Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРВОГО УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДОУ'

К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРВОГО УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старший дошкольник / общее недоразвитие речи первого уровня / адаптация / инклюзия / senior preschooler / general speech underdevelopment of first level / adaptation / inclusion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Калинина, Е.С. Неустроева

Статья обращена к рассмотрению вербальных и невербальных показателей психической сферы старшего дошкольника при речевом недоразвитии. В работе обозначается важность понимания процесса адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи первого уровня к ДОУ. Подкрепляется практическим примером возможных вариантов атипии при общем недоразвитии речи первого уровня. Акцентируется внимание на трудностях адаптации ребенка к условиям группы дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. В статье рассматривается рекомендуемый перечень игр, доступных для всей старшей группы комбинированного вида. К каждому упражнению прилагается описание. В заключение подчеркивается, что при общем недоразвитии речи первого уровня для старших дошкольников характерен не только низкий уровень вербализации, но и отставание невербальных показателей психической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.В. Калинина, Е.С. Неустроева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ADAPTATION OF AN OLDER PRESCHOOLER WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF A CERTAIN LEVEL IN CONDITIONS OF A COMBINED GROUP OF PRESCHOOL CHILDREN

The article considers verbal and nonverbal indicators of the mental sphere of an older preschool child with speech underdevelopment. The paper highlights the importance of understanding the process of adaptation of an older preschooler with a general underdevelopment of speech of the first level to pre-school education. It is supported by a practical example of possible variants of atypia in the general underdevelopment of speech of the first level. The work focuses on the difficulties of adapting a child to the conditions of a group of preschool educational institutions of a combined type. The article considers a recommended list of games available for the entire senior group of the combined type. Each exercise is accompanied by description. In conclusion, it is emphasized that with the general underdevelopment of speech of the first level, older preschoolers are characterized not only by a low level of verbalization, but also by a lag in nonverbal indicators of the mental sphere.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРВОГО УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДОУ»

9. Gaponenko P.A. Lyubovnaya lirika I.S. Turgeneva. Literatura vshkole. 2012; № 5: 6 - 9.

10. Generalova N.P. I.S. Turgenev: Rossiya i Evropa: Iz istorii russko-evropejskoj literatury i obschestvennyh otnoshenij. Sankt - Peterburg: Izdatel'stvo RHGI, 2003.

11. Gruzinskij A.E. Ivan Sergeevich Turgenev (1818 - 1883 g.). Istoriya russkojliteraturyXIXveka. Moskva: Mir, 1911; T. III, Gl. 7: 278 - 279.

12. Dedyuhina O.V. Sny i videniya vpovestyah irasskazah I.S. Turgeneva (problemy mirovozzreniya ipo'etiki). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 19.04.21

УДК 376.1

Kalinina O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsky State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: kalininaolga23@mail.ru

Neustroeva E.S., MA student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru

ON THE ISSUE OF ADAPTATION OF AN OLDER PRESCHOOLER WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF A CERTAIN LEVEL IN CONDITIONS OF A COMBINED GROUP OF PRESCHOOL CHILDREN. The article considers verbal and nonverbal indicators of the mental sphere of an older preschool child with speech underdevelopment. The paper highlights the importance of understanding the process of adaptation of an older preschooler with a general underdevelopment of speech of the first level to pre-school education. It is supported by a practical example of possible variants of atypia in the general underdevelopment of speech of the first level. The work focuses on the difficulties of adapting a child to the conditions of a group of preschool educational institutions of a combined type. The article considers a recommended list of games available for the entire senior group of the combined type. Each exercise is accompanied by description. In conclusion, it is emphasized that with the general underdevelopment of speech of the first level, older preschoolers are characterized not only by a low level of verbalization, but also by a lag in nonverbal indicators of the mental sphere.

Key words: senior preschooler, general speech underdevelopment of first level, adaptation, inclusion.

О.В. Калинина, канд. психол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, E-mail: kalininaolga23@mail.ru

Е.С. Неустроева, магистр, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru

К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРВОГО УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДОУ

Статья обращена к рассмотрению вербальных и невербальных показателей психической сферы старшего дошкольника при речевом недоразвитии. В работе обозначается важность понимания процесса адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи первого уровня к ДОУ Подкрепляется практическим примером возможных вариантов атипии при общем недоразвитии речи первого уровня. Акцентируется внимание на трудностях адаптации ребенка к условиям группы дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. В статье рассматривается рекомендуемый перечень игр, доступных для всей старшей группы комбинированного вида. К каждому упражнению прилагается описание. В заключение подчеркивается, что при общем недоразвитии речи первого уровня для старших дошкольников характерен не только низкий уровень вербализации, но и отставание невербальных показателей психической сферы.

Ключевые слова: старший дошкольник, общее недоразвитие речи первого уровня, адаптация, инклюзия.

В связи с внедрением инклюзивного воспитания и обучения в последнее время встает вопрос не только о готовности детей с нормативным и приближенным к норме развитием, но и самих детей с ограниченными возможностями здоровья быть включенными в группу сверстников в условиях ДОУ

Адаптация к ДОУ требует полноценного участия ребенка в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и иных видах деятельности, что подразумевает под собой адекватное развитие физической, психической, эмоциональной сфер. Но у старшего дошкольника с речевым недоразвитием наблюдается неполноценность всех этих функций, что затрудняет его взаимодействие со сверстниками и освоение пространства группы.

Следовательно, актуальной проблемой инклюзивного воспитания является трудность адаптационного процесса ребенка с общим недоразвитием речи в условиях группы комбинированного вида ДОУ.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это аномалия речевого развития, проявляющаяся в недостаточной сформированности всех компонентов речевой системы (фонетика, лексика, грамматика) при сохранном интеллекте и физиологическом слухе [1].

Проблема общего недоразвития речи была освещена в работах РЕ. Левиной, Т.Б. Филичевой, ПВ. Чиркиной, И.Т. Власенко, С.Н. Шаховской и других ученых. В этой области исследования установлено, что выпадение речевой функции отрицательно сказывается на действующих психических процессах, замедляя темп и интенсивность их развития. В таком случае происходит «застревание» в общем развитии ребенка.

По данным, полученным Т.Б. Филичевой, ПВ. Чиркиной, И.Т Власенко, невербальные показатели психического развития старшего дошкольника с ОНР сводятся к следующему:

1. Внимание слабое, неустойчивое, обнаруживаются трудности в переключении. Имеет место быстрое утомление и многократное отвлечение от установленного образца [1].

2. Объем памяти сужен, снижена скорость запоминания. Произвольность памяти не проявляется [1].

3. Мышление конкретно и стереотипно. Характеризуется замедленностью и зацикливанием. Нет способности выделить главное и дифференцировать его от второстепенных деталей [2].

4. Восприятие ослаблено. Не распознаваемы и не дифференцированы фонемы. Не развито чувство ритма. Имеются трудности опознания предмета на ощупь, а также определения его формы. Возможна путаница цветов

из основного спектра. Отмечаются трудности оптико-пространственного гно-зиса [3].

5. Воображение недостаточно. Отмечаются трудности представления образов, их детализации и мысленной прорисовки, что выражается в неспособности и нежелании создавать творческие продукты деятельности [3].

Совокупность представленных показателей ограничивает активность, что не свойственно старшему дошкольнику. По некоторым наблюдениям отсутствие его активности опосредуется апатией и безынициативностью в любой предлагаемой деятельности. Это сковывает развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер развития дошкольника, которые в данный период являются наиболее доминирующими в своем становлении, так как на их основе совершенствуются другие высшие психические функции (формирующие готовность старшего дошкольника к школьному обучению).

Интеллектуальная сфера не обогащается, поскольку затормаживаются психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь), являющиеся движущей силой в ее развитии.

Эмоционально-волевая сфера «зацикливается» на своем уровне развития, так как нет обогащения интеллектуальных процессов. Кроме этого, эмоциональность ребенка угасает, потому что нет его активности не только в умственном познании окружающей действительности, но и в выражении двигательных умений [2].

Так, одной их отличительных особенностей старшего дошкольника с ОНР I уровня является моторная неловкость. Она касается общих, мелких, мимических и артикуляционных моторных функций. Основные проявления:

- сниженная скорость движений;

- недостаточная координация;

- несформированность двигательных умений.

Обращаясь к одному из практических случаев на основе данных наблюдений, следует рассмотреть некоторые возможные моторные особенности: старший дошкольный возраст (5 лет) - ребенок не выполнял основные виды движений - бег, прыжки. Часто в действии эти умения выглядели сходно. Трудности отмечались при выполнении прыжков на двух ногах (даже на месте). Большие ограничения имелись при выполнении прыжков на одной ноге. Ребенок не понимал, как они выполняются, при этом все время подключал вторую ногу. Другие виды бега и прыжков, доступные старшим дошкольникам, ребенок не освоил. Отсутствовала двигательная фантазия, в ходе проведения малоподвижных игр (из серии «покажи свое движения») - движение одно и то же либо следовал от-

каз. При всем этом двигательная активность вызывала на его лице улыбку, но повторять движения (в целях научения) дошкольник отказывался.

Мелкая моторика не скоординирована. Это отмечалось при выполнении ребенком графических заданий, творческой деятельности (рисование, аппликация, оригами), а также при совершении повседневных действий (растегивание/ застегивание пуговиц, замка на молнии). Движения ребенка слишком медленны.

Мимика старшего дошкольника с ОНР I уровня чрезвычайно богата, с помощью нее он замещал собственную речь (лимон какой? - Морщился; лиса какая? - Хихикал; платье какое (по картинке) - «уу» (черное). Но артикуляционные движения выполнял неохотно и неточно. Это оказывало влияние и на речевую функцию.

Зная особенности ОНР I уровня, следует остановиться на их обобщении в практическом отношении. Наблюдение и беседа показали следующие результаты: лексический запас ограничивался употреблением звуковых комплексов, обозначающих голоса животных («мя» - кошка, «уу» - волк, «ву» - корова, «бе» -коза, «хх» - свинья, «ав» - собака) и иные звуки окружающей действительности («би» - машина, «ням-ням» - конфеты, еда), а также аморфных слов («ма» -мама), имеющих отношение к действию или признаку объектов окружения.

В речи ребенка с ОНР I уровня часто присутствовал негативизм, который накладывал «отпечаток» на становление коммуникативных навыков и слияние с социумом. Но в непринужденной беседе наблюдалось усиление речевой активности дошкольника. Речь его непонятна, в ней прослеживались, в основном, имена родных и свое имя, а также клички домашних животных («Муся», «Вася», «Алиса» - клички домашних животных). Построение ответа на вопрос: твои кошки добрые? выглядело следующим образом «Муся не, Вася да».

Касательно психических процессов ребенка, отличительным их значением являлась вялость и апатичность. Проявлялось в том, что дошкольник не фиксировал внимание на предложенном задании. Без любознательного интереса показывал на первый вариант ответа, пытаясь угадать и быстрее закончить выполнение задания. Так, психические процессы оставались в пассивном состоянии.

Особенности игровой деятельности старшего дошкольника заключались в предпочтении одиночества. Он не стремился играть в коллективные игры, наоборот, отстранялся от участия в них. Собственную игру не оречевлял. Все же удалось зафиксировать случаи, когда ребенок вступал в игровые действия с другими детьми (подвижная игра типа «догонялки», самостоятельно организованная детьми, старший дошкольник в роли вампира или волка, который живет в собственном логове, ловит тех, кто к нему приближается оречевлял - детей, принимающих участие в игре).

На основе вышеизложенного нами был составлен примерный перечень игровых упражнений, в которые могут быть включены все дети комбинированной группы ДОУ, где они будут действовать на равных друг с другом [4] (табл. 1.)

Представленные игры носят развивающий характер, охватывая следующие направления:

1. Установление эмоционального контакта.

2. Развитие подражательной активности.

3. Развитие внимания, памяти.

4. Формирование моторной функции.

5. Формирование речевой функции.

Несоблюдение основных правил общения с детьми, объяснения им и включения их в совместную деятельность может привести к ухудшению состояния ребенка с первым уровнем речевого недоразвития в речевом плане (к мутизму, негативизму), в психическом плане (апатия, пассивность, безынициативность), в эмоциональном (агрессивность).

Таблица 1

Перечень игровых упражнений

Вид игровых упражнений Примерный перечень

Кинезиологические 1. Регулирование мышечного тонуса («Снеговики», «Солдатики и тряпичные куклы», «Бревнышки») 2. Нейрогимнастика для кистей и пальцев рук («Ки-незиологические сказки») 3. Дыхательная гимнастика («Ежики», «Горячая картошка», «Кучер»)

Ритмопластические 1. Ритмопластика-растяжка («Заколдованные камни», «Водоросли») 2. Ритмопластика с движением («Орел и воробушки», «Я рисую», «У Меланьи») 3. Ритмопластика - музыкальная («Жуки-шмели», «Смелый наездник», «Сова») 4. Ритмопластика со звукоподражаниями («Насос», «Блины»)

Хороводные «Узнай, кто я», «Карусели», «Лесная прогулка», «Огонек».

Пантомимические «Кто к нам пришел?», «Обезьянки», «Веселые строители»

Артикуляционные Гимнастика для щек («Хомячок», «Спрятанная конфетка», «Футбол»); Гимнастика для губ («Любопытный слоник», «Змея шипит», «Гармонист»); Гимнастика для языка (Аттракцион для язычка: «Горка», «Качели», «Карусели»); Звукоподражательная гимнастика («Звериное пианино», «Веселый колокольчик», «Моя сказка»)

К каждому упражнению прилагается описание:

- Дети «превращаются в снеговиков». Снеговик твердый, замерший -дети напрягают мышцы. Выглянуло солнце, снеговик начал таять - дети расслабляют мышцы постепенно, сверху - вниз.

- Дети - солдатики, выпрямитесь, застыньте в этой позе, как будто деревянные. А теперь вы - куклы, расслабьте мышцы. Наклоните корпус, согните колени, опустите руки, чтобы они болтались.

- Дети делают вдох через нос. На выдохе произносят [ф].

- Дети воображают, что у них во рту горячая картошка, пытаются ее остудить, произнося: «Ха-ха-ха».

- Дети воображают себя кучерами. Останавливают лошадь: «Прр!».

- Дети сидят на корточках. Голова прижата к коленям, колени - к груди, руки обхватывают колени. Все мышцы напряжены, «твердые как камень».

- Дети стоят, вытягивают руки вверх и выполняют ими волнообразные движения, постепенно раскачивая голову, корпус. Ноги напряжены, «врастают» в пол.

- Педагог произносит слово «орел» - дети имитируют полет по залу. Педагог произносит слово «воробушки» - дети бегут на носочках.

- Дети бегают по залу врассыпную. Педагог говорит: «Я рисую...»- дети должны встать так, чтобы получилась какая-либо фигура.

- Дети идут по кругу и выполняют движения в соответствии со стихотворным тексом, который произносит взрослый.

- Дети делятся на две команды: «жуки» и «шмели». Играет музыка -«шмели» и «жуки» летают над поляной. Когда взрослый говорит: «Шмели!» -шмели ложатся на ковер и начинают барахтаться ногами, жуки летают вокруг них. Когда взрослый произносит: «Жуки!» - позиции меняются.

- Звучит музыка. Дети скачут галопом по залу и имитируют стук копыт лошади («Лошадка»). Музыка заканчивается - дети должны быстро сесть на свои стулья. Кому стула не хватило - выбывает.

- Выбирается ведущий - «сова». Остальные - маленькие «птички». Звучит веселая музыка - «птички» летают по небу. Музыка меняется - «сова» вылетает на охоту, «птички застывают». Кто продолжает шевелиться, тот попадет в лапы «совы».

- Дети сидят на корточках, колени прижаты к груди, голова - к коленям, руки обхватывают колени. Дети начинают произносить [с], постепенно выпрямляются, встают. Педагог хлопает в ладоши. Дети начинают «спускаться», произнося [ш] и опять возвращаются в исходное положение.

- Дети встают в круг берутся за руки, отходят как можно дальше назад, чтобы круг получился большим - «поднимается тесто»; останавливаются и начинают приседать с произнесением [ш] - «блин печется»; расцепляют руки и совершают ими круговые движения - «мажут блин сметаной»; дети сужают круг на каждом шаге, выполняя круговые движения плечами - «скручивают блин»; раскрывают рот и произносят «ам» - «съели блин». В блин можно добавить начинку: «вкусное варенье», «кислый лимон».

- Дети идут по кругу. Выбирается водящий. Педагог закрывает ему глаза, раскручивает его. Ребенок с закрытыми глазами ощупывает кого-нибудь из круга и пытается узнать, кто это.

- Дети идут по кругу. Педагог произносит текст: «Еле-еле, еле-еле, закружились карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом». Дети ускоряются по кругу.

- Дети сидят на корточках - в домике, встают и разводят руки в стороны -двери открываются, маршируют на месте - «пошли гулять», прыгают на одной ноге - «ударились о пенек», скачут на другой ноге, поднимают ноги - «болото», прыжки на двух ногах - «кочки», приседают на корточки - «медведь идет», бегут по кругу - «медведь увидел всех».

- Дети встают в круг Звучит музыка, передают друг другу «волшебный огонек». Музыка останавливается, тот, у кого оказался в руках огонек, выходит в центр и начинает танцевать.

- Дети садятся в круг Педагог называет каждому ребенку животное, которое он должен показать только движениями.

- выбирается водящий - посетитель зоопарка. Остальные - «обезьяны». Какое движение водящий покажет, то другие повторяют.

- Педагог называет детям действие, например, стучим молотком, рубим топором, пилим пилой, а дети имитируют это в движениях.

- Надуть щеки одновременно.

- Рот закрыт. Язык толкает то правую щеку, то леву.

- Рот закрыт. Набирается воздух. Дети перемещают воздух от одной щеки к другой.

- Пубы вытянуты в хоботок. Хоботок «смотрит» вправо - влево, вверх -вниз, вращается по кругу.

- Пубы вытягиваются рупором. Произносится [ш].

- Рот закрыт. Дети собирают пальцами верхнюю губу в гармошку, нижнюю

губу.

- Рот закрыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка выгибается.

- Пуби в улыбке. Рот приоткрыт. Кончиком языка дотянуться до верхней губы, до нижней губы.

- Рот закрыт. Кончиком языка осуществлять вращательные движения по наружной поверхности передних зубов.

- Педагог на ухо каждому ребенку называет животное, которое он будет озвучивать. Педагог прикасается («играет на пианино») к головам детей, а они воспроизводят звукоподражание.

- Педагог читает стихотворный текст. Когда он называет слово «колокольчик», дети воспроизводят «динь-динь».

- Дети распределяются по ролям. Педагог читает сказку. Когда он называет кого-либо героя, тот ребенок, который выполняет эту роль, воспроизводит соответствующее звукоподражание.

Таким образом, общее недоразвитие речи первого уровня характеризует старшего дошкольника не только как ребенка с низким уровнем вербализации,

но и как ребенка с отставанием невербальных показателей психической сферы. Это раскрывается в следующих позициях:

1. Старший дошкольный возраст - этап детства, отличающийся становлением произвольности психических функций посредством исследования окружающего мира. При установленном общем недоразвитии речи первого уровня старший дошкольник теряет одно из средств познания и исследования - речь, тем самым теряется его познавательный интерес, так как речь - доминирующее орудие познания. Так во всех сферах деятельности ребенок становится малоактивным.

2. Отсутствие активности (познавательной, моторной, речевой) ограничивает умственное развитие ребенка, а также его духовное совершенствование, которое раскрывается в эмоционально-волевой сфере дошкольника. Невозможность исследовать мир «коммуникативно» (как сверстники) сводит эмоции ребенка к критическому самооцениванию себя. Оказываясь в ситуации неуспеха, дошкольник защищается отказом от любой деятельности.

3. Негативизм, беспокойство, робость, апатия - негативные эмоциональные проявления старшего дошкольника при ОНР I уровня, находящего собственный речевой недостаток и критически оценивающего свою личность. Это оказывает отрицательное влияние на становление регулятивных (волевых) процессов дошкольника, соответственно, тормозит интеллектуальное, физическое, эстетическое, социально-коммуникативное развитие ребенка и «повреждает» целостность личностной сферы старшего дошкольника. В результате этого «сломанной» оказывается основа для предстоящей подготовки ребенка к школьному обучению.

Библиографический список

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. Москва: Айрис-пресс, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Астаева А.В., Воронкова Д.И., Королева М.Б. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи. Психология. Психофизиология: научный журнал. 2010; Т. 2: 82 - 85. Available at: https://cyberleninka.ru/artide/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi

3. Шашкина Г.Р, Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003.

4. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи. Современное дошкольное образование. Теория и практика: научно-практический электронный журнал. 2017; № 2: 38 - 43. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi/viewer

References

1. Filicheva T.B., Chirkina G.V. Ustranenie obschego nedorazvitiya rechi u detejdoshkol'nogo vozrasta: prakticheskoe posobie. Moskva: Ajris-press, 2008.

2. Astaeva A.V., Voronkova D.I., Koroleva M.B. Nejropsihologicheskij analiz razvitiya vysshih psihicheskih funkcij u detej v norme i s obschim nedorazvitiem rechi. Psihologiya. Psihofiziologiya: nauchnyj zhurnal. 2010; T. 2: 82 - 85. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi

3. Shashkina G.R., Zernova L.P., Zimina I.A. Logopedicheskaya rabota s doshkol'nikami: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.

4. Arhipova E.F. Esli u rebenka obschee nedorazvitie rechi. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika: nauchno-prakticheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; № 2: 38 - 43. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi/viewer

Статья поступила в редакцию 25.04.21

УДК 372.853

Imashev G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: 77gz5ag@mail.ru Kuanbayeva B.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: bayan_kuanbaeva@mail.ru

Tumysheva A.A., magistrate, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: anar_ta86@mail.ru Salykbayeva Zh., magistrate, NAO Atyrau University n.a. H. Dosmukhamedov (Atyrau, Kazakhstan), E-mail: jsk_88@mail.ru

IMPROVING THE POLYTECHNIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY. The

article is dedicated to consideration of such an urgent problem as improving polytechnic training of schoolchildren in the context of the socio-economic development of society. The presented work describes the role of polytechnic education in the conditions of modern production in the study of physics in secondary school. The article reveals polytechnic education as one of the ways of all-round development of the personality of schoolchildren. The expediency of modernizing the polytechnic education of high school students in the process of teaching physics in accordance with the tasks of the country's economic development in the conditions of modern production has been proved. The work reveals some features of organization of polytechnic education in the process of teaching physics in a modern secondary school. The article discusses materials of a scientific project, carried out at the NAO Atyrau University named after Kh. Dosmukhamedov. Key words: polytechnic education, personality, economic development, physics, technics, modern production, teaching methods.

Г. Имашев, д-р пед. наук, проф., НАО «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова», г. Атырау, E-mail: 77gz5ag@mail.ru Б.У. Куанбаева, канд. пед. наук, доц., НАО «Атырауский университет имени Х. Досмухамедова», г. Атырау, E-mail: bayan_kuanbaeva@mail.ru А.А. Тумышева, магистр, нАо «Атырауский университет имени Досмухамедова», г. Атырау, E-mail: anar_ta86@mail.ru Ж. Салыкбаева, магистр, НАО «Атыраускийуниверситет имениХ. Досмухамедова», г. Атырау, E-mail: jsk_88@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Данная статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование политехнической подготовки школьников в условиях социально-экономического развития общества. В представленной работе охарактеризована роль политехнического образования в условиях современного производства при изучении физики в средней школе. В статье раскрывается политехническое образование как один из путей всестороннего развития лично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.