплекс компетенций сформирует потенциал выпускника на выживание и устойчивую жизнедеятельность в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. Усиление внимания к данному понятию обусловлено тенденцией к обновлению образования, его приближению к заказу социума [2].
В научно-методической литературе [5; 6; 10] выделены традиционные характеристики компетенций, но чаще понимается интегральное
качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности: «Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению» [8].
Понятие компетентности шире понятий знания, умения и навыка, оно включает их в себя. Следовательно, понятие компетентности будет объединять не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д. Таким образом, центральный аспект компетенции - способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта, отношений и т.д. [8].
Различаются три основных типа компетенций:
1. Профессиональные компетенции, относящиеся к сфере профессиональной деятельности.
2. Сквозные/«мобильные» компетенции, относящиеся к социальным, коммуникативным, методическим и иным компетенциям, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и сфер деятельности.
3. Ключевые компетенции, которые дополняют традиционные ключевые умения и необходимы для:
- получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям;
- адаптации к изменяющейся ситуации собственного профессионального и карьерного роста и
повышения собственной трудовой и экономической мобильности посредством обучения в течение всей жизни [3; 8].
Но ключевые компетентности не могут быть определены произвольными решениями относительно какого-то персонального качества. Необходимо, чтобы компетентности в образовательной среде обеспечивали развитие не только личности, но и общества. Успешная жизнь индивидуума и хорошо функционирующее общество - вот в конечном итоге то, что должны обеспечивать компетентности членов общества по направлениям:
- быть способным к обучению;
- быть активным гражданином сообщества;
- уметь найти работу;
- адаптироваться к изменяющимся технологиям [1].
Ключевые компетенции необходимы для эффективного участия выпускников школ в социальной и экономической жизни, и именно эти компетенции должны определять основу обучения в течение всей жизни. Начинать формировать их следует на самых ранних этапах жизни ребенка и постепенно содержательно усложнять, углублять или расширять эти компетенции. Они охватывают несколько основных категорий:
- традиционные базовые умения и умения в области информационно-коммуникационных технологий;
- интеллектуальные (аналитические, способность к инновационной деятельности, умение учиться);
- социальные и межличностные (необходимые для общения, принятия решений, работы в команде, адаптивности, принятия ответственности);
- предпринимательские (творчество, инновационность, умение идти на обоснованный риск, умения в области организации самозанятости) [1].
Таким образом, к новым ключевым компетенциям относятся:
- грамота и счет;
- использование теоретических знаний в практических целях;
- умение учиться;
- умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;
- умение сотрудничать и работать в команде;
- умение решать проблемы;
- ответственность за собственное обучение;
- коммуникативные умения, включая умение активно слушать, умение общаться на иностранном языке;
- ответственность за качество труда и обучения;
- предпринимательские умения, в том числе инициативность, творчество и т.д.
Содержание компетентностей можно рассматривать как социальный заказ современного российского общества на формирование личности, которая в современных условиях должна уметь: изучать, искать, думать, сотрудничать, включаться, адаптироваться.
Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе.
Основными параметрами личностного развития можно считать ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности [1].
Хуторской определил следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами
обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сферах, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках данных компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности [11].
Этот состав ключевых супер-компетентностей содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования.
Как психологическая характеристика, понятие компетентности включает не только когнитивную и операционно-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.
Компетентности формируются в процессе обучения не только в образовательном учреждении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компе-тентностного подхода зависит от общей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (минимальный, продвинутый, высокий) [8].
Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.
Ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки:
1. Многофункциональность. Компетентности относятся к клю-
чевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения сложных задач в различных ситуациях.
2. Надпредметность и междис-циплинарность, возможность применения в различных ситуациях не только в процессе обучения, но и в работе, в семье, в политической сфере и т.д.
3. Требуют значительного интеллектуального развития - абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
4. Многомерность: компетенции включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.) [7].
Все компетентности требуют различных типов действия (автономного и рефлексивного), используют различные средства интерактивно.
Знания, лежащие в структуре опыта мертвым грузом, не будучи сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности.
Таким образом, компетентност-ный подход является усилением прикладного, практического характера всего образования (в том числе и предметного обучения). Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отставного эффекта» образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Примечания:
1. Андреев A.JI. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства образования // Вестник Российской Академии наук. 2010. Т. 80, № 2. С. 99-106.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 26.
3. Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста // Грани познания. 2012. № 3 (17). С. 39-42.
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) // СПС КонсультантПлюс. М., 2016.
5. Инновационно-компетентностная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, И.А. Мазаева [и др.]; под науч. ред. И.А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 112 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М., 2002.
7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.
8. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев [и др.]. Омск: Омскбланкиздат, 2012. 210 с.
9. Леднев B.C., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.
10. Равен Д.Ж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-центр, 2002.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm
12. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. Красноярск, 2002.
References:
1. Andreev A.L. Innovative way of development of Russia in the context of global space of education // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2010. Vol. 80, No. 2. P. 99-106.
2. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competence model: from the idea to the educational program // Pedagogy. 2003. No. 10. P. 26.
3. Demkina E.V. Pedagogical principles and laws as basic methodological guidelines in the vocational education of the future expert // Edges of knowledge. 2012. No. 3 (17). P. 39-42.
4. On Education in the Russian Federation: the Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (ed. of 07.03.2016) // SPS ConsultantPlus. M., 2016.
5. Innovation and Competence program on the subject: the experience of projecting / I.A. Zimnyaya, M.D. Laptev, I.A. Mazaeva [et al.]; under the scient. ed. of I.A. Zimnyaya. M.: Research center of the problems of quality of experts' training, 2008. 112 pp.
6. Zimnyaya I.A. Educational Psychology / I.A. Zimnyaya. M., 2002.
7. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Competence approach in education. Problems, concepts, tools. M.: APK and PRO, 2003. 101 pp.
8. Competence approach in the educational process: a monograph / A.E. Fyodorov, S.E. Metelev, A.A. Solovyov [et al.]. Omsk: Omskblankizdat, 2012. 210 pp.
9. Lednev V.S., Nikandrov N.D., Ryzhakov M.V. State educational standards in the system of general education: theory and practice. M., 2002.
10. Raven J.C. Competence in modern society. M.: Kogito Center, 2002.
11. Khutorsky A.V. Key competencies and education standards // Eidos Internet journal. 2006. April, 23. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
12. Elkonin D.B. The concept of competence with the position of developmental education. Krasnoyarsk, 2002.