Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
интерактивность личности / интерактивные технологии / интенция / интуиция / коммуникативная интенция / смыслосозидающие технологии / personality interactivity / interactive technologies / intention / intuition / communicative intention / meaning-creating technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А., Абдурагимова Л.А.

Приоритетом образования в последние годы определено развитие личности и расширение ее способности к адаптации в новых условиях жизни. Основным средством реализации такой цели предлагаются интерактивные образовательные технологии. Однако пока остается без внимания такой важный источник интерактивности как интенция личности студента, его способность к взаимодействию с другими людьми, явлениями природы и собственным развитием. Интерактивность, развиваемая на основе интенции, проявляемой в форме любопытства, любознательности, интуиции и способности создавать собственный смысл изучаемых знаний и явлений, должна стать личностным свойством студентов. Создание условий проявления и развития интерактивности как сущностного личностного свойства студентов требует включения в учебные средства и технологии механизмы стимулирования и поддержки разных форм интенции: выявление и толкование интенции источника информации на основе приемов герменевтики, выявление и разрешение противоречий в знаниях или способах их изучения, использование заданий на продолжение мысли, групповое обсуждение идей, позиций и проектов, реализация смыслосозидающих и рефлексивных технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А., Абдурагимова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERAKTIVITY OF THE CTUDENTS PERSONALITY IN THE EDIKATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

In recent years, the priority of education has been the development of the individual and the expansion of his ability to adapt to new conditions of life. Interactive educational technologies are offered as the main means of realizing this goal. However, so far such an important source of interactivity as the intention of the student's personality, his ability to interact with other people, natural phenomena and his own development, remains unattended. Interactivity, developed on the basis of intention, manifested in the form of curiosity, curiosity, intuition and the ability to create their own meaning of the studied knowledge and phenomena, should become a personal property of students. The creation of conditions for the manifestation and development of interactivity as an essential personal property of students requires the inclusion of mechanisms for stimulating and supporting various forms of intention in educational tools and technologies: identifying and interpreting the intention of the source of information based on the techniques of hermeneutics, identifying and resolving contradictions in knowledge or methods of studying it, using assignments continuation of thought, group discussion of ideas, positions and projects, the implementation of meaning-creating and reflective technologies.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

Литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Просвещение. 1975. - 157 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Виленский М.Я., Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н., Масалова О.Ю., Филимонова С. И., Щербаков В.Г. Физическая культура: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» / Под

редакцией М.Я. Виленского. - Москва, 2013. - (2-е изд, стер.). - 340 с.

4. Магин В.А. Применение современных подходов к формированию культуры здоровья педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 2 (75). - С.227-228.

5. Садовой В.П. Организация массового студенческого спорта: учебно-методическое пособие / под ред. профессора В.А. Магина. - М.: Изд-во Московского института государственного управления и права, 2018. - 248 с.

РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Нюдюрмагомедов А.Н.

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский

государственный университет Савзиханова М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры обшей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет Абдурагимова Л.А.

кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра психологии, Северо-Кавказский филиал,

Российская правовая академия Минюста

DEVELOPMENT OF INTERACTIVITY OF THE CTUDENTS PERSONALITY IN THE EDIKATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Nyudyurmagomedov A.

ScD in Education, Professor, General and Social Pedagogy Department, Dagestan State University, Makhachkala Savzikhanova M.

PhD in Education, Associate Professor, General and Social Pedagogy Department, Dagestan State University, Makhachkala Abduragimova L.

PhD in Education, Lecturer, Psychology Department, North Caucasus Branch, Russian Law Academy,

Ministry of Justice of the Russian Federation, Makhachkala

АННОТАЦИЯ

Приоритетом образования в последние годы определено развитие личности и расширение ее способности к адаптации в новых условиях жизни. Основным средством реализации такой цели предлагаются интерактивные образовательные технологии. Однако пока остается без внимания такой важный источник интерактивности как интенция личности студента, его способность к взаимодействию с другими людьми, явлениями природы и собственным развитием. Интерактивность, развиваемая на основе интенции, проявляемой в форме любопытства, любознательности, интуиции и способности создавать собственный смысл изучаемых знаний и явлений, должна стать личностным свойством студентов. Создание условий проявления и развития интерактивности как сущностного личностного свойства студентов требует включения в учебные средства и технологии механизмы стимулирования и поддержки разных форм интенции: выявление и толкование интенции источника информации на основе приемов герменевтики, выявление и разрешение противоречий в знаниях или способах их изучения, использование заданий на продолжение мысли, групповое обсуждение идей, позиций и проектов, реализация смыслосозидающих и рефлексивных технологии.

ABSTRACT

In recent years, the priority of education has been the development of the individual and the expansion of his ability to adapt to new conditions of life. Interactive educational technologies are offered as the main means of realizing this goal. However, so far such an important source of interactivity as the intention of the student's personality, his ability to interact with other people, natural phenomena and his own development, remains unattended. Interactivity, developed on the basis of intention, manifested in the form of curiosity, curiosity, intuition and the ability to create their own meaning of the studied knowledge and phenomena, should become a personal property of students. The creation of conditions for the manifestation and development of interactivity as an essential personal property of students requires the inclusion of mechanisms for stimulating and supporting various

forms of intention in educational tools and technologies: identifying and interpreting the intention of the source of information based on the techniques of hermeneutics, identifying and resolving contradictions in knowledge or methods of studying it, using assignments continuation of thought, group discussion of ideas, positions and projects, the implementation of meaning-creating and reflective technologies.

Ключевые слова: интерактивность личности, интерактивные технологии, интенция, интуиция, коммуникативная интенция, смыслосозидающие технологии

Keywords: personality interactivity, interactive technologies, intention, intuition, communicative intention, meaning-creating technologies

Научные исследования последних лет в области развития профессионального образования выявили более перспективным направлением переход на интерактивные средства и технологии образования, поскольку они открывают студентам возможность в свободе выбора, изложения своей точки зрения, создания своего смысла в изучаемых знаниях о природных и общественных явлениях и процессах. Актуальность интерактивных технологий обучения связана еще с тем, что интерактивность является сущностью и главным фактором продуктивности учебного процесса. Таким образом одним из перспективных направлений продуктивности учебного процесса в вузе можно считать технологии интерактивного обучения.

Однако интерактивность в научных исследованиях и образовательной практике пока не получила конкретного однозначного определения. В самом широком смысле под интерактивностью понимают взаимодействие человека с чем-либо или кем-либо. В психологии она считается способностью человека находиться в режиме диалога. В социологии она выражает процесс, в ходе которого люди своим поведением влияют друг на друга. В педагогике интерактивность определяется как «интенсивное целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся в целях развития педагогической системы и ее участников [1], в котором участники взаимодействуют друг с другом, моделируют ситуации, решают проблемы, конструируют проекты, оценивают результаты совместной деятельности [2, с.2]. В педагогическом процессе интерактивность, как правило, понимают как активное вовлечение слушателя (его мыслительных процессов) в ситуации, которые позволяют подготовиться к более эффективной деятельности [3] Интерактивность в последнее время прочно закрепилась за использованием компьютерных средств и Интернет ресурсов, в которых ее рассматривают как «способность информационно-коммуникационной системы активно и разнообразно реагировать на действия пользователя» [4]. Но при этом остается без внимания ин-тенциональность учебных заданий в аудиторном обучении и заданий для дистанционного обучения. Составители таких учебных заданий должны вкладывать в содержание и способы выполнения заданий механизмы, стимулирующие и поддерживающие интенциональные возможности студентов.

Интерактивность, по существу, должна стать личностным свойством студентов, от уровня развития которой зависит продуктивность учебного познания. С таких позиций интерактивность в энциклопедическом словаре педагога трактуется как

"нравственно-этическое качество личности, выражающееся как готовность к общению, сотрудничеству, как умение найти себе место в совместной деятельности, как склонность к установлению благоприятных отношений с членами групп. [5]. Соглашаясь с такой оценкой интерактивности, однако считаем необходимым расширить его значение на интеллектуальную и эмоциональные характеристики личности. Рассмотрение интерактивности как одного из существенных свойств студента позволяет считать ее сложным интегративным феноменом, основанном на интенции, любопытстве, любознательности, интуиции, смыслосозидании и альтруистских чувствах, объективно присущих любому человеку. Чтобы понять сущность и роль интерактивности в учебном познании студентов, необходимо выявить и оценить сущностные связи с ней этих от природы присущих человеку потенциальных ресурсов. Проведенный анализ характеристики интерактивности показывает, что пока остается без внимания такой важный источник интерактивности как интенция самого студента, его способность к взаимодействию с другими людьми, явлениями природы и собственным развитием.

Анализ психологических и педагогических исследований позволяет определить более существенным потенциалом, влияющим на интерактивность человека, интенцию, как врожденное стремление человека к познанию предметов и явлений, его способность направлять свой ум на познание смыслов [5]. При этом интенциональность определяется как направленность целей человека на предстоящее дело, помогающая воспринимать мир, обнаруживать взаимосвязи с предметами и явлениями [6]. Исследователи отмечают, что в любом социально ориентированном коммуникативном акте, а обучение является именно таким актом, можно выделить уровень интенциональных особенностей общения коммуникатора с воспринимающей стороной [3]. Известный философ Э.Гусерль отмечает, что любой человек имеет свою собственную интен-циональную структуру с адекватными компонентами и энергетическим потенциалом, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов [7]. Психолог В. Франкл связывает интенцию личности со смыслом, который создает человек в познании о явлениях мира, действиях и поведении других людей. Актуализируя роль интенции и интерактивности личности в любом познавательном процессе, он указывает, что «смысл нельзя дать, его нужно найти» активными мотивированными действиями

самого познающего с учетом его направленности на конкретные области внешнего мира [8].

Изначально интенция проявляется как любопытство, которое считается врожденной, нецеленаправленной потребностью человека в познании действительности. В психологии любопытство определено как важнейший психоэмоциональный механизм, положительно влияющий на развитие и самоактуализацию личности [9]. На основе любопытства как внимания и интереса ко всему, что окружает человека, возникает любознательность в форме сознательной целенаправленной потребности в познании и приобретении новых знаний.

Интенция как основа интерактивности иногда актуализируется в форме интуиции, как прямого непосредственного познания истины, без обращения к рассуждениям и имеющемуся у человека опыту [9]. Считается, что она обладает не подлежащей измерению энергией, которую нельзя объяснить рационально, однако считается, что подспудно она бывает у всех людей без исключения, и характеризует оперативность и неординарность мышления. Соответственно, можно предполагать, что такое свойство личности максимально может проявиться в области интенции.

Одной из внутренних побуждений человека к открытости другим людям выступают альтруист-ские чувства обучающихся, которые в педагогических исследованиях также не находят должного внимания. Альтруизм как стиль общения и поведения в философии, социологии, психологии рассматривается как направленность поведения личности, благодаря которому человек совершает действия или поступки, связанные с благополучием других людей. В психологии его характеризуют как экс-травертность, которой присущи такие свойства как импульсивность и открытость в общении. Однако альтруистические чувства проявляются из-за внутренних побуждений, направленных на заботу о других людях, которая сближает эти чувства с интенцией в потенциальном аспекте и с интерактивностью в их актуализации в учебных диалогах и самопрезентации студентов. Соответственно в развитии интерактивности как личностного свойства студентов альтруистские чувства можно продуктивно использовать в аспекте развития их открытости и корректности общения, возможности быстрого нахождения общего языка с другими людьми.

Приведенные характеристики интерактивности и других внутренних ресурсов активности личности, связанных с ней, выявленных в сравнительном теоретическом анализе, позволяет выдвинуть концептуальное положение о необходимости создания и использования интерактивной образовательной среды для развития интерактивности как личностного свойства студентов. При этом в создании учебных средств и интерактивной среды используется интенциональных потенциал преподавателей и информационных средств, который должен способствовать актуализации интенции студентов в различных ее проявлениях.

Придерживаясь такой позиции, была организована экспериментальная работа в области изучения

педагогических дисциплин на разных направлениях профессиональной подготовки студентов в Центре интерактивных образовательных технологий Дагестанского государственного университета. Целью исследования было выявление и обоснование продуктивности использования интенции студентов в развитии их интерактивности в учебном процессе. Исходя из данной цели, в эксперименте разработаны и обоснованы разные методики создания интерактивной учебной среды, способствующие развитию интерактивности студентов:

- выявление различных толкований интенции источника информации на основе приемов герменевтики;

- разработка и использование заданий на выявление противоречий в знаниях или способах их изучения;

- разработка и апробация заданий на продолжение студентами мыслей друг друга;

- организация группового обсуждение и решение учебных проблем;

- разработка и защита индивидуальных и групповых проектов;

- включение студентов в смыслосозидающие и рефлексивные технологии;

Номинальная характеристика этих методик позволяет выявить механизмы влияния интенции студентов на развитие их интерактивности в учебном процессе. Так в научных исследованиях выявлено, что выделение привлекательных и значимых сторон объектов, предметов, субъектов и явлений внешнего мира способствует развитию мотиваци-онно-смысловой интенции личности [11]. В связи с этим была проведена методика выявления различных толкований интенции источника информации на основе приемов герменевтики. Более продуктивно такого характера задания можно использовать в гуманитарных дисциплинах, поскольку в каждое художественное произведение автор вкладывает свою интенцию и смысл, а студентам по заданию преподавателя необходимо выявить и оценить ее. Например, М. Горький в стихотворении «Песнь о соколе» написал, что «рожденный ползать, летать не может». В итальянских рассказах наказанием Ларе - сыну орла, за убийство девушки он предлагает свободу. Что он этим хотел сказать? В этих целях оправдывают задания на выявление интенции и смысла фольклорных произведений, в которых выражен глубокий смысл народной мудрости и творчества. В естественно-научных дисциплинах в этом аспекте оправдывают задания на понимание смысла и значения основных понятий, терминов и законов. Например, «Какая вода энергичнее: в желобе до мельницы или после мельницы? (закон сохранения энергии)», «Каким образом вода замерзает при 00 и лед тает при 00?», «Куда девается электрический ток в проводе от включателя до лампочки при выключении лампочки? (понятие тока)», «Являются ли мысли человека диффузией?», «каких чисел больше, натуральных или целых? (теория множеств)». Выполняя такие задания индивидуально или группами, студенты вынуждены мобилизовать свою интенцию и интуицию,

чтобы создать свой смысл приведенных ситуаций, что приводит к глубокому осмыслению и пониманию их сущности.

Методика выявления и разрешения противоречий в знаниях или способах их изучения не имеет ограничений и возможна для применения в любой области знаний. Только при составлении таких заданий преподавателям необходимо обнажить неявные противоречия и представить их студентам для осмысления. В таких целях можно практиковать задания следующего характера: «У Евклида точка то, что не имеет размеров, а линия - длина без ширины. Как он смог построить геометрию на плоскости на основе таких утверждений?», «Личность — это маска, которую надевает человек при выходе к другим людям (Н.Рерих). Когда мы становимся самим собой?» «Лучше тот учитель, который мало работает на уроке. А когда он работает больше?»

Методика выполнения заданий на продолжение мысли продуктивны в технологиях эстафетного диалога, в которых необходима максимальная сосредоточенность на обсуждаемой проблеме, улавливание интенции предшествующего участника, проявление своей интенции при создании своего смысла, корректного продолжения мысли и способности передать свой смысл другому для продолжения. Все эти аспекты выражения своей интенции и способности к взаимодействию с другими участниками диалога продуктивно работают на развитие у студентов интерактивности в корпоративной среде.

Смыслосозидающие интерактивные технологии также основаны на интенции личности, но требуют перестройки учебного процесса на знания-мнения, позиции, размышления, диалог и собственное осмысление студентами известных в науке и культуре истин. В связи с этим в смыслосозидаю-щих технологиях создаются условия допущения, стимулирования и поддержки разных мнений студентов о одинаковых для всех знаниях-истинах [12, с. 10]. Однако смыслосозидающие образовательные технологии пока не находят должного внимания в профессиональном образовании. Так, проведенное тестирование на выявление отношения студентов магистратуры к роли знаний в развитии личности показало, что объективными их считают 79%, изменчивыми - 8%, собственным мнением первооткрывателя - 12%, зависимыми от мнения преподавателя - 17%, аналогами в различных областях -18%, возможными для изменения по ходу изучения - 8% и влияющими на развитие человека -25%. Результаты тестирования показывают, что очень незначительная часть лучших студентов вуза осознают возможность и необходимость мобилизации собственной интенции в изучении и преобразовании знаний и ее влияния на свое развитие. На этой неопределенной основе студентам предлагались задания на выявление сущности явлений, рассуждения от противного, поиск разных интерпретаций знаний, анализ парадоксов, коллизий и противоречий, которые способствовали актуализации интенции и собственного смысла студентов в изучаемых знаниях и способах деятельности.

На завершающем этапе каждой методики использовались рефлексивные технологии, в которых студены получали возможность оценить позитивные изменения в своем развитии под влиянием той или иной методики интерактивных технологий и способности к интеракции.

Результаты эксперимента оценивались с использованием модернизированной методики Дж. Ньютена, анализом практических работ и наблюдений за студентами во время диалогов, а также мнением независимых экспертов. Критериями оценки динамики развития интерактивности студентов использованы, проявление любопытства и любознательности, способность к созданию собственного смысла в изучаемых знаниях и явлениях, а также открытость коммуникации. Анализ результатов показал, что частота проявления любопытства повысилась на 22%, любознательности - на 28%, способность к созданию смыслов возросла на 23%, количество студентов, проявляющих открытость коммуникации, возрос на 32%. Поскольку все эти критерии являются проявлениями интенции личности, можно утверждать, что актуализация интенции способствует развитию интерактивности как существенного свойства студентов в учебном процессе.

Обобщение результатов исследования приводит к следующим научно-методическим положениям:

1. В связи с переориентацией целей образования с усвоения знаний на развитие студентов перспективными становятся интерактивные технологии обучения

2. Интерактивность в учебном процессе должна ставть личностныйм свойством студентов.

3. Одним из действенных ресурсов развития интерактивности студентов является интенция как врожденная направленность на определенные области действительности и профессии.

4. Интенция студентов в учебном процессе актуализируется через любопытство, любознательность, интуиция и альтруистские чувства.

5. В развитии интерактивности студентов более продуктивны интерактивные технологии с использованием: различных толкований интенции источника информации на основе приемов герменевтики, заданий на выявление противоречий в знаниях или способах их изучения, заданий на продолжение студентами мыслей друг друга, группового обсуждения и решения учебных проблем, индивидуальных и групповых проектов, смыслосози-дающих и рефлексивные технологии.

Литература

1. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. №7. С. 101-104

2. Нюдюрмагомедов А.Н., Ибрагимов Н.Г., Савзиханова М.А., Развитие самоорганизации студентов на основе интерактивных технологий обучения // Высшее образование сегодня, 2020, № № 6. С. 48-53

3. Адамьянц Т.З. Интенция как равнодействующая мотивов и целей общения. URL: https://psyera.ru/

4. Наумов В. Интерактивность: природа, смысл, методы и приемы. URL: http://www. e-learning.by

5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - Екатеринбург. 2000

6. Интуиция. URL: http://bse.sci-lib.com/ https://psyera.ru/

7. Гуссерль Э. Феноменология. URL: https://thelib.ru/

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368с.

9. Кучеров, Б. С. Любопытство как первоэлемент в развитии профессиональной самоактуализации // Молодой ученый. № 4 (63). 2014. С. 689-692.

10. Интуиция - что это такое. URL: premudrosty.rrnintuicziya-chto-eto-takoe.html

11. Сураева, Г. З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 2002

12. Нюдюрмагомедов А.Н., Исаев З.И. Смыс-лосозидающее образование. - Saarbrucken, Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.-173с.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Ноздрина Н.А.

Брянский Государственный Технический Университет, кандидат педагогических наук, доцент

THE CONCEPT OF SOCIAL VALUES AND SOCIAL NORMS

Nozdrina N.

Bryansk State Technical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

АННОТАЦИЯ

Социальные ценности- это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества.

ABSTRACT

Social values are life ideals and goals that, according to the majority in a given society, should be achieved; these are ideas, principles, objects and their properties in terms of meaning for the life of a person and society . Ключевые слова: социальная группа, жизненные ценности, норма, социальная норма. Keywords: social group, life values, norm, social norm.

Уровни социальных ценностей.

Ценности отдельного человека

Социальной группы

Народа

Постановка проблемы: Проблематика ценностей стала активно развиваться в XIX веке в связи с появлением науки о ценностях - аксиологии. В результате, в данной области появилось несколько направлений исследования. Перед нами стоит задача изучить необходимый материал по данной

теме, и выяснить отличия социальных ценностей, от социальных норм.

Цель исследования: Ценности родились в истории как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Они упорядочивают действительность, внося в ее осмысление оценочные моменты,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.