Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОЙ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОЙ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная традиция / народная мудрость / этнокультурная личность / воспитательный процесс семьи / духовно-нравственное воспитание / любовь и пример взрослых / ethnocultural tradition / folk wisdom / ethnocultural personality / family educational process / spiritual and moral education / love and example of adults

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш.И. Джанзакова, Д.Р. Муталиева, А.А. Мурзашева

В аспекте этнопедагогических взглядов ученого Г.Н. Волкова систематизируется идея духовно-нравственного обогащения личности средствами народной мудрости в условиях современной казахской семьи. В статье говорится о воспитании этнокультурной духовно-нравственной личности в семье, где родительская любовь и личный пример родителей стимулируют проявление привязанности и следование этнокультурным традициям. В статье представлены идеи лучших семейных традиций и обычаев казахского народа и их применение в духовно-нравственном воспитании детей и подрастающего поколения. Прослеживаются следующие факторы: как и какое значение имеет соблюдение взрослыми членами семьи традиций, являющихся примером для подражания младшим поколениям; как при целенаправленном воздействии примера взрослых отражаются представления о человеческих ценностях в сознании и поведении детей и на их основе приобретаются навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL TRADITIONS OF THE KAZAKH FAMILY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND THE YOUNGER GENERATION

In the aspect of the ethnopedagogical views of G.N. Volkov, the idea of spiritual and moral enrichment of the individual with the means of folk wisdom in the conditions of the modern Kazakh family is systematized. The article analyzes his ideas on upbringing of an ethnocultural spiritual and moral personality in a family, where parental love and their personal example stimulate manifestations of affection and adherence to ethnocultural traditions. The article presents ideas of the best family traditions and customs of the Kazakh people and their application in the spiritual and moral education of children and the younger generation. The following is traced: how and what value is the observance by adult family members of traditions, which are an example for the younger generation to follow; how, with the purposeful influence of the example of adults, ideas about human values are reflected in the minds and behavior of children and skills are acquired on their basis.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОЙ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Библиографический список

1. Абдуразакова Д.М. Поликультурное воспитание молодежи в образовательных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 136 - 138.

2. Абдуразакова Д.М., Курбанова Л.У. Педагогическое сопровождение воспитания толерантности учащихся с использованием инновационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 349 - 350.

3. Абдуразакова Д.М., Одаева Э.С. Саморазвитие учащихся подросткового возраста: проблемы и опыт. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-4: 10 - 13.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Москва, 1980; Т. 2.

5. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. Вопросы психологии. Москва, 1978; № 1. Available at: /https:// www. livelib. ru/book

6. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. Москва: Академия, 2000.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. Санкт-Петербург: ИГУП, 1999.

9. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Санкт-Петербург, 2000.

10. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. Москва: Ось-89, 2004.

11. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности. Челябинск, 2008.

12. Шумилова Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Педагогическое образование в России. 2010; № 3: 31 - 36.

References

1. Abdurazakova D.M. Polikul'turnoe vospitanie molodezhi v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 136 - 138.

2. Abdurazakova D.M., Kurbanova L.U. Pedagogicheskoe soprovozhdenie vospitaniya tolerantnosti uchaschihsya s ispol'zovaniem innovacionnyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 349 - 350.

3. Abdurazakova D.M., Odaeva 'E.S. Samorazvitie uchaschihsya podrostkovogo vozrasta: problemy i opyt. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-4: 10 - 13.

4. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2 t. Moskva, 1980; T. 2.

5. Ancyferova L.I. Nekotorye teoreticheskie problemy psihologii lichnosti. Voprosypsihologii. Moskva, 1978; № 1. Available at: /https:// www. livelib. ru/book

6. Labunskaya V.A. Psihologiya zatrudnennogo obscheniya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrekciya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001.

7. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: Akademiya, 2000.

8. Parygin B.D. Social'naya psihologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii. Sankt-Peterburg: IGUP, 1999.

9. Pron'kin V.N., Gutnikov A.B. Zhivoepravo. Zanimatel'naya 'enciklopediya prakticheskogoprava. Sankt-Peterburg, 2000.

10. Schekoldina S.D. Trening tolerantnosti. Moskva: Os'-89, 2004.

11. Shumilova E.A. Osnovy social'no-kommunikativnoj kompetentnosti. Chelyabinsk, 2008.

12. Shumilova E.A. Vozmozhnosti deyatel'nostnogo podhoda k issledovaniyu social'no-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010; № 3: 31 - 36.

Статья поступила в редакцию 28.11.21

УДК 37.017.4

Dzhanzakova Sh.I, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department-Laboratory"Pedagogy, Atyrau University n.a. Khalel Dosmukhamedov

(Atyrau, Republic of Kazakhstan), E-mail: sholpan.dzhanzakova@mail.ru

Mutaliyeva D.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department-Laboratory"Pedagogy, Atyrau University n.a. Khalel Dosmukhamedov

(Atyrau, Republic of Kazakhstan), E-mail: rabigar1965@mail.ru

Murzasheva A.A., MA student (Pedagogy, Psychology), Atyrau University n.a. Khalel Dosmukhamedov (Atyrau, Republic of Kazakhstan),

E-mail: aida_bennington@mail.ru

ETHNOCULTURAL TRADITIONS OF THE KAZAKH FAMILY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND THE YOUNGER GENERATION. In the aspect of the ethnopedagogical views of G.N. Volkov, the idea of spiritual and moral enrichment of the individual with the means of folk wisdom in the conditions of the modern Kazakh family is systematized. The article analyzes his ideas on upbringing of an ethnocultural spiritual and moral personality in a family, where parental love and their personal example stimulate manifestations of affection and adherence to ethnocultural traditions. The article presents ideas of the best family traditions and customs of the Kazakh people and their application in the spiritual and moral education of children and the younger generation. The following is traced: how and what value is the observance by adult family members of traditions, which are an example for the younger generation to follow; how, with the purposeful influence of the example of adults, ideas about human values are reflected in the minds and behavior of children and skills are acquired on their basis.

Key words: ethnocultural tradition, folk wisdom, ethnocultural personality, family educational process, spiritual and moral education, love and example of adults.

Ш.И. Джанзакова, д-р пед. наук, проф., Атыраускийуниверситет имениХалела Досмухамедова, г. Атырау, E-mail: sholpan.dzhanzakova@mail.ru

Д.Р. Муталиева, канд. пед. наук, ассоц. проф., Атырауский университета имени Халела Досмухамедова, г. Атырау, E-mail: rabigar1965@mail.ru

А.А. Мурзашееа, магистрант, Атырауский университет имени Халела Досмухамедова, г. Атырау, E-mail: aida_bennington@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОЙ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В аспекте этнопедагогических взглядов ученого ПН. Волкова систематизируется идея духовно-нравственного обогащения личности средствами народной мудрости в условиях современной казахской семьи. В статье говорится о воспитании этнокультурной духовно-нравственной личности в семье, где родительская любовь и личный пример родителей стимулируют проявление привязанности и следование этнокультурным традициям. В статье представлены идеи лучших семейных традиций и обычаев казахского народа и их применение в духовно-нравственном воспитании детей и подрастающего поколения. Прослеживаются следующие факторы: как и какое значение имеет соблюдение взрослыми членами семьи традиций, являющихся примером для подражания младшим поколениям; как при целенаправленном воздействии примера взрослых отражаются представления о человеческих ценностях в сознании и поведении детей и на их основе приобретаются навыки.

Ключевые слова: этнокультурная традиция, народная мудрость, этнокультурная личность, воспитательный процесс семьи, духовно-нравственное воспитание, любовь и пример взрослых.

Работа была представлена на научно-практической конференции «Сохранение духовно-нравственного здоровья народов РФ на основе этнопеда-гогической пансофии академика Г.Н. Волкова» и была рекомендована к публикации

Актуальность данной проблематики вызвана усилением внимания к этнопе-дагогическим взглядам выдающегося ученого Г.Н. Волкова о целесообразности применения в семье опыта национальной педагогики. Многовековая народная мудрость - неиссякаемый источник духовно-нравственного становления современной личности. Такие факторы и средства народного воспитания, как прогрессивные традиции, обычаи и обряды, природа, труд, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, игры и др., таят в себе педагогический замысел и имеют особую ценность в воспитании детей и подрастающего поколения.

Ведущий ученый, академик ГН. Волков, много лет изучавший этническую культуру чувашского народа, показал целесообразность применения опыта народной педагогики в воспитательно-образовательной деятельности школы. Г.Н. Волков в этнопедагогической теории под этнопедагогизацией воспитания подразумевает интеграцию народного опыта и современной системы воспитания в учебно-воспитательном процессе для формирования этнокультурной личности [1].

Исходной предпосылкой научно-педагогических взглядов ГН. Волкова являются любовь и пример взрослых [2; 3]. Человек, живя и работая в обществе, должен обладать честностью, добротой, быть верным тружеником, искренно любящим свою родину. Однако в современном обществе духовно-нравственные ценности в упадке, у людей кардинально изменились взгляды на жизнь, когда материальные, а не нравственные интересы стоят на первом месте. Человек не испытывает в должной мере любви к человечеству, следовательно, гуманное отношение, стремление к благородному и бескорыстному делу не столь существенны для человека.

Основы нравственного поведения закладываются в семье. Называя семью «зародышем» народного воспитания, ГН. Волков говорит о том, что при педагогически целесообразном подходе родителей к воспитанию детей у них с малых лет развиваются нравственные качества. Национальные традиции влияют на формирование у человека этических норм поведения, вырабатывают нравственные чувства, эстетический вкус и представления, формируют интеллектуальные и трудовые качества.

Для казахского народа наибольшей ценностью является семья, благополучие детей и близких родственников. Семья выступает опорой и поддержкой для проживающих людей разных поколений. В ней происходит процесс передачи семейных ценностей. Семья - главный источник воспитания, где проживающие поколения приобщаются к традициям и обычаям своего народа.

В воспитательную функцию семьи входит ознакомление и приобщение детей к традициям и обычаям своего народа, устному и музыкальному народному творчеству, декоративно-прикладному искусству. Впервые на положительном примере родителей и из их рассказов дети знакомятся со многими национальными традициями, играми, заучивают народные сказки, поговорки, песни и загадки. В благополучной семье мать и отец проявляют родительскую любовь, заботу и внимание к детям. Это может послужить стимулом, примером для подражания и осознания детьми проявлений взаимной привязанности и любви. В последующем взаимоотношения с окружающими обретает духовность.

Подобные мысли о правильном подходе к воспитанию были сказаны В.А. Сухомлинским. Он отмечает, что «если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло. Человек - сын природы» [4, с. 201].

В данном контексте весьма актуальны идеи казахских просветителей прошлого. Великий мыслитель и гуманист Абай Кунанбаев обращается к молодежи с призывом: «Будь, стань человеком!». Каждый должен вести достойную уважения жизнь, честно трудиться, стремиться к духовным вершинам и знаниям. В этом направлении велика роль семьи, родителей в нравственном воспитании детей [5].

Просветитель, поэт и философ Шакарим Кудайбердиев призывает людей к духовному самосовершенствованию. Человек должен достигать благие цели, совершать добрые поступки и честно трудиться. Главным мерилом духовной возвышенности является совесть, а освоение науки совести следует начинать с детского возраста [6].

Развитие национальных традиций связано с историческими явлениями в жизни кочевого народа, образом жизни в степных краях. Они представляют собой комплекс предписаний и правил, регулирующих правовые, социальные и этические нормы поведения и ведущих к установке в формировании эстетических, интеллектуальных и трудовых качеств личности.

Выдающиеся ученые, просветители и педагоги исходили из представлений о том, что в воспитательно-образовательной работе следует опираться на лучшие традиции и нормы национального менталитета и культуры народа. Казахский педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин как знаток степного края и жизни казахов в нем, в воспитании и обучении детей опирается на опыт народной педагогики, применяя традиции, обычаи и устное народное творчество. Обучая детей в школах, он стремился к воспитанию человека высокой нравственной культуры, любящего родной язык и познающего науку. В семейной педагогике основным методом нравственного воспитания считал пример родителей [7].

Идеи народной педагогики находят отражение в трудах учёных, педагогов Магжана Жумабаева и Жусупбека Аймаутова. Воспитание должно строиться на основе лучших традиций народа. Специфику семьи как воспитательного фактора

определяет процесс формирования личности на основе благоприятных взаимоотношений и примера нравственного поведения родителей [8; 9].

Современные исследователи сходятся во мнении, что в семейном быту на протяжении многих веков из поколения в поколение взрослые сохраняют духовно-нравственное наследие своего народа. Это традиции, связанные с рождением и воспитанием ребенка, со свадебными, брачными и погребально-поминальными обрядами, с установлением добрых отношений с окружающими (широкие родственные связи, уважение к старшим, гостеприимство, взаимопомощь и др.), устным народным творчеством и искусством, а также с обычаями, укоренившимися в быту. Одобряемая обществом система ценностей нравственного содержания оказывает воздействие на формирование этических норм поведения, вырабатывает нравственные чувства у человека [10-15].

Таким образом, решение обозначенной проблемы духовно-нравственного воспитания детей и подрастающего поколения является одной из актуальных задач в семейной педагогике. Выявление особенностей, в рамках которых выступают традиции и обычаи народа, является тем основанием, на котором строится воспитательный процесс семьи.

Цель данной статьи - рассмотрение национальной духовности казахского народа в ее лучших традициях, воспроизводимых в условиях семьи и семейного воспитания, их влияние на духовно-нравственное развитие детей и подрастающего поколения.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучение духовно-нравственного наследия казахского народа, определение сущностных сторон этнокультурных ценностей; воспитание в духе прогрессивных национальных традиций и обычаев народа на основе личного примера взрослых членов семьи.

Основными методами исследования явились обзор теоретической литературы и ее анализ; наблюдения по изучению опыта семейного воспитания с учетом национальных традиций.

В современных исследованиях огромное значение отводится праздничным мероприятиям по случаю рождения и воспитания ребенка в семье. В период но-ворожденности проводятся праздники ко дню рождения ребенка (шилдехана) и укладывания его в колыбель (бесикке салу), здесь же младенца нарекают именем (азан шакырып ат кою). Особенностью обряда, связанного с имянаречением ребенка, является благословение малыша на будущее (бата). На праздник приглашаются близкие родственники, друзья, соседи, здесь же принято присутствовать детям, поскольку проводится обряд по угощению всех присутствующих сладостями (тыштырма). На сороковой день с пожеланиями здоровья новорожденному самые старшие родственники купают ребенка в подсоленной воде и поливают его ритуальной водой из сорока ложек, стригут ногти и волосы (кыр-кынан шыгару). В год отмечают первые шаги ребенка, проводя обряд перерезания пут, с пожеланиями ему долгой и счастливой жизни (тусау кесер). По исполнении мальчику 5 и 7 лет проводят мусульманский ритуал обрезания (сундет той). Как видим, в казахской семье внимание взрослых членов семьи приковано к ребенку с самого дня его рождения как проявление любви, заботы и милосердия.

Отметим, что традиционные брачные и свадебные обряды являются добрыми ритуалами в сопровождении молодоженов в новую жизнь. Началу заключения брачного контракта предшествует сватовство (куда тусу), где обе стороны договариваются о предстоящей свадьбе (кыз айттыру). По обычаю невесте на ухо надевают сережки (сырга салу), затем устраивают проводы невесты с приданым (кыз узату, жасау). Невесту сопровождают в дом жениха (келин тусуру) и устраивают торжественное бракосочетание в Загсе, по желанию проводят мусульманский обряд (неке кию). Ритуально свадебный праздник сопровождается вступительной частью свадьбы (той бастар, шашу), свадебной песней (жар-жар), знакомством невесты с родственниками мужа (беташар, салем беру), радушным принятием гостей при угощении их вкусной едой (конакасы). В последующем проводятся послесвадебные обряды: приглашения родственников мужа и почетных сватов (келин шай), знакомство родственников мужа и соседей с невесткой (уй корсету, келин шакыру). Затем предстоит первое посещение зятем родителей жены (есик ашар) и совместные приглашения в гости родителей, родственников мужа и невесты с вручением друг другу подарков (куда шакыру, киит кигызу). Все эти обряды сопровождаются благословением молодых на счастливую, семейную жизнь старшими и уважаемыми людьми (бата алу).

По усопшим проводится поминальный обряд по разным датам в течение года. В последующие годы проводится поминание умершего человека на празднике Курбан-Байрам (шек беру). На этом празднике человек, совершив заклинание, может угощать мясом, едой нуждающихся и малообеспеченных людей. В день Арафа люди читают молитвы и книгу Коран. Другим обрядом является поминание умерших предков для получения их благословения (ас беру).

Важнейшее место среди всех национальных традиций занимает уважительное отношение к старшим - родителям, родственникам и окружающим людям. Соблюдение традиции по категорию «старший - младший» является обязательным для каждой семьи. С детства внушают, что следует почитать опыт старшего поколения, отцовский дом, знать историю своей родословной (семи поколений), предков, известных в роду. В семье принято прислушиваться к советам стариков, к ним проявляют готовность по оказанию помощи. К старшим по возрасту окружающим людям относятся с почтением, приветствуют, уступают дорогу, расспрашивают о состоянии здоровья, предлагают им свою помощь. В таких семьях каждодневный пример родителей по отношению к старшим слу-

жит основой для укрепления родственных связей, проявления любви и заботы, верности своему роду.

Соответственно, старшие члены семьи благословляют молодых и детей (бата беру) и тому подтверждение, когда в доме со старыми родителями проживает младший сын (кара шанырак). Старшие дети заботятся о младших братьях и сестрах, они сердечны, снисходительны к малышам, уступчивы, спешат к ним на помощь, между ними складываются теплые эмоциональные отношения.

Одной из распространенных традиций казахского народа является гостеприимство как символ укрепления дружбы, проявления уважения, внимания к людям и заботы о них. Эта традиция зародилась давно, когда в степи любого путника встречали с радушием, щедрыми угощениями, так как считалось, что пребывание гостя в доме дарует счастье и благословение. С хорошим расположением душевного состояния и теплым приемом встречают гостей. Благоприятные условия создаются и для детей, пришедших с родителями, к ним проявляют доброе внимание.

У казахского народа не принято оставлять в беде близких, соседей и знакомых. Проживая в одном ауле, люди идут на помощь друг к другу, спасая от несчастий, проявляя взаимовыручку, участвуя в постройке дома, разделяя еду, одежду, раздавая домашний скот (жылу, асар). Казахский народ отличается трудолюбием, высоко ценит единство и сплоченность, люди сообща выполняют самую сложную работу, чтобы в семье был достаток, и дети росли счастливо. Поговорки гласят: «Пока пальцы не сойдутся вместе, руки не согреются», «Десять человек оставляют следы на земле, сто человек протаптывают тропу, тысяча человек протаптывает дорогу». Поэтому и детей рано приобщают к труду, чтобы развивать у них трудолюбие, желание прийти на помощь к нуждающимся людям.

Фольклор, поэтическое и музыкальное творчество (песни, легенды, айты-сы, пословицы и др.) влияют на духовную сферу личности и являются источниками неиссякаемого вдохновения. В особенности народные песни и игры на национальных музыкальных инструментах (домбра, кобыз) доставляют эстетическое наслаждение и ощущение чувства прекрасного в окружающей действительности. Пословицы и поговорки всегда применяются в воспитательных целях в быту при разных обыденных обстоятельствах.

Существуют своеобразные обряды, которые приносят пользу, радость или призывают к вере в будущее, устраняют плохое на жизненном пути человека. Если предстоит хорошее событие, то тот, кто первым известит о нем, получит подарок (суйынши). В честь хорошего события подбрасывают конфеты, деньги, их подбирают, чтобы сопутствовала удача (шашу). При хороших событиях шлют поздравления, выражая пожелания благих и добрых намерений (кутты болсын айту). Есть такой обычай, когда кто-либо уезжает в дальнюю дорогу, то приглашают к столу гостей, угощая их зарезанным бараном, чтобы они выразили свои пожелания и напутствия (токымкагар). А во время приезда просят подарить небольшие подарки на память (базарлык). Нельзя дарить острые предметы, так как они ведут к раздору в семье или, к примеру, переходить дорогу старшему (тыйым). Придя в дом, преклоняют колено в знак уважения к хозяевам (тизе бугу). Во время ссор произносят «Араша!», чтобы не переходили границу недозволенного, а в случае игнорирования этого обычая конфликтующих людей призывают к штрафу.

Вышеописанные старинные традиции (хотя у казахского народа много и других ритуалов, церемоний и обычаев, и мы лишь описали небольшую их часть), зарождались при обстоятельствах, сопряженных с счастливыми или тяжелыми временами в жизни народа. Представители старшего и среднего поколения, придерживаясь в семье прогрессивных традиций и обычаев, приобщая к ним детей, прививают у них интерес к этнокультурным ценностям, уважение к достоянию прошлого народа, любовь к родной стране, тем самым развивая не только этические и моральные представления, но и трудовые, интеллектуальные, эстетические и физические качества личности.

Если с рождения проявлять внимание и заботу о ребенке, проводить праздничные мероприятия, создавать атмосферу любви, петь колыбельные песни, проявлять нежность и ласку, то у ребенка формируются положительные эмоции, являющиеся фундаментом для становления нравственной позиции ребенка. Развитие богатой эмоциональной сферы личности при общении с младенцами приводит их к быстрой социальной адаптации и формированию нравственных чувств.

Традиционные брачно-свадебные обряды содержат свод законов, соблюдение которых необходимо будущей семейной паре, поскольку семья - это святое, где зарождается новая жизнь молодых, появляются дети, и мужчина несет ответственность за семейный очаг Предписанный порядок к устою семьи, изучение ее перспективы, определяемые как обобщенные представления о будущей семейной жизни, ведут к пониманию подрастающим поколением всей важности

Библиографический список

этого союза, в котором есть свои ограничения и соблаговоления. Они исходят из правила: для сохранения семейных ценностей старшее поколение поддерживает молодую семью, в свою очередь, молодые заботятся о старых родителях.

Погребально-поминальные обряды вызывают щемящие чувства скорби, грусти, печали, тоски, растерянности и задумчивости в результате разрыва с близкими, родственниками, которых нет в живых. Подрастающее поколение чувствует горечь безвозвратной потери члена семьи, сопереживая вместе со всеми, и это состояние заставляет его ценить неразрывность взаимосвязи с родителями и родственниками.

Несомненная важность традиции уважительного отношения к старшим заключается в том, что родители, заботясь о стариках, проявляя милосердие, подают положительный пример своим детям. Доверие к старшему поколению позволяет ему чувствовать себя полноправным членом семьи. Бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании внуков, опираясь на опыт народного воспитания, и стремятся передать его взрослым детям. Следованию традиции уважения к старшим начинается с дошкольного возраста. Ребенку внушают правила проявления милосердия, отзывчивости, внимательного и вежливого отношения к старшим. Ему поручают принести бабушке или дедушке очки, газету, включить телевизор, усадить на удобное место и пр. От родителей - к детям, от старших детей - к младшим - таков результат воспитательного эффекта этой традиции. Дети проявляют любовь и уважение к родителям, братьям и сестрам, заботятся о малышах. В хозяйственной деятельности дети помогают старшим, совместно с ними участвуя в приготовлении пищи, уборке дома, его территории, ухаживая за домашними животными и пр., тем самым приобретая трудовые умения. Старший брат и сестра - опора, надежда, образец для подражания. «Младший растет, глядя на брата, а сестренка - глядя на сестру», - так гласит казахская поговорка. И чаще в таких дружных семьях вырастают дети, проявляющие сердечные отношения друг к другу.

Приобщая детей к традиции гостеприимства в семье, мы формируем у них навыки культурного поведения, помогаем им усваивать принятые этикетные нормы и по отношению к незнакомому человеку (не быть назойливым и любопытным, не задавать лишних вопросов, не капризничать). Дети и молодежь соблюдают элементарные правила этикета в принятии гостя, овладевают поведенческими и речевыми навыками взаимообщения. У них формируются такие качества, как вежливость, деликатность, скромность и заботливость. Вместе с взрослыми готовят еду, поливают воду на руки, чтобы гость помыл их перед тем, как садиться за стол, подают полотенце, чтобы он вытер мокрые руки, проявляют свои музыкальные или литературные способности. За все свои действия ребенок получает благодарность и благословение от гостя. При этом взрослые произносят: «Будь умным и хорошим человеком!», «Расти большим джигитом!», «Пусть пыль не садится на твою голову!», «Пусть жизнь твоя будет долгой!».

Мощным воспитательным эффектом обладает народный фольклор. Устное и музыкальное народное творчество богато сказаниями, обрядовыми песнями, пословицами и поговорками, афоризмами, героическими поэмами, среди которых детские произведения обладают огромной силой эмоционального воздействия, производя глубокие впечатления на мысли и чувства детей. Ребенок заучивает стихи, песни, сказки, учится импровизировать.

В казахских семьях родители придерживаются мудрых изречений, содержащих ценные мысли о воспитании детей. В пословицах и поговорках отражены цитаты и афоризмы в виде крылатых изречений о нравственности и нравах людей, они обладают меткой и яркой выразительностью.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что традиции, обычаи и обряды являются неоценимым вкладом в сохранение и развитие духовной культуры казахского народа. Ценности и нормы культурного поведения народа на протяжении многих веков являлись действенным фактором в духовно-нравственном формировании личности. Необходимо осознание их роли в воспитательном процессе семьи под воздействием примера родителей и людей старшего поколения.

Научная новизна статьи определяется раскрытием содержания этнокультурных ценностей казахского народа в духовно-нравственном становлении и развитии детей и подрастающего поколения.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении и обогащении представлений о педагогической целесообразности национальных традиций казахского народа.

Практическая значимость видится в определении системы педагогической направленности семьи при осознании взрослыми членами ценностно-смысловых особенностей процесса духовно-нравственного развития детей и подрастающего поколения средствами народной мудрости.

1. Волков ГН. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Москва, 1999.

2. Волков ГН. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Москва, 2002; Т. 1.

3. Волков ГН. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Москва, 2002; Т. 2.

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Москва, 1980; Т. 2.

5. Кунанбаее А. Книга слов. Перевод с казахского Р. Сейсенбаева. Семипалатинск, 2001.

6. Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы: Казахстан, 1991.

7. Ситдыков А. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина. Алма-Ата: Мектеп, 1968.

8. Жумабаев М. Собрание сочинений: в 3-х т. Алматы, Жазушы, 2002.

9. Аймауытов Ж. Алты томды% шыгармалар жинагы. Психология, жан жуйеа мен енер тацдау. Алматы: Еп-шежiре, 2013; Т. 4.

10. Агаркова О.А., Мезенцева А.В. Концепт «семья» в казахской национальной культуре. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1-1. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=19317

11. Аргынбаев Х.А. Казахская семья. Алматы: Кайнар, 1996.

12. Измайлов А.Е. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. Москва, 1991.

13. Калиев С., Жарыкбаев К. Казахское обучение и воспитание. Алматы, 1996.

14. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Гылым, 1998.

15. Мухамбаева А.Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1974.

16. Кабакова М.П., Масалимова А.Р Этнокультурные традиции казахской семьи: психологический анализ. Вестник КазНУ. Алматы, 2010. Available at: https://articlekz.com/ article/8367

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnik dlya studentov srednih i vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 1999.

2. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi: Izbrannye 'etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 2002; T. 1.

3. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Izbrannye 'etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 2002; T. 2.

4. Suhomlinskij V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 3-h t. Moskva, 1980; T. 2.

5. Kunanbaev A. Kniga slov. Perevod s kazahskogo R. Sejsenbaeva. Semipalatinsk, 2001.

6. Kudajberdiev Sh. Tri istiny. Almaty: Kazahstan, 1991.

7. Sitdykov A. Pedagogicheskie idei i prosvetitel'skaya deyatel'nost' I. Altynsarina. Alma-Ata: Mektep, 1968.

8. Zhumabaev M. Sobranie sochinenij: v 3-h t. Almaty, Zhazushy, 2002.

9. Ajmauytov Zh. Alty tomdy% shyrarmalar zhinary. Psihologiya, zhan zhyjesi men ener taqdau. Almaty: El-shezhire, 2013; T. 4.

10. Agarkova O.A., Mezenceva A.V. Koncept «sem'ya» v kazahskoj nacional'noj kul'ture. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1-1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19317

11. Argynbaev H.A. Kazahskaya sem'ya. Almaty: Kajnar, 1996.

12. Izmajlov A.E. Narodnaya pedagogika: pedagogicheskie vozzreniya narodov Srednej Aziii Kazahstana. Moskva, 1991.

13. Kaliev S., Zharykbaev K. Kazahskoe obuchenie i vospitanie. Almaty, 1996.

14. Kozhahmetova K.Zh. Kazahskaya 'etnopedagogika: metodologiya, teoriya, praktika. Almaty: Fylym, 1998.

15. Muhambaeva A.H. Nacional'nye obychai i tradicii kazahskogo naroda i ih vliyanie na vospitanie detej i molodezhi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1974.

16. Kabakova M.P., Masalimova A.R. 'Etnokul'turnye tradicii kazahskoj sem'i: psihologicheskij analiz. Vestnik KazNU. Almaty, 2010. Available at: https://articlekz.com/article/8367

Статья поступила в редакцию 23.11.21

УДК 378

Emets L.G., postgraduate, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: emetsl@mai.ru Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow University for Industry and Finance "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

THE RELEVANCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE NEURODIDACTIC APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article explains the relevance of the implementation of the neurodidactic approach in the educational process. The definition of such concepts as "neuroeducation", "neurodidactics" and "the educational process" are also mentioned. The authors underline the main principles of the neurodidactic approach, which are considered in the plane of the main spheres of personality development, such as motivational sphere, cognitive sphere, emotionally volitional sphere and individual-psychological sphere. The article proves that the most successful model of the educational process is based on the neurodidactic approach and also indicates the necessity of developing new forms of training teachers. The article on the example of the neurodidactic approach shows possibilities of increasing the efficiency of the educational process due to an individual approach to learning, depending on the characteristics of the psychophysiological development of the child.

Key words: neuropedagogics, neurodidactics, neurodidactic approach, educational process, pedagogy, psychology, education.

Л.Г. Емец, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: emetsl@mai.ru

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., декан факультета педагогики и психологии Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,

г. Москва, E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье обосновывается актуальность внедрения нейродидактического подхода в образовательный процесс. Раскрываются понятия нейропедагоги-ки, нейродидактики и образовательного процесса. Выделяются основные принципы нейродидактического подхода, которые рассматриваются в плоскости основных сфер развития личности о: мотивационно-потребностной, когнититивной, эмоционально-волевой, индивидуально-психологической. Автор доказывает, что наиболее успешная модель образовательного процесса основана именно на нейродидактическом подходе. Обозначается необходимость разработки новых форм обучения педагогов. В статье на примере нейродидактического подхода показаны возможности повышения эффективности образовательного процесса за счёт индивидуального подхода к обучению в зависимости от особенностей психофизиологического развития ребёнка.

Ключевые слова: нейродидактика, нейропедагогика, нейродидактический подход, образовательный процесс, педагогика, психология, образование.

Актуальность статьи заключается в том, что в последнее время остро стоит вопрос о возникновении противоречия между имеющимися традиционными подходами в педагогике и новыми возникающими потребностями в корректировке образовательного процесса. Здесь мы понимаем образовательный процесс как целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающих усвоение знаний, умений и навыков. По данным исследований, все больший процент детей в нашей стране имеет те или иные трудности в обучении. А согласно исследованию Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), Россия находится на 30-х местах среди стран-участниц. Все это свидетельствует о застойных и кризисных явлениях в отечественной педагогике.

Методология педагогики не может быть статичной, так как развитие научной мысли и открытия в смежных отраслях должны формировать новые подходы и методы. Сегодня же образовательный процесс не опирается на новые научные знания, не использует их в полной мере, как того требует реальность.

Цель нашего исследования - рассмотреть сущность и возможности внедрения нейродидактического подхода в образовательный процесс современных образовательных учреждений.

Задачи состоят в определении сущности и содержания нейропедагогики и нейродидактического подхода; в рассмотрении воззрений различных учёных на проблемы нейродидактического подхода и необходимость его внедрения в учебный процесс.

М.Х. Мальсагова в своей статье выделяет социальные, научные, образовательные и валеологические факторы, свидетельствующие о наступлении нового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.