DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-337-342 ОБЕРЕМКО Татьяна Викторовна,
старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации, e-mail: [email protected]
КАК ОТРАЗИЛСЯ ВЫНУЖДЕННЫЙ ДИСТАНТ НА СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
Аннотация. В настоящей статье автор предпринимает попытку оценить первые результаты изменений, постигших высшую школу в связи с панднмией коронавируса, то, насколько образовательные учреждения были готовы к таким переменам и как с ними справились, как изменилась роль преподавателя и самостоятельной работы студента в новых условиях, как студенты и преподаватели оценивают результаты обучения дистанционным образом с применением электронных средств обучения, особенно в области преподавания иностранных языков в неязыковых вузах.
Ключевые слова: дистанционные методы преподавания, иностранные языки, неязыковой вуз, пандемия COVID-19, мотивация, самостоятельная работа студентов.
OBEREMKO Tatyana Viktorovna,
Senior Lecture of the Department of English Language and Professional Communication of the Financial University under the Government of the Russian Federation
HOW THE FORCED DISTANCE AFFECTED THE SYSTEM OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Annotation. In this article, the author attempts to assess the first results of the changes that have befallen higher education in connection with the coronavirus pandemic, how educational institutions were prepared for such changes and how they coped with them, how the role of the teacher and the independent work of the student has changed in the new conditions, how students and teachers evaluate the results of learning remotely using electronic learning tools, especially in the field of teaching foreign languages in non-linguistic universities.
Key words: remote teaching methods, foreign languages, non-linguistic university, COVID-19 pandemic, motivation, independent work of students.
Цель данной статьи - проанализировать в первом приближении результаты воздействия мировой пандемии Ковид-19 на процесс преподавания в вузах, в частности, преподавания иностранных языков в неязыковых вузах. Пандемия COVID-19 коренным образом изменила жизнь жителей Земли во всех ее проявлениях - частную, общественную, в том числе внесла значительные изменения и в область образования. По признанию экспертов ООН, пандемия COVID-19 «вызвала крупнейшее нарушение образования в истории, оказав почти всеобщее воздействие на учащихся и учителей по всему миру, на дошкольные и средние школы, техническое и профессиональное образование и обучение, институты, университеты и учреждения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
по повышению квалификации и обучению взрослых» [6]. В результате запущен процесс пересмотра существующей устоявшейся системы образования, высшего в том числе. При этом приходится признать, что пандемия застала врасплох системы образования практически всех стран и вынудила в авральном порядке перейти к новым методам, приемам и способам преподавания. Сложившаяся ситуация дала столько пищи для размышления и материала для анализа, что всего этого хватит ученым мира на десятилетия вперед. Но уже сейчас понятно, что вызванные пандемией глобальные изменения заставляют всех нас - преподавателей, чиновников от образования - заняться пересмотром существующей системы образования, высшего в том числе [5,10,13,14,15].
С одной стороны, пандемия, очевидно, крайне неожиданно, буквально врасплох застала большинство стран мирового сообщества и заставила людей оставаться дома, лишила возможности общаться как прежде, ходить на работу, в школу или университет, не говоря уже о походах в кино, театр, в развлекательные центры или просто по магазинам. Пришлось срочно перестраивать систему функционирования учреждений всех уровней образования, в том числе высшего. В разных странах время, динамика и скорость изменений была разной. В Российской Федерации после недельного довольно шокового переходного периода заработал - сначала не очень гладко, немного вразнобой, на разных интернет платформах - так называемый «дистант». Переход этот произошел окончательно в соответствии с приказом от 8 мая 2020 г. «О деятельности вузов в условиях пандемии». Средства массовой информации дружно заявили о переходе на «дистанционное обучение», в приказе же речь шла об использовании образовательных программ «с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [3]. То есть, по сути, речь идет не о форме обучения, а о модели получения знаний на основе электронного обучения, которая характеризуется как территориальной удаленностью преподавателя и студентов, так и изменением роли преподавателя (в команде разработчиков курса и тьюторов). Возрастает также значение и объем самостоятельной работы студента [1,2].
С другой стороны, без процессов, которые проходили в течение десятилетия, предшествовавшего пандемии COVID-19, такой относительно плавный переход на дистанционное обучение ни в вузе, ни в школе был бы невозможен. За это время академическое сообщество и общество в целом уже почти преодолело некоторое предубеждение против методов обучения с применением дистанционных технологий; ряд вузов, в первую очередь ведущие вузы страны, успешно разрабатывали и применяли методы и средства дистанционного обучения в учебном процессе. В педагогическом сообществе шло активное обсуждение методов и проблем дистанционного научения - педагоги обсуждали их как в интернете, так и на конференциях, семинарах, в журналах, статьях и монографиях. Распространение знаний при помощи сетевых технологий позволяло расширить сферу образовательных услуг, их географию. При этом возникала возможность разнообразить методы воздействия на обучаемых посредством различных способов подачи учебного материала, а также оперативно, по мере надобности актуализировать учебные курсы.
Что касается преподавателей, большинство из них подошли к пандемии и вынужденному пере-
ходу на дистанционные методы обучения с некоторым багажом знаний и умений и достаточно высокой базовой подготовкой в области информационно-коммуникационных технологий. Этому способствовала политика вузов в области повышения квалификации своих сотрудников. Так, в Финансовом университете при правительстве РФ на протяжении нескольких лет осуществлялось такое переобучение - проводились Летние и Зимние школы педагогического мастерства, в ходе которых преподаватели могли осуществить повышение квалификации, в том числе на курсах, непосредственно связанных с информационно-коммуникационными технологиями, используемыми в области образования (использование образовательных платформ, таких как Rosetta Stone, информационной платформы Bloomberg в процессе преподавания в вузе, etc.). Однако опыт активного внедрения дистанционного обучения в вузе продемонстрировал, что имеющихся знаний, умений и компетенций все же недостаточно, и перед системой высшего образования стоит задача закрепить и развивать достигнутые успехи.
Многие исследователи отмечают изменившуюся роль преподавателя в новых условиях применения дистанционных технологий образования. Роль эта становится более значимой, а функции шире. В новых реалиях дистанционного обучения преподаватель управляет процессом обучения -он организует взаимодействие в виртуальной среде, на используемой телекоммуникационной платформе (к примеру, Teams), между собой и студентами, студентов между собой, направляя их к достижению поставленных учебных целей, создавая при этом комфортную психологическую обстановку и предоставляя своевременную обратную связь посредством тех же дистанционных технологий. Осуществляя руководство студентами, преподаватель отслеживает их успехи и качество работы, помогает решать возникающие проблемы, устанавливает и разъясняет критерии успешности обучения в новых условиях. Постоянно мотивируя студентов к учебе, преподаватель вовлекает учащихся в интерактивные дискуссии, требующие размышлений, умения мыслить критично и творческого подхода; являясь экспертом в преподаваемой им области, преподаватель постоянно оценивает и обновляет свои знания, которыми он делится со студентами [6,7].
Отмечается также изменение роли самостоятельной работы студента (СРС) - в сторону увеличения ее объема и значимости [11]. Целенаправленная интенсивная контролируемая самостоятельная работа студента приобретает особое значение в условиях осуществления дистанционных методов обучения. Из вспомогательного компонента процесса обучения СРС превращается в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
одну из важнейших его составляющих, в значительной мере формирующую личность будущего профессионала. Хотя студенты могут заниматься СРС в удобное для себя время в любом месте при наличии необходимого оборудования и сетевого подключения, преподаватель должен обеспечить консультационно-методическое сопровождение данной деятельности обучаемого, своевременную обратную связь - т.е., управление СРС студена: планирование, организацию и контроль. Роль самостоятельной работы студента тем более возрастает, если ее строить в совокупности с другими современными формами организации учебного процесса - игровыми методиками, проектной деятельностью, etc., что расширяет творческие возможности и разнообразит учебный инструментарий преподавателя. Особенно, по мнению автора, это справедливо в отношении дистанционного преподавания иностранных языков в неязыковых вузах, где и раньше наблюдалась тенденция к сокращению аудиторных учебных часов, выделяемых на данную дисциплину. При этом требования к выпускникам вузов - владеть как минимум одним иностранным языком, причем не на базовом, а на профессиональном уровне - ни в коей мере не снижаются. Таким образом, тенденция к повышению роли самостоятельной работы студента при преподавании иностранных языков в неязыковых вузах наблюдалась и раньше, с возникновением же необходимости выполнять учебные задачи дистанционным образом она выросла неимоверно.
Специалисты признают, что для того, чтобы учебный и творческий потенциал СРС раскрылся полностью как самостоятельная и вполне независимая составляющая образовательного процесса, необходима мотивация, причем не только студентов, но и преподавателя как главного фасилита-тора процесса [11]. Преподаватель, обладая хотя бы базовыми навыками практической психологии, должен с самого начала работы со студентами замотивировать их, зарядить желанием работать как во время занятия, так и самостоятельно, и поддерживать мотивацию своих студентов на протяжении всего курса. Только так можно «расширить» временнЫе рамки учебного курса по изучению иностранного языка, что особенно важно в условиях преподавания с использованием дистанционных технологий. Если мотивация обеих сторон учебного процесса состоялась, то студенты не подвержены во время занятий многим факторам стресса - они положительно относятся как к преподавателю, к тому как он их оценивает, так и к изучаемому предмету и различным видам предлагаемых ему заданий и видов работы, что ведет к более качественной концентрации, а следовательно, и к качеству выполняемой работы.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
Переключение студентов с одного вида работы на другой (к примеру, с индивидуальной на парную или групповую) происходит легче. Грамотно и успешно организованная самостоятельная работа студента ведет и к некоторым положительным «побочным» эффектам - у студентов формируются полезные для его будущей профессиональной деятельности навыки, а именно: самостоятельно выполняя задания разной степени сложности, по-разному оцениваемые и с разными временными ограничениями, студенты учатся расставлять приоритеты, ставить и достигать цели; они также учатся работать автономно, что является важным качеством специалиста и высоко ценится работодателями наряду с умением работать в команде, навык которой хорошо формируется в процессе проектной самостоятельной работы студентов, а также в ходе подготовки и разыгрывания ролевых игр. Здоровая конкуренция взращивает здоровые амбиции студентов и формирует чувство уважения к достижениям друг друга, etc. [6,8,9,12].
Поскольку, как уже отмечалось, важнейшей задачей преподавания иностранного языка в профильных неязыковых вузах является выпуск специалистов, умеющих общаться на профессиональные темы, такие формы внеучебной работы, как студенческие научные конференции, круглые столы, etc., приобретают особую значимость. Знание профессионального иностранного языка предполагает умение свободно говорить, общаться на профессиональные темы с другими специалистами, способность решать на профессиональном языке связанные со специальностью проблемы, навык публичного выступления с последующим ответом на вопросы, и наоборот, умение понять выступление другого специалиста и задать ему возникшие вопросы. В сложившейся из-за пандемии Covid-19 ситуации вышеупомянутые мероприятия даже сейчас, когда основные занятия в значительной мере вернулись в аудитории, проводятся онлайн с целью избежать большого скопления людей. В таком формате проводить их сложнее, чем раньше, но и не проводить их нельзя, т.к. без таких мероприятий качество выпускаемых специалистов может серьезно пострадать.
В свете вышесказанного автору представляется, что и сфера мотивации студентов, и их навыки владения иностранным языком в профессиональной сфере значительно выиграли бы, если бы подразделения вуза, преподающие иностранные языки (кафедры и департаменты), и профильные выпускающие кафедры активнее сотрудничали в проведении таких мероприятий, а также если бы научные руководители курсовых и дипломных работ требовали бы от своих подопеч-
ных активного использования иностранных источников при написании литератуного обзора по теме исследования [7].
Проведены первые, пока эмпирические, исследования восприятия разными сторонами образовательного процесса результатов и качества практической реализации процесса преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей с использованием дистанционных интернет-технологий. В одном из таких исследований [5] отмечается, что большая часть преподавателей, принявших участие в опросе, восприняло обучение с применением дистанционных электронных средств связи как формат увеличения самостоятельной работы студентов, как практику, которая «ограничивает преподавателя в реализации интерактивных методов обучения и сопровождается ростом рабочей нагрузки на самого преподавателя». При этом авторы исследования отмечают, что высказывалось и противоположное мнение, но таких ответов было меньшинство, и принадлежали они преподавателями, имеющими практический опыт работы в формате онлайн обучения, знающими технические возможности образовательных интернет-платформ и умеющими ими пользоваться. Данные результаты еще раз подчеркивают необходимость дальнейшей работы по переобучению преподавательского состава вузов с целью адаптации их к новой реальности образовательной среды. Что касается второй стороны образовательного процесса - студентов, опрос продемонстрировал их общую неудовлетворенность результатами обучения. Студенты единодушно невысоко оценили качество приобретаемых в процессе обучения коммуникативных навыков устной речи и объективность процедуры контроля знаний. Качество же навыков аудирования и перевода профессиональных текстов студенты оценили как высокое. Резюмируя свои выводы, авторы исследования пишут, что «проблема неудовлетворенности процессом электронного обучения у студентов связана не столько с ограничениями данной формы трансляции знаний, а с консерватизмом и отсутствием необходимых компетенций у преподавателей дисциплины».
Разные авторы и специалисты-практики могут по-разному оценивать перемены последних полутора лет, связанные с пандемией коронави-руса, но нельзя не признать, что ситуация в мире в целом и в области образования, в частности, коренным образом изменилась, и возврата к прежним «старым добрым временам» не предвидится, более того, условия жизни человечества продолжат изменяться. В связи с этим перед преподавателями стоит нелегкая задача адаптировать систему обучения к сложившимся условиям и обстоятельствам, не утратив высокого уровня
преподавания и воспитания высококвалифицированных грамотных специалистов. В соответствии с федеральными стандартами высшего профессионального образования, от всех выпускников независимо от направления и специальности подготовки по-прежнему требуются: умение логически верно, владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность; использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности; владеть навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.
Научить всему этому наших студентов нам предстоит в условиях смешанного обучения (blended learning), неотъемлемой частью которого теперь надолго останется дистанционное преподавание с использованием электронных средств обучения.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 16 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f 25d6986b5301ab 79c23f0055ca4/
[2] О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7
[3] Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 8 мая 2020 г. № 648 «О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой корона-вирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/ documents/card/?id_4=1215 &cat=/documents/docs/
[4] Абдыльманова Р.Х., Омарова Х. С. Эффективность дистанционного обучения иностранному языку в период пандемии// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2020. - № 3 (22) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/ issues/2020/3/00860_1 .pdf. - ISSN 2413-4066
[5] Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б., Электронное обучение или дистанционное обучение
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
(эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал №3,2020, сс.75-82
[6] Медведева Н.А. Мусихина Л.В. Формирование мотивации студентов к освоению информационных технологий в условиях пандемии // International scientific review. 2020. №LXXI; [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-motivatsii-studentov-k-osvoeniyu-informatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 03.04.2021).
[7] Украинец И.А. Проблемы преподавания иностранного языка в профессиональной деятельности в период пандемии [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2020. Том 7. №4. С. 61-70. D0I:10.17759/langt.2020070405 (дата обращения: 16.05.2021)
[8] Уваров В.И. Перспективы творческого взаимодействия педагогов профильных дисциплин и преподавателей иностранных языков в неязыковых вузах на базе вебинаров и самостоятельной работы студентов // East European Scientific Journal #12(64), 2020, СС.34-37.
[9] Уваров В.И.Концепция глобальной игры в обучении студентов иностранному языку // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. - № 3. С. 107-115. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=41125317
[10] Уваров В.И. Психологичекие компоненты эффективной самостоятельной работы студентов (на примере изучения иностранного языка в неязыковом вузе) // International independent scientific journal №23/2021 сс. 34-36
[11] Шурухина Т.Н., Довгаль Г.В., Глухих Е.В., Ключников Д.А. Анализ первых результатов перехода Российского образования на дистанционные форматы в период мировой пандемии Covid-19 // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=30265 (дата обращения: 16.05.2021).
[12] Щербакова Е.В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 188-190. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=15173169
[13] Uvarov V.I. The problem of motivation of students within the educational process and possible strategies for its solution // Materials of the International Conference "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration" - Reports in English. Part 3 (August 31, 2019. Beijing, PRC) - pр. 63-68. ISBN 978-5-905695-51-3
[14] Marinoni G., Land H. van't, Jensen T. The Impact of COVID-19 on Higher Education around the World. [Электронный ресурс] 2020. Paris: Universal Association of Universities (IAU), 50 p. URL: https://
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021
www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_ survey_report_final_may_2020.pdf (дата обращения: 23.10.2020)
[15] Policy Brief: Education during COVID-19 and beyond. [Электронный ресурс] 2020. UN, 26 p. URL: https://www.un.org/development/desa/dspd/ wpcontent/uploads/sites/22/2020/08/sg_policy_ brief_covid-19_and_education_august_2020.pdf (дата обращения: 23.10.2020)
[16] Regional/National Perspectives on the Impact of COVID-19 on Higher Education. [Электронный ресурс] 2020. Paris: Universal Association of Universities (IAU), 40 p. URL: https://www.iau-aiu. net/IMG/pdf/iau_covid-19_regional_perspectives_ on_the_impact_of_covid19_on_he_july_2020_.pdf (дата обращения: 23.10.2020)
Shisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 24.04.2020) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» st. 16 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dos-tupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab 79c23f0055ca4/
[2] O vnesenii izmenenija v stat'ju 16 Feder-al'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» v chasti opredelenija polnomochij po ustanov-leniju porjadka primenenija jelektronnogo obuchenija, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/957354-7
[3] Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obra-zovanija Rossijskoj Federacii ot 8 maja 2020 g. № 648 «O dejatel'nosti podvedomstvennyh Ministerstvu nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii organizacij v uslovijah preduprezhdenija raspros-tranenija novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19) na territorii Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://minobrnauki.gov.ru/ru/docu-ments/card/?id_4=1215 &cat=/documents/docs/
[4] Abdyl'manova R. H., Omarova H. S.Jeffek-tivnost' distancionnogo obuchenija inostrannomu jazyku v period pandemii// Jelektronnyj nauch-no-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. - 2020. - № 3 (22) ijul' - sentjabr'. - URL http://e-journal.omgau. ru/images/issues/2020/3/00860_1.pdf. - ISSN 24134066
[5] Kotljarenko Ju.Ju., Simonova O.B., Jelek-tronnoe obuchenie ili distancionnoe obuchenie (jem-piricheskoe issledovanie na primere inostrannogo jazyka) // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal №3,2020, ss.75-82.
[6] Medvedeva N.A. Musihina L.V. Formirovanie motivacii studentov k osvoeniju informacionnyh tehnologij v uslovijah pandemii // International scientific review. 2020. №LXXI; [Jelektronnyj resurs] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivat-sii-studentov-k-osvoeniyu-informatsionnyh-teh-nologiy-v-usloviyah-pandemii (data obrashhenija: 03.04.2021).
[7] Ukrainec I.A. Problemy prepodavanija inost-rannogo jazyka v professional'noj dejatel'nosti v period pandemii [Jelektronnyj resurs] // Jazyk i tekst. 2020. Tom 7. № 4. S. 61-70. D0l:10.17759/ langt.2020070405 (data obrashhenija: 16.05.2021)
[8] Uvarov V.I. Perspektivy tvorcheskogo vzai-modejstvija pedagogov profil'nyh disciplin i prepoda-vatelej inostrannyh jazykov v nejazykovyh vuzah na baze vebinarov i samostojatel'noj raboty studentov // East European Scientific Journal #12(64), 2020, SS.34-37.
[9] Uvarov V.I. Koncepcija global'noj igry v obu-chenii studentov inostrannomu jazyku // Vestnik RGGU. Serija «Psihologija. Pedagogika. Obra-zovanie». 2019. - № 3. S. 107-115. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=41125317
[10] Uvarov V.I. Psihologichekie komponenty jeffektivnoj samostojatel'noj raboty studentov (na primere izuchenija inostrannogo jazyka v nejazyko-vom vuze) // International independent scientific journal №23/2021 ss. 34-36.
[11] Shuruhina T.N., Dovgal' G.V., Gluhih E.V., Kljuchnikov D.A. Analiz pervyh rezul'tatov perehoda Rossijskogo obrazovanija na distancionnye formaty v period mirovoj pandemii Covid-19 // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2020. - № 6; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30265 (data obrashhenija: 16.05.2021).
[12] Sherbakova E.V. Samostojatel'naja rabota studentov kak vazhnejshaja sostavljajushhaja organ-izacii uchebnogo processa v vuze // Molodoj uchenyj. — 2010. — № 8. T. 2. — S. 188-190. URL https://eli-brary.ru/item.asp?id=15173169
[13] Uvarov V.I. The problem of motivation of students within the educational process and possible strategies for its solution // Materials of the International Conference "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration" - Reports in English. Part 3 (August 31, 2019. Beijing, PRC) - pp. 63-68. ISBN 978-5-905695-51-3
[14] Marinoni G., Land H. van't, Jensen T. The Impact of COVID-19 on Higher Education around the World. [Электронный ресурс] 2020. Paris: Universal Association of Universities (IAU), 50 p. URL: https:// www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_ survey_report_final_may_2020.pdf (дата обращения: 23.10.2020)
[15] Policy Brief: Education during COVID-19 and beyond. [Электронный ресурс] 2020. UN, 26 p. URL: https://www.un.org/development/desa/dspd/ wpcontent/uploads/sites/22/2020/08/sg_policy_ brief_covid-19_and_education_august_2020.pdf (дата обращения: 23.10.2020)
[16] Regional/National Perspectives on the Impact of COVID-19 on Higher Education. [Электронный ресурс] 2020. Paris: Universal Association of Universities (IAU), 40 p. URL: https://www.iau-aiu. net/IMG/pdf/iau_covid-19_regional_perspectives_ on_the_impact_of_covid19_on_he_july_2020_.pdf (дата обращения: 23.10.2020)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021