Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
модель / массовый студенческий спорт / профессиональная подготовка студента / профессиональная готовность. / model / mass student sports / student professional training / professional readiness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магин В.А., Садовой В.П.

В данной научной статье представлена модель формирования готовности студентов к организации массового студенческого спорта. Модель экспериментально внедрена в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов по направлению «Физическая культура» и показала свою эффективность. В структуру модели входят: целевой, методологический, организационно-содержательный, результативный блоки. Реализация модели предполагает поэтапное прохождение диагностического, организационно-деятельностного и рефлексивно-оценочного этапов. Представленная модель полностью отвечает социальному заказу, регламентируется учебным процессом, определяется специфическими педагогическим условиями и контролируется на каждом из этапов ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магин В.А., Садовой В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR DEVELOPING STUDENTS READINESS TO ORGANISE MASS STUDENT SPORT

This research paper presents a model for shaping student readiness to organise mass student sport. The model has been experimentally implemented in the educational process of professional training of students in the field of physical education and has shown its effectiveness. The structure of the model includes: target, methodological, organisational, content and outcome blocks. The implementation of the model involves a step-by-step diagnostic, activity-organisational and reflexive-evaluation phase. The model presented is fully responsive to social demand, regulated by the learning process, defined by specific pedagogical conditions and monitored at each stage of its implementation.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА»

PEDAGOGICAL SCIENCES

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Магин В.А.

доктор педагогических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Садовой В.П. кандидат педагогических наук, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

A MODEL FOR DEVELOPING STUDENTS READINESS TO ORGANISE MASS STUDENT SPORT

Magin V.

Doctor of Education, Professor, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

Sadovoy V.

Candidate of Pedagogical Sciences, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

АННОТАЦИЯ

В данной научной статье представлена модель формирования готовности студентов к организации массового студенческого спорта. Модель экспериментально внедрена в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов по направлению «Физическая культура» и показала свою эффективность. В структуру модели входят: целевой, методологический, организационно-содержательный, результативный блоки. Реализация модели предполагает поэтапное прохождение диагностического, организаци-онно-деятельностного и рефлексивно-оценочного этапов. Представленная модель полностью отвечает социальному заказу, регламентируется учебным процессом, определяется специфическими педагогическим условиями и контролируется на каждом из этапов ее реализации.

ABSTRACT

This research paper presents a model for shaping student readiness to organise mass student sport. The model has been experimentally implemented in the educational process of professional training of students in the field of physical education and has shown its effectiveness. The structure of the model includes: target, methodological, organisational, content and outcome blocks. The implementation of the model involves a step-by-step diagnostic, activity-organisational and reflexive-evaluation phase. The model presented is fully responsive to social demand, regulated by the learning process, defined by specific pedagogical conditions and monitored at each stage of its implementation.

Ключевые слова: модель, массовый студенческий спорт, профессиональная подготовка студента, профессиональная готовность.

Keywords: model, mass student sports, student professional training, professional readiness.

Метод моделирования свободно объединяет результаты теоретических и эмпирических исследований, с возможным сочетанием логических конструкций и научных педагогических абстракций.

Разработка модели формирования готовности студентов к организации массового студенческого спорта предполагает обозначение основных составляющих - цель, задачи, условия, средства.

В структуру модели входят четыре блока: целевой, методологический, организационно-содержательный, результативный.

Целевой блок модели представлен целью реализации модели, задачами и определяющими документами социального заказа.

Моделирование образовательного процесса не может идти в разрез с документами, определяющими и регламентирующими деятельность образовательной организации, поэтому разработанная

нами модель нацелена на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, предусматривающих способность будущего специалиста к осуществлению спортивно-массовой работы с различными категориями населения.

Задачи реализации модели: - определить содержание готовности студентов к организации массового студенческого спорта; - обеспечить организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к организации массового студенческого спорта; - осуществлять педагогический контроль.

Методологический блок включает методологические подходы и методологические принципы.

При апробации модели реализовывались следующие методологические подходы: личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, де-ятельностный, системный и контекстный.

Реализация модели опиралась на следующих

методологических принципах: природосообразно-сти, культуросообразности, гуманизации, системности и последовательности, осознанной перспективы и паритетности.

Принцип природосообразности. А.Н. Леонтьев [1] указывал, что в человеке прочно и устойчиво лишь то, что он «впитал» в раннем возрасте. Психолог отмечал, что человек должен развиваться постепенно, поэтапно, в соответствии с законами природы. В настоящее время наблюдается ускорение темпов развития цивилизационных процессов, что вынуждает систему образования пытаться игнорировать естественные темпы развития человека (развитие мышления, памяти и т.п.). В связи с чем, принцип природосообразности является актуальным, поскольку будет обеспечивать гармоничный и комплексный подход в профессиональной подготовке студентов. Формирование готовности студентов к организации массового студенческого спорта с опорой на принцип природосообразности позволит в дальнейшей работе учитывать индивидуальные и физические особенности студентов, привлекаемых к массовым спортивным мероприятиям.

Принцип культуросообразности. Данный принцип определяется законом РФ «Об образовании» [2], где отмечается, что образовательный процесс должен обеспечить «интеграцию личности в систему мировой и национальных культур», т.е. должен способствовать творческому развитию. В свете данного принципа, массовый студенческий спорт следует рассматривать как элемент культуры студенчества, профессиональной культуры, университета в целом. Ряд педагогов [3, 4] указывают, что «принцип культуросообразности позволяет рассматривать физическую культуру и спорт как детерминанту культурного мышления студентов». Культурная деятельность (в том числе и спортивные массовые мероприятия) является общественно значимой, поскольку целью и главным результатом ее является приобщение студенческой молодежи к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом.

Реализация принципа гуманизации предполагает отказ от авторитарных методов организации образовательного процесса, нацеливает на переход к диалоговым формам обучения, опирается на лич-ностно-ориентированные модели взаимодействия со студентами.

Принцип системности и последовательности предусматривает ознакомление и освоение знаний в определенной последовательности и системе. Система знаний для студентов по организации массовых спортивных мероприятий определяется учебной программой, логикой учебного материала. Процесс освоения знаний должен не только формировать теоретические основы, но и практические

навыки, т.е. формировать профессиональные компетенции у будущих специалистов физической культуры.

Принцип осознания перспективы. Студенты должны осознавать и понимать перспективы освоения компетенций, связанных с организацией массового студенческого спорта. Опора на данный принцип предполагает видение цели в качестве перспектив и желаемых результатов. В рамках нашего исследования, реализация принципа осознания перспективы позволяет студентам осознать дидактическую цель формирования готовности к организации массового студенческого спорта как личностно значимый результат.

Принцип паритетности. Обеспечение принципа паритетности обеспечивается субъект-субъектными отношениями в системе «преподаватель-студент». Реализация данного принципа возможна в совместной преобразовательной и коммуникативной деятельности студентов и педагогов вуза.

Организационно-содержательный блок включает в себя этапы реализации модели, средства, формы организации учебного процесса, содержание образования, методы обучения, педагогические условия.

Реализация модели предполагает поэтапное прохождение трех основных этапов: диагностического, организационно-деятельностного и рефлексивно-оценочного.

Средства организации образовательного процесса в рамках модели: учебный план; учебная программа дисциплины «Организация массового студенческого спорта»; дидактический материал (учебное пособие по дисциплине); наглядные пособия; видеоматериалы; средства массовой информации университета; спортивный студенческий клуб.

Формы организации учебного процесса: формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие, учебная практика, самостоятельная работа); формы контроля сформированности компетенций (зачет, практическая работа); формы организации НИР (конференция, круглый стол и т.д.).

Содержательная составляющая модели включает в себя содержание образовательного процесса для студентов, которое направлено на формирование структурных компонентов готовности (мотива-ционно-личностного, когнитивного и операци-онно-действенного), а также показатели готовности (способность к осуществлению самостоятельного планирования, организации и проведения массовых спортивных мероприятий для студентов спортивных факультетов и студентов иных факультетов университета).

В содержательной составляющей реализуется авторский учебный курс «Организация массового студенческого спорта» [5].

Таблица 1

Основные этапы формирования готовности студентов к организации массового студенческого спорта

Этапы

Содержание

Методы и средства

Контроль

й и к с е

т с о н

и Д

Выбор контрольной и экспериментальной групп.

Первичная диагностика сформированности готовности у студентов контрольной и экспериментальной групп. Анализ полученных результатов.

наблюдение;

анкетирование;

тестирование;

математическая обработка данных, их графическая интерпретация

й ы н

а

аач

На

2.

й ы н т с о н

е

етя

е д

-

о н н о

и ц

а

г р

О

обучение в рамках факультативного курса «Организация массового студенческого спорта»;

знакомство студентов с деятельностью студенческого спортивного клуба, выполнение специальных заданий на практиках; в условиях педагогической практики организация семинаров со студентами нефизкультурных специальностей по организации и проведения спортивных мероприятий; В условиях производственной практики: Организация и судейство мероприятий по массовому студенческому спорту в университете;

Работа в качестве спикеров, экспертов, модераторов образовательных форумов различного уровня, посвящённых организации массового студенческого спорта;

В условиях преддипломной практики - проведение эксперимента по внедрению инновационных форм мероприятий массового студенческого спорта, по изучению влияния массового студенческого спорта на развитие личности студентов и т.д._

Методы: лекция; Проектный, в том числе защита индивидуальных проектов по организации мероприятий массового спорта; работа студентов в микрогруппах; взаимоконтроль; метод анализа ситуаций; решение ситуационных педагогических задач; игровые методы; моделирования спортивных мероприятий, анализ собственной деятельности.

й ы н ч о т

тжу

о

оПр

3.

он

фц

е Р

Сравнительный анализ результатов первичного и итогового контроля

Вторичная диагностика. Математическая и статистическая обработка полученных данных, их сравнение, сопоставление. Графическая интерпретация полученных результатов._

й ы в о г о т

Педагогические условия реализации модели при формировании готовности к организации массового студенческого спорта у студентов следующие: мотивация студентов к изучению и организации массового студенческого спорта; практико-ориентированная направленность системы профессиональных знаний студентов; погружение студентов в активную деятельность по организации мероприятий массового студенческого спорта в процессе обучения.

Методы организации образовательного процесса, нацеленного на формирование у студентов готовности к организации массового студенческого спорта в образовательном процессе вуза: информационные, репродуктивные, эвристические и исследовательские.

Информационные методы, предполагающие передачу первичной учебной информации об изучаемом предмете. Методы необходимы для форми-

рования когнитивного компонента в структуре готовности студентов к организации массового студенческого спорта. Это - лекция, беседа, рассказ, консультация.

Репродуктивные методы, направленные на формирование репродуктивных умений студентов. Реализуются репродуктивные методы посредством комплекса упражнений, программированных материалов (предполагающих самоконтроль), письменных инструкций, схем, использования кинофрагментов.

Эвристические методы, направлены на постепенную подготовку студентов к самостоятельной постановке и решению проблем, предполагают организацию на занятиях процесса творческого, продуктивного мышления. В нашем исследовании реализация эвристического метода предусматривала создание и решение образовательной ситуации и познавательных задач.

Исследовательские методы предусмотрены при самостоятельной работе студентов (написание докладов, рефератов, курсовых работ). Это - анализ, обобщение, синтез понятий, эксперимент и др.

Результативный блок представлен компонентами структуры готовности к организации массового студенческого спорта, показателями и уровнями сформированности готовности, а также элементами контроля.

В структуре готовности к организации массового студенческого спорта нами выделены мотива-ционно-личностный, когнитивный и операционно-действенный компоненты. Целью мотивационно-личностного компонента является формирование у студентов мотива самостоятельной деятельности в организации различных мероприятий массового спорта. Детерминантой развития личности является формирование мотива ее деятельности. Появление новых мотивов, новых ценностных ориентаций, новых потребностей и интересов, способствует качественному развитию личности.

В рамках деятельностного подхода, мотив выступает основной движущей силой деятельности личности. Это является важным, поскольку проблема профессионального образования состоит в переходе от учебной к профессиональной деятельности и необходимо стимулировать возникающие, принципиально новые мотивы.

Мотивационно-личностный компонент формируется путем включения студентов: в организацию активной работы на практических занятиях курса «Организация массового студенческого спорта»; в проектную деятельность по разработке грантов; в организацию соревнований массового студенческого спорта; в организацию работы спортивных лагерей; в деятельность студенческого спортивного клуба, включая все его основные отделы (пресс-служб; организации работы спортивных секций и спортивных мероприятий); в деятельность «Школы актива», в которую входят студенты нефизкультурных специальностей, занимающихся организацией массового студенческого спорта на своих факультетах; в деятельность студенческих образовательных и других форумов.

Целью когнитивного компонента являются формирования знаний о истории массового спорта, об организации и планировании спортивных мероприятий массового типа, об инновационных технологиях проведения массовых спортивных мероприятий как студенческого спорта, так и спорта высших достижений. Когнитивный компонент формируется на учебных занятиях лекционного типа, семинарах и практических занятиях.

Операционно-действенный компонент нацелен на формирование у студентов следующих практических умений и навыков: в организации и проведении мероприятий массового студенческого спорта, в том числе в качестве судей этих соревнований; в организации взаимодействия со всеми структурными подразделениями вуза, в том числе со студентами неспортивных специальностей; в организации взаимодействия со структурами студенческих спортивных клубов университетов страны;

в организации работы спортивных лагерей; в освоении ролей спикеров, модераторов, экспертов на молодёжных форумах, посвящённых организации и популяризации массового студенческого спорта; в разработке и презентации грантов, отдельных проектов, направленных на организацию мероприятий массового студенческого спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Операционно-действенный компонент формируется как на учебных занятиях, так и в ходе учебной, производственной и педагогической практик.

Результативный блок предполагает оценку и контроль уровня достижения поставленной цели, что осуществляется путем мониторинга уровня сформированности у студентов к организации массового студенческого спорта комплексом диагностических методик. Положительная динамика промежуточных результатов будет свидетельствовать об эффективности представленной модели, и наоборот, отсутствие динамики или её отрицательный показатель, будет свидетельствовать о неэффективности модели. Поэтому контроль каждого этапа является важным составляющим модели, что позволит вовремя провести коррекцию организационно-содержательных элементов модели.

Тем самым представленная модель предусматривает формирование готовности студентов к организации массового студенческого спорта на протяжении всего образовательного процесса и включает аудиторную и внеаудиторную работу студентов, прохождение всех видов практик, научно-исследовательская работа, участие в воспитательной работе. При этом все компоненты образовательного процесса связаны единой системообразующей целью - организацией и популяризацией массового студенческого спорта на вузовском, межвузовском, региональном и иных уровнях. Предполагается, что студент должен освоить ряд профессиональных ролей и видов деятельности: организатора мероприятий массового студенческого спорта; руководителя спортивных секций студентов, тренера; организатора работы со студенческим активом неспортивных специальностей; организатора работы различных подразделений студенческого спортивного клуба; организатора работы со студентами в условиях спортивных лагерей; организатора научно-исследовательской работы по апробации инновационных форм спортивно-массовых мероприятий со студентами, положительно зарекомендовавших себя в вузах страны и мира; спикера, модератора, эксперта на молодёжных форумах, посвящённых организации и популяризации массового студенческого спорта и других ролей, в зависимости от интересов самих студентов, запросов работодателей.

Таким образом, представленная модель формирования готовности студентов к организации массового студенческого спорта отвечает социальному заказу, регламентируется учебным процессом, определяется специфическими педагогическим условиями и контролируется на каждом из этапов ее реализации.

Литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Просвещение. 1975. - 157 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Виленский М.Я., Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н., Масалова О.Ю., Филимонова С. И., Щербаков В.Г. Физическая культура: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» / Под

редакцией М.Я. Виленского. - Москва, 2013. - (2-е изд, стер.). - 340 с.

4. Магин В.А. Применение современных подходов к формированию культуры здоровья педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 2 (75). - С.227-228.

5. Садовой В.П. Организация массового студенческого спорта: учебно-методическое пособие / под ред. профессора В.А. Магина. - М.: Изд-во Московского института государственного управления и права, 2018. - 248 с.

РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Нюдюрмагомедов А.Н.

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский

государственный университет Савзиханова М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры обшей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет Абдурагимова Л.А.

кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра психологии, Северо-Кавказский филиал,

Российская правовая академия Минюста

DEVELOPMENT OF INTERACTIVITY OF THE CTUDENTS PERSONALITY IN THE EDIKATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Nyudyurmagomedov A.

ScD in Education, Professor, General and Social Pedagogy Department, Dagestan State University, Makhachkala Savzikhanova M.

PhD in Education, Associate Professor, General and Social Pedagogy Department, Dagestan State University, Makhachkala Abduragimova L.

PhD in Education, Lecturer, Psychology Department, North Caucasus Branch, Russian Law Academy,

Ministry of Justice of the Russian Federation, Makhachkala

АННОТАЦИЯ

Приоритетом образования в последние годы определено развитие личности и расширение ее способности к адаптации в новых условиях жизни. Основным средством реализации такой цели предлагаются интерактивные образовательные технологии. Однако пока остается без внимания такой важный источник интерактивности как интенция личности студента, его способность к взаимодействию с другими людьми, явлениями природы и собственным развитием. Интерактивность, развиваемая на основе интенции, проявляемой в форме любопытства, любознательности, интуиции и способности создавать собственный смысл изучаемых знаний и явлений, должна стать личностным свойством студентов. Создание условий проявления и развития интерактивности как сущностного личностного свойства студентов требует включения в учебные средства и технологии механизмы стимулирования и поддержки разных форм интенции: выявление и толкование интенции источника информации на основе приемов герменевтики, выявление и разрешение противоречий в знаниях или способах их изучения, использование заданий на продолжение мысли, групповое обсуждение идей, позиций и проектов, реализация смыслосозидающих и рефлексивных технологии.

ABSTRACT

In recent years, the priority of education has been the development of the individual and the expansion of his ability to adapt to new conditions of life. Interactive educational technologies are offered as the main means of realizing this goal. However, so far such an important source of interactivity as the intention of the student's personality, his ability to interact with other people, natural phenomena and his own development, remains unattended. Interactivity, developed on the basis of intention, manifested in the form of curiosity, curiosity, intuition and the ability to create their own meaning of the studied knowledge and phenomena, should become a personal property of students. The creation of conditions for the manifestation and development of interactivity as an essential personal property of students requires the inclusion of mechanisms for stimulating and supporting various

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.