Научная статья на тему 'Активизация развития музыкальности младших школьников в процессе игры на блокфлейте'

Активизация развития музыкальности младших школьников в процессе игры на блокфлейте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
339
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА БЛОКФЛЕЙТЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / JUNIOR SCHOOLCHILD / MUSICALITY / MUSICALITY DEVELOPMENT / PLAY THE BLOCK FLUTE / TEACHING MUSIC / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лаптев Иван Григорьевич

Развитие музыкальности является как приоритетной задачей в музыкальном воспитании младших школьников, так и целью данного исследования. Предметом исследования стало инструментальное музицирование младших школьников на уроке и во внеурочное время в процессе игры детей на блокфлейте с использованием метода стимулирования инструментальной деятельности, связи наглядных, словесных и практических методов при игре младших школьников на блокфлейте, самостоятельной деятельности детей с предварительными объяснениями учителя, что дало свои положительные результаты. Методика инструментального музицирования, в данном случае в процессе игры детей на блокфлейте с формированием определенных навыков, является результативной и успешной в плане активизации развития музыкальности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOSTING THE DEVELOPMENT OF MUSICAL TALENT OF JUNIOUR SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PLAYING THE BLOCK FLUTE

The development of musicality is both a priority in the music education of primary school pupils, and the aim of this paper. The subject of the study is playing block flute by junior pupils in class and as extracurricular activity. We use the method of stimulation of instrumental activities, and a combination of visual, verbal and practical techniques to perfect playing block flute. It is also important to include independent activity of children with prior explanations of the teacher. All these methods and techniques gave positive results. The methods of teaching to lay block flute are effective and successful in promoting the development of musical talent of junior pupils.

Текст научной работы на тему «Активизация развития музыкальности младших школьников в процессе игры на блокфлейте»

УДК 37.036:788.5

ББК Ч420.0543=Щ315.722 ГСНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.02

Лаптев Иван Григорьевич,

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра дошкольного и начального образования, Астраханский государственный университет; 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а; e-mail: ivgrigl@mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: младшие школьники; музыкальное творчество; развитие музыкальности; обучение игре на блокфлейте; начальное обучение музыке; музыкальное воспитание.

АННОТАЦИЯ. Развитие музыкальности является как приоритетной задачей в музыкальном воспитании младших школьников, так и целью данного исследования. Предметом исследования стало инструментальное музицирование младших школьников на уроке и во внеурочное время в процессе игры детей на блокфлейте с использованием метода стимулирования инструментальной деятельности, связи наглядных, словесных и практических методов при игре младших школьников на блокфлейте, самостоятельной деятельности детей с предварительными объяснениями учителя, что дало свои положительные результаты. Методика инструментального музицирования, в данном случае в процессе игры детей на блокфлейте с формированием определенных навыков, является результативной и успешной в плане активизации развития музыкальности младших школьников.

Laptev Ivan Grigoryevich,

Candidate of Pedagogy, Professor, Department of Preschool and Primary Education, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia.

BOOSTING THE DEVELOPMENT OF MUSICAL TALENT OF JUNIOUR SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PLAYING THE BLOCK FLUTE

KEY WORDS: junior schoolchild; musicality; musicality development; play the block flute; teaching Music; musical education.

ABSTRACT. The development of musicality is both a priority in the music education of primary school pupils, and the aim of this paper. The subject of the study is playing block flute by junior pupils in class and as extracurricular activity. We use the method of stimulation of instrumental activities, and a combination of visual, verbal and practical techniques to perfect playing block flute. It is also important to include independent activity of children with prior explanations of the teacher. All these methods and techniques gave positive results. The methods of teaching to lay block flute are effective and successful in promoting the development of musical talent of junior pupils.

Успешный многолетний практический опыт работы в общеобразовательной школе показал, что музыкальность младших школьников активно развивается в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах, в том числе при игре на блокфлейте, и представляет «широкое поле для творческой деятельности детей» [5, с. 105].

Блокфлейта стала широко использовалась в XX в. в музыкальных, а также в начальных общеобразовательных школах Европы и России.

Идеи известного австрийского композитора и педагога Карла Орфа об элементарном музицировании были чрезвычайно популярны в России в середине - конце ХХ в. К. Орф является автором системы музыкального воспитания детей, которая отражена в пятитомной антологии «Шуль-верк». Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из «Шульверка» представляет собой простейшую партитуру, до-

ступную в исполнении даже маленьким детям. В своей работе с музыкально малоодаренными детьми в процессе элементарного музицирования - «элементарная музыка, элементарные словесные тексты, элементарные формы движений и элементарные музыкальные инструменты» (К. Орф), он активно использовал и блокфлейты. Один из выпусков «Шульверка» так и назывался «Упражнения для блокфлейт». Был подготовлен и так называемый «Комплект ор-фовских инструметов», пользовавшийся большой популярностью и в детских садах, и в начальных классах общеобразовательной школы. Карл Орф с оптимизмом утверждал, что «элементарной музыкой может овладеть каждый ребенок» [9, с. 50].

Блокфлейта отличается от других инструментов своего семейства наличием семи пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. В мундштуке находится деревянная пробка (блок), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха, оставляя лишь узкую щель для прохожде-

© Лаптев И. Г., 2017

ния воздуха в ствол инструмента. Звук в блокфлейте формируется в стволе инструмента уровнем колеблющегося столба воздуха - чем меньше закрытых отверстий, а значит, колеблется меньший столб воздуха, тем выше звучание инструмента. Звукоряд блокфлейты диатонический, но с использованием вилочных аппликатур расширяется до хроматического звукоряда. Блокфлейта обычно имеет строй «Фа» или «До». Для младших школьников наиболее приемлемой для игры является блокфлейта сопрано «До».

Небезынтересно, что звуки блокфлейты - этого инструмента с колеблющимся столбом воздуха - воспринимаются не только слуховым анализатором, но и виб-рационно, на основе «костно-тканевой проводимости, которая в слуховых восприятиях играет довольно большую роль» [8, с. 130].

Инструментальное музицирование младших школьников с низким уровнем музыкальных задатков, которые ранее самоустранялись от активной музыкальной деятельности, позволяло в увлекательной форме «осваивать навыки игры на блокфлейте и развивать музыкальность» [13, с. 259].

Основным приемом звукоизвлечения является подача в мундштук инструмента слога «ту» шепотом. При этом подача должна быть не слишком сильной, чтобы не возникали иные высокие звуки.

Методика работы с детьми предусматривала, что на уроке музыки в поиске одного верного звука 2-3 учащихся аккуратно закрывали пальчиками шесть из семи отверстий на инструменте, чтобы прозвучала нота «ре». Ноту «до» достаточно сложно первоначально извлечь, поэтому импровизировали школьники в нижнем тетрахорде тональности ре минор. При этом визуальный и слуховой контроль сопровождался игрой педагога на блокфлейте. Как только правильное звучание одного звука учащимися было найдено, весь класс повторял интонационно верно этот звук. Затем звучание трансформировалось в инструментальную несложную ритмическую модель, сыгранную педагогом на одном звуке. Эту модель как музыкально-ритмическое эхо повторяли учащиеся-инструменталисты, при этом метод слухового контроля являлся наиболее важным для них. А затем все без исключения ученики класса с увлечением интонационно верно пели эти однозвучные мелодико-ритмические фразы. Учитель изменял ритм, дети, играющие на блокфлей-тах, повторяли его, при этом формировалась верная подача воздуха в мундштук блокфлейты.

Далее на последующих уроках музыки учащиеся осваивали точность интонационного звучания двух, затем трёх звуков, а это уже позволяло инструментально музицировать с опорой на ладовые ассоциации при завершённой двух- или четырехтактовой музыкально-ритмической фразе. Технические приемы постепенно усовершенствовались, что позволяло музицировать уже в пределах квинты в ре миноре.

Следует заметить, что в процессе исполнительской деятельности развитие музыкальности происходит всегда комплексно. Когда школьник играет на блокфлейте какую-либо мелодию или импровизирует на инструменте в пределах трёх-пяти ступеней, то он одновременно воспринимает: а) ритмическую структуру; б) высотные соотношения звуков; в) ладовую функцию; г) тембровую окраску; д) регистровую значимость; е) динамическую звучность; ж) темповую характеристику, з) форму фразы. Творческое осознание характера исполнения является «стреттным» и, как отмечал Б. М. Теплов, «на основе эмоционального критерия» [12, с. 126].

На внеклассных занятиях в процессе освоения навыков игры с целью активизации развития «музыкально-слуховых представлений» как одного из трёх основных компонентов музыкальности (Б. М. Теплов), младшим школьникам в индивидуальном порядке предлагалось сначала мысленно сочинить «свою» мелодию в пределах трёх-пяти звуков, а затем сыграть её. Беседы с детьми указывали на адекватность предварительного сочинения с мысленным перекрытием пальчиками отверстий инструмента и последующего проигрывания музыкально-ритмической модели. В связи с тем что блокфлейта-сопрано при последовательном открытии отверстий имеет диатонический строй в до мажоре, а примарная певческая зона детей звучит на октаву ниже, то практически все дети с низким уровнем музыкальных задатков постепенно интонационно верно повторяли голосом свой мелодический рисунок. Это был значительный прогресс в развитии музыкальности детей.

На уроке инструментальная деятельность учеников составляла не более пяти минут, а на внеклассных занятиях школьники с увлечением осваивали азы нотной грамоты, совершенствовали навыки игры в исполнении фрагментов школьных песен и их интонационно верного пропевания, что способствовало успешному освоению песенного школьного программного материала всеми без исключения детьми в классе.

Современные российские требования к общеобразовательной школе по предмету

«Музыка» стали более динамичными. Если в «Стандарт начального общего образования по искусству» (2004) как раздел опыта музыкально-творческой деятельности, обладающий значимыми компенсаторными возможностями и нивелирующий дисбаланс координации между слухом и голосом, конкретно вводилось «инструментальное музицирование», то ФГОС НОО, введенный в начальную школу с 1 сентября 2011 г., в разделе «Музыка» позволяет рассматривать гораздо шире музыкальное творчество младших школьников - «использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации» [10, с. 79].

Опыт инструментального музицирования с детьми указывает на высокие потенциальные возможности игры на блокфлей-те как средство активизации музыкального развития младших школьников. В качестве заинтересованности инструментом, «родственником» флейты, младшим школьникам была рассказана древняя легенда о гамельн-ском музыканте-крысолове в свободной интерпретации учителя. Младшие школьники с восторгом и воодушевлением воспринимали необычный рассказ учителя о музыканте-флейтисте, что опосредованно способствовало последующему лучшему усвоению навыков игры на блокфлейте.

Следует заметить, что основными являются два важных навыка игры на инструменте - точное перекрытие отверстий блокфлейты и верная без напряжения подача воздуха в мундштук.

Во внеклассной работе инструментальная музыкальная деятельность младших школьников приобретала поистине широкий спектр и способствовала активному развитию чувства ритма, темпа, тембра, лада, регистра, формы. Дети изучали нотную грамоту, осваивали при игре на блокфлейте немецкую аппликатурную систему, проявляли творчество в процессе несложного инструментального музицирования. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, - отмечал академик, музыковед Б. В. Асафьев, - углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других» [2, с. 80].

В школе был организован ансамбль блокфлейтистов, который выступал как на родительских собраниях, так и на других торжественных мероприятиях. В репертуаре ансамбля, играющего как без сопровождения, так и в сопровождении фортепиано, были народные песни и музыкальные пьесы классического характера. «Музыка для детей и юношества, - отмечал Д. Б. Каба-

левский, - должна отвечать трём требованиям: во-первых, она должна быть просто хорошей музыкой, увлекательной и по-настоящему художественной; во-вторых, она должна быть целесообразной, полезной в педагогическом отношении; в-третьих, она должна иметь четкую воспитательную направленность» [3, с. 232].

Любимыми произведениями ансам-блистов были русская народная песня «Со вьюном я хожу», исполняемая трехголосным каноном, и народная песня «Во кузнице», где звуки первых двух слогов исполнял солист и далее мелодию подхватывал весь инструментальный ансамбль. Из музыкальной классики чаще всего исполнялись специально аранжированные пьесы из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского [14] - №4 «Мама», №5 «Марш деревянных солдатиков», №16 «Старинная французская песенка» и №17 «Немецкая песенка», в которой важным приёмом легкого стоккати-рования являлось выполнение навыка подачи звука в мундштук как бы слогом «ту». Из зарубежной музыки дети исполняли в унисон фрагменты пьесы «Снег танцует» из сюиты для фортепиано Клода Дебюсси «Детский уголок» и унисонные фрагменты пьесы «Кукла (Колыбельная песня)» из цикла пьес для фортепиано в 4 руки Жоржа Бизе «Детские игры».

С увлечением дети разучивали и исполняли в сопровождении фортепиано песни различных народов. Это итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок» с вокальным исполнением, швейцарская народная песня «Кукушка». Греческая песня «Колечко» исполнялась первоклассницей-солисткой в сопровождении ансамбля блокфлейтистов, а английские песни «Покажи, как играет флейта» и «Наш оркестр» на высоком эмоциональном уровне звучали с хоровым исполнением этих песен. «Как инструмент воспитания и совершенствования психики ребенка, - отмечает профессор В. И. Петрушин, - музыкальная деятельность не имеет себе равных по силе своего воздействия... Ребенок, получающий в процессе музыкального обучения постоянную сенсорную стимуляцию мозга, оказывается более умным, более социализированным по сравнению со сверстниками, которые не включены в музыкальную деятельность» [7, с. 8].

Достаточно большой диапазон исполняемых на блокфлейтах в процессе внеклассной музыкальной деятельности небольших, но значимых в мировой музыкальной литературе музыкальных произведений расширял музыкальный кругозор учащихся, совершенствовал развитие музыкальных способностей, содействовал становлению музыкально образованной лич-

ности школьника с достаточно развитыми творческими возможностями, формировал «эмоционально-потребностное значение музыки» [11, с. 96].

Инструментальная деятельность

младших школьников давала повод для прослушивания в домашних условиях с родителями и ознакомления, не без помощи интернета, с другими музыкальными произведениями из этих же и других музыкальных циклов. «Восприятие музыки, -отмечал профессор Ю. Б. Алиев, - помогает

усвоению практических навыков в пении, движении, игре на элементарных музыкальных инструментах» [1, с. 122]. Более того, в семейном кругу инициировалось создание семейных музыкальных ансамблей, о чем с гордостью сообщали дети.

Таким образом, практика подтвердила гипотезу о принципиальной важности и потенциальных возможностях игры на блокфлейте младших школьников в процессе активизации развития музыкальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада - к начальной школе. -Воронеж : НПО «МОДЕК», 1998.

2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М. - Л. : Музыка, 1965.

3. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М. : Педагогика. 1973.

4. Как держать блокфлейту. Блокфлейта для начинающих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: svirel. org/blokfleita / paltsy-na-flejte.

5. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. - М. : Владос, 2001.

6. Легенды. Гамельнский крысолов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: samlib.ru/s/solnechnaja/ skazka7.shtml.

7. Петрушин В. И. Задачи музыкальной психологии и психотерапии в современной России // Музыкальная психология и психотерапия. - 2011. - №3(24).

8. Руководство по фониатрии / под ред. В. П. Морозова. - Л., 1970.

9. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма. - Л. : Музыка, 1970.

10. Тарасов Г. С. О музыкально-слуховой деятельности // Проблемы деятельности в психологии. -Ч. I. - M., 1979.

11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей : Избр. тр. - М. : Педагогика, 1985.

12. Федеральный государственный стандарт / / Начальная школа. - 2010. - № 11.

13. Laptev I. Innovative aspect of musical abilities of younger schoolboys / / Global Science and Innovation: A global perspective on science, technology and innovation conference. - Vol. II. - 17-18 December. - Chicago, 2013.

14. Laptev I. Instrumental music - arrangements plays "Children's album" P. Tchaikovsky. - Saarbrucken : Lap Lambert Academic Publishing, 2015.

REFERENCES

1. Aliev Yu. B. Metodika muzykal'nogo vospitaniya detey ot detskogo sada - k nachal'noy shkole. - Voronezh : NPO «MODEK», 1998.

2. Asafev B. V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii. - M. - L. : Muzyka, 1965.

3. Kabalevskiy D. B. Prekrasnoe probuzhdaet dobroe. - M. : Pedagogika. 1973.

4. Kak derzhat' blokfleytu. Blokfleyta dlya nachinayushchikh [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: svirel.org/blokfleita / paltsy-na-flejte.

5. Laptev I. G. Detskiy orkestr v nachal'noy shkole. - M. : Vlados, 2001.

6. Legendy. Gamel'nskiy krysolov [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: sam-lib.ru/s/solnechnaja/skazka7.shtml.

7. Petrushin V. I. Zadachi muzykal'noy psikhologii i psikhoterapii v sovremennoy Rossii // Muzykal'naya psikhologiya i psikhoterapiya. - 2011. - №3(24).

8. Rukovodstvo po foniatrii / pod red. V. P. Morozova. - L., 1970.

9. Sistema detskogo muzykal'nogo vospitaniya Karla Orfa / pod red. L. A. Barenboyma. - L. : Muzyka, 1970.

10. Tarasov G. S. O muzykal'no-slukhovoy deyatel'nosti // Problemy deyatel'nosti v psikhologii. - Ch. I. -M., 1979.

11. Teplov B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey : Izbr. tr. - M. : Pedagogika, 1985.

12. Federal'nyy gosudarstvennyy standart // Nachal'naya shkola. - 2010. - № 11.

13. Laptev I. Innovative aspect of musical abilities of younger schoolboys // Global Science and Innovation: A global perspective on science, technology and innovation conference. - Vol. II. - 17-18 December. - Chicago, 2013.

14. Laptev I. Instrumental music - arrangements plays "Children's album" P. Tchaikovsky. - Saarbrucken : Lap Lambert Academic Publishing, 2015.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. И. Волынкин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.