Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ МУЗЫКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ)'

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ МУЗЫКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ / СОВРЕМЕННОЕ НАЧАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЛЕЙТА / КАМЕРНОЕ АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моздыкова Т. А.

Статья посвящена проблеме формирования мотивации к обучению в детских музыкальных школах и школах искусств. Даётся описание экспериментов, влияющих на развитие положительной мотивации на примерах использования современных средств и мультимедийных технологий в достижении эффективности результата в классе флейты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ МУЗЫКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ)»

4. Сарианиди В.И. Афганистан: сокровища безымянных царей. - М., 1983.

5. Николаев С.М. Камни. Мифы, легенды, суеверия. - Новосибирск, 1995.

6. Фахретдинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. - Ташкент, 1988.

7. Абу Райхан Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия). - Л., 1963.

8. Бурлакова А.А. Особенности английских фразеологических единиц, содержащих компонент «части тела человека» // Язык и культура (Новосибирск). - 2016. - № 23.

9. Пугаченкова Г. А. Шедевры Средней Азии. - Ташкент, 1986.

10. Борозна Н.Г. Некоторые материалы об амулетах - украшениях населения Средней Азии // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. - М., 1975.

11. Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда. -Л., 1950.

12. Алишер Навои. Смятение праведников. Т. III. - Ташкент, 1968.

13. Рахимова З.И. К истории костюма народов Узбекистана: Костюм Бухары и Самарканда XVI-XVII веков (по данным средневековой миниатюрной живописи). - Ташкент, 2005.

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ МУЗЫКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ)

© Моздыкова Т.А.1

Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, г. Москва

Статья посвящена проблеме формирования мотивации к обучению в детских музыкальных школах и школах искусств. Даётся описание

1 Преподаватель по классу флейты отдела духовых и ударных инструментов ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. В.В. Андреева», соискатель МГИМ им. А.Г. Шнитке.

экспериментов, влияющих на развитие положительной мотивации на примерах использования современных средств и мультимедийных технологий в достижении эффективности результата в классе флейты.

Ключевые слова: мотивация в обучении, современное начальное музыкальное образование, мультимедийные технологии, флейта, камерное ансамблевое музицирование в детской музыкальной школе.

Обучение в детской музыкальной школе - это увлекательный процесс, направленный на воспитание музыкально образованных личностей, любящих и понимающих музыку, владеющих одним или несколькими музыкальным инструментами, способных разбираться в музыкальных жанрах, стилях, отличать хорошее исполнение от посредственного. На решение этой задачи нацелены несколько преподавателей одновременно: по специальности, сольфеджио, музыкальной литературе, хору, оркестру. Значительная роль в этом процессе принадлежит преподавателю по специальности как главному воспитателю, готовому доступно и эффективно передать учащемуся свои знания, умения и навыки, а также развить в нем способность мыслить и рассуждать самостоятельно.

Но всегда ли удаётся преподавателю добиться желаемого результата? Ведь для ребёнка, как мы это часто видим, несмотря на всю привлекательность обучения в самом начале пути, его ждёт довольно сложный и долгосрочный процесс, длиною в 7 лет. И порой, интерес к обучению угасает гораздо раньше окончания школы.

Почему же со временем у ученика исчезает желание учиться музыке? Определяющим фактором, на наш взгляд, является отсутствие личностной мотивации у ученика, внутреннего побуждения к деятельности. Задачей педагога в этом случае является формирование заинтересованности, той самой личностной мотивации, которая может быть направлена на воспитание и достижение эффективного творческого результата.

Как правило, учащимися, в самом начале пути, движет любопытство и интерес. В свои 6-7 лет они, возможно, ещё не знают как звучит и выглядит инструмент, на котором будут учиться. Среди них есть и такие, которые пришли в музыкальную школу с желанием учиться на определённом инст-

рументе, поскольку кто-то из родственников или знакомых играет на нём, или же эти дети воспитываются в семье музыкантов и нередко посещают концерты классической музыки. Более того, есть учащиеся, которые сами попросили родителей отдать их в музыкальную школу.

Первоначальное любопытство и возникающий на его основе интерес, в процессе эффективного педагогического взаимодействия, помогают формированию мотивированного процесса обучения. Этот процесс может иметь как положительную так и негативную (отрицательную) направленность. В процессе работы с учениками нами отмечено, что положительной мотивацией являются такие аспекты, как: любовь и уважение к преподавателю, интерес к изучаемому предмету, желание выступать публично и умение правильно оценить своё выступление; способность решать сложные задачи, не отказываясь от них, а главное - стремление совершенствовать полученные навыки осознавая, что для достижения эффективного результата нужно пройти долгий путь.

Отрицательной же стороной этого процесса, по нашему мнению, являются: «давление» на ребёнка со стороны родителей; боязнь осуждения за плохие отметки; стремление к исполнению слишком лёгких или наоборот, технически сложных произведений, не соответствующих уровню подготовки и полнейшая инертность в работе; неуверенность в своих возможностях и т.д. Как правило, та или иная мотивационная направленность есть у каждого ученика, и задача педагога состоит именно в том, чтобы помочь развиться этому процессу в правильном направлении. Об этом пишут в своей книге «Педагогика» Н.В. Бордовскаяи А.А. Реан, описывая эти процессы как «Мотивация успеха» и «Мотивация боязни неудачи».

В формате групповых занятий определить к какому типу мотивации относится каждый из учащихся довольно сложно. Для облегчения этой задачи в книге приводится тест-опросник. Мы видим, что на сегодняшний день в музыкальную школу принимают практически всех детей, пришедших на прослушивание, и педагогу приходится работать с учащимися разной музыкальной восприимчивости, эмоциональных и физических данных и способностей в целом. Определить, какой тип мотивационной направленности

присущ тому или иному ученику в формате индивидуальных занятий гораздо проще.

Интересен тот факт, что одарённые учащиеся проявляют свои способности не в полной мере, когда первоначальный интерес, не получая постоянной мотивационной поддержки, постепенно угасает. «А иногда, недостаток способностей восполняется сильной мотивацией к изучаемому предмету, и учащийся добивается высоких результатов» [1, с. 187]. Анализируя подобные ситуации, а также знакомясь с характерами учащихся, их внутренним миром, увлечениями, радостями и переживаниями можно отметить, что все учащиеся без исключения способны показывать свои наилучшие результаты, если в процессе обучения педагогу удаётся развить в них положительную мотивационную направленность, или «Мотивацию успеха».

Как же, всё-таки направить ученика по пути той самой заветной «Мотивации успеха», если изначально мы имеем совершенно другую «картину»?

Прежде всего, желание заниматься появляется тогда, когда сам педагог является увлечённой и творческой личностью. Масштаб личности педагога определяется не только учёной степенью, дипломами, наградами на конкурсах, печатными работами и другими заслугами (что, несомненно, очень ценно для педагогической деятельности), но и личностными человеческими качествами, которые и играют определяющую роль в увлечённости ученика. В своей книге «Николай Григорьевич Рубинштейн», говоря об одном из принципов его преподавания, Л. Баренбойм пишет: «... он понимал, сколь значимую роль в познании искусства, в классных занятиях и домашней работе имеет увлечённость. Сам он обладал великим даром «влиять» и «увлекать», великолепно умел свой живостью, горячностью, заразительностью, неожиданностью реакций и непредсказуемостью поведения повести за собой воспитанников и вскружить им голову буквально всем тем, над чем шла работа, будь то «малое» или «большое» - расстановка аппликатуры или интонационный анализ мелодии, фортепианно-технические приёмы или изучение сложнейшего музыкального творения» [3, с. 219].

В наше время мультимедийных технологий, которые являются для детей неотъемлемой частью их существования, педагог, интересующийся современным искусством и инновационными методами обучения, способен приподнести изучаемый материал в более доступной и увлекательной для них форме. Компьютеры, интернет, электронные библиотеки, смартфоны, диктофоны, видеоэкраны и проекторы, - всё это доступно как для учащихся, так и для педагогов любого возраста, и способно значительно разнообразить и «освежить» учебный процесс. Но, довольно часто, боязнь педагога к экспериментам в исполнении, организации учебного процесса или подборе репертуара лишает учащегося интереса к занятиям. «Широко распространена точка зрения, что если не вести ученика по узко профессиональной стезе, если не видеть в нём узкого «специалиста», - значит скатиться к педагогике, так сказать, «второго сорта», к педагогике в её дилетантском, «непрофессиональном» варианте» [2, с. 7].

Одним из наших примеров развития положительной мотивации у учащихся в классе флейты являются внеклассные видео-просмотры и посещение «необычных», для них, концертов. Ученики увлечённо обсуждают выступления классических, джазовых исполнителей или даже рок-музыкантов. Знакомство с разными жанрами и стилями, где используется инструмент, на котором они играют, даёт более широкое представление о возможностях его использования. Жан-Пьер Рампаль - французский флейтист, один из крупнейших в истории исполнителей на флейте, профессор Парижской консерватории; Джэймс Гэлуэй - известный как «Человек с золотой флейтой» - британский флейтист североирландского происхождения, наиболее влиятельный флейтист нашего времени, обладатель уникального тембра; Эммануэль Пайю - блестящий швейцарский флейтист, «Рыцарь искусств Франции»; Ян Андерсон - известный шотландский джазово-роковый флейтист, лидер коллектива «Jettro Tull»; Валерий Толстов - композитор, мульти-инструменталист, лидер швейцарского коллектива «Authentic Light Orchestra»; Антон Котиков - российский композитор и мультиинструменталист, основатель проекта «Арфа и Джаз» и многие другие, - это мировые звёзды или молодые известные музыканты, играющие на флейте,

творчество которых вызывает у учащихся желание взглянуть по -новому на свои занятия.

Неотъемлемой частью таких экспериментов, в обязательном порядке, является последующий анализ и обсуждение увиденного с педагогом, во избежании подражания и неосмысленного копирования. Каждый отмечает для себя интересные моменты в звучании, манере исполнения. Иногда, ученики сразу пробуют повторить новый исполнительский приём: возникает живой творческий процесс, поиск «своих» звуков и красок. В дальнейшем, при удачном изучении, возможно включение таких приёмов в учебную программу ученика, разнообразив учебный процесс и обогатив исполнение. Таким образом, ещё только обучаясь в музыкальной школе, учащиеся тяготеют к тому или иному жанру, постепенно приобретая свой собственный стиль исполнения, свою неповторимую индивидуальность, что даёт определённые проекции на будущее.

Возвращаясь к теме инновационных технологий в развитии процесса мотивации, отметим значимость межпредметных связей и их реализацию через проектную деятельность.

Был проведён эксперимент, направленный на развитие положительной мотивации у учащихся, основанный на межпредметном взаимодействии, в котором приняли участие учащиеся классов флейты и фортепиано разных возрастных категорий, разной успеваемости и разной мотивационной направленности. Было составлено 8 камерных ансамблей, в которых приняли участие ученики от дошкольного отделения до выпускников, а также те, кто изучает инструмент как факультатив. Также, в одном из номеров участвовали педагоги.

В качестве эксперимента мы обратились к циклу пьес «Jazzin' about. Fun pieses for flute and piano» («Играя в джаз. Весёлые пьесы для флейты и фортепиано») британского композитора и педагога Памелы Вэджвуд. Памела Веджвуд поступила в Тринити Колледж в Лондоне в возрасте 16-и лет, сразу по классам фортепиано, трубы, виолончели и композиции. Окончив Трини-ти Колледж начала карьеру профессионального музыканта, играя на валторне в Королевском гастрольном оркестре балета, Королевской Опере и Оркестре ББС (BBC Concert Orchestra).

Являясь мультиинструменталистом и композитором, Памела Вэджвуд создала оригинальную коллекцию сборников, написанные для множества инструментов, таких как блокфлейта, флейта, кларнет, саксофон, фагот, труба, тромбон, валторна, фортепиано, синтезатор, скрипка, виолончель и других, в том числе для ансамблей, в популярных рок и джазовых стилях, призванных разнообразить учебный процесс и привлечь учащихся к самостоятельным занятиям. Все сборники называются «Jazzin' about. Fun pieses for ...» («Играя в джаз. Забавные пьесы для ...» и далее указан инструмент, для которого он предназначен).

Работая с циклом «Jazzin' about. Fun pieses for flute and piano» мы заметили, насколько доступен и понятен ученикам этот необычный и новый для них музыкальный язык, несмотря на сложность прочтения нотного текста и правила его исполнения. Одним из эффективных методов работы с ансамблями, помимо отработки тембрового слияния, звукового баланса, технической синхронности и развития динамики на сводных репетициях, обязательным было посещение одним из ансамблистов, урока его напарника, без участия своего педагога. Погружение в атмосферу работы с педагогом своего напарника-ансамблиста дало удивительный эффект восприимчивости к деталям, собранности, ответственности, инициативности и в тоже время тонкой настройки слуха, незримого согласия участников и восприятия ансамбля как единого инструмента. При исполнении цикла П. Вэджвуд нашими учениками мы заметили, что ошибаясь в своей партии, один из ансамб-листов с лёгкостью получал поддержку второго участника, благодаря чему ансамбль уверенно исполнял пьесу до конца. Этот эффективный способ работы в ансамбле имел положительный результат в дальнейшем, в работе с концертмейстером на занятиях по специальности.

В предисловии к сборникам Памела Вэджвуд даёт наставления, адресованные учителям и ученикам (студентам), которые настраивают на занятия в лёгкой, непринуждённой форме.

«Наставление учителям:

Части расположены примерно в порядке возрастания сложности, и я надеюсь, что учителя найдут эту коллекцию полезным дополнением к лю-

бой учебной программе, обеспечивая прочную основу для более продвинутых исследований в этом стиле игры. Одним из самых важных аспектов преподавания на музыкальном инструменте является то, чтобы студенты наслаждались тем, что они играют. Изучение различных стилей и направлений будет стимулировать студента быстрее технически и музыкально.

Наставление студентам:

Моя основная причина для написания этой коллекции в том, чтобы дать вам возможность играть популярные стили, в то время, как вы находитесь на разных стадиях своего музыкального развития. Джаз, рок, блюз - являются частью нашего музыкального наследия и должны быть изучены наряду с классическим репертуаром. Это трудная работа, но тем не менее, осваивать популярные ритмы может быть довольно весело. Изучая каждую фразу попробуйте вложить в неё немного своего выражения и стиля. Убедите своих друзей присоединиться! Я надеюсь, что «Jazzin about» даст вам новые возможности и энтузиазм для вашего инструмента. Счастливого дыхания! Памела Вэджвуд» [4, с. 2].

Экспериментом послужили не только игра в камерном ансамбле, новый стиль музыки, новые правила, манера, приёмы и свобода исполнения, но и исполнение цикла под видеоряд. Во время исполнения, видеоэкране шёл мультфильм, придуманный и сделанный совместно с учениками, сюжетная линия которого проходила через все 8 частей цикла и имела своё логическое завершение в конце. Каждая часть была тщательно разработана не только с технической и стилистической стороны, но и со стороны художественных образов, характеров и настроений. Исходя из этого главный герой мультфильма переживал те или иные эмоции, которые подтверждались аналогичным музыкальным исполнением. Для исполнения каждой части подбирались учащиеся не по возрасту, а по уровню подготовленности: в одном ансамбле могли участвовать как учащийся младшего класса, так и выпускник, что давало дополнительный обучающий и мотивационный эффект.

Проект вызвал живой интерес со стороны учащихся и их родителей. Родители участвовали в подборе костюмов для каждого номера, благодаря чему концертное выступление имело яркий театральный вид. Учащихся привлекла игра в ансамбле, общение с педагогами и сверстниками, новый стиль музыки,

который оказался удивительно понятным и доступным для исполнения, а также возможность свободы самовыражения и, конечно, участие в создании творческого проекта с применением мультимедийных средств. По окончании проекта практически все ансамблисты выразили желание исполнить цикл целиком. Они продолжают дружить и музицировать вместе, живо интересуясь музыкальными стилями и проявляя самостоятельность в выборе репертуара.

На наш взгляд, такие методы могут быть эффективно применимы в других классах для формирования у учащихся положительной мотивации к занятиям музыкой, способствующей раскрытию истинных способностей и воспитанию музыкально образованных личностей. Заканчивая статью, хотелось бы привести высказывание из книги Г. Нейгауза «Искусство фортепианной игры. Записки педагога»: «Считаю, что одна из главных задач педагога сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя соити со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство» [5, с. 145]. Сформированная в процессе обучения ребенка мотивация к получению знаний, умений и навыков, рождение у него познавательного интереса и познавательной активности позволяют успешно решить эту задачу.

Список литературы:

1. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 187 с.

2. Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения / Г.М. Цыпин. - М.: Прометей, 2011. - 7 с.

3. Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. История жизни и деятельности / Л. Баренбойм. - М.: Музыка, 1982. - 219 с.

4. Wedgwood Р. Jazzin' about. Fun pieses for flute / P. Wedgwood. - Stadt-buchereien Dusseldorf Musikbibliothek: Faber Music Ltd., 1992 - 2 с.

5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога / Г. Ней-гауз. - Издание пятое. - М.: Музыка, 1987. - 145 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.