Научная статья на тему 'Этничность в народной культуре'

Этничность в народной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТОС КУЛЬТУРЫ / ТРАДИЦИОННОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сабирова Альмира Муллануровна

Нивелирование этничности в культуре, связанное с процессами глобализации и отголосками национальной политики бывшего СССР, привело к всплеску этнического самосознания, а вместе с тем и к этническому парадоксу. Преодоление последнего во многом связывается с актуализацией традиционной культуры в повседневном быту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этничность в народной культуре»

М 3 (32), 2009

жизнь Юга России "

-129

Панславизм как идеология сложился в связи с поражением России в Крымской войне (1853— 1856) и под влиянием подавления Польского восстания (1863-1864). «В конце николаевской эпохи оказались подорванными основы славянофильства - надежда на возрождение патриархально-об-щинного строя. Реформа 1861 года окончательно убила целостность теории. Позднее славянофильство представляет собой дробление системы», превратившись в различные направления, в том числе «политический панславизм» (И. Аксаков, Ю. Самарин) [1].

Идеология панславизма не имела стройного и законченного вида, отдельные ее выразители выставляли на передний план различные стороны и нередко противоречили друг другу в своих политических проектах. Как политическое движение панславизм носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократического слоя (граф П. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский, Н. Я. Данилевский и др.), военных кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков, ученые-слависты В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер).

Наибольшее политическое влияние панславизм имел в 60-70-е годы XIX века, особенно в период русско-турецкой войны (1877-1878), когда он побуждал правительство к более активным внешнеполитическим действиям. Панславизм стал попыткой сделать опорой русского бытия национальный фактор. Согласно этому мировоззрению, историческая миссия России состоит в том, чтобы объединить единокровных братьев-славян, образовать могучий культурный, хозяйственный, политический и военный славянский союз во главе с Русью для того, чтобы устоять перед натиском враждебного Запада.

Славянофильство и панславизм нередко смешивают. Второе понятие - лишь политическая проекция первого. Утверждая народный характер славянской общности, Тютчев, по сути, отри-

цал националистическую и агрессивную стороны панславизма. Его «истинный панславизм» означал обьединение сил славянских народов с целью их защиты от культурного и политического поглощения как Западом, так и мусульманским миром, от угрозы австрийской экспансии и османизации славян в Турции. При этом в основании панславизма, по мнению поэта, находился не столько национально-политический, сколько духовно-религиозный принцип, православная традиция. Целью объединения славян, подчеркивал поэт, было утверждение и укрепление духовного начала, единства нравственности и просвещения.

Поразительна способность Тютчева к предвидению. Он сформулировал отличительные черты цивилизационных начал Запада и России, выявил их ментальные особенности. Удивляет его проницательность в оценке позиции европейских стран, которую они занимают по отношению к нашей стране (например, сегодня мы наблюдаем, как Запад стремится во всем ограничить Россию, проводя политику «двойных стандартов»).

Давно на почве европейской...

Двойная правда создалась:

Для них - закон и равноправность.

Для нас - насилье и обман [2].

Известны многочисленные упреки, раздававшиеся в адрес России из уст европейских политиков и публицистов. Ей приписывалось желание покорить славян, превратить их в рабских подданных самодержавной империи. Ф. И. Тютчев отвергал подобные обвинения. Россия, утверждал он, несет духовное возрождение славянским народам.

Литература

1. Егоров Б. Ф. От Хомякова до Лотмана. М, 2003. С. 73.

2. Тютчев Ф. И. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 188-189.

А. N. PONKRATOVA. PANSLAVISM AND F. TYUTCHEV

The author analyzes the problem of formation and extension of Panslavism in Russia at the end of the XIX century, due to F. I. Tyutchev's life and creative work.

Key words: Panslavism, F. I. Tyutchev, orthodoxy, unit of the Slavyans.

A. M.САБИРОВА

ЭТНИЧНОСТЬ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Нивелирование этничности в культуре, связанное с процессами глобализации и отголосками национальной политики бывшего СССР, привело к всплеску этнического самосознания, а вместе с тем и к этническому парадоксу. Преодоление последнего во многом связывается с актуализацией традиционной культуры в повседневном быту.

Ключевые слова: этничность, этос культуры, традиционность, этнический парадокс, проектная культура.

Народная культура - сложное явление, которое правления. Многоплановость ее изучения позволя-изучается различными науками гуманитарного на- ет глубже познать этот древнейший феномен куль-

130 "КультУРная жизнь Юга России" № 3 (32), 2009

туры, сформировать наиболее полное и целостное представление о нем. Как отмечал Л. Н. Гумилев, «узкая специализация полезна лишь как средство накопления знаний: дифференциация дисциплин была этапом необходимым и неизбежным, который станет губительным, если затянется надолго. Накопление сведений без систематизации их на предмет широкого обобщения - занятие довольно бессмысленное» [1]. На наш взгляд, такое междисциплинарное обобщение возможно в рамках культурологического подхода. Мы не вполне разделяем позицию Н. Г. Михайловой, которая считает, что «каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет или круг интересов в данной области, и попытки совмещения и сведения этих позиций в некое целое методологически малопродуктивны» [2].

Нам представляется целесообразным выявление в народной культуре наиболее существенных, фундаментальных черт, являющихся вневременными, применимых к народной культуре любой эпохи и учитывающихся при ее изучении самыми различными дисциплинами. Такими чертами являются, по нашему мнению, традиционность, полисоциальность, включенность в нее материальных и духовных сфер жизнедеятельности людей и этничность. Последнюю характеристику мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Этничность - важная составляющая народной культуры, именно она определяет принадлежность культуры тому или иному народу. «Этничность в качестве субстрата национальной общности, прежде всего, определяет наиболее существенные черты нации: психологию и характер народа, этос культуры и культурную традицию, основы идентичности и самосознания» [3].

Проблема этничности культуры как ее смыслового центра, интегратора внутрикультурных элементов привлекала внимание многих исследователей. Р. Бенедикт в своем труде «Модели культуры» обосновала концепцию этоса культуры, согласно которой каждая культура имеет свою уникальную конфигурацию, обусловленную этосом. Именно он определяет общность структурных элементов культуры, их родственность и уникальное отличие от структурных элементов других культур [4].

П. А. Сорокин также выделяет в любом культурном пространстве некую целостность, которая интегрирует всю совокупность свойств и компонентов культуры, придавая им смысл и значение. Это смысловое основание является причиной саморегуляции, самовоспроизводства культуры, ее сбалансированного единства, той осью, «вокруг которой концентрируются все основные свойства и которая объясняет, почему эти свойства являются именно такими и почему они существуют и функционируют так, а не иначе» [5].

Логико-смысловой центр культуры, представляющий собой совокупность культурных архетипов, определяет глубинные установки этноса, практически не поддающиеся изменению и способствующие его выживанию и сохранению. Это своеобразный генетический код культуры этноса,

в котором проявляется богатство и своеобразие языка, специфика склада мышления, психологические особенности, характер и темперамент народа. «Внешним воздействием - культурной экспансией - можно многое изменить в культуре, ее формах, образцах, жанрах, характере их восприятия, но не ядро, ее этос с традициями и ло-гико-смысловыми свойствами» [6]. Именно «центральная зона», логико-смысловой центр и являются основой культуры народа, благодаря которой у индивида происходит становление этнического самосознания, появляется способность выделять себя из других этнических общностей (свой - чужой), вырабатывается определенный этносте-реотип поведения, складывается трепетное отношение к истории своего народа, ее философским концепциям, ценностям и верованиям.

Этничность сложно выделить в качестве самостоятельного компонента культуры: она растворена во всей культурной практике народа, пронизывает всю ткань культурного текста, проявляет себя как в мельчайших деталях, так и в общей конструкции артефакта народной культуры. Например, русскую лирическую народную песню легко можно определить по широте, характерным мелодическим оборотам, ладотональным, метроритмическим характеристикам, многоголосию, особенностям распевания текста и др.

Традиционность и этничность - настолько важные свойства народной культуры, настолько существенны для ее понимания, что нередко термин «народная» заменяется определениями «традиционная» и «этническая». Так, Н. И Бондарь, отождествляя понятие народной культуры с традиционной и этнической, пишет: «Наиболее корректным в данном случае следует считать понятие "традиционная народная культура" или, что проще и точнее, "этническая культура"» [7]. Н. Г. Михайлова вообще объединяет эти составляющие народной культуры, обозначая данный феномен как «традиционную этнокультуру» [8].

Формирование этничности как выражение «духа народа» связано с различными концептуальными интерпретациями, усматривающими сущность этногенеза и становление этничности с различными основаниями. В этом плане можно выделить немецкую школу «психологии народов», французскую школу «коллективной психологии», пассионарную теорию этногенеза Л. Н. Гумилева, интегральную концепцию П. А. Сорокина, социальную теорию Э. Фромма и др.

Представители немецкой школы «психологии народов» М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, опираясь в своих воззрениях на великих предшественников И. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, связывают становление психологических особенностей того или иного народа с его исторической судьбой. Именно история народа накладывает отпечаток на «народный дух», который выражает себя через продукты коллективной деятельности - язык, мифологию, искусство, нравы, обычаи и т. д.

Французская школа «коллективной психологии» является в какой-то степени продолжением учения их знаменитого предшественника

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^ ^

Э. Дюркгейма о «коллективном бессознательном». Наиболее ярким представителем этого направления считается Г. Лебон, который в своей трактовке национального характера опирается на особенности «психологического склада» народа. По его мнению, «психологический склад» есть продукт длительной переработки идей, которые затем переходят в разряд бессознательного. Он обладает почти столь же устойчивыми свойствами, как и анатомические признаки видов. «Каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его верования и искусства» [9]. «Душа нации» изначально задана народу, и в своих проявлениях он опирается на бессознательное, сформированное его предками.

Теория этногенеза Л. Н. Гумилева построена на природно-биологической основе формирования этнического характера. Возникновение этноса и становление его особенностей (этничности) связано с тем, что народы, являясь частью биосферы, возникают под воздействием «пассионарных импульсов» в определенных географических и климатических условиях. «Мы - порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса», - утверждал ученый [10]. Устойчивой характеристикой этничности является стереотип поведения, который усваивается потомками путем подражания поведенческим стереотипам старших и выработки ощущений свой - чужой.

Каждая из приведенных теорий по-своему интерпретирует природу этничности и акцентирует внимание на определенном аспекте, в то время как формирование этнического сознания у народа есть сложнейший процесс, в котором участвует множество факторов. Особая роль в нем принадлежит истории народа, его культуре, условиям жизни этноса (природной среде, ландшафту), видам и способам хозяйствования, обусловленным этой средой, генетическим и расовым особенностям, психологическому складу и темпераменту народа, взаимодействию с другими этносами и т. д.

Нельзя представлять этничность как нечто застывшее и неизменное в народной культуре: в определенных исторических условиях она способна развиваться, интегрировать, вбирать в себя ино-культурный опыт и порождать новые этнические образования. К примеру, в результате взаимодействия культур русского и украинского народов сложилась субкультура кубанского казачества. На ее формирование также оказали влияние этнические особенности северокавказских и, отчасти, тюркских народов. Оставим в стороне дискуссионные вопросы о социально-исторической первооснове казачества, его нынешнем социальном статусе и другие, которые являются темой отдельных исследований. Нас интересует интегративный характер данной этничности.

Трансформация, изменение (усиление или ослабление) этничности приобретают в современных условиях своеобразные формы. Культурная политика первых лет существования советского

государства, направленная на создание единой общности - советского народа, способствовала ослаблению этничности народов, проживающих на территории бывшего СССР. Многие элементы народной культуры, которые не вписывались в образ жизни советского народа (некоторые праздники, обряды, национальный костюм, национальное искусство, менталитет и др.), либо изживались, либо приспосабливались к новым условиям. Такая целенаправленная политика нивелирования этнического начала у народов СССР впоследствии была смягчена. Более того, в 1960-1980-е годы предпринимались меры по сохранению народных традиций, вызвавшие фольклористический бум в нашей стране. Однако естественное проявление этничности через различные формы и виды народной культуры было во многом ослаблено и даже утрачено. В этом процессе существенную роль сыграла и глобализация культуры, охватившая мир во второй половине XX века. Всплеск этнического самосознания привел к возникновению так называемого «этнического парадокса», когда при усиливающейся этнической идентификации традиционная бытовая культура практически исчезла, а повседневная культура носила массовый, универсальный характер [11]. Возникла своеобразная ситуация, разводившая ментальность и бытовую практику народов. Она была обусловлена как многолетним «выдавливанием» национального из жизни советских людей, так и глобальными процессами в культуре.

Этничность, проявляющаяся в менталитете, образе жизни людей, самовыражении народа через искусство, мифологию, религию и т. д., может порой становиться своеобразным катализатором национальных движений, имеющих самые разные оттенки - от сугубо положительных национально-освободительных движений до агрессивных, разрушительных форм национализма. «В последнее время много говорят об этнической и национальной самости населяющих Россию народов, - отмечает Н. А. Хренов. - Несмотря на общий вектор глобализационных процессов, которые, казалось бы, направлены на объединение разнообразных общностей, в реальности развертывается яростное отстаивание суверенитетов. Из этого корня происходит национализм, и даже преступность приобретает этническую и национальную окраску. Отчасти это объясняется последствиями советской имперской политики. Однако тут свою негативную роль играет и глобализация, развертывающаяся сегодня исключительно в формах американизации <...> Но ведь своеобразие настоящего момента в истории заключается в поиске механизмов идентичности такого рода, которая формировалась бы на цивилизационном уровне <...> Несмотря на несходство населяющих Россию этносов, нужно искать то цивилизационное ядро, которое их связывает <... > И в этих поисках значение традиционной культуры и ее многовековой истории просто невозможно переоценить» [12].

Многие исследователи, связывая разрушение позитивного, созидающего начала этничности с забвением традиционной культуры, рассматри-

132 "КулътУРная жизнь Юга России "

т 3 (32), 2009

вают различные варианты ее сохранения и восстановления. К примеру, Н. Г. Михайлова предлагает сосредоточить внимание на воссоздании традиции в рамках проектной культуры, выделив основные направления: сохранение аутентичной культуры в максимально подлинном виде (консервация) и ее развитие в новых современных формах - фольклоризме [13].

Необходимость поддержки традиционных культур сегодня осознана и на государственном уровне. Полагаем, что общими усилиями ученых, практиков и государственных органов в рамках проектной культуры и в стихийном творчестве масс удастся сохранить те общечеловеческие ценности, которые подпитывают этничность традиционных культур.

Литература

1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2007. С. 32.

2. Народная культура в современных условиях: учеб. пособие. М.*, 2000. С. 9.

3. Мнацаканян М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М., 2004. С. 93.

4. Benedict R. Patterns of culture. Boston; N. Y., 1934. P. 70-72.

5. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М., 1999. С. 3.

6. Мнацаканян М. О. Нации и национализм ... С. 180.

7. Бондарь Н. И. Традиционная культура: понятие, явление, современное состояние // Сбережение народа: традиционная народная культура: материалы науч.-практ. конф. Краснодар, 2007. С. 4.

8. Народная культура в современных условиях ... С. 179-191.

9. Лебон Г. Психология народов и масс // Западноевропейская социология XIX - начала XX в. М., 1992. С. 97-98.

10. Гумилев Л, Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 216.

11. Этносоциальные проблемы города. М., 1986. С. 261.

12. Хренов Н. А. Традиционная культура и циви-лизационная идентичность // Традиционная культура. 2007. №. 2. С. 12.

13. Михайлова Н. Г. Вторая жизнь традиционной народной культуры в новое время // Традиционная культура. 2007. JSfe. 4. С. 28.

A. M. SABIROVA. ETHNICITY IN THE FOLK CULTURE

Leveling of ethnic in culture connected with the processes of globalization and echo of national policy of former USSR has resulted in splash of ethnic self-consciousness and at the same time in ethnic paradox. Its overcoming is connected with renewal of traditional culture in every-day life.

Key words: ethnicity, culture ethnos, conventionality, ethnic paradox, project culture.

М. М.ХУЧБАР0В

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФЛЕЙТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

В статье раскрываются основные направления научно-исследовательской, методико-формируюцей, экспериментально-практической педагогической деятельности, разработка которых позволяет сформировать теоретико-методические основы профессиональной подготовки современного флейтиста.

Ключевые слова: учреждения начального профессионального музыкального образования, флейта, обучение игре на флейте.

Музыкально-педагогический аспект является важной составляющей массового и профессионального эстетического образования музыкантов. Отечественные методические школы, воспитавшие не одно поколение выдающихся музыкантов, пользуются авторитетом как в России, так и за рубежом.

Традиционно популярны музыкальные инструменты симфонического, духового и народного оркестров, среди которых важное место занимает флейта. Она имеет многовековую историю технического совершенствования: от простых народных свирелей этот инструмент продвинулся в своем развитии к нынешнему высокотехничному музыкальному состоянию. У современной флей-

ты мягкий, красивый, завораживающий звук и широкий диапазон звучания. В силу длительного пути развития она значительно пополнила свой арсенал технических возможностей и применяется практически во всех оркестрах и различных ансамблевых группах.

В первой половине XIX века в музыкальной практике широкое распространение получила флейта системы Бёма которая и в наше время остается основным музыкальным инструментом этого семейства [1].

Детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ) являются главным звеном начального профессионального художественного образования. За последние десятилетия ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.