Научная статья на тему 'Воспитательные функции флейты в учебном процессе детских школ искусств'

Воспитательные функции флейты в учебном процессе детских школ искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЛЕЙТА / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФЛЕЙТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хучбаров Махмуддибир Магомедович

В статье раскрываются основные направления научно-исследовательской, методико-формирующей, экспериментально-практической педагогической деятельности, разработка которых позволяет сформировать теоретико-методические основы профессиональной подготовки современного флейтиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные функции флейты в учебном процессе детских школ искусств»

132 "КулътУРная жизнь Юга России "

т 3 (32), 2009

вают различные варианты ее сохранения и восстановления. К примеру, Н. Г. Михайлова предлагает сосредоточить внимание на воссоздании традиции в рамках проектной культуры, выделив основные направления: сохранение аутентичной культуры в максимально подлинном виде (консервация) и ее развитие в новых современных формах - фольклоризме [13].

Необходимость поддержки традиционных культур сегодня осознана и на государственном уровне. Полагаем, что общими усилиями ученых, практиков и государственных органов в рамках проектной культуры и в стихийном творчестве масс удастся сохранить те общечеловеческие ценности, которые подпитывают этничность традиционных культур.

Литература

1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2007. С. 32.

2. Народная культура в современных условиях: учеб. пособие. М.*, 2000. С. 9.

3. Мнацаканян М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М., 2004. С. 93.

4. Benedict R. Patterns of culture. Boston; N. Y., 1934. P. 70-72.

5. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М., 1999. С. 3.

6. Мнацаканян М. О. Нации и национализм ... С. 180.

7. Бондарь Н. И. Традиционная культура: понятие, явление, современное состояние // Сбережение народа: традиционная народная культура: материалы науч.-практ. конф. Краснодар, 2007. С. 4.

8. Народная культура в современных условиях ... С. 179-191.

9. Лебон Г. Психология народов и масс // Западноевропейская социология XIX - начала XX в. М., 1992. С. 97-98.

10. Гумилев Л, Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 216.

11. Этносоциальные проблемы города. М., 1986. С. 261.

12. Хренов Н. А. Традиционная культура и циви-лизационная идентичность // Традиционная культура. 2007. №. 2. С. 12.

13. Михайлова Н. Г. Вторая жизнь традиционной народной культуры в новое время // Традиционная культура. 2007. JSfe. 4. С. 28.

A. M. SABIROVA. ETHNICITY IN THE FOLK CULTURE

Leveling of ethnic in culture connected with the processes of globalization and echo of national policy of former USSR has resulted in splash of ethnic self-consciousness and at the same time in ethnic paradox. Its overcoming is connected with renewal of traditional culture in every-day life.

Key words: ethnicity, culture ethnos, conventionality, ethnic paradox, project culture.

М. М.ХУЧБАР0В

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФЛЕЙТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

В статье раскрываются основные направления научно-исследовательской, методико-формирующей, экспериментально-практической педагогической деятельности, разработка которых позволяет сформировать теоретико-методические основы профессиональной подготовки современного флейтиста.

Ключевые слова: учреждения начального профессионального музыкального образования, флейта, обучение игре на флейте.

Музыкально-педагогический аспект является важной составляющей массового и профессионального эстетического образования музыкантов. Отечественные методические школы, воспитавшие не одно поколение выдающихся музыкантов, пользуются авторитетом как в России, так и за рубежом.

Традиционно популярны музыкальные инструменты симфонического, духового и народного оркестров, среди которых важное место занимает флейта. Она имеет многовековую историю технического совершенствования: от простых народных свирелей этот инструмент продвинулся в своем развитии к нынешнему высокотехничному музыкальному состоянию. У современной флей-

ты мягкий, красивый, завораживающий звук и широкий диапазон звучания. В силу длительного пути развития она значительно пополнила свой арсенал технических возможностей и применяется практически во всех оркестрах и различных ансамблевых группах.

В первой половине XIX века в музыкальной практике широкое распространение получила флейта системы Бёма которая и в наше время остается основным музыкальным инструментом этого семейства [1].

Детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ) являются главным звеном начального профессионального художественного образования. За последние десятилетия ис-

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^

полнительская техника и мастерство музыкантов различных специальностей - пианистов, скрипачей и других - получили значительное развитие, а это, естественно, вызвало и повышение начальных требований к ученикам музыкальной школы. То, что прежде было технически доступно лишь отдельным одаренным учащимся, теперь должно входить в комплекс обязательных для значительной части учащихся умений и приемов игры.

Следует отметить также и значительные изменения в программах общеобразовательных школ, ДМШ и ДШИ: они перегружены информацией, а учебное расписание - предметными часами. Требования педагогов постоянно возрастают. При этом методисты отмечают негативные стороны непрерывного информационного потока, идущего с экранов телевизоров и компьютеров.

В этих условиях ДМШ и ДШИ должны находить возможность плановой подготовки учащихся и четко осуществлять профессиональную работу в каждом специальном классе, готовить детей к творческой деятельности, развивать их интерес, совершенствовать знания, умения и навыки, а музыкальное образование в целом не должно потерять сущности начальной профессиональной подготовки.

Современные требования и задачи, стоящие перед учебными заведениями первой ступени, вызывают необходимость выработки новой интенсивной технологии обучения, основанной на знании и учете индивидуальных особенностей ученика, определяющих его уникальный стиль обучения и, что очень важно, предполагающих постоянную заботу о сохранении здоровья учащихся [2].

Противоречие между необходимостью такой технологии и существующей организацией образовательного процесса в музыкально-педаго-гической практике ДШИ (в частности, в классе флейты) и является смысловым ядром проблемы, которую мы рассматриваем.

Цель исследования - разработка эффективных исполнительских приемов обучения игре на флейте в начальном музыкальном звене, методов формирования профессионального мастерства, необходимых знаний, умений и навыков для творческой работы флейтиста-музыканта.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что обучение и воспитание в классе флейты может быть успешным, если выполняется ряд условий. Необходим комплексный подход к развитию начинающего музыканта, формированию его познавательных наклонностей, сочетаемый с параллельным изучением исполнительских достижений флейтистов-профессионалов различных творческих эпох. Разработка методики обучения игре на этом инструменте осуществлялась нами с позиций психолого-физиологического подхода к

организации художественно-творческой деятельности музыканта на начальном этапе его обучения. При этом учитывались индивидуальные психофизиологические личностные и характерные возрастные особенности.

Наше исследование велось на основе анализа специальной литературы. Однако мы можем констатировать, что на данном этапе отсутствуют научные рекомендации комплексного решения методологических задач. Осуществление методики формирования сочного, красивого звука, преодоление технических аппликатурных трудностей, выработка стаккато, решение других вопросов обучения и развития всех профессионально значимых качеств флейтиста возможно только при комплексном подходе к обучению. Этот подход должен составлять смысл и содержание теоретико-методологической базы при разработке интенсивной технологии начального обучения в классе флейты.

В процессе исследовательской работы мы систематизировали профессионально значимые качества, позволившие оптимизировать усилия педагога по разработке индивидуальной стратегии обучения и воспитания флейтиста с учетом основных критериев профессионального совершенствования начинающего музыканта. Нами создана опытно-экспериментальная методика обучения на первой ступени в детских школах искусств [3].

Имея большой опыт педагогической работы в начальных (ДМШ, ДШИ) и средних учебных заведениях, внедряя различные приемы обучения и воспитания учащихся в классе флейты, мы приступили к разработке наиболее эффективной методики ускоренного освоения приемов игры на флейте - инструменте, который привлекает интерес детей, юношества и взрослых. Мы разработали систему единого обучения как любителей музыки, так и тех, кто стремится стать профессионалом в музыкальном искусстве. Мы не разделяем методическую позицию, базирующуюся на том, что обучение игре на музыкальных инструментах любителей и профессионалов должно быть разным. В любом учебном заведении следует подходить к обучению детей профессионально. Система российского музыкального образования отличается от аналогичной зарубежной практики и должна превосходить ее и в этом вопросе.

Литература

1. Качмарчик В. П. Немецкое флейтовое искусство ХУП-Х1Х вв.: моногр. Донецк, 2008.

2. Платонов Н. И. Школа игры на флейте. М., 1999.

3. Шелудякова Ю. В. Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008.

M. M. HUCHBAROV. EDUCATIONAL FUNCTIONS OF FLUTE FOR TRAINING IN THE CHILDREN SCHOOLS OF ARTS

The article is dedicated to the major directions of scientific, methodic, experimental pedagogic activity development of which allows to form theoretical-methodical grounds of professional training of the modern flutist.

Key words: primary profession musical educational institutions, flute, flute playing training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.