Научная статья на тему 'РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УРОВНЕВОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УРОВНЕВОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
обучение / уровневое обучение / самостоятельная работа / виды и цели самостоятельной работы / learning / level learning / independent work / types and goals of independent work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирякова Е.М., Пономарева Е.П.

Определено содержание понятия уровнего обучения и самостоятельной работы. Изучены уровни владения иностранным языком и виды самостоятельной работы. Рассмотрена эффективность использования самостоятельной работы в процессе уровнего обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN FOREIGN LANGUAGE LEVEL LEARNING

The content of the concept of level learning and independent work is determined. The levels of foreign language proficiency and types of independent work were studied. The effectiveness of the use of independent work in the process of level teaching of foreign languages is considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УРОВНЕВОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

4. Тенденция повышения качества подготовки специалистов обусловлена осознанием и реализацией в вузе аксиологических связей между интенцией, личностной картины мира, профессиональным мировоззрением и самоопределением студентов.

5. Эффективности развития профессионального мировоззрения студентов на основе личностной интенции способствуют смыслосозидающие образовательные технологии, в которых целенаправленно создаются условия стимулирования и поддержки собственных мыслей, идей и смыслов студентов в изучаемых знаниях и способах деятельности.

Список литературы

1. Brentano F. (1874) Psychology from an Empirical Standpoint, London: Routledge and Kegan Paul.

2. Генетическая память человека: миф или реальность. URL: https://donpi.ru/samorazvitie/geneticheskaya-pamyat-cheloveka-mif-ili-realnost.html

3. Интенция. URL: // https://obu4ayka.ru/ob-shhenie/_trashed-446.html

4. Князева Е.Н. Когнитивные сети: интерактивность, интерсубъективность, синергия // Фшософш освгги. - 2017. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/ ar-ticle/n/kognitivnye-seti-interaktivnost-intersubek-tivnost-sinergiya (дата обращения: 08.06.2021).

5. Леонтьев Д.А. Человечность как проблема. URL: http:// institut. smysl.ru/article/

Leon_DA_Chelovechnost_kak_problema_20091218.p hp

6. Лопушенко А. Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. №4.

7. Мей Р. (1969) Интенциональность. URL: http ://rumagic.com/ru_ zar/sci_psychol-ogy/mey/3/j 17.html

8. Нюдюрмагомедов А.Н., Исаев З. Смыслосо-зидающее образование. LAP LAMBERT Academic Publiching Saarbrucken, Germany, 2012. - 173с.

9. Нюдюрмагомедов, А. Н., Савзиханова, М. А., Хаджиев, С. М. Технологии стимулирования и развития смыслосозидающего образования студентов // Высшее образование сегодня, 2018. № 8.- С. 5-9.

10. Стёпин В.С. Культура и мировоззрение. URL: https://yandex.ru/video/ preview/? text

11. Туркина Т.С. Формирование профессионального мировоззрения у студентов учреждений среднего профессионального образования: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2012

12. Шакин Д.А. Профессиональное мировоззрение vs мировоззрение профессионала // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30512 (дата обращения: 23.07.2021).

13. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). - М.: Магистр, 1997. - 48 с.

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УРОВНЕВОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Кирякова Е.М.

преподаватель кафедры иностранных языков ЮУрГУ,

г. Челябинск, Россия Пономарева Е.П.

преподаватель кафедры иностранных языков ЮУрГУ,

г. Челябинск, Россия

THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN FOREIGN LANGUAGE LEVEL LEARNING

Kiriakova E.,

Teacher of Foreign Languages Department, South-Ural State University,

Chelyabinsk, Russia Ponomareva E.

Teacher of Foreign Languages Department, South-Ural State University,

Chelyabinsk, Russia

Аннотация

Определено содержание понятия уровнего обучения и самостоятельной работы. Изучены уровни владения иностранным языком и виды самостоятельной работы. Рассмотрена эффективность использования самостоятельной работы в процессе уровнего обучения иностранным языкам.

Abstract

The content of the concept of level learning and independent work is determined. The levels of foreign language proficiency and types of independent work were studied. The effectiveness of the use of independent work in the process of level teaching of foreign languages is considered.

Ключевые слова: ключевые слова: обучение, уровневое обучение, самостоятельная работа, виды и цели самостоятельной работы.

Keywords: learning, level learning, independent work, types and goals of independent work.

Самостоятельная работа является важным условием для формирования самоорганизации будущего специалиста, способности самостоятельно решать задачи профессионального уровня, а также способности к самообразованию в течение всей профессиональной деятельности.

Прежде чем рассматривать роль самостоятельной работы в уровневом обучении английскому языку как иностранному, необходимо определить содержание понятия уровневого обучения иностранному языку.

В целом, под обучением понимается процесс, направленный на организацию активной образовательной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных принципов. Это совокупность видов образовательной деятельности, в которой знания, умения и навыки студентов доводятся преподавателем до нужного уровня, составляющего цель образования [2].

Под уровневым обучением иностранному языку понимается процесс, целью которого является формирование и развитие речевых навыков и умений определённого уровня [1].

Проблема уровнего владения языком стала особенно актуальна во второй половине ХХ столетия. Это связано с ростом международного сотруд-

Пороговые уровни

ничества и появлением концепции «Европа без границ», в которой большое внимание уделялось изучению и распространению иностранных языков в мире.

С 70х годов ХХ века Советом по культурному сотрудничеству при Совете Европы была проведена масштабная работа по разработке пороговых уровней владения иностранным языком. Руководитель проекта Дж. Трим взял за основу уровневую модель иноязычной коммуникативной компетенции. В результате проведенной работы был принят документ под названием «Современные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция владения иностранным языком» (Страсбург, 1996г.). Этот документ описывает параметры и критерии оценки уровней владения языком и коммуникативной компетенции как цели образования, также способы её оценки с использованием тестовых технологий, которые были усовершенствованы и апробированы в разных странах Европы.

Система уровней и критерии оценки владения языком в процессе своего обсуждения претерпели некоторые изменения и в окончательном виде в документе «Общеевропейская компетенция владения иностранным языком» выглядят так, как показано в табл. 1 [2].

Таблица 1.

владения языком

Уровень А (элементарный) Уровень В (свободный) Уровень С (совершенный)

А-1 - уровень выживания (Breakthrough) В-1 - пороговый уровень (Threshold) С-1 - высокий уровень (Proficiency)

А-2 - допороговый уровень (Waystage) В-2 - пороговый продвинутый уровень (Vantage) С-2 - уровень совершенного владения языком (Mastery)

Данная таблица показывает, что в процессе овладения иностранным языком студент переходит от более низкого уровня к более высокому, тем самым совершенствуя имеющиеся у него умения и навыки на иностранном языке и приближаясь к совершенному уровню владения.

Также к уровням владения иностранным языком были разработаны детальные дескрипторы, описывающие тот или иной уровень владения. Дескрипторы легли в основу создания национальных стандартов и типовых программ по иностранному языку. Данные дескрипторы помогают обеспечивать преемственность между этапами обучения и делают планирование образовательного процесса более грамотным и последовательным [4].

Уровневое обучение иностранному языку является одним из основных способов организации структуры обучения иностранным языкам. Так как оно помогает преподавателям выстраивать образовательный процесс согласно тем знаниям, умениям и навыкам, которыми уже владеет отдельно взятый студент. В этом случае перед преподавателями стоят следующие задачи:

1) правильно определить уровень владения иностранным языком у студента;

2) сформировать группы таким образом, чтобы студенты схожего уровня обучались в одной группе;

3) ознакомить студентов с системой уровней и совместно определить вектор их индивидуального языкового развития;

4) поощрять продвижение в рамках уровневой системы и перевод одаренных в языковом плане тех студентов, которые быстро осваивают исходный уровень владения иностранным языком [1].

Таким образом, следуя данной технологии уровнего обучения иностранному языку, преподаватель успешно достигает его основную цель: формирование и развитие речевых навыков и умений, соответствующих определённому уровню владения языком у обучающихся иностранному языку.

В данной работе мы рассматриваем роль самостоятельной работы в уровневом обучении иностранному языку, так как при уровневом обучении значительную часть материала занятий студенты

должны отрабатывать и закреплять самостоятельно.

Однако самостоятельная работа не должна быть основной формой работы в образовательном процессе. Это лишь один из видов образовательной деятельности, одна из организационных форм обучения, которая может протекать как непосредственно, так и опосредованно.

Необходимо отметить, что самостоятельная работа является важной формой уровнего обучения иностранному языку, так как количества часов, отведённых на аудиторные занятия, недостаточно. Поэтому преподавателю приходится оставлять некоторые задания для самостоятельной работы, которые предполагают как изучение нового, так и отработку уже пройденного материала. Преподавателю не стоит забывать информировать студентов о процедуре проведения самостоятельной работы, т.е. студенты должны понимать цель и конечный результат самостоятельной работы. Так же преподаватель должен помнить, что к студентам различных возрастных групп и способностей к изучению иностранного языка применяются разные приёмы и средства образовательной деятельности и стратегии овладения иностранным языком.

Все виды самостоятельной работы могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные виды самостоятельной работы выполняются в обязательном порядке с последующим контролем результатов преподавателем, который проводит семинарские или практические занятия в студенческой группе. Дополнительные виды самостоятельной работы выполняются по выбору студента и сопровождаются контролем результатов преподавателем, который является научным руководителем студента.

К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов относится:

- самостоятельное изучение теоретического материала;

- решение задач к семинарским занятиям;

- выполнение письменных заданий к семинарским занятиям.

Дополнительными видами самостоятельной работы являются:

- выполнение курсовых работ;

- подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах;

- участие в ежегодной научной студенческой конференции.

Самостоятельная работа проводится как во внеаудиторное время, так и на аудиторных занятиях (в письменной или устной форме). Работа при этом носит индивидуальный, парный либо групповой характер. К таким формам самостоятельной работы можно отнести следующие задания: составление диалогов, разработка проектов, выполнение заданий по лексике и грамматике, чтение и выполнение заданий по тексту, выполнение тестовых заданий и т.д. [3].

Ниже приведены основные требования к самостоятельной работе студентов:

1. По мере повышения уровня владения иностранным языком формы самостоятельной работы приобретают всё большее значение. В качестве вспомогательных дидактических средств рекомендуется использовать задания, памятки, опоры, ключи.

2. Формулировки заданий должны быть чёткими и ясными, носить проблемно-поисковый характер. Они должны направлять внимание студентов на решение конкретной задачи.

3. Памятки должны содержать рекомендации, как лучше выполнять то или иное задание.

4. Необходимо использовать опоры, т.к. они облегчают процесс понимания информации в соответствии с замыслом авторов задания. В качестве опор употребляют наводящие вопросы, а также картинки, таблицы, схемы.

5. И, наконец, использование ключей, содержащие ответы на предложенные задания. Они необходимы для самопроверки и входят в состав языковых тестов [1].

Необходимо отметить, что самостоятельная работа осуществляется в тесном единстве с аудиторной работой под руководством преподавателя и является её продолжением. Овладение приёмами самостоятельной работы очень важно для студентов и является необходимым условием развития навыков самообразования. Оно также позволяет ускорить усвоение иностранного языка благодаря продлению пребывания в языковой среде.

Таким образом, самостоятельной работе уделяется большое внимание в уровневом обучении английскому языку как иностранному, так как данная работа способствует закреплению и совершенствованию речевых навыков и умений, что в свою очередь приводит к овладению одним из уровней иностранного языка и, как результат, к переходу на другой, более высокий, уровень.

Список литературы

1. Манахова Е. Б. Уровневый подход к обучению иностранным языкам в вузе в рамках профессиональной подготовки // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 805-807.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М., 2004.

3. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: [учеб.-метод. пособие] / [А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева, И.Ю. Вороткова; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова]; М-во образования и науки рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с

4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.