ка придают глубокий философский смысл картине «Нетерпимость», которая составила эпоху в становлении и развитии кинематографа. Формированию притчевой структуры способствовали и изобразительно-выразительные средства, которые открыл Гриффит в кинематографе, и можно сказать, что он ввел кинематограф в мир культуры. В других фильмах Гриффита тоже чувствуется склонность к притчевому мышлению, но оновнихменее ощутимо, эти фильмы с прит-чевым началом или с притчевыми элементами. Гриффит был художником-гуманистом, и картиной «Нетерпимость» призывал кре-лигиозной терпимости и любви к ближнему.
Притча, показавшая себя жизнеспособным жанром кинематографа, адаптировалась к его условиям, сформировав свой сложный киноязык и современный способ повествования о бытии человека. Притча в кино старалась и старается быть вполне достоверной
Примечания
в жизненных историях, правдоподобной и диалектичной, чтобы представить человека во всех плоскостях его существования с его индивидуальным лицом. Притча как повод к размышлению предложила свой оптимистический код, несмотря на то, что многие кинопритчи мастеров мирового кино кончались на трагической ноте, фиксируя алогичные и абсурдные ситуации ушедшего столетия.
Кинопритча - феномен культурыХХ века. Она востребована, прежде всего, в творчестве тех режиссеров, которые занимаются авторским кино и способствуют развитию интеллектуальной линии кинематографа. Кинопритча сформировалась как художественно-философское произведение и как многослойное смысловое образование. Жанр притчи в кино оказался для киноискусства возможностью создать новый тип художественного мышления, что сказалось на разных этапах его развития.
1. Зайцева, Л. Притча Тенгиза Абуладзе [Текст] / Л. Зайцева // Поэтическая традиция в современном советском кино. - М.: ВГИК, 1989.
2. Бочаров, А. Свойство, или жупел [Текст] / А. Бочаров // Вопросы литературы. - 1977. -№ 5.
3. Власов, М. О киножанрах [Текст] / М. Власов // Виды и жанры киноискусства. - М.: Знание, 1980.
4. Муриан, В. Жанр как внутренняя форма фильма [Текст] / В. Муриан // Жанры кино. - М.: Искусство, 1979.
А.К. Кульбекова
КАЗАХСКИЙ ТАНЕЦ: ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОРЕОГРАФИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Процесс современного культурного развития в Казахстане обусловил интерес широких слоев общества к своей истории, народно-художественному творчеству. Комплексный анализ культурных, экономических, политических проблем, характерных для современного общества, позволяет определить наиболее значимые направления в культурной жизни государства, выявить оптимальные условия эффективного формирования эстетической и духовной культуры подрастающего поколения, а также определить методы обучения в системе общего и высшего профессионального образования.
Сегодня особенно актуальны слова исследователя середины XIX века Г.И. Фи-менова: «...не только можно, но и должно
каждому из нас по доступным ему средствам стремиться к сохранению тех памятников народного творчества, которые еще не утрачены и остаются в народном обращении» [4, с. 225]. В искусстве танца находит свое воплощение все прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в отношениях человека к миру. Это положение имеет преимущественное значение для понимания многогранной сущности исторического процесса становления и развития казахского народного танца. Именно в этом заключаются социально значимые идея, смысл, к постижению которых побуждает наших современников духовная потребность, профессиональный долг, удовлетворяемые лишь в процессе познания историко-культур-
ного наследия казахского народа.
Феномен становления танцевального творчества в целом, казахского в особенности, относится к тому периоду истории, когда все рождалось из образного представления и претворялось в образ. «Образно понималось и чувство как внутренний мир человека, как отражение окружающей его жизненной среды. Это и давало мощный эмоциональный импульс танцевальному творчеству на ранних ступенях общественного развития» [1].
Генезис казахского танца теснейшим образом связан с богатым устным творчеством (фольклором), музыкальными произведениями. Танец и музыка воспринимались как единое целое - зрители старшего поколения помнят блистательную танцовщицу Шару, которая одновременно и пела, и танцевала. Танцевальный фольклор зарождался вместе с традиционными бытовыми обрядами, особенно групповыми песнопениями, разными народными играми.
Из сохранившегося репертуара, дошедшего до наших дней, ясно прослеживается народность танцевального искусства казахов. Танец отображал социальное положение, ритуальные обряды, игры, быт своего народа. Нет сомнений, что посвященные старинным обычаям «Айкосак» (лунная пара), сказочным легендам «Жезтырнак» (медные когти), шуточным выступлениям «Келиншек» (молодая невеста), трудовым процессам «Кииз-басу» (обработка войлока - кошмы), «Ормек би» (танец ткачихи), охотничьему искусству «Мерген» (меткий стрелок), «Садак би» (танец лучников), «Бала кыран» (молодой сокол), «Кусбеги-дауылпаз» (приручение ловчей птицы), «Буын би» (танец игры мускулов, суставов), массовым играм-состязаниям «Утыс би» (танец-соревнование), «Алка-котан» (бок о бок), «Кокпар» (козлодрание), «Ыр-гакты» (ритмы), «Балбраун» (танец, изображающий скачки на коне), женской красоте «Кос-алка» (ожерелье), «Айда-был-пым» (очаровательная), подражанию «Ор-теке» (горный козлик), «Тепен-кок» (неукротимый скакун), «Кара жорга» (иноходец) и многие другие демонстрируют безграничную фантазию, высокую мечту и духовную культуру народа.
По результатам исследованиям можно заключить, что у казахского народа в каждом роду были свои исполнители - кулар (шутник), маскарапазы (шуты). Легенда гласит, что когда-то у подножия горы «Аргана-
ты» странствующие трюкачи-кулар провозглашали лучшего плясуна своим властителем.
Исследователь казахской национальной хореографии, автор многочисленных книг, посвященных искусству Казахстана, Л.П. Сарынова писала: «Старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить, являлись не зачатками примитивного танца и не элементами танцевальнос-ти, а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества» [3, с. 26].
Возрождение казахского народного танца в Казахстане - явление уникальное, сложное, включающее не только позитивные, но и негативные процессы развития и состояния культуры общества, обусловленные:
- нарушением естественного, нормального, свободного развития национальной культуры как в регионах, так и в целом по республике;
- образом жизни и быта в прошлом и общим уровнем развития общества на современном этапе;
- искажением преемственности национальных традиций;
- неоднозначностью восприятия древней национальной культуры.
Вместе с тем богатое культурное наследие, орнаментальное искусство, художественные ценности, неповторимый колорит казахской национальной пластики, изделий народных промыслов, народного костюма будут привлекать еще не одно поколение исследователей искусства.
Жизнь и время вносит свои поправки и в эту отрасль человеческой деятельности. Казахские обряды, обычаи старого быта и вместе с ними отдельные виды ремесла, некоторые элементы традиционного искусства уже отошли в прошлое. В такой обстановке изучение, познание традиционного народного искусства в совокупности с археологическими, этнографическими и письменными источниками, а также восстановление их приобретают особую научно-практическую значимость. Задачами современного поколения исследователей, педагогов, специалистов является сохранение традиций, наследия и накопленного опыта для подрастающего и формирующегося нового поколения, для которых сегодня и духовная культура, и национальное достояние приобрели несколько иные формы.
Танцевальное искусство казахов по своим фундаментальным характеристикам
(функциональная, структурная, эстетическая и т.д.) представляет собой «художественно опредмеченную форму многовекового опыта освоения должной эко- и социальной среды кочевым этносом» [1]. Вместе с тем традиционное танцевальное искусство - это та сфера, в которой отражаются практически все стороны жизнедеятельности общества, образ людей, их социальная и половозрастная стратификация, глубинные особенности этнической культуры, мировоззрения и т.д. В этом смысле казахский народный танец - это своего рода художественно-образная летопись не только культурной традиции, но и этногенетичес-кой и этнической истории народа.
Сегодня, когда активизируется историческое сознание народа, возникла необходимость в возрождении традиционного искусства как единого целого. Этим и объясняется появление в Западном Казахстане многочисленных профильных музеев, историко-культурных центров, фольклорно-этнографических ансамблей, призванных способствовать приобщению населения, особенно молодого поколения, к традиционной этнической культуре народа. Накопленный в этой сфере общественной деятельности опыт показывает, что восстановление, реконструктивная работа должны базироваться на научно обоснованном подходе, учитывающем особенности функционирования традиционного искусства казахов как в прошлом, так и в условиях современной жизни.
Казахский народный танец - эффективное средство музыкально-пластического и художественно-эстетического воспитания, а также он является синкретическим видом искусства и неразрывно связан с языком, устным народным творчеством, религией, декоративно-прикладным искусством, костюмом, обычаями, традициями, обрядами, которые оказали определенное влияние на развитие и формирование лексики, художественно-образного содержания, определили тематику, сюжет, архитектонику эт-нохореографии (Д.Т. Абиров, У.Д. Джани-беков, Л.П. Сарынова, О.В. Голушкевич-Всеволодская и др.).
Учебный курс «Казахский танец» является одним из основных, самостоятельных, профилирующих предметов специального цикла в хореографическом образовании, но в то же время хочется особенно отметить, что учебные заведения (вузы культуры и искусств, колледжи искусств), самодеятельные коллективы, хореографические
ансамбли, располагая богатым опытом известных специалистов казахского народного танца - таких, как А.А. Александров, Ю.П. Ковалев, Ш.Б. Жиенкулова, Д.Т. Абиров, З.М. Райбаев, Б.Г. Аюханов, О.В. Все-володская-Голушкевич, Г.Н. Бейсенова, Т.О. Изим, А.А. Тати, все-таки недостаточно его обобщили.
С другой стороны,хотя современное поколение педагогов казахского народного танца и оснащено разнообразными теоретическими знаниями, большая часть педагогов по казахскому танцу имеют только практический опыт, и очень часто начинающий педагог сталкивается с трудностями в преподавании. Проблемы обучения, дискуссии специалистов возникают из-за отсутствия целостной методики преподавания казахского народного танца. Содержание курса «Казахский танец», методика преподавания и обучения являются основной проблемой в области этнохореографии в целом по республике.
Несмотря на наличие учебников, научных трудов, методических материалов (Ш.Б. Жиенкуловой, Д.Т. Абирова, О.В. Всеволодской-Голушкевич, А.К. Кульбеко-вой, Т.О. Изим и других) ощущается острый дефицит общих и частных (авторских) методик, универсальных методических приемов, обеспечивающих связь времен и отражающих современный взгляд на традиционную танцевальную культуру. Каждая отдельная методика имеет свой стиль, терминологию, технологии, методические приемы, принципы и т.д. Сегодня вузам культуры и искусств республики необходимы концептуальные, теоретически обоснованные методики преподавания казахского народного танца, включающие все богатство духовной культуры казахского народа, ее специфику, национальный колорит, основанные на глубоком анализе методик и опыта ведущих специалистов этой области хореографического искусства.
В настоящее время в Республике Казахстан четко обозначилось противоречие между острой потребностью в специалистах в области казахского танца и слабой ориентацией подготовки кадров, направленной на возрождение подлинных национальных культурных традиций Казахстана.
Открытие высших учебных заведений по подготовке хореографов в некоторой степени позволяет решить существующие проблемы в подготовке специалистов-хореографов по казахскому танцу, призван-
ных в дальнейшем пропагандировать национальное искусство, внедрять на местах методику обучения и исполнения. Однако сегодня все еще существуют проблемы в функционировании казахского танца в некоторых регионах Казахстана. Среди них города: Атрау, Актау, Актобе, Кзыл-Орда, Костанай, Павлодар, Петропавловск, Семей, которые являются крупными культурными центрами, в них функционируют целая сеть хореографических ансамблей, культурно-досуговых учреждений, учебные заведения среднего уровня, работают профессиональные артисты, специалисты-хореографы, но - отсутствует научно-методический подход в обучении, наблюдаются поверхностный подход некоторых постановщиков и руководителей танцевальных коллективов к постановкам казахских танцев, серьезные недоработки при подборе музыкального материала, несоответствие содержания хореографического произведения и музыки, лексики движений. Все вышеперечисленное зачастую искажаетуникальность национального колорита и возможность эстетического воздействия на зрителя средствами национальной танцевальной пластики.
Вместе с тем сегодня методологический подход к преподаванию казахского танца обозначен нами как основной элемент сохранения танцевального наследия и изучения казахской танцевальной культуры, способствовать его формированию должны организация семинаров, мастер-классов, проведение профессиональных конкурсов и фестивалей казахского танцевального искусства.
Таким образом, для совершенствования «школы казахского танца» сегодня важными задачами для специалистов-хореографов являются:
- организация семинаров и мастер-классов по казахскому танцу на местах (необходимость получения информации от ведущих специалистов этой области), участие в семинарах, мастер-классах в ведущих вузах Республики Казахстан;
- глубокое изучение традиций казахского танцевального искусства (изучение научной и методической литературы), освоение национального сценического колорита (изучение видеоматериалов концертов ведущих ансамблей, отдельных исполнителей);
- знание музыкального наследия и произведений современных композиторов, творчество которых основано на национальной тематике;
- организация профессиональных фес-
тивалей и конкурсов по казахскому танцу, участие в мероприятиях, совершенствующих формы функционирования казахской хореографии;
- проведение научно-практических семинаров по вопросам совершенствования методик преподавания, авторских программ;
- обмен творческим опытом, проведение класс-концертов по казахскому танцу, освоение методик преподавания ведущих педагогов и специалистов;
- создание республиканского Союза хореографов Республики Казахстан, в состав которого бы вошли специалисты-хореографы не только столичных театров и представители классического жанра хореографического искусства.
На базе Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утеми-сова по инициативе преподавателей и специалистов кафедры хореографии в 2001 году был проведен II Республиканский конкурс казахского танца им. Шары Жиенку-ловой - первой профессиональной исполнительницы казахских танцев. Между I и II конкурсом прошло девять лет (I конкурс им. Шары прошел в 1992 году - спустя год после смерти выдающейся исполнительницы, по инициативе ее ученицы, ныне ведущего педагога по казахскому танцу Алма-тинского хореографического училища им. А. Селезнева - Г.Н. Бейсеновой). Девять лет о конкурсе не вспоминали. На это были, с одной стороны, объективные причины, связанные с экономическими трудностями страны в 90-е годы. Однако, с другой стороны, и в лучшие времена о конкурсе молчали и специалисты, и общественность. О нем вспомнили хореографы в Западном Казахстане и в 2001 году руководство области, университета и хореографы приложили немало усилий для того, чтобы на практике показать пример возрождения казахского танцевального искусства.
Конкурс собрал 35 коллективов со всего Казахстана, среди которых были представлены профессиональные ансамбли республики, студенческие коллективы, профессиональные артисты и самодеятельные исполнители. Жюри конкурса возглавил выдающийся балетмейстер, народный артист РК, лауреат государственной и независимой премии «Платиновый Тарлан», профессор Б.Г. Аюханов. В составе жюри работали такие известные исполнители, педагоги, специалисты-хореографы, как
засл. арт РК Т.О. Изим, А.А. Тати (г. Алма-ты), руководитель театра народного танца «Наз», ведущий хореограф Е.М. Агимбаев (г. Астана), ученица легендарной Шары -Г.Н. Бейсенова (г. Алматы) и др.
Б.Аюханов в своем отчете по итогам конкурса писал: «Первый конкурс имени Шары прошел в 1992 году и настоящий после 9-летнего перерыва доказал, что на местах казахский танец набрал силу, овеянную красотой пластики, гаммой костюмов, музыкального разнообразия и конечно, исполнительского мастерства. Приоритетными критериями стали народный дух, искренность исполнения всех участников конкурса. ... Поразили отменный выбор методического и хореографического материала, красочность танцев. Конкурс стал праздником непосредственной молодости ... участников было более 360 человек. Можно смело говорить об авторитетности конкурса» (Обл.газета «Приуралье» (г.Уральск) от 12 мая 2001г.).
В апреле 2006 года вновь на базе ЗКГУ им. М. Утемисова был проведен III Республиканский конкурс казахского танца им. Ш.
Жиенкуловой, который зажег новую плеяду талантливых исполнителей, перспективных ансамблей, балетмейстеров.
Ввиду существующих проблем по сохранению национальной культурыи традиционного искусства казахов организаторы совместили проведение республиканского конкурса казахского танца с международной научно-практической конференцией «Современные проблемы сохранения национальной культуры», в которой приняли участие видные ученые Республики Казахстан и России, среди которых были доктора наук, профессора Б.К. Кундакбаев (г.Ал-маты), А.Д. Жарков (г.Москва), Р.Р. Джер-демалиева (г. Алматы), Э.Б. Абдуллин (г. Москва), У.Р. Джумакова (г. Астана), К.К. Муратаев (г. Алматы) и др.
В ходе конференции были рассмотрены актуальные вопросы сохранения национальной культуры, перспективы развития видов искусства, намечены оптимальные пути совершенствования профессионального образования в сфере культуры и искусства и процесса подготовки творческих кадров в вузах Республики Казахстан.