Выводы. Резюмируя все вышеизложенное, обобщим, что на современном этапе развития мирового общества проблемы человечества и природы являются одними из наиболее актуальных. Их актуальность обусловлена стремительным ухудшением экологической ситуации в мире. В этой связи на протяжении последних нескольких десятков лет обосновывается актуальность реализации экологического образования общества, методологические основы которого базируются на достижениях различных отраслей науки.
На данном этапе развития образования в контексте экологической парадигмы его целью является не только воспитание экологической культуры личности и общества в целом, но и формирование таких сложных личностных качеств и процессов, как экологическое мышление, экологическое сознание и экологическое мировоззрение.
Литература:
1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва. 2009. - 141 с.
2. Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Симонова-Салеева Л.П., Кучер Т.В. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир, 1997. - №14.
3. Рубанова Е.В. Проблемы современного экологического образования // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2009. - № 6. - С. 75-81.
4. Рубанова Е.В. Философские проблемы становления экологического знания. - Томск: Изд-во «ТЛМ-Пресс», 2007. - 140 с.
5. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы). - Ставрополь, 2001. - 76 с.
6. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 5. - С. 85-88.
7. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1 (17). - С. 20-32.
8. Чуйкова Л.Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1 (17). - С. 7-19.
9. Чуйкова Л.Ю. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ научных концепций и трактовок // Астраханский вестник экологического образования. - № 1 (19) 2012. - С. 46-68.
10. Экология и образование (Материалы «Круглого стола» журналов «Вопросы философии» и «Экология и жизнь» // Вопросы философии. - 2001. - № 10. - С. 21.
Педагогика
УДК 378.2
доцент кафедры педагогики и социальной психологии, учебно-научного комплекса исследования проблем
кадрово-воспитательной работы и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД, кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье показаны особенности воспитательного процесса обучающихся, которые направлены на всестороннее развитие личности, формирование мировоззрения и компетенций в процессе обучения в образовательных организациях МВД России. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД к оперативно-служебной деятельности предполагает формирование у них профессионального мировоззрения, которое обусловлено факторами духовно-нравственного начала, идентификация своей профессиональной роли, идеологической составляющей служебной деятельности.
Ключевые слова: формирования мировоззрения, нравственные качества профессиональное мышление, особенности воспитательного процесса всестороннее развитие личности, формирование компетенций, интеллектуальный потенциал.
Annotation. The article shows the features of the educational process of students, which are aimed at the comprehensive development of the individual, the formation of the worldview and competencies in the learning process in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. Professional training of employees of internal Affairs for operational and official activities involves the formation of their professional Outlook, which is due to the factors of spiritual and moral principles, the identification of their professional role, the ideological component of their performance.
Keywords: formation of worldview, moral qualities professional thinking, features of the educational process comprehensive development of the individual, the formation of competencies, intellectual potential.
Введение. На всех исторических этапах развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования профессионально-компетентного, высококультурного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством. История свидетельствует: воспитание ставится в число приоритетов в переломные моменты жизни государства, общества и людей. И именно в такие периоды осуществление воспитания сопряжено с немалыми трудностями. Тем не менее, любые реформы и решения обречены на провал, если они не подкрепляются усиленным вниманием к воспитанию, тесно увязанному с реалиями происходящих перемен. Общечеловеческие истины воспитания, складывавшиеся веками, не устаревают, но на каждом новом историческом отрезке времени нуждаются в новом понимании, требуют новых технологических разработок. При этом проблемы усложняются, если в предшествующий период работа по
воспитанию была ослаблена в социальных системах. Именно такое положение имеет место в современных условиях деятельности органов внутренних дел.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время, отличительной особенностью педагогической и психологической науки и деятельности является усиление внимание интеграции образования и воспитания к проблемам культуры личности на всех уровнях ее развития. Изучение концептуальных подходов в процессе воспитания личности и формирования общекультурных компетенций, обучающихся в образовательных организациях МВД России - задача, актуальная на всех этапах становления и развития системы подготовки кадров для правоохранительных органов.
Эффективность выполнения возложенных оперативно-служебных задач органами внутренних дел во многом определяется профессиональными и личными качествами полицейских. Формирование высококвалифицированного и нравственно ориентированного кадрового потенциала органов внутренних дел во многом зависит от того, какие сотрудники придут на должности после окончания высших образовательных организаций системы МВД России. Формирование личности сотрудника ОВД происходит на протяжении всей жизни, но именно в образовательной организации - когда происходит процесс профессионального становления и закладываются основы тех качеств профессионала, которые он сможет реализовать в процессе служебной деятельности, что будет способствовать личностному и профессиональному развитию. Период обучения является важнейшим периодом социализации будущего профессионала, где формируются его нравственные качества, составляющие основу личности. Всё это, безусловно, позволяет говорить о высокой степени актуальности вопросов, связанных с воспитанием курсантом и слушателей в образовательных организациях системы МВД России и формировании у них служебного мировоззрения, моральных и нравственных качеств, а также профессиональных знаний умений навыков и компетенций.
В Указе Президента России о реформировании системы МВД, в Законе «О полиции», нормативных правовых документах МВД России особый упор делается на формирование у сотрудников полиции основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности и нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности. В последние годы, когда ослабли государственные институты, проявились нестабильность, неопределённость во всех общественных сферах, и особенно в духовной, были ослаблены или даже утрачены эти фундаментальные мировоззренческие ценности, следствием чего явились коррупция, взяточничество, круговая порука, пьянство и иные проявления девиантного поведения.
В связи с вышеуказанным, следует отметить важность и значимость педагогической составляющей воспитательного процесса курсантов, а именно формирование служебного мировоззрения.
Профессиональная подготовка сотрудников ОВД к оперативно-служебной деятельности предполагает формирование у них профессионального мировоззрения, которое обусловлено факторами духовно-нравственного начала, идентификация своей профессиональной роли, идеологической составляющей служебной деятельности. Однако в виду политических изменений в конце ХХ века данной проблематике не уделялось должного внимания в виду объективных и субъективных факторов обусловленных социально-экономической нестабильностью, неопределённостью духовных ориентиров, ослаблением влияния на процесс формирования профессионального мировоззрения в ведомственных образовательных организациях МВД России и др.
Сегодня воспитание и обучение сотрудников органов внутренних дел заложено в Концепции кадровой политики МВД, также хочется отметить целенаправленную и чётко спланированную работу учёных и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД, направленную на формирование навыков, усвоение и восприятие мировоззренческих знаний и убеждений, реализацию личностного потенциала курсантов и слушателей.
Нужно отметить, что разработка проблемы формирования мировоззрения у курсантов образовательных организаций МВД России определяется:
- недостаточным теоретико-методологическим обоснованием проблемы формирования мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. В частности, предполагающим необходимость определить методологические подходы, задачи, принципы формирования духовного феномена, а также рассмотреть его сущность, структуру, содержание — то, что составляет и раскрывает его составную, выделить особенности формирования личности курсанта в образовательных организациях системы МВД;
- потребностью в разработке научно обоснованной социально-педагогической концепции формирования профессионального мировоззрения курсантов, как будущих практических сотрудников ОВД обеспечивающей эффективное становление и развитие феномена, что является необходимым условием качественной подготовки профессионалов;
- необходимостью формирования мировоззрения сотрудника полиции как целостного и системного духовного образования, так как мировоззрение современной молодёжи, поступающей в образовательные организации МВД России, преимущественно является мозаичным, эклектичным, что затрудняет становление личности курсанта как будущего специалиста;
- усилением ценностного аспекта мировоззрения, так как излишний сциентизм существенно снижает аксиологическую направленность профессионального мировоззрения сотрудника полиции, ведь вне такого рассмотрения оно распадается, превращаясь во вневременную и непространственную, не значимую для личности совокупность отдельный элементов.
Всё вышеуказанное приводит к снижению роли и значения мировоззренческих ценностей в служебной деятельности, что выражается в несоблюдении отдельными сотрудниками профессионально-этических норм, падении уровня их морально-психологического состояния, в невнимательном отношении к гражданам, в оскорблении и унижении достоинства граждан, в правонарушениях и даже преступлениях, совершаемых самими полицейскими. В настоящее время в содержании и структуре мировоззрения сотрудников правоохранительных органов особый упор делается на развитие мировоззренческих профессионально-значимых качеств, без которых не может быть высокопрофессионального полицейского, достойно выполняющего свой долг по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан. Т. е имеет смысл провести социально-философский анализ воспитания и формирования служебного мировоззрения сотрудника ОВД, которое формируется на стадии обучения в образовательных организациях МВД России.
Формирование социально-педагогического аспекта служебного мировоззрения сотрудника ОВД, которое осуществляется в ходе усвоения курсантами научных знаний, становления идеологических взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, что составляет основу мировоззрения, и в этом их особая роль и значение в развитии его архитектоники. Мировоззрение нельзя механически заимствовать, оно не может быть навязано извне, т.к. формируется самой личностью в процессе изучения всего комплекса учебных дисциплин, в особенности философских. Получая знания по философии, педагогике, психологии и др., курсант соотносит их с потребностями и интересами, осмысливает, оценивает, рефлексирует. Знание, что купить жизни актуальность, внутренне приняты в качестве курсанта, превращается в отношения, ориентации, убеждения и определяют его поведение и поступки. Научные знания только тогда становятся убеждениями, когда они не просто переведены на ум курсанта, и быть полезным для него, когда он ухватился за них, положил их в свою точку зрения и они завладели им, - начал регулировать свое поведение и деятельность. Без эмоционального осмысления научное знание не может быть основой духовного мира курсант. Эмоциональный фактор, который влияет на усвоение философских знаний, формирование убеждений, принципов, ценностей, увеличив ее пропускную способность, устойчивость, целеустремленность. Это находит своё выражение в интеллектуальных чувствах, которые сопровождают процесс мыслительной деятельности: любознательности, любви к истине, правдивости, ожидании, волнении, восхищении остроумной мыслью и т.д.1. Если рациональная сторона воспитания направлена на овладение курсантами суммой мировоззренческих знаний, и в первую очередь педагогических, приобретение навыков применения их в предстоящей оперативно-служебной, то эмоциональная сторона имеет своей целью воспитание социальных чувств личности, усиление эффекта логики, обогащение их образностью, включение в сферу личных переживаний. Всё это в конечном итоге составляет основу социально-педагогического аспекта служебного мировоззрения курсантов, которое выражается в подкреплении, как на обыденном, так и на теоретическом уровнях.
Педагогике принадлежит особая роль в формировании служебного мировоззрения сотрудников ОВД. Педагогика обеспечивает единство и внутреннюю согласованность знаний и духовную составляющую личности. Но педагогическое знание не является самоцелью в формировании мировоззрения, которое способствует становлению его целостности, которая в свою очередь находит выражение через овладевание механизмом взаимодействия общенаучного и специально-научного знания2.
Усиление мировоззренческого воспитания в образовательных организациях МВД России - важнейшее направление морально-психологического обеспечения, так как если мировоззрение будет сформировано, то сотрудник ОВД будет психологически готов выполнять возложенные на него обязанности.
Воспитательный процесс является фактором формирования служебного мировоззрения - становление его основных содержательных аспектов (философского, правового, социально-политического, этического, эстетического), имманентных смысложизненных образований (мировоззренческих взглядов, убеждений, идеалов, ценностей) идёт в результате комплексного применения основных направлений воспитательной работы.
Воспитание в образовательных организациях МВД России имеет свои особенности, которые связанны со спецификой учебно-служебной деятельности, поэтому оно существенно отличается по целям и содержанию от воспитания других категорий граждан. Это необходимо учитывать при организации мировоззренческого воздействия на курсантов. Как показывает практика, мировоззренческое воспитание курсантов - сложный и многоплановый процесс, которым занимаются руководство, профессорско-преподавательский состав, курсовые офицеры им вместе приходится решать множество различных специфических педагогических задач. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо наличие у всех категорий воспитателей необходимых психолого-педагогических знаний, большого такта, широкой эрудиции, высокого уровня методической подготовки.
В различных аспектах особенности воспитательной работы, направленной на формирование духовного мира, мировоззрения курсантов, изучали ученые образовательных организаций МВД России В.В. Анциферов, Н Ф Гейжан, Н.М. Дудин, Ю.И. Дутов, В.М. Мельников, Н.И.Татаркина В.С.Олейников и др. Следует признать, что в рамках субординационного подхода, в целом характерного для работ указанных авторов, сложилось понимание сущности воспитания как субъектно-объектных отношений, где субъект оказывает на объект определённое воздействие с целью формирования мировоззренческих взглядов, убеждений, ценностей, необходимых обществу и служебному коллективу. Такой подход в образовательных организациях МВД России частично оправдан, но вряд ли эффективен. При таком понимании мировоззренческого воспитания учёт интересов личности, её духовный мир, стремления, потребность в саморазвитии почти не учитываются.
Мы выделяем, определённые специфические факторы и условия, способствующие мировоззренческому воспитанию курсантов в образовательных организациях МВД РФ:
Первый фактор - наличие единого педагогического коллектива вуза, объединяющего постоянный и переменный состав, использует его возможности для мировоззренческого воспитания курсантов. Благоприятные условия: единство целей воспитателей и воспитанников; педагогическая сплочённость всего служебного коллектива в достижении воспитательных целей; педагогическое взаимодействие каждого члена с другими; педагогическая согласованность воспитательной деятельности в учебной и служебной сферах.
Второй фактор - профессионально-педагогическая подготовка субъектов воспитательного процесса, включающая такие благоприятные условия, как педагогическая направленность, методологическая грамотность, педагогические умения, навыки, способности, организаторские способности и личные качества, владение современными педагогическими технологиями.
Третий фактор - организация педагогического взаимодействия руководства факультетов и курсов, профессорско-преподавательского состава и курсантов, которое направленно на формирование позитивного служебного мировоззрения курсантов. Благоприятные условия: взаимная заинтересованность всех участников воспитательного процесса; сочетание различных активных форм и методов воспитания; создание
1 см.: Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец 2006 г.
2 Грачев В.Д. Стиль мышления и формальная логика // Философия права. 2008. № 2. С. 34 -39.
позитивной воспитательной среды, основанной на взаимопонимании, взаимоуважении, сотрудничестве, умении находить компромиссы.
Учебно-служебная деятельность каждого курсанта протекает в весьма специфичных условиях, которые создаются в образовательных организациях МВД. Формирование личностных и профессионально-важных качеств проходит под влиянием среды учебного взвода, факультета, вуза. Эффективность формирования и воспитания профессиональных качеств полицейского зависит от организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с различными категориями воспитателей и кураторов, отношений и социально-психологического климата коллектива, взаимодействий с товарищами по учёбе и службе. При воздействии на курсанта комплекса указанных факторов происходит изменение мировоззрения, убеждений, ценностей сотрудника ОВД, курсант начинает приобретать определённые установки и направленность, начинает активно участвовать во всех видах деятельности, происходит овладение определённой системы само регуляции своего поведения, т.е. можно сказать, что мировоззрение курсант формирует самостоятельно с помощью воспитательной и учебно-служебной среды. Система мировоззренческого воспитания курсантов включает в себя воспитание в ходе учебного процесса, служебной и внеслужебной деятельности, осуществляется с помощью разных форм и методов. В целом, как показывает практика, приоритетные направления формирования служебного мировоззрения курсантов ведомственных вузов МВД России способствуют становлению и развитию личности будущих сотрудников правоохранительных органов, их духовного мира.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в содержательном плане профессиональное мировоззрение сотрудника полиции, которое должно быть сформировано у курсантов за период обучения в образовательной организации МВД России; а именно — это целостное духовное образование в совокупности основных аспектов (элементов): политического, правового, экономического, нравственного и других, основанных на научных мировоззренческих знаниях, идеалах, принципах, ценностных ориентациях, определяющих место сотрудника ОВД в обществе, его отношение к этому обществу и к самому себе. Мировоззрение должно адекватно отражать реальность современного этапа развития общества и выражать его практическую направленность на решение служебно-боевых и оперативно-служебных задач, стоящих перед полицейским.
Литература:
1. Витольник Г.А. Воспитание профессиональной чести курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 129 с.
2. Витольник Г.А., Душкин А.С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие - СПб: Изд-во СПбУ МВД России, 2014. - 126 с.
3. Гейжан Н.Ф, Витольник Г.А, Душкин А.С. Педагогика: учебное наглядное пособие. - СПб: Изд-во СПБ ун-та МВД России, 2014. - 68 с.
4. Грачев В.Д. Стиль мышления и формальная логика // Философия права. 2008.
5. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец 2006 г.
6. Педагогика: учебник / под общ. ред. Кочина А.А. - СПб: СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.
7. Олейников В.С., Душкин А.С., Трипутин С.Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: теория и практика: монография. - СПб.: Изд-во СПб у-та МВД России, 2016. - 156 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблем профессиональной подготовки педагогов в условиях становления информационного общества. В статье актуализируется потребность формирования готовности будущих педагогов к применению мультимедийных технологий обучения в рамках их профессиональной подготовки в высшей школе. Данный процесс требует создания ряда педагогических условий, определение и анализ которых составило цель данной статьи.
Ключевые слова: технология, мультимедийные технологии, мультимедиа, средства мультимедиа, готовность педагогов к применению мультимедийных технологий, профессиональная подготовка будущих педагогов, педагогические условие, информационно-образовательная среда, информационное общество, информационная компетентность.
Annotation. The article is devoted to the study of the problems of professional training of teachers in the conditions of formation of the information society. The article actualizes the need to form the readiness of future teachers to the use of multimedia learning technologies in the framework of their professional training in higher education. This process requires the creation of a number of pedagogical conditions, the definition and analysis of which was the purpose of this article.
Keywords: technology, multimedia technologies, multimedia, multimedia means, readiness of teachers to use multimedia technologies, professional training of future teachers, pedagogical conditions, information and educational environment, information society, information competence.
Введение. В современных условиях отмечается тенденция к развитию мультимедийных технологий, которые применяются в различных отраслях, в том числе и в системе образования. Это актуализирует