проблемам формирования и предупреждения игровых аддик-ций. Однако, не смотря на имеющиеся у учащихся представления, возникает необходимость в проведении профилактической работы.
Цель профилактической работы с подростками состоит в создании условий для развития здорового образа жизни, стрессоустойчивых форм поведения, коррекции уже сложившихся, де-задаптивных форм поведения.
Не следует забывать о том, что ценностные эмоциональные переживания составляют ту основу, которая восстанавливает психическую энергию и поддерживает жизненный дух человека [4, с. 9]. При этом важно обращать внимание подростков на освоение способов эмоциональной саморегуляции и самореализации, выработку адекватной самооценки, способности к осознанию своих возможностей, умение разрешать конфликтные ситуации.
В успешной реализации целей и задач превенции компьютерной игровой аддикции среди учащихся важную роль играют образовательные учреждения, которые обладают хорошим потенциалом для творческого развития личности. Используя возможности разнообразных методов и методик, социальные педагоги, психологи, классные руководители проводят диагностическую, информационно-просветительную работу с учащимися, родителями по угрозам и последствиям компьютерной игровой зависимости, привлекают учащихся к участию в различных кружках, спортивных секциях, клубах по интересам, научных обществах, курсах программирования, компьютерной графики. В последнем случае увлечение учеников используется с целью их обучения и развития. В качестве форм и методов воспита-
Библиографический список
тельной работы с учащимися ряд авторов предлагают использовать торжества, устраиваемые в дни замечательных событий русской истории или жизни великих людей, патриотические спектакли, концерты, патриотические беседы, и др. [5, с.111].
При организации превентивной работы с подростками работники образовательных учреждений обращают внимание на недостаток программ, методических рекомендаций, о чем свидетельствуют результаты проведенного опроса среди социальных педагогов и классных руководителей.
Профилактическая работа включает в себя несколько направлений:
- работу с подростками, включая игры, тренинговые занятия, решение проблемных ситуаций и др.;
- работу с педагогами, которая направлена на вооружение их знаниями и умениями, необходимыми для предупреждения игровых аддикций среди учащихся;
- работу с родителями, которая направлена на информирование по проблемам игровых аддикций у подростков и состит в проведении индивидуального и группового консультирования специалистами в соответствии с их потребностями и запросами.
Таким образом, педагогическая профилактика компьютерной игровой зависимости у подростков представляет собой комплексную, системную, интегрированную работу образовательного учреждения, направленную на предупреждение возникновения игровых аддикций у учащихся, на выявление причин, провоцирующих возникновение данного вида зависимости, формирование у них адекватной модели взаимодействия с современными компьютерными технологиями.
1. Восканян М.В. Игра в культуре информационного общества. Вопросы культурологии. 2008; 11:17 - 20.
2. Войскунский А.И. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? Вопросы психологии. 2010; 6: 133 - 141.
3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва, Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
4. Абульханова К.А. К проблемам экологии личности и возможности психологической поддержки. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева 2014; 4 [30]: 6 - 22.
5. Шилов А.И., Шилова Н.В. Нравственное и патриотическое воспитание в средней школе восточной Сибири начала XX в. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014; 4 [30]: 107-111.
References
1. Voskanyan M.V. Igra v kul'ture informacionnogo obschestva. Voprosy kul'turologii. 2008; 11:17 - 20.
2. Vojskunskij A.I. Razvivaetsya li agressivnost' u detej i podrostkov, uvlechennyh komp'yuternymi igrami? Voprosypsihologii. 2010; 6: 133 -141.
3. Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya i konstruirovanie mirov. Moskva, Voronezh: Institut prakticheskoj psihologii, 1996.
4. Abul'hanova K.A. K problemam 'ekologii lichnosti i vozmozhnosti psihologicheskoj podderzhki. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva 2014; 4 [30]: 6 - 22.
5. Shilov A.I., Shilova N.V. Nravstvennoe i patrioticheskoe vospitanie v srednej shkole vostochnoj Sibiri nachala XX v. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2014; 4 [30]: 107-111.
Статья поступила в редакцию 14.04.15
УДК 378
Borisova Ye.N., senior lecturer, Department of Language Communication, Russian Academy of Music n.a. the Gnessins (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Makhova A.I., master student, Russian Academy of Music n.a. the Gnessins (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE FLUTE: PERFORMANCE AND PEDAGOGICAL HISTORY IN RUSSIA AND ABROAD. The article deals with the development of the flute performance and pedagogical history in Russia and abroad. The authors focus on different highlights of over 30 000-year-long flute history, materials for flute manufacturing, its kinds, forms of performance. The article discusses some figures of flute composers, performers, makers, teachers, as well as schools that put this instrument on the higher level as the most flexible one among wood winds. The authors pay their special attention to the pedagogical context of the flute performance and to the cultural globalization, which allow ranging ever growing opportunities of flute activity from collaboration between international schools to joint performances of flute players, master classes, competitions, conferences, etc.
Key words: flute performance in Russia and abroad, history of flute, flute schools, pedagogical orientation, cultural globalization.
Е.Н. Борисова, доц. каф. языковой коммуникации ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
А.И. Махова, магистрант ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ФЛЕЙТОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье освещаются вопросы становления флейтового исполнительства в России и за рубежом в историко-педагоги-ческом контексте. Авторы рассматривают различные вехи истории становления флейты, насчитывающей более тридцати
тысячелетий, материалы для изготовления данного инструмента, его виды, формы флейтового исполнительства. В статье уделяется внимание композиторам, исполнителям, мастерам, педагогам, флейтовым школам, которые вывели флейту на уровень одного из самых подвижных инструментов в группе духовых. Особый акцент ставится авторами на такой важнейшей составляющей как педагогическая направленность процесса развития флейтового исполнительства.
Ключевые слова: флейтовое исполнительство в России и за рубежом, история становления флейты, флейтовые школы.
История появления и развития флейты в музыке является важной вехой в формировании творчества многих композиторов. Несмотря на разные мнения об этом инструменте, критики его звучания и технической оснащенности, флейта занимает почетное место как прародитель всех духовых инструментов. Флейта является первым музыкальным инструментом, который стали использовать люди. В 2008 году во время археологических раскопок в Швабских Альпах (пещера Полые Скалы) были обнаружены инструменты, существовавшие от 30 до 19 тысяч лет назад. Это были костяные флейты с пятью отверстиями. На территории провинции Хэнань в 2013 году китайские археологи обнаружили три флейты, сделанные из костей японского журавля. Данные инструменты датируются периодом от 7 до 5 тысячелетия до нашей эры. Несколько флейт было найдено в старых пещерах на юго-западе Германии исследователями из Тюбингенского университета. Один из инструментов сделан из кости крыла грифа, два других - из слоновой кости. За более чем три тысячелетия флейта прошла большой путь развития от камыша и бамбука до серебра, платины, золота и других материалов, которые используются для её создания в настоящее время.
В период Ренессанса в Венеции создавались самые лучшие духовые инструменты. До XVI века в моде были продольные флейты, из таких флейт собирали ансамбли до 20 человек. На начальном этапе своего становления, флейта, в основном, применялась в ансамблях и оркестрах.
В XVII веке начали возникать первые оркестры. Клаудио Монтеверди стал первым композитором, который ввел в оркестр флейту в опере «Орфей».
Основной ролью, отводившейся флейте в тот промежуток времени, было исполнение безмятежных мелодий, создание пастушьих наигрышей. Со временем флейта стала использоваться как сопровождение к пению.
Первая поперечная флейта возникла в Германии в XVII начале XIX века, имела диапазон в 2,5 октавы, обладала нежным, мягким, но не сильным звучанием, хотя по сравнению с продольной флейтой, звучала гораздо ярче. Поперечную флейту стали вводить и в театральное представление.
Эпоха Возрождения, охватывающая XVIII век - начало XIX века, является кульминационным периодом в истории развития флейтового исполнительства. Трактаты и сочинения таких музыкантов, как И.И. Кванц, И.Б Вендлинг, И.Г. Тромлиц, А.Б. Фюр-стенау, Т. Бем, стали основой всех последующих флейтовых исполнительских школ. Важным центром развития флейтовой школы становиться Берлин, при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом. У Фридриха Великого был большой интерес к инструменту, и под руководством своего учителя и придворного композитора Иоахима Кванца, он стал виртуозным флейтистом и незаурядным композитором. Из-под его пера вышло 25 сонат и 6 концертов для флейты. При дворе монарха флейта играла большую роль. Благодаря его интересу, Кванц оставил большое наследие, включающее более двухсот сонат, трехсот концертов, многочисленные трио-сонаты, флейтовые дуэты, трио, квартеты и множество других сочинений. Важным трудом Кванца стал его трактат «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» (Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen (Берлин, 1752)). Трактат Кванца является одним из основных источников информации о практике флейтового исполнения в XVIII столетии, которую он приобрел в путешествиях по Италии, Франции и Англии. Несмотря на название, данный труд представляет собой не просто наставления для флейтистов, а полноценную программу обучения для музыкантов всех типов, с подробной информацией об интонации, орнаментике, динамике, о формах и основных стилях (французский, немецкий и итальянский) того времени.
Среди шедевров флейтового репертуара эпохи Барокко самыми значительными являются произведения И.С. Баха. Это шесть сонат для флейты и клавира, каждая из них по-своему уникальна, и содержит в себе определенную католическую тематику. Помимо этих сонат ярко выделяются «Тройной концерт» для флейты, скрипки и клавира, а так же Бранденбургские концерты (№№2 и 5), где флейте отводится сольное исполнение. Поми-
мо И.С. Баха яркое флейтовое барочное наследие оставили его старший сын К.Ф.Э. Бах (тройные концерты, сонаты для флейты и клавесина) и Г.Ф. Телеман (трио, квартеты, дивертисмент, концерты, трио-сонаты, сюиты, фантазии).
Со смертью И.С. Баха стиль Барокко теряет свою значимость. Во Франции формируется просветительская идеология, которая получила название «века просвещения», в Германии совершается духовная революция, выразившаяся в движении, называвшемся «буря и натиск», развивавшаяся в идеализме Канта. Идеи французских энциклопедистов - Руссо, Дидро, Вольтера - оказывают вливание на музыкальное искусство, находя отражение в направлении классицизма. В музыкальной практике продолжает главенствовать дворянско-аристократическое музицирование, вместе с тем интенсивно расширяется сфера публичных концертов, идет развитие ансамблевого музицирования, создаются оркестры для исполнения симфонической музыки.
В эпоху Классицизма огромное влияние на флейтовое исполнительство оказала фигура В.А. Моцарта. Свои возможности флейта также проявила в творчестве и других композиторов венской школы - Й. Гайдна и Л.В. Бетховена. В симфониях последнего можно заметить, что флейта выступает не в своем обычном амплуа («птичка» или пастуший наигрыш), а инструмент, передающий острые и напряженные душевные переживания [1].
Своим современным обликом флейта обязана Теобальду Бёму. Он придавал большее значение исследованию акустических параметров инструмента, при этом удобства исполнителя на инструменте оставались на втором плане. В результате, большинство исполнителей и коллег Бёма не одобряли введенные им новшества. Критике подвергались изменения техники инструмента, из-за чего музыкантам приходилось переучивать аппликатуру, а также его звучание. Флейтовая система Т. Бёма долгое время не приживалась среди музыкального сообщества. В Европе шли споры о преимуществах и недостатках данной системы. (Несмотря на это, к началу XX века большая часть флейтистов перешла на бёмовскую систему) [2].
В России флейта становится популярной в XVIII веке - с момента преобразования светской (нецерковной) музыки в профессиональное искусство. В первую очередь, это связано с деятельностью царя Петра Первого по преобразованию России в сильную державу, по реформированию российского государства с учетом последних достижений европейской культуры. Реформы Петра I способствовали коренному преобразованию экономической, общественной и культурной жизни России. Являясь разносторонне просвещенной и одаренной личностью, он высоко ценил музыку как фактор укрепления дисциплины, подъема морального духа страны. Чрезвычайно важным для развития военных оркестров в России стал Указ №2319 Петра I от 19 февраля 1711 года, по которому объявлялись «Штаты кавалерийских войск и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». Наряду с гобоями, трубами и валторнами в оркестрах морских солдатских полков использовались штатные сигнальные инструменты - флейты и барабаны. Для выполнения строевой сигнальной службы в штате каждой роты морских солдат имелись барабанщики и флейтисты. На улицах новой столицы - Петербурга -играли военные оркестры; во дворце устраивались ассамблеи с танцами; музыка звучала и на торжественных празднествах, и на военном параде, и на театральных подмостках.
На развитие русской культуры и музыкальной педагогики значительное влияние оказывали музыканты-педагоги, приглашенные из Италии, Германии и Франции. Влияние иностранных исполнителей играло свою роль в формировании русской флейтовой школы, однако в крепостных, придворных оркестрах Шереметьевых и Долгоруких развивалась русская исполнительская школа. Для обучения молодых музыкантов организовывались специальные классы, в которых преподавались различные инструменты, включая флейту. Распространенной формой приобщения к музыке было совместное ансамблевое музицирование, которое пользовалось популярностью среди дворянской молодежи. В этих музыкальных мероприятиях так же принимали участие и профессиональные музыканты.
В России первыми педагогами, которые начали создавать русскую флейтовую школу в ХУШ-Х1Х веках, стали преподаватели консерватории: Цезарь Чиарди (Питерская консерватория) и Фердинанд Бюхнер (Московская консерватория). Первым русским педагогом класса флейты в 1905 году стал профессор Санкт-Петербургской консерватории Ф.В. Степанов. Его преемником стал российский флейтист, композитор и дирижер В.Н. Цыбин, который был инициатором процесса обновления и создания базиса отечественной методики преподавания. Флейтовое пособие Цыбина «Основы техники игры на флейте» (1940 г.) значительно отличается от большинства трудов, существовавших в середине ХХ столетия: Ц. Чиарди, В. Поппа,
A. Фюрстенау, Э. Келлера и других. Отличительной чертой его работы было уделение особого внимания флейтового исполнителя не техническим, а художественным задачам. Педагогические работы В.Н. Цыбина имели большое влияние на русскую флейтовую школу и значительно изменили флейтовый репертуар отечественных учебных заведений.
Педагогический опыт В.Н. Цыбина развил его ученик Н.И. Платонов, создавший два учебника, которые являются наглядными пособиями по игре на флейте как для начинающих, так и профессиональных исполнителей. В своей первой работе «Метод изучения игры на флейте» (1931) он, значительно опережая свое время, предлагает обратиться к международным стандартам исполнительской постановки, в первую очередь, к французской исполнительской школе. В «Школе игры на флейте» (1933) автор акцентирует внимание на решении первоначальных проблем: развитии музыкальности и исполнительской техники, а также художественного чувства.
После 50-х годов XX века известными российскими флейтистами, педагогами и исполнителями становятся А.В. Корнеев,
B.И. Зверев, Ю.Н. Должиков. Сохранилось большое количество аудио- и видеозаписей, свидетельствующих о выдающихся исполнительских качествах этих музыкантов, что значительно повлияло на флейтовое исполнительство в конце XX - начале XXI вв. [3].
В настоящее время ведущими флейтовыми исполнительскими школами Европы являются французская и немецкая.
Несмотря на то, что во Франции не было создано фундаментальных трудов по истории флейтового искусства, сочине-
Библиографический список
ния французских композиторов XVШ-XX вв. до сих пор остаются самыми востребованными среди исполнителей во всем мире. Представителями современной французской флейтовой школы являются П.И. Арто, О. Николе - в их трудах представлена история становления и развития флейтового исполнительства от истоков до наших дней, отдельные его периоды, деятельность различных исполнителей, педагогов, композиторов, повлиявших на формирование флейтовой школы в целом [4].
Значительную роль в развитии не только флейтовой школы, но самого инструмента, сыграли немецкие флейтисты. Необходимо отметить, что в период с XVIII по XIX столетия произошли самые значительные изменения в структуре инструмента и педагогической школы. Благодаря деятельности И. Кванца, И.Б. Вендлинга, И.Г. Тромлица, А.Б. Фюрстенау, Т. Бема, флейтовое искусство поднялось не небывалую высоту, был сделан значительный вклад в формирование флейтового репертуара, созданы фундаментальные труды, ставшие наглядным пособием для всех флейтистов-исполнителей, был внесен огромный вклад в усовершенствование флейты, ее системы и технических особенностей [5].
Сложно говорить об общем и различном во французской и немецкой флейтовых школах, каждая по-своему оказала и влияние на флейтовое искусство. Важно отметить, что, несмотря на некоторые различия в исполнительском плане, обе школы стремятся к усовершенствованию флейтовой школы и исполнительства в целом.
Сегодня флейта является самым техничным и подвижным инструментом среди деревянных духовых инструментов. Чтобы показать всю многогранность этого инструмента, композиторы часто пишут произведения для флейты с большим количеством пассажей, мелизмов и прочих мелких элементов. Флейта часто выступает солирующим инструментом в оркестре, исполняя как лирические напевы, так и технически сложные мотивы, требующие от музыкантов высоких исполнительских навыков. Благодаря активному процессу культурной глобализации с каждым годом увеличиваются возможности взаимодействия флейтовых школ и их представителей, которые варьируются от проведения международных конкурсов и совместных выступлений до конференций и мастер-классов, в том числе, всё чаще с помощью информационно-телекоммуникационных сетей.
1. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Москва: Музыка, 1973.
2. Хвостиков М.В. Фридрих Кулау и его флейтовые сочинения. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 2012.
3. Абанович А.С. Флейтовая школа Московской Консерватории в XX веке: В. Цыбин, Н. Платонов, А. Корнеев. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 2013.
4. Захарова В.А. Флейтовая культура Франции (генезис, пути и закономерности развития). Диссертация ... кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2008.
5. Качмарчик В.П. Немецкое флейтовое искусство XVIII-XIXвв. Донецк, 2008.
References
1. Levin S.Ya. Duhovye instrumenty v istorii muzykal'noj kul'tury. Moskva: Muzyka, 1973.
2. Hvostikov M.V. Fridrih Kulau i ego flejtovye sochineniya. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2012.
3. Abanovich A.S. Flejtovaya shkola Moskovskoj Konservatorii v XX veke: V. Cybin, N. Platonov, A. Korneev. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2013.
4. Zaharova V.A. Flejtovaya kul'tura Francii (genezis, puti i zakonomernosti razvitiya). Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2008.
5. Kachmarchik V.P. Nemeckoe flejtovoe iskusstvo XVIII-XIX vv. Doneck, 2008.
Статья поступила в редакцию 25.04.15
УДК 612.019
Vystavkina V.F., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Gavryushkina M.Yu., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Pyatunina O.I., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Head of Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Shubina O.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Foroponova E.V., senior teacher, Department of Biology and Physical Culture, Altai State Academy of Education (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
AGE DYNAMICS OF MORPHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS (11-15 year old) FROM SOUTH-EASTERN PART OF ALTAI REGION. The article presents a complex investigation of the morphological data of 11-15-year-old teenagers who live in the city of Biysk in Altai region. It has been revealed that during the given period of time the length and weight of the body, the