Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческое самоуправление / профориентация / университет / карьера / профессиональные компетенции / students’ self-government / career guidance / university / career / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Р. Дадаева

В статье рассмотрено студенческое самоуправление как один из возможных вариантов профориентации в университете. Автор статьи подчеркивает вопрос сознательного выбора дальнейшей профессии и её специализации для студентов. В работе автор отметил вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных ученых. В статье раскрыто понятие «студенческое самоуправление», представлены функции, показана роль студенческого самоуправления как возможного варианта профориентации в университете. В рамках профориентационной работы со студентами в университетах проводятся профильные мероприятия. Студенческое самоуправление всегда было ориентировано на формирование личных и профессиональных качеств студентов, и в настоящее время на первый план выходят качества, обеспечивающие выбор при трудоустройстве, такие как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, самоорганизация и саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ SELF-GOVERNMENT AS A POSSIBLE OPTION FOR CAREER GUIDANCE AT A UNIVERSITY

The article considers students’ self-government as one of possible options for career guidance at a university. The author of the article emphasizes the issue of conscious choice of further profession and its specialization for students. In the paper, the author notes contribution of both foreign and Russian scientists to the study of this problem. The article reveals the concept of “students’ self-government”, presents its functions, shows its role as a possible option for career guidance at a university. As part of career guidance work with students, specialized events are held at universities. Students’ self-government has always been focused on the formation of personal and professional qualities of students, and now the qualities that ensure choice in employment, such as systematic and critical thinking, project development and implementation, teamwork and leadership, self-organization and self-development, come to the fore.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

3. Gadzhieva P.D., Dudaev G.S.H., Serkerova N.K. O voprosah formirovaniya gotovnosti buduschego pedagoga k obespecheniyu prav rebenka v obscheobrazovatel'noj shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 301 - 302.

4. Pevcova E.A. Teoriya i metodika pravovogo vospitaniya. Moskva: VLADOS, 2005. 400.

5. Kondrat E.N. Professional'noe samoopredelenie podrostkov s antisocial'nym povedeniem. Pedagogika. 2004; № 3: 45 - 48.

6. Samohina A.K. Ispol'zovanie proektnogo metoda v pravovoj podgotovke starsheklassnikov. Pravo v shkole. 2004; № 1: 17 - 26.

7. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

8. Akhmedova E.M., Uvarova N.N., Pashina S.A., Sorokopud Yu.V. Individual model of psychological health in educational process subjects in distance learning conditions. Propositos y representaciones. 2021; № 3: 1193.

Статья поступила в редакцию 30.11.21

УДК 378

Dadaeva A.R., senior teacher, Department of Russian Language and Methods of Teaching, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: azalija7@mail.ru

STUDENTS' SELF-GOVERNMENT AS A POSSIBLE OPTION FOR CAREER GUIDANCE AT A UNIVERSITY. The article considers students' self-government as one of possible options for career guidance at a university. The author of the article emphasizes the issue of conscious choice of further profession and its specialization for students. In the paper, the author notes contribution of both foreign and Russian scientists to the study of this problem. The article reveals the concept of "students' self-government", presents its functions, shows its role as a possible option for career guidance at a university. As part of career guidance work with students, specialized events are held at universities. Students' self-government has always been focused on the formation of personal and professional qualities of students, and now the qualities that ensure choice in employment, such as systematic and critical thinking, project development and implementation, teamwork and leadership, self-organization and self-development, come to the fore.

Key words: students' self-government, career guidance, university, career, professional competencies.

А.Р. Дадаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: azalija7@mail.ru

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассмотрено студенческое самоуправление как один из возможных вариантов профориентации в университете. Автор статьи подчеркивает вопрос сознательного выбора дальнейшей профессии и её специализации для студентов. В работе автор отметил вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных ученых. В статье раскрыто понятие «студенческое самоуправление», представлены функции, показана роль студенческого самоуправления как возможного варианта профориентации в университете. В рамках профориентационной работы со студентами в университетах проводятся профильные мероприятия. Студенческое самоуправление всегда было ориентировано на формирование личных и профессиональных качеств студентов, и в настоящее время на первый план выходят качества, обеспечивающие выбор при трудоустройстве, такие как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, самоорганизация и саморазвитие.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, профориентация, университет, карьера, профессиональные компетенции.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что вопрос сознательного выбора дальнейшей профессии и специализации для студентов является особенным. По мнению российских исследователей, по большей части это обосновывается ограниченными знаниями о современном положении, запросах и возможностях развития активно меняющегося рынка труда. Кроме этого, в настоящее время происходит продвижение современных профессиональных стандартов, определяющих должностные обязанности и профессиональные компетенции, требуемые руководителями для эффективной работы и повышения результативности. Заметим, что понятийный аппарат профессиональных стандартов сегодня нуждается в конкретизации с учётом запросов рынка труда и особенностей высшего образования.

На сегодняшний день не найдется российских высших учебных заведений, которых не волновала бы проблема трудоустройства собственных выпускников. Для этого некоторыми университетами проводятся профориентационные мероприятия, но отсутствие полноценной системы работы со студентами не даёт целостного представления о будущей профессии. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата, 2020), около 30% выпускников университетов работают не по специальности, полученной в университете, в то время как в сфере образования этот показатель составляет 20%. 1,2 миллиона выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений 2018-2021 гг. (каждый третий) не работают по специальности. Такое положение приводит к экономическим, нравственным, культурным потерям в общегосударственном масштабе и грозит снижением ценности высшего образования в глазах гражданского общества [1].

Цель данной статьи - выявление роли студенческого самоуправления как возможного варианта профориентации в университете.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «студенческое самоуправление», выявить его функции, определить роль студенческого самоуправления как возможного варианта профориентации в университете.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение.

Понятие профориентации впервые начинает остро обсуждаться в конце XIX - начале XX века. Ранее это направление не освещалось в педагогических и психологических науках и на тот момент являлось новшеством системы образования. Появление новых профессий, а также значительный рост мировой экономики обусловливают не только появление этого понятия, но и большой заинтересованности со стороны ученых. Система профориентации в различных государствах формировалась с учетом определения общих идей, а также условий

развития экономической системы. Конечно, стоит отметить, что на современные модели огромное влияние оказывают потребности рынка труда, особенности системы образования, государственный строй и другое.

Изучением проблемы профориентации занимались как зарубежные, так и отечественные учёные. Яркими представителями, занимающими изучением данного вопроса, выступают О.А. Каткова, Е.А. Климов, Е.В. Муравьева, Н.С. Пряж-ников, Е.Ю. Пряжникова и другие. Они подчеркивали особую важность профори-ентационных мероприятий при формировании полноценной личности.

Говоря про отечественную литературу, хотелось бы выделить несколько авторов, которые дают наиболее актуальные определения профориентации. Так, Е.В. Муравьёва отмечает, что профориентация - это «ориентирование» обучающегося. Другими словами, это искусственный внешний аналог внутриличностно-го механизма самоопределения [2, с. 115-123.].

Е.Ю. Пряжникова рассматривает профессиональную ориентацию с позиции трудовых отношений и раскрывает его как «экономический процесс, который выражает одну из сторон общественных отношений по поводу воспроизводства рабочей силы в интересах отдельной личности и удовлетворения общественных потребностей» [3, с. 206-215].

Стоит отметить, что одной из главных задач профориентации выступает профессиональная подготовка путём самообразования и обучения в образовательных учреждениях профессионального образования. Успешность образования определяется рядом факторов. Одним из них выделяют готовность, как эмоциональную, так и мотивационную, к приобретению профессии. В зарубежных университетах в основном вместо понятия «профориентация» используют сочетание «карьерное развитие». Например, в Канадских университетах существуют карьерные центры. Студенты могут посещать воркшопы от работодателей, презентации и индивидуальные консультации с карьерными советниками. Помимо этого, доступно наставничество по прохождению собеседований, где с обучающимися прорабатывают вопросы и ход процедуры.

Опираясь на предыдущие пункты, можно отметить, что профориентация описывается как процесс самоопределения будущей профессии, но это и выбор набора компетенций, которые пригодятся современному специалисту, а также подбор курсов повышения квалификации.

Рассмотрим специфику профориентационной работы со студентами. По мнению учёных, данный вид деятельности включает в себя несколько направлений: профессиональная диагностика; профессиональная информация; профессиональная консультация.

Под профессиональной диагностикой понимается определение особенностей и способностей личности, склонность студента к определенной профессиональной деятельности. Профессиональную информацию определяют как знакомство студентов с профессиональными организациями, рынком труда, возможностями будущей профессии, направлениями профессиональной деятельности, знакомство с работодателями и обязанностями. Одной из отличительных особенностей профориентации выступает профессиональная консультация. Под этим понятием подразумевают консультирование студентов по вопросам выбора направления будущей профессии с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений.

В рамках профориентационной работы со студентами в университетах проводятся профильные мероприятия, такие как:

- производственная практика, где студентам предлагают попробовать себя в профессии;

- дни открытых дверей в магистратуре, где есть возможность определить вектор будущего развития;

- деловые игры, на которых студенты могут попробовать себя в разных ролях: от начинающих специалистов до руководителей;

- встречи с работодателями, которые рассказывают о возможностях профессии, профессиональном росте и т.д.;

- работа в органах студенческого самоуправления, где студенты могут попробовать новые профессии, отличные от их профессионального обучения;

- участие студентов в семинарах, мероприятиях различного уровня, конкурсах. Например, на таких конкурсах, как и «Я - профессионал» студенты в полной мере могут прочувствовать все особенности профессии, попробовать оценить свои знания и умения по разным, но смежным отраслям.

Ряд исследований наравне с профессиональной ориентацией говорят о таком понятии, как «профориентационная компетентность», которую определяют как «способность к объективной оценке социально-экономической ситуации, планированию перспектив профессионального роста, социальной адаптации и мобильности» [3]. Поскольку компетенции - это комплекс проблем, вокруг которых человек обладает широкими познаниями и большим опытом решения, которые в последствии влияют на компетентность личности, то можно сделать вывод, что профессиональная компетенция представляет собой:

1) возможность личности испытывать потребность в профессиональной самоидентификации;

2) знакомство с возможными вариантами профильного обучения помимо получения образования в университете, конструирование версий профессионального самопродвижения;

3) умение ставить образовательные и профессиональные цели и достигать

их;

4) умение выбирать варианты дальнейшего продолжения образования и профессионального становления в условиях изменяющегося рынка труда.

Например, студент получает образование по направлению Педагогическое образование, учитель начальных классов. Помимо этого, он активно занимается студенческим самоуправлением, обеспечивает медиасопровождение проектов, проходит дополнительные обучающие курсы для повышения своей компетентности в данной сфере. На момент выпуска из университета в его населенном пункте нет спроса на учителя начальных классов, не устраивают условия труда или нет возможности работать по данной специальности. Но у него есть также компетенции по организации медиасопровождения проектов различного уровня. У обучающегося появляется выбор, какая профессия будет более подходить его возможностям. Подводя итог можно сказать, что профессиональная ориентация в университете имеет большое значение для дальнейшего становления личности студента. Качественно организованная университетом работа позволит развивать новые компетенции студентов, создаёт возможность выбора профессии, снижает риски при устройстве на работу и помогает личности стать более конкурентоспособной на рынке труда.

Студенческое самоуправление - это сформированное по инициативе обучающихся и ими же управляемое студенческое объединение, имеющее функции регулирования и управления в образовательной организации, а также способствующее развитию у обучающихся социально адаптированной личности с активной гражданской позицией, профессиональными знаниями и навыками. Члены такого объединения участвуют в принятии локальных нормативных актов

Библиографический список

университета, проводят анализ соблюдения прав студентов с целью их защиты, а также задают собственный вектор развития образовательной организации.

Ряд авторов приходят к выводу, что формирование компетенций в университете - это потребность накопления нематериального вида ресурсов студентов и стремление системы высшего образования ответить на запрос общества, работодателей. При всём вышесказанном у понятия «студенческое самоуправление» до сих пор нет законодательно утверждённого определения. Единственным упоминанием определения понятия «студенческое самоуправление» в официальном документе федеральных органов власти можно считать письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.10.2002 г. № 15-52- 468/15-01-21.

Как замечает И.Ф. Ежухова, именно в организации университетского самоуправления студент находится в условиях, особо приближенных к действительной управленческой практике, к деятельности творческой, новаторской, структурирующей деятельность по модификации и преобразованию процесса обучения, всей социальной среды в университете. В настоящее время можно говорить о значимости развития студенческих советов, ведь именно они создают условия и ресурсы для саморазвития и самореализации обучающихся, способствуют приобретению и развитию важных навыков и умений, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Сейчас каждый студенческий совет является коллегиальным органом и формируется по инициативе обучающихся, которые хотят активно принимать участие в жизни университета и управлять своим образованием. Деятельность органов студенческого самоуправления реализовывается на основании принятого положения, которое регламентирует работу органов студенческого самоуправления, отражает основные цели и задачи, поясняет порядок организации деятельности совета, а также опирается на Конституцию РФ [4], Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № Ф3-273 [6], различные другие нормативно-правовые акты и на Устав образовательной организации [6].

Анализ текущей ситуации в органах студенческого самоуправления позволяет сделать вывод об их основных функциях:

1) организация продуктивной деятельности всех сообществ и коллективов в образовательной организации при условии закрытия всех запросов и потребностей студентов;

2) получение опыта организаторской и управленческой деятельности студентами для более продуктивного управления своим вектором профессионального развития и развития собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Органы студенческого самоуправления всё чаще смотрят на свою деятельность сквозь призму вопроса о конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда. Отсюда такое внимание к развитию своих надпрофессиональных навыков. В последние годы образовательные мероприятия для членов студенческого совета делают всё больший акцент на предстоящую профессиональную деятельность студента. Здесь речь идёт об обучении студента в контексте социальной деятельности, когда процесс работы в органах студенческого самоуправления даёт обучающимся навыки и умения, связанные с социально значимыми компетенциями на современном рынке труда.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить следующее: вся история студенческого самоуправления говорит о том, что оно чаще всего решало задачи вышестоящих органов, в том числе идеологические. Однако студенческое самоуправление всегда было ориентировано на формирование личных и профессиональных качеств студентов, и в настоящее время на первый план выходят качества, обеспечивающие выбор при трудоустройстве, такие как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, самоорганизация и саморазвитие.

Научная новизна статьи определяется выявлением роли студенческого самоуправления как возможного варианта профориентации в университете. Теоретическая значимость связана с расширением педагогического знания о формах студенческого самоуправления как способе формирования профессиональных навыков. Практическая значимость заключается в определении основных функций студенческого самоуправления, способствующего получению опыта организаторской и управленческой деятельности студентами для более продуктивного управления своим вектором профессионального развития и формирования собственной конкурентоспособности на рынке труда.

1. Сладкова О.Б. Выпускники вузов на рынке труда. Культура: теория и практика. 2020; № 3 (36): 18.

2. Муравьева Е.В., Князькина Е.А. Организация профориентационной работы в техническом вузе на основе сетевых форм сотрудничества. Казанский педагогический журнал. 2016; № 1 (114): 115 - 123.

3. Пряжникова Е.Ю., Селезнева Е.Ф. Проблемные аспекты формирования профессионального самосознания специалиста на этапе вхождения в профессию. Проблемы теории и практики управления. 2020; № 11: 206 - 215

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). 1999-2018. Available at: http://www.base.consultant.ru

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 24.03.2021). 2015. Available at: http://base.consultant.ru

6. Устав ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». Available at: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2019/05/Ustav_23.08.17.pdf

References

1. Sladkova O.B. Vypuskniki vuzov na rynke truda. Kul'tura: teoriya ipraktika. 2020; № 3 (36): 18.

2. Murav'eva E.V., Knyaz'kina E.A. Organizaciya proforientacionnoj raboty v tehnicheskom vuze na osnove setevyh form sotrudnichestva. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2016; № 1 (114): 115 - 123.

3. Pryazhnikova E.Yu., Selezneva E.F. Problemnye aspekty formirovaniya professional'nogo samosoznaniya specialista na 'etape vhozhdeniya v professiyu. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2020; № 11: 206 - 215

4. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 №6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 №2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ). 1999-2018. Available at: http://www.base.consultant.ru

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 24.03.2021). 2015. Available at: http://base.consultant.ru/

6. Ustav GAOU VO g. Moskvy «Moskovskijgorodskojpedagogicheskij universitet». Available at: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2019/05/Ustav_23.08.17.pdf

Статья поступила в редакцию 30.11.21

УДК 37.035

Dedyukhina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Woodwind Instruments, Gnessin Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: dedyukhina@mail.ru

"THE SONG OF LINOS" FOR FLUTE AND PIANO BY A. JOLIVET: ON THE PROBLEM OF PERFORMING INTERPRETATION (METHODS AND TECHNIQUES OF WORKING ON A MUSICAL COMPOSITION). The modern original concert repertoire for the flute is extremely diverse. In order to fully work with even a small part of it, a flutist in the course of his professional training needs to master a huge complex of expressive means on his instrument, to know and understand the specifics of many styles. Therefore, the methodological support of the flutist's educational process should be constantly improved. Quite often, a flutist who is just learning the art of playing an instrument does not have sufficient experience in performing interpretation of such music, cannot recognize the components of the style of the work. This makes it impossible for them to comprehend its artistic content, and, as a result, makes its performing interpretation difficult. The emergence of such difficulties among students can still be found in relation to iconic works in the modern repertoire.

Key words: flute, performance interpretation, methods and techniques of working on a musical composition, Students, "The Song of Linos" for flute and piano by Andre Jolivet.

О.В. Дедюхина, канд. пед. наук, ст. преп., РАМ имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: dedyukhina@mail.ru

«ПЕСНЬ ЛИНОСА» ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И ФОРТЕПИАНО А. ЖОЛИВЕ: К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ (МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ)

Современный оригинальный концертный репертуар для флейты чрезвычайно разнообразен. Чтобы полноценно работать даже с малой его частью, флейтисту в процессе своей профессиональной подготовки необходимо овладеть огромным комплексом выразительных средств на своем инструменте, знать и понимать специфику множества стилей. Поэтому методическое обеспечение учебного процесса флейтиста должно постоянно совершенствоваться. Нередко флейтист, который только обучается искусству игры на инструменте, не имеет достаточного опыта исполнительской интерпретации подобной музыки, не может распознать составляющие стиля произведения. Это порождает невозможность постижения им его художественного содержания и, как следствие, делает затруднительной его исполнительскую интерпретацию. Возникновение подобных сложностей у студентов до сих пор можно обнаружить и в отношении знаковых произведений в современном репертуаре.

Ключевые слова: флейта, исполнительская интерпретация, методы и приемы работы над музыкальным произведением, студенты, «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано Андре Жоливе.

Актуальность исследования определяется тем, что современный концертный репертуар для флейты крайне разнообразен. Чтобы полноценно работать с произведениями разных жанров, флейтисту в процессе профессиональной подготовки необходимо овладеть огромным комплексом выразительных средств, знать и понимать специфику множества стилей. Тем не менее нередко у студентов возникают значительные сложности, связанные с исполнительской интерпретацией. В методической литературе неосвещенными в достаточной степени остаются принципы работы исполнителя над репертуаром ХХ-ХХ1 веков, значительная часть которого представлена произведениями, стиль которых является синтетическим, сформированным на основе источников из нескольких традиций. К числу таковых произведений, требующих особого методического подхода, относится «Песнь Линоса» (1944) для флейты и фортепиано французского композитора Андре Жоливе (1904-1973). Сложность исполнительской интерпретации этого сочинения, на наш взгляд, заключается в сочетании очень разных по стилевой принадлежности формы и музыкальной драматургии сочинения, с одной стороны, и используемых в произведении принципов конструирования музыкального текста и выразительных возможностей флейты, с другой. Мы предполагаем, что образное содержание «Песни Линоса» можно охарактеризовать как достаточно простое. Также стоит отметить, что заключено оно в достаточно простые, вернее сказать, типичные для романтической традиции музыкальные форму и драматургию. При этом интонационные структуры партий, гармоничный язык и выразительные возможности флейты, использованные композитором, в большей степени характерны для современных ему экспрессионистских направлений в музыкальном искусстве. Именно эти, заимствованные из экспрессионистских направлений средства музыкальной выразительности, зачастую сбивают с толку неопытных исполнителей. Как показывают современные практики (учебная и концертная), такие исполнители очень часто начинают увлекаться в исполнении этого произведения виртуозными пассажами, широтой динамической амплитуды, вариативностью тембра, стремясь произвести впечатление на слушателей скоростью и громкостью игры и, как им кажется, экспрессивностью своего тембра, совершенно забывая про драматургию, форму и, соответственно, образное содержание. И произведение в такой интерпретации начинает напоминать либо

этюд либо очень странную каденцию, к которой зачем-то композитором была дописана фортепианная партия.

Соответственно, цель данной работы - определить пути исполнительской интерпретации «Песни Линоса» для флейты и фортепиано А. Жоливе и предложить методические рекомендации по работе над этим сочинением.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: охарактеризовать композиторский стиль А. Жоливе, рассмотреть художественное содержание, музыкальные формы и драматургию «Песни Линоса», определить наиболее важные и трудные в техническом отношении эпизодов сочинения.

А. Жоливе следует считать одним из крупнейших композиторов Европы XX столетия. Композитор-экспериментатор, создатель собственного оригинального стиля, он работал в самых разных жанрах, оставив после себя яркие образцы камерно-инструментальной, вокальной, симфонической и оперной музыки. Вместе с тем его творческий путь можно считать и совершенно типичным для очень многих композиторов, чей расцвет творчества выпал на середину XX столетия. Иными словами, А. Жоливе был одним из лидеров «мейнстрима», куда вошло множество композиторов, с одной стороны, не желавших реализовываться в слишком эпатажных, авангардных направлениях музыкального искусства, но, с другой стороны, и не желавших оставаться в рамках прежней, романтической музыкальной традиции. Сущность творческого метода таких композиторов заключается в синтезе, иной раз достаточно осторожном, не допускающем «крайностей», элементов разных направлений, как уже утративших влияние, так и самых современных.

В основе музыкального языка А. Жоливе также мы обнаруживаем стилевой синтез. Он активно использует романтические музыкальные формы и варианты драматургии, но при этом в плане интонационной структуры вокальных и инструментальных партий, гармонии, штрихов, динамики, тембральных красок он следует новейшим тенденциям в музыкальном искусстве.

«Один только перечень солирующих инструментов в концертах Жоливе говорит о неустанных поисках тембровой выразительности. Свой первый концерт Жоливе написал для волн Мартено с оркестром (1947). Затем последовали концерты для трубы (2), флейты, фортепиано, арфы, фагота, виолончели (второй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.