Научная статья на тему 'Преподаватель в системе личностно ориентированного образования'

Преподаватель в системе личностно ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / гуманизация педагогического взаимодействия / личностно ориентированное образование / креативные педагогические технологии / деятельностные образовательные технологии / управление образовательным процессом / преподаватель. / educational process / humanization of pedagogical interaction / personality-oriented education / creative pedagogical technologies / activity- based educational technologies / educational process management / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. М. Магомедов, М. В. Гамзаева

В данной статье авторы рассматривают теоретические основы модели преподавателя в современных условиях. В статье представлена профессиограмма, раскрывающая специфику профессионального труда. Авторами рассмотрены современные подходы к построению личностно ориентированного образовательного процесса подготовки бакалавров, сформулированы требования к личности преподавателя высшей школы. Авторы сделали вывод о том, что для преподавателя крайне важно проявлять, безусловно, доброжелательное отношение ко всем студентам независимо от уровня знаний и развития, а также внушить им веру в возможность каждого студента выйти на требуемый уровень образования. Такой преподаватель способен к эффективной коммуникации и может выстроить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию развития с учетом требований образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER IN THE SYSTEM OF PERSONAL-ORIENTED EDUCATION

In the article the authors study theoretical foundations of the teacher model in modern conditions. The article presents the job analysis, revealing the nature of professional work. Intellectual, communication and organizational skills are important for successful work of a teacher. The system of training a university lecturer includes three main components: the complete knowledge of knowledge in a definite field of knowledge, modern teaching and education methods, as well as the basics of the methodology of scientific work. The authors consider modern approaches to the construction of a personality-oriented educational process of bachelor’s training, and formulated requirements for the personality of a high school teacher. The authors concluded that it is extremely important for the teacher to show a positive attitude towards all students, regardless of the level of knowledge and development, as well as belief in the ability of each student to reach the required level of education.

Текст научной работы на тему «Преподаватель в системе личностно ориентированного образования»

2. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 141 - 145.

3. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

4. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.

5. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 6: 178 - 189.

6. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

7. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы «человек - человек». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 245 - 246.

8. Скляр Е.С. Развитие коммуникативной компетенции как одной из составляющих профессиональной пригодности социальных работников. Карельский научный журнал. 2019; Т. 8, № 2 (27): 86 - 88.

9. Шустова Л.П., Данилов С.В. Реализация перспективных образовательных проектов в системе повышения квалификации работников образования и социальной сферы. Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2016; № 30: 64 - 75.

References

1. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

2. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 141 - 145.

3. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

4. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.

5. Saenko L.A. Bezrabotnye kak sub'ekty obucheniya. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. 2008; № 6: 178 - 189.

6. Saenko L.A., Zritneva E.I. Analiz faktorov, privodyaschih k destrukcii professional'noj socializacii obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 70 - 71.

7. Sorokopud Yu.V. Professional'no vazhnye kachestva lichnosti kak faktor konkurentosposobnosti sovremennyh specialistov sfery «chelovek - chelovek». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 245 - 246.

8. Sklyar E.S. Razvitie kommunikativnoj kompetencii kak odnoj iz sostavlyayuschih professional'noj prigodnosti social'nyh rabotnikov. Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2019; T. 8, № 2 (27): 86 - 88.

9. Shustova L.P., Danilov S.V. Realizaciya perspektivnyh obrazovatel'nyh proektov v sisteme povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya i social'noj sfery. Sbornik trudov po problemam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. 2016; № 30: 64 - 75.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 378

Magomedov G.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

Gamzaeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

TEACHER IN THE SYSTEM OF PERSONAL-ORIENTED EDUCATION. In the article the authors study theoretical foundations of the teacher model in modern conditions. The article presents the job analysis, revealing the nature of professional work. Intellectual, communication and organizational skills are important for successful work of a teacher. The system of training a university lecturer includes three main components: the complete knowledge of knowledge in a definite field of knowledge, modern teaching and education methods, as well as the basics of the methodology of scientific work. The authors consider modern approaches to the construction of a personality-oriented educational process of bachelor's training, and formulated requirements for the personality of a high school teacher. The authors concluded that it is extremely important for the teacher to show a positive attitude towards all students, regardless of the level of knowledge and development, as well as belief in the ability of each student to reach the required level of education.

Key words: educational process, humanization of pedagogical interaction, personality-oriented education, creative pedagogical technologies, activity-based educational technologies, educational process management, teacher.

Г.М. Магомедов, канд. физ.-мат. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье авторы рассматривают теоретические основы модели преподавателя в современных условиях. В статье представлена профессио-грамма, раскрывающая специфику профессионального труда. Авторами рассмотрены современные подходы к построению личностно ориентированного образовательного процесса подготовки бакалавров, сформулированы требования к личности преподавателя высшей школы. Авторы сделали вывод о том, что для преподавателя крайне важно проявлять, безусловно, доброжелательное отношение ко всем студентам независимо от уровня знаний и развития, а также внушить им веру в возможность каждого студента выйти на требуемый уровень образования. Такой преподаватель способен к эффективной коммуникации и может выстроить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию развития с учетом требований образовательных стандартов.

Ключевые слова: образовательный процесс, гуманизация педагогического взаимодействия, личностно ориентированное образование, креативные педагогические технологии, деятельностные образовательные технологии, управление образовательным процессом, преподаватель.

Новые общественные потребности привели к смене образовательной парадигмы. Современная концепция многоуровневой системы высшего образования ориентирована на развитие личности будущего специалиста, его творческого потенциала. Она предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, гуманитаризацию изучения образовательных программ. Важнейшей практической задачей становится создание системы личностно ориентированного образования и адекватных педагогических технологий.

Смена педагогического мировоззрения и образовательных ценностей существенно меняет функции преподавателя высшей школы. Главная задача вузовского преподавателя - это раскрытие и развитие личности учащегося. Преподаватель становится не только носителем обширной научной информации в определенной области знаний, но и организатором и управленцем (менеджером) образователь-

ного процесса. Чтобы научиться управлять, надо решить две задачи: овладеть научными основами управленческой деятельности, т.е. теорией управления, и уметь ее творчески применять в конкретной образовательной среде, т.е. овладеть искусством управления. Владея знаниями и искусством управления, преподаватель может формулировать цели и задачи педагогической деятельности, проектировать и создавать креативные педагогические технологии, продуктивно управлять образовательно-творческой деятельностью студента. Управление - это непрерывный процесс воздействия преподавателя на студента в процессе обучения для достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Индивидуальный профессиональный портрет преподавателя составляется на основе нормативных требований профессии, приведенных в профессиограм-ме и профессиональном стандарте.

В профессиограмме представлено описание особенностей конкретных профессий, раскрывающих специфику профессионального труда и требований, предъявляемых к специалисту. В ней отражена система требований, которые предъявляются к нему в сфере знаний, умений, личностных качеств, способностей и профессионального мастерства [1 - 6].

Профессиональный стандарт преподавателя - характеристика квалификации, необходимой ему для осуществления профессиональной деятельности. Он представляет собой некую модель содержания профессионального образования, и в нем отражаются все аспекты будущего профессионального портрета специалиста.

Для успешной деятельности преподавателя важны интеллектуальные, коммуникативные и организаторские способности. Система подготовки преподавателя вуза включает три основных компонента: совершенное владение знаний в преподаваемой области, современными методиками обучения и воспитания, а также основами методологии научной работы [2].

Основное содержание деятельности преподавателя вуза включает в себя планирование, организацию, контроль и непосредственное проведение образовательной, научно-исследовательской, методической, организационной и общественной работы с реализацией профессиональных задач.

В «Атласе новых профессий» [4] приведены следующие примеры профессиональных задач, которые будут решать специалисты сферы образования в будущем: создание образовательных траекторий; сопровождение обучающего по образовательной траектории; разработка онлайн-курсов.

Проходящая в стране реформа системы высшего образования предъявляет повышенные требования к качеству обучения, обеспечению соответствия образовательной деятельности Федеральным государственным образовательным стандартам квалификационным требованиям.

В образовательных организациях введена в практику внутренняя система оценки качества образования, основной задачей которой является получение своевременной и объективной информации о реализации образовательных программ и оценка качества образования.

Предлагается следующая содержательная структура профессионального портрета преподавателя вуза:

1. Квалификация (квалификационный потенциал) - соответствие квалификационным требованиям и прогноз на дальнейшее развитие (стаж работы, ученая степень и звание, членство в академиях, наличие почетных званий и других знаков отличия, количество опубликованных статей в научных журналах, авторских свидетельств, патентов, подготовка кандидатов и докторов наук, работа в диссертационных советах, работа в редколлегиях издательств и научных журналов, оценка выполненных работ).

2. Педагогическое мастерство преподавателя: дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинарского (практического) занятия; логичная последовательность построения занятия; рациональность распределения времени на занятии; использование методов активизации мышления обучающихся; управление работой учебной группы (взаимодействие со всеми обучающимися, опора на нескольких, оставляя пассивными других и т.д.); реализация на занятии внутри- и междисциплинарных связей; связь с практической деятельностью обучающихся; использование эффективных методов контроля над ходом и результатами выполнения обучающими заданий семинарского (практического занятия); использование приемов поддержания внимания у обучающихся во время занятия; использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку внимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса); согласование рассматриваемого на занятии материала с содержанием других видов аудиторных занятий и самостоятельной работы; оценка работы обучающихся, аргументированность советов по улучшению их подготовки; воспитательная направленность занятия; культура речи преподавателя (богатство лексики, соблюдение правил орфоэпии, особенность грамматического построения предложений, умение просто, ясно и убедительно излагать свои мысли и т.д.); четкость дикции и соответствие темпа речи особенностям восприятия аудитории.

3. Уровень сформированности профессионально важных психологических качеств преподавателя. В результате психологического изучения оценивается уровень сформированности следующих профессионально важных качеств педагога: авторитетность, организаторские способности, умение оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние, осуществлять на этой основе педагогическое и воспитательное воздействие на людей; аналитические способности, склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации; волевые качества, способность сознательно регулировать поведение и деятельность, преодолевать внутренние и внешние трудности в процессе профессиональной деятельности; коммуникативные качества, стремление и способности осуществлять деловое взаимодействие с коллегами на основе сотрудничества, чувство такта, порядочность, дружелюбие, чуткость, отзывчивость, способность к сопереживанию, искренность в общении, умение работать с возражениями и разрешать конфликтные ситуации; мотивация к преподавательской и научно-исследовательской деятельности, стремление к достижениям в работе и к профессионально-

му самосовершенствованию; низкий уровень тревоги и депрессии, достаточная степень удовлетворенности собой, социальным окружением и жизнью в целом; ответственность, способность отвечать за поступки и действия, а также их последствия, критически оценивать результаты своей деятельности и признавать ошибки; соблюдение трудовой дисциплины и выполнение приказов и указаний руководства вуза; стрессоустойчивость, способность управлять эмоциями и настроением, эмоциональная зрелость и низкая предрасположенность к нервно-психическим срывам; творческие способности, умение находить новые способы решения профессиональных задач, развитая интуиция.

4. Субъективное оценочное мнение студентов на предмет удовлетворенности содержанием, организацией и качеством образовательного процесса в вузе и его отдельными элементами, реализацией преподавателем образовательных программ.

5. Результаты успеваемости студентов и отзывы работодателей о результативности деятельности выпускников (предполагается, что информация об успеваемости по отдельным дисциплинам, а также суммарный рейтинг студентов, как и отзывы работодателей, содержат косвенную информацию о результатах преподавательской деятельности) [5].

Педагогические цели многофункциональны. По этой причине педагогические задачи по своей природе являются многовариантными и имеют комплексный характер. Основное содержание деятельности преподавателя высшей школы связана с выполнением таких функций, как обучающая, развивающая, организаторско-управленческая, воспитательная и исследовательская. Они находятся в диалектическом единстве.

В условиях смены образовательных ценностей и противоречивых тенденций, проявляющихся в образовательной практике, крайне важно разработать современную модель преподавателя высшей школы. Нам представляется, что преподаватель высшей школы непременно должен обладать следующими качествами: иметь глубокие и разносторонние знания по преподаваемому предмету и перманентно работать над их углублением и расширением на основе научного поиска; владеть адекватными новым ценностям технологиями образовательного процесса; являться носителем гуманистического мировоззрения, глубоко уважать личность студента [6].

Важными показателями профессионального мастерства преподавателя являются: умение построить продуктивную технологию изучения и усвоения предмета с учетом личностных особенностей студента, направленную на максимальное развитие их творческого потенциала; способности к педагогическому общению и коммуникации; умение создавать у студентов приподнятый эмоциональный настрой и эффективную мотивацию в процессе выполнения учебных заданий; способности к рефлексии и коррекции педагогического мировоззрения и образовательных технологий [3].

Профессионализм преподавателя проявляется не только в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогической ситуации, но и находит оптимальные способы их решения. Способность к педагогическому проектированию с учетом индивидуальных особенностей студентов и использованием личностно-деятельностных подходов к обучению становится необходимым условием эффективности образовательного процесса. Педагогическое проектирование предполагает выявление деятельностных и личностных характеристик студентов с использованием современных методик [4].

Проектная культура становится важной компонентой общей культуры преподавателя и его педагогического мастерства. Преподаватель передает студенту не только знания и профессиональные умения, но и приобщает его к определенной культуре. Студентам близок преподаватель, привносящий свой личный опыт, эмоциональные переживания в педагогический процесс и в повседневное общение с ними. Наиболее важными личностными качествами преподавателя вуза, необходимыми для эффективной работы, являются:

1. Сочувственное отношение к проблемам и нуждам студентов, стремление помочь студентам в их решении.

2. Искреннее, естественное поведение; способность быть самим собой, освещать учебный процесс светом своей индивидуальности, общаться со студентами «на равных».

3. Установка на создание позитивных стимулов для саморазвития учащихся.

4. Эмоциональная уравновешенность; способность к юмору, шуткам и иронии, направленной на себя.

5. Стремление к максимальной гибкости.

В то же время такие черты характера преподавателя, как необъективность, черствость, агрессивность, стремление к диктату и жесткой дисциплине, непоследовательность, безразличие к студенту и др. способны полностью подорвать образовательный процесс и привести к глубокому конфликту между преподавателем и студентами. Для преподавателя крайне важно проявлять, безусловно, положительное отношение ко всем студентам независимо от уровня знаний и развития, а также веру в способность каждого студента выйти на требуемый уровень образования. Такой преподаватель готов к эффективной коммуникации и может выстроить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию развития с учетом требований образовательных стандартов.

Работая в течение многих лет на факультете технологии и профессионально-педагогического образования, авторы накопили положительный опыт создания системы личностно ориентированного образования по ряду дисциплин учебного плана подготовки бакалавров педагогического образования по

Библиографический список

профилю «Технология»: физика, техническая механика, сопротивление материалов, гидравлика и гидравлические машины, теплотехника и др. на основе изложенных подходов к организации и управлению образовательным процессом.

1. Введение в педагогическую деятельность. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 2002.

2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Москва: ЮНИТИ, 2003.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 1999.

4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Москва: Просвещение, 1996.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. Москва: ВЛАДОС, 1998.

6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. Москва: Логос, 1994.

References

1. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost'. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002.

2. Gromkova M.T. Psihologiya ipedagogika professional'noj deyatel'nosti. Moskva: YuNITI, 2003.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 1999.

4. Kruteckij V.A. Psihologiya obucheniya i vospitaniya shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1996.

5. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya. Moskva: VLADOS, 1998.

6. Mitina L.M. Uchitel'kaklichnost'iprofessional. Moskva: Logos, 1994.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 371

Dzidzoeva S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: sofia62@mail.ru

Krasnoshlyk Z.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: zina.solovevа@mail.ru

ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF HEALTH CULTURE. Health has always been considered the highest value, the basis of an active creative life, happiness, joy and well-being of a person. In modern society, it has also become a condition for survival, since only a healthy, well-rounded, energetic, socially adapted and active person can be a real creator of his own destiny and the fate of his country. The article presents material that ensures the implementation of the main activities of preschool educational organizations in health-improving, cognitive, psychological, preventive measures and the implementatbn оf the process оf forming a health culture оf preschооl children in their interactton. The most significant part of the article is the reflectton оf the regbnal aspect оf the process оf children's health in the preschооl educatbnal institutes оf Nоrth Ossetia-Alania.

Key wards: health-saving pedagоgy, health culture, develоpmental environment in preschооl educational institutes, child's motor activity, health-improving wоrk in preschool educational institutions, Ossetian ethnacultural traditions of health saving activity.

С.М. Дзидзоева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail: sofia62@mail.ru

З.П. Краеношлык, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail: zina.solovevа@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания, так как только здоровый, всесторонне развитый, энергичный, социально адаптированный и активный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В статье представлен материал, обеспечивающий этнокультурное образование дошкольников; реализацию основных направлений деятельности ДОО по лечебно-оздоровительным, познавательным, психологическим, профилактическим мероприятиям; осуществление процесса формирования культуры здоровья у дошкольников во взаимодействии с педагогами и родителями. Ценным является отражение регионального аспекта процесса здоровьесбережения детей в ДОО РСО - Алания.

Ключевые слова: здoрoвьесберегающая педагогика, культура здoрoвья, развивающая среда в ДОО, физкультурнa-aздaрaвительная pa6ora в ДОО, oce^Hcrne этнoкультурные традиции здoрoвьесбережения, этнoкультурнoе oбразoвание, региoнальная nporp3MM3, мoдель культуры здoрoвья.

В условиях современной действительности проблемы оздоровления стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Около 70% детей приходят из детских садов в школу со слабым здоровьем. Положение усложняется многими причинами. Из-за неблагоприятной экологической ситуации дети не могут нормально адаптироваться к этим изменениям. В детских садах применяются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей и снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. В семейной практике стала актуальной подготовка детей к школе в учреждениях дополнительного образования по выходным дням. Доля двигательной активности катастрофически снижается, уменьшается время пребывания детей на свежем воздухе. В связи с этим возникает необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОО [1 - 7].

Одним из важнейших признаков здоровья ребенка является его физическое развитие. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие

структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также указано, что основной целью образовательной области «Физическое развитие» является охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья, развитие у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие [8].

В рамках деятельности научной школы СОГПИ «Полилингвальная модель поликультурного образования» в процессе педагогической практики студенты совместно с преподавателями осуществляли поиск новых подходов к оздоровлению на основе анализа мониторинга состояния здоровья детей, учета особенностей организма, индивидуализации профилактических мероприятий в ДОО РСО - Алания [3].

Актуально проведение исследования в условиях Республики Северная Осетия - Алания, правительство которой выступило инициатором и разработчиком Государственной программы «Национально-культурное развитие осетинского народа» на 2017 - 2019 годы по направлению «Здоровое поколение», нацеленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.