Научная статья на тему 'Пути совершенствования начального профессионального обучения игре на флейте'

Пути совершенствования начального профессионального обучения игре на флейте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4457
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ФЛЕЙТА / МОТИВАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ФЛЕЙТИСТОВ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хучбаров Махмуддибир Магомедович

В статье определяются основные теоретико-методические направления начального профессионального обучения флейтовому исполнительству, раскрывается их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования начального профессионального обучения игре на флейте»

взаимодействия. Это позволяет участникам коммуникации верно оценивать и прогнозировать эмоционально-психологиче ские реакции.

Как знание норм и правил общения, владение его технологией, коммуникативная компетентность является составной частью более широкого понятия коммуникативный потенциал личности, который является характеристикой возможностей человека, определяющих качество общения. Данное понятие включает коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные свойства - способность владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров, формулировать и реализовывать собственную индивидуальную программу общения, способность к само- и взаимной стимуляции в общении.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности выпускника профессионального учебного заведения является одной из

основных задач современного общества, а значимость компетентности в общении - актуальной социальной проблемой.

Литература

1. Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов н/Д, 2005.

2. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д, 1997.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

4. Бодалев А. А. Психологическое общение. М.; Воронеж, 1996.

5. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психо-логическое обучение. Л., 1985.

6. Жуков Ю. М., Петровская Я А., Соловьева

О. В. Введение в практическую и социальную психологию. М., 1996.

7. Петровский В. А., Калтенко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995.

I. V. IVANOVA. FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A SCIENTIFIC PROBLEM

Communicative competence is considered as a system of internal resources, needed to perform efficient communication in a certain situation of personality's cooperation.

Key words: communicative competence, communications, emotional-psychological regulation, communicative potential, pedagogical interaction.

М.М.ХУЧБАР0В

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФЛЕЙТЕ

В статье определяются основные теоретико-методические направления начального профессионального обучения флейтовому исполнительству, раскрывается их содержание.

Ключевые слова: современная флейта, мотивации начинающих флейтистов, учебно-методические направления в классе флейты.

В настоящее время процесс начального профессионального обучения игре на флейте в системе специальных учебных заведений (ДМШ) и образовательных учреждений дополнительного образования детей (/II НИ) настоятельно требует пересмотра в некоторых теоретико-методичес-ких, программных и практических исполнительских аспектах.

Флейта, являясь одним из самых древних музыкальных инструментов, на протяжении нескольких столетий воспринималась в профессиональных музыкальных кругах исключительно как оркестровый или ансамблевый (аккомпанирующий) инструмент. Весь ее художественно-выразительный и технический исполнительский потенциал раскрывался в процессе коллективного музицирования благодаря широкому концертному репертуару, сформированному европейскими композитора-

ми-классиками на протяжении ХУШ-Х1Х веков. Технический прогресс, затронувший в XX веке область флейтового конструирования, привел к значительному совершенствованию исполнительских возможностей этого духового инструмента, тем самым были сформированы условия для становления и развития сольного флейтового исполнительства - как концертного профессионального, так и домашнего любительского музицирования.

В XX столетии было отмечено появление большого числа произведений для флейты, созданных российскими композиторами. Широкой публике стали известны многие имена профессиональных флейтистов-солистов, были созданы ансамбли флейтистов. Параллельно с прогрессивными конструкционными изменениями и сопровождавшими их педагогическими и исполнительскими совершенствованиями в XX столетии

значительно повысился интерес к музыкальной культуре прошлых столетий, в частности, к эпохе Барокко. Во второй половине XX столетия были созданы ансамбли, исполняющие аутентичную музыку, учреждены фестивали старинной музыки, открылись учебные заведения и отделения, деятельность которых всецело посвящалась истории, теории, методике и практике в области культуры Барокко и возрождению традиций барочного исполнительства.

Интерес к поперечной флейте у современных начинающих музыкантов, как правило, возникает по нескольким причинам.

Во-первых, в класс поперечной флейты приходят дети, которые в дошкольном возрасте научились играть на блокфлейте, с радостью играли сольно или в оркестре детских инструментов, освоили нотную грамоту и базовые принципы игры на духовых музыкальных инструментах, а затем узнали о существовании более усовершенствованного вида данного музыкального инструмента. Однако в этом случае переход в обучении нельзя считать преемственностью. На самом деле происходит процесс переучивания, обучение с нуля, так как постановка инструмента по отношению к исполнителю, аппликатурные принципы и приемы звукоизвлечения на блокфлейте и поперечной кардинально отличаются.

Во-вторых, многие дети останавливают свой выбор на поперечной флейте, видя свое будущее музыканта как участника профессиональных оркестров и камерных ансамблей. Это традиционный взгляд на освоение данного инструмента, так как флейта продолжает оставаться одним из ключевых концертных инструментов в составе различных оркестров и ансамблей.

В-третьих, многих музыкально одаренных детей увлекает старинная музыка. Юные музыканты, интересующиеся историко-культурным наследием прошлых эпох (архитектурными комплексами, старинными инструментами, исполнительскими традициями европейских классиков, традиционным костюмом той эпохи, старинными танцами), изучают историю музыки и других видов искусства эпохи Барокко как периода наиболее яркого расцвета музыкальной культуры. Учет данной культурологической тенденции требует пересмотра содержания профессионального музыкального образования для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности в области аутентичной музыкальной культуры, возрождения и распространения исполнительских традиций прошлых веков. С учетом данного принципа в учебном процессе по классу флейты должны быть созданы условия для развития трех вышеназванных направлений обучения в зависимости от причинного фактора поступления детей на данное отделение.

При обучении флейтистов, пришедших в класс поперечной флейты после обучения на блокфлейте, важно учитывать сформировавшуюся у музыканта систему теоретических знаний, практических умений и моторных навыков и разработать

методику обучения игре на поперечной флейте, максимально включая ранее приобретенные учащимися знания и умения, параллельно нейтрализуя непригодные исполнительские навыки. Для своевременного формирования необходимых ансамблево-оркестровых навыков исполнения педа-гогам-инструменталистам необходимо организовать работу ансамблей и оркестров соответствующих составов, где флейта является обязательным участником. В учебный план по подготовке флейтистов необходимо включить комплекс исто-рико-теоретических дисциплин и практических курсов, раскрывающих особенности музыкальной культуры эпохи Барокко в целом, формирующих у учащихся знания об исполнительских стилях, жанрах, формах барочного искусства, обеспечивающих приобретение навыков исполнения аутентичной музыки, овладения художественновыразительными средствами, приемами звукоизвлечения, характерными для исполнительских традиций композиторов XVII века.

В процессе изучения потребностей педаго-гов-флейтистов была выявлена проблема недостатка учебно-методической литературы в области флейтовой педагогики и исполнительства, ориентированной на преподавателей детских и средних учебных заведений, студентов музыкально-исполнительских и музыкально-педагогичес-ких факультетов, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений, а также музыкантов-любителей. В учебно-методическом арсенале флейтистов, в основном, только Школа игры на флейте Н. И. Платонова [1], учебное пособие для начинающих, составленное А. В. и В. В. Федоровыми [2]. В результате научно-исследова-тельской деятельности В. П. Давыдовой были систематизированы художественно-выразительные и технические исполнительские возможности современной флейты [3].

Оркестровое и ансамблевое обучение, являющееся основной формой профессиональной деятельности флейтистов, также практически не подкреплено теоретико-методическими разработками. Начальное профессиональное музыкальное образование по классу флейты также практически не предусматривает изучение музыкальной культуры Барокко. Учитывая высокий уровень сложности произведений этого стиля, курс введения учащихся-флейтистов в мир старинной музыки необходимо планировать, опираясь на концентрический метод преподавания. На начальном этапе обучения дети знакомятся с внешней атрибутикой эпохи - модой, инструментальной и вокальной музыкой, танцами, основами этикета - визуально и аудиально.

На сегодняшний день преподавателям по классу флейты, развивающим традиции аутентичного флейтового исполнительства, доступны единичные научно-методические материалы, которые позволяют формировать содержание учебного курса. Так, например, исследование Ю. В. Шелудяковой представляет собой попытку рассмотреть культуру исполнения флейтовой му-

зыки эпохи Барокко на основе исторических документов, исследований в области клавирной музыки, описаний исторических особенностей конструкции и разновидностей флейты данного культурно-исторического периода, педагогических трактатов, раскрывающих исполнительские традиции и рекомендации по освоению репертуара [4].

В. П. Качмарчик [5] и В. А. Захарова [6] раскрывают историю зарождения и распространения композиторских и исполнительских традиций флейтового искусства в основных европейских центрах барочной культуры. Работы этих исследователей содержат важную информацию научно-методического и практического репертуарного и исполнительского характера, однако до настоящего времени нет трудов, обобщающих педагогический опыт по реставрации данного стиля в условиях современного музыкального образования, помогающих наладить процесс подготовки профессиональных музыкантов, владеющих старинным исполнительским стилем.

В структурном плане содержание начального профессионального обучения игре на флейте представляет собой традиционные музыкально-педагогические линии, реализующие два вида обучения игре на флейте: сольное флейтовое исполнительство; ансамблевое и оркестровое исполнительство с участием флейты. Они обусловливают методы обучения, спектр изучаемых исполнительских стилей, жанрово-тематический аспект при выборе репертуара, а также изучение исполнительских приемов, средств музыкальной выразительности: традиционное современное

исполнительство (классический и современный флейтовый репертуар); исполнительство, приближенное к аутентичному (барочный флейтовый репертуар, исполняемый на современной поперечной флейте, а не на траверс-флейте).

Основываясь на собственном педагогическом опыте и учитывая конструкционные особенности поперечной флейты, мы разрабатываем методику обучения для детей с десяти лет, так как данный возраст негласно принимается практикующими педагогами как наиболее оптимальный для этого

по физиологическим и интеллектуальным параметрам. До десяти лет мы рекомендуем обучение игре на фортепиано, пение а капелла, сольно под аккомпанемент педагога и в ансамбле, а также под свой аккомпанемент, изучение теории музыки, сольфеджио, освоение необходимого пианистам и флейтистам комплекса профилактических физических упражнений.

Таким образом, к десяти годам ученик, во-пер-вых, имеет возможность музыкального развития (формируется музыкальное мышление, все виды музыкального слуха, пальцевая моторика, налаживается дыхание, разрабатывается грубая моторика, осваивается техника мышечного расслабления, осуществляется профилактика зажатости и профессиональных заболеваний музыкантов). Кроме того, продолжение обучения игре на фортепиано позволит учащемуся к окончанию первой ступени профессионального музыкального образования сформироваться в качестве эрудированного универсального исполнителя, владеющего двумя музыкальными инструментами, перед которым открываются более широкие перспективы дальнейшего профессионального роста, чем у тех учащихся, которые за время обучения в начальном учебном заведении освоили лишь один музыкальный инструмент.

Литература

1. Платонов И. И. Школа игры на флейте. М., 1999.

2. Флейта: 1-й класс / сост. А. В. Федорова, В. В. Федорова. М., 1998.

3. Давыдова В. 77. Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века: на примере жанров концерта и сонаты: дис. ... канд. искусствоведения. Ростов-н/Д, 2007.

4. Шелудякова ТО. В. Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи Барокко: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008.

5. Качмарчик В. 77. Немецкое флейтовое искусство ХУП-ХГХ вв.: моногр. Донецк, 2008.

6. Захарова В. А. Флейтовая культура Франции: генезис, пути и закономерности развития: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008.

M. M. HUCHBAROV. EDUCATIONAL FUNCTIONS OF FLUTE FOR TRAINING IN THE CHILD SCHOOLS OF ARTS

The author of this article singles out basic theoretical and methodical directions of primary profession flute teaching, analyses the content of professional flute education.

Key words: modern flute, educational motivation of flutists-beginners, methodical and training orientations in flute class.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.