Научная статья на тему 'Формирование межкультурных компетенций средствами хореографического искусства'

Формирование межкультурных компетенций средствами хореографического искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИМИДЖ СТРАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЯ / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / IMAGE OF THE COUNTRY / VOCATIONAL EDUCATION / DANCE / CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиворович Игорь Владимирович

Статья посвящена обоснованию необходимости формирования межкультурных компетенций в процессе профессионального обучения молодых людей в вузе. В частности, в статье идёт речь о подготовке хореографов как высококонкурентных специалистов, способных сохранять и популяризировать культурное наследие России во всём его этнокультурном многообразии, осуществлять межкультурный диалог и улучшать имидж России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cross-cultural competences means of choreographic art

Article is devoted to justification of need of formation of cross-cultural competences in the course of a vocational education of young people of higher education institution. In particular, in article there is a speech about training of choreographers as the highly competitive experts capable to keep and popularize cultural heritage of Russia in all his ethnocultural diversity, to carry out cross-cultural dialogue and to improve image of Russia in general.

Текст научной работы на тему «Формирование межкультурных компетенций средствами хореографического искусства»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Игорь Владимирович ПИВОРОВИЧ,

доцент, декан хореографического факультета Московского государственного института культуры, заслуженный артист Российской Федерации, г. Москва e-mail: pivorovich@bk.ru

Статья посвящена обоснованию необходимости формирования межкультурных компетенций в процессе профессионального обучения молодых людей в вузе. В частности, в статье идёт речь о подготовке хореографов как высококонкурентных специалистов, способных сохранять и популяризировать культурное наследие России во всём его этнокультурном многообразии, осуществлять межкультурный диалог и улучшать имидж России в целом.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, имидж страны, профессиональное обучение, танец, хореография.

FORMATION OF CROSS-CULTURAL COMPETENCES MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART

I. V. Pivorovich, Associate Professor, Dean of the Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture e-mail: pivorovich@bk.ru

Article is devoted to justification of need of formation of cross-cultural competences in the course of a vocational education of young people of higher education institution. In particular, in article there is a speech about training of choreographers as the highly competitive experts capable to keep and popularize cultural heritage of Russia in all his ethnocultural diversity, to carry out cross-cultural dialogue and to improve image of Russia in general.

Key words: cross-cultural communication, image of the country, vocational education, dance, choreography.

В конце XX - начале XXI века социальные, политические и экономические катаклизмы мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур. В то же время культурный обмен и усилия мировой общественности в этом направлении открывают всё новые возможности, виды и формы общения. Главными условиями эффективности такого общения являются взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнёров. Поэтому проблемы взаимопонимания, открытости, цивилизованного диалога

представляются актуальными в аспекте взаимообогащения культур. Как показывает практика, уровень духовного развития страны повышается с возникновением новых внутренних и внешних связей с другими культурами.

Таким образом, учитывая современное состояние международных отношений, необходимым условием развития личности человека является толерантное общение с представителями других культур. Соответственно, перед сферой образования остро стоят сложные задачи: научить новое поколение терпимости, уважению, пониманию других культур, развить умение исследовать истоки, проявления, формы, виды, становление культур разных народов с целью сохранения и популяризации накопленного духовного богатства страны и налаживания межнациональных связей на основе уважения, толерантности, взаимопонимания, интереса друг к другу. Всё это позволит улучшить имидж России в целом.

Духовность общества раскрывается через культуру и искусство, поэтому искусство во всём его жанровом многообразии играет важную роль в формировании межкультурных компетенций личности. В ситуации существования языкового барьера в диалог наилучшим образом вступает тот вид искусства, чей язык универсален и понятен всем. Например, язык танца «не нуждается в переводе, его понимают все... Танец - это язык тела, это речь, это состояние души ... танец идёт от индивида, его внутреннего мира» [2].

Рассматривая танец как универсальную систему общения, мы можем сказать, что его эстетическая парадигма определяется главным образом национальной принадлежностью танца. Не зря мы встречаем в литературе такие выражения, как «огненная русская пляска», «завораживающий восточный танец» и так далее. Именно танец, будучи частью обряда и ритуала, празднично-развлекательной и профессиональной художественной культуры, воплощает в синтезе пластики, движения и музыки национальное начало культуры, национальный характер.

В современных условиях всё более отчётливо осознаются значимые задачи и потребности культурной идентификации, связанные с необходимостью сохранения богатейшего наследия русского искусства, традиций русской хореографии во всём многообразии в контексте национальной культуры. Не менее актуальна потребность сохранения этнокультурного танцевального облика России, поскольку межкультурный диалог может быть построен только на принципах равноправия и национальной самоидентификации.

Необходимость улучшения имиджа России средствами культурного взаимодействия требует от нас выяснения сущности термина «имидж» для определения влияющих на него факторов. Имидж в современном понимании является неким совокупным эмоциональным восприятием какого-либо объекта разговора или суждения, в результате действий объекта, которые совершает сам объект, и действий другой стороны по отношению к объекту.

Если исходить из традиционного понятия «имидж», то имидж страны - это «эмоционально окрашенный образ страны, целенаправленно формируемый в общественном сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д. В основе имиджа страны лежат национальные образы-символы, связанные с географическими, ци-вилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными особенностями» [3].

Формирование имиджа происходит в процессе межличностной коммуникации. Общаясь с людьми, мы обмениваемся информацией. Часть этой информации мы

осознаём, но большая часть остаётся вне контроля нашего сознания. Между тем вся информация, которая воспринимается другими в процессе общения с нами (вербальная, невербальная), формирует наш имидж, имидж страны. Мы рассмотрим данный вопрос в ракурсе хореографического искусства.

В истории России есть яркий пример улучшения имиджа государства, тогда Российской империи, средствами культурного взаимодействия. Правда, следует оговориться. Описываемый нами процесс не был инициирован государством, это была инициатива одной легендарной личности. Речь идёт о деятельности С. П. Дягилева - мецената, предпринимателя в сфере культуры и искусства (импресарио/ продюсера/антрепренёра), директора, арт-менеджера.

С. П. Дягилев - основатель и руководитель (более пяти лет) периодического издания «Мир искусства», одного из первых художественных журналов в России. В 1900 году он организовал творческое содружество «Мир искусства»; в 1902 году Дягилев опубликовал монографию о Д. Г. Левицком, что явилось первым документально обоснованным исследованием о выдающемся художнике-портретисте; в 1905 году в Таврическом дворце Петербурга Дягилев организовал историко-художественную выставку русских портретов, собравшую более двух тысяч работ XVNI-XIX веков; многие из них впервые были обнаружены именно Дягилевым.

С 1906 года началась беспрецедентная «дягилевская» эпоха пропаганды русского искусства, русской культуры за рубежом. В первую очередь это относится к созданной им антрепризе, получившей название «Русские сезоны». Именно благодаря «Русским сезонам» в полной мере раскрылись такие таланты, как Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Леонид Мясин, Георгий (Джордж) Баланчин, Сергей Лифарь. Безусловно, что 1909-1914 годы - это «Золотой век русского балета». Более того, именно благодаря «Русским сезонам» образ России открылся для европейских держав, для западного человека в новом свете, в новой своей сущности. До сих пор вопрос о том, кто же больше получил выгоды и пользы от организации данной антрепризы - Дягилев или всё-таки Россия, остаётся открытым. Но он, наверное, и не столько важен в настоящее время. Важным является осознание того положительного эффекта, который привнесла деятельность Сергея Павловича. Потрясает и осознанное отношение самого Дягилева к своей деятельности, лишённое принципа «всё ради денег», скорее - «всё ради искусства». Известны его слова: «вспомните о нас, "малых сих", для которых вопрос русских культурных побед есть вопрос жизни» [цит. по: 1].

Русское искусство благодаря деятельности С. П. Дягилева способствовало сближению Франции и России, улучшению и развитию экономических и политических связей. Русский художественный ренессанс в начале ХХ века представил Европе новую Россию - страну не только напряжённых духовных исканий, но и необыкновенных творческих взлётов, интенсивной культурной жизни. Парижане увидели русское искусство как многообразное, имеющее глубокие исторические корни, воплощённое в стремлении к новаторским формам.

Мы считаем, что данный пример показателен и доказывает эффективность и возможность средствами хореографического искусства формировать положительный имидж страны. Однако для осуществления этой возможности необходимы люди - высококонкурентные специалисты, которые способны сохранять

и популяризировать культурное наследие России во всём его этнокультурном многообразии, осуществлять межкультурный диалог и улучшать имидж России в целом.

Для того чтобы профессиональное образование оказывало эффективное воздействие на духовное, нравственное формирование личности, а личность стремилась приобщиться к национальной культуре, сохранять её традиции, необходимо сформировать основу, культурные ценности и идеалы, что предполагает глубокое знание национальных традиций. И в решении этой проблемы трудно переоценить значение такого культурного феномена, как танцевальное искусство различных стран мира.

Изучение танцевального искусства в качестве межкультурной компетенции для молодого специалиста представляет собой выражение национального самосознания, является важным компонентом обучения для решения целого ряда не только исполнительских, балетмейстерских и педагогических, но и эмоциональных и воспитательных задач. На наш взгляд, знание традиционного народного танца может стать достаточно эффективным средством, формирующим не только духовно-нравственные идеалы, но и межкультурные отношения.

Достаточно важную роль играет изучение социального, или современного бытового, танца. Бытовой танец - это, прежде всего, танец общения. Он способствует коммуникативному взаимодействию и формированию продуктивных отношений между партнёрами, независимо от их культурной и национальной принадлежности. Несмотря на разнообразие стилевых направлений современного бытового танца, он является международным явлением, и такие танцы, как сальса, танго, хастл и все танцевальные направления хип-хоп культуры, являются интернациональными, и мода на тот или иной молодёжный стиль танца одинакова в разных странах. Знание особенностей бытового танцевания в одной стране даёт хороший стимул для коммуникации с помощью танца в другой стране. Примерно такая же ситуация и в спортивно-бальном танце.

Таким образом, в процессе профессионального обучения должна быть выстроена структура профессионально-специализированной компетентности с точки зрения знаний, навыков и умений в области межкультурной коммуникации, которая должна представлять собой не только знание иностранного языка и культурных особенностей, обычаев той или иной страны, но и знание специфических характеристик, выражаемых через искусство танца.

На хореографическом факультете МГИК подобная работа проводится на двух кафедрах факультета: народного танца и кафедры танцев народов мира и современной хореографии. Важной особенностью изучения национально-танцевального материала той или иной страны является не только развитие практических навыков, но и передача педагогом большого объёма знаний, связанных с историей и национальными особенностями той или иной страны. Всё это позволяет говорить о том, что межкультурная компетентность будущих специалистов в области хореографического искусства формируется на высоком уровне. Также важно и то, что на хореографическом факультете МГИК учились и учатся студенты из Китая, Кореи, Вьетнама, Казахстана, Молдовы и многих других стран. Безусловно, обучение теоретическим дисциплинам студентов-иностранцев проходит достаточно сложно, потому что русским языком они владеют достаточно плохо, но что касается изучения профессиональных практических дисциплин - то тут проблем

не существует. Как правило, студенты-иностранцы очень трудолюбивы и понимают преподавателя не в словесной форме, а на уровне движений.

Можно сделать вывод, что знание хореографической культуры России и зарубежных стран играет важнейшую роль в процессе формирования духовно-нравственной составляющей личности будущего специалиста в области культуры и искусства и представляет одну из форм межкультурной коммуникации.

Литература

1. Аронов А. А. Сергей Павлович Дягилев: загадки идентификации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2010.- № 5.

2. Гаврилина Л. Язык танца // Танцевальный Клондайк.- 2010.- № 1 (104).-С. 8-9.

3. Гордеева О. И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт : [сборник] / Российская академия управления, Политол. центр, Науч.-информ. отд.- Москва : Луч, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.