Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / СТИМУЛИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Кира Михайловна

Статья посвящена вопросу повышения эффективности обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе с помощью увеличения часов на самостоятельную работу студентов, в том числе и внеаудиторную. Учитывая, что самостоятельная работа при изучении иностранного языка в ВУЗе является важным компонентом образовательного процесса и выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, необходимо уделять самостоятельной работе студентов более серьезное внимание. Именно самостоятельная работа обеспечивает повышение профессиональных и общих компетенций будущих специалистов, стимулируя их личностных рост. Самостоятельная работа позволяет не только разнообразить образовательный процесс, но и достичь целей, поставленных перед преподавателями высшей школы ФГОС ВО, среди которых свободное владение языком на уровне, необходимом для профессиональной деятельности будущего специалиста является основной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES AS A WAY TO ACQUIRE A FOREIGN LANGUAGE

The article is dedicated to the issue of efficiency of a foreign language instruction in a non-linguistic university and ways to improve it, which can be enhanced by the increase of independent work. Considering the fact, that independent work is an important component of the curriculum and has educational and nourishing functions, it is of vital importance that enough time and effort is given to the aspect. It is independent work that contributes to the proficiency of professional and common competencies encouraging personal growth. Independent work enables to diversify instruction as well as reach higher education goals. It is the task of university teachers to help students obtain the language level advanced enough to make a good professional.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ»

Самостоятельная работа студентов неязыковых вузов как один из способов овладения иностранным языком

Куликова Кира Михайловна,

старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: kmkulikova@fa.ru

Статья посвящена вопросу повышения эффективности обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе с помощью увеличения часов на самостоятельную работу студентов, в том числе и внеаудиторную. Учитывая, что самостоятельная работа при изучении иностранного языка в ВУЗе является важным компонентом образовательного процесса и выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, необходимо уделять самостоятельной работе студентов более серьезное внимание. Именно самостоятельная работа обеспечивает повышение профессиональных и общих компетенций будущих специалистов, стимулируя их личностных рост. Самостоятельная работа позволяет не только разнообразить образовательный процесс, но и достичь целей, поставленных перед преподавателями высшей школы ФГОС ВО, среди которых свободное владение языком на уровне, необходимом для профессиональной деятельности будущего специалиста является основной.

Ключевые слова: самостоятельная работа, уровень владения языком, профессиональная компетенция, внеаудиторная работа, стимулирующий контроль.

Введение

Иностранный язык - это ключ к профессиональному успеху, путь к специальным знаниям, которые можно обрести, читая иностранную литературу и общаясь с иностранными специалистами. В эпоху всемирной глобализации, когда мировые ТНК захватывают все новые рынки, иностранный язык становится тем конкурентным преимуществом, который дает любому студенту возможность использовать полученные знания и получить работу мечты. Для многих транснациональных предприятий, научно-исследовательских центров, английский язык является универсальным языком общения и документооборота. Согласно ряда исследований, в области кросс-культурного менеджмента от 2012 года, что международные корпорации ведут основную документацию на английском языке вне зависимости от страны нахождения центрального офиса компании.

Основная часть

Обучение иностранному языку в неязыковых ВУЗах имеет, по мнению автора, требует учета значительного количества факторов. Так. Например, для будущих специалистов в области экономики и финансов необходимо к концу обучения в высшей школе иметь навыки свободного общения с иностранными специалистами, уметь читать тексты на иностранном языке и анализировать их, знать и оперировать специальной терминологией на иностранном языке.

Согласно ФГОС ВО, среди задач, стоящих перед преподавателями иностранного языка в высшей школе, выделяются такие:

- соответствие новых требований двухступенчатой системе высшего образования,

- сближение с международными унифицированными стандартами компетенций по иностранным языкам

- разумное сочетание обучения языковым, коммуникативным и культурологическим навы-кам[8].

Однако, на практике преподаватели отмечают ряд проблем, среди которых основной является наглядное и очевидное несоответствие реального уровня навыков и знаний выпускников российских ВУЗов с уровнем В2 Общеевропейской шкалы иноязычной коммуникативной компетенции, который в Федеральных программах обучения иностранному языку определяется как необходимый для выпускника российского ВУЗа. Несмотря на введение международных стандартов в си-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

стему оценки знании и умении студентов высшей школы, оценочная часть определения уровня владения иностранными языками для студентов российских ВУЗов осталась прежней, хотя очевидно, что однотипная оценка в группах разного уровня характеризует разное качество знаний и уме-ний[1].

И потому основной задачей преподавателя иностранного языка, по мнению автора, является поиск такого способа организации учебного процесса, который поможет устранить указанные системные ограничения. Компетенции выпускника российского ВУЗа в отношении владения иностранным языком соответствуют мировым стандартам, но возможно ли достичь этих стандартов не меняя методику преподавания иностранного языка? Весьма наглядным подтверждением необходимости смены парадигмы образовательного процесса, по мнению автора, является тот факт, что лишь 15 процентов российских студентов свободно говорит на английском языке и может уверенно пользоваться им в работе (уровень Upper Intermediate и Advanced). При этом в целом сейчас английский язык в ВУЗах изучают более 90% студентов. Практически каждый пятый респондент владеет языком на среднем уровне (Intermediate), 16% - знают его на уровне Pre-Intermediate, и пятая часть знают английский язык на начальном уровне[6].

Многие зарубежные преподаватели отмечают, что для российских студентов характерна отсутствие мотивации к коммуникации при непосредственном общении, в первую очередь это указывает на недостаток знаний и навыков использования языковых единиц, который, по мнению автора, проистекает из неактуального современным задачам способа организации процесса обучения. В том числе, проблема заключается и в самой форме проведения занятий, в рамках которой фактические не используются активные методы обучения.

Следующим ограничением является недостаточная ориентация на самостоятельную работу студентов, так как сам процесс обучения коммуникативным навыкам не должен ограничиваться только учебными часами. Является широко признанным, что обучение иностранному языку строится на регулярной коммуникации, живое общение и формирует навыки владения иностранным языком, позволяя достичь высокого уровня.

В данном случае ключевым инструментом формирования языковой компетенции является самостоятельная работа студентов, эффективность которой зависит от мотивированности студента. Успешное изучение иностранного языка, как указывает С.А. Ярунина, невозможно без усиления роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом[11].

Как утверждает Т.В. Черниикова, «...самостоятельная работа студентов - это самонаправляемый процесс преобразования учебного материала в систему получения знаний, умений и навы-

ков, необходимых для продолжения образования, освоения содержания получаемой профессии, развития профессионально-личностных характеристик компетентного специалиста» [4]. В отечественных ВУЗах распространены следующие виды самостоятельной работы студентов:

- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы;

- выполнение домашних заданий разнообразного характера, выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы, выполнение курсовых работ и проектов;

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах[10]. Самостоятельная работа может проходить как

в условиях аудиторного обучения - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторно-исследовательских работ при непосредственном руководстве преподавателя, так и во внеурочное время - примером самостоятельной работы может быть как консультации с преподавателем при работе над творческим проектом или научным исследованием. Еще одним видом самостоятельной работы является индивидуальная работа студента в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении обязательных и творческих заданий. [9]

Самостоятельная работа выполняет несколько функций, среди которых важнейшими являются:

- образовательную - систематизация и закрепление знаний студентов, расширение их кругозора;

- развивающую - стимулирование познавательного интереса, становление индивидуальных форм освоения учебного содержания путем рационального применения индивидуальных особенностей внимания, памяти, мышления;

- воспитательную - волевую саморегуляцию деятельности при освоении больших объемов учебного материала в условиях временного цейтнота, при удержании мотивации деятельности в связи с временным снижением интереса к ней. [7]

Ф.А. Саглам, Н.А. Игнатенко, Е.М. Третьякова указывают, что самостоятельная работа у студентов высшей школы определяется уровнем личной подготовленности к подобного рода деятельности, а также наличием внутренней мотивации, стремлением достичь определённого уровня в изучении иностранного языка, без внешних побудителей[5]. Именно мотивация на самостоятельную работу, понимание ее значимости и соблюдение условий, которые по достичь позволяют достичь наиболее заметных результатов в формировании коммуникативных навыков у студентов. Активная самостоятельная учебная работа студентов без участия преподавателя возможна только при наличии устойчивой мотивации. Можно выделить следующие основные мотивирующие факторы самостоятельной работы студентов:

1. Продуктивность. В том случае, если конечный продукт самостоятельной работы студента будет использован в ходе образовательного процесса - в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, студент более мотивирован на качественное выполнение заданий самостоятельной работы.

2. Творческая составляющая. Творческое задание всегда вызывает больший интерес, чем лабораторная работа - например, механический перевод текста с иностранного языка. Преподаватель, учитывая специфику ВУЗа может предложить студентам разработать инструкцию, провести пресс-конференцию и т.д.. Такие задания повышают как мотивацию к обучению, так и стимулируют профессиональные компетенции.

3. Введение в процесс обучения активных методов обучения. Введение в образовательный процесс активных методов, например, игрового тренинга, в основе которого лежат ролевые, имитационные и организационно-деятельностные игры, кейс - метода на занятии - обсуждение значимых ситуаций на учебном занятии, стимулируют приобретение профессиональных навыков, умений и знаний.

4. Участие студентов во внеучебных конкурсных мероприятиях. Доказано, что участие студентов в конкурсах, олимпиадах, конференциях, студенческих играх является сильным мотивирующим средством для увеличения доли самостоятельной работы в образовательном процессе обучающихся. Участие в олимпиадах и конкурсах по учебным дисциплинам, презентациях научно-исследовательских или прикладных работ, помогает студентам не только повысить уровень профессиональных компетенций, но и сохранить высокий уровень мотивации на самостоятельную работу, видя признание своих заслуг в профессиональных сообществах.

5. Применение методики стимулирующего контроля и системы поощрений при оценке качества знаний. Как указывает С.А. Ярунина, «...использование гибкой системы оценки качества знаний студентов (накопительные баллы, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры) при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента» [11].

6. Личность преподавателя как первичный мотивирующий фактор. Способы и методики, применяемые педагогом в образовательном процессе, поддержание постоянного интереса студентов к предмету с помощью неординарных подходов к построению учебного занятия, его теме - решение этих задач возможно через взаимодействие студентов и преподавателя.

Самостоятельная работа стимулирует студентов на поиск наиболее рациональных способов реализации поставленной цели - овладения иностранным языком на уровне, необходимом для

свободного общения. Анализируя проделанную работу, студент развивает мышление, память, повышается уровень внимания и других психических функций, которые влияют на конечный результат.

Планируя отвести часть образовательного процесса для самостоятельной работы, преподаватель должен осознавать, что основная его задача - обучить студентов планировать самостоятельную работу, чтобы закрепить учебный материал, учитывая при этом объективные сложности овладения языком. Помощь педагога заключается также в поиске совместно со студентом такого способа самостоятельной работы, который окажется наиболее приемлемым и результативным для конкретного обучающегося. По мнению автора, именно через личностно-ориентированный подход педагог сможет наиболее эффективно достичь поставленных перед ним задач. Формирование языковых компетенций происходит при непосредственном влиянии педагога, однако конечный результат зависит от самого студента, и потому педагог в этом случае является направляющей силой: он определяет учебную задачу студенту, комментирует ее выполнение, контролирует и корректирует при необходимости самостоятельную работу студентов, а также оценивает конечный результат[11]. При этом личностно-ориентированный подход, стоящий в основе такого типа организации самостоятельной работы, позволяет учитывать индивидуальные особенности студента, уровень его базовых знаний, уровень мотивированности. Педагог, реализуя учебные цели, последовательно наращивает темп и уровень самостоятельности в выполнении студентом заданий при изучении иностранного языка. Одновременно с этим реализуется задача повышения уровня владения иностранным языком путем постепенного усложнения учебных заданий. Разрабатывая план самостоятельной работы совместно с обучающимся, педагог старается использовать такие методы, которые повысят уровень мотивации - это позволяет избежать снижения интереса студента к овладению иностранным языком. Сами задания, которые педагог предлагает для самостоятельного выполнения, должны, прежде всего, быть интересными для студентов, необычными по их содержанию, раскрывать перед студентами практическое значение предлагаемого задания, которое студентам необходимо выпол-нить[3].

Используя самостоятельную работу в дозированном виде преподаватель уходит от позиции ментора, и не просто транслирует учебный материал, а стимулирует студентов на углубление знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа, нацеленная на самообразование - это норма для современного специалиста, и подготовка к постоянному дальнейшему самообразованию через самостоятельную работу в ВУЗе отражается на профессиональной деятельности будущих выпускников на в профессиональной деятельности.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа - это необходимый вид познавательной детальности, при осуществлении которой студент выполняет задания в компьютерном классе, работает с аудиоматериалами, лекси-ко - грамматическими текстами для подготовки к долгосрочным заданиям: написание эссе, доклада, реферата, делового письма, презентации, двустороннего перевода, задания по индивидуальному чтению (устный и письменный аспекты). Уровень владения иностранным языком напрямую зависит от того, насколько ответственно относится студент к выполнению самостоятельной работы вне аудиторий, регулярностью и прилежностью работы над учебно - методическим пособием, лабораторными работами, от участия в деятельности клуба английского языка и т.д.

Разумно спланированная, разнообразная и регулярная самостоятельная работа при обучении иностранному языку студентов высшей школы способствует повышению уровня владения языком, ибо влечет за собой непременное углубление знаний о структуре языка и пониманию лексико-грамматического структуры изучаемого иностранного языка, при этом учитывает индивидуальные особенности студентов и позволяет дифференцировать задания по уровню подготовки и наличию у них умений и навыков самостоятельной работы.

Литература

1. Байдикова Н. Л. ФГОС ВО: новые характеристики профессионально ориентированного обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку // Научный диалог. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7fgos-vo-novye-harakteristiki-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-studentov-neyazykovogo-vuza-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 03.04.2021).

2. Гриценко Е. С., Лалетина А.О. Многоязычие в профессиональной коммуникации // Вопросы психолингвистики. 2012. № 15. С. 46-55.

3. Гликман И.З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): [Учеб. пособие] / И.З. Гликман. - М.: Логос, 2002. - 23с.

4. Гуманитарные технологии преподавателя в высшей школе: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Планета, 2011. -С.398-402.

5. Игнатенко Н.А. Подкасты англоязычного радио в самостоятельной работе студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку // Язык и культура. 2016. № 1 (33). - С. 148-159.

6. Набиркина М. Час Speak.Знание английского влияет на зарплату после вуза: [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/06/29/eksperty-vyiasnili-kak-vypuskniki-vuzov-znaiut-anglijskij-iazyk.html (дата обращения: 03.04.2021).

7. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

8. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [Электронный ресурс]. URL: www.fgosvo.ru (дата обращения: 03.04.2021).

9. Рыблова А.Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе: теоретические проблемы, вопросы технологии: монография / А.Н. Рыблова; Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов, 1999. - 141 с.

10. Шибаев В.П. Организация самостоятельной работы студентов в вузе как педагогическая проблема // Вестник ГУУ. 2013. № 18. С. 195198.

11. Ярунина С.А. Основы внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 76-82.

12. Neelye, Tsedal. Global Business Speaks English. Harvard Business Review, May 2012.

13. https://citaty.info/man/nelson-mandela

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES AS A WAY TO ACQUIRE A FOREIGN LANGUAGE

Kulikova K.M.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article is dedicated to the issue of efficiency of a foreign language instruction in a non-linguistic university and ways to improve it, which can be enhanced by the increase of independent work. Considering the fact, that independent work is an important component of the curriculum and has educational and nourishing functions, it is of vital importance that enough time and effort is given to the aspect. It is independent work that contributes to the proficiency of professional and common competencies encouraging personal growth. Independent work enables to diversify instruction as well as reach higher education goals. It is the task of university teachers to help students obtain the language level advanced enough to make a good professional.

Keywords: independent work, language level, professional competence, out of class activities, encouraging performance monitoring.

References

1. Baidikova NL FSES VO: new characteristics of professionally oriented foreign language teaching of students of a non-linguistic university // Scientific dialogue. 2017. No. 7. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/fgos-vo-novye-harakteristiki-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-studentov-neyazykovogo-vuza-inostrannomu-yazyku (date of access: 04/03/2021).

2. Gritsenko E. S., Laletina A.O. Multilingualism in professional communication // Questions of psycholinguistics. 2012. No. 15. S. 46-55.

3. Glikman IZ Management of independent work of students (systemic stimulation): [Textbook. manual] / IZ Glikman. - M.: Logos, 2002. - 23p.

4. Humanitarian technologies of a teacher in higher education: textbook-method. allowance / Ed. T.V. Chernikova. - M.: Planet, 2011. - S. 398-402.

5. Ignatenko N.A. Podcasts of English-language radio in independent work of students at an advanced stage of teaching a foreign language // Language and culture. 2016. No. 1 (33). - S. 148159.

6. Nabirkina M. Hour Speak. Knowledge of English affects the salary after university: [Electronic resource]. URL: https://rg.

ru/2020/06/29/eksperty-vyiasnili-kak-vypuskniki-vuzov-znaiut-anglijskij-iazyk.html (date accessed: 04/03/2021).

7. Pidkasisty P.I. Organization of educational and cognitive activity of students / P.I. Perky. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2004.

8. Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education: [Electronic resource]. URL: www.fgosvo.ru (date of access: 03/04/2021).

9. Ryblova AN Management of independent cognitive activity of students at the university: theoretical problems, technology is-

sues: monograph / AN. Ryblova; Sarat. state tech. un-t. - Saratov, 1999. - 141 p.

10. Shibaev VP Organization of independent work of students in the university as a pedagogical problem // Bulletin of the State University of Management. 2013. No. 18. S. 195-198.

11. Yarunina SA Fundamentals of extracurricular independent work of students in the study of a foreign language // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2017. No. 2. S.76-82.

12. Neelye, Tsedal. Global Business Speaks English. Harvard Business Review, May 2012.

13. https: //citaty.info/man/nelson-mandela

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.