Научная статья на тему 'Организационные основы формирования профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов'

Организационные основы формирования профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ПРОВОДНИК ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ / PASSENGER CAR ATTENDANTS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ВАРИАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / VARIABLE PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колошина Галина Викторовна

Важным результатом профессиональной подготовки специалистов, в том числе проводников пассажирских вагонов, является формирование у них профессионально важных личностных качеств. В рамках традиционно организованного образовательного процесса достижение указанного результата ограничено в результате различных факторов. Одним из таких факторов является неполнота научного знания о теоретико-методологических и содержательно-технологических основах формирования профессионально важных качеств у будущих специалистов, а именно у будущих проводников пассажирских вагонов. Представлен авторский подход к организации психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств у будущих проводников пассажирских вагонов. Его новизна заключается в выделении инвариантных и вариативных параметров не только в зависимости от актуальной степени сформированности искомых качеств, но и от организационной формы профессиональной подготовки указанных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колошина Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASES OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PASSENGER CAR ATTENDANTS

Important result of vocational training of experts, including passenger car attendants, is formation at them of professionally important personal qualities. Achievement of the specified result within traditionally organized educational process is limited as a result of various factors. One of such factors is incompleteness of scientific knowledge of theoretical methodological and substantial technological bases of formation of professionally important qualities at future experts, namely: at future passenger car attendants. The paper presents the author's approach to the organization of psychological and pedagogical support of formation of professionally important qualities at future passenger car attendants. Its novelty lies in allocation of invariant and variable parameters not only depending on relevant degree of formation of required qualities, but also on an organizational form of vocational training of the specified experts.

Текст научной работы на тему «Организационные основы формирования профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов»

УДК 159.94:656.224 ББК 88.411.9 К 61

Г.В. Колошина

Старший преподаватель кафедры изыскания, проектирования, строительства железных дорог Российского государственного университета путей сообщения; E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Важным результатом профессиональной подготовки специалистов, в том числе проводников пассажирских вагонов, является формирование у них профессионально важных личностных качеств. В рамках традиционно организованного образовательного процесса достижение указанного результата ограничено в результате различных факторов. Одним из таких факторов является неполнота научного знания о теоретико-методологических и содержательно-технологических основах формирования профессионально важных качеств у будущих специалистов, а именно - у будущих проводников пассажирских вагонов. Представлен авторский подход к организации психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств у будущих проводников пассажирских вагонов. Его новизна заключается в выделении инвариантных и вариативных параметров не только в зависимости от актуальной степени сформированности искомых качеств, но и от организационной формы профессиональной подготовки указанных специалистов.

Ключевые слова: профессионально важные качества, проводник пассажирских вагонов, психолого-педагогическое сопровождение, вариативные параметры.

G.V. Koloshina

Senior teacher of Department of Research, Design and Construction of the Railroads of the Russian State Transport University; E-mail: [email protected]

ORGANIZATIONAL BASES OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PASSENGER CAR ATTENDANTS

Abstract. Important result of vocational training of experts, including passenger car attendants, is formation at them of professionally important personal qualities. Achievement of the specified result within traditionally organized educational process is limited as a result of various factors. One of such factors is incompleteness of scientific knowledge of theoretical methodological and substantial technological bases of formation of professionally important qualities at future experts, namely: at future passenger car attendants. The paper presents the author's approach to the organization of psychological and pedagogical support of formation of professionally important qualities at future passenger car attendants. Its novelty lies in allocation of invariant and variable parameters not only depending on relevant degree of formation of required qualities, but also on an organizational form of vocational training of the specified experts.

Keywords: professionally important qualities, passenger car attendants, psychological and pedagogical support, variable parameters.

Обретение профессиональной идентификации, построение долгосрочной жизненной и профессиональной перспективы, определение направлений и способов самосовершенствования и т.п. всегда являлись важнейшими задачами не только для молодых людей, входящих во взрослую жизнь [1], но и для взрослых людей. Идеи гуманной педагогики и личностно-ориентированного образования находят свое воплощение в различных теориях и методиках, ориентированных на помощь личности в профессиональном самоопределении и саморазвитии. Одной из них выступает теория и технология психолого-педагогического сопровождения школьников, студентов и молодых специалистов.

В педагогике и психологии понятия «педагогическая поддержка и сопровождение» и «психологическая поддержка и сопровождения» рассматриваются как самостоятельные феномены. Тем не менее мы разделяем мнение ученых, согласно которому поддержка и сопровождение как типы педагогической и психологической деятельности предельно взаимосвязаны. Психолого-педагогическое сопровождение - это единый, целостный процесс, представляющий собой комплексный метод, суть применения которого - создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [2, 3, 4 и др.]. Он объединяет деятельность педагогического коллектива и обучающихся и предполагает как организацию развития студентов, так и создание необходимых условий для их саморазвития [5].

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на углубленной и разносторонней психодиагностике, на основе которой составляются индивидуальные программы обучения и развития [6]. Оно подразумевает и психологическую,

и педагогическую позицию, реализуемые на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: преподавателей, кураторов, студентов, представителей администрации, родителей. Оно представляет собой целостную систему, состоящую из элементов или компонентов, которые одновременно являются его инвариантными этапами: диагностики, служащей основой для постановки целей; отбора и применения методических средств; анализа промежуточных и конечных результатов, дающего возможность корректировать ход работы [1, 5, 6, 7, 8 и др.].

Как любая система, психолого-педагогическое сопровождение состоит из множества компонентов: этапов, конкретных форм работы, приемов, методов. В наиболее общем виде можно выделить следующие этапы психолого-педагогического сопровождения:

1. Теоретико-подготовительный. Ориентирован на формирование убеждений в необходимости самосовершенствования, определения векторов и перспектив саморазвития. Эффективны групповые формы работы: лекции, семинары, дискуссии.

2. Диагностико-подготовитель-ный. Направлен на диагностику и оценку сформированности конкретных ПВК; результаты ложатся в основу разработки форм и приемов процесса сопровождения. Применяются четыре основных метода диагностики: психологическое тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, экспертная оценка.

3. Аналитико-проективный. Включает соотнесение данных, полученных на этапе диагностики, с эталонной моделью ПВК; кроме того, анализируются дополнительные сведения о сопровождаемых: стремления, интересы, особенности, пристрастия и жизненные цели

и пр. Как правило, работа проводится в индивидуальном режиме, очерчивается круг возможных профессиональных деятельностей. Проективная часть задач данного этапа связана с подготовкой для сопровождаемых «программ развития», включающих индивидуальные рекомендации с учетом всех личностных особенностей, интересов и пр. субъекта. После изучения программ, рефлексии студенты соотносят рекомендации с собственными интересами и пожеланиями и делают выбор для дальнейшей работы.

4. Основной формирующий этап. Деятельность организуется и в групповом, и в индивидуальном режимах и предполагает внедрение всех мероприятий процесса сопровождения в учебный, в воспитательный процессы образовательной организации; организацию индивидуальных и групповых консультаций, тренингов и пр.

5. Заключительный контрольный. По окончании времени, предварительно выделенного на сопроводительный цикл, проводится контрольная диагностика текущих или итоговых результатов развития ПВК. В зависимости от результатов диагностики сопровождаемые либо переходят на новый качественный уровень формирующего этапа, либо возвращаются к этапу целепола-гания для коррекции «программы развития».

Поскольку нами было отмечено, что, с одной стороны, сопровождение предполагает взаимосвязанную деятельность всего педагогического коллектива, а с другой, опирается на специфическую информацию, отражающую индивидуальные личностные особенности (степень развития тех или иных ПВК, психологические особенности личности, обусловливающие индивидуальный выбор эффективных средств и методов психолого-педагогических воздействий) и потребности (необходимость в развитии, коррекции либо нейтрализации тех или иных ПВК) студентов,

становится очевидным, что педагоги (предметники, кураторы) сами нуждаются в сопровождении собственной воспитательной деятельности. Данный аспект психолого-педагогического сопровождения, на наш взгляд, должен предполагать предоставление педагогам всей полноты информации об обучающихся (в данном случае мы имеем в виду уровень развития и качественные характеристики ПВК студентов), рекомендации относительно целесообразных средств, методов, форм развивающей деятельности в контексте учебного и воспитательного процессов, а также способов и критериев диагностики эффективности деятельности.

Еще одним аспектом, важным относительно непосредственной организации, определения целевых ориентиров и выбора методов сопровождения, является непосредственная форма профессиональной подготовки проводников пассажирских вагонов. Специфика здесь такова, что профессиональная подготовка по данной специальности осуществляется в трех основных формах: в рамках системы среднего профессионального образования, в рамках получения дополнительной профессии студентами высших профессиональных учебных заведений транспортной сферы, а также, как показывает анализ практики, в форме повышения квалификации действующих специалистов в рамках корпоративного обучения, преимущественно без отрыва от работы (не системно).

Обучение в системе среднего профессионального образования рассчитано на срок 2,5 года (на базе основного общего образования) или 10 месяцев (на базе среднего общего образования) (ООП). Обучение в системе дополнительного профессионального образования осуществляется преимущественно на базе вузов и колледжей («профессиональная подготовка рабочих кадров из числа студентов средних и высших профессиональных учебных заведений

железнодорожного транспорта») и рассчитана на 4-5 месяцев (ООП). Корпоративное обучение - основное средство корпоративного образования, целью которого является формирование не узконаправленных, пусть и необходимых, знаний и умений, компетенций, а развитие корпоративной культуры сотрудников, в том числе и посредством совершенствования профессиональных компетенций [9, 10 и др.]. Заметим, что корпоративное, или внутрифирменное, обучение может быть организовано и неформальным образом -в виде наставничества (так называемый неформальный тренинг), и формальным (формальный тренинг), в форме организованных семинаров, секций, краткосрочных курсов.

Очевидно, что каждая организационная форма определяет специфику содержания и процедур процесса формирования ПВК проводников пассажирских вагонов и, в частности, психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Указанная специфика, на наш взгляд, связана: с временными рамками воспитательной деятельности (сроки обучения различны), с преимущественной направленностью воспитательных воздействий (развитие / саморазвитие), с использованием тех или иных компонентов сопровождения в качестве доминирующих (собственно целостное сопровождение / поддержка / помощь), с выбором конкретных мероприятий как содержания деятельности, с долей самостоятельной работы обучающихся при реализации этих мероприятий.

При этом этапность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению не должна нарушаться, поскольку иначе нарушится логика сопровождения. Но в разных образовательных формах будут варьироваться: время, отведенное на каждый этап; доля реального/виртуального (дистанционного) взаимодействия между субъектами образования на каждом этапе (значительное

преимущество реального взаимодействия в системе среднего профессионального образования; примерная паритетность реального и виртуального (дистанционного) взаимодействия (с возможным преимуществом дистанционного) в системе дополнительного профессионального образования; преимущество виртуального (дистанционного) взаимодействия в системе корпоративного обучения); ведущая функция педагога, определяемая степенью самостоятельности обучающихся (система среднего профессионального образования - преподаватель (учитель и воспитатель); система дополнительного профессионального образования - фасилита-тор; система повышения квалификации - консультант); используемые методы и формы работы, их организационные особенности (система среднего профессионального образования - преимущественно реальное (контактное) проведение традиционных форм и использование контекстно направленных методов воспитания; система повышения квалификации (корпоративное обучение) - преимущественно самостоятельная компьютерная диагностика, дистанционное просвещение и консультирование, реальное взаимодействие для решения практико-поведенческих задач; дополнительное профессиональное образование

- паритет). Главным, исходным различием нам представляется варьирование целевых ориентиров процесса развития ПВК: в системе среднего профессионального образования это может определяться как формирование (развитие, воспитание) ПВК обучающихся; в системе дополнительного профессионального образования и корпоративного обучения (повышения квалификации)

- как формирование готовности (мотивационно-ценностной, теоретико-методической, практической) обучающихся к саморазвитию ПВК, причем в системе повышения квалификации актуализирован практический компонент этой готовности.

Основополагающие параметры вариативного построения психолого-педагогического сопровождения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Организационно-целевая и содержательно-методическая вариативность процесса психолого-педагогического сопровождения в зависимости от формы профессиональной подготовки

Варьирующий параметр Система среднего профессионального образования (ООП, колледж) Система дополнительного профессионального образования (ДОП, колледж/вуз) Система повышения квалификации (корпоративное обучение, курсы)

Время обучения и целостность (последовательность, непрерывность) обучения. Максимальное время обучения. Последовательный и непрерывный процесс обучения. Среднее либо минимальное время обучения. Последовательный и непрерывный процесс обучения. Непрерывность и последовательность обучения возможна только за счет сокращения времени, когда обучения осуществляется с отрывом от работы.

Целевой ориентир и критерии оценки результатов. Формирование (развитие, воспитание) ПВК обучающихся. Достижение цели определяется по достоверному улучшению результатов в соответствии с критериями сформиро-ванности ПВК. Формирование готовности (мотивационно-ценност-ной, теоретико-методической, практической) обучающихся к саморазвитию ПВК. Достижение цели определяется по достоверному улучшению результатов в соответствии с критериями готовности к совершенствованию ПВК и по тенденции к улучшению результатов в соответствии с критериями сфор-мированности ПВК. Формирование готовности (мо-тивационно-цен-ностной, теоретико-методической, практической) обучающихся к саморазвитию ПВК, с актуализацией практического компонента достижение цели определяется по достоверному улучшению результатов в соответствии с критериями готовности к совершенствованию ПВК.

Доминирующий компонент сопровождения. Целостное сопровождение в процессе образования и дальнейшее сопровождение в процессе профессиональной деятельности средствами корпоративного обучения. Преимущественно поддержка и дальнейшее сопровождение в процессе профессиональной деятельности средствами корпоративного обучения. Преимущественно помощь и дальнейшее сопровождение в процессе профессиональной деятельности.

Продолжение таблицы 1

Доля реального Значительное Примерная паритетность Преимущество

/ виртуального преимуще- реального и виртуаль- виртуального

(дистанционного) ство реального ного (дистанционного) (дистанционного)

взаимодействия взаимодействия. взаимодействия (с воз- взаимодействия.

между субъекта- можным преимуществом

ми образования. дистанционного).

Ведущая функ- Преподаватель Фасилитатор. Консультант.

ция педагога. (учитель и

воспитатель).

Используемые Преимущественно Примерная паритетность Преимущественно

методы и формы реальное (контакт- реальных и дистанци- самостоятельная

работы, их ор- ное) проведение онных форм и методов компьютерная

ганизационные традиционных взаимодействия. диагностика,

особенности. форм и использо- дистанционное

вание контекстно просвещение и

направленных ме- консультирова-

тодов воспитания. ние, реальное взаимодействие для решения практи-ко-поведенческих задач.

В режиме реаль- В дистанционном ре- В дистанцион-

ного взаимодей- жиме: тестирование, ном режиме:

е ствия: тестирова- анкетирование. тестирование,

и о ё ние, анкетирова- В реальном режиме: педа- анкетирование.

ос не Л Р ние, педагогиче- гогическое наблюдение, В реальном режи-

ли 2 £ ское наблюдение, экспертная оценка педа- ме: экспертная

рс то экспертная оценка гогами и специалистами, оценка специали-

нн ог И ей и fc-r педагогами и контент-анализ игрового стами и руковод-

специалистами, взаимодействия. ством, клиента-

д контент-ана- ми, контент-ана-

m о лиз игрового лиз результатов

д о взаимодействия. деятельности.

т е м 2 В режиме реаль- В режиме реального В дистанционном

ы у ре g н ного взаимодей- взаимодействия: кон- режиме: консуль-

п К ствия: консульти- сультирование, беседа (с тирование, беседа

у р я В е рование, беседа (с педагогами). (с коллегами, с

[-4 и р о педагогами). клиентами).

В режиме реаль- В дистанционном режиме: В дистанционном

е ного взаимодей- просветительские лекции режиме: просве-

и В 2 ствия: просвети- и беседы в режиме реаль- тительские лек-

тельские лекции ного взаимодействия: ции и беседы.

ей m и беседы, тренинг тренинг развития,обуча- В режиме реаль-

и m з развития, обучаю- ющий тренинг самораз- ного взаимодей-

а р щий тренинг само- вития, деловые и ролевые ствия: обуча-

развития, деловые игры. ющий тренинг

и ролевые игры. саморазвития.

Мы предполагаем, что организация психолого-педагогического сопровождения формирования

профессионально важных личностных качеств будущих проводников пассажирских вагонов в

соответствии с представленным подходом к определению его инвариантных и вариативных параметров обеспечит эффективность

указанного процесса и будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки данных специалистов.

Примечания:

1. Филатов А.И. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/43181

2. Сопильняк Ю.Н. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007.

3. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М., 2003.

4. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. URL: http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/ aleks-000001.html

5. Хазова С.А. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент кон-куренторазвивающего образовательного процесса // Образование и общество. Орел, 2011. Вып. 2 (67). С. 11-14.

6. Котиев А. Технология психологического сопровождения. URL: http://www. pmuc.ru/jornal/number14/kotiev.htm

7. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. URL: http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm

8. Дёмкина Е.В. Педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения // Общественные науки. 2012. № 5. С. 56-65.

9. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 227 с.

10. Малахова О.Ю., Маланчева С.Н., Иванова А.П. Векторы подготовки конкурентоспособного специалиста в контексте реализации клиентоориентированности ОАО «РЖД» на основе формирования корпоративных компетенций // Междисциплинарное взаимодействие в контексте подготовки специалистов железнодорожной отрасли: монография. Самара; Оренбург: Изд-во СамГУПС, 2017. 126 с.

References:

1. Filatov A.I. Psychological support of professional self-determination. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/43181

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sopilnyak Yu.N. Pedagogical support of professional training of experts in the field of law enforcement activity: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2007.

3. Krylova N.B., Alexandrova E.A. Essays on understanding pedagogy. M., 2003.

4. Alexandrova E.A. Types of pedagogical support and support of individual education. URL: http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html

5. Khazova S.A. Psychological and pedagogical support as a component of the competitive educational process // Education and society. Oryol, 2011. Iss. 2 (67). P. 11-14.

6. Kotiev A. Technology of psychological support. URL: http://www.pmuc.ru/ j ornal /number14/kotiev. htm

7. Bondarev V.P. Technology of pedagogical support of students in the educational process. URL: http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm

8. Dyomkina E.V. Pedagogical potential of educational process of higher educational institution // Social sciences. 2012. No. 5. P. 56-65.

9. Kuznetsov V.V. Corporate Education: a manual for students of higher schools. Ekaterinburg: Publishing house of the Russian State Prof.-Ped. University, 2010. 227 pp.

10. Malakhova O.Yu., Malancheva S.N., Ivanova A.P. Vectors of training a competitive specialist in the context of the implementation of customer orientation of Open Society «Russian Railways» on the basis of the formation of corporate competencies // Interdisciplinary interaction in the context of training specialists in the railway industry: a monograph. Samara; Orenburg: Publishing house of SamGUPS, 2017. 126 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.