Научная статья на тему 'КЕЙС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ'

КЕЙС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельность / учебно-профессиональная самостоятельность / кейс / педагогический кейс / ситуация / профессиональная задача / independence / educational and professional independence / case / pedagogical case / situation / professional task

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Г. Голубчикова

В статье раскрываются новые подходы к понятию «педагогический кейс», определяется его сущность и структура с позиции эффективности в развитии учебно-профессиональной самостоятельности студентов. Педагогическая профессия требует от человека, связавшего с ней свою жизнь, постоянного совершенствования своих компетенций. Автором обоснована востребованность самостоятельности педагога на рабочем месте, что предполагает умение организовывать свою деятельность и деятельность своих учеников, находить правильный выход из сложившейся ситуации, не прибегая к помощи коллег, администрации, родителей без крайней необходимости. Сформировать данное качество следует уже в процессе подготовки будущих педагогов в вузе или колледже. Погрузить студентов в ситуации, близкие к профессиональным, помогают педагогические кейсы. Работая над решением или созданием кейса, студенты формируют учебно-профессиональную самостоятельность, то есть способность самостоятельно осваивать профессию как в период обучения, так и после его завершения. Исследовательский материал, представленный в статье, показывает, какие проблемы возникают при создании кейсов, какие возможны пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE STUDY AS A MEANS OF DEVELOPING THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL INDEPENDENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL PROFILES

The article reveals new approaches to a concept of “pedagogical case”, defines its meaning and structure from the standpoint of effectiveness in the development of educational and professional independence of students. The teaching profession requires a person who has connected his life with it to constantly improve his competencies. The author substantiates the demand for the independence of a teacher in the workplace, which implies the ability to organize their activities and the activities of their students, to find the right way out of the current situation, without resorting to the help of colleagues, administration, parents unless absolutely necessary. This quality should be formed already in the process of training future teachers at a university or college. Pedagogical cases help to immerse students in situations close to professional ones. Working on a solution or creating a case, students form educational and professional independence, that is, the ability to independently master a profession both during the training period and after its completion. The research material presented in the article shows what problems arise when creating cases and what possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «КЕЙС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ»

References

1. Fajzullin R.Sh. Profilaktika radikal'no nastroennyh lic v molodezhnoj srede. Nauka, obrazovanie i religiya protiv ideologii 'ekstremizma: materialy dlya prakticheskoj deyatel'nosti po profilaktike religioznogo 'ekstremizma. Ufa, 2017.

2. Sahih al'-Buhari, Kitab al'-Iman Hadis № 50. Available at: https://hadis.uk/saxix-al-buxari-xadis-50/55034/

3. Imam al-Gazali, Ihja-ulum-addin. Vozrozhdenie religioznyh nauk. Mahachkala, 2011; T. 3.

4. Sharh-ul' hikam li ibni Uzhajbat. T. 1. Cit. po: Materialyrespublikanskojnauchno-prakiicheskoj konferencii. Mahachkala, 2004.

5. Abdu-l' Kadyr Isa. Hakaik 'ani tasavvuf. Muhammad Sajid al-Buti. Salafiyat. Damask: 117 - 189.

6. Yah'yaev M.Ya. K voprosu ob 'ekstremizme v islame. Islamovedenie. 2015; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ekstremizme-v-islame

7. Hasan-Hil'mi al'-Kahij. Al-Burudzh al-mushajyada. Damask. Available at: https://docplayer.com/45462153-Al-burudzhu-l-mushayyada-1.html

Статья поступила в редакцию 05.10.21

УДК 378.147

Golubchikova M.G., senior lecturer, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: mg2@bk.ru

CASE STUDY AS A MEANS OF DEVELOPING THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL INDEPENDENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL PROFILES. The article reveals new approaches to a concept of "pedagogical case", defines its meaning and structure from the standpoint of effectiveness in the development of educational and professional independence of students. The teaching profession requires a person who has connected his life with it to constantly improve his competencies. The author substantiates the demand for the independence of a teacher in the workplace, which implies the ability to organize their activities and the activities of their students, to find the right way out of the current situation, without resorting to the help of colleagues, administration, parents unless absolutely necessary. This quality should be formed already in the process of training future teachers at a university or college. Pedagogical cases help to immerse students in situations close to professional ones. Working on a solution or creating a case, students form educational and professional independence, that is, the ability to independently master a profession both during the training period and after its completion. The research material presented in the article shows what problems arise when creating cases and what possible ways to solve them.

Key word: independence, educational and professional independence, case, pedagogical case, situation, professional task.

М.Г. Голубчикоеа, доц., Иркутский государственный университет, г. Иркутск, E-mail: mg2@bk.ru

КЕЙС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ

В статье раскрываются новые подходы к понятию «педагогический кейс», определяется его сущность и структура с позиции эффективности в развитии учебно-профессиональной самостоятельности студентов. Педагогическая профессия требует от человека, связавшего с ней свою жизнь, постоянного совершенствования своих компетенций. Автором обоснована востребованность самостоятельности педагога на рабочем месте, что предполагает умение организовывать свою деятельность и деятельность своих учеников, находить правильный выход из сложившейся ситуации, не прибегая к помощи коллег, администрации, родителей без крайней необходимости. Сформировать данное качество следует уже в процессе подготовки будущих педагогов в вузе или колледже. Погрузить студентов в ситуации, близкие к профессиональным, помогают педагогические кейсы. Работая над решением или созданием кейса, студенты формируют учебно-профессиональную самостоятельность, то есть способность самостоятельно осваивать профессию как в период обучения, так и после его завершения. Исследовательский материал, представленный в статье, показывает, какие проблемы возникают при создании кейсов, какие возможны пути их решения.

Ключевые слова: самостоятельность, учебно-профессиональная самостоятельность, кейс, педагогический кейс, ситуация, профессиональная задача.

Актуальность данной проблематики связана с современным заказом системе образования, который довольно часто ассоциируется с понятием самостоятельность, с характеристиками самостоятельной личности в различных интерпретациях. Трудно в этом ракурсе переоценить значение самостоятельности в профессии педагога, который отвечает за формирование данного качества в своих учениках. При этом мы понимаем самостоятельность как умение организовывать свою деятельность и деятельность своих учеников, находить правильный выход из сложившейся ситуации, не прибегая к помощи коллег администрации, родителей без крайней необходимости. В связи с реализацией идеи непрерывного образования, прочно вошедшей в нашу действительность не только в теории, но и на практике, сегодня, по нашему мнению, актуально понятие «учебно-профессиональная самостоятельность» как способность и готовность личности самостоятельно совершенствовать свои профессиональные компетенции в процессе обучения и после его завершения [1 - 10].

Востребованность учебно-профессиональной самостоятельности определяется рядом тенденций, наблюдаемых как в обществе в целом, так и в системе образования в частности, а именно:

- быстрыми темпами обновления различных сфер общественной жизни;

- устареванием прежних знаний, умений, навыков, компетенций и появлением новых;

- цифровой трансформацией, набирающей обороты в общественной и профессиональной областях;

- частым обновлением требований к оформлению профессиональной документации педагогов;

- необходимостью участия учителей и учеников в конкурсах, смотрах, мероприятиях различного уровня, проводимых всевозможными организаторами в очном и заочном форматах и др.

В такой ситуации человек, не обладающий самостоятельностью мышления и способами самостоятельной деятельности, не умеющий быстро реагировать на новую информацию, будет находиться в состоянии постоянного стресса.

Одной из технологий, соединяющих учебную и профессиональную деятельности, является кейс-технология. Погрузить студентов в ситуации, близкие к профессиональным, помогают педагогические кейсы. Работая над решением или созданием кейса, студенты формируют учебно-профессиональную самостоятельность, то есть способность самостоятельно осваивать профессию как в период обучения, так и после его завершения.

Таким образом, решение обозначенной проблемы по развитию учебно-профессиональной самостоятельности студентов посредством работы с педагогическими кейсами, выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель автора при написании данной статьи - выявление особенностей составления и использования педагогических кейсов, направленных на развитие учебно-профессиональной самостоятельности студентов, обучающихся на педагогических направлениях и профилях.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучить и описать проблемы обучающихся при работе с кейсами, определить сущность, структуру и содержание педагогического кейса, способствующего развитию учебно-профессиональной самостоятельности студентов.

Методы исследования. Анализ научной литературы и образовательных продуктов студентов, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы.

В современной практике педагогического образования кейс-технологии заняли свое достойное место, развиваясь постепенно от педагогических ситуаций и профессиональных задач до полноценных кейсов. Многие преподаватели используют кейсы на разных этапах образовательного процесса, в разных видах деятельности обучающихся и описывают это в своих работах. Как правило, кейсы используются в процессе проведения практических занятий [2; 7; 10] для организации самостоятельной работы студентов [8], при проведении педагогической практики [9] с целью формирования исследовательской компетенции обучающихся [4] и др. Применяются кейсы как для обучения будущих педагогов, так и

совершенствования компетенций работающих специалистов [3; 5]. Многие авторы описывают кейсы, выполняющие функции оценочных средств для измерения сформированных компетенций педагогов, как настоящих, так и будущих. Мы согласны с многообразием вариантов использования кейсов, поскольку потенциал у данной технологии, действительно, широк.

В свою очередь, в понимании значимости кейс-технологий для формирования и оценки педагогических компетенций мы исходим из того, что работа с кейсом должна учить студентов любую ситуацию переводить в задачу и выстраивать ее решение с позиции деятельностного подхода. Для изучения актуальной ситуации с развитием данных умений у обучающихся мы остановились на трех группах студентов заочного обучения, осваивающих основную образовательную программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (с одним и двумя профилями подготовки), в количестве 80 человек. Причем 20% обучающихся уже имеют среднее профессиональное образование в области педагогических направлений, более 80% обучающихся работают на данный момент в системе образования (имея дипломы по разным специальностям).

Студентам было предложено вспомнить, придумать, подобрать ситуацию из школьной практики и описать ее в заданном шаблоне. В связи с актуальностью проблемы воспитания духовно-нравственных качеств школьников кейс в содержательном плане должен быть направлен на решение воспитательных задач. Логику описания ситуации мы выстраиваем с опорой на разработки коллег в области компетентностного подхода из Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [6].

Проблемы с самостоятельностью студентов-заочников выявляются уже на первых этапах работы с кейсом. Если мы намерены формировать учебно-профессиональную самостоятельность, работая над умением студентов переводить ситуацию в задачу, очень важно понимать, как студенты справляются с этим в практической деятельности, поскольку большинство из них уже работающие педагоги, и как они могут описать («оречевить») эту деятельность. При этом студентам также предлагались примеры готовых кейсов, прописанных по подобному шаблону [2]. Тем не менее, результаты заставляют задуматься. Только 25% сту-

дентов смогли описать свою ситуацию в соответствии с шаблоном. Явно из этого факта напрашивается вывод о том, что многие студенты и педагоги не умеют выполнять работу по образцу. Серьезные затруднения возникают у обучающихся с соотнесением информации и компонентов шаблона. Возникает большая путаница при формулировке ключевого задания и заданий, приводящих к решению. Многие студенты путают контекст ситуации и возможные варианты решения. Некоторые студенты вставляют описание контекста даже в цели педагогов. При определении заданий, приводящих к решению и возможных путей решения профессиональной задачи, никто из студентов не взял за основу структуру и содержание деятельности субъектов, хотя психологические дисциплины уже изучены ранее.

Безусловно, выводы о причинах полученных результатов необходимо делать не только в отношении студентов, которые приходят обучаться на педагогические направления, но и по отношению к разумности экономии времени, отводимого на аудиторные занятия с обучающимися. Сегодняшняя ситуация с учебными планами объективно не позволяет отрабатывать умения и формировать навыки, являющиеся основой педагогических компетенций будущих педагогов. Без достаточного объема учебно-практической деятельности в подготовке студентов невозможно сформировать в сознании обучающихся детальный психический образ предстоящей деятельности, в том числе деятельности по переводу ситуации в профессиональную задачу. Нужно отрабатывать со студентами каждый шаг этого процесса. И эффективными средствами в этом направлении являются педагогические кейсы.

Под педагогическим кейсом мы понимаем детально прописанную ситуацию, возможную или имеющую место в образовательном процессе при взаимодействии в системах «педагог - ученик», «педагог - родитель», «педагог - администратор», включающую в полном варианте описание обобщенной проблемы, целей субъектов решения задачи, ключевого задания, контекста ситуации, заданий, приводящих к решению, теоретической информации, помогающей найти правильный вариант решения, возможных вариантов выхода из ситуации.

составе, неполном, не приведены вообще.

7. Указание на теоретическую базу решения задачи (она либо указывается, либо её необходимо выбрать самому обучающемуся). При этом, в условие задачи включается только та информация, от содержания которой зависит вариант решения задачи.

8. Возможные варианты решения задачи и их оценка педагогом с точки зрения проявления духовно-нравственных качеств личности.

Шаблон описания ситуации включает следующие компоненты.

Разработчик_

На кого ориентирован кейс (возраст обучающихся, учебное заведение, характеристики группы и

т.п.)_

Название кейса

1. Обобщенная формулировка задачи — описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановка

вопроса

Современная ситуация в обществе (можно описать подробнее) и нормативные документы Российской Федерации (можноуказать конкретно) актуализируют задачу формирования духовно-нравственных ценностей и качеств личности гражданина нашей страны.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в перечне базовых

национальных ценностей обозначена такая ценность, как_. Формирование данной ценности у подрастающего

поколения связано со становлением и развитием таких личностных качеств, как_.

Соответственно, перед педагогом ставится задача формирования данных качеств у своих обучающихся.

2. Цель деятельности педагога: способствовать формированию_, как духовно-нравственного качества

личности (кого?)_, оценить наличие, уровень проявления духовно-нравственного качества_у обучающихся.

3. Цель деятельности обучающихся: найти и сформулировать решение проблемы, обозначенной в ситуации (или: выделить проблему и найти ее решение), аргументировать, доказать свое мнение относительно данной ситуации и поведения ее участников, смоделировать свое поведение в подобной ситуации.

4. Ключевое задание, в котором обозначен «продукт» решения задачи (Что требуется представить, как результат

решения)

Внимательно ознакомьтесь с контекстом задачи и опишите логику действий обучающегося, соответствующую проявлению духовно-нравственного качества личности_

5. Контекст решения задачи — имеющиеся условия (характеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т.д.). Можно обучающимся предложить самим выявить контекст предложенной задачи в реальной жизни и решить задачу с учетом этого контекста.

Контекст (условие) задачи может включать следующую информацию.

- Исходные данные о ситуации (Где возникла задача? Что за люди, являющиеся источниками задачи? В чём затруднение, что не устраивает, что за ситуация сложилась? и т.п.)

- Характеристику имеющихся ресурсов для решения задачи (кадровых, материально-технических, финансовых, научно-методических, временных, информационных, психологических, организационно-управленческих).

6. Задания, которые приведут к решению (к «продукту»). Они могут быть приведены в полном

При поиске вариантов решения задачи, заложенной в кейсе, мы опираемся на структуру и содержание деятельности, которая является универсальной, и относится к любому виду То есть решением задачи является описание таких этапов деятельности, как ориентировка, планирование, исполнение, контроль, оценка, коррекция, рефлексия, с учетом все компонентов деятельности: цели, предмета, методов, средств, действий и операций, продукта, результата. Оперирование данными категориями при решении кейса позволяет студентам вырабатывать осознанное отношение к своей профессиональной деятельности, к каждому акту педагогического взаимодействия как важному для формирования собственного профессионального опыта и жизненного опыта своих учеников.

Работа с кейсами в представленной выше логике позволяет даже в короткие сроки, которыми характеризуется заочное обучение, добиваться лучших результатов. По итогам работы с группами заочников видно, что осознанное отношение к составлению и решению педагогических кейсов демонстрировали уже более 80% обучающихся.

Библиографический список

Таким образом, проведенные теоретический анализ и практическая работа позволяют заключить, что погрузить студентов в ситуации, близкие к профессиональным, помогают педагогические кейсы. Работая над решением или созданием кейса, студенты формируют учебно-профессиональную самостоятельность, то есть способность самостоятельно осваивать профессию как в период обучения, так и после его завершения.

Научная новизна статьи определяется выявлением основных подходов к работе с педагогическими кейсами на основе универсальной структуры и содержания деятельности. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значении педагогических кейсов для формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов. Практическая значимость - в определении формы представления описания и решения кейсов на основе компетентностного и деятельностного подходов.

1. Бейзеров В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2019.

2. Голубчикова М.Г., Харченко С.А. Кейс-технологии в профессиональной подготовке педагога: учебное пособие. Иркутск: ИГУ, 2012.

3. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Кейс-конспект как средство оценки методической компетентности студентов педагогических вузов и учителей начальных классов. Образование и наука. 2018; № 9: 158 - 182.

4. Емельянова И.Н. Исследовательский кейс: учебно-методическое пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2020.

5. Коломиец О.М. Развитие педагогической деятельности преподавателя на основе кейс-технологии. Педагогика и психология образования. 2014; № 2: 64 - 69.

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллекция монографий. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

7. Маслова Ю.А. Методический потенциал кейс-технологии для подготовки магистра педагогического образования. Научное мнение. 2016; № 3: 83 - 86.

8. Патрушева И.В. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза с использованием кейс-метода. Педагогическое образование в России. 2015; № 8: 19 - 23.

9. Поздеева С.И., Шварева О.В. Формирование педагогической компетентности бакалавров в процессе прохождения учебной практики с применением кейс-метода. Инновации в непрерывном образовании. 2012; № 5: 78 - 83.

10. Шварева О.В. Современные педагогические технологии: кейс-метод: учебно-методическое пособие. Томск: ТГПУ 2019.

References

1. Bejzerov V.A. 105 kejsovpopedagogike. Pedagogicheskiezadachiisituacii: uchebnoe posobie. Moskva: FLINTA, 2019.

2. Golubchikova M.G., Harchenko S.A. Kejs-tehnologii vprofessional'nojpodgotovkepedagoga: uchebnoe posobie. Irkutsk: IGU, 2012.

3. Demeneva N.N., Kolesova O.V. Kejs-konspekt kak sredstvo ocenki metodicheskoj kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej nachal'nyh klassov. Obrazovanie i nauka. 2018; № 9: 158 - 182.

4. Emel'yanova I.N. Issledovatel'skijkejs: uchebno-metodicheskoe posobie. Tyumen': TyumGU, 2020.

5. Kolomiec O.M. Razvitie pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya na osnove kejs-tehnologii. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2014; № 2: 64 - 69.

6. Kompetentnostnyjpodhod vpedagogicheskom obrazovanii: kollekciya monografij. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2005.

7. Maslova Yu.A. Metodicheskij potencial kejs-tehnologii dlya podgotovki magistra pedagogicheskogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2016; № 3: 83 - 86.

8. Patrusheva I.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov pedagogicheskogo vuza s ispol'zovaniem kejs-metoda. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 8: 19 - 23.

9. Pozdeeva S.I., Shvareva O.V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti bakalavrov v processe prohozhdeniya uchebnoj praktiki s primeneniem kejs-metoda. Innovacii v nepreryvnom obrazovanii. 2012; № 5: 78 - 83.

10. Shvareva O.V. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii: kejs-metod: uchebno-metodicheskoe posobie. Tomsk: TGPU, 2019.

Статья поступила в редакцию 08.10.21

УДК 37.035

Dedyukhina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Woodwind Instruments, Gnessin Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: dedyukhina@mail.ru

TRAINING OF FLUTIST-STUDENTS PERFORMING INTERPRETATION OF MUSICAL WORKS TAKING INTO ACCOUNT THEIR STYLISTIC FEATURES (THE CASE STUDY OF THE PIECE BY E. BOZZA "AGRESTIDE" FOR FLUTE AND PIANO OP.44). In this article, an attempt is made to consider the stylistic features of one of the most popular compositions for flute by E. Bozza "Agrestide". The author does not limit himself to the usual theoretical analysis of musical material, but considers stylistic features as the subject of the flutist's performing interpretation, indicating his most important tasks of technical and artistic plans. The article shows that the musical work "Agrestide" for flute and piano contains sections actually written in different styles: impressionist, imitation of the Baroque style, romantic. The complexity of the flutist's performing work is due to the fact that it is absolutely necessary for him to teach this work in sections, differentially approaching the sets of expressive means used in each of them, but at the same time he must form an idea of this work as a holistic, having a single dramaturgy and figurative system and implement this in his interpretation. This is a very difficult task that the student often cannot cope with on his own. In this regard, there is a problem of illumination in the methodical works of the principles of the performer's work on the style of a musical work. This article contributes to the solution of this problem.

Key words: Eugene Bozza, Agrestide, style features, impressionism, flute.

О.В. Дедюхина, кан. пед. наук, ст. преп., РАМ имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: dedyukhina@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ФЛЕЙТИСТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С УЧЁТОМ ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ Э. БОЗЗА «АГРЕСТИД» ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И ФОРТЕПИАНО ОР.44)

В данной статье предпринимается попытка рассмотрения стилевых особенностей одного из самых популярных сочинений для флейты Э. Бозза «Агре-стид». Автор не ограничивается обычным теоретическим анализом музыкального материала, но рассматривает стилевые особенности как предмет исполнительской интерпретации флейтиста, указывая наиболее важные его задачи технического и художественного планов. Сложность исполнительской работы флейтиста обусловлена тем, что ему совершенно необходимо учить это произведение по разделам, дифференцированно подходя к используемым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.