Научная статья на тему 'Формирование профессионально важных качеств у будущих проводников пассажирских вагонов в вариативной системе профессиональной подготовки'

Формирование профессионально важных качеств у будущих проводников пассажирских вагонов в вариативной системе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ПРОВОДНИК ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ / CONDUCTOR OF A PASSENGER TRAIN / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / MODEL OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колошина Галина Викторовна

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования, целью которого была разработка универсальной организационно-педагогической модели формирования профессионально важных качеств у проводников пассажирских вагонов в вариативной системе профессиональной подготовки. В данном контексте представлен выявленный состав профессионально важных качеств проводника пассажирских вагонов. Охарактеризованы педагогические условия их формирования вне зависимости от организационной формы профессиональной подготовки. Описаны общие и вариативные параметры организационно-педагогического сопровождения данного процесса, характерные для разных организационных форм профессиональной подготовки. Указаны положительные эффекты внедрения экспериментальной модели и факторы их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колошина Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professionally important qualities of future conductors of passenger cars in the variational system of vocational training

The results of theoretical and empirical research aimed at developing universal organizational and pedagogical model of formation professionally important qualities of passenger train’s conductors in the variable system of vocational training are presented in article. In this context the created structure of professionally important qualities of the passenger train’s conductor is presented. Pedagogical conditions of their formation regardless of an organizational form of vocational training are characterized. The general and variable parameters of organizational and pedagogical support of this process characteristic of different organizational forms of vocational training are described. Positive effects of introduction of experimental model and factors of their achievement are specified.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально важных качеств у будущих проводников пассажирских вагонов в вариативной системе профессиональной подготовки»

Таблица 2

Тесты (Эксперимент)

Показатели Упражнения

Быстрота Челночный бег, 6 раз по 5 метров, (с)

Бег на 30 метров, (с)

Метание мяча 500г., (м)

Командный дух Анкетирование (тестирование)

Выносливость Бег 1500 м, (мин, с)

Педалирование на велоэргометре

Стептест

Силовые качества Сила мышц сильной кисти, (кг)

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, (раз)

Вис на руках (с)

Поднимание туловища из положения лежа в течение 30с., (раз)

Скоростно-силовые качества Прыжок в длину, (см)

Прыжок в высоту, (см)

Прыжок через скакалку за 1мин., (раз)

Выводы. Разностороннее влияние туризма на организм студента, вызывает позитивное изменения в формировании, сохранении и укреплении здоровья, особенных условий требует широкое внедрение туристической деятельности среди студенческой молодежи.

Влияя на формирование личности студента через туристическую деятельность можно и нужно эффективно решать задачи привлечения студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, привлечь любовь к занятиям физическими упражнениями.

Литература:

1. Акишин Б.А. Опыт организации спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе / Б.А. Акишин // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 4. - С. 17-18.

2. Железняк Ю.Д. Волейбол. - В кн.: Спортивные игры. - М.: Академия, 2004. - С. 3-95.

3. Виленский М.Я. Организационно-методический раздел//Программа дисциплины физическая культура. - 2000. - 23 с.

4. Тарасеня Т.Ю. Комплекс средств спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании студентов // Автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.Ю.Тарасеня. Санкт-Петербург, 2008. - 202 с.

5. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. — М.: ФИС, 2008. — 110 с.

6. Клещев Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2012.

7. Константинов, Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие / Ю. С. Константинов. М., 2010. — 228 с.

8. Лукоянов, П. И. Зимние спортивные походы / П. И. Лукоянов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 2008. - 191 с.

9. Шипулин Г.Я., Сердюков О.Э. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов // Теория и практика физической культуры. - 2011.

Педагогика

УДК 378.1

доцент Колошина Галина Викторовна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ В ВАРИАТИВНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования, целью которого была разработка универсальной организационно-педагогической модели формирования профессионально важных качеств у проводников пассажирских вагонов в вариативной системе профессиональной подготовки. В данном контексте представлен выявленный состав профессионально важных качеств проводника пассажирских вагонов. Охарактеризованы педагогические условия их формирования вне зависимости от организационной формы профессиональной подготовки. Описаны общие и вариативные параметры организационно-педагогического сопровождения данного процесса, характерные для разных организационных форм профессиональной подготовки. Указаны положительные эффекты внедрения экспериментальной модели и факторы их достижения.

Ключевые слова: профессионально важные качества, проводник пассажирских вагонов, педагогические условия, организационно-педагогическое сопровождение, модель формирования.

Annotation. The results of theoretical and empirical research aimed at developing universal organizational and pedagogical model of formation professionally important qualities of passenger train's conductors in the variable system of vocational training are presented in article. In this context the created structure of professionally important qualities of the passenger train's conductor is presented. Pedagogical conditions of their formation regardless of an organizational form of vocational training are characterized. The general and variable parameters of organizational and pedagogical support of this process characteristic of different organizational forms of vocational training are described. Positive effects of introduction of experimental model and factors of their achievement are specified.

Keywords: professionally important qualities, conductor of a passenger train, pedagogical conditions, organizational and pedagogical support, model of formation.

Введение. Важнейшим требованием к работникам сервисной сферы, сферы услуг, к которым относится деятельность проводника пассажирского вагона, является соответствие их личностных качеств, ценностных ориентации запросам потребителей. Ключевое значение в контексте обеспечения конкурентоспособности как отраслей экономики, корпораций, фирм, так и самих работников, приобретает сегодня способность специалистов обеспечивать комфорт и безопасность клиентов, удовлетворять их законные запросы и потребности в качественном сервисном обслуживании [1, 2, 3 и др.].

Ведущие модельные характеристики поведения и общения проводников пассажирских вагонов изложены в Кодексе деловой этики ОАО "Российские железные дороги". Содержание данного документа позволяет получить представление о требованиях к личностным качествам работников, к их мотивам и ценностным ориентациям, - в том числе, касающихся взаимодействия с пассажирами. Однако и ученые, и практики, и потребители услуг железнодорожной отрасли отмечают, что в реальности нередки случаи нарушения или полного несоблюдения коммуникативных, нравственных и прочих правил поведения проводниками, что не может не сказываться отрицательно на репутации ОАО «Российские железные дороги» [4, 5, 6, 7 и др.]. Это актуализирует проблему целенаправленного формирования профессионально важных качеств у данных работников в процессе получения ими профессионального образования или повышения квалификации.

Практически все ученые, занимающиеся данной проблематикой, прямо или косвенно указывают на взаимосвязанность формирования у специалистов сферы профессионально важных характерологических качеств и комплексного развития у них гуманистических ценностных ориентации и оптимальных мотивов профессиональной деятельности [8, 9, 10 и др.]. Однако в современных исследованиях вопросы воспитания характерологических качеств и мотивационной сферы личности рассматриваются, преимущественно, дифференцированно. Характерным также является исследование содержания и основ развития отдельных групп характерологических качеств: нравственных, коммуникативных, организационных, морально-волевых и т.д. Вопросы формирования профессионально важных качеств у специалистов железнодорожной отрасли в системе профессионального обучения и повышения квалификации практически не исследованы.

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования стала разработка универсальной организационно-педагогической модели формирования профессионально важных качеств у проводников пассажирских вагонов в вариативной системе профессиональной подготовки. Для ее достижения в процессе исследования: выделено и структурировано характерологическое и мотивационное содержание профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов; определены критерии и уровни их сформированное™; выявлены инвариантные педагогические условия формирования профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов, а также вариативное для разных организационных форм профессиональной подготовки методическое содержание психолого-педагогического сопровождения данного процесса; определены процессуально-технологические характеристики моделируемого процесса. Анализ полученных в ходе работы результатов позволяет констатировать следующее.

Изложение основного материала статьи. Важнейшим направлением деятельности по повышению конкурентоспособности организаций железнодорожной отрасли посредством улучшения качества пассажирского сервиса является формирование у проводников пассажирских вагонов профессионально важных качеств (ПВК) в совокупности характерологических качеств и профессиональной мотивации. В состав характерологического содержания ПВК включены нравственные (гуманизм, порядочность, моральная устойчивость, добросовестность и др.), коммуникативные и эмпатические (толерантность, эмпатия, тактичность, умение слушать, чуткость, коммуникабельность и др.), организаторские (требовательность к себе, способность принимать решения, организованность и др.), морально-волевые (ответственность, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, уверенность в себе и др.) личностные качества. Профессиональная мотивация представлена интериоризированными социальными ценностями и целями деятельности по сервисному обслуживанию пассажиров, ценностно-целевой ориентацией на профессиональное развитие и саморазвитие, интересом и положительным отношением к содержанию сервисного труда и его субъектам, заинтересованностью в качественных результатах деятельности и стремлением к достижению социально обусловленных профессиональных целей.

Оценка эффективности процесса формирования у будущих проводников пассажирских вагонов профессионально важных качеств осуществляется по когнитивным, эмоционально-оценочным и деятельностно-поведенческим критериям сформированное™ ПВК / готовности к саморазвитию ПВК. При этом, при организации процесса формирования ПВК, у обучающихся в разных формах профессиональной подготовки варьируются критериально-диагностические процедуры:

- в системе среднего профессионального образования доминирующими являются критерии сформированное™ ПВК, а у обучающихся систем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации - критерии готовности к саморазвитию ПВК;

- критерии сформированное™ ПВК диагностируются у обучающихся систем среднего профессионального образования и профессионального обучения в квазипрофессиональной деятельности, а у обучающихся системы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) - в реальной профессиональной деятельности.

Система критериев включает:

- когнитивные: понимание сущности оцениваемых личностных качеств, их значения для профессиональной деятельности, знание показателей их проявления (характерологические качества), знание целей и ценностей, норм и требований, этики профессиональной деятельности (профессиональная мотивация);

- эмоционально-оценочные: внутренняя убежденность в важности обладания оцениваемыми характерологическими качествами для эффективности профессиональной деятельности (характерологические качества), доминирование профессиональных интересов, целей и ценностей в мотивации профессионального выбора, профессионального образования и профессиональной деятельности, эмоциональная позитивность профессиональной деятельности (профессиональная мотивация);

- деятельностно-поведенческие: проявление оцениваемых характерологических качеств в профессиональной деятельности адекватно нормам профессиональной этики (характерологические качества), перспективность профессиональной мотивации, выраженность профессиональных целей среди жизненных целей личности (профессиональная мотивация).

Не зависимо от организационной формы профессиональной подготовки, эффективность формирования профессионально важных личностных качеств у будущих проводников пассажирских вагонов обеспечивается совокупностью педагогических условий, среди которых основными являются:

- опора на положения личностно-ориентированного, аксиологического, активно-деятельностного подходов к образованию с учетом принципов контекстности и проблемности обучения;

- осуществление целостного воспитательного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную и практическую сферы личности обучающихся с использованием адекватных психолого-педагогических средств и методов;

- применение методов и приемов витагенного, проблемного, активного обучения, волевого и нравственного воспитания, организация специальных тренингов рефлексии, эмпатии, стрессоустойчивости и т.д.;

- организация процесса психолого-педагогического сопровождения развития профессионально важных качеств, включающего два направления работы: сопровождение воспитательной деятельности педагогического коллектива и сопровождение развития и саморазвития обучающихся;

- включение в процесс психолого-педагогического сопровождения различных по содержанию мероприятий: диагностических, информационных, развивающих;

- обеспечение организационно-целевой и содержательно-методической вариативности процесса психолого-педагогического сопровождения в зависимости от формы профессиональной подготовки по специальности «Проводник пассажирского вагона».

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального воспитания будущих проводников пассажирских вагонов - это целостная деятельность педагогического коллектива и обучающихся, направленная на создание условий для развития и саморазвития профессионально важных качеств и включающая два направления работы: сопровождение воспитательной деятельности педагогического коллектива и сопровождение развития и саморазвития обучающихся. Вариативными характеристиками его содержания для разных организационных форм профессиональной подготовки являются следующие:

- целевые ориентиры процесса развития ПВК: в системе среднего профессионального образования это может определяться как формирование (развитие, воспитание) ПВК обучающихся; в системе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) - как формирование готовности (мотивационно-ценностной, теоретико-методической, практической) обучающихся к саморазвитию ПВК, причем в системе повышения квалификации актуализирован практический компонент этой готовности;

- время, отведенное на весь процесс формирования ПВК и, следовательно, на каждый этап данного процесса: максимальные значения - в системе среднего профессионального образования;

- доля реального / дистанционного взаимодействия между субъектами образования: для системы среднего профессионального образования предусматривается значительное преимущество реального взаимодействия; для системы профессионального обучения возможна примерная паритетность реального и дистанционного взаимодействия (с возможным преимуществом дистанционного); в системе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) преимущество отдается дистанционному взаимодействию;

- ведущая функция педагога, определяемая степенью самостоятельности обучающихся: в системе среднего профессионального образования педагог выступает традиционным преподавателем и воспитателем; в системе профессионального обучения он выполняет функции фасилитатора; в системе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) педагог реализует консультационные функции;

- используемые методы и формы работы, их организационные особенности: в системе среднего профессионального образования отдается предпочтение, преимущественно, реальному (контактному) проведению традиционных форм обучения и воспитания и использованию контекстно направленных методов воспитания; в системе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) превалирует самостоятельная компьютерная диагностика, дистанционное просвещение и консультирование, а реальное взаимодействие организуется для решения практико-поведенческих задач; в системе профессионального обучения возможно паритетное представление всех вышеуказанных форм и методов.

Процессуально психолого-педагогическое сопровождение представлено следующими этапами:

- теоретико-подготовительным - профессионально-психологическое просвещение слушателей по вопросам, связанным с требованиями социума и профессии к личностным качествам проводника пассажирских вагонов, сущности и значимости этих качеств;

- диагностико-подготовительным - исходная диагностика мотивационной сферы и профессионально важных личностно-характерологических качеств обучающихся;

- аналитико-проективным - ознакомление обучающихся с их индивидуальным характеристиками профессионально важных качеств и моделирование индивидуальных направлений личностно-профессионального совершенствования;

- основным формирующим - организация образовательного процесса с учетом психолого-педагогических условий развития профессионально важных качеств будущих проводников пассажирских вагонов; проведение специальных психологических тренингов развития и саморазвития профессионально важных качеств; проведение индивидуальных консультаций по вопросам развития и саморазвития ПВК;

- заключительным контрольным - мониторинг изменений, происходящих в личности обучающихся, и коррекция индивидуальных направлений личностного совершенствования.

Содержательно-процессуальная модель формирования профессионально важных качеств проводника пассажирских вагонов представлена следующими структурными компонентами: прогностическим (содержание профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов и критерии их сформированное™); методологическим (психолого-педагогические условия воспитания профессионально важных качеств в процессе профессиональной подготовки); технологическим (этапы психолого-педагогического сопровождения развития ПВК; инвариантные и вариативные формы, средства и методы их

решения для разных организационных форм профессиональной подготовки); критериально-диагностическим (инвариантные и вариативные этапные критерии и уровни).

Экспериментальная апробация разработанной модели воспитания профессионально важных качеств будущих проводников пассажирских вагонов путем организации процесса психолого-педагогического сопровождения профессионального развития обучающихся осуществлялась для трех организационных форм профессиональной подготовки: в системе среднего профессионального образования (на базе техникума Ростовского государственного университета путей сообщения), в системе профессионального обучения (на базе ФГБОУ ВО РГУПС), в системе дополнительного профессионального образования, в рамках повышения квалификации, для действующих специалистов. Предварительно было проведено первое констатирующее исследование, результаты которого однозначно свидетельствовали о необходимости в дальнейшей экспериментальной работе.

За период апробации разработанной модели в экспериментальных группах статистически значимо увеличилось количество испытуемых с достаточным уровнем развития ПВК (высокий+выше среднего уровни). Количество обучающихся с недостаточным уровнем развития ПВК (средний+низкий), напротив, значительно уменьшилось. В контрольных группах не было зафиксировано статистически значимых положительных изменений результатов ни по блокам ПВК, ни по отдельным критериальным показателям, ни по уровням развития ПВК. Таким образом, результаты проведенного эксперимента свидетельствуют об адекватности выявленных психолого-педагогических условий и эффективности разработанной модели развития ПВК будущих проводников пассажирских вагонов.

Выводы. Обнаруженные положительные эффекты внедрения модели были достигнуты благодаря реализации следующих исходных положений: развитие профессионально важных качеств рассматривалось как один из целевых ориентиров профессиональной подготовки проводников пассажирских вагонов, независимо от ее организационной формы (среднее профессиональное образование, профессиональное обучение, повышение квалификации); в экспериментальном процессе были созданы общие (инвариантные) педагогические условия и реализовано общее и специфическое для разных организационных форм профессиональной подготовки содержание психолого-педагогического сопровождения данного процесса; формирование профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов осуществлялось на основе разработанной модели, предусматривающей инвариантную этапную организацию образовательного процесса, при которой создаются общие для всех организационных форм профессиональной подготовки педагогические условия, и вариативное методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения развития и саморазвития обучающихся.

Литература:

1. Артемова, O.A. Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли: монография / O.A. Артемова, А. А. Архипов, С.А. Банников и др. - Самара: Оренбург, СамГУПС, 2017. - 126 с.

2. Булатников, И. Е. Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа: автореф. дисс. канд.пед.наук / И.Е.Булатников. - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2010. - 26 с.

3. Копылова, Е.В., Куликова, Е.Б. Сервис на транспорте (железнодорожном): Учебное пособие по дисциплине «Сервис на транспорте» / Е.В.Копылова, Е.Б.Куликова. - М.: МИИТ, 2009. - 216 с.

4. Митрякова, Л.Г. Спутник проводника / Л.Г.Митрякова. - М.: Федеральная Пассажирская Дирекция, 2007.

5. Лапидус Б.М. Корпоративный университет ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. -2009. - №5.

6. Малахова, О.Ю. Векторы подготовки конкурентоспособного специалиста в контексте реализации клиентооринтированности ОАО «РЖД» на основе формирования корпоративных компетенций / О.Ю.Маланчева, С.Н.Маланчева, А.П.Иванова // Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли: монография / O.A. Артемова, А. А. Архипов, С.А. Банников и др. - Самара; Оренбург, СамГУПС, 2017. - 126 с.

7. Павлова, Т. А. Формирование профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов в процессе их деятельности: автореф.дисс.канд.психол.наук / Т.А.Павлова. - М.: Изд-во ВНИИТЭ. 2011. - 26 с.

8. Березина, В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы / В.А.Березина // Высшее образование сегодня. - 2002. - №11. - С. 6-12

9. Коган, А.Ф. Состав личности и некоторые ее свойства в контексте ситуационного анализа [Электронный ресурс] / А.Ф.Каган. - Режим доступа: http://frecho.narod.ru/koganA3.htm

10. Хазова, С.А. Развитие конкурентоопределяющих личностных качеств специалистов по физической культуре и спорту: Монография / С.А.Хазова. - Новосибирск: ЦРНС, 2010. - 131 с.

Педагогика

УДК:378

аспирант 3 курса Комарова Виктория Николаевна

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ

ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация. В данной статье автор поднимает такую актуальную проблему общества как формирование социальной инициативности. В настоящее время одним из эффективных способов формирования социальной инициативности студентов является вовлечение их в добровольческую деятельность, являющуюся ориентиром в выделении истинных и ложных ценностей. В процессе работы над данной статьей, автором была проанализирована междисциплинарная литература по проблеме исследования и проведен опрос среди добровольцев.

Ключевые слова: добровольческая деятельность, студент, социальная инициативность, особенности добровольческой деятельности, добровольчество.

Annotation. In this article, the author raises such an urgent problem of society as the formation of social initiative. At present, one of the most effective ways of forming students' social initiative is to involve them in volunteer activities, which is a guide in the allocation of true and false values. In the process of working on this article, the author analyzed interdisciplinary literature on the research problem and conducted a survey among volunteers.

Keywords: volunteer activity, student, social initiative, features of volunteer activity, volunteering.

Введение. Динамичные и прогрессивные изменения в экономической, политической, правовой и духовной сферах современного общества определяют становление личности, важнейшей характеристикой которой является развитие гражданской позиции, способность «самостоятельному принятию решений, умение выдерживать конкуренцию, вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, ориентироваться на гуманистические ценности. В этих условиях одной из наиболее актуальных задач современной образовательной практики представляется развитие такого важнейшего качества личности молодых людей как социальная инициативность.

В период студенчества проявление социальной инициативности является потребностью личности, а обучение в вузе способствует формированию активной жизненной позиции, усилению ответственности за происходящие события в личностной, общественной и профессиональной сферах, самоопределению в системе смысложизненных ценностей. «Задача формирования социальной инициативности студента становится сегодня одной из приоритетных в системе образования, поскольку инициативность определяет успешность профессиональной деятельности и включается в систему основных профессиональных качеств современного специалиста».

Необходимость формирования социальной инициативности подрастающего поколения декларируется в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008), в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012), в Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» (от 5.02.2018), в Распоряжении Правительства РФ «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (от 12.12.2015), в Федеральном Законопроекте РФ «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (текст по состоянию на 20.06.2016), в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (от 26.12.2017) и др.. В этой связи актуализируется проблема приобретения представителями молодежи нового опыта социокультурных отношений, способствующего формированию социальной инициативности, самостоятельности и ответственности, а также готовности к творческой, социально- и личностно значимой полезной деятельности [5].

Целью статьи является рассмотрение добровольческой деятельности студентов в качестве одного из средств формирования социальной инициативности студентов.

Изложение основного материала статьи. Социальная инициативность рассматривается C.B. Тетерским как интегративное, социально-одобряемое качество личности, направленное на благополучие отдельного человека или общества в целом (духовное, моральное, материальное) [3]. Н.П. Матронов определяет изучаемый феномен как деятельность индивида по выдвижению, утверждению и распространению, практическому воплощению социально-значимой идеи, которая была добровольно осуществлена субъектом [3]. Социальная инициативность трактуется Т.С. Борисовой как качество личности, выражающееся в постоянстве состояний ее предрасположенности и устойчивость стремлений к инициации [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования (разделяя идеи Н.В. Гарашкиной) социальная инициативность студента рассматривается нами как интегративное качество личности, интегрирующее склонность к активным, осознанным и самостоятельным действиям, добровольно осуществляемым обучающимся с целью преобразования окружающей действительности в интересах общества, содействия другим людям в продуктивном решении их проблем, собственного самосовершенствования.

Одним из наиболее эффективных способов формирования социальной инициативности студентов является вовлечение их в добровольческую деятельность. Добровольческая деятельность рассматривается с точки зрения проверки, формирования и укрепления человеческих ценностей (ориентир в выделении истинных и ложных ценностей). Кроме того, добровольческая деятельность позволяет студенческой молодежи почувствовать себя включенным в социальную группу, деятельность которой направлена на полезную деятельность, ощутить эмоциональную и духовную близость с другими людьми, основанную на разделении общественно-признанных норм, способов поведения и взглядов на жизнь.

Г.П. Бодренкова считает, что добровольческая деятельность соединяет теоретический и практический аспект образовательного процесса. Обмен опытом, происходящий в рамках добровольческой деятельности позволяет повысить уровень знаний студентов и их мотивацию к учебной деятельности [1]. Добровольческая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.