i rpamoTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 3. С. 389-394 | 2021. Volume 6. Issue 3. P. 389-394
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Организация дистанционного обучения
студентов неязыковых направлений в условиях пандемии
Грамма Д. В., Сергиенко Н. А.
Аннотация. Цель исследования - проанализировать особенности организации дистанционного обучения студентов неязыковых направлений в условиях пандемии. В статье рассмотрены преимущества и недостатки обучения с применением дистанционных технологий в вузе, приведены результаты опроса, в ходе которого было выявлено мнение студентов по различным аспектам онлайн-образования во время продолжающейся пандемии. Научная новизна исследования заключается в том, что полученная авторами оценка организации дистанционного обучения студентов в условиях пандемии выявляет необходимые перспективные меры по организации онлайн-образования в вузах. В результате исследования уточнено понятие «дистанционное обучение» в связи с цифровой трансформацией системы высшего образования; выявлены позитивные и негативные аспекты в организации дистанционного обучения в вузах в период пандемии; определены меры, необходимые для эффективной организации дистанционного обучения в период пандемии.
EN
Organising Distance Learning for Non-Linguistic Students in the Context of the Pandemic
Gramma D. V., Sergienko N. A.
Abstract. The purpose of the study is to analyse features of organising distance learning for non-linguistic students in the context of the pandemic. The article examines advantages and disadvantages of distance learning in higher education institutions, presents results of a survey that has revealed students' opinions on various aspects of online education during the ongoing pandemic. Scientific novelty of the study lies in the fact that the authors' assessment of students' distance learning organisation in the context of the pandemic reveals the necessary forward-looking measures for online education organisation in higher education institutions. As a result, the study has clarified the notion "distance learning" in connection with digital transformation of the higher education system, identified positive and negative aspects in distance learning organisation in higher education institutions during the pandemic, identified the measures necessary for effective organisation of distance learning.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена значительным влиянием коронавирусной инфекции COVID-19 на образование. В результате пандемии образовательный процесс резко изменился с заметным ростом дистанционного и электронного обучения, когда учебная деятельность осуществляется удаленно и на цифровых платформах.
Основой дистанционного образования выступает предоставление возможности обучения посредством применения дистанционных технологий независимо от места нахождения обучающегося. Первоначально такое образование было ориентировано на сотрудников, работающих полный рабочий день, и тех, кто находится в удаленных регионах, но со временем дистанционное обучение стало все более распространенным в других сферах. До вспышки ШУГО-19 дистанционное образование демонстрировало скромный, но устойчивый рост. По данным Национального центра статистики образования, 34,7% студентов колледжей были зачислены хотя бы на один онлайн-курс в 2018 году по сравнению с 33,1% в 2017 году. Это меньше, чем двухпроцентный рост с 2016 по 2017 год. Но уже в 2019 году глобальные инвестиции в образовательные технологии ^Тес^) достигли почти 18,7 миллиарда долларов [10].
Дистанционное образование в России получило свое развитие в 1993 году, когда было принято решение коллегии Госкомвуза 1993 года «О создании системы дистанционного образования в РФ» [4]. Первым опытом
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210061
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
дистанционного обучения в России стали курсы школы «ЕШКО» и «МИФИ». В рамках этих курсов учебные материалы высылались обучающимся по почте на дом, обратная связь осуществлялась так же - обучающийся отправлял по почте выполненные работы, которые проверяли, рецензировали и отправляли обучающимся. Курсы «МИФИ» получили дальнейшее развитие. На основе данных курсов можно было получить среднее техническое образование, сдав очно только итоговые экзамены и защитив диплом. Развитие интернет-технологий привело к совершенствованию каналов связи между студентами и образовательными учреждениями. Сначала обмен информации производился посредством применения электронной почты. Постепенно на сайтах образовательных учреждений, реализующих технологии дистанционного обучения, формировались личные кабинеты, где студенты проходили тесты, получали задания, отправляли на проверку готовые работы и получали консультации преподавателей. Дистанционное обучение становилось все более востребованным, так как давало возможность обучаться тем, кто не мог воспользоваться очной формой обучения. Дистанционное обучение обеспечило доступ к высшему образованию молодым людям с ограниченными возможностями и работающим. Кроме того, дистанционное обучение расширило возможность выбора вуза, сняв территориальные барьеры. Несмотря на востребованность дистанционных технологий, их развитие происходило неравномерно. Одни вузы стремились расширить их спектр, повышая технологичность и доступность, другие ограничивались обеспечением необходимого минимального уровня. Этот фактор стал определяющим в обеспечении эффективности образовательного процесса в период пандемии.
Таким образом, COVID-19 вынудил образовательные учреждения по всему миру приостановить традиционное обучение и перейти на дистанционное обучение. Этот факт заставил задуматься о новых способах и стратегиях высшего образования, чтобы обеспечить непрерывность процессов преподавания.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- обосновать сущность понятия и роли дистанционного обучения в образовании;
- проанализировать преимущества и недостатки, достоинства и проблемы в организации дистанционного обучения в вузах в период пандемии;
- сформулировать меры по организации дистанционного обучения в период пандемии.
Методы решения поставленных задач включали: анализ современной педагогической литературы, практического опыта организации дистанционного обучения студентов неязыковых направлений; опросные и статистические методы, направленные на выявление практического применения дистанционного обучения и его оценку.
Теоретической базой исследования послужили работы Г. В. Абрамян, Г. Р. Катасоновой [1], З. Б. Курбания-зова и др. [3], И. В. Пискуновой [5], которые в своих исследованиях рассмотрели роль дистанционного обучения в системе высшего образования в период карантинных мероприятий в связи с пандемией COVID-19.
Практическая значимость исследования заключается в том, что был предложен ряд необходимых мер для улучшения и развития стратегий онлайн-обучения студентов неязыковых направлений в условиях пандемии.
Обоснование сущности понятия и роли дистанционного обучения в образовании
Анализ публикаций на исследуемую тему показал, что на современном этапе так и не сформировано единого подхода к определению дистанционного обучения. Многие ученые считают, что дистанционное обучение - это временный переход в предоставлении образования к альтернативному онлайн-способу из-за кризисных обстоятельств (например, пандемий, войн, локальных конфликтов и других типов стихийных бедствий) [9]. Это метод обучения, при котором преподаватели и обучающиеся используют Интернет, электронную почту и другие ресурсы для занятий [11]. В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ под дистанционным образованием понимается инструмент, который может сделать процесс обучения более ориентированным на обучающихся, более инновационным и даже более гибким. Это обучение в синхронной или асинхронной среде с использованием различных устройств (например, мобильных телефонов, ноутбуков и т.д.) с доступом в Интернет [2]. Основным признаком дистанционного обучения, содержащимся во всех определениях, выступает обеспечение возможности обучения удаленно [6]. Дистанционное обучение стало развиваться в качестве одной из форм заочного обучения и с повсеместным появлением сети Интернет интенсифицировалось, получив широкую востребованность. Модернизация дистанционного обучения призвана реализовать основные принципы современного образования, определенные ЮНЕСКО: «образование для всех» и «обучение в течение всей жизни».
Реализация дистанционного обучения в его традиционном виде предполагает сочетание аудиторного и 1Т-обучения. В результате такого подхода сформировались три основные формы взаимодействия преподавателей и студентов:
- автономно-групповая;
- фронтально-коллективная;
- индивидуально-обособленная [3, с. 98].
Выбор формы зависит от потребностей вуза и учебного процесса.
Онлайн-образование долгое время оставалось невостребованным, но пандемия COVID-19 сделала дистанционное обучение необходимым процессом и вынудила различные организации внезапно изменить свои стратегии рабочего процесса, внедряя новые технологии. Основным отличием реализуемых технологий
от стандартного дистанционного обучения стал полный переход на использование онлайн-обучения [7]. Поддержка онлайн-библиотек, телетрансляции, онлайн-ресурсы, видеолекции и онлайн-каналы были введены как минимум в 96 странах. Чтобы увеличить охват занятий среди населения, министерства образования во всем мире транслировали прямые трансляции уроков по различным предметам по телеканалам [8]. Правовой основой перехода вузов на онлайн-технологии в России стали рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (приказ № 397 от 14.03.2020) [1].
В большинстве случаев у многих организаций как в России, так и за рубежом не было достаточно времени продумать, как новые стратегии и связанные с ними технологии должны быть внедрены и интегрированы в процесс обучения. Исследователи попытались понять точку зрения студентов на онлайн-образование во время пандемии COVID-19, используя эмпирические исследования в Индии (Л. Мишра, Т. Гупта и А. Шри, 2020), Сербии (П. Божович, Д. Вуйошевич и Дж. Сух, 2020) и США (А. Патрисия, 2020). Все исследования проводились в течение первых недель после вспышки пандемии. Следовательно, чтобы сделать вывод о качестве дистанционного обучения, необходимы дальнейшие исследования в этом направлении.
Таким образом, это образовательный процесс, который реализуется наряду с традиционным очным обучением, но рассматривается с точки зрения процессов замещения. В широком смысле дистанционное обучение часто является синонимом онлайн-обучения. Основным признаком дистанционного образования является использование интернет-технологий для обеспечения связи и обмена информацией. Пандемия COVID-19 инициировала цифровую трансформацию высшего образования. В результате кризиса технологии, которые обычно внедрялись постепенно, были представлены в течение ограниченного количества дней.
Преимущества и недостатки, достоинства и проблемы в организации дистанционного обучения в вузах в период пандемии
Процесс дистанционного обучения в России в различных вузах существенно отличался. Мы провели опрос в социальной сети «ВКонтакте», в ходе которого выяснили мнение студентов о различных аспектах онлайн-образования во время продолжающейся пандемии. В опросе приняли участие 100 студентов неязыковых направлений из 20 вузов из 8 регионов. Так, все респонденты отметили, что их вузы в полном объеме перешли на онлайн-обучение. Также все респонденты проинформировали, что в вузах, где они обучаются, был введен пропускной режим, и проводилась регулярная дезинфекция. При этом возможность посещать вуз отметили лишь 6% студентов, 3% опрошенных сообщили, что в качестве мер самоизоляции были закрыты и общежития. Исключения были сделаны только для студентов из других стран.
Проведенное исследование показало, что большинство вузов применяло прямые онлайн-трансляции, и только 8% опрошенных отметили, что в их вузах для подачи материала применяли стандартные лекции, размещенные на интернет-площадках. Анализ литературы показал, что в тех вузах, где преподаватели индивидуально записывали все лекции и обеспечили обратную связь, студенты выше оценили эффективность образовательного процесса [5].
Изучив вопросы оценки качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения, мы пришли к выводу, что положительную оценку со стороны студентов получил опыт взаимодействия посредством социальных сетей. Так, в большинстве вузов взаимодействие было организовано с помощью социальной сети «ВКонтакте». Кроме того, широко применялись мобильные мессенджеры (Viber, WhatsApp). Мы полагаем, что осуществление обратной связи посредством видео- и аудиосообщений позволило повысить эффективность образовательного процесса.
Ряд респондентов (13%) отметили, что в вузах, где они проходят обучение, и до пандемии было эффективно организовано электронное взаимодействие между преподавателями и студентами посредством регистрации личного кабинета, 16% написали об эффективности получения обратной связи через форум, открытый на официальном сайте вуза. Согласно имеющимся научным данным относительно методологических вопросов организации дистанционного обучения в условиях пандемии, образовательные онлайн-платформы также позволили студентам отправлять задания. Инструменты видеоконференцсвязи, такие как Google Meet и Zoom, помогали обучающимся в организации онлайн-лекций и дискуссионных сессий. Этот факт указывает на то, что многие обучающиеся уже адаптированы к цифровому пространству. Хотя, согласно опросу, использование стандартных технологий видеоконференцсвязи, как отметили 63% опрошенных, происходило со сбоями, так как стандартный канал конференц-связи предусматривает ограниченное число пользователей. При этом более 85% опрошенных посчитали, что они испытывали затруднения при обучении, связанные с перегрузкой LMS платформы. В период пандемии, когда все вузы перешли на дистанционное обучение, многие платформы были перегружены, что приводило к падению уровня сигнала и качества трансляции. Также 11% респондентов сообщили, что в период самоизоляции они находились в общежитии, где качество интернет-связи было низким, что создавало проблемы при реализации образовательного процесса.
15% респондентов заявили о проблемах в сфере получения оперативной обратной связи от преподавателя. 6% опрошенных отметили, что причиной низкого уровня коммуникации было отсутствие необходимых навыков у преподавателей. В основе этой проблемы лежит тот факт, что далеко не все преподаватели вузов были ранее задействованы в процессе организации дистанционного обучения. Проанализировав полученные ответы, мы выявили, что в период всеобщего перехода на онлайн-обучение уровень педагогических навыков оказался недостаточным для организации эффективного процесса дистанционного образования. Те преподаватели,
чей уровень подготовки в сфере интернет-технологий не позволял эффективно организовать образовательный процесс, были вынуждены обращаться за помощью к 1Т-специалистам вуза или преподавателям-тьюторам. Так, 17% опрошенных проинформировали, что их вузы были закрыты для студентов, но преподаватели посещали вуз, многие вели трансляции с рабочего места, так как оборудование, установленное у них дома, не позволяло осуществлять образовательный процесс. Как полагают некоторые исследователи (А. Ю. Курин [4], Л. Р. Хакимова [7]) преподаватели были вынуждены изучить новые методы онлайн-образования и приспособиться к онлайн-обучению.
Важно отметить, что в период пандемии только некоторые вузы прекратили научно-исследовательскую работу. Большинство же (41%) сосредоточилось на проведении теоретических исследований. 12% респондентов отметили, что в вузах, где они обучаются, научно-исследовательская работа реализовывалась при помощи виртуальных симуляторов. 48% респондентов проходили практику на основе предоставленных материалов. В тех вузах, где прохождение практики требует очного присутствия студентов, было принято решение о переносе сроков прохождения практики, что отметили 26% опрошенных; 12% респондентов проходили практику очно, с соблюдением необходимых мер защиты.
Так как большинство вузов были готовы к переходу на полное дистанционное обучение, 70% респондентов написали, что график сессии в их вузах не претерпел изменений. 6% респондентов отметили, что в вузах, где они обучаются, были перенесены сроки защиты ВКР.
Изучение научных источников по теме исследования позволяет нам констатировать, что переход на всеобщее дистанционное обучение в период пандемии показал, что те вузы, которые активно применяли различные формы и технологии дистанционного обучения, смогли эффективно осуществлять образовательный процесс, рассматривая этот период как новый опыт, позволяющий совершенствовать технологии самообразования, саморазвития [9]. В таких вузах активно продолжалась научно-исследовательская работа, образовательный процесс осуществлялся в соответствии с утвержденной программой. Студенты отметили явное преимущество индивидуально записываемых лекций, обеспеченных возможностью получения обратной связи от преподавателя перед стандартными лекциями, размещенными на общих образовательных платформах.
Принимая во внимание тот факт, что сегодня перед вузами стоит задача по устранению выявленных проблем, мы считаем, что финансовый вопрос выступает важным аспектом организации обучения в период пандемии. Использование интернет- и телекоммуникационных технологий повлекло рост затрат вузов, тогда как для многих студентов период пандемии был связан с ухудшением финансового положения. Так, по результатам проведенного нами опроса, во многих вузах студентам предоставили возможность вносить оплату частями, предоставив рассрочку платежей. Однако стоимость обучения вузы не снизили. Это обусловлено тем, что большинство из них реализовало образовательные программы в полном объеме, а следовательно, основания для снижения стоимости обучения отсутствуют. Для решения этого вопроса необходимо совершенствование правовой базы и закрепление на законодательной основе предоставления рассрочки оплаты обучения или компенсации расходов в этот период за счет государственных средств.
Теоретико-методологический анализ научных источников по проблеме исследования [1; 8; 10] показал, что многие вузы в период пандемии обеспечивали занятость студентов посредством предоставления работы на кафедре. В большинстве вузов продолжили работу консультации по профессиональной ориентации студентов, проводились вебинары, направленные на предоставление консультаций по вопросам составления резюме, организации самозанятости и пр. [1].
Не менее важной задачей, как мы полагаем, выступает поиск путей организации работы таких вузов, обучение в которых не может быть полностью переведено в электронный формат. В период пандемии такие вузы вынуждены были перенести сроки сессии, сроки прохождения практик и защиты ВКР.
Анализируя организацию дистанционного обучения студентов в период пандемии, нельзя не отметить и тот факт, что в дистанционный формат была переведена и внеучебная работа. Клубы по интересам и творческие объединения также перешли на онлайн-формат. На основе опроса мы пришли к выводу, что такой формат работы позволил сохранить общность, обеспечить поддержку привычного уклада жизни, обеспечить психологическую поддержку. Затрагивая психологический аспект проблемы, необходимо отметить, что в период пандемии во многих вузах была организована дистанционная психологическая помощь. Необходимость в психологической поддержке обусловлена тем, что резкий переход на новый формат обучения привел к формированию стресса, что в сочетании с вынужденной изоляцией, ограничением общения привели к развитию психологических проблем не только у студентов, но и у преподавателей. Исследователи также отмечают, что дистанционное обучение несет в себе рост нагрузки как на студента, так и на преподавателя. Для студента нагрузка увеличивается за счет роста объема самостоятельной работы, для преподавателя -за счет постоянной готовности выйти на связь, необходимости разработки новых подходов и методик в обучении [5]. Сервисы психологической помощи формировались при привлечении преподавателей психологии, студентов старших курсов профильных направлений, волонтеров.
Таким образом, проведенный опрос был реализован с учетом практического опыта студентов в период дистанционного обучения в условиях пандемии. В ходе опроса мы ориентировали вопросы на оценку организации онлайн-образования в высших учебных заведениях, использование различных образовательных инструментов и практические проблемы обучения. Согласно опросу, качество образовательного процесса в онлайн-среде в период пандемии зависело от множества факторов, среди которых: уровень подготовки преподавателей в использовании технологий; стиль преподавания; взаимодействие со студентами; обратная
связь. По результатам анализа полученных данных можно отметить, что в большинстве вузов удалось обеспечить эффективную организацию образовательного процесса. Основные результаты показывают, что и преподаватели, и студенты смогли адаптироваться к текущим изменениям. В качестве основных проблем необходимо выделить: неготовность 1Т-площадок к таким нагрузкам; недостаток опыта дистанционного обучения у ряда преподавателей; отсутствие эффективных каналов связи и устройств как у преподавателей, так и у студентов.
Перспективные меры по организации дистанционного обучения в период пандемии
Основываясь на результатах анализа проведенного опроса, мы пришли к выводу, что на современном этапе в системе высшего образования РФ стоит применить ряд необходимых мер по успешной организации дистанционного обучения в период пандемии. К числу основных можно отнести следующие меры:
- разработать и обеспечить работу интернет-платформ, обеспечивающих длительность работы и выдерживающих большие нагрузки;
- повысить уровень 1Т-подготовки преподавателей;
- снабдить общежития эффективными каналами электронной связи;
- модернизировать разделы сайтов вузов, обеспечивающих обратную связь;
- наполнить электронные библиотеки сайтов вузов видеолекториями, презентациями, позволяющими эффективно организовать процесс дистанционного обучения;
- установить нормы правового регулирования финансовых взаимоотношений вузов и студентов в периоды пандемии и других чрезвычайных ситуациях, приводящих к переходу на дистанционное обучение;
- спроектировать правовые и организационные правила регулирования организации процесса обучения по специальностям, требующие личного присутствия студента и преподавателя на период введения ограничительных мер.
Планирование программ дистанционного обучения должно согласовываться с общими стратегиями реагирования на внезапное прерывание обучения. При планировании следует руководствоваться необходимостью разрабатывать и проводить дистанционное обучение способами, которые не усугубляют существующее он-лайн-образование, а также непосредственными потребностями и долгосрочными целями. Перечисленные меры могут помочь при проектировании более гибких систем образования после пандемии COVID-19.
Заключение
Как показало проведенное исследование, в эпоху технологий одной из основных задач университетов является интеграция инновационных систем онлайн-образования. Это образовательный процесс, в котором эффективно используется широкий спектр инструментов и технологий. Так, дистанционное обучение становится неотъемлемым способом обучения в высших учебных заведениях в период пандемии.
Результаты проведённого опроса указывают на то, что переход к онлайн-обучению в России был осуществлён быстро и достаточно эффективно. Проблемы, которые вынуждены были решать студенты в условиях дистанционного обучения, можно отнести как к трудностям технического характера (низкая скорость Интернета, перегрузка LMS платформ и др.), так и к проблемам, связанным с уровнем подготовки преподавателей в сфере интернет-технологий, с переносом графика сессий и защиты ВКР, понижением качества образования.
В отношении дальнейшего развития дистанционного обучения мы считаем, что необходимо создание подходящей инфраструктуры; предоставление платформы дистанционного обучения, предлагающей тренажеры, адаптированные для каждого сектора обучения; решение проблемы мгновенного взаимодействия с большим числом студентов; обучение правильному использованию онлайн-платформ. Благодаря своим разнообразным функциям дистанционное обучение может улучшить образовательный процесс. Учреждения, которые когда-то не решались перейти на онлайн-обучение из-за опасений по поводу более низких показателей успеваемости обучающихся, теперь планируют перейти к большему количеству онлайн-классов и разработке онлайн-курсов. Все больше и больше вузов оценивают, какие учебные курсы лучше всего подходят для дистанционного обучения и обеспечивают более высокий уровень профессионального развития преподавателей. Текущее быстрое и принудительное внедрение онлайн-преподавания, вероятно, приведет к постоянным изменениям, которые могут помочь ускорить и улучшить платформы онлайн-обучения и педагогические методы.
Представленные в исследовании меры по организации дистанционного обучения в период пандемии могут существенно повысить готовность системы образования к переходу в случае необходимости на полное дистанционное обучение. Студенты считают онлайн-образование жизнеспособной альтернативой в нынешних обстоятельствах, а преподаватели в свою очередь должны попытаться сделать онлайн-образование более приемлемым для студентов.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в более детальном изучении современных методов дистанционного обучения, например, в анализе технологий массовых открытых онлайновых курсов с использованием специальных мультимедийных средств. Влияние таких методов, как перевернутый класс, тематические исследования и геймификация может быть изучено в недалеком будущем.
Источники | References
1. Абрамян Г. В., Катасонова Г. Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=29830 (дата обращения: 12.05.2021).
2. Инновационное развитие - от Шумпетера до наших дней: экономика и образование [Электронный ресурс]: сборник статей по материалам участников Второй ежегодной международной научно-практической конференции. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24660414_97546975.pdf (дата обращения: 08.05.2021).
3. Курбаниязов З. Б., Тоиров Э. С., Язданов А. Я., Худайкулова Ш. И., Давлатов С. С., Амонов М. М. Информационно-коммуникативные технологии в развитии непрерывного медицинского образования // Лингво-психо-педагогические аспекты и методы их применения в обучении: республиканский сборник научных статей и тезисов. Самарканд: Самаркандский медицинский университет, 2012. С. 98-100.
4. Курин А. Ю. Роль и место дистанционного обучения в подготовке будущего специалиста социальной работы [Электронный ресурс]. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2010/04/18.pdf (дата обращения: 08.05.2021).
5. Пискунова И. В. Реализация дистанционного обучения в период мировой пандемии на платформе idroo.com [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/304/68586/ (дата обращения: 25.04.2021).
6. Регуш Л. А., Орлова А. В. Педагогическая психология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2016. 416 с.
7. Хакимова Л. Р. Роль дистанционного обучения в системе высшего образования в период карантинных мероприятий в связи с пандемией COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://ojs.ukrlogos.in.ua/index.php/ interconf/article/view/2582 (дата обращения: 04.05.2021).
8. Chakraborty P., Mittal P., Gupta M. S., Yadav S., Arora A. Opinion of students on online education during the COVID-19 pandemic [Электронный ресурс]. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/hbe2.240 (дата обращения: 08.05.2021).
9. Elfirdoussi S., Lachgar M., Kabaili H., Rochdi A., Goujdami D., El Firdoussi L. Assessing Distance Learning in Higher Education during the COVID-19 Pandemic [Электронный ресурс]. URL: https://www.hindawi.com/journals/edri/ 2020/8890633/ (дата обращения: 08.05.2021).
10. The Evolution of Distance Education in 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://educationonline.ku.edu/ community/distance-education-evolution-in-2020 (дата обращения: 08.05.2021).
11. What Is Distance Learning? The Benefits of Studying Remotely [Электронный ресурс]. URL: https://www.uopeople. edu/blog/what-is-distance-learning/ (дата обращения: 01.06.2021).
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Грамма Дарья Викторовна1, к. филол. н., доц. Сергиенко Наталья Анатольевна2, к. филол. н., доц. 1 2 Сургутский государственный университет
Gramma Darya Victorovna1, PhD Sergienko Natalia Anatolievna2, PhD 1 2 Surgut State University
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 12.05.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.
Ключевые слова (keywords): дистанционное обучение; студенты неязыковых направлений; пандемия; онлайн-образование; дистанционные технологии обучения; distance learning; non-linguistic students; pandemic; online education, distance learning technologies.