Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся'

Экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспериментальная проверка / нейродидактическая модель формирования информационной культуры взрослых обучающихся / методика экспериментального исследования / диагностика / формирующий и контрольный этапы / forming / information culture / adult pupils / neurodidactics / neurodidactic model / forming / experimental research methods / forming and controlling stages.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П В. Иванов

В предлагаемой статье осуществлена экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся. Разработана методика экспериментального исследования. Осуществлена диагностика участников эксперимента на формирующем и контрольном этапах. Опережение экспериментальной группы доказывает эффективность авторской модели. Разработанная нейродидактическая модель формирования информационной культуры взрослых обучающихся включает: 1) изучение степени самосознания взрослого обучающегося и его намерений в реализации своего потенциала; определение психодинамических характеристик, латеральной асимметрии, сенсорно-перцептивной организации, 2) выявление побуждения, переживаний, мотивации; целеполагание, 3) определение картины мира взрослого обучающегося, соответствующей уровню развития современного знания; стимулирование потребности взрослого обучающегося в информации, 4) развитие коммуникативных навыков взрослого обучающегося в областях «человек – человек», «человек – компьютер», «человек – компьютер – человек», 5) выработку умения и готовности взрослого обучающегося работать с информационными потоками в условиях постоянно трансформирующегося социума. Опыт её реализации представлен в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL TEST OF NEURODIDACTIC MODEL OF FORMING THE INFORMATION CULTURE IN ADULTS

The author realizes experimental test of neurodidactic model of forming the information culture in adults. The experimental research methods are elaborated. The study does experiment diagnostics of forming and control stages. The work on the experimental group demonstrates the author’s model’s effectivity. The study of the degree of self-awareness of an adult learner and his intentions in realizing his potential is shown. The paper reveals definition of psychodynamic characteristics, lateral asymmetry, sensory-perceptual organization, 2) identification of motivation, experience, motivation; purpose, 3) the definition of a picture of the world of an adult learner corresponding to the level of development of modern knowledge; stimulating the need of an adult learner in information, 4) the development of communication skills of an adult learner in the areas of “man-person,” “man – computer,” “man – computer – person,” 5) skill and willingness of an adult learner to work with information flows in the conditions of constantly transforming society. The experience of the methods is discussed.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся»

машнюю работу, что удивляли взрослых своей силой, ловкостью и выносливостью [5, 6].

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что необходима комплексная оздоровительная работа, которая способствует повышению у детей интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, к улучшению у них психического благополучия, созданию интереса у родителей к культуре оздоровления детей с использованием регионального подхода. Полученные в ходе исследования результаты дают возможность констатировать эффективность

Библиографический список

предложенных педагогических особенностей формирования культуры здоровья старших дошкольников. Введение региональной оздоровительной программы «Истоки здоровья» («Ананиздзинады гуыранта») здоровьесберегающего обучения в образовательный процесс ДОО явилось эффективным, о чём свидетельствует динамика роста показателей познавательного, физического, психического, этнокультурного развития детей. Предложенная модель культуры здоровья дала положительные результаты и показала востребованность предложенных путей сохранения здоровья старших дошкольников.

1. Банникова Л.П. Программа оздоровления вДОУ. Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

2. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе, 1958.

3. Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Национально-культурное развитие осетинского народа» на 2017 - 2019 годы. Available at: http://www.garant. ru/hotlaw/osetia/1156826/

4. Дзидзоева С.М. Развитие исследовательских компетенций студентов-бакалавров в процессе педагогической практики). Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2010.

5. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Воспитание дошкольника в мире культуры родного края на материалах РСО - Алания. Электронно-библиотечная система IPRBOOKS: Саратова, 2019.

6. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Технологический ориентир этнокультурного образования дошкольников в условиях РСО - Алания. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 331 - 333.

7. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». Москва, 2008.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва: УЦ Перспектива, 2014.

References

1. Bannikova L.P. Programma ozdorovleniya v DOU. Moskva: LINKA-PRESS, 2006.

2. Gagiev S.G. Osetinskie nacional'nye igry. Ordzhonikidze, 1958.

3. Gosudarstvennaya programma Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya «Nacional'no-kul'turnoe razvitie osetinskogo naroda» na 2017- 2019 gody. Available at: http://www.garant. ru/hotlaw/osetia/1156826/

4. Dzidzoeva S.M. Razvitie issledovatel'skih kompetencij studentov-bakalavrov v processe pedagogicheskojpraktiki). Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2010.

5. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Vospitanie doshkol'nika v mire kultury rodnogo kraya na materialah RSO - Alaniya. 'Elektronno-bibliotechnaya sistema IPRBOOKS: Saratova, 2019.

6. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Tehnologicheskij orientir 'etnokul'turnogo obrazovaniya doshkol'nikov v usloviyah RSO Alaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 331 - 333.

7. Krasnoshlyk Z.P. Sistema ozdorovitel'nojraboty v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah po programme «Istokizdorov'ya». Moskva, 2008.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: UC Perspektiva, 2014.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 37.00

Ivanov P.V., postgraduate, Piatigorsk State University (Piatigorsk, Russia), E-mail: [email protected]

EXPERIMENTAL TEST OF NEURODIDACTIC MODEL OF FORMING THE INFORMATION CULTURE IN ADULTS. The author realizes experimental test of neurodidactic model of forming the information culture in adults. The experimental research methods are elaborated. The study does experiment diagnostics of forming and control stages. The work on the experimental group demonstrates the author's model's effectivity. The study of the degree of self-awareness of an adult learner and his intentions in realizing his potential is shown. The paper reveals definition of psychodynamic characteristics, lateral asymmetry, sensory-perceptual organization, 2) identification of motivation, experience, motivation; purpose, 3) the definition of a picture of the world of an adult learner corresponding to the level of development of modern knowledge; stimulating the need of an adult learner in information, 4) the development of communication skills of an adult learner in the areas of "man-person," "man - computer," "man - computer - person," 5) skill and willingness of an adult learner to work with information flows in the conditions of constantly transforming society. The experience of the methods is discussed.

Key words: forming, information culture, adult pupils, neurodidactics, neurodidactic model, forming, experimental research methods, forming and controlling stages.

П.В. Иванов, аспирант, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: [email protected]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В предлагаемой статье осуществлена экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся. Разработана методика экспериментального исследования. Осуществлена диагностика участников эксперимента на формирующем и контрольном этапах. Опережение экспериментальной группы доказывает эффективность авторской модели. Разработанная нейродидактическая модель формирования информационной культуры взрослых обучающихся включает: 1) изучение степени самосознания взрослого обучающегося и его намерений в реализации своего потенциала; определение психодинамических характеристик, латеральной асимметрии, сенсорно-перцептивной организации, 2) выявление побуждения, переживаний, мотивации; целеполагание, 3) определение картины мира взрослого обучающегося, соответствующей уровню развития современного знания; стимулирование потребности взрослого обучающегося в информации, 4) развитие коммуникативных навыков взрослого обучающегося в областях «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек», 5) выработку умения и готовности взрослого обучающегося работать с информационными потоками в условиях постоянно трансформирующегося социума. Опыт её реализации представлен в статье.

Ключевые слова: экспериментальная проверка, нейродидактическая модель формирования информационной культуры взрослых обучающихся, методика экспериментального исследования, диагностика, формирующий и контрольный этапы.

Предлагаемая педагогической общественностью статья посвящена экспериментальной проверке разработанной нами нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся. В предшествующих публикациях мы достаточно полно отразили содержание данной модели разработанной формировании информационной культуры взрослых обучающихся. Ее алгоритм включает: 1) изучение степени самосознания взрослого обучающегося и его намерений в реализации своего потенциала; определение психо-

динамических характеристик, латеральной асимметрии, сенсорно-перцептивной организации, 2) выявление побуждений, переживаний, мотивации; целеполага-ния, 3) определение картины мира взрослого обучающегося, соответствующей уровню развития современного знания; стимулирование потребности взрослого обучающегося в информации, 4) развитие коммуникативных навыков взрослого обучающегося в областях «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек», 5) выработку умения и готовности взрослого обуча-

ющегося работать с информационными потоками в условиях постоянно трансформирующегося социума.

Экспериментальная проверка данной модели проводилась на базе ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» и филиала ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный университет» в г Ессентуки. На базе институтов дополнительного и постдипломного образования этих вузов были сформированы экспериментальная и контрольная группы, суммарный численный состав которых насчитывал 104 взрослых обучавшихся (по 52 человека в каждой группе). В основе отбора респондентов был метод случайной выборки и возрастной показатель - после 23 лет

В рамках методики экспериментального исследования были определены цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, критерии эффективности модели, уровни обученности, формы и методы экспериментального исследования, способы обработки информации, этапы. В частности, цель эксперимента состояла в апробации эффективности нейродидактической модели формировании информационной культуры взрослых обучающихся. Задачи предполагали организацию экспериментального исследования и доказательство эффективности модели. В качестве гипотезы выдвигался тезис: нейродидактическая модель формирования информационной культуры взрослых обучающихся будет эффективной, если при применении основных ее положений итоговые показатели в экспериментальной группе будут выше, чем в контрольной. Объектом экспериментального исследования стали названные респонденты, предметом - нейродидактиче-ская модель формирования информационной культуры взрослых обучающихся. В качестве критериев эффективности модели выступили 1) умения, 2) готовность респондентов работать с информационными потоками, соответствующими последнему звену модели. Были определены уровни обученности: нулевой, репродуктивный, креативный, эвристический. Формы экспериментального исследования были представлены учебными и сетевыми кружками по шведскому образцу. Данный опыт групповой работы подробно описан Н.Г Лебединской и В.В. Лезиной [1, с. 81]. Суть такой работы сводится к обучению в интерактивном режиме: взрослые обучающиеся готовятся по объявленной теме и участвуют в ее обсуждении в реальном временном режиме. Методы экспериментального исследования включили наблюдение, изучение продуктов деятельности респондентов, самоуправление, мультимедийные презентации, качественный анализ, количественный подсчет результатов. К способам обработки информации были отнесены математический расчет и анализ оценочных бланков. Этапами работы, отраженными в статье, стали констатирующий и формирующий.

На констатирующем этапе разрабатывалась методика экспериментального исследования, формировались экспериментальная и контрольная группы, собирались и систематизировались сведения о респондентах. Названные сведения были получены из диагностических листов обучавшихся. Средний возраст испытуемых обеих групп составил 34 года. Потребности и мотивация респондентов в обеих группах в овладении информационной культурой складывались из возможности карьерного роста, увеличения заработной платы. Педагоги О.Б. Сахно, Е.И. Переверзева, А.А. Лобов выразили намерение поменять профиль профессии. Другие респонденты писали о личной заинтересованности в информатике и связанных с ней желаемых вакансиях, бесплатной подготовке и переподготовке.

Активность мозговых процессов диагностировалась с помощью тестов на выраженность ощущений (чувственности), внимательность, память, владение речью, восприятие, понимание. Тестирование отразило средние и достаточно высокие показатели в обеих группах, объясняемые приверженностью участников эксперимента к интеллектуальному труду.

Другим показателем активности мозговых процессов стало предпочтение рассудочности или интуиции членами обеих групп. Наши предположения относительно апеллирования некоторого числа женщин к интуиции и ее игнорирования мужчинами подтвердил письменный опрос, где предлагалось определить приверженность к одному из этих типов мышления. Результаты опроса в полной мере соответствуют положению нейропсихологии о гендерных латеральных отличиях.

Осведомленность в способах извлечения и транслирования информации посредством компьютерной техники продемонстрировали около 32% респондентов. Из беседы с участниками эксперимента был установлен факт наличия у них заинтересованности и мотивов формирования информационной культуры.

Индивидуальные познавательные способности испытуемых выяснялись посредством вопросов, отражавших их трансформационные (самостоятельное использование ранее изученного учебного материала), трансфертные (умение переносить прошлый опыт в новые учебно-профессиональные ситуации), аналитические (способность упорядочивать, систематизировать свой прошлый опыт), имитационные (умение воспроизвести свой прошлый опыт в новых учебно-профессиональных ситуациях), рефлексивные возможности. Ответы продемонстрировали достаточно высокий уровень (около 57%) сформированности индивидуальных познавательных способностей Данное обстоятельство объясняется профессиональной компетентностью и возрастом испытуемых.

Активность мыслительных процессов, креативность, умение обобщать, уравновешенность, лабильность выяснялись посредством тестовой методики диагностики свойств нервной системы Я. Стреляу. Респонденты отвечали на вопросы, подсчитывали ответы с помощью инструкций. Итогом этой диагностики стали выраженные процессы подвижности и уравновешенности нервных процес-

сов, возбуждения и торможения. Однако проявились тенденции наращивания торможения и неуравновешенности нервных процессов у взрослых после 40 лет (2 человека в экспериментальной группе, 1 - в контрольной).

С позволения участников эксперимента методом тестирования были получены значения их IQ. Данные значения в обеих группах мало отличались и варьировали в интервале 110, 2 - 111,1. Достоверность этих результатов подтверждается статистическими данными [2].

Степень функциональной асимметрии головного мозга определялась методом тестирования. Превалировал смешанный тип межполушарной асимметрии. Около 10% женщин в экспериментальной группе, 12% - в контрольной причислили себя к «правополушарникам». Соотношение «левополушарников» в обеих группах варьировало между 15% - 18% и характеризовало как мужчин, так и женщин. Полученные данные полностью отвечают идее корреляции латеральных характеристик взрослого человека и обусловленности этого процесса обучением, деятельностью.

На формирующем этапе эксперимента члены экспериментальной группы обучались по дополнительной образовательной программе «Информационная культура личности в образовательном процессе вуза», представленной модулями: 1) овладение коммуникативными умениями средствами информационных технологий, 2) информационно-обучающая среда вуза.

Приоритетным технологическим приемом обучения взрослых стал принцип диалоговых стратегий, успешно реализуемый в образовательных кружках Швеции. Такие стратегии включили анализ ситуации, информационный обмен между собеседниками, моделирование, групповое решение проблемы, ее совокупный обзор, поиск аналогичных идей.

Соответственно предпочтительной формой обучения была групповая. Обучавшиеся совместно изучали и обсуждали учебный материал в аудитории и информационной сети, занимались самообразованием. Итогом такой образовательной деятельности стали «электронные кружки», общение в которых реа-лизовывалось в сети Интернет. В рамках обсуждаемых вопросов обучающиеся апеллировали к собственному опыту. Он активизировал их познавательную активность.

В рамках формирующего этапа диагностировались способы овладения знаниями. Участники экспериментальной группы письменно ответили на вопросы: в чем суть неявных знаний? Каковы способы их получения? Проверка и анализ ответов отразили, что неявные знания (о статусе, культуре, имидже, эмоциях, чувствах, этикетных формах) играют существенную роль для получения взрослыми информации. К способам извлечения неявных знаний были отнесены интуиция, наблюдение, ощущения, догадка. Сведения о проявлениях неявного знания повысили эффективность восприятия и понимания значимых психологических аспектов познания.

Из интервью с преподавателями названных вузов А.А. Сергеевой, Н.О. Алтуфьевым (апрель 2019 г.), относительно сформированной модельности внутреннего опыта обучающихся экспериментальной группы с опорой на их автоматизированные умственные действия мы сделали заключение об успешности названных аспектов. Большой интерес и дискуссии в среде педагогов вызвало внедрение концепции латеральной асимметрии головного мозга в обучающем процессе. Эффективными были использовавшиеся в образовательном процессе мультимедийные учебники, сетевые обучающие программы. Респонденты П.Х. Картоева, М.П. Зязикова заявили, что они использовали индивидуальные образовательные маршруты и траектории в программном обучении. Это обстоятельство подтверждает возможность использования такой формы в самообразовании.

В рамках формирующего этапа эксперимента использовались и положительно зарекомендовали себя следующие методы: беседа, лекция, тестирование, опрос и др. Разнообразие методов обеспечивало эффективность экспериментальной работы на данном этапе.

На контрольном этапе проводилась итоговая диагностика сформированно-сти информационной культуры. Она включила срезы на проверку информационно-культурных компетенций респондентов экспериментальной и контрольной групп. По дополнительной образовательной программе «Информационная культура личности в образовательном процессе вуза» был выделен набор компетенций: ОК-1 - владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, ПК-11 - способен к проектированию базовых и прикладных информационных технологий. С целью проверки их сформирован-ности были разработаны следующие задания: ситуативная задача, рефлексия достижений, реструктуризация профессиональной деятельности, прогнозирование.

Для проверки сформированности названных компетенций участники эксперимента на протяжении 30 минут рефлексировали по поводу их профессиональных достижений. Видеоролики интервью с заслуженными деятелями педагогической науки (С.Н. Лысенковой, В.А. Сластениным) послужили стартовым моментом и образцом для изложения мыслей по поводу достижений в профессии и науке. Ответы обучающихся заносились в бланки с пометками: 1) профессиональные достижения, 2) прогнозирование последующих действий.

В определении элементов информационной культуры мышления участников эксперимента мы ориентировались на предложенные М.В. Кумаховой

[3, с. 67], А.А. Мальсаговым и В.В. Лезиной [4] диагностики культуры мышления у педагогов. К элементам их информационной культуры мы отнесли: 1) знания и умения по содержанию, методике и организации информационной деятельности, 2) технику ее осуществления: владение компьютером, приборами и установками, 3) научную организацию труда: планирование, экономия времени, усилий, финансов. Наибольший результат по выделенным критериям соответствовал 10 баллам. Максимальная сумма баллов одного респондента составляла 30. Результаты диагностики отражены в табл. 1.

По результатам диагностики экспериментальная группа обнаружила более высокие показатели по содержанию, методике и организации профессиональной деятельности. Респонденты в лучшей мере обосновали методические основы названной деятельности и владение информационными технологиями. Испытуемые демонстрировали более высокий уровень осуществления техники такой деятельности, что отражало качественное преобладание по второму критерию. Результаты деятельности по третьему критерию в обеих группах были равными.

Таким образом, лучшие результаты в диагностике компетенций ОК-1, ПК-11 продемонстрировала экспериментальная группа. Ее показателями стали креа-

Таблица 1

Результаты диагностики компетенции ОК-1, ПК-11

Группа Профессиональные достижения (баллы) Прогнозирование последующих действий (баллы)

Экспериментальная 1 003 1 232

Контрольная 898 1 097

тивный и эвристический уровни обученности по программам институтов дополнительного и постдипломного образования. Показателем контрольной группы стал репродуктивный уровень обученности. Экспериментальная группа опередила контрольную по двум позициям из трех. Это доказывает эффективность использования нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся.

Библиографический список

1. Лебединская Н.Г., Лезина В.В. Система образования взрослых в России и Швеции: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2014.

2. Лучшие тесты на IQ. Available at: http: //www.treningmozga.com/tests_iq/test_na_iq_statistics_02_01.php

3. Кумахова М.В. Формирование этнопедагогической компетентности учителя (на материале Северо-Кавказского региона): монография. Пятигорск: ПГЛУ 2009.

4. Мальсагов А.А., Лезина В.В. Нейродидактика взрослых: монография. Пятигорск: ПГУ, 2017.

References

1. Lebedinskaya N.G., Lezina V.V. Sistema obrazovaniya vzroslyh v Rossii i Shvecii: monografiya. Pyatigorsk: PGLU, 2014.

2. Luchshie testy na IQ. Available at: http: //www.treningmozga.com/tests_iq/test_na_iq_statistics_02_01.php

3. Kumahova M.V. Formirovanie 'etnopedagogicheskoj kompetentnosti uchitelya (na materiale Severo-Kavkazskogo regiona): monografiya. Pyatigorsk: PGLU, 2009.

4. Mal'sagov A.A., Lezina V.V. Nejrodidaktika vzroslyh: monografiya. Pyatigorsk: PGU, 2017.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 378

Magomedov G.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Gamzaeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

EVALUATION ACTIVITY AS A BASIS FOR QUALITY MANAGEMENT OF PRACTICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS AT A UNIVERSITY. The article examines a process of evaluation activity as a basis for quality management of practical training of future specialists in higher education. One of the key factors in improving the quality of the educational process is to ensure that the results of evaluation procedures are objective. The traditional control system is based on the combination of two mutually exclusive functions in the activities of the teacher: training and control, which contradicts the principle of product certification and leads to serious costs. To ensure the objectivity of evaluation procedures, it is extremely important to separate these functions and switch to expert technologies for evaluating the results of students ' educational activities. An important role in solving this problem is played by the "Commission on the quality of educational and scientific activities" of the faculty.

Key words: assessment, quality, training, teacher, student.

Г.М. Магомедов, канд. физ.-мат. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

В статье изучен процесс оценочной деятельности как основы управления качеством практической подготовки будущих специалистов в вузе. Одной из ключевых задач в повышении качества образовательного процесса является обеспечение объективности результатов оценочных процедур. Традиционная система контроля основана на совмещении в деятельности преподавателя двух взаимоисключающих функций: обучения и контроля, что противоречит принципу сертификации продукции и приводит к серьезным издержкам. Для обеспечения объективности оценочных процедур крайне важно развести эти функции и перейти к экспертным технологиям оценки результатов образовательной деятельности студентов. Большую роль в решении этой проблемы играет комиссия по качеству образовательной и научной деятельности факультета.

Ключевые слова: оценка, качество, подготовка, педагог, студент.

Оценка как педагогическое средство использовалась в обучении и воспитании с глубокой древности до настоящего времени. В дидактике она является неотъемлемым компонентом структуры учебной деятельности и взаимосвязана с контролем. Контроль в обучении - это процедура установления учителем обратной связи со студентами с целью получения сведений о результатах их деятельности [1 - 6]. Под педагогической оценкой понимается «процесс соотнесения результата деятельности или поведения воспитанника, или хода самой деятельности с заранее заданными эталонами» [4, с. 231].

Существует большое количество парциальных оценок, и в связи с этим мы можем разделить их на три подгруппы [1]:

1) отсутствие оценки, неопределенная оценка считаются многими исследователями самыми худшими, потому что не дают никакой обратной связи, не ориентируют человека в результатах его деятельности, дезорганизуют поведение, вызывают состояние неуверенности и тягостные эмоциональные переживания;

2) отрицательные оценки, выражаемые замечанием, отрицанием, порицанием с включением сюда сарказма, упрека, угрозы, нотации. Оценки учебной работы, переходящие на личность, всегда крайне болезненно воспринимаются детьми. Из всех вышеперечисленных форм отрицательной оценки наиболее благоприятно воздействует на студента отрицание правильности ответа или решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.