Научная статья на тему 'Этнокультурное образование дошкольников в условиях реализации модели культуры здоровья'

Этнокультурное образование дошкольников в условиях реализации модели культуры здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающая педагогика / культура здоровья / развивающая среда в ДОО / физкультурно-оздоровительная работа в ДОО / осетинские этнокультурные традиции здоровьесбережения / этнокультурное образование / региональная программа / модель культуры здоровья. / health-saving pedagоgy / health culture / develоpmental envirоnment in preschооl educatiоnal institutiоns / child’s mоtоr activity / healthimprоving wоrk in preschооl educatiоnal institutiоns / Ossetian ethnоcultural traditiоns оf health saving activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. М. Дзидзоева, З. П. Красношлык

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания, так как только здоровый, всесторонне развитый, энергичный, социально адаптированный и активный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В статье представлен материал, обеспечивающий этнокультурное образование дошкольников; реализацию основных направлений деятельности ДОО по лечебно-оздоровительным, познавательным, психологическим, профилактическим мероприятиям; осуществление процесса формирования культуры здоровья у дошкольников во взаимодействии с педагогами и родителями. Ценным является отражение регионального аспекта процесса здоровьесбережения детей в ДОО РСО – Алания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. М. Дзидзоева, З. П. Красношлык

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF HEALTH CULTURE

Health has always been considered the highest value, the basis of an active creative life, happiness, joy and well-being of a person. In modern society, it has also become a condition for survival, since only a healthy, well-rounded, energetic, socially adapted and active person can be a real creator of his own destiny and the fate of his country. The article presents material that ensures the implementation of the main activities of preschool educational organizations in health-improving, cognitive, psychological, preventive measures and the implementatiоn оf the prоcess оf fоrming a health culture оf preschооl children in their interactiоn. The most significant part of the article is the reflectiоn оf the regiоnal aspect оf the prоcess оf children’s health in the preschооl educatiоnal institutiоns оf Nоrth Ossetia-Alania.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование дошкольников в условиях реализации модели культуры здоровья»

Работая в течение многих лет на факультете технологии и профессионально-педагогического образования, авторы накопили положительный опыт создания системы личностно ориентированного образования по ряду дисциплин учебного плана подготовки бакалавров педагогического образования по

Библиографический список

профилю «Технология»: физика, техническая механика, сопротивление материалов, гидравлика и гидравлические машины, теплотехника и др. на основе изложенных подходов к организации и управлению образовательным процессом.

1. Введение в педагогическую деятельность. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 2002.

2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Москва: ЮНИТИ, 2003.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 1999.

4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Москва: Просвещение, 1996.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. Москва: ВЛАДОС, 1998.

6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. Москва: Логос, 1994.

References

1. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost'. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002.

2. Gromkova M.T. Psihologiya ipedagogika professional'noj deyatel'nosti. Moskva: YuNITI, 2003.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 1999.

4. Kruteckij V.A. Psihologiya obucheniya i vospitaniya shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1996.

5. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya. Moskva: VLADOS, 1998.

6. Mitina L.M. Uchitel'kaklichnost'iprofessional. Moskva: Logos, 1994.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 371

Dzidzoeva S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: sofia62@mail.ru

Krasnoshlyk Z.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: zina.solovevа@mail.ru

ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF HEALTH CULTURE. Health has always been considered the highest value, the basis of an active creative life, happiness, joy and well-being of a person. In modern society, it has also become a condition for survival, since only a healthy, well-rounded, energetic, socially adapted and active person can be a real creator of his own destiny and the fate of his country. The article presents material that ensures the implementation of the main activities of preschool educational organizations in health-improving, cognitive, psychological, preventive measures and the implementatbn оf the process оf forming a health culture оf preschооl children in their interactton. The most significant part of the article is the reflectton оf the regbnal aspect оf the process оf children's health in the preschооl educatbnal institutes оf Nоrth Ossetia-Alania.

Key wards: health-saving pedagоgy, health culture, develоpmental environment in preschооl educational institutes, child's motor activity, health-improving wоrk in preschool educational institutions, Ossetian ethnacultural traditions of health saving activity.

С.М. Дзидзоева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail: sofia62@mail.ru

З.П. Краеношлык, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail: zina.solovevа@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания, так как только здоровый, всесторонне развитый, энергичный, социально адаптированный и активный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В статье представлен материал, обеспечивающий этнокультурное образование дошкольников; реализацию основных направлений деятельности ДОО по лечебно-оздоровительным, познавательным, психологическим, профилактическим мероприятиям; осуществление процесса формирования культуры здоровья у дошкольников во взаимодействии с педагогами и родителями. Ценным является отражение регионального аспекта процесса здоровьесбережения детей в ДОО РСО - Алания.

Ключевые слова: здoрoвьесберегающая педагогика, культура здoрoвья, развивающая среда в ДОО, физкультурнa-aздaрaвительная pa6ora в ДОО, oce^Hcrne этнoкультурные традиции здoрoвьесбережения, этнoкультурнoе oбразoвание, региoнальная nporp3MM3, мoдель культуры здoрoвья.

В условиях современной действительности проблемы оздоровления стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Около 70% детей приходят из детских садов в школу со слабым здоровьем. Положение усложняется многими причинами. Из-за неблагоприятной экологической ситуации дети не могут нормально адаптироваться к этим изменениям. В детских садах применяются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей и снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. В семейной практике стала актуальной подготовка детей к школе в учреждениях дополнительного образования по выходным дням. Доля двигательной активности катастрофически снижается, уменьшается время пребывания детей на свежем воздухе. В связи с этим возникает необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОО [1 - 7].

Одним из важнейших признаков здоровья ребенка является его физическое развитие. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие

структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также указано, что основной целью образовательной области «Физическое развитие» является охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья, развитие у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие [8].

В рамках деятельности научной школы СОГПИ «Полилингвальная модель поликультурного образования» в процессе педагогической практики студенты совместно с преподавателями осуществляли поиск новых подходов к оздоровлению на основе анализа мониторинга состояния здоровья детей, учета особенностей организма, индивидуализации профилактических мероприятий в ДОО РСО - Алания [3].

Актуально проведение исследования в условиях Республики Северная Осетия - Алания, правительство которой выступило инициатором и разработчиком Государственной программы «Национально-культурное развитие осетинского народа» на 2017 - 2019 годы по направлению «Здоровое поколение», нацеленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.

Модель культу ры здоровья

¡S

— Адатацш психофизическая, Этнокультурное развитие

-^ Здоровый ребенок <-

Рис. 1. Модель культуры здоровья

ПроведенииЙ вэтойобласти анализ показал,чтоболееполовины обследованных детей имеют предрасположенность к тем или иным заболеваниям; из их числа более 60% не находятся на диспансерном учете в лечебных учреждениях. Из числа всех детей, осмотренных в ходе проведения Всероссийской диспансеризации на территории Северной Осетии, по данным республиканского Минздрава, к первой группе здоровья можно отнести только 36 - 38% детей, ко второй - 52 - 54%, к третьей - 8 - 12%. При этом дети, проживающие в черте города, имеют более выраженные отклонения в состоянии здоровья. Среди детей дошкольного возраста, в том числе посещающих дошкольные образовательные учреждения, до 60% считаются здоровыми, 34,3% - с различными отклонениями в состоянии здоровья, 5,7% - с хроническими заболеваниями.

Для реализации идей здоровьесберегающей педагогики нами была разработана целостная модель культуры здоровья старших дошкольников, характеризующаяся многокомпонентностью (рис. 1.)

Основным направлением модели культуры здоровья старших дошкольников является такая организация воспитательно-образовательного процесса, которая позволила бы сохранять и развивать здоровье дошкольника, заложить фундамент его будущего социально-личностного благополучия в условиях региона РСО - Алания. Решая задачу культуры здоровья дошкольников, нами была разработана региональная оздоровительная программа «Истоки здоровья» («Ананиздзинады гуыранта»).

Цель программы: создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепление здоровья детей дошкольного возраста путем повышения физиологической активности органов и систем в сочетании с другими формами и средствами оздоровления в ДОО с использованием региональных ресурсов; повышение культуры здоровья, воспитание у дошкольников представления о здоровом образе жизни; укрепление психофизического здоровья детей; использование этнокультурного опыта осетин по формированию культуры здоровья; привлечение родителей для совместной работы по данной проблеме с целью взаимообогащения представлений о традиционной культуре воспитания осетин, о формировании культуры здоровья [5].

Содержательным ядром программы выступила работа по интеллектуально-познавательному развитию детей. Данная работа строилась исходя из того, что привитие культуры здоровья должно быть сопряжено, прежде всего, с овладением дошкольниками определенного объема знаний о своем организме, с формированием убеждений и потребности в здоровом образе жизни. Нами было разработано перспективное планирование, по которому осуществлялась исследовательская деятельность студентов в процессе педагогической практики в данном направлении. Оно включило в себя мотивацию к здоровью, навыкам здорового образа жизни, формирование представлений о своем теле, способах сохранения своего здоровья, правильном поведении в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми, формирование поведения и опыта сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях. Содержание занятий было представлено следующими темами: «Из чего я состою», «Опасные люди, и кто защищает нас от них», «Твой режим дня», «О пользе и вреде воды», «Как мы дышим и зачем», «Как работает сердце» и др. Обучение было построено таким образом, что не вызывало у детей эмоциональных и физических перегрузок. На каждом занятии обязательно использовались динамические паузы, упражнения на формирование правильной осанки, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, психогимнастика.

Организация работы по познавательному развитию детей выявила следующие результаты: дети овладели знаниями о внешнем строении тела, возможностях организма, познании себя, укрепили знания о назначении предметов гигиены, выработали навыки соблюдения режима дня, разучили различные виды пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, приемы самомассажа, научились контролировать свои чувства и поведение, правильно оценивать собственные эмоции и эмоции окружающих [7]. Особенно важно, отмечает Л.П. Банникова, ввиду ограниченных возрастных функциональных возможностей ребенка и повышенной ранимости его организма, создание здоровой развивающей среды в ДОО [1]. Среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жиз-

ни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. На данном этапе работы предметно-пространственную развивающую среду мы реконструировали на основе исходных концептуальных позиций ФГОС ДО.

Это означает, что стратегия и тактика построения среды определялись особенностями личностно ориентированной модели воспитания. В разработке пространственно-развивающей среды мы преследовали решение таких задач, как обеспечение чувства психологической защищенности, доверие ребенка к миру, радость существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка, содействие развитию личности. Руководствуясь принципом доступности, мы максимально использовали площадь для движений, поместили дополнительное физкультурно-оздоровительное оборудование, размещение которого не нарушило интерьера группы. Согласно принципам построения развивающей среды, игровое пространство в группе мы наполнили атрибутами осетинских подвижных игр, моделями, пособиями, предметами быта, что способствовало развитию интереса к ним. Планшет «Мое настроение» вызывал огромный интерес у детей, дети подолгу стояли и раздумывали, как выразить свое настроение [6].

Большое внимание отведено использованию осетинских народных игр, позволяющих укрепить здоровье и расширить детский кругозор. Осетинские народные игры - неотъемлемая часть художественного и физического воспитания, так как в них радость движения сочетается с духовным обогащением; формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре; создается основа для развития патриотических чувств [2]. Нами был разработан перспективный план физкультурно-оздоровительных мероприятий, в котором мы отразили виды физкультурно-оздоровительной деятельности, время их проведения в режиме дня, особенности методики проведения.

В результате проделанной работы общая заболеваемость в группе снизилась, дети увлеклись занятиями физической культурой, приобрели умение самостоятельно организовываться в подвижные игры, стали более уверенными, смелыми и решительными. Система работы, несомненно, способствовала позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников: улучшению соматических показателей, стабилизации физического, психологического, эмоционального благополучия, улучшению посещаемости, функционального состояния детей.

Психологическое здоровье определяется уровнем саморазвития личности, осознанием своего «я», умением адекватно взаимодействовать с окружающим миром с учетом постоянно меняющихся реалий. Психическое здоровье дошкольника представлено нами также такими формами работы, как песочнотерапия, изотерапия (рисование пальцами, ладошкой, разукрашивание фигурок), музы-котерапия, куклотерапия, танцевальная терапия, психогимнастические этюды, релаксация, цветотерапия.

Свое общение с детьми мы строили на основе доверия, уважения к личности ребенка, учили детей быть доброжелательными, вежливыми; в играх и упражнениях, специально смоделированных ситуациях, обучали детей способам разрешения конфликтов. В процессе работы был собран банк психологических игр, этюдов, упражнений, комплексов психогимнастики, сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, позволяющих детям расслабиться, развивать у них коммуникативность, эмоциональность, умение рефлексировать, повысить самооценку.

Одним из основных факторов развития современного российского здоро-вьеесберегающего образования является учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания. Народно-педагогические традиции осетин могут стать важной составляющей и условием успеха воспитательной работы по формированию культуры здоровья дошкольников. Осетинские этнокультурные традиции здоровьесбережения на протяжении веков способствовали укреплению здоровья подрастающего поколения, становлению их воли и характера. Многовековой опыт наблюдения за закономерностями развития и воспитания детей составил золотой фонд народной педагогики, суммирующий результативность этнопедаго-гических идей осетинского народа, различных воспитательных средств. В педагогической сокровищнице осетинского народа особое место занимает воспитание физически крепких, здоровых и нравственно благополучных детей. В осетинских сказках «Алдар и пастух», «Сын бедняка и богач» говорится о детях, которые старались помочь родителям и, несмотря на возраст, умели так выполнять до-

машнюю работу, что удивляли взрослых своей силой, ловкостью и выносливостью [5, б].

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что необходима комплексная оздоровительная работа, которая способствует повышению у детей интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, к улучшению у них психического благополучия, созданию интереса у родителей к культуре оздоровления детей с использованием регионального подхода. Полученные в ходе исследования результаты дают возможность констатировать эффективность

Библиографический список

предложенных педагогических особенностей формирования культуры здоровья старших дошкольников. Введение региональной оздоровительной программы «Истоки здоровья» («Ананиздзинады гуыранта») здоровьесберегающего обучения в образовательный процесс ДОО явилось эффективным, о чём свидетельствует динамика роста показателей познавательного, физического, психического, этнокультурного развития детей. Предложенная модель культуры здоровья дала положительные результаты и показала востребованность предложенных путей сохранения здоровья старших дошкольников.

1. Банникова Л.П. Программа оздоровления вДОУ. Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

2. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе, 1958.

3. Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Национально-культурное развитие осетинского народа» на 2017 - 2019 годы. Available at: http://www.garant. ru/hotlaw/osetia/1156826/

4. Дзидзоева С.М. Развитие исследовательских компетенций студентов-бакалавров в процессе педагогической практики). Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2010.

5. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Воспитание дошкольника в мире культуры родного края на материалах РСО - Алания. Электронно-библиотечная система IPRBOOKS: Саратова, 2019.

6. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Технологический ориентир этнокультурного образования дошкольников в условиях РСО - Алания. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 331 - 333.

7. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». Москва, 2008.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва: УЦ Перспектива, 2014.

References

1. Bannikova L.P. Programma ozdorovleniya v DOU. Moskva: LINKA-PRESS, 2006.

2. Gagiev S.G. Osetinskie nacional'nye igry. Ordzhonikidze, 1958.

3. Gosudarstvennaya programma Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya «Nacional'no-kul'turnoe razvitie osetinskogo naroda» na 2017- 2019 gody. Available at: http://www.garant. ru/hotlaw/osetia/1156826/

4. Dzidzoeva S.M. Razvitie issledovatel'skih kompetencij studentov-bakalavrov v processe pedagogicheskojpraktiki). Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2010.

5. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Vospitanie doshkol'nika v mire kultury rodnogo kraya na materialah RSO - Alaniya. 'Elektronno-bibliotechnaya sistema IPRBOOKS: Saratova, 2019.

6. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Tehnologicheskij orientir 'etnokul'turnogo obrazovaniya doshkol'nikov v usloviyah RSO Alaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 331 - 333.

7. Krasnoshlyk Z.P. Sistema ozdorovitel'nojraboty v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah po programme «Istokizdorov'ya». Moskva, 2008.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: UC Perspektiva, 2014.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 37.00

Ivanov P.V., postgraduate, Piatigorsk State University (Piatigorsk, Russia), E-mail: Piter1700@mail.ru

EXPERIMENTAL TEST OF NEURODIDACTIC MODEL OF FORMING THE INFORMATION CULTURE IN ADULTS. The author realizes experimental test of neurodidactic model of forming the information culture in adults. The experimental research methods are elaborated. The study does experiment diagnostics of forming and control stages. The work on the experimental group demonstrates the author's model's effectivity. The study of the degree of self-awareness of an adult learner and his intentions in realizing his potential is shown. The paper reveals definition of psychodynamic characteristics, lateral asymmetry, sensory-perceptual organization, 2) identification of motivation, experience, motivation; purpose, 3) the definition of a picture of the world of an adult learner corresponding to the level of development of modern knowledge; stimulating the need of an adult learner in information, 4) the development of communication skills of an adult learner in the areas of "man-person," "man - computer," "man - computer - person," 5) skill and willingness of an adult learner to work with information flows in the conditions of constantly transforming society. The experience of the methods is discussed.

Key words: forming, information culture, adult pupils, neurodidactics, neurodidactic model, forming, experimental research methods, forming and controlling stages.

П.В. Иванов, аспирант, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: Piter1700@mail.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В предлагаемой статье осуществлена экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся. Разработана методика экспериментального исследования. Осуществлена диагностика участников эксперимента на формирующем и контрольном этапах. Опережение экспериментальной группы доказывает эффективность авторской модели. Разработанная нейродидактическая модель формирования информационной культуры взрослых обучающихся включает: 1) изучение степени самосознания взрослого обучающегося и его намерений в реализации своего потенциала; определение психодинамических характеристик, латеральной асимметрии, сенсорно-перцептивной организации, 2) выявление побуждения, переживаний, мотивации; целеполагание, 3) определение картины мира взрослого обучающегося, соответствующей уровню развития современного знания; стимулирование потребности взрослого обучающегося в информации, 4) развитие коммуникативных навыков взрослого обучающегося в областях «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек», 5) выработку умения и готовности взрослого обучающегося работать с информационными потоками в условиях постоянно трансформирующегося социума. Опыт её реализации представлен в статье.

Ключевые слова: экспериментальная прoвeрка, нeйрoдидактичecкая мoдeль фoрмирoвания инфoрмациoннoй культуры взрocлых oбучаю-щихся, мeтoдика экcпeримeнтальнoгo иccлeдoвания, диагнocтика, фoрмирующий и кoнтрaльный этапы.

Предлагаемая педагогической общественностью статья посвящена экспериментальной проверке разработанной нами нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся. В предшествующих публикациях мы достаточно полно отразили содержание данной модели разработанной формировании информационной культуры взрослых обучающихся. Ее алгоритм включает: 1) изучение степени самосознания взрослого обучающегося и его намерений в реализации своего потенциала; определение психо-

динамических характеристик, латеральной асимметрии, сенсорно-перцептивной организации, 2) выявление побуждений, переживаний, мотивации; целеполага-ния, 3) определение картины мира взрослого обучающегося, соответствующей уровню развития современного знания; стимулирование потребности взрослого обучающегося в информации, 4) развитие коммуникативных навыков взрослого обучающегося в областях «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек», 5) выработку умения и готовности взрослого обуча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.