УДК 37.8 ББК 88 С-59
Садовой Василий Петрович, председатель Студенческого спортивного клуба (ССК СКФУ), ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь; е-mail:[email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА У СТУДЕНТОВ
МАГИСТРАТУРЫ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(рецензирована)
В статье описана Модель формирования готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультетов физической культуры. В основу модели положены четыре составляющие: целевая, организационная, содержательная и результативная. Представленная модель формирования готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультета физической культуры отвечает социальному заказу, регламентируется учебным процессом, определяется специфическими педагогическим условиями и контролируется на каждом из этапов ее реализации.
Ключевые слова: модель, готовность, массовый студенческий спорт, студенты магистратуры, факультет физической культуры.
Sadovoy Vasily Petrovich, a chairman of the Students' Sports Club (SSC NCFU), FSAEI "The North-Caucasus Federal University", Stavropol, e-mail: [email protected]
FORMATION MODEL OF READINESS FOR THE ORGANIZATION OF MASS STUDENTS SPORTS IN MASTER STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE FACULTIES
(reviewed)
The article describes the formation model of readiness for the organization of mass student sports in Master students of physical culture faculties. The presented model is based on four components: a target one, an organizational one, an informative one and an effective one.
The presentedformation model of readiness for organizing mass student sports in Master students of a physical culture faculty responds to a social order, it is regulated by the educational process, determined by specific pedagogical conditions and monitored at each stage of its implementation.
Key words: model; readiness, mass student sport; Master students; Faculty of Physical Education.
Модернизация образования, внедрение новых образовательных стандартов подготовки магистров факультетов физической культуры реализуется в процессе системного и целенаправленного образования. Эффективность данного процесса зависит от моделирования педагогического процесса, его целостности и успешного взаимодействия всех субъектов образования.
Как отмечают учёные Е.В. Бережнова, И.Г. Герасимов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.А. Колесникова, Э.Г. Юдин и др., метод моделирования, в настоящее время, является самым актуальным и широко применяется в педагогических исследованиях. В методе моделирования свободно объединяются результаты теоретических и эмпирических исследований, возможно сочетание логических конструкций и научных педагогических абстракций.
Моделирование - это процесс придания реальным объектам абстрактной формы для дальнейшего построения фрагмента реального образовательного пространства (социальной реальности). В.В. Краевский отмечает, что «моделирование может быть рассмотрено, как учебное действие, как средство, без которого невозможно построение целостного образовательного процесса» [1, 44].
Педагогическое моделирование предполагает разработку общей идеи (достижение цели), построение педагогической системы, процесса или ситуации, а также определение основных путей достижения цели.
Представим модель формирования готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультетов физической культуры [2-5]. Разработка модели предполагает обозначение основных составляющих - цель, задачи, условия, средства - которые в дальнейшем позволят определить степень эффективности апробации модели.
Цель модели - формирование готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультетов физической культуры.
Целевая аудитория - студенты магистратуры, обучающиеся по направлению подготовки «49.04.01 - Физическая культура» в Северо-Кавказском федеральном университете.
В основу модели положены четыре составляющие: целевая составляющая, организационная составляющая, содержательная составляющая и результативная составляющая.
Целевая составляющая модели представлена целью реализации модели и определяющими документами социального заказа, такими как Профессиональный стандарт и ФГОС высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 -Физическая культура [7].
Моделирование образовательного процесса не может идти в разрез с документами, определяющими и регламентирующими деятельность образовательной организации. В рамках ФГОС высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 - Физическая культура (уровень магистратура), разработанная нами модель нацелена на формирование универсальных компетенций, таких как УК -2, УК-3, общепрофессиональных компетенций, таких как ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-8. Профессиональные стандарты по направлению «Физическая культура и спорт» предусматривают способность специалиста в осуществлении спортивно-массовой работы для различных категорий населения.
Организационная составляющая включает в себя задачи реализации модели, педагогические условия, средства организации, методологические подходы.
Задачи реализации модели:
1. Определить содержание готовности будущих магистров к организации
массового студенческого спорта.
2. Обеспечить организационно-педагогические условия формирования готовности магистров к организации массового студенческого спорта.
3. Осуществлять педагогический контроль.
Педагогически условия реализации модели при формировании готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультетов физической культуры следующие:
мотивация будущих магистров к изучению и организации массового студенческого спорта;
- практико-ориентированная направленность системы профессиональных знаний будущих магистров факультета физической культуры;
погружение обучающихся в активную деятельность по организации мероприятий массового студенческого спорта в процессе обучения.
Средства организации образовательного процесса в рамках модели:
1. Элективный курс «Организация массового студенческого спорта»;
2. Участие в деятельности спортивного студенческого клуба ССК СКФУ;
3. Самостоятельная организация и проведение массовых студенческих спортивных мероприятий для студентов других специальностей СКФУ.
Методологические подходы реализации модели включают в себя следующие: личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, деятельностный, системный и контекстный.
Реализация модели предполагает поэтапное прохождение трех основных этапов: диагностического, организационно-деятельностного и рефлексивно-оценочного.
Содержательное наполнение каждого этапа представлено в технологической карте формирования готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультетов физической культуры таблице 1.
Таблица 1 - Технологическая карта формирования готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультетов
физической культуры
№ Название Содержание Контрол
Методы и средства
этапов ь
1. Диагности 1. Выбор контрольной и наблюдение; Начальн
ческий экспериментальной групп. анкетирование; ый
2. Первичная диагностика тестирование;
сформированности математическая
готовности у студентов обработка данных,
контрольной и их графическая
экспериментальной групп. интерпретация
3. Анализ полученных
результатов.
2. Организац Первичное знакомство Методы: Промежут
ионно- студентов с деятельностью лекция; очный
деятель- студенческого спортивного метод проектов;
ностный клуба, реализация учебного защита индивидуальных
курса «Организация проектов мероприятий
массового студенческого массового спорта;
спорта», выполнение работа студентов в
специальных заданий на микрогруппах;
практике взаимоконтроль;
метод анализа ситуаций;
решение ситуационных
педагогических задач;
игровые методы;
моделирования спортив-
ных мероприятий,
анализ собственной
деятельности.
3. Рефлексив Сравнительный анализ Вторичная диагностика. Итоговый
но- результатов первичного и Математическая и контроль
оценочный итогового контроля статистическая обработка
полученных данных, их
сравнение, сопоставление.
Графическая
интерпретация
полученных результатов.
№
ез
3 2 №
4 ва ез н
№
ез ва ш
ч
3
Социальный заказ * *
Профессиональный стандарт специалиста по физической культуре Федеральный государств енный образовательный стандарт высшего образования 49.04.01 -Физическая культура
Цель: формирование готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультетов физической культуры в образовательном процессе вуза
I
№
ез
3 2 №
л
ва ез н
№ ез Я Я о а а
ез
м
а я
ез и а О
Задачи:
1. Определить содержание готовности будущих магистров к организации массового студенческого спорта.
2. Обеспечить организационно-педагогические условия формирования готовности магистров к организации массового студенческого спорта.
Педагогические условия:
1. мотивация будущих магистров к изучению и организации массового студенческого спорта.
2. практико-ориентированная направленность системы профессиональных знаний будущих магистров факультета физической культуры.
3. погружение обучающихся в активную деятельность по организации мероприятий массового студенческого спорта в процессе обучения.
Этапы: диагностический, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный
Средства организации:
1. Факультативный курс.
2. Участие в деятельности ССК СКФУ.
3. Самостоятельная организация и проведение массовых студенческих спортивных мероприятий для студентов других специальностей СКФУ.
Методологические подходы:
личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, деятельностный, системный, контекстный
Рис. 1. Модель формирования готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры ФФК
Содержательная составляющая модели включает в себя содержание образовательного процесса для студентов магистратуры, которое направлено на формирование структурных компонентов готовности (мотивационно-личностного,
когнитивного и операционно-действенного), а также показатели готовности (способность магистров к осуществлению самостоятельного планирования, организации и проведения массовых спортивных мероприятий для студентов спортивных факультетов и студентов иных факультетов университета).
В содержательной составляющей реализуется учебный курс «Организация массового студенческого спорта» (108 ч.) подкрепленный авторским учебно-методическим пособием (Москва, 2018, 244 с.) [6].
Результативная составляющая предполагает оценку и контроль уровня достижения поставленной цели, что осуществляется путем мониторинга уровня сформированности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры комплексом диагностических методик. Положительная динамика промежуточных результатов будет свидетельствовать об эффективности представленной модели, и наоборот, отсутствие динамики или её отрицательный показатель, будет свидетельствовать о неэффективности модели. Поэтому контроль каждого этапа является важным составляющим модели, что позволит вовремя провести коррекцию организационно-содержательных элементов модели.
Схематическое изображение модели формирования готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультетов физической культуры представлено на рисунке 1.
Таким образом, представленная модель формирования готовности к организации массового студенческого спорта у студентов магистратуры факультета физической культуры отвечает социальному заказу, регламентируется учебным процессом, определяется специфическими педагогическим условиями и контролируется на каждом из этапов ее реализации.
Литература:
1. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2006. 400 с.
2. Садовой В.П. Сущность и структура готовности к организации массового студенческого спорта у будущих магистров сферы физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5(72). С. 196-199.
3. Садовой В.П. Студенческий спортивный клуб как эффективная форма воспитания студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 352-354.
4. Садовой В.П. Специфика подготовки кадров в рамках магистерской программы «Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта» // Вестник Московского института государственного управления и права. 2018. №3(23). С. 50-51.
5. Садовой В.П. Программно-нормативная база развития студенческого спорта в России // Научные исследования и образование. 2018. №1(29). С. 95-99.
6. Садовой В.П. Организация массового студенческого спорта: учебно-методическое пособие / Под ред. проф. В.А. Магина. Москва: Моск. ин-т гос. упр. и права, 2018. 244 с.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень
магистратуры) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 08.04.2015 N 376. Режим доступа: https://www.susu.ru
Literature:
1. Kraevsky V.V. Methodology of Pedagogy: a new stage: a textbook for higher institutions. M.: Academy, 2006. 400p.
2. Sadovoy V.P. The essence and the structure of readiness for the organization of mass student sports in future Masters of Physical Culture and Sport // The World of Science, Culture, Education. 2018. No. 5 (72). P. 196-199.
3. Sadovoy V.P. Student sports club as an effective form of education of student youth // The World of Science, Culture, Education. 2017. No. 6 (67). P. 352-354.
4. Sadovoy V.P. The specifics of staff training within the "Professional education in the field ofphysical culture and sports" Master's program // Bulletin of Moscow Institute of Public Administration and Law. 2018. No. 3 (23). P. 50-51.
5. Sadovoy V.P. Program and regulatory framework for the development of student sports in Russia //Scientific research and education. 2018. No. 1 (29). P. 95-99.
6. Sadovoy V.P. Organization of mass student sports: a study guide / ed. By Prof. V.A. Magin. Moscow: Publishing House of Moscow Institute of Public Administration and Law, 2018. 244 p.
7. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 08.04.2015 N 376 "On the approval of the Federal state educational standard of higher education in the direction of training 49.04.01Physical Culture (Master program)". [Electronic resource]: https://www.susu.ru.