Мы видим дальнейшую перспективу применения нашего исследования на школьных и вузовских занятиях по предметам гуманитарного цикла (русского, английского языка, и литературы, истории, педагогики, психологии), так как в нем затрагивается большое количество вопросов, которые входят в круг интересов данных наук.
Литература:
1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. - Москва: Эксмо, 2009.
2. Краткий словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева, М.П. Венгрова. - Москва: Учпедгиз, 1963.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970.
4. Пермяков Г.П. Основы структурной паремиологии. - Москва: Наука, 1988.
5. Снегирев И.М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. В 4-х т. - Москва: Либроком, 2012. - Т. 1.
6. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. - Москва: Дрофа, 2002.
7. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и культурологический аспекты. -Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996.
8. Doyle C. The Dictionary of Modern Proverbs. - New Haven: Yale University Press, 2012.
9. http://www.collinsdictionary.com
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Дедюхина Ольга Владимировна
Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва)
ДИСТАНЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье показан опыт преподавателя-музыканта при обучении детей в учреждениях дополнительного образования школьников по классу флейты в условиях дистанционного обучения при пандемии. В статье отмечается, что индивидуальную работу по классу флейты можно проводить в мессенджере (WhatsApp, Viber, Skype, Zoom и др.). При наличии камеры и микрофона педагог слышит звук ученика, корректирует технические несовершенства игры, определяет работу над следующими музыкальными проблемами в исполнении воспитанника. При этом урок (как и в классическом формате) состоит из проигрывания упражнений, гамм, арпеджио, этюдов, музыкальных произведений и др. Групповые занятия проходят на платформе Zoom. Здесь предоставляется возможность видеть, слышать каждого воспитанника. Педагог может включать в групповую работу теоретическую информацию (лекции, презентации, опрос учащихся), а может проводить практическую часть обучения - игра в ансамбле флейтистов (освоение нового материала и закрепление пройденного, работа над ритмическим рисунком и др.). Платформа позволяет бесплатно собирать на 40 минут до 100 участников.
Ключевые слова: педагог - музыкант; учреждения дополнительного образования; дистанционная деятельность; учащиеся по классу флейты.
Annotation. The article shows the experience of a teacher-musician in teaching children in institutions of additional education of schoolchildren in the flute class in the conditions of distance learning in the event of a pandemic. The article notes that individual work on the flute class can be carried out in a messenger (WhatsApp, Viber, Skype, Zoom, etc.). In the presence of a camera and microphone, the teacher hears the sound of the student, corrects technical imperfections of the game, determines the work on the following musical problems performed by the pupil. In this case, the lesson (as in the classic format) it consists of playing exercises, scales, arpeggios, etudes, musical compositions, etc. Group classes are held on the Zoom platform. Here you can see and hear each pupil. The teacher can include theoretical information in the group work (lectures, presentations, surveys of students), and can conduct a practical part of the training - playing in an ensemble of flautists (mastering new material and fixing the passed, working on a rhythmic pattern, etc.). the Platform allows you to collect up to 100 participants for 40 minutes for free.
Keyword: teacher-musician; institutions of additional education; distance activities; students in the flute class.
Введение. В последнее время мы все столкнулись с невозможностью вести учебный процесс привычным образом. Уроки в классическом формате остались в прошлом и нам приходится искать способы дистанционной работы с воспитанниками. Она значительно отличается от стандартных уроков, занятий. Но это новая возможность попробовать разные инструменты, подходы, формы в организации образовательного процесса [1-5].
Изложение основного материала статьи. Важно понимать, что цели и задачи обучения остаются прежними. Меняется только форма работы, подача материала. А с помощью онлайн-инструментов можно поддерживать мотивацию воспитанников, анализировать степень усвоения материала.
Обязательно следует поддерживать связь с родителями воспитанников, чтобы грамотно составить расписание, подобрать индивидуальный маршрут обучения, сформировать время работы и время отдыха.
Родители детей, обучающихся по классу флейты, каждую неделю принимали участие в онлайн-встречах с педагогом. Педагог рассказывала об успехах воспитанников, о трудностях, с которыми столкнулся конкретный ребенок. Вместе с родителями подбирались пути преодоления данных трудностей, намечались новые задачи в обучении на флейте.
Автор проанализировала основные сложности дистанционного обучения, нашла пути их решения, выявила новые формы существования дополнительного образования в цифровом сегменте.
Для организации онлайн-обучения необходимы:
во-первых, скоростной интернет;
во-вторых, необходимое оборудование (компьютер, ноутбук, телефон с наличием камеры и микрофона);
в-третьих, каналы связи с учащимися (мессенджеры, почта, сервисы для проведения вебинаров, конференций).
Организация обучения в цифровом формате подразумевает разделение учебного материала на части. Кейс-технологии позволяют сформировать логические информационные блоки. Тематически кейсы при дистанционной работе можно разделить на:
• индивидуальные;
• групповые;
• самостоятельные.
Индивидуальную работу по классу флейты можно проводить в мессенджере (WhatsApp, Viber, Skype, Zoom и др.). При наличии камеры и микрофона педагог слышит звук ученика, корректирует технические несовершенства игры, определяет работу над следующими музыкальными проблемами в исполнении воспитанника. При этом урок (как и в классическом формате) состоит из проигрывания упражнений, гамм, арпеджио, этюдов, музыкальных произведений и др.
Групповые занятия проходят на платформе Zoom. Здесь предоставляется возможность видеть, слышать каждого воспитанника. Педагог может включать в групповую работу теоретическую информацию (лекции, презентации, опрос учащихся), а может проводить практическую часть обучения - игра в ансамбле флейтистов (освоение нового материала и закрепление пройденного, работа над ритмическим рисунком и др.). Платформа позволяет бесплатно собирать на 40 минут до 100 участников.
Самостоятельная деятельность воспитанников также корректируется педагогом дополнительного образования. В этот кейс входит самостоятельный просмотр видео, предложенного преподавателем. Чтение необходимого материала (это может быть ссылка на определенный сайт, скриншот учебника или текстовая лекция). Канал для информирования воспитанников может быть любой - Google classroom, личный блог педагога, канал на Youtube, закрытая группа в Вконтакте (Viber, WhatsApp).
С помощью цифрового обучения педагог может:
• делиться документами или ссылками на них;
• размещать в чате различный контент (фото, рисунки, видео, графические объекты);
• проводить онлайн-трансляцию лекций, выступлений;
• запускать обсуждения, проводить опросы и тестирование;
• создавать коллективный продукт (концерт, видео-презентацию).
Построение дистанционного обучения основано на совместной деятельности педагога и воспитанника. Оно нацелено на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса. Сетевой формат предполагает возможность поиска необходимой информации, создание алгоритмов для решения задач, анализ вводных данных, обсуждение и создание общего продукта.
Воспитанники ЦТР и МЭО «Радость» в течение нескольких месяцев занимались с педагогом индивидуально (через WhatsApp, Zoom) 1 или 2 раза в неделю. Количество занятий варьируется в зависимости от программы обучения. Концертмейстер класса флейты подготовила записи фортепианного аккомпанемента всех произведений, которые играли обучающиеся. Важно было сделать несколько вариантов аккомпанемента (медленный темп, средний, быстрый), чтоб юные флейтисты могли играть пьесы на разном этапе разучивания.
Уроки ансамбля флейтистов проходили в Zoom. Некоторые педагоги предлагают сервис -«Консерваторию онлайн». Опыт работы автора в цифровом сегменте показывает, что Zoom и WhatsApp -удобные площадки с понятным и простым интерфейсом. В зависимости от технических характеристик оборудования (компьютер, телефон) можно варьировать настройки таким образом, чтоб звучание инструмента и визуальный ряд соответствовали реальному качеству.
В течение периода дистанционного обучения воспитанники класса флейты приняли участие в Городском конкурсе детского и юношеского творчества «Мир музыки и танца - 2020», в XVIII Московском международный детско-юношеском музыкальном конкурсе «Звучит Москва». Стали победителями Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «На свободной земле» (г. Кемерово). Дипломами лауреатов 1 степени были награждены: инструментальный ансамбль - Софья Юрлова и Гаяне Казарян, семейный ансамбль - Татьяна Лыткина и Михаил Лыткин, ансамбль флейтистов - Ульяна Яковлева и Татьяна Лыткина. Вера Якушева завоевала Гран-при в III международном многожанровом фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Мелодия победы».
Дипломами за профессиональную подготовку обучающихся были награждены педагог по классу флейты Ольга Владимировна Дедюхина и концертмейстер Ольга Романовна Ченцова.
Существует и еще один пласт дистанционной работы - проведение мероприятий на платформе Zoom. Платформа дает возможность не только проводить уроки и видеоконференции в режиме реального времени, но и транслировать презентации, концертные выступления.
Такие интерактивные мероприятия интересны воспитанникам тем, что каждый участник может включить или выключить свою камеру, звук. Существует функция демонстрации экрана. Есть возможность использовать онлайн-доску - рисовать на экране графические элементы, которые помогут сделать речь педагога или воспитанника ярче.
Во время проведения мероприятия на платформе Zoom участники могут переписываться в чате, задавая интересующие вопросы.
Программа Zoom предлагает участникам видео-мероприятия использовать виртуальный фон - это возможность скрыть интерьер квартиры или места, из которого ведется трансляция.
Ежегодно все обучающиеся в классе флейты принимали участие в отчетном годовом концерте, который по традиции проходил в конце мая. Не отступая от сложившихся канонов, в конце учебного года воспитанники совместно с педагогом подготовили и провели онлайн-концерт «Весенние трели» на платформе Zoom. В программе концерта прозвучали произведения классиков и современных композиторов, сольные и ансамблевые номера.
Воспитанники Центра «Радость» показали умение играть на разных видах флейт - блокфлейте, флейте-пикколо, большой флейте.
В концерте приняли участие и самые маленькие флейтисты, которые только начали заниматься.
Особое внимание было уделено празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вероника Назарова, Игорь Малышев, Варвара Рогова приняли участие в акции «Приношение героям
Бессмертного полка». Они подготовили видео-ролики о своих прадедушках, воевавших в годы войны. В завершении концерта было исполнено попурри на военные темы ансамблем флейтистов «Созвездие».
Концерт получился необычайно теплым, наполненным творчеством и яркими эмоциями. Зрители не жалели виртуальных оваций для юных музыкантов. Родители поблагодарили в чате конференции педагога, исполнителей и концертмейстера, которые помогали создавать концертные номера.
Внеклассно-воспитательная работа педагога дополнительного образования - неотъемлемая часть учебной деятельности. Она велась дистанционно, во внеурочное время. И, соответственно, материал был подобран сверх учебного плана.
Основными задачами внеклассной работы в классе флейты являются:
• помощь воспитанникам в определении стабильных интересов к определенному виду деятельности или предметной области;
• детекция склонностей, способностей, дарований;
• расширение кругозора воспитанников в процессе углубленного изучения программного материала, выходящего за рамки учебной деятельности;
• осуществление нравственного, эстетического, физического воспитания учащихся;
• развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.
Внеклассная дистанционная работа была построена таким образом, чтобы стимулировать воспитанников к пополнению своих знаний, умений. Чтобы материл был доступен для понимания и разнообразен по содержанию.
Информационные технологии позволяют создать занимательный и полезный для обучающихся материал с помощью кеинг-видео.
Кеинг-видео (Chromakey, хромакей, кеинг) - технология экспресс-удаления нежелательной части контента из ряда кадров и замена ее на необходимый для композиции фон. Таким образом кеинг-видео - это видео, созданное в технологии Chromakey.
Интерактивная видео-лекция по внеклассной работе, выполненная посредством технологии Chromakey воспринимается воспитанниками гораздо эмоциональнее, чем обычная лекция. Ибо она задействует одномоментно и зрительный, и слуховой каналы восприятия информации, придающие мотивацию к получению знаний.
Хромакей, или кеинг позволяет не использовать декорации. Их заменяет однотонный фон - например, зеленый. Это цвет используется чаще, так как он не встречается в тоне человеческой кожи, да и современные камеры наиболее чувствительны к этому спектру. После зеленого следуют синие и голубые оттенки, а также ярко-рыжий цвет - эти цвета так же используются для создания однотонного фона.
При создании внеклассного интерактивного видео педагогом был использован хромакеинг с применением фоторедактора VideoPad. Фон для лекций был выбран зеленый и, соответственно, в одежде и аксессуарах лектора не должен присутствовать этот оттенок.
Технология создания учебного видео (видео-лекции, видео-концерта), с учетом дидактических требований, состоит из 7 этапов:
во-первых, это постановка образовательной цели и задач; во-вторых - разработка сценария лекции; в-третьих - оборудование съемочной площадки; в-четвертых - съемка эпизодов;
в-пятых - это подбор (или создание), внедрение интерактивных элементов; в-шестых - монтаж видеоряда, его обработка; в-седьмых, это сохранение видеоряда в формате mp4.
Оптимальное время видео-лекции для внеклассной работы - 45 минут. Видео-лекция может включать фрагменты обучающих фильмов, видео-пособий, которые находятся в интернете. Динамику ролику поможет придать выразительная речь, мимика лектора. Как и на телевидении, педагогу дополнительного образования необходимо подобрать допустимую цветовую гамму, стиль одежды и аксессуаров.
Особое внимание следует уделить фоновой музыке - она накладывается на речь педагога и, следовательно, не должна заглушать голос. Кроме того, в зависимости от произносимого текста, фоновая музыка может быть энергичной или наоборот, спокойной, меланхоличной.
Важно понять, что видео не должно быть статичным. Идеальная продолжительность речи лектора - 5-10 минут. Для удобства слушателей вся лекция делится на 10-минутные фрагменты. Таким образом речь лектора необходимо разбавлять дополнительным видеорядом, фотографиями, схемами. Между разными фрагментами видео необходимо вставлять футажи-переходы.
Футаж (от англ. Footage) - видеофайл, содержащий анимированное или обычное видео-изображение. Их всегда можно найти в ютубе в свободном доступе. При монтаже обучающего пособия футажи используются не только для перехода, но и для финальных/начальных титров.
Видеоролик, созданный в технологии хромакей, обладает рядом качеств, отвечающих образовательным целям и задачам:
1. Мультимедийность передаваемой информации: анимация, видео, звук, текст в одной экспозиции;
2. Живая речь, не перегруженная лишней информацией;
3. Наглядное погружение в изучаемый материал посредством реалистичной смены фона. В технологии хромакей были созданы циклы видео-лекций, а также фильмы-концерты:
• о выдающихся музыкантах, исполнителях на духовых инструментах («Иван Пантелеевич Мозговенко. Исполнительская и педагогическая деятельность»; «Иван Федорович Пушечников. Вклад педагога-музыканта в обучение игре на духовых инструментах»; «Александр Васильевич Корнеев. Исполнительская и педагогическая деятельность» и др.);
• о выдающихся музыкантах, педагогах основателях русской флейтовой школы («Творческая деятельность Ф. Бюхнера, В.В. Кречмана, В.Н. Цыбина», «Исполнительская и педагогическая деятельность Николая Ивановича Платонова» и др.);
• о композиторах, писавших музыку для духовых инструментов («Духовые инструменты в творчестве Т. Альбинони, А. Марчелло», «Исполнительство на духовых инструментах в первой половине XVIII века», «Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле XVII века / Г. Перселл, Дж. Торелли», «Духовые инструменты в творчестве В.А. Моцарта» и др.);
• о днях Воинской славы России («День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении в 1770 году», «Победа русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении в 1709 году»);
• фильм-концерт «Детства яркая планета», посвященный Международному дню защиты детей. В нем приняли участие все воспитанники класса флейты, их родители. Каждый обучающийся подготовил мини-рассказ о детстве, о своих любимых привычках, и концертный номер.
Видео-лекции и фильмы-концерты были транслированы в видеохостинге Youtube.
Выводы. Мероприятия, концерты, творческие встречи, мастер-классы проходили в Zoom, транслировались в Facebook, выкладывались на сайте и медиа-канале ЦТР и МЭО «Радость» в Youtube. Родители с удовольствием принимали участие, писали комментарии, создавали семейные видео-ролики, общались в чате центра. Дистанционная деятельность педагога-музыканта - это новый опыт, новые возможности реализации персонифицированного образовательного маршрута, формирование профессиональной компетентности специалиста в XXI веке. Литература:
1. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхрыстюк М.С. и др. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: коллективная монография / Москва, 2020.
2. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18.
3. Дедюхина, О.В. Персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта // Дискуссия
- Екатеринбург; 2015 - №1 - С. 101-106
4. Дедюхина, О.В. Формы творческого самосовершенствования педагога-музыканта // Научный поиск
- 2015 - №3.4. - С. 70-72
5. Дедюхина, О.В. Специфика организации профессиональной деятельности педагога-музыканта в учреждении дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. -Вып. 67. - Ч. 1. - С. 78-81
Педагогика
УДК 378
аспирант кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Донина Екатерина Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. Современная система образования ставит перед педагогами новые цели и задачи. Одной из важнейших компетенций педагога становится владение технологиями менеджмента и маркетинга в образовании. Актуализируется поиск эффективных организационных форм повышения уровня управленческой культуры педагогов, их готовности к решению сложных вопросов деятельности школы. Статья посвящена исследованию феномена «управленческая культура будущего педагога». Автор дает теоретический анализ современных взглядов на рассматриваемое понятие, раскрывает содержательные и структурные характеристики.
Ключевые слова: управленческая культура будущего педагога, компоненты управленческой культуры, организационная культура, правовая культура, информационно-технологическая культура, коммуникативная культура.
Annotation. The modern education system sets new goals and objectives for teachers. One of the most important competencies of a teacher is becoming proficient in management and marketing technologies in education. The search for effective organizational forms of raising the level of the managerial culture of teachers, their readiness to solve complex issues of the school's activities is actualized. The article is devoted to the study of the phenomenon of "management culture of a future teacher". The author gives a theoretical analysis of modern views on the concept under consideration, reveals content and structural characteristics.
Keywords: managerial culture of the future teacher, components of managerial culture, organizational culture, legal culture, information technology culture, communicative culture.
Введение. Современная ситуация характеризующаяся потребностью инновационной экономики России в кадрах высокой квалификации, оказывает влияние на существующую систему образования и ставят перед педагогами новые цели и задачи.
В 2012-2013 гг. в связи с принятием Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 г. благодаря которому стал еще более очевидным тот факт, что содержание деятельности педагогов российской школы не соответствует тому, каким оно было еще 15-20 лет назад. Помимо образовательной деятельности, направленной на достижение обучающимися образовательных результатов, предусмотренных ФГОС, педагог должен обладать соответствующими навыками для трансформации своего поведения в развивающейся поликультурной среде; уметь строить свою деятельность в сфере воспитания и образования с учетом культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей; выстраивать систему деятельности и регуляции поведения детей; обладать навыками по оценке динамики развития ребенка и соответствующим инструментарием для диагностики его уровня развития; уметь организовать и провести педагогический мониторинг и др. Важными компетенциями педагога становятся: знание и умение применять технологии менеджмента и маркетинга в образовательной деятельности, привлекать к управлению образовательным процессом других участников образовательных отношений: педагогов, родителей, представителей общественных организаций; знание законодательства, которое регламентирует образовательную деятельность в Российской Федерации, владение ИКТ-технологиями и др.