Литература:
1. Гущин А.В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования // Приволжский научный журнал. 2013. № 4 (28). С. 235-239.
2. Гущин А.В., Филатова О.Н. Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 454-458.
3. Гущин, А.В. Модель проект-концепции электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2016. - № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24515
4. Каменева, Н.А. Вопросы формирования информационной образовательной среды вуза // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2016. №4. С. 269-276.
5. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза // Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.
6. Кормилицына, Т.В. Новая педагогика и электронное обучение: история и современность // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7. - № 3. -С. 8-14.
7. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 3.
8. Методика оценки электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза / Т.В. Добудько, С.В. Горбатов, А.В. Добудько, О.И. Пугач // Самарский научный вестник. 2018. 7 (3 (24)). C. 311-316
9. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 4.
10. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
11. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве / Ю.Н. Петров, О.Н. Филатова. // Нижегородское образование. 2019 №1. - С. 30-33.
12. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 1.
13. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.
14. Шукурзод Т.А., Шарипов Ф.Ф. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов // Наука и школа. 2011. № 6. С. 54-56.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, преподаватель Дедюхина Ольга Владимировна
Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва)
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В предлагаемой статье раскрывается организация творческой, инновационной деятельность педагога-музыканта учреждения дополнительного образования, которая способствует определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребенка. В этой связи возрастают требования к профессиональной культуре педагога, его психолого-педагогической подготовке, уровню его компетентности.
Ключевые слова: педагог-музыкант, творческая деятельность, ансамбль, ансамбль флейтистов, коллективное творчество, инновационная деятельность.
Annotation. The proposed article reveals the organization creative, innovative activity of the teacher-musician of the institution of additional education, which contributes to the identification and further development of the potential capabilities of the child. In this regard, the requirements for the professional culture of the teacher, his psychological and pedagogical training, and the level of his competence are increasing.
Keywords: teacher-musician, creative activity, ensemble, ensemble of flautists, collective creativity, innovative activity.
Введение. Сфера учреждений дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке [1].
Разработка и внедрение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в учреждении дополнительного образования, способствует и динамике профессионального роста, формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта.
Изложение основного материала статьи. В ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость» реализуются образовательные общеразвивающие программы, направленные на формирование у воспитанников в классах духовых инструментов навыков игры в ансамбле. Ансамблевое исполнительство является сложной творческой деятельностью, поскольку предъявляет воспитанникам новые технические трудности, требует от них более острого слухового контроля и эмоционального отношения к исполняемой музыке, средствам ее интонационно-художественного воплощения.
С первых шагов обучения на флейте необходимо заинтересовать воспитанника в коллективном исполнительском творчестве. «Если удается заинтересовать ребенка на пути к сложному миру музыки,
вызвать ощущение радости творчества в соприкосновении с ней, то можно считать, что основная часть задачи педагога решена, только достигнув заинтересованности ребенка на первых встречах с музыкой можно постепенно вводить его в более узкий круг профессиональных умений и навыков», - говорил Народный артист России, профессор А.В. Корнеев [2].
Музыкальное исполнительство в составе творческого коллектива - ансамбля - имеет большое значение на формирование исполнительской техники флейтиста; способствует его исполнительскому росту; расширяет музыкальный кругозор, музыкально-слуховые восприятия; воспитывает музыкально-эстетический вкус; способствует дружеским взаимоотношениям, дисциплинирует; воспитывает такие существенные качества, как взаимоуважение, ответственность за общее дело.
«Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных...Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнера, он не добьется хороших результатов в ансамбле.Необходимо довериться интонации партнера, только тогда усилия каждого превратятся в музыку», - говорил Р.Б. Баршай [3].
В центре «Радость» создан ансамбль флейтистов «Созвездие». На сегодняшний день он объединяет более 40 воспитанников, желающих обучаться ансамблевому исполнительству вне зависимости от возраста и уровня подготовки.
Важную роль в работе с ансамблем играет репертуар. Педагогу необходимо искать разнообразный музыкальный материал, который позволяет развить у воспитанников не просто навыки ансамблевого музицирования с разными инструментами (фортепиано, гобой, скрипка, труба бас-гитара, ударные инструменты и др.), но и научиться использовать выразительные возможности своего инструмента в различных стилях, жанрах.
Подбор репертуара полностью ложится на плечи педагога-музыканта. Необходимо продумывать и учитывать исполнительские задачи, которые будут поставлены перед воспитанниками в ходе разучивания произведения.
Ансамблевый репертуар должен состоять из:
> произведений композиторов-классиков;
> пьес программного, жанрового характера;
> полифонических пьес;
> произведений современных авторов;
> эстрадных, популярных мелодий.
Необходимо учитывать, что подобранные для воспитанников произведения, должны быть доступны в плане технического исполнительства и интересны, понятны по программному содержанию.
Репертуар ансамбля флейтистов представлен разнообразной стилевой и жанровой палитрой популярных эстрадных, классических композиций разных стран мира, детскими песнями: «В траве сидел кузнечик» из мультипликационного фильма «Приключения Незнайки и его друзей» выдающегося советского композитора В. Шаинского, чья музыка была чрезвычайно популярна; рождественской песней «Веселые колокольчики» американского композитора ХГХвека Дж. Пьерпонта, инструментована для ансамбля флейт (можно исполнять и в ансамбле блокфлейт) и фортепиано, бас-гитары и ударных инструментов.
В репертуар следует включать пьесы патриотической тематики. Такие произведения придают торжественность концерту, выражая идейную направленность и решая социально-педагогические задачи. Репертуар ансамбля «Созвездие» включает:
• обработку популярной песни М. Фрадкина «Случайный вальс», написанной композитором в 1943 году;
• переложение музыки Джона Таунера Уильямса написанной к кинофильму «Список Шиндлера», повествующем о событиях второй мировой войны;
• переложение популярной песни О. Газманова «Москва» для солиста и ансамбля флейт;
• попурри на темы военных песен «Навстречу Победе» в обработке Д. Коростелева для ансамбля флейт, фортепиано, бас-гитары и ударной установки.
Другая категория пьес - популярные мелодии разных стран мира. Знакомство с ними - начало формирования межнациональной культуры общения, развитие гуманных взаимоотношений. Включенные в репертуар ансамбля «Созвездия» сочинения отличаются ярким образным содержанием, красочной мелодикой, ритмикой, гармонией, колористичностью аранжировок, что обуславливает легкость восприятия воспитанников к данной музыке, стимулирует интерес к занятиям в творческом коллективе:
• «Бразилейра» из сюиты «Скарамуш» французского композитора Д. Мийо;
• «Рио-рита» - пасадобль 30-х годов немецкого композитора Э. Сантеухини;
• мелодия из кинофильма «Игрушка» французского композитора В.Косма, инструментована для ансамбля флейт, фортепиано, бас-гитары и ударных инструментов;
• «Сырба» - румынский народный хороводный танец французского композитора В.Космы из кинофильма «Высокий блондин в черном ботинке», инструментован для ансамбля флейт, фортепиано, скрипки, трубы, бас-гитары и ударной установки;
• «Бесаме мучо» - песня в жанре кубинского болеро, написанная в 1940 году мексиканской пианисткой К. Веласкес, инструментована для флейты, гобоя, фортепиано, бас-гитары и ударной установки.
Изучая в ансамбле популярные музыкальные произведения композиторов разных стран, учащийся познакомится с музыкальным языком и культурой другой страны, освоит принципы изменения характера звукоизвлечения, построения фразы, динамики в зависимости от стиля и жанра произведения.
Пьесы композиторов-классиков развивают интерес к познанию классической музыки, учат воспитанников понимать характер музыкальных образов, знакомят с чувством формы. Популярнейший «Марш Радецкого», написанный в 1848 году австрийским композитором Иоганном Штраусом в честь фельдмаршала графа Радецкого, всегда с воодушевлением исполняется воспитанниками и воспринимается публикой.
Пьесы современных композиторов - это знакомство с непрерывной эволюцией звука на протяжении веков, что позволяет воспитанникам изучить стиль исполнения современной музыки и пользоваться своеобразными приемами игры на инструменте, в ансамбле. В ансамбле флейтистов воспитанники исполняют произведения современных композиторов: пьесы «Вьюга», «Былина» М. Ченцова и миниатюру «Дыхание весны» О. Ченцовой.
Музыкальный материал, собранный педагогами ансамбля направлен на формирование у воспитанников навыков ансамблевого исполнительства - достижение артикуляционной, интонационной и тембровой слитности, достижение метро-ритмического единства, динамического и тембрового баланса.
Большое значение при выборе пьес имеет и качество инструментовки, аранжировки, переложения. Педагоги используют разные инструментальные составы ансамблей. Безусловно, решение этих задач будет способствовать совершенствованию у воспитанников умения работать с сольным репертуаром, поскольку интонационный, ритмический, тембровый слух, навык контроля звуковедения, артикуляции и динамики, развитие которых интенсифицируется в процессе обучения в ансамбле, являются важнейшими навыками и в сольном музицировании.
Стилевое многообразие репертуара, также направлено на решение важнейшей задачи музыкального воспитания - формирования в обучающихся понимания инвариантности выразительных возможностей инструмента и обусловленности применения конкретного комплекса выразительных средств стилем и жанром композиции.
Важно отметить, что музыкальный материал, исполняемый в ансамбле рассчитан на исполнителей с разным уровнем подготовки: от флейтистов, которые только начали осваивать инструмент и пока могут исполнять очень простые последовательности звуков, до учащихся, работающих с достаточно сложными программами, а также для профессиональных музыкантов.
Флейтистам с достаточно большим игровым опытом могут быть отданы первые или вторые партии. Самым юным исполнителям может быть доверено исполнение третьей, четвертой партии (в зависимости от того, для какого количества флейт инструментовано сочинение). Для начинающих флейтистов игра в ансамбле с более опытными музыкантами очень важна с точки зрения развития их исполнительских навыков.
Количество флейтистов, которые могут быть задействованы в каждом произведении, не ограничено. Количество исполнителей на одну партию в каждом из произведений может быть равным пяти-шести, что дает возможность задействовать в исполнении всех учащихся класса флейты (или всех желающих флейтистов, обучающихся в образовательном учреждении).
Несмотря на простоту фактуры и образного содержания сочинений, не следует привлекать к участию в ансамбле учащихся с первых месяцев обучения искусству игры на флейте. У них еще не сформированы базовые навыки игры: звукоизвлечения, техники исполнительского дыхания, динамического диапазона, контроля интонации и т.д. По той же причине педагогу необходимо строго следить за соблюдением учащимися высокой (в контексте их возможностей) культуры исполнения: не допускать форсированности звучания инструментов даже в наиболее экспрессивных эпизодах музыкальных произведений, нарушений интонации и ритмики.
При соблюдении этих условий, при корректной организации учебного процесса в ансамблевом исполнительстве, работа над музыкальным материалом является для воспитанников полезной, увлекательной творческой деятельностью.
Методика работы над новым произведением в ансамбле делится на три этапа.
Первый этап - знакомство с пьесой, изучение общего исполнительского плана.
Второй этап - освоение, техническая проработка музыкального материала.
Третий этап - исполнение произведения с начала до конца без остановки.
Педагог должен помочь разобрать каждую партию ансамблевого произведения. Воспитанники ее закрепляют в домашних условиях. На репетиции ансамбля сложные моменты (технические и интонационные) прорабатываются в медленном темпе. Также идет работа над каждым отдельным фрагментом, фразой пьесы для последующего их соединения в осмысленный музыкальный материал.
Помимо решения технических, динамических, звуковысотных задач, педагог раскрывает драматургические, жанровые особенности исполняемого произведения.
При разучивании пьесы педагог объясняет воспитанникам логику каждой партии - где звучит главная мелодия, где поддерживающее гармонию звучание. Воспитанники должны усвоить понятия мелодической горизонтали и гармонической вертикали. Это поможет слышать не только свою партию, но и партии других участников ансамбля.
Ансамблевое исполнительство предполагает у воспитанников навыка чтения нот с листа. Эта достаточно сложная сторона музыкально-педагогического процесса имеет несколько ступеней:
• распознание нотных символов;
• перевод символов в музыкально-двигательные представления;
• воспроизведение мелодии.
Для развития навыка чтения по нотам на начальном этапе требуется знакомство с простыми пьесами, этюдами, упражнениями. Постепенное усложнение материала позволяет овладеть скоростью, качеством навыка чтения с листа. Этот процесс требует высокой концентрации внимания и активизации двигательно-игровых умений.
Репетиции ансамбля должны проходить регулярно, в установленное расписанием время. Воспитанникам следует осознать, что наличие творческой дисциплины неотъемлемая часть работы в коллективе. Она формирует чувство коллективизма, причастности к пропаганде музыкальной культуры.
На репетиции воспитанникам следует приходить за несколько минут до начала занятия. Это необходимо для того, чтобы настроить инструмент, подготовить ноты, вспомнить свою партию.
Итогом коллективного музицирования является концерт. Педагогу, работая над программой ансамбля, не стоит забывать о готовности воспитанников к выступлению:
• уметь выйти и уйти со сцены;
• знать свое место в ансамбле;
• придерживаться четкости, продуманности действий всего коллектива;
• выбрать концертную форму для выступления;
• поддерживать устойчивое внимание во время выступления;
• умение видеть и слышать всех участников ансамбля.
После каждого концерта педагогу и воспитанникам следует обсудить игру, проанализировать плюсы и минусы исполнения. Просмотр видеозаписи поможет сформировать объективную, обоснованную оценку выступления, что позволит наметить пути дальнейшего роста участников ансамбля.
Регулярные ансамблевые репетиции, выступления совершенствуют у воспитанников музыкально-слуховое восприятие, музыкально-эстетический вкус, мотивируют творческую потребность в самовыражении, повышают интерес к коллективной творческой деятельности.
Выводы. Научить общению с произведениями искусств — это большая задача. Которая стоит перед педагогов - музыкантов в системе дополнительного образования. Получая обширную информацию, как правило, отсутствующую в прежнем опыте, ученик, под руководством преподавателя, сознательно применяет полученные знания на практике. С другой стороны, интенсивная познавательная деятельность ребенка превращает деятельность педагога в целенаправленный, познавательный процесс, а также способствует саморазвитию, самореализации, компетентности и непрерывному профессиональному раскрытию педагогического потенциала.
Литература:
1. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 172б-р
2. Дегтярев, А.Л. Учителя и ученики. Актуальные вопросы современного музыкального исполнительства и обучения игре на духовых инструментах / А.Л. Дегтярев. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. унта, 2008. - С. 28
3. Дегтярев, А.Л. Учителя и ученики. Актуальные вопросы современного музыкального исполнительства и обучения игре на духовых инструментах / А.Л. Дегтярев. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. унта, 2008. - С. 156
Педагогика
УДК 378.147-054.6
старший преподаватель Джур Елена Владимировна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Куликова Татьяна Даниловна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Сычева Галина Петровна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"в г. Сызрани (г. Сызрань)
ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ИНОСТРАННОМУ
Аннотация. В статье говорится о роли чтения при обучении языку специальности иностранных учащихся. Целью чтения является получение и переработка текстовой информации. С этой точки зрения чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности. Авторы характеризуют виды чтения в зависимости от целевой установки. Особое место в работе занимает изучающее чтение текстов по специальности, так как зрелое чтение способствует успеху при обучении устной речи, особенно если тематическим источником чтения и устной речи является один и тот же текст.
Ключевые слова: просмотровое чтение, поисковое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение, зрелое чтение, смысловая иерархия текста, послетекстовые упражнения.
Anmtation. The article discusses the role of reading in teaching foreign students the specialty language. The purpose of reading is to obtain and process textual information. From this point of view, reading is considered a receptive type of speech activity. The authors characterize the types of reading depending on the target setting. A special place in the work is occupied by the student reading texts in the specialty, since mature reading contributes to success in teaching oral speech, especially if the thematic source of reading and oral speech is the same text.
Keywords: viewing reading, search reading, introductory reading, learning reading, mature reading, semantic hierarchy of the text, post-text exercises.
Введение. Умение воспринимать и понимать информацию очень важно как для носителей языка, так и для иностранцев. Это особенно актуально, когда мы говорим о языковой подготовке будущих российских и иностранных специалистов. В связи с этим одной из главных задач в преподавании русского языка как иностранного является обучение студентов и слушателей такому рецептивному виду речевой деятельности, как чтение.
Чтение - это процесс декодирования графических знаков в смысл. Чтение на неродном языке - процесс декодирования чужих знаков в мысль, оформленную средствами родного языка, поэтому-то не всегда иностранец понимает то, что им прочитано. Один из авторов словаря "Термины преподавания русского языка как иностранного" Борис Алексеевич Глухов определяет чтение как вид речевой деятельности по восприятию и переработке графически зафиксированного содержания текста в смысл в соответствии с коммуникативной установкой [2, с. 1271. В методике преподавания языка различают чтение как средство обучения и чтение как цель обучения. Следуя методическому принципу коммуникативности, мы будем говорить о чтении как о средстве обучения устной речи.
Изложение основного материала статьи. Вследствие общности психологических механизмов, анализаторов в разных видах речевой деятельности чтение оказывается очень эффективным средством обучения иностранному языку [2, с. 1301, а роль чтения в формировании словарного запаса трудно переоценить, поэтому во вводно-фонетическом курсе много внимания уделяется формированию навыков чтения вслух, так как оно позволяет овладеть соответствием графической и звуковой систем языка, правилами интонационного оформления предложений. На этом этапе иностранец уподобляется ребенку, которому для овладения родным языком необходимо с первых минут жизни слышать родную речь, иностранцу же для успешного освоения изучаемого языка необходимо слышать чужую речь и повторять за носителем отдельные слова, предложения, поэтому так важно овладеть беглым чтением на начальном этапе.