Научная статья на тему 'Проблемы модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования с учетом требований компетентностного подхода'

Проблемы модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования с учетом требований компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL SKILL / MODERNIZATION OF VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочемасова Любовь Александровна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности студента в условиях модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования. Наиболее оптимальной формой профессионально-педагогического образования является профессиональная подготовка конкурентноспособного специалиста с учетом требований компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERNIZATION AND DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF COMPETENCE APPROACH

The article is devoted to the problem of the formation of a student’s professional competence in the context of modernization and the development of the content of vocational-pedagogical education. The most optimal form of vocational and pedagogical education is professional training of a competitive specialist taking into account the requirements of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования с учетом требований компетентностного подхода»

- методически обоснованного сочетания традиционных и инновационных педагогических технологий;

- учет индивидуально-психологических особенностей и кросскультурных (семейных, национальных, религиозных и др.) контекстов обучающихся [2].

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов необходимость обращения к технологиям и методам контекстного обучения обусловлено рядом преимуществ данного подхода. Среди них, в первую очередь, стоит назвать возможность существенного повышения познавательной активности обучающихся, мотивации к обучению и овладению навыка профессионально-педагогического труда, побуждения к творчеству. По мнению Т.В. Ивановой, факторами, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и творческой деятельности являются:

- познавательный и профессиональный интерес;

- игровой характер проведения занятий, состязательность;

- творческий характер учебно-производственной деятельности;

- эмоциональное воздействие [7, с. 550].

Выводы. Обобщая вышеизложенное, заключим, что среди ряда образовательных подходов одной из ведущих основ реализации компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании выступает теория контекстного обучения. Применение образовательных форм и базовых моделей контекстного обучения позволит максимально приблизить процесс обучения в вузе к характеру профессиональной деятельности. Это будет способствовать более эффективному формированию ключевых профессиональных компетентностей будущих педагогов, позволит придать процессу подготовки в высшей школе профессионально-ориентированной направленности.

Литература:

1. Батухтина Е.В. Педагогические технологии в контекстном обучении будущих бакалавров биологии // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 147-149. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3857/ (дата обращения: 05.02.2019).

2. Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. - М.: Научно исследовательский институт высшей школы, Вып. 3, 1986. - 40 с.

3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС. -2004. - 84 с.

4. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. -№ 5. - С. 31-37.

5. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2012. - 336 с.

6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. -Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

7. Иванова Т. В. Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО) // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 549-551. — URL https://moluch.ru/archive/137/38390/ (дата обращения: 05.02.2019).

8. Калугин Ю.Е. Основы педагогики профессионального дополнительного образования и профессионального самообразования: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 161 c.

9. Контекстное обучение / Википедия - свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

10. Лаврентьев Г.В. Обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лавреньева, Н.А. Неудахина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 232 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Кочемасова Любовь Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности студента в условиях модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования. Наиболее оптимальной формой профессионально-педагогического образования является профессиональная подготовка конкурентноспособного специалиста с учетом требований компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность; компетентностный подход, профессионализм; профессиональное мастерство; модернизация профессионально-педагогического образования.

An^tatton. The article is devoted to the problem of the formation of a student's professional competence in the context of modernization and the development of the content of vocational-pedagogical education. The most optimal form of vocational and pedagogical education is professional training of a competitive specialist taking into account the requirements of the competence approach.

Keywords: competence, professional competence; competence approach, professionalism; professional skill; modernization of vocational and pedagogical education.

Введение. Преобразования, происходящие во всех сферах общества, коснулись решения поставленной цели проведения анализа понятийного поля термина «компетентность», «профессиональная компетентность», показывающий многоаспектность определений, акцентирующих значимость различных структурных и содержательных составляющих.

Изложение основного материала статьи. Термин «компетентность» в отечественной профессиональной педагогике употребляется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста, указывает на ряд существенных достоинств. Во-первых, он одним словом выражает значение традиционной триады «ЗУН» и служит связующим звеном между ее компонентами. Во-вторых, он наиболее целесообразен для подготовки специалиста-выпускника профессиональной школы. Компетентность - это состояние адекватного выполнения задачи. Она обычно не поддается сравнению. Человек либо компетентен, либо не компетентен по отношению к требуемому уровню исполнения, а не по отношению к достижениям других. В-третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но неэффективные решения, словом, это критическое мышление. В-четвертых, компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Иными словами, «компетентность - это способность к актуальному выполнению деятельности». В-пятых, - и это вытекает из предыдущих пунктов - компетентность включает в себя как содержательный (знания), так и процессуальный (умения) компоненты. Компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать ее практически, то есть обладать методом («знание + умение») решения. В зависимости от конкретных условий решения проблемы компетентный специалист может применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям. Вариативность метода - это третье качество компетентности, наряду с мобильностью знания и критичностью мышления [3].

И.А. Зимняя определяет компетенцию как совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующих созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов. Это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека.

А.А. Деркач выявляет взаимосвязь понятий «профессиональная компетентность» и «профессионализм». Любую деятельность обуславливает ее цель. Чтобы пройти «дистанцию» от представления о результате (цели) до его реального воплощения (продукта деятельности), необходимо выполнить вполне определенные действия, которые в соответствии с отведенной ролью принято называть функциями. Эти функции выполняет конкретный человек, выступающий субъектом (активным действующим лицом) деятельности. Вполне очевидно, что способность педагога эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием «профессиональная компетентность».

М.Т. Громкова, анализируя психологические составляющие профессиональной деятельности специалиста, отмечает, что «задача выявления комплекса свойств, входящих в состав адаптивного потенциала человека, еще требует своего решения. Но уже сейчас можно подчеркнуть важность трех видов способностей человека: 1) способность развивать свои умения и навыки; 2) способность избирательно активизировать формы активности, значимые для конкретной профессиональной ситуации; 3) способность адекватно устанавливать уровни своей активности, перераспределяя свои внутренние резервы. Безусловным является то, что наличие у человека выраженного адаптивного потенциала обеспечивает возможность его профессиональной адаптации и эффективной профессиональной деятельности».

Е.И. Холостова рассматривает такие характеристики профессионализма, как престижность профессии; профессиональное мастерство; социальная престижность, успешность профессиональной деятельности; динамика, этапы, уровни развития профессионализма; знания, умения, навыки профессиональной деятельности; определенные индивидуально-психологические свойства и состояния личности социального работника; направленность личности, иерархия мотивов, ценностных ориентации.

Таким образом, понятия профессиональная компетентность, профессионализм, профессиональное мастерство тесно взаимосвязаны.

Профессио нспъная.

к ом пет ен т н о cm ь:

уровень развития основных профессиональных ч составляющих - знаний и умений, благодаря чему достигается высокий уровень продуктивной деятельности С

»

Про фессио нахизм:

качественная

!> характеристика

субъекта, высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков

»

Профессиональное мастерство:

свойство личности

приобретенное с опытом, высший уровень про фесси он альных лмений

Рисунок 1. Взаимосвязь понятий профессиональная компетентность, профессионализм,

профессиональной мастерство

Профессиональная компетентность - это понятие, представляющее в синтаксическом плане сложное словосочетание. Компетентность (от лат. competentia) 1) круг полномочий какого - либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Сущностное наполнение профессиональной компетентности в работах исследователей США определяется на основе интеграции шести ее составляющих:

- техническая компетентность (technical competence), предполагающая наличие у специалиста профессионально-значимых качеств, умений и навыков;

- концептуальная компетентность (conceptual competence), которая соотносится с наличием у специалиста фундаментальной теоретической базы;

- интегрированная компетентность (the integrated competence), под которой понимается умение специалиста сочетать теорию с практикой;

- контекстуальная компетентность (contextual competence), представляющая знание специалистом социальных, экономических и культурных условий на производстве;

- адаптивная компетентность (adaptive competence), под которой понимается умение специалиста приспосабливаться к постоянно изменяющимся технологиям и условиям в обществе;

- коммуникативная компетентность (communicative competence) - умение эффективно использовать письменные и устные средства в межличностной коммуникации.

И.Д. Белоновская, исследуя проблему формирования профессиональной компетентности специалиста, отмечает, что некоторые исследователи считают термины «компетентность» и «квалификация» синонимичными, обусловливая это наличием одинаковых критериев: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и использовать знания в нестандартных ситуациях; быстрая адаптация при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Другая группа авторов характеризует компетентность как общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела». Обычно он употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. По мнению исследователя, это определение вбирает в себя профессиональные признаки квалификации, дополняя их личностными проявлениями [1].

Профессиональная компетентность - многогранное явление, характеризующееся не только профессиональными базовыми (научными) знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, его общей культурой, развитием своего творческого потенциала.

Необходимой предпосылкой творческого отношения к труду является успешный поиск выхода за рамки стандартных ситуаций и поиск новых способов решения каждодневных задач, что находит выражение в социально-трудовой компетенции работника, превышающей уровень «требований момента». Развитие профессиональной компетентности связано с творческой деятельностью, которая независимо от возраста возможна при наличии когнитивной компетенции, проявляющейся в уровне образования, активном обучении и самообразовании. По мнению исследователя, компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки», служит связующим звеном между ее компонентами, а сам термин наиболее целесообразен для описания реального уровня подготовки специалиста, так как компетентность - более приземленная и реальная цель подготовки специалиста, чем «совершенное владение». Критериями сформированности профессиональной компетентности исследователь считает наличие таких качеств, как «мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления». Таким образом, возникает представление о профессиональной компетентности как о сложном, комплексном явлении.

Т.Г. Браже в определении профессиональной компетентности работающих системе «человек - человек» указывает на многофакторность анализируемого явления. Исследователь подчеркивает, что профессиональная компетентность определяется не только профессиональными базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностно-мотивационной компетенцией специалиста - интегративными показателями его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, к своей деятельности, к смежным областям знания), способностью к развитию своего творческого потенциала. Таким образом, Т.Г. Браже, наряду с профессиональными качествами, выделяет и личностную компоненту профессиональной компетентности. В качестве критериев профессиональной компетентности исследователь предлагает следующие:

- умение видеть собственные успехи и профессиональную результативность деятельности (наличие устойчивых положительных результатов, грамотное раскрытие путей их достижения; умение видеть затруднения в собственной деятельности и работать над их устранением);

- уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готовность и способность соотнести с ними свою практику; строить именно на их основе практическую работу;

- уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность, владение методами педагогического исследования;

- умение профессионально грамотно анализировать не только свой опыт, но и опыт коллег.

Актуальной и признанной в научном мире является классификация профессиональной компетентности

А. К. Марковой, выделяющей:

- специальную профессиональную компетентность, имеющую выражение в профессионализме достаточно высокого уровня и умении проектировать перспективы профессионального развития;

- социальную профессиональную компетентность как умение управлять групповой профессиональной деятельностью, сотрудничеством на основе социальной ответственности;

- личностную профессиональную компетентность как способность применять приемы личностного саморазвития и самовыражения, средства сопротивления профессиональным деформациям личности;

- индивидуальную компетентность как владение технологиями самореализации, самосохранения, саморазвития в рамках профессии; методами рациональной организации труда;

- экстремальная профессиональная компетентность как умение действовать в профессиональных ситуациях экстремального происхождения.

Базарова Т.С. рассматривает специальную, социальную, личностную компетентности специалиста, где специальная компетентность рассматривается как совокупность следующих компетенций:

- теоретические (понимание теоретических основ профессии; способность осуществлять анализ социальной действительности и находить выход из ситуации; информационная культура);

- инструментальные (способность осуществлять профессиональные действия, владение технологиями социальной работы);

- интегративные (способность сочетать теорию и практику, применять современные технологии в социальной практике);

- управленческие (способность к управлению коллективом, осуществлению анализа и контроля его деятельности).

Следовательно, специальную компетентность составляют, прежде всего, профессиональные компетенции, способствующие эффективному осуществлению профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Социальная компетентность характеризуется, прежде всего, умениями специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с социальной, экономической и культурной средой клиента. К социальной компетентности относятся:

- контекстуальные компетенции (понимание социальной, экономической и культурной среды клиента);

- этнокультурные компетенции (способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с культурной средой клиента; уважение и преданность родному краю);

- коммуникативные компетенции (способность к межличностным коммуникациям, к взаимодействию с клиентами, коллегами, партнерами; культура межнационального общения);

- социально-творческие компетенции (социально-преобразовательная направленность личности, инициативность, социальная креативность, активная жизненная позиция).

Основу личностной характеристики составляют профессионально обусловленные качества личности социального работника. Поэтому личностная компетентность социального работника включает совокупность профессионально значимых личностных качеств и свойств социального работника, объединенных в следующие компоненты:

- нравственно-гуманистическая направленность личности (способность к сопереживанию, альтруизму, милосердию; следование профессиональной этике; гражданская зрелость);

- субъектная позиция (профессиональное самоопределение и самосознание; индивидуальный стиль деятельности; стремление к профессионально-личностному развитию и самосовершенствованию; профессиональная креативность);

- психологические характеристики (развитие психических процессов, эмоциональных и волевых характеристик; способность мобилизовать психофизические ресурсы для реализации деятельности);

- психоаналитические качества (социальный интеллект; ответственное отношение к деятельности, внутренний локус контроля; способность к саморегуляциям и саморефлексии; перцептивность) [3].

Анализ вариативных определений содержания профессиональной компетентности специалиста включает следующие:

- уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений), диапазон и широта знаний и умений, способность выполнять специальные задания, способность рационально организовывать и использовать знания в нестандартных ситуациях, быстрая адаптация при изменении техники, технологии, организации и условий труда;

- специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций;

- интегративное личностное качество, основанное на приобретении и развитии знаний, опыте их применения, а также на успешной, активной и ответственной деятельности специалиста в определенной сфере;

- общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела», употребляемый применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризующий меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем.

Охарактеризованы следующие виды профессиональной компетентности:

- управленческая компетентность включает теоретические знания (технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи) и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека в деятельности соответствующих государственных структур;

- психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями психологии и педагогики, необходимыми для решения общепсихологических, дифференциально-психологических, социально-психологических проблем;

- проектировочная компетентность как умение в определении тактических и стратегических задач профессиональной деятельности;

- информационную и прогностическую компетентность как конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;

- коммуникативная компетентность как знания и умения по осуществлению взаимодействия субъектов профессионального процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- аналитическая компетентность как умение адекватно оценивать уровень собственной деятельности;

- личностно-профессиональная компетентность социального работника как интегральное свойство, обеспечивающее эффективность деятельности в профессиональной сфере, а также, осознание социальной значимости и личной ответственности за результаты своей деятельности, необходимости ее постоянного совершенствования.

Но есть еще один очень важный процесс - процесс использования знаний в социальной практике. Использование знаний в продуктивной форме - основание для формирования компетенций. Компетентность - это существование знаний и умений в виде социальных практик. Компетенции связаны с базовыми социальными способностями и умениями. Совокупность ключевых компетенций включает: социальную, поликультурную, языковую, информационную компетенции. Социальная компетенция связана со способностью устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов. Поликультурная

компетенция предполагает способности обучающихся к взаимодействию с другими культурами, странами и народами, понимание их различий, толерантное отношение к иным традициям и культурно-историческим образцам. Языковая компетенция связана с владением человеком несколькими языками (включая компьютерные), необходимыми для устного и письменного общения. Информационная компетенция предполагает владение новыми информационными технологиями, понимание возможностей их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам средств массовой информации рекламе.

Следовательно, компетентность - это личностное качество субъекта, проявляемое в специализированной деятельности в системе социального и технологического разделения труда, которое может рассматриваться в совокупности компетенций как структурных компонентов компетентности.

В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, саморазвития, самореализации. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, метод, технологию). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных ориентиров.

Выводы. Таким образом, исследование теоретических аспектов проблемы модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования с учетом требований компетентностного подхода позволило нам провести сравнительный анализ и трактовать понятие «профессиональная компетентность» интегральных характеристик (специально профессиональная компетентность, социальная профессиональная компетентность, индивидуально-личностная профессиональная компетентность, экстремальная профессиональная компетентность), определяющих способность профессионала реализовывать в деятельности диапазон социально-профессиональных и междисциплинарных знаний, технологий продуктивного оказания социальной помощи и поддержки нуждающимся в целях повышение качества оказания социальных услуг; готовность к построению конструктивных социальных отношений взаимодействия, взаимовосприятия и понимания другого человека; инициирующих стремление специалиста к личностному росту, профессиональной самореализации и самоутверждению в разнообразных сферах деятельности [4].

Литература:

1. Белоновская, И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт: монография. - М.: Институт профессионального образования, 2005. - 351 с.

2. Кочемасова, Л.А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза // Успехи современной науки. - Белгород, 2016. - №7. - Т.1 -С. 88-90.

3. Пак, Л.Г. Научные подходы в моделировании развития профессиональной компетентности современного социального работника // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 11. - С. 13-21.

4. Профессиональная компетентность социального работника: модель, технология, инноватика развития: монография / под науч. ред. С.В. Сальцевой. — Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2013. - 228 с.

Педагогика

УДК: 378.2

магистрант Красичкова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Рассматривается разработка и апробация комплекса речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР, как коррекционно-педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной и мотивационной сфер ребенка; развивающей информативную, выразительную, лексико - грамматическую стороны речи и обеспечивающей психосоматический комфорт образовательной среды. Представлена методика обучения пересказу и составлению рассказа. Описаны цели и задачи этапов коррекционно-развивающей работы. Приведены примеры использования речедвигадельных упражнений в сочетании с инновационными методами на различных этапах обучения пересказу и составлению рассказа в зависимости от дидактических задач. Представлены результаты эффективности экспериментального обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: связная речь, уровень развития связной речи, речедвигательные упражнения, дети с ОНР.

Annotation. The development and approbation of the speech motor exercises complex with elements of psycho-gymnastics on the development of coherent speech of senior preschool children with OHP, as correctional-pedagogical technology, stimulating the intensive formation of the motor and motivational areas of the child; developing informative, expressive, lexico - grammatical aspects of speech and providing an educational environment providing psychosomatic comfort. The method of teaching retelling and storytelling is presented.Keywords: connected speech, level of development of connected speech, speech-speaking exercises, psycho-gymnastics, children with ONR. The goals and objectives of the stages of correctional development work are described. Examples of the use of speech-speaking exercises in combination with innovative methods at various stages of teaching retelling and story compilation depending on didactic tasks are given. The results of the effectiveness of experimental learning of older preschoolers with general speech underdevelopment are presented.

Keywords: connected speech, level of development of coherent speech, speech-speaking exercises, children with ONR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.