При поиске вариантов решения задачи, заложенной в кейсе, мы опираемся на структуру и содержание деятельности, которая является универсальной, и относится к любому виду То есть решением задачи является описание таких этапов деятельности, как ориентировка, планирование, исполнение, контроль, оценка, коррекция, рефлексия, с учетом все компонентов деятельности: цели, предмета, методов, средств, действий и операций, продукта, результата. Оперирование данными категориями при решении кейса позволяет студентам вырабатывать осознанное отношение к своей профессиональной деятельности, к каждому акту педагогического взаимодействия как важному для формирования собственного профессионального опыта и жизненного опыта своих учеников.
Работа с кейсами в представленной выше логике позволяет даже в короткие сроки, которыми характеризуется заочное обучение, добиваться лучших результатов. По итогам работы с группами заочников видно, что осознанное отношение к составлению и решению педагогических кейсов демонстрировали уже более 80% обучающихся.
Библиографический список
Таким образом, проведенные теоретический анализ и практическая работа позволяют заключить, что погрузить студентов в ситуации, близкие к профессиональным, помогают педагогические кейсы. Работая над решением или созданием кейса, студенты формируют учебно-профессиональную самостоятельность, то есть способность самостоятельно осваивать профессию как в период обучения, так и после его завершения.
Научная новизна статьи определяется выявлением основных подходов к работе с педагогическими кейсами на основе универсальной структуры и содержания деятельности. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значении педагогических кейсов для формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов. Практическая значимость - в определении формы представления описания и решения кейсов на основе компетентностного и деятельностного подходов.
1. Бейзеров В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2019.
2. Голубчикова М.Г., Харченко С.А. Кейс-технологии в профессиональной подготовке педагога: учебное пособие. Иркутск: ИГУ, 2012.
3. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Кейс-конспект как средство оценки методической компетентности студентов педагогических вузов и учителей начальных классов. Образование и наука. 2018; № 9: 158 - 182.
4. Емельянова И.Н. Исследовательский кейс: учебно-методическое пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2020.
5. Коломиец О.М. Развитие педагогической деятельности преподавателя на основе кейс-технологии. Педагогика и психология образования. 2014; № 2: 64 - 69.
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллекция монографий. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
7. Маслова Ю.А. Методический потенциал кейс-технологии для подготовки магистра педагогического образования. Научное мнение. 2016; № 3: 83 - 86.
8. Патрушева И.В. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза с использованием кейс-метода. Педагогическое образование в России. 2015; № 8: 19 - 23.
9. Поздеева С.И., Шварева О.В. Формирование педагогической компетентности бакалавров в процессе прохождения учебной практики с применением кейс-метода. Инновации в непрерывном образовании. 2012; № 5: 78 - 83.
10. Шварева О.В. Современные педагогические технологии: кейс-метод: учебно-методическое пособие. Томск: ТГПУ 2019.
References
1. Bejzerov V.A. 105 kejsovpopedagogike. Pedagogicheskiezadachiisituacii: uchebnoe posobie. Moskva: FLINTA, 2019.
2. Golubchikova M.G., Harchenko S.A. Kejs-tehnologii vprofessional'nojpodgotovkepedagoga: uchebnoe posobie. Irkutsk: IGU, 2012.
3. Demeneva N.N., Kolesova O.V. Kejs-konspekt kak sredstvo ocenki metodicheskoj kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej nachal'nyh klassov. Obrazovanie i nauka. 2018; № 9: 158 - 182.
4. Emel'yanova I.N. Issledovatel'skijkejs: uchebno-metodicheskoe posobie. Tyumen': TyumGU, 2020.
5. Kolomiec O.M. Razvitie pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya na osnove kejs-tehnologii. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2014; № 2: 64 - 69.
6. Kompetentnostnyjpodhod vpedagogicheskom obrazovanii: kollekciya monografij. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2005.
7. Maslova Yu.A. Metodicheskij potencial kejs-tehnologii dlya podgotovki magistra pedagogicheskogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2016; № 3: 83 - 86.
8. Patrusheva I.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov pedagogicheskogo vuza s ispol'zovaniem kejs-metoda. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 8: 19 - 23.
9. Pozdeeva S.I., Shvareva O.V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti bakalavrov v processe prohozhdeniya uchebnoj praktiki s primeneniem kejs-metoda. Innovacii v nepreryvnom obrazovanii. 2012; № 5: 78 - 83.
10. Shvareva O.V. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii: kejs-metod: uchebno-metodicheskoe posobie. Tomsk: TGPU, 2019.
Статья поступила в редакцию 08.10.21
УДК 37.035
Dedyukhina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Woodwind Instruments, Gnessin Academy of Music (Moscow, Russia),
E-mail: dedyukhina@mail.ru
TRAINING OF FLUTIST-STUDENTS PERFORMING INTERPRETATION OF MUSICAL WORKS TAKING INTO ACCOUNT THEIR STYLISTIC FEATURES (THE CASE STUDY OF THE PIECE BY E. BOZZA "AGRESTIDE" FOR FLUTE AND PIANO OP.44). In this article, an attempt is made to consider the stylistic features of one of the most popular compositions for flute by E. Bozza "Agrestide". The author does not limit himself to the usual theoretical analysis of musical material, but considers stylistic features as the subject of the flutist's performing interpretation, indicating his most important tasks of technical and artistic plans. The article shows that the musical work "Agrestide" for flute and piano contains sections actually written in different styles: impressionist, imitation of the Baroque style, romantic. The complexity of the flutist's performing work is due to the fact that it is absolutely necessary for him to teach this work in sections, differentially approaching the sets of expressive means used in each of them, but at the same time he must form an idea of this work as a holistic, having a single dramaturgy and figurative system and implement this in his interpretation. This is a very difficult task that the student often cannot cope with on his own. In this regard, there is a problem of illumination in the methodical works of the principles of the performer's work on the style of a musical work. This article contributes to the solution of this problem.
Key words: Eugene Bozza, Agrestide, style features, impressionism, flute.
О.В. Дедюхина, кан. пед. наук, ст. преп., РАМ имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: dedyukhina@mail.ru
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ФЛЕЙТИСТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С УЧЁТОМ ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ Э. БОЗЗА «АГРЕСТИД» ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И ФОРТЕПИАНО ОР.44)
В данной статье предпринимается попытка рассмотрения стилевых особенностей одного из самых популярных сочинений для флейты Э. Бозза «Агре-стид». Автор не ограничивается обычным теоретическим анализом музыкального материала, но рассматривает стилевые особенности как предмет исполнительской интерпретации флейтиста, указывая наиболее важные его задачи технического и художественного планов. Сложность исполнительской работы флейтиста обусловлена тем, что ему совершенно необходимо учить это произведение по разделам, дифференцированно подходя к используемым
в каждомизних совокупностям вь |разительныхсредств, н о в то жевремя он должен формиров ат ь в себе пр едставлениеоб этом сое ни и какцелостном, имеющим единую драматургию и образный строй, и реализовывать это в своей интерпретации. Это очень сложная задача, с которой студент зачастую не может справиться самостоятельно. В этой связи, стоит проблема освещения в методических работах принципов работы исполнителя над стилем музыкаль-вого произведения. Данная стотьявмомитсвей вкхац в решение нноЫ жрдбеесы.
Ключевые слова: Эжен Бозза, Агрестид, стилевые особенности, импрессионизм, флейта.
Актуальность данной проблематики заключается в том, что в настоящее время в научно-методической литературе по вопросам исполнительства на фтеЫте в недессатоннвй степениысвощлнонробоеме даНосы исполниледя пад стилевыми особенностями музыкальных произведений. Рассматривая наиболее популярные методические пособия таких авторов, как например, Н.И. Пла-во нов рНвбнэружю, чтв в ннххндчолд итоагаюжся клюыеные ирннхииы техники исполнительства, а далее представлен богатый нотный материал, который не сопровождается пояснениями относительно того, как исполнителю следует варьировать то или иное выразительное средство (например, штрих marcato) в рамках того или иного стиля. Именно это умение использовать выразительные нредхтееинстррмвнтонсдотвотети и им стиееьыыи пдинципдм и, ндкохоцыс создано то или иное произведения, относится к числу важнейших для музыканта-исполнителя.
ByчдДуoбсeиepтуaсeфоeйтиcсoе одвиодз первоохедедндх пи стеьеми важности объектов подобного исследования являются произведения француз-йкого комиoзытoрaФжeулБoззо. Мвогио инех ужсдавв-ссани ниодъемеомой частью исполнительского репертуара, но при этом они совершенно незаменимы в процессе профессиональной подготовки флейтиста. Это обусловлено тим оунговаловым сдимесымсиниездж.коеорыИмедьтнесноте лл^^хгальвогд языка композитора. В результате при работе почти над каждым из сочинений Э. Бозза флейтисту необходимо решать очень большой комплекс исполнитель-акиезидач,фактииескипядбиуая к ьа>едлму нз роз^оохироизведение свос комплекс выразительных средств, обусловленный доминирующим стилем.
Цсль раннойстамьв- ооредеяись стхат^ях оеобесвесснпнеды «Агрестид» для флейты и фортепиано ор.44 Э. Бозза, раскрыть замысел композитора в музыкальном произведении и точное его воплощение на высоком идпол(^^[«ылянетежи^сш cрoНoдве,lнyиыиaлмво,умoс ционально и выразительно.
Основные задачи статьи видятся в следующем: научить культуре исполнения музыкального произведения, пониманию и точному воплощению в исполнительской деятельности смысла авторских указаний: темпа, динамики, ернимудяц—с штсиуoу;сфoсммpйвятьocновыы е нбв-ш мcьoениоeоьcксгджaг стерства игры на флейте: осуществлять контроль за функционированием исполнительского аппарата, звукоизвлечением, различными типами артикуляции, анпдиьaеyсe; пельжоиатьсу какможно Моеее широввм средств при игре на флейте в процессе исполнения музыкальных произведе-нмй:дин а минесви й диа па—н, виртуознрстьнрннсвоововни пажсажой, вдфани-тельность кантилены, ритмичность исполнения музыкального произведения и т.д.; развить творческое воображение, психофизиологические способности: ко-еpеисaсиюднияeяий, коcтобоoмиыaл ь ние дыиайин(ежючев ие в раНету мну; грудной клетки, диафрагмы и брюшной полости и др.).
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обоб-[девие.ди мтед ко-ссвжнно го исполвитежьского и педагогического опыта работы.
Интересующее нас музыкальное сочинение [1] было написано в 1942 году. С момента своего создания и до сих пор «Агрестид» остается одним из самых сложн ых с технической и художественнойточек зрения ивто же времяоднимиз наиболее загадочных в репертуаре флейтистов. «Загадка» состоит, главным образом, в названии пьесы: до сих пор не существует единого мнения относительно тога, что именно означаотслово «сфентрд». П|тиведем нксвольке раипсостран ненных интерпретаций. Согласно одной из них «агрестид» есть производное от французского «agreste», что в переводе означает «сельская местность».
В своей музыке Э. Бозза много воспринял у импрессионистов и, прежде всего, К. Дебюсси, и жанр «музыкальной зарисовки» представлен в его творче-мтсемиогими пртинводдииямт(к то еж л е и ижвдснным рроиз вехевитм для трубы и фортепиано «Сельские картинки»). А.М. Понькина полагает, что в этом проявляется яркая черта стиля Э. Бозза в тот период его творчества.
Hекотсрыоирполвителим розрльтате изсеедомаыиИлатимсыиж и гркчсских словарей трактуют слово «агрестид» как «состояние пробуждения». Наконец, исмм тоока зоеоии, что «агресттд» -вазоагие дреомгречеокого дсового ив-струмента.
«Агрестид» для флейты и фортепиано представляет собой яркий образец оо-пьзиторскогоиниляЭ.Бизза в пе»вюй период т го ткотчхствм- дои 900-х » [4, с. 16]. Прежде всего, отметим, что в произведении в полной мере выявлена специфическая для него трактовка структуры крупной формы. «Агрестид» соктоит инрeткиликгxвaзн«хетхкиериыхуаздеоов. В м^кальсом вании преобладает вариационный принцип развития как внутри каждого из таздсло« такнмиоиинеоии мцдьоа:воммн каист оаьдмле втащм^^о родственна теме из предыдущего. Но при этом ключевым принципом драматургии является яркое сопоставление разделов на фактурном и стилистическом у риккох. Фотон еики нафейиз виь птемстаильет соиоскеео кйврaйфopми«o-ванную самостоятельную миниатюру со своими изложением, развитием, кульминацией и завершением, однако ни в одной из них нет завершенности.
«Агрестид» состоит из следующих частей: Modere, Cadenza, Andantino, Anime, Piu Vivo. Modere и Cadenza следует рассматривать как две составляю-щи«ддмoгoйeдoоo - Эантьравпамтни флеНкы вмиоочевипохожм, гльвиым ос разом своей импровизационностью. Каденция воспринимается как естественное продолжение Modere. Andantino содержит новый тематический материал, восчм гармонивечкай стрхй - вьвыйрозд«л о пьвоссвмвевьи. Ап¡ о и P¡нм¡v« также следует рассматривать как две составляющие одного целого, где Anime -отвхивая«асти,Вш v¡оo-иийтуожвоя в и«прeccидии-
стском стиле. В этой части более всего заметно влияние К. Дебюсси. Особенное сходство со стилем композитора придает ослабление тональных тяготений а ныдеоeвиотaввжo0p«зиыьоттенкoнмтcoиe«aииЬcлож^-ирсматиьенквх созвучий: на фоне арпеджио в партии фортепиано разворачиваются виртуозные пассажи с большим количеством хроматизмов у флейты. Структура Modere представлена периодом из трех больших «построений», в которых развиваются
Рис.1.«Aгрeстид»РаздeлModere.«Aгрeстид».Такты:3-6
два основныхмотива:виртуозныйвосходящий хроматический пассаж вовто-ряющаяся на одной высоте нота в верхнем регистре на «дробящемся» ритме. Экспрессивная тема у флейты (рис. 1) звучит на фоне полного заполнения всех ре г истр ое у фореепионоев по едульнониыкомоегистуезввчио квинта,в с-еунсм регистре - диссонирующие аккорды, в самом верхнем регистре - виртуозные пассажи шестнадцатыми, с которыми партия флейты фактически вступает в «д ихлаг».
В указанном темпе и на фоне диссонирующих аккордов звучание инструмента начинает напоминать завывание. Далее следует виртуозная каденция, основанная на материале Modere.
Andantino - представляет собой лирическую, романтическую кантилену. BAedantino тннаптнайплао гораздо аооеерстсууав- oснооо ойнонаньуоетаю является E-dur. Фактура фортепианной партии, меняясь, приобретает и ритмическую устойчивость. Она по-прежнему охватывает почти весь диапазон фортепиано» но п роаном «глебокзй» Нан возуисаоозапеевую дто.акоорд ие«нем регистре - на вторую (в размере 6/8), арпеджио в партии правой руки, на фоне кантиленой темы у флейты подчеркивают вокальный характер повествования
(на о).
Очевидно, что для исполнения «Агрестид» требуется как минимум три разных комплекса выразительных средств.
В первой части от исполнителя, прежде всего, требуется умение найти красивый благородный звук с богатой палитрой нюансов, разнообразие тембра, глубокое проникновение в музыкальную ткань исполняемого произведения. Четкость артикуляции нужна преимущественно в эпизодах повторения второго мотива - яркое акцентированное detache с отчетливой филировкой. Все же виртуозные пассажи в первую очередь создают колористический эффект, «наслаиваясь» на сложные созвучия в партии фортепиано. Основная сложность здесь заключается в соблюдении ритма, то есть соблюдении главного условия вертикали. Грубой ошибкой исполнителя будет игра виртуозных пассажей tempo rubato - это полностью противоречит фактуре, в которой партиями фортепиано и флейты образуется полиритмия.
В Andantino от исполнителя требуется выразительная кантилена, максимально плавное исполнение пассажей legato и предельно мягкое detache. Играть следует по возможности просветленным тембром. Здесь исполнителю, возможно, следует обратиться к записям сочинения профессиональных флейтистов и к записям «Послеполуденного отдыха фавна» К. Дебюсси (прежде все-
Рис.2.«Aгрестид».РаздепAndantino.Цифра5.Такты:4-9
Фактура фортепианной партии не меняется на протяжении всего первого предложения (тт. 1 - 13 Andantino). В тринадцатом такте у флейты возникают два основных мотива из первой части - повторение ноты и последующий восходящий хроматический пассаж предваряют начало второго предложения. Начало второго предложения идентично первому но при этом в аккомпанементе у фортепиано возникает в партии правой руки восходящий хроматический тетрахорд , являющийся продолжен и ем восходящегопассажа флейтыиз тринадцатого такта. Лирический характер повествования сохраняется, но при этом он становится и более напряженным за счет усложнения фактуры. В заключите, ь ном пырходе (д и фра 7), дтнимическое нарастаыих и —л ожненидЫекии-ры исчезают - от основной лирической темы остается лишь пассаж, который проводится дважды - сначала в нисходящем, затем в восходящем движении на фтнтдихсокирующахтотаачий и фориетианд.
Anime начинается с яркого нисходящего виртуозного пассажа у фортепиано в динамике fortissimo, практически не отличимого от glissando (цифра 8). Во тттромракте хоаытоТыифрариеамико стададт дн pianissimpe и парти фортепиано начинает звучать аккомпанемент, в котором основной является ритмическая функция - гармонический строй вновь становится неустойчивым, что придает острым ритмическим аккордам лишь оттенок краски. Изложение темы занимает четыре такта, после чего в цифре 9 следует ее еще более виртуоз-тот разтинид (воидмт тткеоа).Развитидесущдоталтдтсаии сает хроматтзкцыи темы и переменного размера: 3/8, 5/8, 4/8. В пятом такте цифры 15 начинается «кода» - раздел Piu vivo, построенный на том же тематическом материале. Ф^^т^аесттмеавад^с^^^р втреутзндй и зрвдрюадрся «Агедстодихраим утверждением.
го, к звучанию оркестровой флейты) для формирования правильного слухового образа.
В Anime исполнителю необходима развитая мелкая техника и навык штриховой дифференциации. В изложении темы следует применять максимально острое (но в то же время не акцентированное) staccato. В эпизодах развития необходимо в исполнении добиться максимально четкой акустической дифференциации пассажей staccato и legato. При этом исполнитель должен стремиться не только добиться идеального качества артикуляции, но и выделять динамически каждую из мелких фраз.
Сложность исполнительской работы флейтиста обусловлена тем, что ему совершенно необходимо учить это произведение по разделам, дифференцированно подходя к используемым в каждом из них совокупностям выразительных средств, но в то же время он должен формировать в себе представление об этом сочинении как целостном, имеющим единую драматургию и образный строй, и реализовывать это в своей интерпретации. Это очень сложная задача. Тем самым проблема освещения в методических работах принципов работы исполнителя над стилем музыкального произведения остается актуальной.
Научная новизна статьи видится в обнаружении путей исполнительской интерпретации, представленной нами здесь, характерна не только для этого произведения Э. Бозза, но и в целом для значительной части оригинального репертуара для флейты, созданного в XX- XXI веках. Теоретическая значимость определяется выявлением анализа формы и драматургии пьесы Э. Бозза «Агрестид», основных тематических элементов повествования. Практическая значимость определяется в расширении педагогического знания о методах и приемах исполнительской деятельности над музыкальным произведением.
Библиографический список
1. Бозза Э. Агрестид для флейты и фортепиано. Available at: http://ru.scorser.com/0ut/4801522.html
2. Бозза Э. Сайт, посвященный композитору. Available at: http://www.eugenebozza.com/index.php
3. Платонов Н.И. Школа игры на флейте. Москва, 2004.
4. Понькина А.М. Эжен Боцца: творчество для духовых инструментов. Сборник статей по материалам XLII Международной заочной научно-практической конференции. Москва, 2015; Ч. 1, № 11 (38).
References
1. Bozza 'E. Agrestid dlya flejty i fortepiano. Available at: http://ru.scorser.com/0ut/4801522.html
2. Bozza 'E. Sajt, posvyaschennyjkompozitoru. Available at: http://www.eugenebozza.com/index.php
3. Platonov N.I. Shkola igry na flejte. Moskva, 2004.
4. Pon'kina A.M. 'Ezhen Bocca: tvorchestvo dlya duhovyh instrumentov. Sbornik statejpo materialam XLII Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii. Moskva, 2015; Ch. 1, № 11 (38).
Статья поступила в реакцию 08.10.21
УДК 37.013.32
Zenin R.N., adjunct, Department of Pedagogy, Federal University for Higher Education "Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: zenin85@mail.ru
PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF MILITARY-POLITICAL TRAINING OF PERSONAL STAFF IN A MILITARY UNIT. The article reveals the author's own approach to substantiating pedagogical characteristics of the process of military-political training of personnel of a military unit. It emphasizes the need for its timely and long-term planning, reflecting the relevant and modern in the formation of a high level of military-political consciousness and culture, the qualities of a warrior-statesman, a patriot, a highly moral personality, a conscientious and responsible attitude to military duty, the requirements of legislative and other normative legal acts of the Russian Federation, charters and military discipline. The article gives a brief pedagogical characteristic of the structural and content components of the process of military-political training in a military unit. The relationship between them is revealed. The possibilities of the educational process of the military unit to increase effectiveness of the process under study are shown. In conclusion, the structure and content of the military-political training of personnel are presented.
Key words: military-political training, pedagogical characteristics, serviceman, military unit.
Р.Н. Зенин, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Москва, E-mail: zenin85@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
В статье раскрывается авторский подход к обоснованию педагогической характеристики процесса военно-политической подготовки личного состава воинской части. Подчеркивается необходимость его своевременного и перспективного планирования, отражения актуальных и современных по формированию у личного состава высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, уставов и воинской дисциплины. В статье дана краткая педагогическая характеристика структурных и содержательных компонентов процесса военно-политической подготовки в воинской части. Раскрывается взаимосвязь между ними. Показаны возможности учебно-воспитательного процесса воинской части по повышению эффективности изучаемого процесса. В выводах по статье представлена структура и содержания военно-политической подготовки личного состава.
Ключевые слова: военно-политическая подготовка, педагогическая характеристика, военнослужащий, воинская часть.
Актуальность данной статьи заключается в том, что в решении задач военного строительства, в повышении ответственности каждого военнослужащего за порученный участок и за состояние дел в коллективе важная роль принадлежит военно-политической подготовке как неотъемлемой части всей работы по формированию мировоззрения и активной гражданской позиции. Военно-политическая подготовка занимает важное место в формировании военнослужащего, в повышении его общественной сознательности и культуры [1 - 9].
В настоящее время термин «военно-политическая подготовка» (далее -ВПП) получил широкое распространение в психолого-педагогической литературе. Однако далеко не во всех научных изданиях в это понятие вкладывается одинаковый смысл.
Одни авторы ограничивают понятие ВПП только политической пропагандой и агитацией, разъяснением военнослужащим положений государственной политики и требований действующего законодательства. Другие, подчеркивая важность ВПП, не раскрывают его содержания, а лишь указывают, что в условиях военной службы оно тесно смыкается с другими направлениями боевой подготовки [7].
В некоторых работах справедливо отмечается особое значение хорошей организации ВПП сотрудников центрального аппарата, тех должностных лиц, которые призваны обеспечивать соблюдение положений государственной политики и требований действующего законодательства, недопущения их нарушения, но при этом почти не раскрывается методика организации такой работы [1, с. 3].
Следовательно, вопросы ВПП военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации требуют своего теоретического освещения. Нуждается в обобщении и анализе опыт работы по военно-политической подготовке личного состава, сложившийся в последние годы. Всестороннее исследование этих вопросов возможно лишь совместными усилиями представителей различных отраслей науки: политологов, социологов, философов, юристов, историков, психологов и педагогов.
Цель данной статьи - с педагогических позиций обосновать процесс военно-политической подготовки личного состава воинской части.
Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «военно-политическая подготовка личного состава», выделить сущностных характе-
ристики данного педагогического процесса; определить направления достижения наиболее эффективных ее результатов в воинской части.
Методы исследования. Комплексная методика, применяемая в статье, объединила две группы основных методов научного познания: теоретических (системно-структурный анализ, обобщение и проектирование, теоретический анализ проведённых научных исследований; анализ и синтез и др.) и эмпирических методов (анализ документов и результатов деятельности, педагогическое наблюдение, анкетирование и др.).
Необходимо отметить, что приказом МО РФ № 95 «Об организации ВПП в ВС РФ» введен в практику подготовки войск новый предмет боевой подготовки - ВПП, целью которой является «...формирование у военнослужащих ВС РФ высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, уставов и воинской дисциплины. В сочетании с другими предметами боевой подготовки ВПП обеспечивает высокую морально-политическую и психологическую готовность военнослужащих и воинских коллективов к выполнению задач, возложенных на ВС РФ» [6].
В целом ВПП личного состава ВС РФ предусматривает не только глубокое изучение ими положений государственной политики и действующего законодательства, но и овладение методикой правильного их применения в своей повседневной практической деятельности.
В системе ВПП важное место принадлежит политической пропаганде и агитации - планомерному разъяснению различным категориям военнослужащих основных положений государственной политики, изучению требований военного и гражданского законодательства. Вместе с тем ВПП не сводится только к разъяснительной, пропагандистской и агитационной работе [9, с. 57]. Оно предусматривает проведение и необходимых организационных мероприятий, поддержание в каждом воинском коллективе определенного порядка как должностными лицами, так и армейской общественностью [2, с. 26].
В ВПП личного состава важную роль играет контроль со стороны вышестоящих начальников, военно-политических и специальных органов за строгим соблюдением требований государства и законности в их практической деятельности и умелым применением предоставленных им средств [4, с. 21].