Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политехническое образование / личность / экономическое развитие / физика / техника / современное производство / методы обучения / polytechnic education / personality / economic development / physics / technics / modern production / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. Имашев, Б.У. Куанбаева, А.А. Тумышева, Ж. Салыкбаева

Данная статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование политехнической подготовки школьников в условиях социально-экономического развития общества. В представленной работе охарактеризована роль политехнического образования в условиях современного производства при изучении физики в средней школе. В статье раскрывается политехническое образование как один из путей всестороннего развития личности школьников. Доказана целесообразность модернизации политехнического образования старшеклассников в процессе обучения физике в соответствии с задачами экономического развития страны в условиях современного производства. В работе раскрыты некоторые особенности организации политехнического образования в процессе обучения физике в современной средней школе. Рассматриваются материалы научного проекта, выполненные в НАО «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. Имашев, Б.У. Куанбаева, А.А. Тумышева, Ж. Салыкбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE POLYTECHNIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article is dedicated to consideration of such an urgent problem as improving polytechnic training of schoolchildren in the context of the socio-economic development of society. The presented work describes the role of polytechnic education in the conditions of modern production in the study of physics in secondary school. The article reveals polytechnic education as one of the ways of all-round development of the personality of schoolchildren. The expediency of modernizing the polytechnic education of high school students in the process of teaching physics in accordance with the tasks of the country’s economic development in the conditions of modern production has been proved. The work reveals some features of organization of polytechnic education in the process of teaching physics in a modern secondary school. The article discusses materials of a scientific project, carried out at the NAO Atyrau University named after Kh. Dosmukhamedov.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

- Рот закрыт Язык толкает то правую щеку, то леву

- Рот закрыт Набирается воздух. Дети перемещают воздух от одной щеки к другой.

- Губы вытянуты в хоботок. Хоботок «смотрит» вправо - влево, вверх -вниз, вращается по кругу.

- Губы вытягиваются рупором. Произносится [ш].

- Рот закрыт. Дети собирают пальцами верхнюю губу в гармошку, нижнюю

губу.

- Рот закрыт Кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка выгибается.

- Губи в улыбке. Рот приоткрыт Кончиком языка дотянуться до верхней губы, до нижней губы.

- Рот закрыт Кончиком языка осуществлять вращательные движения по наружной поверхности передних зубов.

- Педагог на ухо каждому ребенку называет животное, которое он будет озвучивать. Педагог прикасается («играет на пианино») к головам детей, а они воспроизводят звукоподражание.

- Педагог читает стихотворный текст Когда он называет слово «колокольчик», дети воспроизводят «динь-динь».

- Дети распределяются по ролям. Педагог читает сказку. Когда он называет кого-либо героя, тот ребенок, который выполняет эту роль, воспроизводит соответствующее звукоподражание.

Таким образом, общее недоразвитие речи первого уровня характеризует старшего дошкольника не только как ребенка с низким уровнем вербализации,

но и как ребенка с отставанием невербальных показателей психической сферы. Это раскрывается в следующих позициях:

1. Старший дошкольный возраст - этап детства, отличающийся становлением произвольности психических функций посредством исследования окружающего мира. При установленном общем недоразвитии речи первого уровня старший дошкольник теряет одно из средств познания и исследования - речь, тем самым теряется его познавательный интерес, так как речь - доминирующее орудие познания. Так во всех сферах деятельности ребенок становится малоактивным.

2. Отсутствие активности (познавательной, моторной, речевой) ограничивает умственное развитие ребенка, а также его духовное совершенствование, которое раскрывается в эмоционально-волевой сфере дошкольника. Невозможность исследовать мир «коммуникативно» (как сверстники) сводит эмоции ребенка к критическому самооцениванию себя. Оказываясь в ситуации неуспеха, дошкольник защищается отказом от любой деятельности.

3. Негативизм, беспокойство, робость, апатия - негативные эмоциональные проявления старшего дошкольника при ОНР I уровня, находящего собственный речевой недостаток и критически оценивающего свою личность. Это оказывает отрицательное влияние на становление регулятивных (волевых) процессов дошкольника, соответственно, тормозит интеллектуальное, физическое, эстетическое, социально-коммуникативное развитие ребенка и «повреждает» целостность личностной сферы старшего дошкольника. В результате этого «сломанной» оказывается основа для предстоящей подготовки ребенка к школьному обучению.

Библиографический список

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. Москва: Айрис-пресс, 2008.

2. Астаева А.В., Воронкова Д.И., Королева М.Б. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи. Психология. Психофизиология: научный журнал. 2010; Т. 2: 82 - 85. Available at: https://cyberleninka.ru/artide/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi

3. Шашкина Г.Р, Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003.

4. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи. Современное дошкольное образование. Теория и практика: научно-практический электронный журнал. 2017; № 2: 38 - 43. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi/viewer

References

1. Filicheva T.B., Chirkina G.V. Ustranenie obschego nedorazvitiya rechi u detejdoshkol'nogo vozrasta: prakticheskoe posobie. Moskva: Ajris-press, 2008.

2. Astaeva A.V., Voronkova D.I., Koroleva M.B. Nejropsihologicheskij analiz razvitiya vysshih psihicheskih funkcij u detej v norme i s obschim nedorazvitiem rechi. Psihologiya. Psihofiziologiya: nauchnyj zhurnal. 2010; T. 2: 82 - 85. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi

3. Shashkina G.R., Zernova L.P., Zimina I.A. Logopedicheskaya rabota s doshkol'nikami: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.

4. Arhipova E.F. Esli u rebenka obschee nedorazvitie rechi. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika: nauchno-prakticheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; № 2: 38 - 43. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi/viewer

Статья поступила в редакцию 25.04.21

УДК 372.853

Imashev G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: 77gz5ag@mail.ru Kuanbayeva B.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: bayan_kuanbaeva@mail.ru

Tumysheva A.A., magistrate, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: anar_ta86@mail.ru Salykbayeva Zh., magistrate, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: jsk_88@mail.ru

IMPROVING THE POLYTECHNIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY. The

article is dedicated to consideration of such an urgent problem as improving polytechnic training of schoolchildren in the context of the socio-economic development of society. The presented work describes the role of polytechnic education in the conditions of modern production in the study of physics in secondary school. The article reveals polytechnic education as one of the ways of all-round development of the personality of schoolchildren. The expediency of modernizing the polytechnic education of high school students in the process of teaching physics in accordance with the tasks of the country's economic development in the conditions of modern production has been proved. The work reveals some features of organization of polytechnic education in the process of teaching physics in a modern secondary school. The article discusses materials of a scientific project, carried out at the NAO Atyrau University named after Kh. Dosmukhamedov. Key words: polytechnic education, personality, economic development, physics, technics, modern production, teaching methods.

Г. Имашев, д-р пед. наук, проф., НАО «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова», г. Атырау, Е-mail: 77gz5ag@mail.ru Б.У. Куанбаева, канд. пед. наук, доц., НАО «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова», г. Атырау, E-mail: bayan_kuanbaeva@mail.ru А.А. Тумышева, магистр, нАо «Атырауский университет имени Досмухамедова», г. Атырау, E-mail: anar_ta86@mail.ru Ж. Салыкбаева, магистр, НАО «Атыраускийуниверситет имениХ. Досмухамедова», г. Атырау, E-mail: jsk_88@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Данная статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование политехнической подготовки школьников в условиях социально-экономического развития общества. В представленной работе охарактеризована роль политехнического образования в условиях современного производства при изучении физики в средней школе. В статье раскрывается политехническое образование как один из путей всестороннего развития лично-

сти школьников. Доказана целесообразность модернизации политехнического образования старшеклассников в процессе обучения физике в соответствии с задачами экономического развития страны в условиях современного производства. В работе раскрыты некоторые особенности организации политехнического образования в процессе обучения физике в современной средней школе. Рассматриваются материалы научного проекта, выполненные в НАО «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова».

Ключевые слова: политехническое образование, личность, экономическое развитие, физика, техника, современное производство, методы обучения.

Развитие общества неразрывно связано с развитием образования, которое на разных этапах определялось специфическими формами, средствами и моделями отношений между учителем и учеником и шире - между носителями знаний и их пользователями. Одна из важнейших целей современного образования состоит в том, чтобы своевременно подготовить людей, которые несут с собой стремительно приближающееся будущее, к новым условиям жизни. Экономическое развитие нашей страны зависит от кадрового потенциала, который, в свою очередь, должен соответствовать требованиям государства и общества. Запросы жизни диктуют необходимость изучать производственные вопросы на новом качественном уровне. В работе раскрыто социальное и экономическое значение современных научных достижений в формировании всесторонне развитой личности [1]. Политехническое образование как неотъемлемая сторона воспитания всесторонне подготовленной личности обусловлено не только развитием техники, но и общественными условиями деятельности человека. Реализация задач в многоуровневой системе политехнической подготовки предусматривает определение педагогической задачи, т.е. постановку целей и отбор учебного содержания адекватно перспективам социально-экономического и научно-технического развития обновляющегося общества. Это означает, что школьники должны быть ознакомлены с главными направлениями научно-технического и организационного обновления производств, с экономическими аспектами производства, с вопросами повышения качества продукции, производительности труда, сбережения природных ресурсов, комплексного использования сырья, т.е. с основными путями интенсификации производств.Проблема политехнической подготовки учащихся школ относится к числу проблем, актуальность которых определяется социально-экономическими изменениями в обществе, и в современных условиях усиливается влиянием следующих факторов: технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что от работника теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эта подготовка должна начинаться еще в школе, все выпускники должны обладать соответствующими личностными качествами, ориентироваться в современном техническом мире и иметь представления об основах и физических принципах современной техники и технологий и их влиянии на окружающую среду. В работе рассмотрены социально-экономические и педагогические основы совершенствования политехнической подготовки учащихся в средней общеобразовательной школе [1; 2].

К настоящему времени разработаны важные дидактические и методические рекомендации по вопросу политехнической подготовки школьников и осуществления принципов политехнизма в процессе обучения учащихся физике. Они нашли свое отражение в трудах ученых П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, А. И. Бугаева, В.Г. Зубова, А.Т. Глазунова, В.А. Полякова, В.Г Разумовского, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой, С.Я. Шамаша, Е.Д. Щукина, Д.А. Эпштейна и других. Ими были определены социально-экономические аспекты совершенствования политехнического образования школьников в условиях современного производства [2]. Анализ практики показывает, что мы недооцениваем экономический эффект, который может дать повышение уровня политехнической подготовки школьников и учащихся средних школ. Если учесть, что такая подготовка предусматривает усвоение научных основ современной техники, методов использования знаний в ней, то станет понятным социально-экономическое значение политехнического образования.

Одной из главных целей намечаемых преобразований в образовании является удовлетворение запросов как общества в целом, так и отдельной личности с учетом ее индивидуальных особенностей и способностей, а также обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования. Цель работы - совершенствование политехнической подготовки школьников в условиях социально-экономического развития общества на современном этапе производства. Цели и задачи политехнического образования обусловлены социально-экономическим развитием общества. Ведущая идея исследования: политехническая подготовка школьников в процессе изучения физики должна повысить качество и эффективность обучения в средней школе в соответствии с уровнем развития современной техники. Техническая насыщенность труда и его интеллектуальное содержание требуют не только высокого уровня общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки рабочего, но и систематического повышения этого уровня в соответствии с объективными переменами в технике и технологии производства [3; 4].

Научная новизна работы состоит в следующем: определены социально-экономические и педагогические принципы моделирования организационных форм и методов, обеспечивающие эффективность политехнического обучения в условиях современного производства; раскрыто социальное и экономическое значение политехнического образования при формировании всестороннего развития личности на современном этапе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-педагогических путей и средств оптимизации политехнического обучения в условиях дальнейшего экономического и социального развития нашей страны; в подготовке и опубликовании монографии «Инновационный аспект политехнического образования»; во внедрении методических рекомендаций по совершенствованию политехнической подготовки учащихся при изучении физики. Социально-экономические преобразования в обществе, происходящие в настоящее время, поставили каждого человека в достаточно жесткие условия, когда приходится не столько переосмысливать, психологически адаптироваться к условиям рынка, сколько искать внутренние резервы, возможности для реализации имеющихся знаний, умений, приобретенного опыта. Знания учащихся о производствах должны включать основные положения о стратегической линии государства и правительства на ускорение социально-экономического развития нашей страны [4]. Экономическое развитие страны во многом обусловлено уровнем подготовки молодежи, способной в будущем обеспечить развитие науки и высокотехнологичного производства.

В работе были использованы материалы научного проекта, выполненные в НАО «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова». Особенность методов и организационных форм политехнического образования обусловлена сущностью политехнических знаний и умений. Они направлены на уяснение научных основ современной техники и технологии и формирование на этой базе практических умений. Методы и средства политехнического образования ведут к актуализации научных и производственно-технических знаний учащихся для раскрытия научных основ современного производства. Выбор методов политехнического образования может быть осуществлен в рамках общедидактических методов обучения. Так, реализация метода проблемного изложения предусматривает выяснение общих научных основ производства путем анализа конкретных объектов техники и технологических процессов, трудовой деятельности в сфере производства и т.д. Методы проблемного изложения, эвристический и исследовательский, развивая у школьников творческое мышление, входят в содержание политехнического образования. Использование эвристического и исследовательского методов достигает цели, если учитель систематически и целенаправленно готовит учащихся к работе на высоком уровне познавательной самостоятельности, формирует у них необходимые приемы и навыки творческой деятельности, развивает умения анализировать, сопоставлять, приводить строгое доказательство, обобщать, выдвигать предположения, применять имеющиеся знания в новых ситуациях. Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ научной, психолого-педагогической, методической, технической литературы по проблеме исследования; опросные методы; разработка и внедрение рекомендаций; обсуждение результатов работы на методических семинарах, научно-практических конференциях [4; 5].

- экспериментальные: анкетирование; беседа; педагогическое прогнозирование; наблюдение за процессом обучения; педагогический эксперимент.

При разработке методики, соответствующей задачам нашего исследования, нами были проанализированы научные труды и методические издания по осуществлению политехнического принципа обучения. Конечная цель политехнического образования - выработка качеств личности, позволяющих свободно ориентироваться во всей системе общественного производства. Политехническое образование школьников на современном этапе вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой личности [5; 6]. Такое развитие личности выступает не только как цель, но и как объективная закономерность развитого общества, как условие решения его социально-экономических задач. Социальное и экономическое значение политехнического образования раскрыто основоположниками теории обучения. П.Р Атутов отмечает, что первостепенное значение имели при этом три фактора, или три категории:

- экономическая - закон перемены труда, обусловленный революционной природой технического бизнеса крупной промышленности;

- научно-техническая - единые политехнические основы различных отраслей и производственных процессов;

- социальная - необходимость преодоления профессиональной односторонности с целью всестороннего развития личности [3; 7].

Всестороннее развитие личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими традициями общества и техническими достижениями человечества является первостепенной целью образования. Она и предопределяет основные направления модернизации образования, которая ориентирована не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личностной сущности ученика, его познавательных и созидательных способностей, его творческой самореализации на благо общества и свое личное благо. В.Г Разумовский утверждает, что ознакомление с основными направлениями научно-технического

прогресса в школе будет способствовать всестороннему развитию учащихся, поможет в выборе сферы дальнейшей трудовой деятельности. В настоящее время, когда вопросы формирования гармоничной личности и развития индивидуальных способностей школьников находятся в центре внимания педагогической науки, модернизация обучения приобретает особую актуальность. Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Это определяет необходимость политехнической подготовки учащихся, в области современного производства и инновационной технологий [4]. Необходимость осмысления проблемы политехнической подготовки учащихся школ на новом теоретико-методологическом уровне обусловлена изменением социально-экономических условий развития общества. Это предполагает и соответствующий рост теоретических знаний и практических умений, навыков, призванных обеспечить эффективное использование новейшей техники. В настоящее время повышаются требования к содержанию, методам, организационным формам трудовой, профессиональной подготовки учащихся. Они призваны активно участвовать в ускорении социально-экономического развития страны на базе научно-технического прогресса. Современный научно-технический и социальный прогресс вносит большие изменения во все сферы человеческой деятельности. Он требует дальнейшего повышения уровня культурно-технической подготовки работников различных отраслей народного хозяйства нашей страны. На основании научно-педагогического анализа теории и практики политехнического обучения в средней общеобразовательной школе показана необходимость усилить политехническую подготовку учащихся в процессе изучения основ главных направлений научно-технического прогресса на современном этапе. На уроках физики школьники знакомятся с важнейшими направлениями научно-технического прогресса, с принципами действия объектов современной техники, получают объяснение основ некоторых трудовых процессов, приобретают многие практические умения и навыки, необходимые для труда на производстве. Школьники знакомятся с важнейшими направлениями научно-технического прогресса, с принципами действия объектов современной техники, получают объяснение основ некоторых трудовых процессов, приобретают многие практические умения и навыки, необходимые для труда на производстве. Много внимания проблеме политехнического образования уделено в работах А.И. Бугаева [5], где подчеркивается, что для достижения целей политехнического образования в процессе преподавании физики следует использовать больше сведений из достижений современной прикладной физики. Большое значение придается в нашей стране автоматизации производства, преобразующей рабочие места, способствующей тому, чтобы труд стал более производительным, творческим, привлекательным. Современный этап автоматизации опирается на революцию в электронно-вычислительной технике, на электронизацию народного хозяйства, происшедшую благодаря достижениям физики твердого тела, радиоэлектроники и других разделов современной физики. Фундаментальным звеном ее здесь оказываются микропроцессоры на больших интегральных схемах - компактные вычислительные устройства, выполненные на одном или нескольких полупроводниковых кристаллах и осуществляющие по перестраиваемой программе различные функции управления объектами. Так, при изучении использования ядерной энергии показывается социальное значение развития ядерной энергетики, комплексного подхода к проектированию и строительству гидротехнических сооружений, рассматриваются проблемы передачи электроэнергии на сверхдальние расстояния и др. Овладение школьниками системой знаний о научных основах современной техники, технологии, производства - одна из главных задач реализации политехнического принципа. Это система содержит общенаучные, технико-производственные, социально-экономические знания и соответствующие им умения. Определение самих технических объектов (техники, технологических процессов, материалов) для ознакомления с ними школьников в процессе политехнической подготовки осуществляется на основе анализа тенденций развития современного производства и, прежде всего, его ведущей отрасли - машиностроения. При этом необходимо учитывать следующие направления развития его техники и технологии: обеспечение требуемого качества продукции, снижение себестоимости, повышение уровня производительности труда: достижение высокой точности обработки; поиск мало- и безотходных технологий, разработка соответствующей техники; сокращение затрат человеческого труда, экономное расходование его ресурсов. Изучение физики дает возможность познакомить учащихся с количественными и качественными физико-техническими свойствами материалов [7; 8]. Здесь уместно рассказать учащимся о создании и широком внедрении новых конструкционных, магнитных, полупроводниковых приборов, сверхпроводящих и других материалов, технически ценных кристаллов. Важное прикладное направление физических исследований - получение

Библиографический список

новых материалов. Определяющую роль в создании материалов с заранее заданными свойствами играют физические методы воздействия на сверхвысокие давления и температуры, сверхсильные магнитные поля.

Таким образом, физические исследования позволяют обеспечить дальнейшее развитие и качественное преобразование производительных сил, создание новых видов техники, материалов и технологий. Постоянное возрастание вклада науки впроизвсдство - главное условиедальнейшегоэкономичсского и социального развития нашей страны. Поэтому человек, обладающий определенным наборомтеэсическисзнаний^мсн-0 и опытом соотпетсевующсйи^итическо0 деятельности, сможет эффективнее решать повседневные и профессиональные задачк.ссязмкиые с испольсоваиизм севрэемлннштмхимкиР; 55].

РсзраЛстеты нотодииемеаеслнтемы.силсоСетвеющем флтмиоовекию понятэшне опроел нолимехимаеааогл т-^иыенеа, гюсиалеющнм члэюсооотеюкас аналиклрсвемо уоащимися конкретные явления и процессы, происходящие в техническиом^1^л^'^^еа^лйЕ1^е!хтол(^га^^о^кн)-^|^к^С^<тсакпефизжФЙ^г^а^/Т елелы качество и эффективность практической подготовки учащихся с целью развития политехничeокo-иоВpaзовaаие но аовроменмомэтапд [Ю]. еэффатмсвноттл разработанной нами модели методической системы политехнического образования в процессе исуеение флзиии в с|лоднеа школепрюввртлаеь пртемисдагогочееко-го экспери ленса.Ме зул ьтаты проверки по усвоению политехнического материала представл ены^и у.1.

Уровень знания в контрольном классе

■ низкий

■ средний высокий

Уровень знания в экспериментальном классе

■ низкий

■ средний

■ высокий

Рис. 1. Уровени усвоения политехнического материала в курсе физики

Как видно из диаграммы, учащиеся экспериментального класса наиболее успешнеосуо илкгюлнтеxезчeслиHмaтеpиaо,эвoоoклзыкaeт тс^-Олкс^^лапть внедрения в учебный процесс разработанной нами модели методической системы политехнического образования в процессе изучения физики в средней ш оле аким образом, политехническое образование учащихся развивает у них сознательный, ды^т^иоо^с^сто о, пpeфeс тcлl"o,к oЛлл-

сти техники и технологии, а также широкую основу выбора профессии, связанной с материслииым птoизиoдcелoм.Bcе это еомпгает мялорсми лкеeеeлнть -вал место в общественной жизни в соответствии со способностями, что является условисмоaльвлишeгмфoрмфттвaимопиecтрноннй тсзпитoилиинoрти.Лaкио образом, неусокех физиии учощrмcт птлтоаем гюлилмхнирсм^ю а

знакомттмстооолинными вндтеи трyеoвoйдеятееьиостиомлeй,йPO пмюоголт им предано выолвме ОэлнгЫО'р пеифeлсию.

1. Имашев Г Инновационные подходы в развитии политехнического образования в процессеобученияфизикеввузе: монография. Алматы:0тан,2019.

2. Имашев Г Развитие технико-технологических знаний в школьном курсе физики: монография. Алматы: Отан, 2020.

3. Атутов П.Р Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. Политехническое образование школьников: конвергенция средних и профессиональных школ. Москва, 1986.

4. Imashev G. Innovative technologies of training in physics at high school: monograph. Almaty: Otan, 2020.

5. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Москва: Просвещение, 1981.

6. Юткин И. Политехническое образование в области технологий. Москва, 2005.

7. Imashev G. Development of knowledge in the course of physics: monograph, Germany: Palmary Academic Publishing, 2012.

8. Imashev G, Abykanova B.T., Rakhmetova M.T., Tumysheva A.A., Moldasheva R.N., Ilyasova S.S., Shahimova A.A. Development of Polytechnic Knowledge and Abilities in the Course of Studying Physics. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Vol. 11, Issue 10: 3595 - 3606.

9. Imashev G., Zhazylbaeva N.S., Salykbayeva Zh., Shimakova Zh.G., Yerekeshova A.Kh., Suleimenova B.K., Syrbayeva Sh.Zh. Applied Aspects of Polytechnic Education in the Physics Course. International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016; Volume 11, Issue 7: 2099 - 2111.

10. Imashev G., Kuanbayeva B.O., Rakhmetova M.T., Salykbayeva Zh., Turkmenbayev A.B., Issatayeva Zh., Murynov B., Gainieva A. Development of modern polytechnic education at physics classes. Ad Alta Journal of Interdisc Iplinary Research. 2019; Special Issue VII: 25 - 30.

References

1. Imashev G. Innovacionnye podhody v razvitiipolitehnicheskogo obrazovaniya v processe obucheniya fizike v vuze: monografiya. Almaty: Otan, 2019.

2. Imashev G. Razvitie tehniko-tehnologicheskih znanij v shkol'nom kurse fiziki: monografiya. Almaty: Otan, 2020.

3. Atutov P.R. Politehnicheskoe obrazovanie shkol'nikov: sblizhenie obscheobrazovatel'noj i professional'noj shkoly. Politehnicheskoe obrazovanie shkol'nikov: konvergenciya srednih i professional'nyh shkol. Moskva, 1986.

4. Imashev G. Innovative technologies of training in physics at high school: monograph. Almaty: Otan, 2020.

5. Bugaev A.I. Metodika prepodavaniya fiziki v srednejshkole. Moskva: Prosveschenie, 1981.

6. Yutkin I. Politehnicheskoe obrazovanie v oblasti tehnologij. Moskva, 2005.

7. Imashev G. Development of knowledge in the course of physics: monograph, Germany: Palmary Academic Publishing, 2012.

8. Imashev G, Abykanova B.T., Rakhmetova M.T., Tumysheva A.A., Moldasheva R.N., Ilyasova S.S., Shahimova A.A. Development of Polytechnic Knowledge and Abilities in the Course of Studying Physics. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Vol. 11, Issue 10: 3595 - 3606.

9. Imashev G., Zhazylbaeva N.S., Salykbayeva Zh., Shimakova Zh.G., Yerekeshova A.Kh., Suleimenova B.K., Syrbayeva Sh.Zh. Applied Aspects of Polytechnic Education in the Physics Course. International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016; Volume 11, Issue 7: 2099 - 2111.

10. Imashev G., Kuanbayeva B.O., Rakhmetova M.T., Salykbayeva Zh., Turkmenbayev A.B., Issatayeva Zh., Murynov B., Gainieva A. Development of modern polytechnic education at physics classes. Ad Alta Journal of Interdisc Iplinary Research. 2019; Special Issue VII: 25 - 30.

Статья поступила в редакцию 29.05.21

УДК 378.1

Fortova L.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Personality Psychology and Special Pedagogy, Vladimir State University n.a. A.G. andN.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: flk33@mail.ru

Yudina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: anna-yudina@mail.ru

Gudkova A.V., Cand. of Sciences (History), Deputy Head of Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service (Vladimir, Russia), E-mail: 388153@gmail.com

Vinogradova I.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education of the Udmurt Republic"Institute for Education Development" (Izhevsk, Russia), E-mail: viv3412@mail.ru

EDUCATION OF PATRIOTISM AND SPIRITUALITY OF STUDENTS. The article analyzes a problem of education of patriotism and spirituality in students. With the growth of differentiated moral phenomena, values are devalued, many traditional ethical norms are being transformed. Since a destructive attitude to the past, traditions, moral categories sometimes appears as an everyday phenomenon, the researchers are convinced that the fundamental moral postulates are patriotism, spirituality, responsibility, dignity, honor, decency is timeless and highly valued in any society. At the same time, the article emphasizes the need for their purposeful pedagogical support of this process. The authors believe that these fundamental moral values should pass through the entire life of a person, acting as enduring personality traits at all times. The work states that it is possible to reduce the level of hypostatization of spiritual ideals, the deformation of patriotism among students in school by means of specially organized, purposeful educational work.

Key words: patriotism, spirituality, youth, morality, moral values, social maturity, education, culture, citizenship.

Л.К. Фортова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: flk33@mail.ru

А.М. Юдина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: anna-yudina@mail.ru

А.В. Гудкова, канд. ист. наук, зам. нач. каф. государственно-правовых дисциплин юридического факультета, ФКОУ ВО «Владимирский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Владимир, E-mail: 388153@gmail.com

И.В. Виноградова, аспирант, АОУ ДПО Удмуртской республики «Институт развития образования», г. Ижевск, E-mail: viv3412@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНОСТИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В данной статье проанализирована проблема воспитания патриотизма и духовности обучающейся молодежи. В условиях роста дифференцированных нравственных феноменов происходит девальвация ценностей, трансформируются многие традиционные этические нормы, поскольку деструктивное отношение к прошлому, традициям, нравственным категориям выступает порой как обыденное явление, мы убеждены, что основополагающие нравственные постулаты - патриотизм, духовность, ответственность, достоинство, честь, порядочность не подвластны времени и высоко ценятся в любом обществе. В то же время в статье подчеркивается необходимость целенаправленного педагогического сопровождения этого процесса. Авторы считают, что эти основополагающие нравственные ценности должны проходить через всю жизнь человека, выступая как непреходящие качества личности во все времена. Мы полагаем, что снизить уровень гипостазирования духовных идеалов, деформацию патриотизма у обучающейся молодежи можно средствами специально организованной, целенаправленной воспитательной работы.

Ключевые слова: патриотизм, духовность, молодежь, нравственность, нравственные ценности, социальная зрелость, воспитание, культура, гражданственность.

Патриотизм и духовность - это те качества, которые должны быть у любого гражданина, живущего не как созерцатель, а как человек, ответственный за судьбу своей страны. Особенно это касается сложных периодов, актуализирующих человека на сосредоточение его духовного и физического потенциала, направленного на защиту национальной безопасности государства. Таким для всего мира и для России, в частности, оказалась весна 2020 года, когда человечество столкнулось с пандемией коронавируса, унесшей тысячи человеческих жизней, сказавшейся на экономике, уровне жизни, психическом и физическом самочувствии.

Сегодня духовное возрождение российского социума - одна из наиболее важных задач, стоящих перед государством. Духовно-нравственное оздоровление молодого поколения - значимая стратегия формирования правового сознания средней и высшей школы.

Само понятие общественного прогресса коррелирует с патриотизмом, духовностью, нравственностью совершенствующейся, социально зрелой личности.

К большому сожалению, сегодня в российской средней и высшей школе не все благополучно: нарастает экзистенциальный вакуум, буллинг индифферентность, прагматизм, индивидуализм. Появилась тенденция решать проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.