Научная статья на тему 'ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ'

ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / социализация / активные методы / подросток / communication / socialization / active methods / teenager

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.С. Джабагова

В статье рассматривается проблема использования общения как одного из факторов социализации учащихся подросткового возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается сущность основных понятий исследуемой проблемы. Автором обоснована необходимость использования активных методов (тренинги, диспуты, дебаты, решение ситуаций) в развитии коммуникативных качеств подростков для активизации межличностного взаимодействия и накопления коммуникативного опыта учащихся. Дана краткая характеристика особенностей подросткового возраста. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что общение для учащихся подросткового возраста является одним из факторов вхождения в социальное общество и приобщения к окружающей действительности. Материалы статьи можно использовать в практической деятельности педагогов с целью расширения и углубления процесса социализации учащихся в целенаправленно организованных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.С. Джабагова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

The article deals with a problem of using communication as one of the factors of socialization of adolescent students. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the basic concepts of the problem under study is revealed. The author substantiates the need to use active methods (trainings, debates, debates, solving situations) in the development of communicative qualities of adolescents to activate interpersonal interaction and accumulation of students’ communicative experience. A brief description of features of adolescence is given. The presented material allows to conclude that communication for adolescent students is one of the factors of entering social society and familiarization with the surrounding reality. The materials of the article can be used in the practical activities of teachers in order to expand and deepen the process of socialization of students in purposefully organized conditions.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Третий момент - ритм. Произведение обладает очень сложными ритмическими рисунками и в партии фортепиано, и в партии флейты. Использование приема шЬаЬ в тех эпизодах, где это неуместно (то есть эпизодах, где нет специальных указаний), также относится к числу наиболее распространенных ошибок. Ритмические «вольности» тут же снижают выразительность образного содержания: и побочная, и заключительная темы построены на очень острых ритмах, контрастных по отношению друг к другу. Чисто техническая работа в сочинении должна быть, с нашей точки зрения, сосредоточена на совершенствовании исполнительского дыхания и штрихов. Опёртое дыхание смешанного типа здесь является главным фактором контроля тембра и динамики.

Работа над «Песней Линоса» А. Жоливе предполагает, прежде всего, анализ формы и драматургии и определение основных тематических элементов повествования. Именно эта работа является «ключом» к пониманию стиля композитора. Концентрация флейтиста с момента знакомства с нотным текстом на виртуозной технике игры без такого анализа не имеет смысла, поскольку без него

Библиографический список

невозможно понять, например, где флейта используется как типичный мелодический голос, а где - как сонорный эффект.

Научная новизна исследования определяется тем, что определены пути исполнительской интерпретации «Песни Линоса» для флейты и фортепиано А. Жоливе и предложены методические рекомендации по работе над этим сочинением.

Теоретическая значимость статьи определяется её вкладом в методику обучения игре на флейте в разделах, посвящённых методике работы над исполнительской интерпретацией на примере «Песни Линоса» для флейты и фортепиано А. Жоливе

Практическая значимость статьи заключается в том, что принцип обнаружения путей исполнительской интерпретации, представленный нами в статье, характерен не только для этого и других произведений А. Жоливе, но и в целом для значительной части оригинального репертуара для флейты, созданного в ХХ-ХХ1 в.

1. Даутбаева А. Философские и эстетические взгляды А. Жоливе в его циклах для флейты соло. Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам XI Международной студенческой научно-практической конференции. 2016; Т. 8 (11). Available at: https://sibac.info/archive/ meghdis/8(11).pdf

2. Должиков Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте. Вопросы музыкальной педагогики: сборник статей. Москва, 1991; Выпуск 10: 29 - 41.

3. Зенкин К. Андре Жоливе. Сайт «Belcanto. ru. Available at: https://www.belcanto.ru/jolivet.html

4. Меньшенина Е. Неизвестное творчество известного композитора А. Жоливе. Музыкальная академия. 2012; № 4: 178 - 181.

5. Мутузкин И. Экспериментальная флейта в музыке ХХ века (на примере произведений зарубежных композиторов для флейты соло). Диссертация ... кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2009.

References

1. Dautbaeva A. Filosofskie i 'esteticheskie vzglyady A. Zholive v ego ciklah dlya flejty solo. Nauchnoe soobschestvo studentov. Mezhdisciplinarnye issledovaniya: sbornik statej po materialam XI Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016; T. 8 (11). Available at: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf

2. Dolzhikov Yu. Artikulyaciya i shtrihi pri igre na flejte. Voprosy muzykal'noj pedagogiki: sbornik statej. Moskva, 1991; Vypusk 10: 29 - 41.

3. Zenkin K. Andre Zholive. Sajt «Belcanto. ru. Available at: https://www.belcanto.ru/jolivet.html

4. Men'shenina E. Neizvestnoe tvorchestvo izvestnogo kompozitora A. Zholive. Muzykal'naya akademiya. 2012; № 4: 178 - 181.

5. Mutuzkin I. 'Eksperimental'naya flejta v muzyke ХХ veka (na primereproizvedenijzarubezhnyh kompozitorov dlya flejty solo). Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Nizhnij Novgorod, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.11.21

УДК 37.013

Dzhabagova S.S., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: seda-95-chr@mail.ru

COMMUNICATION AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF STUDENTS. The article deals with a problem of using communication as one of the factors of socialization of adolescent students. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the basic concepts of the problem under study is revealed. The author substantiates the need to use active methods (trainings, debates, debates, solving situations) in the development of communicative qualities of adolescents to activate interpersonal interaction and accumulation of students' communicative experience. A brief description of features of adolescence is given. The presented material allows to conclude that communication for adolescent students is one of the factors of entering social society and familiarization with the surrounding reality. The materials of the article can be used in the practical activities of teachers in order to expand and deepen the process of socialization of students in purposefully organized conditions.

Key words: communication, socialization, active methods, teenager.

С.С. Джабагова, соискатель, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: seda-95-chr@mail.ru

ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматривается проблема использования общения как одного из факторов социализации учащихся подросткового возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается сущность основных понятий исследуемой проблемы. Автором обоснована необходимость использования активных методов (тренинги, диспуты, дебаты, решение ситуаций) в развитии коммуникативных качеств подростков для активизации межличностного взаимодействия и накопления коммуникативного опыта учащихся. Дана краткая характеристика особенностей подросткового возраста. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что общение для учащихся подросткового возраста является одним из факторов вхождения в социальное общество и приобщения к окружающей действительности. Материалы статьи можно использовать в практической деятельности педагогов с целью расширения и углубления процесса социализации учащихся в целенаправленно организованных условиях.

Ключевые слова: общение, социализация, активные методы, подросток.

Изменение общественной жизни требует совершенствования человеческих отношений, развития культуры общения. Основой социализации детей в рамках общения является семья. В семье в процессе общения с родителями и родственниками дети усваивает традиционные морально-этические и нравственные правила поведения. Особую роль в социализации детей подросткового возраста играют группы сверстников, средства массовой информации, Интернет, школа, детская субкультура, общественные объединения и др. факторы. Современной школе необходимо учить детей жить вместе, воспитывать уважение к чужому мнению, стать базой для формирования нравственности. Общение означает необходимость понимать и чувствовать другого таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого. Чтобы понять другого, нужно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, т.е. вжиться в его мир. Вне общения человеческое общество немыслимо.

Анализ научной литературы [1-12] и личный опыт работы с детьми в образовательных организациях показывает, что общение играет важную роль в социализации учащихся. Поэтому обратимся к проблеме развития коммуникативных качеств личности и их роли в ее социализации. Таким образом, решение обозначенной проблемы по развитию социальной активности подростков и молодёжи выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель исследования: на основе анализа теории и практического опыта показать взаимообусловленность общения и социализации учащихся подросткового возраста в целенаправленно созданных условиях.

Задачи исследования заключаются в следующем: рассмотреть понятия «общение», «социализация», выделить их сущностную характеристику; обосновать значимость общения как одного из факторов социализации учащихся подросткового возраста; представить примеры использования активных методов,

способствующие позитивной социализации учащихся в специально организованных условиях.

Методика и организации исследования: анализ, обобщение теоретического и практического материала.

Процесс социализации учащихся подросткового возраста посредством общения осуществляется включением их в различные виды практико-ориен-тированной деятельности с использованием активных методов обучения, воспитания и развития, таких как тренинги, диспуты, дебаты, решение ситуаций. Учебное заведение должно стать «мастерской», где учащиеся стартуют, входя в современную общественную жизнь. В отечественных психолого-педагогических исследованиях (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, ГА. Цукерман и др.) представлены особенности подросткового возраста. Ученые подчеркивают, что подростковый возраст является активным временем установления межличностных контактов и общения в группах сверстников или в разновозрастных подростковых общностях. В этом возрасте формируется подростковая субкультура, способствующая накоплению опыта межличностного общения. В этот период их ведущей деятельностью является общение и приобретение навыков взаимодействия с окружающими людьми. Подростки стремятся раздвинуть границы содержательной составляющей общения с целью упрочения собственной личности в пределах желаемого социального положения. От успешного решения этой задачи во многом будет зависеть будущее благополучие и успешная позитивная социализация детей подросткового возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что социализация рассматривается как взаимодействие человека с обществом.

А.В. Мудрик считает социализацию процессом «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [5].

На социализацию человека влияют такие явления, как макро-, мезо-, микрофакторы. В данной статье рассматривается влияние общения как микрофактора на социализацию учащихся. В общении происходит освоение личностью социокультурных ценностей и её самореализация в процессе социального взаимодействия с другими людьми.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в социальном становлении учащихся ГМ. Андреева выделяет три сферы: деятельность, общение, самосознание. В контексте социализации общение рассматривается со стороны его расширения и углубления.

Л.И. Анцыферова отмечает, что «общение - одна из самых существенных побудительных сил личности, источник ее внутренней активности, лежащей в основе формирования наиболее значимых структур индивида» [3].

Б.Г Ананьев, подчеркивая особенность общения как деятельности, считает его способностью строить свои отношения с другими людьми. Построение таких отношений требует от людей не просто умозрительного знания нравственных истин, а всех душевных сил и способностей, ума, такта, спокойствия, воли и доброты» [2]. Для нашего исследования такая точка зрения на общение с позиции построения отношений является важной.

Таким образом, анализ исследований показывает, что общение является одним из важных социально-психологических явлений. Некоторые исследователи (В.А. Лабунская, Б.Д. Парыгин и др.) [4; 6] считают, что в современных условиях наблюдается снижение уровня коммуникабельности, рост напряженности и конфликтности среди людей из-за кризисных явлений в обществе.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что понятия «социализация» и «общение» взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому очень важно в процессе социализации личности обратить внимание на формирование определенных качеств личности ученика, в том числе толерантности. Важную роль в этом процессе играет общение. Оно позволяет значительно уменьшить конфликтность, а построение бесконфликтного взаимодействия может способствовать совершенствованию навыков общения и построению толерантных отношений [1].

В то же время необходимо, чтобы уровень развития коммуникативной компетентности педагога [11; 12] соответствовал поставленным образовательным задачам. Только в этом случае процесс социализации учащихся средствами общения будет протекать успешно.

Социализацию учащихся в образовательном процессе можно активизировать, используя деятельные методы обучения: деловая, ролевая игры, дискуссии, диспуты, работа в малых группах. Например, в общеобразовательных школах на уроках права происходит формирование (на теоретическом уровне) навыков межличностного общения, закладываются основы понимания прав человека. В процессе изучения курса «Основы правовых знаний» особое внимание уделяется анализу содержания Основного Закона (Конституции РФ). В практической части программы предусмотрены часы для решения ситуаций, основанных на конкретных примерах из жизни общества, школы. Подростки сами находят актуальные примеры и предлагают их для решения сверстникам. Ситуации анализируются с точки зрения соответствия нормам Конституции РФ.

Ситуация 1. Из средств массовой информации можно понять, что в нашей стране нарушаются права мигрантов. И вот к вам в класс прибыли два мальчика-мигранта, одного из них учитель решил посадить с тобой...

Ситуация 2. Твой друг демонстративно заявляет о своей принадлежности к скинхэдам...

Для решения ситуаций была организована работа в малых группах, которая способствует активизации процессов социализации учащихся, формирует умение слушать других, высказывать своё мнение, развивает коммуникативность.

При анализе указанных ситуаций в малых группах подростки стоят перед дилеммой, как разрешить ситуацию - с позиции товарищей по классу или с точки зрения соответствия статьям Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека и др., что более усложняет задачу и повышает правовую культуру подростков. Следует подчеркнуть, что в подобных ситуациях важная роль отводится предварительной разъяснительной работе педагога. Решение подобного рода ситуаций позволяет подросткам понять, увидеть, что каждый член школьного коллектива, независимо от национальности, вероисповедания имеет равные с другими права. Подростки повышают уровень правовой культуры, культуры общения и толерантности, учатся отстаивать свои права, получают знания об основополагающих правовых нормах и навыки использования возможностей правовой системы государства (правовая социализация).

Следующий метод, используемый нами в социализации через общение, -диспут. На учебных занятиях и во внеурочной деятельности организуются споры на разные темы, волнующие подростков. Ценность заключается в том, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Например, при организации внеклассного мероприятия «Как воспитать толерантность» можно обсудить такой юридический казус, как «Дело о фотографиях на паспорт РФ» [9].

Две 14-летние верующие девочки-мусульманки обратились в паспортный стол за получением паспортов. Однако им отказали в приеме документов, так как они сфотографировались в платках, которые они всегда носили по правилам своей религии. Начальник паспортного стола разъяснил им требование статьи 5 Федерального закона РФ «О паспорте»: «Для получения паспорта необходимо предоставить две фотографии анфас, с четким изображением лица без головного убора». Тогда родители этих девочек обратились в Конституционный суд РФ с просьбой признать неконституционным эту статью закона. В своем заявлении они утверждали, что она противоречит ст. 28 Конституции РФ и нарушает их право на свободу вероисповедания, так как ислам разрешает женщинам показывать посторонним только овал лица и кисти рук.

Поэтапное решение казуса и анализ положений Конституции РФ и других документов, регулирующих права и обязанности человека, позволили учащимся сделать следующие выводы:

- каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным образом в богослужении, учении и выполнение религиозных и ритуальных порядков;

- свобода исповедовать религию или придерживаться убеждений подлежит лишь ограничениям, установленным законом в демократическом государстве в интересах общественного спокойствия, для охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Одной из форм внеклассной работы по позитивной социализации учащихся является тренинг. Например, «Учимся толерантности» [8]. Различные упражнения в рамках тренинга способствуют уменьшению межличностных, этнических и религиозных разногласий; снижению уровня конфликтного и агрессивного поведения учащихся. Такие упражнения положительно влияют на повышение уровня культуры общения и принятие другого; развитие позитивной мировоззренческой установки по отношению к людям, представляющим другие культурные системы (этнические и религиозные), эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания.

В условиях поликультурного региона источником взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности является общение. На фоне благоприятного психологического климата, доверия между педагогами и учащимися, на основе принципа диалога развитие коммуникативных качеств учащихся в образовательном процессе носит нравственный характер и способствует положительной социализации подрастающего поколения в целенаправленно создаваемых условиях.

Научная новизна статьи определяется выявлением роли общения в социализации учащихся подросткового возраста.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания об эффективности использования активных методов для развития коммуникативных качеств у подростков.

Практическая значимость заключается в том, что представленный в статье материал можно использовать в практической деятельности педагогов с целью расширения и углубления процесса социализации учащихся в целенаправленно организованных условиях.

Библиографический список

1. Абдуразакова Д.М. Поликультурное воспитание молодежи в образовательных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2G18; № 5 (72): 136 - 138.

2. Абдуразакова Д.М., Курбанова Л.У. Педагогическое сопровождение воспитания толерантности учащихся с использованием инновационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2G2G; № 6 (85): 349 - 35G.

3. Абдуразакова Д.М., Одаева Э.С. Саморазвитие учащихся подросткового возраста: проблемы и опыт. Проблемы современного педагогического образования. 2G2G; № 69-4: 1G - 13.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Москва, 198G; Т. 2.

5. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. Вопросы психологии. Москва, 1978; № 1. Available at: /https:// www. livelib. ru/book

6. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2GG1.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. Москва: Академия, 2GGG.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. Санкт-Петербург: ИГУП, 1999.

9. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Санкт-Петербург, 2GGG. 1G. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. Москва: Ось-89, 2GG4.

11. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности. Челябинск, 2GG8.

12. Шумилова Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Педагогическое образование в России. 2G1G; № 3: 31 - 36.

References

1. Abdurazakova D.M. Polikul'turnoe vospitanie molodezhi v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2G18; № 5 (72): 136 - 138.

2. Abdurazakova D.M., Kurbanova L.U. Pedagogicheskoe soprovozhdenie vospitaniya tolerantnosti uchaschihsya s ispol'zovaniem innovacionnyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2G2G; № 6 (85): 349 - 35G.

3. Abdurazakova D.M., Odaeva 'E.S. Samorazvitie uchaschihsya podrostkovogo vozrasta: problemy i opyt. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2G2G; № 69-4: 1G - 13.

4. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2 t. Moskva, 198G; T. 2.

5. Ancyferova L.I. Nekotorye teoreticheskie problemy psihologii lichnosti. Voprosypsihologii. Moskva, 1978; № 1. Available at: /https:// www. livelib. ru/book

6. Labunskaya V.A. Psihologiya zatrudnennogo obscheniya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrekciya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2GG1.

7. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: Akademiya, 2GGG.

8. Parygin B.D. Social'nayapsihologiya. Problemy metodologii, istoriiiteorii. Sankt-Peterburg: IGUP, 1999.

9. Pron'kin V.N., Gutnikov A.B. Zhivoepravo. Zanimatel'naya 'enciklopediya prakticheskogoprava. Sankt-Peterburg, 2GGG. 1G. Schekoldina S.D. Trening tolerantnosti. Moskva: Os'-89, 2GG4.

11. Shumilova E.A. Osnovy social'no-kommunikativnoj kompetentnosti. Chelyabinsk, 2GG8.

12. Shumilova E.A. Vozmozhnosti deyatel'nostnogo podhoda k issledovaniyu social'no-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2G1G; № 3: 31 - 36.

Статья поступила в редакцию 28.11.21

УДК 37.017.4

Dzhanzakova Sh.I, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department-Laboratory"Pedagogy, Atyrau University n.a. Khalel Dosmukhamedov

(Atyrau, Republic of Kazakhstan), E-mail: sholpan.dzhanzakova@mail.ru

Mutaliyeva D.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department-Laboratory"Pedagogy, Atyrau University n.a. Khalel Dosmukhamedov

(Atyrau, Republic of Kazakhstan), E-mail: rabigar1965@mail.ru

Murzasheva A.A., MA student (Pedagogy, Psychology), Atyrau University n.a. Khalel Dosmukhamedov (Atyrau, Republic of Kazakhstan),

E-mail: aida_bennington@mail.ru

ETHNOCULTURAL TRADITIONS OF THE KAZAKH FAMILY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND THE YOUNGER GENERATION. In the aspect of the ethnopedagogical views of G.N. Volkov, the idea of spiritual and moral enrichment of the individual with the means of folk wisdom in the conditions of the modern Kazakh family is systematized. The article analyzes his ideas on upbringing of an ethnocultural spiritual and moral personality in a family, where parental love and their personal example stimulate manifestations of affection and adherence to ethnocultural traditions. The article presents ideas of the best family traditions and customs of the Kazakh people and their application in the spiritual and moral education of children and the younger generation. The following is traced: how and what value is the observance by adult family members of traditions, which are an example for the younger generation to follow; how, with the purposeful influence of the example of adults, ideas about human values are reflected in the minds and behavior of children and skills are acquired on their basis.

Key words: ethnocultural tradition, folk wisdom, ethnocultural personality, family educational process, spiritual and moral education, love and example of adults.

Ш.И. Джанзакова, д-р пед. наук, проф., Атыраускийуниверситет имениХалела Досмухамедова, г. Атырау, E-mail: sholpan.dzhanzakova@mail.ru

Д.Р. Муталиева, канд. пед. наук, ассоц. проф., Атырауский университета имени Халела Досмухамедова, г. Атырау, E-mail: rabigar1965@mail.ru

А.А. Мурзашееа, магистрант, Атырауский университет имени Халела Досмухамедова, г. Атырау, E-mail: aida_bennington@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОЙ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В аспекте этнопедагогических взглядов ученого ПН. Волкова систематизируется идея духовно-нравственного обогащения личности средствами народной мудрости в условиях современной казахской семьи. В статье говорится о воспитании этнокультурной духовно-нравственной личности в семье, где родительская любовь и личный пример родителей стимулируют проявление привязанности и следование этнокультурным традициям. В статье представлены идеи лучших семейных традиций и обычаев казахского народа и их применение в духовно-нравственном воспитании детей и подрастающего поколения. Прослеживаются следующие факторы: как и какое значение имеет соблюдение взрослыми членами семьи традиций, являющихся примером для подражания младшим поколениям; как при целенаправленном воздействии примера взрослых отражаются представления о человеческих ценностях в сознании и поведении детей и на их основе приобретаются навыки.

Ключевые слова: этнокультурная традиция, народная мудрость, этнокультурная личность, воспитательный процесс семьи, духовно-нравственное воспитание, любовь и пример взрослых.

Работа была представлена на научно-практической конференции «Сохранение духовно-нравственного здоровья народов РФ на основе этнопеда-гогической пансофии академика Г.Н. Волкова» и была рекомендована к публикации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.