Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)
Научная статья УДК 37.09:377.09:78.085
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В КАЗАХСТАНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Зинаида Очировна Кекееваш, Жанар Тулегеновна Муканбетова2
1 Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия
2Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова, Уральск, Республика Казахстан
[email protected]н, http://orcid.org/0000-0002-8425-7107
2 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4498-4713
Аннотация. Изучены история и современное состояние подготовки педагогов-хореографов в Казахстане. Обоснован вывод о том, что повышение качества хореографического образования в стране позволит сохранять и развивать национальную танцевальную культуру на профессиональном уровне. Представлены исторический анализ становления и формирования отечественного хореографического образования, а также современный комплексный подход в решении проблем подготовки педагогов-хореографов. Обоснованы педагогические условия для развития профессиональных навыков у будущих педагогов-хореографов: создание творческой образовательной среды, формирование личностной потребности у обучающихся в ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
самовоспитании и самообразовании, психолого-педагогическое сопровождение в хореографической деятельности на основе национальной танцевальной культуры. Определены основные показатели качества подготовки педагогов-хореографов на основе национальной танцевальной культуры: научность, профессиональная компетентность, конкурентоспособность, мобильность, фундаментальность, этнопедагогизация содержания подготовки специалистов в вузе.
Ключевые слова: образование, педагог-хореограф, хореографическое образование, профессиональная компетентность, танцевально-культурные традиции, профессиональное мастерство
Для цитирования: Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т. Подготовка педагогов-хореографов в Казахстане: история и современность // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113.
Original article
HISTORY AND MODERNITY OF TRAINING TEACHERS - CHOREOGRAPHERS IN KAZAKHSTAN
Zinaida O. Kekeeva113, Zhanar T. Mukanbetova2
1 Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista, Russia
2The West Kazakhstan State University named after M. Utemisov, Uralsk, Republic of Kazakhstan
[email protected], http://orcid.org/0000-0002-8425-7107
2 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4498-4713
Abstract. The history and current state of training of teachers-choreographers in
Kazakhstan are studied. The article proves that improving the quality of ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
choreographic education in the country will allow preserving and developing the national dance culture at the professional level. The historical analysis of formation and development of the national choreographic education, as well as the modern complex approach in solving the problems of training teachers-choreographers is presented. The study substantiates pedagogical conditions for the development of professional skills of future teachers-choreographers. The conditions include creation of a creative educational environment, formation of personal needs in self-education and self-development of students, psychological and pedagogical support in choreographic activities on the basis of national dance culture. The study defines the main indicators of the quality of training of teachers-choreographers on the basis of the national dance culture which involve science, professional competence, competitiveness, mobility, fundamentality, inclusion of ethnic education in the content of training at the university.
Keywords: education, teacher-choreographer, choreographic education, professional competence, dance and cultural traditions, professional excellence
For citation: Kekeeva Z. O., Mukanbetova Zh. T. History and modernity of training teachers - choreographers in Kazakhstan. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(1):22-40. (In Russ.).
Важнейшими факторами развития хореографического искусства и эстетической культуры являются эстетическое восприятие, эстетические потребности, культурные идеалы в духовно -нравственном воспитании личности. Хореографическое образование есть часть современной культуры, которая позволяет отразить творческие веяния молодых педагогов-хореографов с имеющимся художественным и эстетическим опытом наставников. Хореографическое искусство содержит педагогический потенциал, включающий нравственно-патриотические и национально-культурные аспекты, ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
которые передаются из глубины веков. Национальная культура, представляющая собой совокупность религиозных воззрений, бытовых традиций и нравственности народа [1; 2], в педагогическом процессе реализуется через принцип культуросообразности в том случае, если цели и содержание воспитания включают специфику исторически сложившейся социализации, а методы и формы основываются на общечеловеческих ценностях национального сообщества.
С древних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Рожденные народом, сохраняемые веками, эти танцы и сейчас продолжают волновать исполнителей и зрителей. Повышение качества хореографического образования в стране позволит населению культурно обогащаться, сохранять и развивать танцевально-культурные традиции, вносить и использовать новые методологические приемы.
Личность педагога-хореографа, его этический и моральный облик являются чрезвычайно важным фактором воспитания. В настоящее время наблюдается обновление казахстанского общества и происходит перестройка образовательной системы подготовки будущих педагогов-хореографов.
Факторами успешного развития хореографического образования являются:
изучение творческого становления и наследия хореографического образования в целом и подготовки педагогов-хореографов в частности;
использование существующих методов и принципов обучения в комплексе с новыми современными стилями и направлениями в хореографии;
осуществление пропаганды и популяризации танцевального искусства в Казахстане [3].
Жанр казахского танца очень богат, существуют массовые, групповые, парные, боевые, трудовые, охотничьи, обрядовые, лирические, игровые танцы. В них много узоров, отражающих космогонические идеи и явления природы: ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
движение по кругу олицетворяет свет солнца, волнообразные движения запястий - воду, скручивание всего тела - огонь [4; 5].
Профессионально-педагогическое образование хореографа
ориентировано на перспективные задачи общества, выстраивающиеся на единовременном формировании мобильных качеств личности, которые обогащены социальными традициями и спецификой этнической культуры. Процесс сохранения и развития через образование всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в определенном сообществе, является одним из источников трансляции этого наследия молодому поколению [6]. Данный подход обуславливается целевыми установками поликомпетентного характера: в профессиональной области -профессиональная компетентность, в общественной жизни - адаптация и социализация личности, в личностной сфере - самоидентификация и рефлексия
[7].
При анализе востребованности хореографических специализаций было выявлено, что наиболее актуальными направлениями являются национальные виды танцев. Это свидетельствует о бережном отношении к собственной культуре и историческим корням [8; 9].
Цель данной статьи - изучение исторической и современной подготовки педагогов-хореографов в Казахстане с использованием методов историко-этнографического и педагогического анализа, изучения литературы по теме исследования, обобщения и формулирования полученных результатов.
В Казахстане история хореографического образования имеет четыре
этапа:
1. В 1920-1934 годах хореографического образования сформировано не было и обучения как такового не проводилось, все танцевальные движения и их последовательность заучивались. Наиболее значимой чертой того времени являлось то, что некоторые талантливые танцовщики научились собирать, ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
фиксировать и описывать народные танцы, это послужило развитию народных фольклорных танцев.
1920-е годы принято считать началом хореографического образования в Казахстане и развития системы профессиональной подготовки будущих специалистов. В те годы Советское государство проводило образовательную политику в Казахской АССР: русские хореографы создавали первые танцевальные школы [10].
В 1921 году прошла Всеказахстанская конференция работников образовательной системы, в ходе которой рассматривались вопросы профессионально-технического образования, учебно-воспитательных работ и
др. [10].
2. В 1934 году в Алма-Ате было создано балетное отделение музыкально-хореографической школы под руководством А. А. Александрова. В 1937 году в Казахстан прибыл А. В. Селезнев, с творчеством которого связывают построение классической системы обучения балетному мастерству. Он разработал основные правила отечественной системы хореографического образования для подготовки будущих специалистов:
физические нагрузки должны распределяться в соответствии с возрастом обучающихся;
специальные дисциплины (заимствованы из русских хореографических школ);
развитие общего культурного уровня (изучается музыка, литература, изобразительное искусство);
актерское мастерство, позволяющее будущим хореографам изучить поведение на сцене, общение с партнером, раскрытие характера персонажа.
В 1940-е годы русская балерина Г. С. Уланова, находясь в Казахстане, внесла следующие элементы в казахскую национальную хореографию:
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
развивала творчество талантливых исполнителей, которые в
последующем прославили отечественный балет искусства;
обогатила репертуар балета новыми образцами мирового искусства;
сформировала технику танца балета через творческую интерпретацию и
точное исполнение балетных движений [11].
3. В 1950-х годах казахстанские хореографы, которые обучались в Москве, объединили свои знания в преподавании балетного мастерства и создали национальную систему хореографического образования в Казахстане. Ее первоочередными задачами стали изучение казахского танцевального наследия, последующее развитие балета, создание профессиональных коллективов народного танца. В эти годы знаменательным событием стала организация народной артисткой Ш. Б. Жиенкуловой народного отделения танца с четырехлетним обучением. Все это подняло на высокий уровень преподавание и изучение казахского танца, способствовало созданию методики преподавания данной дисциплины [12].
В 1980-х годах была организована Высшая школа хореографии для подготовки высококвалифицированных педагогов-хореографов и балетмейстеров. Выдающейся чертой данного этапа является то, что в казахстанском образовании стали уделять большое внимание взаимосвязи теоретических педагогических принципов и практической деятельности: предоставляли возможность ученикам хореографических училищ выступать на профессиональной сцене, участвовать в смотрах и конкурсах, пропагандируя танцевальное искусство; появился новый метод обучения - просмотр видеозаписей выступлений зарубежных исполнителей танцевального искусства.
4. С 1990-х годов и по настоящее время проходит этап дальнейшего совершенствования хореографического образования в Казахстане. В 1991 году в стране появились новые специализированные средние учебные заведения: ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
лицеи, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 1998 году по инициативе Г. А. Адамовой возник театр современного танца «Самрук», передающий национальный колорит в современной пластике [13]. Важный вклад в развитие хореографического образования внесли сестры Габбасовы, которые являлись хореографами-новаторами, популяризаторами и преподавателями современного танца в Казахстане [14].
В 2001 году восьми государственным вузам Указом Президента Н. А. Назарбаева был присвоен особый статус [15]. В настоящее время казахстанская балетная школа функционирует наравне со многими мировыми художественными школами, талантливые казахстанские танцовщики успешно работают во всех ведущих группах мира.
Сейчас в профессиональной подготовке будущих педагогов-хореографов делается акцент на:
формирование высококвалифицированных специалистов, которые соответствуют требованиям современной педагогики и хореографии;
усиление духовных и материальных культурных ценностей человечества; функциональные знания и навыки в области хореографии [6; 7]. Развитию профессиональной компетентности будущих педагогов-хореографов способствует интегрированная деятельность в развитии педагогики и искусства танца, которая состоит в танцевальном исполнении, умении передавать замысел автора произведения посредством тела и актерской игры.
Учитывая специфические особенности хореографического искусства, следует выделить следующие задачи подготовки педагогов-хореографов: освобождение от скованности в движении;
исправление физических недостатков (склонность к сутулости и т. п.); развитие координации тела, гибкости, растяжки, подвижности, пластической выразительности, культуры движения и др.; ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
насыщение теоретическими знаниями о хореографии в сфере педагогики,
искусства и психологии;
развитие танцевальной разноплановости;
развитие эмоциональной выразительности и отзывчивости;
формирование способности слушать и слышать музыку;
активизация проектно-творческой деятельности;
развитие самостоятельности в повышении своего профессионального уровня;
обучение снятию мышечного и психологического напряжения посредством танцевальных движений;
развитие собственного индивидуального стиля в воспроизведении танца
[10].
В профессионально-педагогической деятельности с будущими педагогами-хореографами преподавателю следует определить их личностные ориентиры:
жизненную профессиональную позицию в духовно-нравственном аспекте;
адекватные способы решения творческих профессиональных задач через способность определять проблему и пути ее решения;
профессиональный интерес в соответствии с профессиональной деятельностью и внутренними намерениями [11].
В подготовке будущих педагогов-хореографов большое значение имеет практико-ориентированная деятельность, благодаря которой они формируют и совершенствуют собственные профессиональные компетенции [10].
В процессе решения профессиональных задач будущие педагоги -хореографы испытывают ряд трудностей: не умеют анализировать условие поставленной перед ними задачи, осмыслять заданную ситуацию, выделять основные закономерности для решения задачи, а также определять отсутствие ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
функциональных знаний приемов, способов, методов решения. В совокупности это свидетельствует о несформированной готовности будущего специалиста к квалифицированному теоретическому и практическому решению.
Именно поэтому в настоящее время функционируют четыре основные системы обучения: художественное образование, дополнительное образование, предпрофессиональное образование и профессиональное образование [15].
В Республике Казахстан стоит рассматривать хореографическое образование посредством двух взаимосвязанных уровней: любительском и профессиональном [9].
Однако современная программа обучения в недостаточной степени ориентирована на повышение эстетической культуры и качества подготовки будущих педагогов-хореографов, а именно на сохранение и развитие традиций национальной казахской культуры [10]. Таким образом, выявляется проблема подготовленности будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности на основе национальной танцевальной культуры.
Национальная танцевальная культура казахского народа имеет богатейшие традиции, которые отражают мысли, чувства, мироощущения множества поколений, т. к. преемственность традиций - выдающаяся черта казахского народа. Развитие духовной культуры в области профессионального обучения и подготовки высококвалифицированных кадров невозможно без практического применения танцевального искусства, основанного на национальной культуре [11; 14].
Хореографическое искусство представляет собой искусство танца -народного, бытового танца и классического балета. Особенностью хореографии является тот факт, что чувства и переживания людей передаются посредством пластических образно-художественных форм. Чтобы артисты смогли донести их до зрителя, необходимо грамотно организовать процесс обучения в образовательной организации, совершенствуя методику подготовки будущих ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
специалистов посредством применения авторской модели формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-хореографов на основе национальной культуры казахского народа.
На современном этапе хореографическое образование в стране имеет четкую структуру, представляющую собой совокупность педагогических знаний, умений и навыков [3]. В 2016 году открылась Казахская национальная академия хореографии, являющаяся уникальным высшим учебным заведением с полным циклом многоступенчатого профессионального образования: начального, технического и профессионального, высшего, послевузовского образования [16].
Педагогическими условиями для развития профессиональных навыков у будущих педагогов-хореографов являются создание благоприятной образовательной среды, формирование личностной потребности у обучающихся в самовоспитании и самообразовании, психолого-педагогическое сопровождение хореографической деятельности. Процесс формирования профессионального мастерства будущих педагогов-хореографов на основе системного подхода способствует повышению качества организационной деятельности образовательных организаций и подготовки специалистов в области профессионального хореографического образования в стране [17; 18].
В Казахстане современное хореографическое образование активно осуществляется на основе системного и комплексного подхода с применением современных образовательных технологий (цифровые технологии, коммуникативные технологии, технологии проективного обучения и другие).
Так, в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова активно реализуется модель образовательной программы подготовки будущих педагогов-хореографов на основе национальной танцевальной культуры казахского народа.
Модель образовательной программы состоит из пяти модулей: ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
адаптация студентов к особенностям организации хореографического
образования в классическом университете;
освоение теоретических знаний казахской национальной культуры и
танцевального искусства;
практическое освоение техники исполнения национального танца;
формирование готовности к усложнению техники и специфики
исполнения казахского национального танца в современном танцевальном
искусстве;
результативность реализации модели подготовки будущих педагогов-хореографов на основе национальной культуры.
Технологическая структура реализации модели образовательной программы для подготовки будущих педагогов-хореографов включает три этапа: адаптационный, основной и результативный (таблица).
Таблица - Технологическая структура реализации модели образовательной программы
Этап Модуль Цель этапа
Адаптационный Модуль 1 - оценка физической подготовленности; - развитие навыков физической подготовки; - оценка результативности динамики физических навыков
Основной Модули 1-7 - теоретическое освоение особенностей казахской национальной культуры и казахского танца; - практическая хореографическая подготовка будущих специалистов
Результативный Модуль 7 оценка результативности обучения: физической подготовленности, теоретических и практических знаний, психологической подготовки
Процесс развития профессиональной компетентности будущего педагога -хореографа ориентирован на изучение и освоение пяти образовательных компонентов:
образовательного компонента (мотивации к обучению и успеху, желания
и способности к самообразованию); ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
методического компонента (рефлексивных умений, соотнесения
полученных результатов с поставленной целью, способности оценивать
полученные знания);
культурно-просветительного компонента (желания ставить культурно-
просветительные задачи в свои жизненные цели, формирования и разработки
просветительских программ, коммуникационной и социальной способности);
балетмейстерского компонента (повышения самоактуализации,
достаточного уровня креативности, эмоциональной экспрессии и
импровизации, создания хореографических композиций);
творческо-исполнительского компонента (осознания творческого
потенциала, оценки самоэффективности и волевой организации личности) [11].
Следует отметить, что педагогическими условиями профессиональной
подготовки педагогов-хореографов являются создание творческой
образовательной среды, формирование личностной потребности у
обучающихся в самовоспитании и самообразовании, психолого-педагогическое
сопровождение хореографической деятельности на основе танцевальной
национальной культуры.
Таким образом, разработанная модель образовательной программы
подготовки будущих педагогов-хореографов эффективно способствует
формированию профессиональной компетентности на основе познания
ценностей национальной танцевальной культуры, ориентирует обучающихся на
инновационное освоение содержания хореографического образования в
условиях глобализации и информатизации современного мира.
Профессиональную компетентность хореографа-педагога на основе
национальной танцевальной культуры следует рассматривать как совокупность
профессиональных способностей в области хореографии, преломляющуюся
через личностный смысл педагога и систему ценностного отношения его к
национальному искусству и педагогической деятельности.
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
Хореографическое образование на основе национальной танцевальной
культуры является отражением современной культуры. Оно позволяет молодым педагогам-хореографам проявлять творчество в работе с танцевальными коллективами. Повышение качества хореографического образования в стране поможет населению культурно обогащаться, сохранять и развивать танцевально-культурные традиции, использовать новые методологические приемы в профессиональной деятельности.
Список источников
1. Алматинское хореографическое училище. URL: http://ahu.kz.
2. Абиров Д. Т. История казахского танца: уч. пособие. Алматы: Санат, 1997. 160 с.
3. Николаева Л. А. Этапы развития хореографического образования в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». 2012. № 2 (62). С. 9-12.
4. Орынбай А. Ж., Тауекелова Г. Е. Модель формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-хореографов // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 2 А. С. 254-263.
5. Худеков С. И. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. М.: ЭКСМО, 2010. 544 с
6. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 32-36.
7. Амирова Л. А. Дидактический потенциал современных информационных технологий в достижении профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: материалы 4 Международной научно-практической конференции. Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. С. 19-23. ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
8. Бакаева И. А. Балетные сцены в опере: монография. Астана: АФ АО
«НЦ НТИ», 2011. 200 с.
9. О мероприятиях по развитию национального искусства // Казахстанская правда. 8 сентября. Алма-Ата, 1933.
10. Юнусова Е. Б. Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего школьного возраста в дополнительном образовании // Вестник ЧГПУ. 2011. № 8. С. 162-174.
11. Львов-Анохин Б. Галина Уланова. М.: Искусство, 1984. 350с.
12. Мосиенко Д. М. Основные тенденции развития казахского балета // Связь времен. Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 248-255.
13. КГКП «Алматы ЭуендерЬ». URL: https://www.almaty-ayenderi.kz/ethnos/kk.
14. Шомаева Д., Жумасеитова Г. История деколониальной чувствительности в дискурсе балетмейстерского искусства Казахстана // Central Asian Journal of Art Studies. 2021. № 6. С. 50-63.
15. Этносы Казахстана // К,азакстанхалкыАссамблеясы. URL: https://www.assembly.kz/ethnos/kk.
16. Саитова Г. Штрихи к портрету «Казахская национальная академия хореографии». URL: https://www.qazaqbalet.kz.
17. Ваин Э. А., Вагнер П. А. Современное профессиональное обучение хореографии в высших учебных заведениях культуры и искусств // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 274-276.
18. Искаков В. М. Специфические особенности управления хореографическим образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 5-12.
References
1. Almaty Choreographic School. URL:http://ahu.kz. (In Russ.).
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
2. Abirov D. T. History of a Kazakh dance: textbook. Almaty: Sanat; 1997.
160 p. (In Russ.).
3. Nikolaeva L. A. Stages of the development of choreographic education in Kazakhstan. Vestnik KazNU = Bulletin of Kazakh National University. «Pedagogical Sciences» Series. 2012;(2(62)):9-12. (In Russ.).
4. Orynbai A. Zh., Tauekelova G. E. Model of formation of professional competence of future teachers of choreography. Pedegogicheslii zhurnal = Pedagogical Journal. 2019;(9(2А):254-263. (In Russ.).
5. Hudekov S. I. Art of dance: History. Culture. Ritual. М.: EKSMO; 2010. 544 p. (In Russ.).
6. Palatkina G. V. Multicultural education: equal opportunities and equal rights. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Volgograd State Pedagogical University Bulletin. 2015;( 2(97)):32-36. (In Russ.).
7. Amirova L. A. The Didactic potential of modern information technologies in achieving the professional competence of future teachers. Pedagogical traditions and innovations in education, culture and art: materials of the 4 international scientific conference. Ufa: Publishing house of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah; 2020. P. 19-23. (In Russ.).
8. Bakaeva I. A. Ballet scenes in opera: monograph. Astana: National Center of Science and Technical Information; 2011. 200 p. (In Russ.).
9. On measures to develop national art. Kazakhstanskaya Pravda = Kazakhstan Truth. September, 8. Alma-Ata, 1933. (In Russ.).
10. Yunusova E. B. Pedagogical conditions for the formation of choreographic skills in children of high school age in additional education. Vestnik ChGPU = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin. 2011;(8):162-174. (In Russ.).
11. Lvov-Anokhin В. Galina Ulanova. М.: Iskusstvo; 1984. 350 p. (In Russ.).
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
12. Mosienko D. M. The main tendencies in developing Kazakh ballet. Svyaz
vremen. Observatoria kultury = Link of times. Observatory of culture. 2016;(1(2):248-255. (In Russ.).
13. CSPU «Almaty ЭуендерЬ». URL: https://www.almaty-ayenderi.kz/ethnos/kk.
14. Shomaeva D., Zhumaseitova G. History of decolonial sensibility in the discourse of ballet art of Kazakhstan. Central Asian Journal of Art Studies. 2021;(6):50-63. (In Russ.).
15. Ethnic groups of Kazakhstan. КазакстанхалкыАссамблеясы. URL: https://www.assembly.kz/ethnos/kk.
16. Saitova G. Touches to the portrait «Kazakh National Academy of Choreography». URL: https://www.qazaqbalet.kz. (In Russ.).
17. Vain E. A., Vagner P. A. Modern professional choreography training in higher educational institutions of culture and arts. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = The World of Science, Culture and Education. 2017;(6(67)):274-276. (In Russ.).
18. Iskakova V. M. Specific features of managing choreographic education. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad. 2012;(8):5-12. (In Russ.).
Информация об авторах З. О. Кекеева - доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры психологии;
Ж. Т. Муканбетова - старший преподаватель кафедры «Хореография и культурно-досуговая работа».
Information about the authors Zinaida O. Kekeeva - Doctor of Science in Pedagogics, Professor of the Chair of Psychology and Pedagogics of Higher Education; ©Кекеева З. О., Муканбетова Ж. Т., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 96-113. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 96-113.
Zhanar T. Mukanbetova - senior teacher of the Chair of Choreography and
cultural and leisure work.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 6.10.2022; одобрена после рецензирования 8.10.2022; принята к публикации 18.10.2022.
The article was published 6.10.2022; approved after reviewing 8.10.2022; accepted for publication 18.10.2022.