Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спинжар Наталья Федоровна, Амреева Толкын Магзумовна

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов хореографии рассматривается в контексте приоритета национальных традиций и этнокультурного содержания в программах обучения народным казахским танцам. Проблема формирования этнокультурной компетентности студентов исследуется автором в связи с результатами деятельности университетов Казахстана как ведущих площадок изучения, сохранения и развития этнокультурного хореографического знания и как новое научное направление развития национальной танцевальной культуры, способное решить задачи профессиональной подготовки специалистов, владеющих соответствующими компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спинжар Наталья Федоровна, Амреева Толкын Магзумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF CHOREOGRAPHERS IN UNIVERSITIES OF KAZAKHSTAN

The formation of professional competencies of future choreography specialists is considered in the context of the priority of national traditions and ethno cultural content in the training programs of Kazakh folk dances. The problem of the formation of ethno cultural competence of students is investigated by the author in connection with the results of the activities of universities of Kazakhstan as the leading platforms for the study, preservation and development of ethno cultural choreographic knowledge and as a new scientifi c direction of the development of national dance culture, capable of solving the tasks of professional training of specialists with relevant competencies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ -ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА

УДК 378:793

http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-103-112

Наталья Федоровна СПИНЖАР,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Московский государственный институт культуры, г. Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Юлкын Магзумовна AМPEEВA,

старший преподаватель кафедры хореографии и культурно-досуговой работы, Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова; аспирант кафедры психологии и педагогики, Московский государственный институт культуры, г. Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Аннотация: Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов хореографии рассматривается в контексте приоритета национальных традиций и этнокультурного содержания в программах обучения народным казахским танцам. Проблема формирования этнокультурной компетентности студентов исследуется автором в связи с результатами деятельности университетов Казахстана как ведущих площадок изучения, сохранения и развития этнокультурного хореографического знания и как новое научное направление развития национальной танцевальной культуры, способное решить задачи профессиональной подготовки специалистов, владеющих соответствующими компетенциями.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, казахский традиционный танец, этнокультурные компетенции, социально-культурная интеграция, этническое знание, народные танцевальные традиции.

Для цитирования: Спинжар Н. Ф., Aмpeeвa Т. М. Формирование этнокультурных компетенций у студентов-хореографов в вузах Казахстана // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №4 (47). С. 103-112. http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-103-112

FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF CHOREOGRAPHERS IN UNIVERSITIES OF KAZAKHSTAN

Natalia F. SPINZHAR, CSc in Pedagogy, Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Tolkyn M. AMREEVA, Senior lecturer at the Department of Choreography and Cultural and Leisure Work, Makhambet Utemisov West Kazakhstan University; Postgraduate student at the Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Abstract: The formation of professional competencies of future choreography specialists is considered in the context of the priority of national traditions and ethno-cultural content in the training programs of Kazakh folk dances. The problem of the formation of ethno-cultural competence of students is investigated by the author in connection with the results of the activities of universities of Kazakhstan as the leading platforms for the study, preservation and development of ethno-cultural choreographic knowledge and as a new scientific direction of the development of national dance culture, capable of solving the tasks of professional training of specialists with relevant competencies.

Keywords: competencies, competence, Kazakh dance, ethno-cultural competencies, socio-cultural integration, ethnic knowledge, folk dance traditions.

For citation: Spinzhar N. F., Amreeva T. M. Formation of ethno-cultural competencies among students of choreographers in universities of Kazakhstan. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2022, no. 4 (47), Pp. 103-112. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-103-112

Система образования в Республике Казахстан, с одной стороны, ориентирована на интеграцию в мировое сообщество, а с другой - на сохранение разнообразия различных взаимосвязанных культур и традиций внутри страны. В таких условиях базовые принципы высшего образования в области культуры должны подтвердить идею, что современные педагогические реалии требуют учета традиционной хореографии как действенного фактора этнокультуры в многонациональном государстве.

В Казахстане практика подготовки студентов хореографического профиля осуществляется на базе университетов. Однако на сегодняшний день остро стоят вопросы о содержании этнокультурных компетенций и путях их формирования в процессе изучения народных танцев студентами в вузах Казахстана. Вузы не обеспечивают потребности практики в специалистах, на сегодняшний день ощущается недостаток хореографов, владеющих в комплексе знаниями в области этнокультуры и танцевального фольклора, способностями научного осмысления этнографического материала и умеющих обучать исполнению подлинных фольклорных танцев в традиционной манере. Следует отметить, что в образовательной практике большое внимание уделяется исполнительской технике в процессе обучения студентов народным танцам, и недостаточное внимание - этнокультурному содержанию.

Этнокультурная компетентность (англ. ethno-cultural competence) - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Этнокультурные компетенции представляются как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для развития личностных качеств, способствующих успешной работе в профессиональной хореографической деятельности.

Народный казахский танец в специальной литературе и диссертационных исследованиях рассматривается с позиций различных областей знания как развивающийся феномен национальной культуры - в культурологическом, педагогическом, искусствоведческом, историко-культурном и этнокультурном и других аспектах. Вместе с тем научная разработка проблемы формирования этнокультурной компетенции в процессе освоения студентами учебных программ традиционных казахских танцев, как самостоятельное направление исследований, имеет недолгую историю. Первые научные и научно-практические исследования в этом направлении были вызваны потребностями практики и получили своё распространение ближе к середине 2010-х годов.

До этого периода, во второй половине 90-х годов ХХ века, проблемы сохранения и развития казахских народных танцев рассматривались специалистами науки и практики в контексте эстетического воспитания, а также как феномен народной художественной культуры и исполнительского искусства. Предметом внимания исследователей стали многие направления, в том числе - систематизация практического опыта, выявление места традиционного народного искусства в системе подготовки кадров, а также проблемы историко-культурного казахского танцевального наследия (А. М. Есенгалиева, У. Д. Джанибеков, А. Н. Кошербаева, Г. Ю. Саито-ва и др.).

Эта тематика получила глубокое осмысление и основана на широком круге трудов российских и казахстанских ученых. Среди них преимущественное большинство составляют представители специализированных подразделений, лабораторий и кафедр высших учебных заведений. Они на рубеже 2000-2010-х годов создавали основу исследуемой нами проблемы, касались её научно-методологического обеспечения - выявления роли и значения казахских народных танцев в системе этно-художествен-ного образования, разработки их видо-жанровых классификаций. Задача сохранения и дальнейшего развития этнокультурного наследия приобретала всё более значимый научный интерес, вследствие чего возникла необходимость и начат процесс выработки образовательных технологий, в том числе авторских методических разработок и технологий преподавания казахского народного танцевального искусства в казахстанских вузах по направлениям искусства и культуры.

Среди ряда наиболее ранних и заметных публикаций этого времени отметим диссертационное исследование А. А. Жолтаевой: «Традиционный казахский танец в системе этно-художественного образования» (1997 г.), в котором автор анализирует и оценивает процесс профессионального обучения студентов в казахстанских вузах как будущих преподавателей народных танцев в контексте непрерывности и преемственности этно-ху-дожественного образования [2].

Не утратили своего методологического и практического значения исследования, которые касаются развития и современного толкования истоков возникновения танцевального искусства казахского народа. Это подтверждают, например, публикации Б. Д. Тургумбаевой, А. Б. Шанкибаевой (2020 г.), Г. Т. Жумасеитовой (2014 г.) [3], Т. В. Поштаревой [10]. Авторы трактуют историю казахского танца как символ национальной культуры и важный компонент национального самосознания. Но, с их точки зрения, национальные танцы не могут оставаться неизменными, а развитие народных танцев не должно ограничиваться описанием техники исполнения и сюжетов того опыта, что «увидели у народа». Содержание народных обычаев и традиций рассматривается ими как основное этнокультурное начало традиционной танцевальной культуры.

Динамику качественного развития специальной подготовки хореографов в вузах Казахстана можно проследить в серии многочисленных - более чем сорока - публикаций А. К. Кульбековой. Автор ярко выделяется на фоне многочисленных этнологических, исторических, искусствоведческих исследований, посвящённых анализу особенностей традиционной художественной культуры казахского народа и лишь косвенно отражающих интересующую нас тему. Выделяется именно тем, что профессиональную подготовку хореографов рассматривает как систему взаимосвязи многих элементов, объективных и субъективных факторов [6]. В исследованиях А. К. Кульбековой выделяются публикации, посвящённые вопросам формирования личности педагога-хореографа на духовно-нравственных ценностях народного танца [7, 8]. В них традиционное танцевальное искусство казахов оценивается как важнейший фактор формирования в учебно-творческом процессе национального характера и менталитета, а исполнительское мастерство и содержательные аспекты народного казахского танца представлены в тесной внутренней взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга.

С другой стороны, традиционное народное танцевальное искусство не замыкается только в своих узких рамках, а сочетается со многими видами искусства и творчества. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Г. Т. Жумасеитовой о синтезе искусств, высказанным в отношении национального изобразительного, музыкального и театрального искусства. По словам автора, в настоящее время исследователи рассматривают искусство в совокупности разных констант, и в них трудно обнаружить «традиционное искусство в чистом виде», так как происходит «сближение различных художественных тенденций, синтез и обогащение различных культур» [3].

Казахский народный танец отличается глубиной содержания, обилием художественных образов, богатством многогранной сложной танцевальной лексики и многовековой историей развития. Традиционно казахский

танец строился на импровизации и подражании. Так, например, танцор в танце «Черный иноходец» живой и забавной импровизацией изображает мчащуюся по дикой степи лошадь. Почитаемый казахами беркут стал героем народного танца, в котором танцор должен изобразить свободное парение беркута. Знаменитое плечевое движение, исполняемое в танце «Каражорга», являющее зрителю имитацию гарцующего рысака, танец медведей с характерной походкой и танец глухаря с «распусканием крыльев» - всё это плод самобытной танцевальной культуры. Их никто этому не учил в привычном для нас сегодня смысле, не руководил их постановками.

Как отмечают многие исследователи, казахи не имели специальной танцевальной школы, всё шло от сердца и, вместе с этим, была свобода творчества и проявления своих внутренних чувств через танец. Обрядовые, трудовые, календарные, состязательные и сатирические танцы, в которых поощрялись эксперименты исполнителей, в то же время не теряли национального колорита и очарования. Особенно, если говорить о национальном фольклорном танце, то он сохранил строгий канон, выдерживая и костюм, и стиль, и музыку. Казахский стиль был и остаётся особенным и своеобразным - он тонко передал природу женской танцевальной пластики, которой присуща скромность наряду с кокетством и элегантностью, строгостью и роскошью.

У народов Казахстана сильнее всего было развито устное творчество, они экспромтом воспевали природу, события, но при этом свои внутренние качества, свой характер традиционно проявляли через танец. Духовные идеалы, социальная и этническая принадлежность кочевника были естественным выражением его характера в естественной среде обитания. Нами получен от предков уникальный, накапливаемый столетиями народный танцевальный фольклор, а также большой опыт его осмысления известными специалистами по народному танцу.

В этом аспекте нельзя не отметить вклад в развитие лексики, художественно-образного содержания, в архитектонику этнической хореографии таких известных деятелей казахской национальной культуры и науки, как Д. Т. Абиров, О. В. Голушкевич-Всеволодская, У. Д. Джанибекова, Ш. Б. Жи-енкулова, А. К. Кульбекова, Л. П. Сарынов и многих других.

На такой богатейшей и перспективной основе в Казахстане создана сеть площадок развития на базах профильных музейных комплексов, историко-культурных центров, профессиональных и любительских фольклорных и этнографических ансамблей. При Казахской национальной академии хореографии начала действовать научно-методическая лаборатория казахского национального танца, призванная продвигаться к целям интеграции образования и науки в области культуры и искусства, содействовать целям становления и развития научных школ казахского танца.

Эти центры, как видно из обозначенных ими приоритетов, учитывая рост национального самосознания казахского народа, его исторические интересы и требования, осуществляют разнообразную по своим формам и содержанию работу по приобщению населения, в особенности молодёжи, к традициям этнической культуры народов страны. В этом направлении у балетмейстеров возникает задача совместить хореографию с народными элементами, привести что-то новое в бережно сохранённые разнообразные жизненные сюжеты, представленные для осмысления современными специалистами-постановщиками и исполнителями. Это задача представить традиционные темы в новых образах, раскрывающих особенности восприятия казахами окружающего мира, образ жизни отдельных народностей, племён и этнических групп, их памятные события, природные и трудовые процессы, характеры и их поступки людей.

Необходимо установить баланс между теоретической подготовкой студента, касающейся усвоения информации о национальных обычаях и традициях, и его владением специфической танцевальной техникой исполнения народных казахских танцев. Но практика показывает, что искомого баланса не удаётся достигнуть, и учебный процесс вольно или невольно концентрируется на исполнительской стороне народных танцев, оставляя вопрос этнокультурного знания на втором плане. Иными словами, этнокультурная составляющая такого знания не опирается на адекватные, научно-обоснованные подходы, которые учитывали бы особенности традиционного казахского искусства во всём их многообразии. В этом направлении научные этнокультурные исследования народной хореографии находятся в первоначальной стадии, а обращение к проблемам овладения студентами этнокультурными компетенциями требует, на наш взгляд, совершенствования разработки их (компетенций) содержательной основы.

Эти утверждения в определённой мере подтверждают и иллюстрируют результаты наших включённых наблюдений в процессе изучения студентами цикла дисциплин, посвящённых народным казахским танцам, а также - анализ мнений студентов, высказанных ими в ходе проведённого нами анкетного опроса. На вопросы анкеты, посвящённой проблемам качества освоения учебных программ казахских национальных танцев, в течение первой половины 2022-2023 учебного года ответили студенты-бакалавры, обучающиеся специальности «Хореография» в Западно-Казахстанском университете имени Махамбета Утемисова. Свои ответы предоставили 32 студента первого, второго и третьего курсов, которые изучают казахские народные танцы в рамках нескольких специальных дисциплин.

В данной статье мы коснёмся лишь некоторых результатов полученной информации. В частности, отметим, что в целом студенты оценива-

ют современные постановки казахских народно-сценических танцев как соответствующие национальным традициям и способные их сохранять и развивать, - 47 %. Но с тем, что современные хореографы-постановщики демонстрируют высокий уровень знания региональных особенностей народного танца и не требуют какого-либо дополнительного этнокультурного обучения, согласились только 26 % опрошенных. А 19 % из числа студентов старших курсов отметили эклектичность постановок, когда смешиваются традиции, фигуры, приемы, проявляется дефицит знания регионального культурного наследия. Первокурсники такой оценки не дали.

Вызывают интерес ответы на просьбу назвать основные особенности региона (местности), основываясь на которых хореограф может создать абсолютно оригинальный с этнокультурных позиций, аутентичный танцевальный номер. В пятёрку выведенного студентами «рейтинга» вошли:

• народное творчество, 19 %;

• костюмы, 19 %;

• народные промыслы, 17 %;

• черты характера, 17 %;

• традиции, 12 %.

Не нашли своего упоминания такие факторы, как правила общежития, род занятий, ритуалы, предания, семейные взаимоотношения, мифы и сказания, фольклор, климатические условия. Вместе с тем, это те особенности, на которые в ряде исследований, описаний и рекомендаций авторами обоснованно делается упор как на ведущие факторы, формирующие аутентичность танца.

С утверждением, что абсолютно каждый народный танец должен нести информацию, иметь свой смысл, значимый для понимания культуры данной конкретной местности, полностью согласились 75 % опрашиваемых студентов, 25 % согласились с этим утверждением частично. Но, вместе с тем, главным признаком аутентичности, показателем подлинности казахского национального танца они считают «устойчивые традиции движений». Такой выбор из предложенных 24 вариантов сделали 25 % студентов.

Приведённые примеры не должны рассматриваться как репрезентативные, однако иллюстрируют то, что развитие учебного процесса идёт в сторону техники исполнения. Особенно это заметно, если предметно обратиться к содержательной основе танцев. По мнению 52 % студентов, национальные этнические традиции, обряды и обычаи в известных им сценических постановках казахских народных танцев отражены путём внешней, формальной и обобщённой трактовки содержания этнокультурных традиций.

Видо-жанровая структура казахских танцев рассматривалась во множестве публикаций и представляет собой довольно пёструю картину,

которая не передаёт всего многообразия и полноты национального танцевального наследия. Изучение специальных источников, учебных программ специальных дисциплин и различных подходов к систематизации и классификации народных танцев позволяет нам обозначить вопрос классификации в качестве постановки проблемы, которую следует решать объединёнными усилиями специалистов в областях народной хореографии, истории и педагогики, искусствоведения, этнологии и этнографии. Для хореографической педагогики этот вопрос особенно важен, поскольку напрямую связан с систематизацией процесса обучения студентов, дифференциацией содержания рабочих программ учебных дисциплин и в итоге - с повышением качества образования. Чтобы эта идея стала возможной, специалисту необходимо иметь материалы, содержащие качественные описания танцев, а также профессиональные умения обращаться с ними.

Систематизирующими признаками классификации, по нашему мнению, могут стать те или иные этапы исторического развития, значимость отражаемых событий и явлений, объединяющие элементы содержания, такие как сюжет, смысл, символика, атрибутика. Основаниями классификации могут быть также жанрово-стилевые особенности танца, средства художественно-образного выражения, например, основные позиции и движения, способы перемещения исполнителей, количественные характеристики (массовые, одиночные, парные) и др. Эта задача не из лёгких уже хотя бы потому, что ослабление внимания к содержанию восполняется другими элементами-заменителями. Так, например, наметившаяся в народно-сценической практике тенденция орнаментальности не может быть самоцелью в развитии национальной танцевальной культуры. Это увлечение рано или поздно приведёт к унификации, сглаживанию и упрощению танцевального искусства, утрате его этнической основы. Поэтому дальнейшее развитие должно происходить, на наш взгляд, по линии глубины сопряжения исполнительской техники с ментальными чертами национального характера, осмысленной опорой на социально-культурную среду казахского народа.

Таким образом, формирование этнокультурных компетенций является важным условием профессиональной подготовки студентов хореографического профиля в вузах Казахстана, что влияет на качество приобретенных этнокультурных знаний, понимание природы и особенностей казахского национального танца, овладение основами профессионального мастерства и дать возможность воплощать на сцене подлинные образцы народной хореографии.

Список литературы

1. Абиров Д. Т. История казахского танца: Учебное пособие. Алматы : Санат, 2017. 160 с.

2. Жолтаева А. А. Традиционный казахский танец в системе этно-художес-твенного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05. Москва, 1997. 248 с.

3. Жумасеитова Г. Т. Основные аспекты развития искусствоведения Казахстана / Г. Т. Жумасеитова. Текст: электронный // Газета.ги: [сайт]. 2018. 2 февр. URL: шsnauka.com>...NPN_2013/Philosophia...138791.doc.htm (дата обращения: 19.11.2022).

4. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентнос-тного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-10.

5. Клыкова Л. А. Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Челябинск, 2009. 212 с.

6. Кульбекова, А. К. Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств в Республике Казахстан: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.05. Москва, 2009. 455 с.

7. Кульбекова А. К. Содержательные аспекты казахского народного танца // Вестник МГУКИ. 2008. № 3 (19). С. 253-257.

8. Кульбекова А. К. Педагогические задачи формирования профессионального мастерства у будущих специалистов по казахскому народному танцу в системе профессионального образования // Материалы республиканской научно-практической конференции, посв. 90-летию со дня рождения П. И. Токарева. Уральск : Изд.центр и СМИ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2007. С. 54-56.

9. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения / И. А. Морозов. Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа : Лето, 2011. С. 49-52.

10. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования: Специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» автореф. диссертация ... доктора педагогических наук. Северо-Осе-тинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ, 2009. 40 с.

11. Радченко, И. В. Формирование этнокультурных компетенций студенческой молодёжи средствами хореографического искусства: специальность 13.00.05. Теория, методика и организация социально-культурной деятель-

ности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тамбов, 2012. 27 с.

12. Спинжар Н. Ф. Педагогика в профессиональной подготовке хореографов: уч. пос. Москва : МГИК, 2014. 176 с.

13. Тургумбаева Б. Д., Шанкибаева А. Б. Возникновение и развитие казахской традиционной танцевальной культуры // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2020. № 2 (217). С. 217-225. URL:vestnik.kazmkpu.kz>jour/article/view/381 (дата обращения: 05.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.